INETERNUM. 2012. Nl.
O.B. Головашина
O.V. Golovashina
Вместо дела. Политический дискурс о модернизации Instead of affairs: the political discourse on modernization
Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.Б37.21.0689 «Исследование места и значения исторической памяти в процессе модернизационных преобразований», соглашение 14.B37.21.070S «Традиция и утопия: темпоральные характеристики процесса модернизации»
Аннотация, abstract: В статье рассматриваются особенности освещения современного этапа модернизационных преобразований в России в политическом дискурсе. Проанализированы оценки самобытных социокультурных аспектов и влияние западного опыта на модернизационную динамику.
The article discusses features of lighting of the current stage of modernization reforms in Russia in the political discourse. Analyzed the original assessment of socio-cultural aspects and the influence of Western experience in modernizing trend.
Автор, author: Головашина O.B. - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии, golovachina-ov(2>rambler.ru
Golovashina, O.V. - Tambov State University,
Ph.D. in History, Senior Lecturer of the Department of Philosophy, golovachinaov(2>rambler.ru
Ключевые слова, keywords: модернизация, традиция, либерализм, modernization, tradition, liberalism
УДК 101.1:316
В политическом дискурсе тема модернизации сейчас становится одной из самых популярных. «Совсем как «перестройка» в середине 1980-х и «демократия» в их сумбурном конце»1. На сайте Полит.ру новые статьи с тегом «модернизация»за последние полтора года появляются несколько раз в месяц. Важный показатель, если учесть, что за 2001-2009 таких публикаций всего было 21.
1 Белковский С., Ремизов М. Специальная теория
модернизации // Газета.ru. URL: http://www.gazeta.
ru/comments/2009/10/12_a_3272036.shtml (Дата
обращения 10.09.11)
Подобная ситуация и на других новостных и политологических порталах. «Невольно закрадывается сомнение, не скрывается ли за этой размытостью словоупотребления желание «заболтать» действительную проблему назревших и перезревших качественных перемен в российском социуме?»2. Скорее всего, скоро «неприятных людей (тех, кто не вернул нам одолженную до получки сотню) мы станем называть противниками модернизации. А стремление догнать уходящий от остановки автобус будет интерпретировано как «догоняющая модернизация»3. Основной причиной актуализации данной темы является известный доклад Президента Д.А. Медведева «Россия, вперед !»4, в котором он настаивает на проведении модернизации и внедрении инноваций в стране.
Особенность контента состоит в том, что понятия употребляются, скорее, в их обыденном значении, а не в качестве устоявшихся научных терминов. Что принято называть «модернизацией»? Как правило, необходимость любого улучшения. Нам уже стали привычными сочетания «модернизация системы образования»5, «модернизация здравоохранения»6, «мо-
2 Красин Ю. Модернизация российского общества: соотношение экономики и политики // Власть. 02.2009. С. 5.
3 Травин Д. Что такое модернизация // Деловые новости и блоги, иКЬ: http://www.slon.ru.htm (Дата обращения 13.09.11)
4 Медведев Д.А. Россия, вперед! // Президент России. иКЬ: http://www.kremlin.ru/news/5413 (Дата обращения 13.09.11)
5 Медведев отметил необходимость модерниза-
ции вузов // Новая политика. Интернет-журнал, и КЬ: http://www.novopol.ru/-medvedev-otmetil-
neobhodimost-modernizatsii-vuzov-text57777.html (Дата обращения 10.09.11)
6 Путин обсудит модернизацию здравоохранения в регионах// Росбалт. иКЬ: http://www.rosbalt.ru/main/ 2011/08/25/882826.Ы:т1 (Дата обращения 10.09.11)
дернизация ЖКХ»7 и так далее, которые представляют собой абсурд с точки зрения классического определения. Сейчас любая сфера будет органично смотреться со словом «модернизация»8. Под этим тегом - и информация о возмущении студентов возможной отменой стипендии9, и автоматы по продаже билетов в метро10. Даже в основных поисковиках (Yandex, Google, Rambler) вместе со словом «модернизация» ищут: модернизация образования, модернизация производства, модернизация компьютера. Хочется тоже написать большими буквами: «Модернизация
- это процесс формирования в рамках данного государства (цивилизации) и в заданных исторических обстоятельствах общества модерна.
