Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ВЛИЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / MENTAL RETARDATION / SENSORY-PERCEPTUAL ACTIVITY / DIAGNOSTIC TECHNIQUE / MATHEMATICAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чурина Валентина Александровна

В статье рассматриваются особенности влияния сенсорного развития на становление математических способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития. Внимание уделено методическому сопровождению в работе с детьми, роли учебных занятий на развитие интеллектуальных способностей детей с задержанным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чурина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE FORMATION OF SENSORY STANDARDS ON THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ABILITIES IN OLDER PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

The article discusses the features of the influence of sensory development on the formation of mathematical abilities in older preschoolers with mental retardation. Attention is paid to methodological support in working with children, the role of training sessions on the development of the intellectual abilities of children with delayed development.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 376+373.21

В. А. Чурина

ВЛИЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Интеллектуальное развитие ребенка - одна из важных задач педагогики и психологии, так как заложенные в раннем возрасте способности являются фундаментом дальнейшего развития. Системообразующим компонентом данного процесса являются развитие математических способностей, поскольку они закладывают общую одаренность человека. Некоторые зарубежные исследования показывают, что приобретенные в дошкольный период математические знания, более важны для дальнейшей школьной успеваемости, чем грамотность, внимание и социально-личностное развитие [1-2].

В отечественных и зарубежных исследованиях проблемой развития математических способностей детей занимаются А. Бинэ, Э. Трондайк, Г. Ревеш, А. Пуанкаре, Ж. Адамар, В.А. Крутецкий, Б. В. Гнеденко, З. С. Ак-манова, С. А. Крылова, Ю. К. Чернова и др. Исследователями установлено, что математические способности оказывают непосредственное влияние на развитие мышления ребенка [3]. Установлено также, что такие качества математического мышления как гибкость, пространственное воображение, выделение главных при-

знаков и т. д. представляют собой качественные характеристики» логического мышления. В связи с этим особый интерес в данной области представляет работа Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка», где показана прямая зависимость между формированием понятия числа и арифметических операций у ребенка и развитием его логики [4].

В программе дошкольного образования развитие математических способностей включает в себя формирование таких элементарных математических представлений как представления о пространстве, форме, величине, свойствах предмета и связанных с ним логических операций, что очень важно для дальнейшего усвоения математических знаний. Таким образом, одним из главных направлений предматемати-ческой подготовки дошкольников является сенсорное развитие. Следует отметить, что сенсорное воспитание старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является очень важной частью коррекцион-ной работы, развития интеллектуальных способностей и подготовки ребенка к школе.

В научной литературе задержка психического развития (ЗПР) рас-

сматривается как «временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций; нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов» [5]. Исследователями установлено, что при хорошо организованной коррекци-онной работе данное отклонение имеет тенденцию к положительной динамике [6]. По данным Министерства образования РФ (2010), около 20% детей на момент поступления в школу имеют диагноз «задержка психического развития», и около 50% всех детей не способны усваивать школьную программу, а также за последние 20 лет количество детей с ЗПР увеличилось в 2-2,5 раза, достигнув 30% и более [7]. Поэтому, хотелось бы отметить, что коррекци-онная работа в раннем возрасте значительно может изменить ситуацию, будет способствовать развитию интеллектуальных способностей ребенка.

Готовность ребенка к обучению в значительной степени зависит от уровня его сенсорного развития. Основываясь на характеристиках и особенностях мышления детей данной категории, мы считаем, что в целях развития математических способностей дошкольников с задержкой психического развития особое внимание при обучении следует уделить такому направлению, как формирование сенсорных эталонов. Основу сенсорного воспитании детей составляет формирование представлений о сен-

сорных эталонах и вариантах оперирования ими. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов -форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д. [8]. Дошкольники с ЗПР, характеризуются не только отставанием в развитии познавательной, эмоционально-личностной и мо-тивационной сферы, а также им присуще недоразвитие представлений о сенсорных эталонах.

Термин «сенсорные эталоны» (англ. sensory standards) предложил А. В. Запорожец при разработке теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны - это выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребенком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств. К сенсорным эталонам относится «система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др. В усвоении и применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта» [9]. Усвоив сенсорные эталоны, ребенок может с легкостью идентифицировать новое качество, сопоставляя его с эталоном [10].

