Коррекционно-педагогическое образование. 2020. № 3 (23) УДК 373.21+376+159.95
В. А. Чурина
ВЛИЯНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ НА РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ1
Введение. Интеллектуальное развитие ребёнка является одной из важных задач дошкольной педагогики и психологии, так как заложенные в раннем возрасте способности являются фундаментом дальнейшего развития человека в школьной и взрослой жизни. Системообразующим компонентом данного процесса в определенной мере выступают также развивающиеся у детей в ходе занятий и упражнений математические способности, которые отражают особенности общей одаренности человека. Некоторые зарубежные публикации свидетельствуют о важности приобретения детьми в дошкольный период математических знаний [1—2], которые, наряду с формированием устной и письменной речи, обеспечивают дальнейшую школьную успевае-
1 Научный руководитель — кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» Л. Ф. Фатихова.
мость и социально-личностную адаптацию ребёнка.
Исследователи разных лет отмечают, что математические способности оказывают непосредственное влияние на развитие мышления ребёнка [3]. Установлено также, что такие качества математического мышления, как гибкость, пространственное воображение, выделение главных признаков и другие представляют собой качественные характеристики логического мышления. В связи с этим в своё время ещё известный французский и швейцарский психолог Ж. Пиаже указывал на прямую зависимость между формированием понятия числа и арифметических операций у ребёнка, и развитием его логики [4].
Программа дошкольного образования по развитию математических способностей включает в себя формирование таких элементарных математических представлений, как представления о пространстве, форме, величине, свойствах предмета и связанных с ним логических операций, что очень
важно для дальнейшего усвоения математических знаний. Таким образом, одним из главных направлений так называемой «пред-математической подготовки» дошкольников является сенсорное развитие.
Следует отметить, что сенсорное воспитание является важным условием подготовки детей к школьному образованию. При этом нередко дети отличаются по темпу развития, когда у них может наблюдаться задержка или опережение психического развития. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) различной этиологии могут наблюдаться как признаки парциального, так и тотального отставания развития высших психических процессов [5]. Поэтому своевременная коррекционная работа с такими детьми способствует развитию их интеллектуальных способностей и выступает важным фактором в подготовке к школьному обучению.
В справочно-информационных источниках ЗПР рассматривается как временное отставание развития психики в целом или отдельных её функций; нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов [6]. В тоже время отмечается, что при хорошо организованной коррек-ционной работе данное отклоне-
ние имеет тенденцию к положительной динамике [7].
Неподготовленность детей к школе нередко связывают с задержкой развития, когда около 20% детей на момент поступления в школу по данным психолого-ме-дико-педаогогических комиссий (ПМПК) имеют диагноз «задержка психического развития»; примерно до 50% всех детей не способны усваивать школьную программу; также за последние десятилетия количество детей с ЗПР увеличилось в 2—2,5 раза, достигнув до 1/3 всех случаев [8]. Поэтому следует отметить, что раннее вмешательство, то есть реализация мер кор-рекционной направленности в работе с детьми как в условиях семьи, так и дошкольной образовательной организации может способствовать нивелированию отставания в развитии, повысить уровень сформированности когнитивно-личностных характеристик, без которых невозможно овладение будущих школьных знаний. А овладение математическими представлениями, наряду с другими наглядно-операционными свойствами мышления, качественно изменяет природу мыслительной деятельности детей, в том числе и детей с ЗПР.
Анализ проблемы и организация исследования. Готовность ребёнка к обучению в значительной степени зависит от уровня его сенсорного развития. Основываясь на ха-
рактеристиках и особенностях мышления детей данной категории, мы считаем, что в целях развития математических способностей дошкольников с ЗПР особое внимание при обучении следует уделять такому направлению, как формирование сенсорных эталонов. Основу сенсорного воспитания детей составляет формирование представлений о сенсорных эталонах и вариантах оперирования ими.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве, пр. [9]. Дошкольники с ЗПР характеризуются не только отставанием в развитии познавательной, эмоционально-личностной и мотивационной сферы, но и им присуще недоразвитие представлений о сенсорных эталонах.
Термин «сенсорные эталоны (англ. sensory standards)» предложил А. В. Запорожец при разработке теории развития восприятия путем формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны, выделенные человечеством в процессе общественно-исторической практики, представляют собой системы чувственных качеств предметов, которые усваиваются ребёнком в ходе онтогенеза и применяются в качестве внутренних образцов при обследовании объектов и выделении их свойств.
