Научная статья на тему 'Концепция обеспечения энергетической безопасности (применительно к решению проблемы импортозамещения в электроэнергетике России)'

Концепция обеспечения энергетической безопасности (применительно к решению проблемы импортозамещения в электроэнергетике России) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1931
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭЛЕКТРОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА / GLOBALIZATION / IMPORT SUBSTITUTION / ENERGY SECURITY / IMPORT / EXPORT / POWER INDUSTRY / ENERGY RESOURCES / COMPETITIVENESS / ELECTRIC CONVERTER TECHNICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костин Константин Борисович

В статье рассматриваются пути решения одной из главных проблем государственной экономической политики импортозамещения в наукоемких отраслях промышленности России, в частности, электроэнергетике. Показано, что крупнейшие производители электронной компонентной базы и электротехнического оборудования в России ставят своей целью обеспечение высококонкурентного импортозамещения как основы сохранения и повышения национальной безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the investigation of solutions to one of the major problems of the State economic policy import substitution in research intensive industries of Russia, with power industry in particular. It is shown, that major manufacturers of electrotechnical equipment in Russia view highly competitive import substitution provision as a foundation for preservation and enhancement of the country's national security.

Текст научной работы на тему «Концепция обеспечения энергетической безопасности (применительно к решению проблемы импортозамещения в электроэнергетике России)»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

Константин Борисович КОСТИН — кандидат технических наук, доцент кафедры мировой экономики и международных экономических отношений СПбГЭУ.

В 1998 г. окончил университет в г. Хантсвилл (США), в 2000 г. -Балтийский государственный технический университет «Военмех». С 2009 г. по настоящее время работает в СПбГЭУ. Победитель конкурса грантов Программы Фулбрайта, США (2013 г.).

Автор 67 научных работ, в том числе 5 монографий, 1 учебника, 3 учебных пособий.

Сфера научных интересов — мировая экономика, интернетмаркетинг, ревеню-менеджмент, экономическая оценка инвестиций.

У У У

Костин К.Б.

КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ПРИМЕНИТЕЛЬНО К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РОССИИ)

Аннотация. В статье рассматриваются пути решения одной из главных проблем государственной экономической политики - импортозамещения в наукоемких отраслях промышленности России, в частности, электроэнергетике. Показано, что крупнейшие производители электронной компонентной базы и электротехнического оборудования в России ставят своей целью обеспечение высококонкурентного импортозамещения как основы сохранения и повышения национальной безопасности страны.

Ключевые слова. Глобализация, импортозамещение, энергетическая безопасность, импорт, экспорт, электроэнергетика, энергоресурсы, конкурентоспособность, электропреобразовательная техника.

Kostin K.B.

ENERGY SECURITY CONCEPT AS A SOLUTION TO THE PROBLEM OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE POWER INDUSTRY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The paper presents the investigation of solutions to one of the major problems of the State economic policy - import substitution in research intensive industries of Russia, with power industry in particular. It is shown, that major manufacturers of electrotechnical equipment in Russia view highly competitive

ГРНТИ 06.58.49 © Костин К.Б., 2015

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел. (931) 220-70-32. E-mail: kost_kos@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 15.12.2014 г.

Для ссылок: Костин К.Б. Концепция обеспечения энергетической безопасности (применительно к решению проблемы импортозамещения в электроэнергетике России) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1 (91). С. 32-43.

Костин К.Б.

33

import substitution provision as a foundation for preservation and enhancement of the country’s national security.

Keywords. Globalization, import substitution, energy security, import, export, power industry, energy resources, competitiveness, electric converter technics.

^ ^ ^

Введение

В условиях прогрессирующей глобализации экономики и усиления конкуренции на мировых рынках значение энергетического фактора неуклонно возрастает, и ему отводится всё более значимая роль во внешнеэкономической и внешнеполитической стратегии России [16]. Энергетика как сфера хозяйственно-экономической деятельности человека, направленной на преобразование, распределение и использование энергетических ресурсов всех видов, для многих стран мира, в том числе и для России, является ключевой отраслью в экономическом, социальном и политическом планах [12, 20].