Не больше и не меньше»11. Хотя есть и другие мнения. Известный общественный деятель и экономист Александр Аузан, который в конце 2010 года был назначен членом президентской комиссии по модернизации, а в феврале 2011 г., членом президиума и главой консульта-
7 На модернизацию ЖКХ потребуется 6,5 трлн руб //
Новая политика. Интернет-журнал. URL: http://www. novopol.ru/-na-modernizatsiyu-jkh-potrebuetsya-trln-rub-text99699.html (Дата обращения 10.09.11)
8 Медведев требует вложения денег в модернизацию армии // Новая политика. Интернет-журнал.
URL: http://www.novopol.ru/-studentyi-vyistupili-
protiv-otmenyi-stipendiy-text95271.html (Дата обращения 10.09.11); На модернизацию системы водоснабжения Москвы направят 79,7 млрд рублей // Росбалт. URL: http://www.rosbalt.ru/
main/2011/08/25/882826.html (Дата обращения
10.09.11)
9 Студенты выступили против отмены стипендий // Новая политика. Интернет-журнал. URL: http:// www.novopol.ru/-studentyi-vyistupili-protiv-otmenyi-stipendiy-text95271.html (Дата обращения 10.09.11)
10 В московском метро установят автоматы по продаже билетов // Новая политика. Интернет-журнал.
URL: http://www.novopol.ru/-v-moskovskom-metro-
ustanovyat-avtomatyi-po-prodaje-bi-text97340.html (Дата обращения 10.09.11)
11 Белковский С., Ремизов М. Специальная теория 3?
модернизации
INETERNUM. 2012. N1.
ШЕТЕЬШиМ. 2012. N1.
тивной группы, считает, что «канонических определений модернизации нет и быть не может. Я полагаю, что это очень подвижная дефиниция. С тех пор, как возникли достаточно плотные межхозяйственные отношения, и военная, политическая, экономическая, геополитическая конкуренция стала приводить к тому, что возникла реальная угроза маргинализации страны. Такая страна постоянно вынуждена искать современный конкурентоспособный способ жить так, чтобы избежать маргинализации. И если однажды решить вопрос с модернизацией, совершенно точно, что он не будет решен навсегда»12.
Складывается впечатление, что даже сайты, непосредственно посвященные модернизации13, нужны только для того, чтобы собственники ресурсов могли повышать рейтинг из-за частых обращений и дорого продавать имеющиеся рекламные места. Информации там минимум, обновлений не было давно. Серьезная аналитика, конечно, встречается, но она теряется среди обилий статей, посвященных апргейду компьютера, капитальному ремонту кровли домов и реформе образования. Однако такое нечеткое определение одного из ключевых понятий современного политического дискурса ведет к отсутствию представления о причинах модернизации, ее путях и возможных последствиях.
Обращает на себя внимание, что основная информация, которая регулярно обновляется на информационных ресурсах, посвящена «экономической модернизации», то есть реформам в различных отраслях хозяйства
12 Аузан А. Модернизация от отчаяния // Соль.
иШ: http://saltt.ru/node/7306 (Дата обращения
10.09.11)
13 Модернизация в России // ит: ЬИр://\л/\ллл/. moderniz.ru/ (Дата обращения 10.09.11); Центр из-
3? учения современности // http://modernity-centre. ощ/\л др.
