Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ВЛИЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
158
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДЕТИ / СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / MENTAL RETARDATION / CHILDREN / SENSORY-PERCEPTUAL ACTIVITY / DIAGNOSTIC METHODS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чурина Валентина Александровна

В статье рассматриваются проблема влияния сенсорного развития на развитие математических способностей у старших дошкольников с задержкой психического. Особое внимание уделено вопросам развития математических способностей и их влияние на интеллектуальное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чурина Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE FORMATION OF SENSORY STANDARDS ON THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ABILITIES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

The article deals with the problem of the influence of sensory development on the development of mathematical abilities in older preschool children with mental retardation. Special attention is paid to the development of mathematical abilities and their impact on intellectual development.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 3 (23) УДК 373.21+376+159.95

В. А. Чурина

ВЛИЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ1

Введение. Интеллектуальное развитие ребёнка является одной из важных задач дошкольной педагогики и психологии, так как заложенные в раннем возрасте способности являются фундаментом дальнейшего развития человека в школьной и взрослой жизни. Системообразующим компонентом данного процесса в определенной мере выступают также развивающиеся у детей в ходе занятий и упражнений математические способности, которые отражают особенности общей одаренности человека. Некоторые зарубежные публикации свидетельствуют о важности приобретения детьми в дошкольный период математических знаний [1—2], которые, наряду с формированием устной и письменной речи, обеспечивают дальнейшую школьную успевае-

1 Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» Л. Ф. Фатихова.

мость и социально-личностную адаптацию ребёнка.

Исследователи разных лет отмечают, что математические способности оказывают непосредственное влияние на развитие мышления ребёнка [3]. Установлено также, что такие качества математического мышления, как гибкость, пространственное воображение, выделение главных признаков и другие представляют собой качественные характеристики логического мышления. В связи с этим в своё время ещё известный французский и швейцарский психолог Ж. Пиаже указывал на прямую зависимость между формированием понятия числа и арифметических операций у ребёнка, и развитием его логики [4].

Программа дошкольного образования по развитию математических способностей включает в себя формирование таких элементарных математических представлений, как представления о пространстве, форме, величине, свойствах предмета и связанных с ним логических операций, что очень

важно для дальнейшего усвоения математических знаний. Таким образом, одним из главных направлений так называемой «пред-математической подготовки» дошкольников является сенсорное развитие.

Следует отметить, что сенсорное воспитание является важным условием подготовки детей к школьному образованию. При этом нередко дети отличаются по темпу развития, когда у них может наблюдаться задержка или опережение психического развития. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) различной этиологии могут наблюдаться как признаки парциального, так и тотального отставания развития высших психических процессов [5]. Поэтому своевременная коррекционная работа с такими детьми способствует развитию их интеллектуальных способностей и выступает важным фактором в подготовке к школьному обучению.

В справочно-информационных источниках ЗПР рассматривается как временное отставание развития психики в целом или отдельных её функций; нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов [6]. В тоже время отмечается, что при хорошо организованной коррек-ционной работе данное отклоне-

ние имеет тенденцию к положительной динамике [7].

Неподготовленность детей к школе нередко связывают с задержкой развития, когда около 20% детей на момент поступления в школу по данным психолого-ме-дико-педаогогических комиссий (ПМПК) имеют диагноз «задержка психического развития»; примерно до 50% всех детей не способны усваивать школьную программу; также за последние десятилетия количество детей с ЗПР увеличилось в 2—2,5 раза, достигнув до 1/3 всех случаев [8]. Поэтому следует отметить, что раннее вмешательство, то есть реализация мер кор-рекционной направленности в работе с детьми как в условиях семьи, так и дошкольной образовательной организации может способствовать нивелированию отставания в развитии, повысить уровень сформированности когнитивно-личностных характеристик, без которых невозможно овладение будущих школьных знаний. А овладение математическими представлениями, наряду с другими наглядно-операционными свойствами мышления, качественно изменяет природу мыслительной деятельности детей, в том числе и детей с ЗПР.

Анализ проблемы и организация исследования. Готовность ребёнка к обучению в значительной степени зависит от уровня его сенсорного развития. Основываясь на ха-

рактеристиках и особенностях мышления детей данной категории, мы считаем, что в целях развития математических способностей дошкольников с ЗПР особое внимание при обучении следует уделять такому направлению, как формирование сенсорных эталонов. Основу сенсорного воспитания детей составляет формирование представлений о сенсорных эталонах и вариантах оперирования ими.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве, пр. [9]. Дошкольники с ЗПР характеризуются не только отставанием в развитии познавательной, эмоционально-личностной и мотивационной сферы, но и им присуще недоразвитие представлений о сенсорных эталонах.