Обеспечивая гарантированные поставки энергоресурсов на мировой рынок и, выступая за углубление международного энергетического сотрудничества в рамках обеспечения глобальной энергетической безопасности, Россия, в то же время, на государственном уровне проводит большую работу по решению проблем собственной национальной безопасности. Проблемы эти обрели особую актуальность в наши дни, когда сложившиеся неблагоприятные тенденции в экономике наряду с введением и действием взаимных санкций и ограничений в ряде сфер экономической деятельности выдвинули перед российской экономикой на передний край задачу перехода к инновационному пути развития и реализации концепции импортозамещения в наукоемких отраслях промышленности. Решение задачи импортозамещения - это создание собственных конкурентоспособных производств оборудования для стратегически важных энергетических объектов, развитие электронного и энергомашиностроения, новых энергетических технологий, информационно-интеллектуальных систем управления, способных обеспечить национальную безопасность страны.

Анализу этих процессов, их взаимосвязи и методов достижения поставленных целей в отечественной электроэнергетике посвящена данная статья.

1. Энергетическая безопасность и энергетическая стратегия

Энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической безопасности России, призванной стоять на защите жизненно важных экономических и геополитических интересов страны. Внешнеэкономическая безопасность, элементы которой определены Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [1], - это часть более широкого понятия - национальная безопасность, - обеспечение которой во все времена представляет собой основополагающую задачу государства [21]. Обеспечение внешнеэкономической безопасности, в общем случае, предполагает решение проблем, включающих в себя энергетическую, продовольственную, сырьевую, миграционную, валютно-финансовую, экологическую составляющие [31].

Понятие «энергетическая безопасность» (ЭБ) было определено Международным энергетическим агентством в 1973 г. как «уверенность в том, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которые требуются при данных экономических условиях». Для России как крупнейшего экспортера энергоресурсов (более 10% объемов их мирового экспорта) энергетическая безопасность означает также поддержание энергетического суверенитета и обеспечение условий для недискриминационного доступа на внешние рынки [30]. На рис. 1 схематически показано место энергетической безопасности в системе общей национальной безопасности страны [30]. Категория «энергетические аспекты национальной безопасности» на данной диаграмме включает в себя систему факторов, определяющих влияние качества, эффективности развития и функционирования энергетики на уровень национальной безопасности.

29 ноября 2012 г. президентом РФ была протокольно утверждена «Доктрина энергетической безопасности РФ» (ДЭБ), подготовленная Правительством РФ по поручению Совета Безопасности России, основная цель которой может быть сформулирована как определение на перспективу стратегии действий органов государственного управления и общества в вопросах обеспечения энергетической безопасности России и ее регионов [14]. В Доктрине изложены принципы и задачи обеспечения энер-

34

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

гетической безопасности, а также меры, направленные на ее обеспечение, и механизмы их реализации [14].

Основные утверждения Доктрины сводятся к следующему [25]:

- обеспечение энергетической безопасности является обязательным требованием для любого уровня организации энергетического хозяйства, начиная от отдельного объекта и заканчивая федеральной энергетической системой страны;

- Россия, являясь одной из ведущих энергетических держав мира, обеспечивает гарантированные поставки необходимых объемов энергоресурсов на мировой рынок и, в то же время, занимается активной организационной и дипломатической деятельностью по обеспечению глобальной энергетической безопасности (ГЭБ);

- придерживаясь условий свободной торговли энергоносителями и свободного доступа к ресурсам, Россия оставляет за собой право ограниченного участия иностранных партнеров в освоении стратегических запасов энергетического сырья, а также в целях обеспечения собственной энергетической безопасности поддерживает развитие отечественного энергомашиностроения и импортозамещение оборудования для стратегически важных энергетических объектов;

- при разработке Энергетической стратегии России обеспечению энергетической безопасности уделяется особое внимание. Оценка состояния, возможных угроз и мер по обеспечению энергобезопасности осуществляется на регулярной основе и регламентируется утвержденными нормативами.

С целью предотвращения воздействия на энергетическую безопасность внутренних экономических, внешнеэкономических и внешнеполитических угроз Доктрина предписывает: обеспечивать финансовой поддержкой проведение фундаментальных и прикладных НИР по основным направлениям развития перспективных энергетических технологий; стимулировать развитие отечественного промышленного производства энергетического оборудования; создавать благоприятные условия для международной научно-технологической кооперации, содействуя при этом трансферу в Россию передовых энергетических технологий.

Совершенно очевидно, что Доктрина несет в себе не только технико-экономический, но и глубокий политический смысл. Для ее успешной реализации в стране должны быть сформированы не только благоприятные экономические, но и институциональные, политические условия, обеспечивающие также, кроме всего прочего, использование инноваций и привлечение инвестиций, направляемых на развитие всех сфер хозяйствования.