(энергетическая, информационная и др.), что сужает базу объектов модернизации. Стоит напомнить, что процветание стран, относящихся к так называемому «первому эшелону» модернизации, определялось не столько техническим прогрессом, сколько «духом протестантизма»: «Еще раз подчеркнем, нажива не была целью этих людей, целью было спасение души. Остальное лишь следствие, знак свыше»14. Образ Робинзона как архетипа нового буржуа, связан, прежде всего, с его этикой, а не с их обретениями или нововведениями. «Повсеместное господство абсолютной беззастенчивости и своекорыстия в деле добывания денег было специфической характерной чертой именно тех стран, которые по своему буржуазно-капиталистическому развитию являются «отсталыми» по западноевропейским масштабам»15, - отмечал еще М. Вебер. Авантюристический капитализм -препятствие на пути возникновения упорядоченного буржуазно-капиталистического хозяйства, полагает он. В отличие от М. Вебера,
В. Зомбарт признает множественность антропологических типов буржуа16. Простое перенесение экономической системы Запада приводит к конфликтам с традиционным типом хозяйствования17. «На Западе политическая и экономическая независимость «рыцаря», а затем и «буржуа» создали ту почву, на которой выросла нравственно автономная личность. На советскую же почву, и даже раньше
14 Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М., 1998. С. 83.
15 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
16 Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1994.
17 Подробнее противопоставление «немецкой» и «русской» аскезы см: Человек в экономике и других социальных средах / Под ред. В.Г. Федотовой. М., 2008. С. 69-95.
- на российскую - она была пересажена как уже имевшееся достижение, скопировано с готовых образцов, была неукорененной, слабой, неспособной отстаивать свои права, готовой к уступкам соборности и к соглашательству с нею»18. Как заметил А.С. Па-нарин: «Тонкая внутренняя игра западной культуры, состоящая в балансировании между аскезой труда и гедонизмом досуга и потребительства, на расстоянии не улавливается. Чужая культура не может передать другим свою аскезу, а вот ее внешние плоды в виде высокого уровня потребления, комфорта, индустрии досуга и развлечений оказываются наиболее “коммуникацирующими”»19. Примером такого механического перенесения социального опыта Запада на российскую почву являются либеральные преобразования начала 1990-х гг. Российская власть ожидала, что снятие пресса социалистической идеологии и резкое ограничение государственного вмешательства и контроля в различных сферах жизни общества приведут к спонтанному взрыву активности личности. Однако мы в очередной раз получили подтверждение, что одними только экономическими реформами нельзя модернизировать общество. «Некритическое восприятие и бездумно примененная макроэкономическая западная модель, как и следовало ожидать, была отторгнута жизненной действительностью, привела к кризисному состоянию все сферы общественной жизни, к огромным потерям»20. Конечно, нынешний этап модернизации, согласно Посланию президента, имеет конечной целью «изменение
18 Вишневский А.Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М., 1998. С. 183
19 Социальная модернизация России: Материалы обсуждения за «круглым столом» в Институте философии РАН // Вестник Российской Академии Наук. 1993. Т. 63. № 3. С. 188.
20 Новые идеи в социальной философии / Отв. ред.
В.Г. Федотова. М., 2006. С. 149.
не только уровня жизни граждан нашей страны. Измениться должны мы сами. Необходимо преодолеть широко распространенные представления о том, что все существующие проблемы должно решить государство или кто-то еще, но только не каждый из нас на своем месте»21, но для преодоления веками накопленных привычек, в конечном счете, изменения менталитета требуется больше, чем просто статья Президента.
Относительно успешные примеры модерни-зационных изменений второй половины XX века связаны с тем, что трансформация экономики происходила на основе социокультурных особенностей модернизирующихся стран. Например, «японское чудо» - продукт проекта японских социологов, предложивших перейти от либеральной реформы, осуществляемой под руководством американских оккупационных властей, к поддержке коллективных структур; «третий путь» в Европе появился как воплощение концепции английского социолога Э. Гидденса. Не зря «социальные науки возникли на Западе. Они отвечали уровню западной рациональности и служили целям западной модернизации как в концептуально-мировоззренческом смысле (источники легитимации социального развития), так и в социально-технологическом (обеспечение функционирования социальной системы). Распространение этих наук и их развитие в других странах явилось частью распространения западного опыта или про-цесса модернизации в целом» .
Большинство представителей современной интеллектуальной и политической элиты при-
21 Медведев Д.А. Россия, вперед!
22 Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997 // Российский гуманитарный интернет-университет. иКЬ: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ fedotova_modernisacija/ (Дата обращения 14.09.11)
ШЕТЕ1ШиМ. 2012. N1.
