linson & C. Whittaker (Eds.), Blended learning in English language teaching: Course design and implementation (pp. 131-140). London: British Council.
9. McKay, S. L. (2012a). Principles of teaching English as an international language. In L. Alsagoff, S. L. McKay, G. Hu, & W.A. Renandya (Eds.), Principles and practices for teaching English as an international language (pp. 28-46). New York: Routledge.
10. Tomlinson, B., & Masuhara, H. (2016). The complete guide to materials development for language learning. Holboken: Wiley. Troncoso, C.R. (2010). The effects of language materials on the development of intercultural competence. In B. Tomlinson & H. Masuhara (Eds.), Research for materials development in language learning: Evidence for best practice (pp. 83-102). London: Continuum.
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА ПО РКИ В УСЛОВИЯХ КИТАЙСКОГО ВУЗА (ВЕЧЕР РУССКОЙ ПОЭЗИИ В ХАЙНАНЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ)
© Поповичева И.В.1
Институт прикладных наук и технологий Хайнаньского университета,
Китай, г. Данчжоу
Внеаудиторная работа является важной частью обучения РКИ. В данной статье представлен положительный опыт организации внеаудиторных мероприятий по русскому языку как иностранному в условиях китайского вуза: приводится описание сценария вечера русской поэзии, апробированного на отделении русского языка Хайнаньского университета.
Ключевые слова внеаудиторная работа, русский язык как иностранный, китайский вуз, вечер русской поэзии.
В настоящее время в связи с развитием партнерских отношений между Россией и Китаем интерес к изучению русского языка в КНР значительно возрос. Научно-практическая деятельность ученых и педагогов в этом направлении приобрела особую актуальность: китайские и русские преподаватели активно работают в области создания программ, учебников, методических рекомендаций, отвечающих современным требованиям изучения русского языка как иностранного; преподаватели многих российских вузов обучают китайских студентов русскому языку в институтах и университетах Китая.
Цель данной статьи - рассказать об опыте проведения внеаудиторных мероприятий по РКИ в условиях китайского вуза.
1 Доцент кафедры Русского языка, кандидат филологических наук, доцент.
Как показывает практика, внеаудиторная работа - важная и неотъемлемая часть обучения русскому языку как иностранному (см. например: [Зин-ченко, Постникова, Сиротина 1987]). В отличие от аудиторных занятий, содержание, формы и методы внеаудиторной работы не являются строго регламентированными и зависят прежде всего от потребностей и интересов воспитанников, так как одна из основных целей внеаудиторной деятельности - создание условий для развития и саморазвития личности, реализации природных задатков и способностей обучаемых.
Организация внеаудиторной работы по иностранному языку базируется на соблюдении следующих принципов: принципа связи внеаудиторной работы с условиями жизни и деятельности обучающихся; принципа учета психовозрастных особенностей обучающихся; принципа коммуникативной активности участников; принципа учета уровня языковой подготовленности обучающихся и преемственности внеаудиторной работы с учебными занятиями по иностранному языку; принципа сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы; принципа учета межпредметных связей; гласность [Щуркова 1994; Холод, Егорова 2014].
Эффективность и результативность внеаудиторной работы зависят также от соблюдения следующих условий: вовлечение в работу всех обучающихся, независимо от уровня их знаний; сочетание инициативы обучающихся с направляющей ролью преподавателя; занимательность и новизна содержания, форм и методов работы; эстетичность мероприятий; четкая организация и тщательная подготовка мероприятий; наличие целевых установок и перспектив деятельности; широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся [Щуркова 1994; Кравчук 2011].
Формы внеаудиторных мероприятий в практике преподавания РКИ многообразны: соревновательные (конкурс, олимпиада, викторина), средства массовой информации (стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина), культурно-массовые (вечер-праздник, вечер-встреча с интересными людьми и т.п.), политико-массовые (форум, фестиваль, пресс-конференция) [Кравчук 2011]. Также это могут быть экскурсии, посещения театров, музеев, других культурных учреждений, прогулки, поездки-путешествия и т.д.
В содержательном плане внеаудиторные мероприятия по РКИ, как правило, сочетают в себе учебный, национальный и развлекательный компоненты.
На отделении русского языка в Институте прикладных наук и технологий Хайнаньского университета (Китай) внеаудиторные мероприятия проводятся регулярно, формы их разнообразны: это олимпиады, викторины, конкурсы, тематические вечера, воскресные прогулки с русским преподавателем [Поповичева, У Пин 2016].
В качестве примера приведем описание сценария вечера русской поэзии «Я говорю с тобой стихами».
Цели мероприятия - стимулирование познавательного интереса китайских студентов первого года обучения к изучению русского языка и русской культуры; закрепление и углубление базовых знаний по русской литературе; развитие навыков говорения и понимания текстов на русском языке; развитие творческих способностей обучающихся.