Обеспечение энергетической безопасности России является неотъемлемой частью энергетической политики страны [33]. Энергетическая политика рассматривается правительством России в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики, поскольку она отвечает стратегическим интересам нашей страны и является ключевым фактором развития экономики в целом. В Проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года (ЭС-2035), предложенном Министерст-

Костин К.Б.

35

вом энергетики Российской Федерации [36], четко определена ее главная цель: создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Там же сформулированы основные задачи государственной энергетической политики [36]. В частности: по направлению «Научно-техническая политика в энергетике» ставится задача осуществления инновационного цикла: фундаментальные исследования - прикладные исследования - опытноконструкторские разработки - головные образцы - производство; по направлению «Региональная энергетическая политика» предполагается выполнить разработку методики мониторинга как состояния энергетической безопасности отдельных регионов и страны, в целом, так и хода реализации Доктрины энергетической безопасности России; по направлению «Социальная политика и развитие человеческого потенциала в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК)»: планируется разработка комплекса мер по развитию человеческого капитала в ТЭК. В сфере внутренней энергетической политики ЭС-2035 подтверждает сохранение бюджетообразующей роли ТЭК. При этом отмечается высокий износ основных фондов, низкий уровень энергоэффективности и эффективности инвестиций в ТЭК, чувствительность к колебаниям мирового нефтегазового рынка.

Мировой финансово-экономический кризис привел к среднесрочному замедлению темпов роста экономики России. Если в 2000-2008 гг. они составляли в среднем 6,9%, а за 2000-е гг. в целом, с учетом кризиса, 4,7%, то к 2013 гг. темпы роста упали до 1,8% в результате усиления долгосрочных структурных и институциональных ограничений развития российской экономики. В 2009-2012 гг. возросла зависимость экономики России от ТЭК по его доле в экспорте (70%), доходам федерального бюджета (50%) и инвестициям (40%). Среднегодовые темпы роста ВВП и внутреннего потребления энергоносителей в 2013-2035 гг. по прогнозу базового для ЭС-2035 инновационного сценария составят 3,8%, а консервативного риск-сценария - 2,8% [3]. В связи с этим, главный внутренний вызов для энергетики России состоит в необходимости глубокой и всесторонней модернизации ТЭК, т.е. приоритетом становится не количественное наращивание объемов производства, а качественное обновление энергетического сектора страны [36].

Что касается внешней энергетической политики, здесь подтверждается необходимость перманентной адаптации России к новым тенденциям на рынках топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Они заключаются в том, что к настоящему времени энергетические стратегии важнейших стран мира все больше ориентируются на рост энергоэффективности, самообеспечение энергоресурсами, диверсификацию структуры топливно-энергетического баланса (ТЭБ) за счет развития и использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и добычи нетрадиционных углеводородов. При этом экспортеры топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) нацелены на наращивание объемов экспорта и выход на новые географические и продуктовые рынки. По мере последовательной реализации этих стратегий внешние риски для России перманентно увеличиваются. Главный внешний вызов для энергетики России заключается в кардинальном ужесточении конкуренции на внешних энергетических рынках.

В перспективе предстоит упорная конкурентная борьба за удержание и наращивание доли как на ключевых традиционных, так и новых энергетических рынках. Однако в целях укрепления экономической безопасности государства международное энергетическое сотрудничество страны не должно ограничиваться только экспортно-импортными операциями по обороту энергоносителей. Чрезвычайно важно, чтобы межгосударственные отношения в этой сфере включали в себя сотрудничество по разработке и внедрению в практику новых технологий, оборудования, комплектующих и т.п.

Основные стратегические ориентиры Энергетической стратегии России на период до 2035 года определены как энергетическая безопасность, энергетическая эффективность, экономическая эффективность и устойчивое развитие энергетики [36]. Особое внимание в ЭС-2035 уделяется повышению энергоэффективности как главному инструменту повышения эффективности экономики страны. Энергоэффективность - это комплекс организационных, экономических и технологических мер, направленных на повышение значения рационального использования энергетических ресурсов в производственной, бытовой и научно-технической сферах [27].