ШЕТЕЬШиМ. 2012. N1.
знают самобытность России, но, при анализе путей модернизации социокультурные особенности, как правило, остаются за границами внимания. Стоит напомнить, что «человек представляет собой, конечно, не экономический автомат, приводимый в движение одной пружиной хозяйственного эгоизма и действующий с неумолимой прямолинейностью и безошибочной точностью, но конкретный духовный тип со всей сложностью и многообразием психологической мотивации. Религия, господствующее мировоззрение кладет свою определенную печать и на „экономического человека». В душе человеческой устанавливается внутренняя связь между религией и хо зяйств енно й деятельно стью »23. Ко нечно, при современной секуляризации, роль религиозной принадлежности снижается, однако важным остается значение менталитета, исторической памяти, социальных привычек и т.д. Нельзя не согласиться, что «уравнительная, склонная к патернализму, высокому уровню перераспределения ментальность российского общества за последние годы изменилась далеко не так значительно, как внешние социокультурные декорации человеческой
94
ЖИЗНИ» .
Особенности формирования российской политической традиции создают определенные трудности в становлении либерального общества в современной РФ, что является источником одного из «модернизационных парадоксов». Возможность строительства либерального западнического общества существует, с точки зрения большинства исследователей,
23 Булгаков С.Н. Православие: очерки учения православной церкви. М., 1991. С. 345.
24 Гавров С.Н. Социокультурная традиция и мо-
дернизация российского общества. М., 2002 // Библиотека Гумер. ит: http://www.gumer.info/
(]0 ЫЫю1ек_Вик5/СиИиге^ауг/ (Дата обращения
10.09.11)
только в случае успешной, завершенной модернизации, то есть, остается такой же малореальной, как наступление коммунизма в советском политическом дискурсе тех десятилетий, когда на том самом Западе, который мы на протяжении всей истории считаем то врагом, то примером и никогда - чем-то еще, строили современное постиндустриальное общество. «Нам открытым текстом говорят, что технологическую модернизацию экономики может осуществить только авторитарная власть, а в итоге экономических преобразований она сама демократизируется»25. Сейчас вопрос о либерализме приобретает дополнительную актуальность в свете постиндустриальной модернизации, без элементов которой прогрессивное развитие России невозможно: «Креативная экономика, инновационное развитие, вообще творчество нуждаются в свободной атмосфере, то есть в демократии»26. «Свободный и высокопрофессиональный человек найдет себе куда более оплачиваемую работу и большую степень свободы где-нибудь в Лос-Аламосе, а имперский раб, не только за страх, но и за совесть готовый добиваться этого паритета, - его добиться не сможет. Не та эпоха, не та степень внутренней свободы, не тот доступ к информации, а на выходе - не та степень креативности. Все это, в свою очередь, закрывает для России возможность вхождения в постиндустриальный мир и перспективы построения информационного общества - технологическое отставание станет необратим»27. Однако российское
25 Красин Ю. Модернизация российского общества: соотношение экономики и политики... С. 5.
26 Красин Ю. Модернизация российского общества: соотношение экономики и политики... С. 6.
27 Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Со-
циокультурные аспекты модернизационных про-
цессов в России. М., 2004// Библиотека Гумер. ит: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/gavr/ (Дата обращения 10.09.11)
общество нелиберально. Причины находятся в особенностях исторической памяти, социокультурного развития, отсутствия длительного опыта политической демократии, и так далее. Сейчас важны не причины, а следствия. Построить либеральное общество в современной России невозможно, хотя разговоры об этом идут и пользуются большой популярностью. Как улучшение хозяйства принято называть модернизацией, так и улучшение политической системы - либерализацией. То, что «демократия и либерализм сами собой никак не следуют из нашей русской истории и наших русских культурных ценностей, из русской духовности, русской этики, русской хозяйственной и политической традиции. Они навязаны в ходе предыдущего этапа модернизации и с безоглядной ставкой на монотонный процесс»28, обычно остается вне поля зрения. Либеральным идеям в России противостоит сразу два пласта исторической памяти: российский имперский и советский. Во всем мире торжество либеральных идей было связано с длительными процессами демократизации, развития политической культуры, культа частной собственности, и простой транзит либеральных идей на российскую землю не может увенчаться успехом. М. Фридман предупреждал еще в 1993 г. в своей статье «Четыре шага к свободе», что России не подходит неолиберальная модель, что лучше посмотреть в сторону Китая или Гонконга. И позже он повторял, что применение неолиберализма прошло в России наихудшим из возможных образом29.