Термин «сенсорные эталоны (англ. sensory standards)» предложил А. В. Запорожец при разработке теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны, выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики, представляют собой системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребёнком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств.

К сенсорным эталонам относится: система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др. В ус-

воении и применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта [10]. Усвоив сенсорные эталоны, ребёнок может с легкостью идентифицировать новое качество, сопоставляя его с эталоном [11].

С целью выявления уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах, нами было проведено диагностическое обследование детей 5—7 лет с ЗПР1. Обследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад № 14 городского округа города Уфа Республики Башкортостан» 2-й подготовительной группы. В обследовании приняло участие 10 дошкольников с ЗПР.

Исследование проводилось по авторской методике Л. Ф. Фатихо-вой «Подбери фигуру к предмету» [12]. Данная методика направлена на: а) изучение уровня сформиро-ванности сенсорно-перцептивных действий у детей; б) установление способности соотносить предмет с эталоном; в) установление уровня сформированности знаний о формах.

Полученные результаты и их обсуждение. Результаты проведенного исследования показали, что у дошкольников с ЗПР уровень сенсорного развития ниже нормы. Ни один из исследуемых детей не на-

1 Диагноз был подтверждён ПМПК.

брал максимального количества балов: 4 из 10 детей показали результаты, приближающиеся к минимальным значениям — 3—4 балла из 9 баллов (соответствующих норме). Нормально развивающиеся дошкольники выполняли данные задания успешно, тогда как дети с ЗПР испытывали затруднения в выполнении заданий, им необходима была помощь, подсказки в направлении их действий; соотнесение предметов с эталонами формы осуществлялось ими в основном по типу «проб и ошибок».

В исследовании также применяли методики Д. С. Забрамной и О. В. Боровик [13]: «Чей шкафчик»; «Сгруппируй по цветам»; «Чьё полотенце»; «Большой и маленький»; «Положи на своё место», диагностирующие сенсорные показатели, связанные с восприятием цвета, формы и размера.

Исследования показателей сформированности эталонов цвета у дошкольников с ЗПР показали: 3 ребёнка знают 6—7 цветов из 7 предложенных, остальные 7 — только 3—5 цвета. При этом дети различают цвета на сенсомотор-ном уровне, используют названия неправильно.

При обследовании эталонов формы было выявлено, что у 3 детей отмечен высокий уровень сформированности эталонных представлений. Дети правильно называют все геометрические фигуры в соответствии с возрастной

нормой. У половины детей выявлен средний уровень сформированно-сти представлений о геометрических фигурах: они называют круг, квадрат, треугольник, идентифицируют их контурные изображения.

Результаты исследование детьми знания о величине показало, что только 1 ребёнок правильно использует слова «большой», «маленький», «одинаковые», тогда как 6 человек обнаружили средний, а 3 человека — низкий уровень представления о величине.

Заключение. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что у детей с ЗПР преобладает низкий и средний показатели эталонных представлений о цвете, величине и форме. Это проявляется в том, что дети слабо знают основные цвета, не все различают форму и величину. Также стоит отметить, что знание данных эталонов к 4—5 годам должно быть сформировано и ребёнок должен успешно оперировать ими.

Исследование позволило выделить следующие особенности сенсорного развития у данной категории детей:

1) отмечаются трудности переключения с одного вида деятельности на другой;

2) дети не различают оттенки цветов;

3) они плохо ориентируются в величине предмета;

4) с большим трудом дифференцируют геометрические фигуры;

5) с трудом ориентируются в пространстве.

Теоретический анализ научно-методической литературы и проведенное эмпирическое исследование особенностей сформирован-ности сенсорных эталонов у дошкольников свидетельствуют о том, что детям необходима коррек-

ционно-развивающая работа по развитию представлений о сенсорных эталонах, так как сенсорное развитие представляет собой фундамент дальнейшего становления и формирования умственных способностей дошкольника, в том числе и при формировании математических представлений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Cross C. T., Woods T. A., Schweingruber H. (Eds.). Mathematics learning in early childhood: Paths toward excellence and equity. Committee on Early Childhood Mathematics. National Research Council. Center for Education, Division of Behavioral and Social Sciences and Education. Washington, DC: National Academies Press. 2009 // https://www.nap.edu/read/12519/ chapter/1 (дата обращения: 21.03.2020).