Для обеспечения конкурентоспособности продукции производства необходимо также снижать энергоемкость [23]. Энергоёмкость — величина потребления энергии, численным выражением которой является показатель, представляющий собой отношение энергии, потребляемой системой, к величине, характеризующей результат функционирования данной системы [3]. Наиболее часто для оценки

36

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

энергетической эффективности национальных экономик используется энергоемкость валового внутреннего продукта (ВВП), определяемая как отношение суммарного энергопотребления к величине ВВП. Темпы снижения этого показателя свидетельствуют об эффективности энергосберегающей политики государства [34]. Энергоемкость ВВП развитых стран в 2-3 раза ниже, чем в России (Россия 49, Канада 28, Финляндия 26, США 22, Швеция 21, Япония 16, Германия 16) [23]. Высокая удельная энергоемкость в России (0.5-0.6 кВт ч на доллар ВВП при среднемировой величине около 0.3 кВт ч/$) негативно сказывается на себестоимости и, в конечном итоге, на конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Для того чтобы энергетический сектор российской промышленности не сдерживал дальнейшее социально-экономическое развитие страны, ЭС-2035 планирует снижение уровня энергоемкости ВВП к 2035 г. на 50% (от уровня 2010 г.).

2. Современные проблемы импортозамещения в российской экономике

Центральной идеей ЭС-2035 является переход от ресурсно- сырьевого развития ТЭК к ресурсноинновационному. Ключевым аспектом ресурсно-инновационного развития и центральной задачей инновационного процесса при этом становится решение проблемы импортозамещения. Импортозамещение — уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Подобные товары называют импортозамещающими [37]. Импортозамещение продукции это одна из концептуальных идей, на базе которой страны развивают свою экономику [24]. Основной характеристикой политики импортозамещения является ограничение и дискриминация импорта. Проведение этой политики предполагает создание определенных условий и стимулов, обеспечивающих производство товаров с высокой степенью конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Валютно-финансовый кризис 1998 г всколыхнул российскую промышленность, обеспечив ей поистине небывалые темпы роста: по данным Госкомстата РФ, в 1999 г. ВВП вырос на 1,5-3%, а промышленное производство - на 8% [24]. В 1998 году объём импорта в Россию сократился на 20% (до $74 млрд), в 1999 году — ещё на 28% (до $53 млрд) [22]. Подобный экономический рост был обязан процессу импортозамещения вследствие девальвации (почти четырехкратного падения курса) рубля по отношению к доллару США [19]. В дальнейшем импортозамещение продолжилось, но уже было менее интенсивным. Дополнительный толчок ему дал экономический кризис 2008-2009 годов, сопровождавшийся значительным падением курса рубля. В конце 2013 и в 2014 году курс рубля продолжает снижаться, что также, в определенной мере, способствует импортозамещению [22]. В 2013 году импорт товаров в Россию составил $343 млрд, по этому показателю Россия заняла 15-е место среди стран мира. Доля России в мировом импорте товаров — 1,8%. Импорт услуг в 2013 году составил $123 млрд, по этому показателю Россия заняла 9-е место среди стран мира. Доля России в мировом импорте услуг — 2,8% [22]. На рис. 2 представлена динамика российского экспорта и импорта за период 1994-2011 гг.

По данным Института проблем естественных монополий, 40% ВВП России создается за счет экспорта сырья. Машиностроение, электроника и другие высокотехнологичные отрасли формируют 7-8% отечественного ВВП. Экспорт высокотехнологичной продукции составляет всего 2,3% от промышленного экспорта России. Для сравнения: в США эта цифра равна 32,9%, в Китае - 32,8% [29]. По оценке экспертов, на рынке России по некоторым отраслям присутствие импортных товаров составляет [13]: станкостроение 90%; тяжелое машиностроение 60-80%; легкая промышленность 70-90%; электронная промышленность 80-90%; фармацевтическая промышленность 70-80%; медицинское оборудование 70-80%; машиностроение для пищевой промышленности 60-80%; продукты питания 30-40%.

Неблагоприятная ситуация в ряде отраслей российской экономики, сложившаяся в настоящее время вследствие действия взаимных санкций и ограничений, особенно обострила проблему зависимости от поставок из-за рубежа и импортозамещения. Соответственно, задача развития в Российской Федерации конкурентоспособных импортозамещающих производств стала еще более актуальной [26]. То есть переход к конкурентоспособной импортозамещающей модели экономического роста в настоящее время становится для России первоочередным.

В условиях реализации концепции импортозамещения чрезвычайно важным является выбор нужной стратегии структурных изменений в экономике: импортозамещение внутриориентированное либо внешнеориентированное? В первом случае приоритет отдается освоению внутреннего рынка про-

Костин К.Б.

