3. Кочеров С.Н. Русская идея как предмет философского анализа: к вопросу о необходимости философии идей // Credo new. 2010. № 1. С. 7.
4. Парфенов К.В. Групповые акторы в коммуникативном пространстве муниципального образования: опыт политологического анализа // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 6 (26). С. 2.
5. Попов В.В., Музыка О.А., Тимофеенко В.А. Противоречия в контексте переходных периодов транзитивного общества // международный журнал экспериментального образования. 2016. № 7. С. 111.
6. Шукшина Л.В. Социальные иллюзии: генезис и технологии создания. - Саранск, 2009. - 127 с.
Тинякова Л.И.
Научный руководитель: к.экон.н., доцент Жильников А.Ю.
ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: санкции, импортозамещение, сельское хозяйство, промышленность.
Аннотация: В статье показано влияние западных санкций на экономику России, а так же их причины. Рассмотрены основные наплавления импортозамещения в нашей стране. Предоставлены данные ВВП на душу населения по годам с1993 по 2016 года.
Keywords: sanctions, import substitution, agriculture, industry.
Abstract: the article shows the impact of Western sanctions on the Russian economy, as well as their causes. Describes the main weld of import substitution in the country. Provide the GDP per capita by year с1993 in 2016.
Международные санкции — это комплекс принудительных мер, которые используют страны или международные организации по отношению к отдельному государству [2]. Экономические санкции предполагают собой использование одной, либо группой государств мер экономического характера по отношению к другой стране [4]. Целью их является принуждение правительства государства, на которую данные санкции наложены, поменять направление политики [3].
В 2014 году, после событий в Крыму и на Донбассе, на Россию были наложены экономические и политические санкции. Инициатором их введения стали США, некоторые страны Евросоюза, находящиеся под их давлением, а также страны Большой семерки и страны-партнеры США и ЕС.
В ответ на санкции по Указу Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» было введено эмбарго на определенные продовольственные товары иностранного производства.
Проблема санкций является одной из актуальных на данный момент, потому что России приходится изменять структуру экономики и направление внешней политики. Важными направлениями являются ориентация на внутреннего производителя, поиск новых деловых партнеров, рынков сбыта, развитие импортозамещающей продукции [5-6]. В этой связи, «одним из основных условий обеспечения глобального лидерства России, ее устойчивости по отношению к изменяющимся балансам сил между центрами мировой экономики, а также снижения рисков, связанных с перестройкой международного экономического порядка, выступает широкая диверсификация ее внешнеэкономических связей» [3-4].
В начале 2014 года было подготовлено постановление Правительства РФ от 15 апреля № 328 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" и осень того же года государство начало активно поддерживать инвестиционные проекты в рамках импортозамещения [1].
Принять участие в программе импортозамещения могут проекты с общей стоимостью от 1 до 20 млрд. руб. Минимальная сумма участия составляет 20% от стоимости инвестиционного проекта. Основными секторами экономики, получившими возможность государственной поддержки в программе импортозамещения являются: сельское хозяйство и промышленность. На сельское хозяйство в 2015 году было потрачено 5,0 млрд. рублей ассигнований, в 2016 году - 7,6 млрд. рублей, в 2017 году заложено в бюджет 8,3 млрд. рублей. Что касается производственной сферы, то Правительство разработало 20 отдельных программ по импортозамещению, которые включают более двух тысяч направлений производства, в том числе: химическое производство, автомобилестроение, фармацевтическое производство. Для каждой отрасли определены предприятия, которые будут принимать участие в реализации программы, и для них разработаны меры по стимулированию, которые учитывают их специфику. Согласно итогам
3 кварталов 2016 года, наблюдается рост производства по следующим направлениям (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года):
1.паровые котлы, ядерные реакторы +17%;
2. станки +10%;
3. лекарства +11,8%;
4.чугунные и стальные трубы +6,9%.
В результате санкций, введённых странами Запада, стало существенно сложнее занимать денежные средства для развития российского бизнеса. Сильный удар был нанесён таким ведущим компаниям как Роснефть, Сбербанк, Газпром. Был запрещён въезд многим должностным лицам в страны, наложившие санкции. Ряд российских банков были лишены западных средств, под угрозой работы в России оказались такие системы как Visa, MasterCard, SWITF и другие.
Рисунок 1 - ВВП России на душу населения по годам
Также, из-за введения санкций произошёл скачок ВВП на душу населения, но к 2016 году данный показатель начал снижаться. На рисунке 1 представлены данные с 1993 по 2016 годы.
Политическая ситуация говорит о том, что многие санкции могут сохраниться на постоянной основе. Предварительные подсчеты свидетельствуют о взаимных потерях в торгово-экономических отношениях России и ЕС (бывших лучших партнеров), исчисляемых десятками млрд долл. США. Все это должно стать реальным стимулом для оживления внешней торговли России, модернизации ее экономики. Вводить экономические санкции против России не выгодно, так как здесь переплетаются интересы и частного бизнеса, и власти. Но, несмотря на подобную невозможность и невыгодность санкций, Россия остается уязвимой и зависимой от иностранных
партнеров, которые нужно преодолевать путем слаженных и своевременных решений и действий.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
2. Ефимов И.В.Макроэкономический анализ внешнеэкономической деятельности России // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2004. - 164 с.
3. Глекова В.В., Костин А. А., Костина О. В., Москаленко О. А. Форсирование межстрановой «блокады»: развитие внешней торговли России в условиях экономических санкций // Инновации и инвестиции. 2015. № 5. С. 104-110.
4. Арефьев П.В., Альпидовская М.Л., Блинов А.О., Данилова О.В., Карасева Л.А., Кузнецов А.В., Мальцев В.В., Нуреев Р.М., Петраков П.К., Слепаков С.С., Соколов Д.П., Степин Е.А., Чусовлянов Д.С. Экономические санкции против России: ожидания и реальность. -Москва, 2017. - 194 с.
5. Капитонов И. Экономика и безопасность внедрения инновационно ориентированных источников энергии в России и за рубежом // Международная экономика. 2012. № 4. С. 40-46.
6. Седова Н.В., Селютин В.Ф. Особенности процесса бюджетирования в интегрированных агропромышленных структурах // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 6. С. 149-152.
Ускова И.А., Туриевская О.В.
Научный руководитель: д.экон.н., профессор Брянцева Л.В.
АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ РАЗМЕРА ИСЧИСЛЕННОГО НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ-КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I
Ключевые слова: налог на прибыль, корреляционно-регрессионный анализ; факторный анализ.
Аннотация: В статье проведена оценка влияния факторов на формирование размера исчисленного налога на прибыль организаций-крупнейших налогоплательщиков.