2. Duncan G. J., Dowsett C. J., Claessens A., Magnuson K., Huston A. C., Klebanov P., Pagani L. S., Feinstein L., Engel M., Brooks-Gunn J., Sexton H., Duckworth K., Japel C. School Readiness and Later Achievement. Developmental Psychology. 2007; 43 (6): 1428-1446 // https://doi.org/10.1037/0012-1649.43. 6.1428 (дата обращения: 21.03.2020).

3. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 432 с.

4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология: [пер. с фр.] / [предисл. В. А. Лекторского и др. М. Просвещение, 1969. 659 с.

5. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики за-

держки психического развития // Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы / Ред.-сост. Г. В. Бурмен-ская. М.: УМК «Психология», 2003. С. 326-333.

6. Дефектологический словарь: В 2-х т. / Под ред. В. Гудониса, Б. П. Пу-занова. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2007. Т. 1. 808 с.

7. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2011. № 3. С. 11-16.

8. Виноградов-Савченко В. В. Реабилитация детей с задержкой психического развития. Методическое пособие. Омск: БУ РЦДП. 2015. 45 с.

9. Нищева Н. В., Савелова Л. А. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы // Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2011. 128 с.

10. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М., 2003. 672 с.

11. Лагутина О. Р. Развитие знания ребёнка о пространстве // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С. 133-136.

12. Фатихова Л. Ф. Диагностика и коррекция сенсорно-перцептивной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Со-

временное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 3. С. 50-59.

13. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» Пособие для психолого-педагогических комиссий. М.: Владос, 2003 32 с.

REFERENCES

1. Cross C. T., Woods T. A., Schweingruber H. (Eds.). Mathematics learning in early childhood: Paths toward excellence and equity. Committee on Early Childhood Mathematics. National Research Council. Center for Education, Division of Behavioral and Social Sciences and Education. Washington, DC: National Academies Press. 2009 // https://www.nap.edu/read/12519/ chapter/1 (date of access: 21.03.2020).

2. Duncan G. J., Dowsett C. J., Claessens A., Magnuson K., Huston A. C., Klebanov P., Pagani L. S., Feinstein L., Engel M., Brooks-Gunn J., Sexton H., Duckworth K., Japel C. School Readiness and Later Achievement. Developmental Psychology. 2007; 43 (6): 1428-1446 // https://doi.org/10.1037/ 0012-1649.43.6. 1428 (date of access: 21.03.2020).

3. Kruteckij V. A. Psychology of mathematical abilities of schoolchildren. M.: Prosveshchenie, 1968. 432 p. (In USSR).

4. Piaget J. Selected psychological works: psychology of intelligence. The Genesis of a number in a child. Logic and psychology: [translated from French] / [Preface by V. A. Lektorsky et al. M.: Prosveshchenie, 1969. 659 p. (In USSR).

5. Lebedinskaya K. S. Main issues of the clinic and systematics of mental

retardation // Psychological examination of children of preschool and younger school age the Texts and methodological materials / edited and compiled by G. V. Burmenskaya. M.: UMK «Psiholo-giya», 2003. P. 326-333. (In Russ.).

6. Defectological dictionary: in 2 volumes / Edited by V. Gudonis, B. P. Puza-nov. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2007. T. 1. 808 p. (In Russ.).

7. Delays in the rate of mental development in children (review of literature data) // Review of psychiatry and medical psychology named after V. M. Bekhterev. 2011. No. 3. P. 11-16. (In Russ.).

8. Vinogradov-Savchenko V. V. Rehabilitation of children with mental retardation. Methodical manual. Omsk: BU RCDP. 2015. 45 p. (In Russ.).

9. Nishcheva N. V., Savelova L. A. Sensorimotor development of preschool children. From experience // Sensorimotor development of preschool children. SPb.: Detstvo-Press, 2011. 128 p. (In Russ.).

10. Meshcheryakov B. G., Zinchen-ko V. P. Large psychological dictionary. M., 2003. 762 p. (In Russ.).

KoppeKUHOHHO-neflaroranecKoe o6pa3OBaHHe. 2020. № 3 (23)

11. Lagutina O. R. Developing a child's knowledge of space // Vestnik Kostro-mskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Socio-kinetika. 2017. T. 23. № 1. P. 133-136. (In Russ.).

12. Fatihova L. F. Diagnostics and correction of sensory-perceptual activity of preschool children with intellectual disabilities // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika. 2016. № 3. P. 50-59. (In Russ.).

13. Zabramnaya S. D., Borovik O. V. Methodological recommendations for the manual "Practical material for conducting psychological and pedagogical examinations of children" Manual for psychological and pedagogical commissions. M.: Vlados, 2003 32 p. (In Russ.).

nocmynuna e pedaKuuw 14.09.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.