37

мышленных и продовольственных товаров; экономика как бы «варится в своем собственном соку», и ее структурные сдвиги могут происходить в направлениях, отличных от внешнеэкономических тенденций. Этот путь обречен на постоянное догоняющее развитие, движущей силой которого является импорт новой техники и технологий из развитых стран [18].

Внешнеориентированная стратегия осуществления структурных сдвигов на основе импортозамещения нацелена на продвижение российских товаров на мировой рынок посредством структурного взаимодействия экономик России и развитых стран; эта стратегия постоянно отслеживает прогрессивные внешнеэкономические структурные сдвиги и тенденции, с которыми согласовывается направление внутренних структурных сдвигов экономики. Внешнеориентированная стратегия осуществления структурных сдвигов на основе импортозамещения неразрывно связана с повышением конкурентоспособности продукции отечественных производителей товаров и услуг [18].

При этом экспорт сырья может оказать стимулирующее влияние на экономический рост, если заработанные средства вкладываются в развитие высокотехнологичных производств. Государства, которые наращивали свой экспорт одновременно с процессом импортозамещения, добились наибольших успехов [35]. Внешнеориентированная импортозамещающая стратегия структурных сдвигов, вытесняющих с национального рынка импортные изделия, оплаченная выручкой от сырьевого экспорта, способна обеспечить не только экстенсивный экономический рост, но и качественное обновление российской экономики на пути движения к постиндустриальному обществу [18].

Для России, которая, в основном, экспортирует сырье и импортирует практически все виды наукоемкой продукции (удельный вес России в глобальном экспорте наукоемкой продукции не превышает 0,3% [29]), переход к инновационному пути развития и созданию производств импортозамещающей продукции представляется особенно актуальным. В наукоемких отраслях промышленности импортозамещение способствует повышению качества, а, значит, и конкурентоспособности наукоемкой продукции, увеличению доходов государства от уплаты налогов, сохранению валютных запасов страны, предотвращению инфляции, ликвидации безработицы.

Политическое руководство России положительно оценивает импортозамещение, особенно в стратегически важных отраслях, в то же время, выступая против полного ограничения импорта. Как отметил Президент России в своей речи на Петербургском международном экономическом форуме 23 мая 2014 г., «поддержка импортозамещения будет осуществляться только в тех направлениях, где это перспективно, где российские производители могут и должны быть конкурентоспособными» [17]. Однако «когда речь идет об обороноспособности государства и тех сферах деятельности, без которых невозможно обеспечить его существование, нужно даже задорого, но производить у себя» [22]. В на-

38

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

стоящее время Министерство промышленности и торговли планирует в течение 2,5 лет запустить в России собственное производство продукции стратегического назначения. При этом планируется также сохранить, по возможности, кооперацию с зарубежными странами и партнерами по тем направлениям, где вопросы, связанные с национальной безопасностью, не стоят на первом месте [11].

3. Импортозамещение в электроэнергетике России

По определению, данному Федеральным законом РФ [2], отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи, сбыта и потребления электрической энергии называется электроэнергетикой. Электроэнергия является самым удобным в пользовании и экологически чистым энергоносителем. Крупнейшими в мире странами-производителями электроэнергии являются вырабатывающие по 20% от мирового производства США, Китай и уступающие им в 4 раза Япония, Россия, Индия [4].

Вырабатывание (генерация) электроэнергии - это процесс преобразования различных видов энергии в электрическую. Для выработки электроэнергии используются тепловая, ядерная, гидро- энергетики, альтернативная энергетика (энергия солнца и ветра). Известны и другие весьма перспективные в будущем источники энергии (водородная, приливная, волновая и т.п.) [4]. В целом, одна треть из потребляемой во всем мире энергии приходится на электроэнергию [5]. Электроэнергетика - наукоемкая отрасль промышленности, являющаяся основой жизнеобеспечения экономической системы и ускорения научно-технического прогресса во всех отраслях экономики любой страны. Повышение эффективности использования электрической энергии является одним из важнейших условий развития мировой экономики. Именно поэтому на перспективу до 2030 г. во всем мире ожидается дальнейший рост масштабов и глубины электрификации.

