Научная статья на тему 'Влияния социокультурной идентификации на становление коммуникативных умений подростков'

Влияния социокультурной идентификации на становление коммуникативных умений подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
259
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияния социокультурной идентификации на становление коммуникативных умений подростков»

6. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК

ВАЖНЫЙ фактор становления личности

Жимбаева Ц.Ч.,

доцент Агинского института профессионального образования Бурятского государственного университета, п. Агинское, Российская Федерация, Суборова Х.М.,

главный специалист Министерства образования и науки

Республики Бурятия, г. Улан-Удэ, Российская Федерация, Ринчинова Т.М., учитель Бурятской гимназии № 29, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

ВЛИЯНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ

Процесс становления у подростков социокультурной идентификации представляет значительный интерес для исследования в связи с важностью развития новообразований индивидуального самосознания, среди которых главными являются идентификационные структуры.

Вопросами развития идентификации у подрастающего поколения занимались различные ученые (М. Кле, Ш. Бюлер, А. Фрейд, Э. Эриксон, Ф. Дольто). Многие авторы - как классические, так и современные - в качестве важнейшего свойства обычного развития личности рассматривают развитие автономии и индивидуации детей подросткового возраста, то есть их независимости от родителей, самостоятельности и ответственности. Значимость данного аспекта личного развития подчеркивали еще классические авторы - Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер, В. Франкл и др. [2].

К примеру, Э. Фромм считал, что любые формы человеческой активности обязаны порождаться самим человеком, его «продуктивные схемы ориентации и поклонения» формируются при активном участии самого человека [8]. По мнению К. Юнга, обычная социализация личности связана с действием индивидуации, или самостановления и самоосуществления человека, когда человек живет сам, свободно, организуя свою жизнь и неся за нее ответственность [10]. А. Адлер подчеркивал значимость активности самого человека в формировании своей личности. Установление

гармоничного сочетания рвения к личному превосходству и чувства общности, по мнению А. Адлера, может быть при активном, сознательном и разумном участии самого человека [1]. В. Франкл считал, что обычное развитие личности предполагает осознание самим человеком ответственности за осмысленность собственного существования; осмысленная позиция по отношению к своей жизни обязана формироваться только без помощи других [7].

Ф. Райс и другие современные авторы разглядывают инди-видуацию и автономию как главные составляющие развития личности в подростковом возрасте. При этом под индивидуацией предполагается процесс, при котором подросток равномерно отдаляется от родителей, становясь самостоятельной личностью. Индивидуация включает в себя процесс самосознания и самоидентификации. При переходе от детства к зрелости подросток нуждается в определенной автономии и самоидентичности, чтоб иметь возможность принять на себя права и обязанности взрослого человека [6].

Процесс индивидуации может протекать в здоровой или болезненной форме. Сравнительное исследование здорового и нездорового процесса индивидуации, проведенное Ф. Райсом, показало, что подростки с обычной индивидуацией обретают самосознание взрослой личности, оставаясь в то же время функциональными членами семьи. Также им свойственно осознание жизненных ценностей и рвение к самостоятельности. Подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и публичных норм и возможная склонность к суициду.

Автономия понимается Ф. Райсом как независимость, либо свобода, подростка. Автор выделяет два аспекта автономии: поведенческий (обретение независимости и свободы в той мере, чтоб действовать и воспринимать решения без помощи взрослых, без излишнего управления извне) и эмоциональный (освобождение от эмоциональных уз, связывающих дитя с родителями). Исследования показывают, что в подростковом возрасте резко растет рвение к поведенческой автономии, причем в определенных ситуациях дети упорно добиваются права без помощи других воспринимать решения (к примеру, при выборе стиля одежды или круга общения), но в то же время охотно подчиняются управлению родителей в серьезных вопросах (к примеру, касающихся образования). Как пишет Ф. Райс, подростки нуждаются в таковых родителях, которые предоставляют им свободу не сходу и в полном объеме, а равномерно - по мере того как они обучаются пользоваться ею.

Полная свобода может восприниматься подростком как отторжение от семьи; у него может появиться чувство волнения, так как он не знает, как пользоваться данной свободой [9].

Переход к эмоциональной автономии в подростковом возрасте не столь драматичен, как к поведенческой. Доминирование родителей и культивирование в подростке чувства зависимости от них, вплоть до взрослого возраста, препятствует формированию социальной зрелости у подростка, который вырастает инфантильным, то есть неспособным без помощи других воспринимать решения и принимать себя как взрослого и самостоятельного человека. В противоположной ситуации - при эмоциональном отторжении - подростки не получают никакой эмоциональной поддержки со стороны родителей. По мнению Ф. Райса, в данном вопросе, как и во многих остальных жизненных ситуациях, нужно отыскать «золотую середину» [6].

Важно отметить, что именно в подростковом возрасте происходит определенная консолидация самохарактеристик и усвоенных образцов социального поведения. Расширение социоролевого репертуара, заимствование моделей социального поведения, присущих более старшему поколению, достижение равновесия между зависимостью и независимостью, развитие персональной системы ценностных ориентаций и многие другие социально-психологические «приобретения» подростка впервые становятся для него предметом рефлексии, результатом которой является, по выражению Э. Эриксона, «обретение идентичности» [9].