Подготовительный этап: 1) определение места, времени проведения вечера, состава участников; 2) на уроках разговорной речи лексическая и страноведческая подготовка учащихся к участию в мероприятии; 3) распределение обязанностей в период подготовки и во время проведения вечера; 4) помощь русского преподавателя студентам в выборе и тренировке выразительного чтения стихов, исполнении романсов.
Ход мероприятия.
«Ведущий. Дорогие друзья, сегодня у нас необычный урок: мы будем читать и слушать стихи, музыку, говорить о известных русских поэтах и о русской природе. (На экран выводится слайд с названием вечера: «Вечер русской поэзии "Я говорю с тобой стихами"»). Скажите, каких русских поэтов вы знаете? (Студенты называют известных им русских поэтов).
Конечно, самый известный русский поэт и писатель - Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Его по праву называют солнцем русской поэзии. Он родился 6 июня 1799 года в Москве. Его родители были хорошо образованными людьми. Отец поэта тоже писал стихи. А его мать очень любила музыку. Няня Арина Родионовна рассказывала мальчику сказки и пела русские народные песни. Когда Саше Пушкину исполнилось 12 лет, он уехал учиться в Лицей, который находился недалеко от города Петербурга. Вместе с Пушкиным в Лицее училось еще 30 мальчиков. Это были будущие известные люди России: политики, дипломаты, писатели. Уже в лицее Александр Пушкин начал писать стихи. За свою недолгую жизнь Пушкин написал много известных стихов: «Я вас любил...», «К Чаадаеву», «Если жизнь тебя обманет» и т.д. (Информация о жизни и творчестве А.С. Пушкина сопровождается видеорядом слайдов).
Студент 1. Читает стихотворение А.С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет» на русском и на китайском языках.
Ведущий. Самое известное произведение Пушкина - роман «Евгений Онегин» - тоже написано в стихах. Как вы знаете, герой романа Евгений Онегин - богатый и образованный молодой человек. Он жил в Петербурге, но потом решил пожить в деревне. В деревне он познакомился с семьей помещиков Лариных. В Евгения влюбляется старшая дочь помещика - Татьяна Ларина. Но Евгений не захотел жениться на ней. В конце романа Евгений и Татьяна встретились в Петербурге на балу. Татьяна была прекрасна. Евгений предложил Татьяне стать его женой, но к тому времени Татьяна уже была замужем.
Русский композитор Петр Чайковский написал оперу на стихи романа Пушкина. Опера Чайковского «Евгений Онегин» известна во всем мире. Давайте посмотрим отрывки из фильма-оперы «Евгений Онегин».
(Демонстрируются отрывки из фильма-оперы «Евгений Онегин»: письмо Татьяны Онегину, ария Ленского, встреча Онегина и Татьяны на балу в Петербурге).
Ведущий. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - еще один очень известный русский поэт и писатель. Он прожил всего 26 лет. Но за это время написал много великих произведений: «Парус», «Бородино», «Герой нашего времени» и др. (Слова ведущего сопровождаются видеорядом слайдов).
Студент 2. Читает стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус» на русском и на китайском языках.
Ведущий. Большинство произведений М.Ю. Лермонтова грустные. Может быть, уже в юности поэт чувствовал, что его жизнь не будет долгой. И сейчас мы послушаем с вами известный русский романс, написанный на стихи Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».
Студент 3. Исполняет романс «Выхожу один я на дорогу».
Ведущий. Федор Иванович Тютчев (1803-1873) - один из крупнейших русских поэтов XIX - Золотого века русской литературы. Стихи Тютчева отличаются небольшим размером, но глубоким философским содержанием. (Слова ведущего сопровождаются видеорядом слайдов).
Студент 4. Читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа» на русском и на китайском языках.
Ведущий. Сергей Есенин (1895-1925) - поэт Серебряного века, один из самых любимых в России поэтов. Он родился в крестьянской семье. Есенина называют «крестьянским поэтом», считают «истинно русским поэтом». В своих стихах Есенин писал о любви к русской природе, к родине. На многие стихи Есенина написаны романсы. (Слова ведущего сопровождаются видеорядом слайдов).
Студент 5. Исполняет романс «Клен ты мой опавший».
Ведущий. В русской литературе много стихов о природе. Эти стихи разные: и веселые, и грустные, и торжественные, и скромные. Потому что русская природа тоже разная. Многие поэты написали стихи о временах года: о весне, о лете, об осени, о зиме. Но каждый поэт по-своему передал красоту русской природы.
Студенты первого курса подготовили для нас стихи русских поэтов о природе и временах года. Сейчас мы будем слушать эти прекрасные стихи. А члены жюри определят, кто лучше всех сегодня прочитает стихотворение на русском языке.
