Внеаудиторная работа как фактор формирования интереса к курсу «Русский язык и культура речи» Чернышева Т. И.
Чернышева Татьяна Игоревна / СИетузИега Та1уапа ^огвупа - старший преподаватель, кафедра русского языка как иностранного, Научно-исследовательский университет Московский государственный строительный университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассказывается о проблемах преподавания предмета «Русский язык и культура речи» в вузах, о внеаудиторной работе, проводимой на кафедре русского языка как иностранного в НИУ МГСУ.
Ключевые слова: внеаудиторная работа, традиционные мероприятия, дисциплина «Русский язык и культура речи» в вузах.
Сегодня курс «Русский язык и культура речи» включён в программы всех российских вузов гуманитарного и негуманитарного профиля и предназначен для студентов всех специальностей. Курс призван создавать языковую личность высококвалифицированного специалиста, речь которого соответствует нормам современного русского литературного языка. Способность ясно излагать свои мысли в устной и письменной речи, уверенно владеть родным языком нужна специалисту в любой области.
Преподаватель дисциплины «Русский язык и культура речи» в процессе обучения сталкивается с рядом проблем. Во -первых, узкий кругозор учащихся и нежелание его расширять. Во -вторых, прагматичный подход к обучению. «Зачем на стройке культура речи?» - спрашивают каждый год студенты. Предмет считается лишним, ненужным.
Преодолеть эти проблемы в полной мере нельзя. Но каждый преподаватель ищет пути их решения. Одним из способов решения представляется внеаудиторная работа. В данной публикации излагается опыт работы кафедры русского языка как иностранного в Московском государственном строительном университете. Наша кафедра старается поддерживать интерес молодёжи к родному языку и культуре. В нашем вузе используются разные формы внеаудиторной работы как индивидуальные, так и групповые, массовые.
В марте этого года в НИУ МГСУ прошла конференция на тему «Русский язык в межкультурном пространстве». Среди тем, которые предлагались, были, например, такие: «Роль ников в интернете», «Как соцсети влияют на язык», «Особенности языка смс-сообщений», «Особенности языка СМИ», «Место русского языка в современном мире», «Нарушение речевых и стилевых норм в рекламной продукции». Все доклады сопровождались слайдами. Подготовка студенческих докладов координировалась преподавателями. Конференция была информативно насыщенной, содержала для студентов новые сведения как фактические, так и языковые. Цель конференции -обсудить, как меняется русский язык в век развития современных технологий и господства английского языка. Жюри оценивало доклады по следующим критериям: логичность речи, артистизм, эмоциональность, качество информации, качество презентации, контакт с аудиторией. Доклады производили яркое, запоминающееся впечатление, вызывали у слушателей много положительных эмоций. А эмоции, как известно, «выполняют очень важную функцию в мотивации деятельности» [1].
Конференции наиболее трудоёмкие, но и более эффективные массовые формы внеаудиторной работы. Они способствуют расширению кругозора учащихся, развивают творческую активность, мыслительные способности, развивают коммуникативные способности молодёжи.
Не менее интересны индивидуальные формы внеаудиторной работы, к которым относятся доклады, сообщения. В качестве иллюстрации приведу пример задания, которое выполняли студенты в моей группе. Цель задания - заинтересовать учащихся в получении новых знаний. В ходе изучения темы «Лексика» надо было подготовить сообщения на тему «Субстандартная лексика современного русского языка». В силу нехватки времени эта тема не изучается на занятиях. Учащиеся выступали перед аудиторией с сообщениями «Сквернословие», «Жаргон - хорошо это или нет?», «Диалекты и просторечия».
После выступлений шло живое обсуждение, и студенты приходили к выводу, что немотивированное и частое употребление субстандартной лексики может вести к непониманию, двусмысленности, к лексическим и стилистическим ошибкам. Возникали вопросы, есть ли положительная черта у такого рода лексики, можно ли обойтись без неё? В чём вред ненормативной лексики? Почему она так популярна? Почему чаще ругаются мужчины и подростки? Как бороться со сквернословием? Студенты предлагали свои варианты «борьбы» с нецензурной лексикой. Правда, известный лингвист М. Кронгауз считает, что «искоренить русский мат невозможно ни мягкими просветительскими мерами (то есть внедрением культуры в массы), ни жесткими законодательными» [2].
Рассмотрим другие примеры заданий: в текстах художественной литературы разных жанров и стилей найти субстандартную лексику и определить, с какой целью автор употребляет её в своих произведениях. Студенты использовали стихи С. Есенина, В. Маяковского, рассказы В. Шукшина, А. Солженицына и др. По мнению учащихся, писатели прибегали к нестандартной лексике для того, чтобы создать местный колорит, сделать речь более убедительной, правдоподобной или эффективной. А нецензурная лексика часто служила выражением эмоционального состояния героев.
Большой интерес у студентов вызвало задание такого характера: из газетных и журнальных статей выбрать слова, относящиеся к субстандартной лексике, и объяснить, насколько оправданно их употребление. Если есть ошибки, исправить и обосновать свою точку зрения.
В заключение можно сделать вывод, что внеаудиторная работа повышает общий уровень владения родным языком, расширяет кругозор студентов, делает процесс изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» интересным, живым, формирует у молодёжи познавательную активность.
Литература
1. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. [Электронный ресурс]: Электронная библиотека: royallib.com. Режим доступа: http://royallib.com/read/leontev_aleksey/potrebnosti_motivi_i_emotsii.html0/ (дата обращения: 15.09.2016).
2. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. [Электронный ресурс]: e-reading.club. Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=101730/ (дата обращения: 18.09.2016).