28 Дугин А. Яд модернизации. Критика концепта
«модернизация» и консервативный ответ на основе Четвёртой политической теории // Фонд Питирима Сорокина, ит: http://www.sorokinfond.ru/index.
php?id=1149 (Дата обращения 10.09.11)
29 Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке / Под ред. В.Г. Федотовой. М., 2002. С. 198.
Нелиберальность российского общества является аксиоматическим утверждением в современном политическом дискурсе. Сайт «Либерализм в России»30, который должен «содействовать распространению либеральных идей»31 не дает никакого представления о современном российском либерализме.
Судя по посещаемости форума и разделов, сайт не отличается высокой популярностью.
В целом, и политическая, и интеллектуальная элита считают, что «не стоит с упорством, достойным лучшего применения, тем, кто придерживается либеральных взглядов, пытаться убеждать, что только либеральные ценности спасут мир, что в России либерализм имеет перспективы. Оставьте это. Либеральные идеи оказались дискредитированными. Те, с кем ассоциируются такие идеи, не спешат (не хотят, не могут) признавать своей ошибки, свою ответственность. Либерализм оказался замаранным»32. Ну а для масс после реформ 1990-х слово «либерализм» стало ругательным. И сейчас уже не имеет смысла разбираться, насколько «шоковая терапия» имела отношение к классическому или современному либерализму, и является ли В. Новодворская проводником либеральных идей. Главное, что критика либерализма на всех уровнях показывает, что Россия пойдет другим путем.
Получается определенный парадокс: с одной стороны аксиоматическом считается утверждение, что либерализм в России невозможен, с другой - за образец всегда берется Запад. США может являться главным врагом, но при этом мы стремимся стать ча-
30 Либерализм в России.иЛ: ЬИр:/^ллллл/.ИЬегаИ5т. ги/ (Дата обращения 10.09.11)
31 Либерализм в России...
32 Николаев И. Прачечная для либера-
лов // Газета.ги. ШЬ: http://www.gazeta.ru/
соттеп15/2011/07/15_х_3695753.5Ы:т1 (Дата обра- Щ
щения 10.09.11)
ШЕТЕЬШиМ. 2012. N1.
ШЕТЕЬШиМ. 2012. N1.
стью Европы (В. Ленин), догнать Европу (Л. Троцкий, И. Сталин), «догнать и перегнать Америку» (Н. Хрущев). Историческая память политической элиты - особая тема для исследования, и сейчас тема противостояния с западом продолжает оставаться актуальной. «Императив имперского противостояния Западу обрекает систему на цивилизационное взаимодействие с последним, вызывая процесс чередования либеральных и имперских модернизаций, как правило, отделенных друг от друга «периодами застоя»33. Несмотря
•ЗА
на надежды многих интеллектуалов , пре-одолеть этот маятник пока не удается. «Проблема поиска российской идентичности осуществляется в терминах Восток - Запад, отражающих соотношение традиционного (незападного) и современного (западного) обществ и переход от одного к другому как процесс модернизации»35. Остается за рамками анализа, что модернизация по западному образцу, «вестернизация» - только одна из возможностей прогрессивного развития, положительных прорывов, экономических трансформаций. В России привыкли считать его единственным в силу инерции привычки, традиционного образа Запада как врага-при-мера и никогда просто соседа. Модернизации в Японии, странах Латинской Америки, Китае, «азиатский тиграх» проходила совсем на других, нежели в Европе Нового времени, ос-нованиях. Экономический кризис, например,
33 Гавров С.Н. Модернизация во имя империи...