В данном возрасте особенно ярко выступает стремление к собственной идентификации. В этом случае центральным конфликтом подросткового этапа в формировании идентичности является, по мысли Эриксона, конфликт между становлением индивидуальности и диффузией (размыванием) идентификации. Задача рефлексии себя и своего места в социальном мире, попытки первых ответов на вопросы «Кто я? Зачем я живу?» могут быть разрешены в сторону позитивного полюса (привести к структурно-динамически оформленной Я-концепции), а могут - и в сторону отрицательного: к неуверенности в понимании собственного «Я», к неспособности сформулировать свои цели, ценности, идеалы, к трудностям социального, полоролевого, этнического, возрастного, профессионального и прочих самоопределений, то есть к диффузной идентификации [9].

Неразрешенный кризис подросткового этапа поиска идентификации способен вызвать в дальнейшем регрессивные тенденции: инфантилизм, желание как можно дольше оттянуть обретение

социального статуса взрослого, тревожность и депрессию, трудности межличностной коммуникации (прежде всего в ситуации публичности и в общении с лицами противоположного пола) и т.д. [4].

Сформированная идентификация включает в себя выбор целей, ценностей и убеждений. Она актуализируется в период кризиса идентификации и является основанием для дальнейшего определения смысла жизни. Подход к исследованию особенностей идентификации в подростковом возрасте характеризуется пониманием идентификации как комплексного, конструируемого феномена, включающего самоидентификацию и осознание принадлежности к особой социальной группе, в частности этнической, тендерной, возрастной общности. Причем лояльность по отношению к своей группе проявляется на когнитивном и эмоциональном уровнях.

В целом общая характеристика процесса идентификации в подростковом возрасте включает:

- становление и постоянное соотнесение саморазвития подростка с существующими культурными традициями и реальной мультикультурной средой;

- постоянное социокультурное самоопределение и творческий поиск подростка, активное накопление им разнообразного социального и культурного опыта; это означает, что культурная идентификация не может быть направлена на присвоение ценностей какой-либо одной субкультуры в ущерб другой, хотя здесь могут преобладать традиции и формы его родной культуры.

Изучая особенности становления идентификации в подростковом возрасте, необходимо отметить, что она происходит в большинстве случаев в среде сверстников. Семья, школьный класс, друзья, сверстники и профессиональный коллектив -наиболее значимые для личности социальные среды. Они в силу своей устойчивости оказывают значительное влияние на характер личностного развития и социальную адаптацию субъекта.

Необходимо отметить: характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами, к среде сверстников. И.С. Кон пишет, что общение со сверстниками - это «специфический вид деятельности и межличностных отношений» и «специфический вид эмоционального контакта». Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает «автономизацию от взрослых» [3, с. 88].

Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинают играть складыва-

ющиеся в группе (или коллективе) сверстников взаимоотношения. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.

Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значительности, незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. В ходе всего этого у подростка формируются коммуникативные умения, очень важные для его будущей жизни.

Именно в подростковом возрасте коллектив сверстников во всей сложности отношений встает перед ребенком, возникает необходимость в них разобраться и возможность ответить их требованиям. Нередко подросток начинает ориентироваться в этих требованиях, подражая товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается чаще бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Как правило, друзья подростка бывают для него и «самыми умными», и «самыми красивыми», и «самыми веселыми». Словом, у подростка появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение. Каждому подростку важно иметь уважение, признание товарищей, быть «не последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются.

Исследователи отмечают, что «в группе функционирует компенсаторный механизм: деятельность группы выступает полем самоутверждения, компенсации тех неудач (комплекс неполноценности), которые постигли его в обществе. Ощущение "защищенности", приобретаемое в группе, повышает самооценку подростка и уверенность в себе» [5, с. 105].

Таким образом, понятие «идентификация» фиксирует черты постоянства, тождественности самосознания (самости), главной из которых является социально-культурная идентификация как система свойств, благодаря которым человек становится социально-культурным индивидом, членом определенной культуры и общности. Процесс идентификации в подростковом возрасте включает следующие характеристики. Во-первых, происходит постоянное соотнесение саморазвития ребенка с существующими социокуль-

турными традициями и реальной социальной средой. Во-вторых, происходит социальное самоопределение и творческий поиск подростка, активное накопление им разнообразного социального и культурного опыта, что означает возможность формирования би-культурной идентификации, ориентированной на присвоение ценностей разных культур и субкультур сообщества, и успешной социализации подростка в современном обществе. При этом позитивная, правильная социокультурная идентификация подростков способствует формированию у них необходимых коммуникативных умений.

Подход к исследованию особенностей идентификации в подростковом возрасте характеризуется пониманием идентификации как комплексного, конструируемого феномена, включающего самоидентификацию и осознание принадлежности к особой социальной группе, в частности к возрастной общности.

Список использованной литературы

1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. - М.: Когито-Центр, 2002. -220 с.

2. Жимбаева Ц.Ч. Подростковая субкультура: специфика идентичности. - М.: URSS, КРАСАНД, 2010. - 160 с.

3. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: МОДЭК, 2002. - 352 с.

4. Осинский И.И., Суборова Х.М. Современная бурятская семья: подростки и родители. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008. - 188 с.

5. Острые проблемы воспитания: поиски решения / под ред. К.Е. Игошева, Г.М. Миньковского. - М.: Новый учебник, 2003. - 204 с.

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - М.: Мастера психологии, 2002. - 624 с.

7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - 368 с.

8. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: АСТ., 2009. - 285 с.

9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. - 352 с.

10. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. - М.: Академический проект, 2007. -188 с.

© Жимбаева Ц.Ч., Суборова Х.М., Ринчинова Т.М., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.