К сенсорным эталонам относится: система цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем и др. В ус-
воении и применении сенсорных эталонов проявляется специфически человеческий характер развития детского восприятия, его обусловленность присвоением общественного опыта [10]. Усвоив сенсорные эталоны, ребёнок может с легкостью идентифицировать новое качество, сопоставляя его с эталоном [11].
С целью выявления уровня сформированности представлений о сенсорных эталонах, нами было проведено диагностическое обследование детей 5—7 лет с ЗПР1. Обследование проходило на базе МБДОУ «Детский сад № 14 городского округа города Уфа Республики Башкортостан» 2-й подготовительной группы. В обследовании приняло участие 10 дошкольников с ЗПР.
Исследование проводилось по авторской методике Л. Ф. Фатихо-вой «Подбери фигуру к предмету» [12]. Данная методика направлена на: а) изучение уровня сформиро-ванности сенсорно-перцептивных действий у детей; б) установление способности соотносить предмет с эталоном; в) установление уровня сформированности знаний о формах.
Полученные результаты и их обсуждение. Результаты проведенного исследования показали, что у дошкольников с ЗПР уровень сенсорного развития ниже нормы. Ни один из исследуемых детей не на-
1 Диагноз был подтверждён ПМПК.
брал максимального количества балов: 4 из 10 детей показали результаты, приближающиеся к минимальным значениям — 3—4 балла из 9 баллов (соответствующих норме). Нормально развивающиеся дошкольники выполняли данные задания успешно, тогда как дети с ЗПР испытывали затруднения в выполнении заданий, им необходима была помощь, подсказки в направлении их действий; соотнесение предметов с эталонами формы осуществлялось ими в основном по типу «проб и ошибок».
В исследовании также применяли методики Д. С. Забрамной и О. В. Боровик [13]: «Чей шкафчик»; «Сгруппируй по цветам»; «Чьё полотенце»; «Большой и маленький»; «Положи на своё место», диагностирующие сенсорные показатели, связанные с восприятием цвета, формы и размера.
Исследования показателей сформированности эталонов цвета у дошкольников с ЗПР показали: 3 ребёнка знают 6—7 цветов из 7 предложенных, остальные 7 — только 3—5 цвета. При этом дети различают цвета на сенсомотор-ном уровне, используют названия неправильно.
При обследовании эталонов формы было выявлено, что у 3 детей отмечен высокий уровень сформированности эталонных представлений. Дети правильно называют все геометрические фигуры в соответствии с возрастной
нормой. У половины детей выявлен средний уровень сформированно-сти представлений о геометрических фигурах: они называют круг, квадрат, треугольник, идентифицируют их контурные изображения.
Результаты исследование детьми знания о величине показало, что только 1 ребёнок правильно использует слова «большой», «маленький», «одинаковые», тогда как 6 человек обнаружили средний, а 3 человека — низкий уровень представления о величине.
Заключение. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что у детей с ЗПР преобладает низкий и средний показатели эталонных представлений о цвете, величине и форме. Это проявляется в том, что дети слабо знают основные цвета, не все различают форму и величину. Также стоит отметить, что знание данных эталонов к 4—5 годам должно быть сформировано и ребёнок должен успешно оперировать ими.
Исследование позволило выделить следующие особенности сенсорного развития у данной категории детей:
1) отмечаются трудности переключения с одного вида деятельности на другой;
2) дети не различают оттенки цветов;
3) они плохо ориентируются в величине предмета;
4) с большим трудом дифференцируют геометрические фигуры;
5) с трудом ориентируются в пространстве.
Теоретический анализ научно-методической литературы и проведенное эмпирическое исследование особенностей сформирован-ности сенсорных эталонов у дошкольников свидетельствуют о том, что детям необходима коррек-
ционно-развивающая работа по развитию представлений о сенсорных эталонах, так как сенсорное развитие представляет собой фундамент дальнейшего становления и формирования умственных способностей дошкольника, в том числе и при формировании математических представлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Cross C. T., Woods T. A., Schweingruber H. (Eds.). Mathematics learning in early childhood: Paths toward excellence and equity. Committee on Early Childhood Mathematics. National Research Council. Center for Education, Division of Behavioral and Social Sciences and Education. Washington, DC: National Academies Press. 2009 // https://www.nap.edu/read/12519/ chapter/1 (дата обращения: 21.03.2020).
2. Duncan G. J., Dowsett C. J., Claessens A., Magnuson K., Huston A. C., Klebanov P., Pagani L. S., Feinstein L., Engel M., Brooks-Gunn J., Sexton H., Duckworth K., Japel C. School Readiness and Later Achievement. Developmental Psychology. 2007; 43 (6): 1428-1446 // https://doi.org/10.1037/0012-1649.43. 6.1428 (дата обращения: 21.03.2020).
3. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. 432 с.
4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология: [пер. с фр.] / [предисл. В. А. Лекторского и др. М. Просвещение, 1969. 659 с.
5. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики за-
держки психического развития // Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы / Ред.-сост. Г. В. Бурмен-ская. М.: УМК «Психология», 2003. С. 326-333.
6. Дефектологический словарь: В 2-х т. / Под ред. В. Гудониса, Б. П. Пу-занова. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2007. Т. 1. 808 с.
7. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 2011. № 3. С. 11-16.
8. Виноградов-Савченко В. В. Реабилитация детей с задержкой психического развития. Методическое пособие. Омск: БУ РЦДП. 2015. 45 с.
9. Нищева Н. В., Савелова Л. А. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы // Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2011. 128 с.
10. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. М., 2003. 672 с.
11. Лагутина О. Р. Развитие знания ребёнка о пространстве // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С. 133-136.
12. Фатихова Л. Ф. Диагностика и коррекция сенсорно-перцептивной деятельности дошкольников с интеллектуальными нарушениями // Со-
временное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 3. С. 50-59.
13. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» Пособие для психолого-педагогических комиссий. М.: Владос, 2003 32 с.
REFERENCES
1. Cross C. T., Woods T. A., Schweingruber H. (Eds.). Mathematics learning in early childhood: Paths toward excellence and equity. Committee on Early Childhood Mathematics. National Research Council. Center for Education, Division of Behavioral and Social Sciences and Education. Washington, DC: National Academies Press. 2009 // https://www.nap.edu/read/12519/ chapter/1 (date of access: 21.03.2020).
2. Duncan G. J., Dowsett C. J., Claessens A., Magnuson K., Huston A. C., Klebanov P., Pagani L. S., Feinstein L., Engel M., Brooks-Gunn J., Sexton H., Duckworth K., Japel C. School Readiness and Later Achievement. Developmental Psychology. 2007; 43 (6): 1428-1446 // https://doi.org/10.1037/ 0012-1649.43.6. 1428 (date of access: 21.03.2020).
3. Kruteckij V. A. Psychology of mathematical abilities of schoolchildren. M.: Prosveshchenie, 1968. 432 p. (In USSR).
4. Piaget J. Selected psychological works: psychology of intelligence. The Genesis of a number in a child. Logic and psychology: [translated from French] / [Preface by V. A. Lektorsky et al. M.: Prosveshchenie, 1969. 659 p. (In USSR).
5. Lebedinskaya K. S. Main issues of the clinic and systematics of mental
retardation // Psychological examination of children of preschool and younger school age the Texts and methodological materials / edited and compiled by G. V. Burmenskaya. M.: UMK «Psiholo-giya», 2003. P. 326-333. (In Russ.).
6. Defectological dictionary: in 2 volumes / Edited by V. Gudonis, B. P. Puza-nov. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: Izdatel'stvo NPO «MODEK», 2007. T. 1. 808 p. (In Russ.).
7. Delays in the rate of mental development in children (review of literature data) // Review of psychiatry and medical psychology named after V. M. Bekhterev. 2011. No. 3. P. 11-16. (In Russ.).
8. Vinogradov-Savchenko V. V. Rehabilitation of children with mental retardation. Methodical manual. Omsk: BU RCDP. 2015. 45 p. (In Russ.).
9. Nishcheva N. V., Savelova L. A. Sensorimotor development of preschool children. From experience // Sensorimotor development of preschool children. SPb.: Detstvo-Press, 2011. 128 p. (In Russ.).
10. Meshcheryakov B. G., Zinchen-ko V. P. Large psychological dictionary. M., 2003. 762 p. (In Russ.).
KoppeKUHOHHO-neflaroranecKoe o6pa3OBaHHe. 2020. № 3 (23)
11. Lagutina O. R. Developing a child's knowledge of space // Vestnik Kostro-mskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Socio-kinetika. 2017. T. 23. № 1. P. 133-136. (In Russ.).
12. Fatihova L. F. Diagnostics and correction of sensory-perceptual activity of preschool children with intellectual disabilities // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriya i praktika. 2016. № 3. P. 50-59. (In Russ.).
13. Zabramnaya S. D., Borovik O. V. Methodological recommendations for the manual "Practical material for conducting psychological and pedagogical examinations of children" Manual for psychological and pedagogical commissions. M.: Vlados, 2003 32 p. (In Russ.).
nocmynuna e pedaKuuw 14.09.2020 г.