34 См. заключительные главы монографий Ахиезера А.С. Россия: критика исторического опыта: (Социокультур. динамика России). Т.1.: Новосибирск, 1997; Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. М., 2002; Модернизация в России и конфликт ценностей / Ахиезер А.С., Козлова Н.Н., Матвеева С.Я. М., 1994. а также Ельча-нинов М.С. Структурно-синергетическая концепция социодинамики России. Дисс... докт. филос. наук.
Ц2. Самара, 2009 и др.
35 Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы...
1990-х гг. в Японии является не показателем ошибочности пути модернизации, а очередным вызовом мировой экономики, с которыми сталкиваются все регионы.
Анализируя политический дискурс, можно заметить опасность того, что модернизация становится фетишем, красивым термином, рассуждения на тему которого, позволяет скрыться от решения реальных проблем, стоящих перед страной. «Это своеобразие, продолжающее и сегодня влиять на формы и направленность модернизационных процессов, во многом связано с традиционными для отечественных реформ проявлениями утопии, итогом чего стал тот факт, что стратегические цели модернизации захлебнулись в тактике утопизма. Все, что сегодня происходит в стране, можно условно назвать наполовину модернизацией, наполовину утопией, при этом, к сожалению, каждая из половин не является лучшей»36.
Два года активного обсуждения особенной модернизации в России дали очень мало для реального изменения экономического и социально-политического состояния страны. А потом, спустя несколько лет, аналитики опять будут говорить, что модернизации помешала вековая российская косность. Конечно, «модернизация - это драматический процесс»37, но «модернизация России в целом завершена не была - и в том состоит наша историческая драма»38.
Литература
1. Аузан А. Модернизация от отчаяния // Соль. иКЬ: http://saltt.ru/node/7306 (Дата обращения 10.09.11)
36 Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке / Под ред. В.Г. Федотовой. М., 2002.
37Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы...
38 Белковский С., Ремизов М. Специальная теория модернизации...
2. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: (Социокультурная динамика России). Т.1.: Новосибирск, 1997.
3. Белковский С., Ремизов М. Специ-
альная теория модернизации // Га-зета.ги. URL: http://www.gazeta.ru/
comments/2009/10/12_а_327203 6.shtml (Дата обращения 10.09.11)
4. Вишневский А.Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М., 1998.
5. Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модерниза-ционныхпроцессов в России. М., 2004
6. Гавров С.Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. М., 2002
7. Головашина О.В. Историческая память и модернизация в России // XVII Державинские чтения. Академия гуманитарного и социального образования. Тамбов, 2012. С. 351-357.
8. Головашина О.В. Либерализм и модернизация в России // Materialy VIII mezinarodni vedecko - prakticka conference «Dny vedy -2012». - Dll 52. Filosofie: Praha. Publishing House «Education and Science» s.r.o S. 35-38.
9. Головашина О.В. Национальная идентичность: базовая модель // Fractal simulation. 2011. №2. С. 64-73.
10. Головашина О.В. Понятия нации и национализма в современной отечественной историографии // Роль социально-гуманитарных наук в процессе социальной трансформации. Липецк, 2008. С. 47-48.
11. Дугин А. Яд модернизации. Критика концепта «модернизация» и консервативный ответ на основе Четвёртой политиче-
ской теории // Фонд Питирима Сорокина. URL: http://www.sorokinfond.ru/index.
php?id= 1149 (Дата обращения 10.09.11)
12. Ельчанинов М.С. Структурно-синерге-тическая концепция социодинамики России. Дисс... докт. филос. наук. Самара, 2009.
13. Жуков Д.С. Лямин С.К. Исходные данные для построения модели модернизации административно-политических институтов // Социально-экономические явления и процессы 2011. № 8. С. 183 - 187.
14. Жуков Д.С. Лямин С.К. Опыт создания фрактальных моделей модернизационного давления государственных институтов на общество в пореформенной России // В мире научных открытий. 2010. №5-4. С. 58 - 62.
15. Жуков Д.С., Лямин С.К. Виртуальные сценарии форсированной институциональной модернизации: условия, результаты и интерпретации компьютерных экспериментов в программе Модерно фрактал // Fractal simulation. 2011. №2. С. 6 - 34.