Студенты 6-15. Читают стихи А. Пушкина («Зимнее утро», «Зимняя дорога», «Унылая пора! Очей очарованье!»), М. Лермонтова («Осень», «Весна»), Ф. Тютчева («Весенняя гроза», «Зима недаром злится», «Сияет солнце, воды блещут...»), С. Есенина («Вот уж вечер. Роса...», «Белая береза», «Отговорила роща золотая», «Нивы сжаты, рощи голы») на русском и китайском языках. (Чтение стихов сопровождается видеорядом слайдов, помо-
гающих слушателям лучше понять содержание декламируемых поэтических произведений).
Ведущий. Я думаю, все сегодня отлично подготовились и очень хорошо прочитали русские стихи.
Но всё-таки сегодня был конкурс. И пока жюри будет решать, кто лучше всех прочитал стихотворение, мы послушаем с вами замечательную русскую песню о березах.
Студент 17. Исполняет песню «Березы».
Члены жюри определяют победителей конкурса чтецов.
Ведущий и члены жюри поздравляют и награждают сладкими призами лучших чтецов.
Ведущий. Мы надеемся, что сегодняшний вечер был интересным для вас и вам понравились стихи русских поэтов».
В процессе подготовки и участия во внеаудиторных мероприятиях подобного типа китайские студенты на практике применяют все виды речевой деятельности, развивают коммуникативную компетентность, в условиях неформального общения с русским преподавателем практикуют умение говорить по-русски и понимать русскую речь, закрепляют и углубляют знания по русскому языку и русской литературе, проникаются уважением к русскому народу и русской культуре, демонстрируют свои творческие способности и креативную активность.
В условиях китайского вуза внеаудиторная работа русских преподавателей имеет большое значение также для развития отношений сотрудничества между педагогом и обучающимися. Преподаватель лучше узнает характер, интересы, природные задатки студентов, координируя и направляя их деятельность, стимулирует самостоятельность и активность в изучении русского языка.
Список литературы:
1. Зинченко Т.Н., Постникова И.И., Сиротина Г.П. Пособие для внеаудиторной работы с иностранными учащимися. - М., 1987.
2. Кравчук Л.С. Внеаудиторная работа как способ оптимизации образовательной среды вуза [Электронный ресурс] // Социализация и ресоциали-зация подростков и молодёжи: междисциплинарный аспект (к юбилею проф. А.С. Новосёловой): Матер. Всерос. науч.-практ. конф. (8 декабря 2011 г.). -Пермь, 2011. - Режим доступа: http://pedagog.pspu.ru/conference/novoselova/ digest/section-1/71-vneauditomaya-rabota-kak-sposob-optimizatsii-obrazovatel-noj-sredy-vuza.
3. Поповичева И.В., У Пин Из опыта работы отделения русского языка колледжа прикладных наук и технологий Хайнаньского университета (Китай) // Aktualni pedagogika. - Prague, Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfe-ra-CZ», 2016. - № 1. - С. 79-84.
4. Холод Н.И., Егорова О.С. Формы и методические принципы организации внеаудиторной деятельности студентов по иностранному языку // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2014. - № 4, Т. I (Психолого-педагогические науки). - С. 108-113.
5. Щуркова Н.А. Новые формы воспитательной работы // Иностранные языки в школе. - 1994. - № 4. - С. 61-63.
ОБУЧЕНИЕ ПОРЯДКУ СЛОВ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
© Соловьева А.М.1
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет», г. Москва
Статья посвящена разработке лингводидактических основ обучения китайских студентов нормам словорасположения в предложениях на элементарном и базовом уровне владения РКИ. Проведено сравнение порядка слов в русском и китайском языках. Обосновано, что использование визуализации позволит повысить эффективность обучения.
Ключевые слова нормы порядка слов в русском и китайском языках, визуализация.
В последние десятилетия возрос интерес к проблемам синтаксиса, который вызван стремлением использовать новые достижения лингвистической науки для более глубокого осмысления теоретических проблем языка и речи. Одним из актуальных вопросов синтаксиса является порядок слов.
Проблема порядка слов в языках различных систем привлекает внимание многих языковедов.
Под порядком слов понимают порядок составляющих элементов, который имеет первостепенное значение для языков, отличающихся друг от друга.
При изучении современного словорасположения в русском языке рассматриваются разнообразные вопросы. Исследование А.Н. Печникова посвящено разработке прямого и обратного порядка слов; Н.И. Васильковой, М.В. Всеволодовой, Нгуен Ту М., О.А. Крыловой и С.А. Хаврониной - определению функций порядка слов; Т.А Мамедовой, Н.В. Изотовой, В.И. Забур-дяевой - изучению словопорядка в произведениях классиков. В некоторых работах представлено описание различных типов конструкций, в которых инверсии подвергаются те или иные члены предложения.
1 Студент.