С целью выявления уровня сфор-мированности представлений о сен-

сорных эталонах у старших дошкольников с ЗПР, нами было проведено диагностическое обследование детей 5-7 лет, которым данный диагноз был подтвержден ПМПК. Обследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 14 городского округа город Уфа Республики Башкортостан II подготовительной группы «Звёздочки» В обследовании принимало участие 10 дошкольников с ЗПР.

В соответствии с целями исследования нами применялась методика Л. Ф. Фатиховой «Подбери фигуру к предмету» [11]. Данная методика направлена на изучение уровня сфор-мированности сенсорно-перцептивных действий у детей, установление способности соотносить предмет с эталоном, а также установление уровня сформированности знаний о формах.

Результаты проведенного исследования показали, что у дошкольников с ЗПР уровень сенсорного развития ниже нормы. Ни один из обследуемых детей не набрал максимального количества балов: четверо из десяти детей показали результаты, приближающиеся к минимальным значениям - 3-4 балла из 9 баллов, соответствующих норме. Нормально развивающиеся дошкольники, согласно данной методике выполняют задание успешно. В нашем исследовании дети с ЗПР испытывали затруднения в выполнении заданий, им необходима была помощь в выполне-

нии, направление их действий, соотнесение предметов с эталонами формы осуществлялось ими в основном «методом проб».

В целях исследования нами также были проведены методики Д. С. За-брамной и О. В. Боровик: «Чей шкафчик»; «Сгруппируй по цветам»; «Чьё полотенце»; «Большой и маленький»; «Положи на своё место», диагностирующие сенсорные показатели, связанные с восприятием цвета, формы и размера [12].

Исследования показателей сфор-мированности эталонов цвета у дошкольников с ЗПР показали: трое ребят знают 6-7 цветов из 7 предложенных, остальные семь человек только 3-5 цвета (перечислите, какие цвета они в основном называют). Дети различают цвета на сенсомо-торном уровне, используют названия неправильно.

При обследовании эталонов формы было выявлено, что у 3 детей -высокий уровень сформированности эталонных представлений. Дети правильно называют все геометрические фигуры в соответствии с возрастной нормой. У половины детей - средний уровень сформированности представлений о геометрических фигурах: они называют круг, квадрат, треугольник, идентифицируют их контурные изображения.

Результаты исследование детьми знания величины показало, что только 1 ребенок правильно использует слова «большой», «маленький», «одинаковые», 6 человек - средний, 3 человека - низкий уровень.

Итак, по результатам исследования можно сделать вывод о том, что у детей с ЗПР преобладает низкий и средний уровень эталонных представлений о цвете, величине, форме. Это проявляется в том, что дети слабо знают основные цвета, не все различают форму и величину. Также стоит отметить, что знание данных эталонов к 4-5 годам должно быть сформировано, и ребенок должен успешно оперировать ими.

Исследование позволило выделить следующие особенности сенсорного развития у данной категории детей:

1) отмечаются трудности переключения с одного вида деятельности на другой;

2) дети не различают оттенки цветов;

3) плохо ориентируются в величине предмета;

4) с большим трудом дифференцируют геометрические фигуры;

5) с трудом ориентируются в пространстве.

Теоретический анализ научно-методической литературы и проведенное эмпирическое исследование уровня сформированности сенсорных эталонов у дошкольников свидетельствуют о том, что детям необходима коррекционно-развивающая работа по развитию представлений о сенсорных эталонах, так как сенсорное развитие - это фундамент умственного развития детей дошкольного возраста, в том числе формирования математических представлений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Cross C. T., Woods T. A., Schweingruber H., National Research Council, Committee on Early Childhood Mathematics, eds. Washington, DC: National Academies Press; 2009.

2. Duncan G. J., Dowsett C. J., Claes-sens A., Magnuson K., Huston A. C., Klebanov P., Pagani L. S., Feinstein L., Engel M., Brooks-Gunn J., Sexton H., Duckworth K., Japel C. School readiness and later achievement // Developmental Psychology. 2007. 43 (6): 1428 // URL: http://www.46. med.ru/index.php. (дата обращения: 02.03.2020).

3. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 432 с.

4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды [Текст]: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логи-

ка и психология: [пер. с фр.] / [предисл. В. А. Лекторского и др. М.: Просвещение, 1969. C. 9-53.

5. Дефектологический словарь: в 2 т / Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т; под ред. В. Гудониса, Б. П. Пу-занова. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2007.

6. Емелина Д. А., Макаров И. В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2018. № 1. С. 4-12. // URL: https:// psychiatr.ru/files/magazines/2018_04_ scp_1276.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

7. Виноградов-Савченко В. В. Реабилитация детей с задержкой психического развития. Методическое пособие. Омск: БУ РЦДП, 2015. 45 с.

8. Нищева Н. В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы [Текст] / Н. В. Нищева, Л. А. Савелова // Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 128 с.

9. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак; М.: ОЛМА-пресс, 2003. 666 с.

10. Пиаже Ж. Указ. соч.

11. Фатихова Л. Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогическо-

го обследования детей с интеллектуальными нарушениями. Уфа: ИЦ Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М. А. Шолохова», 2011. 80 с.

12. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» // Пособие для психолого-педагогических комиссий. М.: Владос, 2003. 32 с.

REFERENCES

1. Cross C. T., Woods T. A., Schweingruber H., National Research Council, Committee on Early Childhood Mathematics, eds. Washington, DC: National Academies Press; 2009.

2. Duncan G. J., Dowsett C. J., Claessens A., Magnuson K., Huston A. C., Klebanov P., Pagani L. S., Feinstein L., Engel M., Brooks-Gunn J., Sexton H., Duckworth K., Japel C. School readiness and later achievement // Developmental Psychology. 2007. 43 (6): 1428 // URL: http://www.46. med.ru/index.php. (date of application: 02.03.2020).

3. Krutetsky V. A. Psychology of mathematical abilities of schoolchildren. M.: Prosveshchenie, 1968. 432 p. (In USSR).

4. Piaget J. Selected psychological works [Text]: Psychology of intelligence. The genesis of a number in a child. Logic and Psychology: [translated from French] / [Preface by V. A. Lektorsky et al. M.: Prosveshchenie, 1969. P. 9-53. (In Russ.).

5. Defectological dictionary: in 2 t. / Russian Academy of Sciences. education, Moscow. psychol.-soc. in-t; edited by V. Gudonis, B. P. Puzanov. M.: Publishing House of the Moscow Psychological and

Social Institute; Voronezh: MODEK, 2007. (In Russ.).

6. Emelina D. A., Makarov I. V. Delays of mental development in children (analytical review) // Review of psychiatry and medical psychology. 2018. No. 1. P. 4-12. // URL: https://psychiatr.ru/files/ magazines/2018_04_scp_1276.pdf (date of application: 15.04.2020).

7. Vinogradov-Savchenko V. V. Rehabilitation of children with mental retardation. Methodical manual. Omsk: BU RCDP, 2015. 45 p. (In Russ.).

8. Nishcheva N. V. Sensorimotor development of preschool children. From work experience [Text] / N. V. Nischeva, L. A. Savelova // Sensorimotor development of preschool children. St. Petersburg: OOO «IZDATEL'STVO «DETSTVO-PRESS», 2011. 128 p. (In Russ.).

9. The Big psychological dictionary / [Avdeeva N. N. et al.]; Edited by B. G. Meshcheryakova, V. P. Zinchenko. St. Petersburg: Prajm-Evroznak; M.: OLMA-press, 2003. 666 p. (In Russ.).

10. Piaget J. Index of the essay.

11. Fatikhova L. F. Diagnostic complex for psychological and pedagogical

examination of children with intellectual disabilities. Ufa: IC of the Ufa branch of the State Educational Institution of Higher Education "M. A. Sholokhov Moscow State University", 2011. 80 p. (In Russ.).

12. Zabramnaya S. D., Borovik O. V. Methodological recommendations for the

manual "Practical material for conducting psychological and pedagogical examination of children" // Manual for psychological and pedagogical commissions. M.: Vlados, 2003. 32 p. (In Russ.).

Поступила в редакцию 21.05.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.