16. Жуков Д.С., Лямин С.К. Математический аппарат фрактальных моделей модернизаци-онных процессов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. №7. С. 50 - 56.
17. Жуков Д.С., Лямин С.К. Программа-фракталопосроитель для реализации модели «ОФМП» применительно к социально-политическим феноменам //В мире научных открытий. 2011. № 8. С. 24 - 31.
18. Жуков Д.С., Лямин С.К. Результаты верификации фрактальной имитационной модели социально-культурных сетевых связей в русском городе второй половины XIX - начале XX века // Fractal simulation. 2011. №1. С. 39 - 48.
INETERNUM. 2012. Nl.
INETERNUM. 2012. Nl.
19. Жуков Д.С., Лямин С.К. Фрактальное моделирование социально-политических феноменов и процессов // Pro nunc. Современные политические процессы. 2011. №1. С. 161-170
20. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М., 1998.
21. Красин Ю. Модернизация российского общества: соотношение экономики и политики // Власть. 02.2009. С. 5.
22. Лямин С.К. Метод типологизации в выявлении закономерностей электорального поведения: ментальный аспект // Pro nunc. Современные политические процессы. 2004. №1. С. 23-26.
23. Лямин С.К. Фрактальная имитационная модель социально-культурнох сетевых связей в русском городе второй половины XIX - начала XX вв. // Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». 2010. №36. С. 103- 104.
24. Лямин С.К. Городские корпорации и их влияние на трансформацию менталитета торгово-промышленных слоёв в пореформенный период // Тамбов: история, современ-
ность, перспективы. Тамбов: Издательство Р.В.Першина, 2007. С.26 - 28.
25. Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. М., 2002.
26. Николаев И. Прачечная для либералов // Газета.га. URL: http://www.gazeta.ru/ comments/2011/07/15_х_3 695753.shtml (Дата обращения 10.09.11)
27. Новые идеи в социальной философии. М., 2006.
28. Социальная модернизация России: Материалы обсуждения за «круглым столом» в Институте философии РАН // Вестник Российской Академии Наук. 1993. Т. 63. № 3.
29. Травин Д. Что такое модернизация // Деловые новости и блоги. URL: http://www. slon.ru.htm (Дата обращения 13.09.11)
30. Федотова В.Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997 // Российский гуманитарный интернет-университет. URL: http:// www.i-u.ru/biblio/archive/fedotova_moderni-sacija/ (Дата обращения 14.09.11)
31. Человек в экономике и других социальных средах. М., 2008.
С.В. Гузенина
S.V. Guzenina
Общество и будущее: из истории социального прогнозирования Society and future: from history of social forecasting
Аннотация, abstract: Статья посвящена
истории становления социального прогнозирования как особого вида научной рефлексии.
The article is devoted to the history of formation of social forecasting as a special form of the scientific reflection.
Автор, author: Гузенина С.В. - Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной социологии.
Guzenina, S.V. - Tambov State University named after G.R. Derzhavin, PhD in Sociology, senior lecturer of chair of theoretical and applied sociology.
Ключевые слова, keywords: социальное прогнозирование, общество, будущее, social forecasting, society, the future
УДК 008.2: 001.18
Прогностика - увлекательная, одновременно древняя, и в то же время - молодая наука о си-
стеме научных знаний о будущем, то есть - о способах и методах его исследования. Возникновение прогностики и её развитие связано с протеканием одновременно двух процессов: интеграции знаний других наук и процессом дифференцирования самой прогностики в различных направлениях.
В желании узнать ближайшее или отдалённое будущее переплелись естественные человеческие качества: бескорыстное любопытство и рациональная заинтересованность, чтобы с учетом знаний о будущем обрести шанс изменить свое поведение или скорректировать его в нужном направлении. Однако причины возникновения социальной прогностики кроются не только в ее прикладном назначении, т.е. в открывающейся возможности применить на практике расчеты специалистов. Важным фактором неиссякаемого интереса к этой науке следует отнести и ее гуманистический, нравственный потенциал, поскольку само существование социального прогнозирования раскрывает еще одну качественную особен-
INETERNUM. 2012. N1.