Причем потребление электроэнергии будет расти быстрее, чем потребление энергоресурсов, используемых для выработки электроэнергии (первичных энергоресурсов, ПЭР). Коэффициент опережения (отношение общих темпов роста потребления электроэнергии к потреблению ПЭР) будет равен: для мира в целом - 1.2, для промышленно развитых стран - 1.15, для развивающихся стран - 1.34 [15]. Для России эффективное использование электроэнергии - это путь к возрождению и подъему российской экономики, открывающий ей возможность равноправного партнерства с экономиками развитых стран. На рис. 3 графически представлена структура потребления электроэнергии в России [8].

у j Тепловые,: 45%

:::::::: химические,

:::::электрохимические : ироцеосыв ■:: ^промышленности

Рис. 3. Структура потребления электроэнергии в РФ

Костин К.Б.

39

К настоящему времени состояние электроэнергетической отрасли России требует принятия незамедлительных мер по ее реформированию и обеспечению должного технического уровня оборудования, поскольку его старение - одна из главных причин ухудшения технико-экономических и экологических показателей систем передачи и распределения электроэнергии. В этой связи конкурентное импортозамещение, предполагающее развитие отечественного энергетического машиностроения, преобразовательной техники, силового полупроводникового приборостроения, радиоэлектроники, представляется особенно актуальным.

Через устройства преобразовательной техники проходит более 70% вырабатываемой в мире электроэнергии. В этих устройствах электрическая энергия преобразуется к виду, обеспечивающему наиболее эффективное и экономичное ее использование у потребителя. Например, в электроприводе (а это собственные нужды электростанций, осуществляющих передачу электроэнергии, электротранспорт, военная техника, судостроение и др.), где потребляется более половины производимой электроэнергии (см. рис. 3), переход на современные методы регулирования скорости вращения электродвигателя путем изменения частоты переменного тока с помощью полупроводникового преобразователя позволяет экономить 20-30% электроэнергии.

Преобразовательная техника широко используется как в городском хозяйстве (системы водоснабжения, транспорт, лифты, теплоцентрали и др.), так и в масштабах всей страны. Это железнодорожный транспорт, электрометаллургия и другие энергоемкие отрасли промышленности, современные системы вооружений (стационарные пусковые установки стратегических ракет обслуживаются преобразователями мощностью в сотни киловатт, а гребные электроприводы кораблей и подводных лодок - мощностью порядка десятков мегаватт). При таких масштабах преобразования эффективность преобразовательной техники существенно влияет, в целом, на энергоэффективность всей промышленности. Это означает, что развитие преобразовательной техники является одним из самых быстрых и наименее затратных способов снижения энергоемкости любого производства, а значит, и энергоемкости российского ВВП.

В целом, российский рынок силовой полупроводниковой преобразовательной техники растет сейчас очень быстро, примерно на 20% в год [8]. Это связано с ростом производства электроэнергии, а также и с ростом ее цены, что стимулирует энергосбережение. Однако, к сожалению, растущие потребности покрываются не столько за счет увеличения объема собственного производства преобразовательной техники, сколько за счет импорта как преобразователей, так и целых комплексных систем. По оценкам, годовой объем этого импорта превышает 2 млрд долл. США, что в несколько раз больше всего собственного производства. Диаграмма на рис. 4 демонстрирует состояние и прогноз емкости российского рынка по потреблению преобразованной электроэнергии.

Основными активными элементами преобразователей в диапазоне электрических мощностей от долей киловатта до десятка мегаватт, где и потребляется основное количество производимой электроэнергии, являются силовые полупроводниковые модули, базовым прибором в электрических схемах которых стал с конца 1980-х - начала 1990-х гг. биполярно-полевой транзистор IGBT (Insulated Gate Bipolar Transistor). Появление этих приборов с уникальными выходными характеристиками произвело настоящую революцию в силовой полупроводниковой электронике в Японии, США, странах Западной Европы. Промышленный выпуск IGBT возможен только на базе самых совершенных микроэлектронных технологий, а российская микроэлектроника в ходе «перестройки» была полностью разрушена и, как результат, страна осталась без собственной элементной базы для силовой преобразовательной техники. Это привело к тому, что развитие преобразовательной техники в России идет, в основном, за счет импорта комплектующих силовых полупроводниковых модулей, в первую очередь, IGBT, что продемонстрировано на рис. 5 [32]. На рисунке показана структура рынка силовых полупроводниковых приборов, общий объем рынка - 1,8 млрд долларов США.

Общее состояние российской электронной промышленности не позволяет и сейчас организовать конкурентоспособное производство биполярно-полевых транзисторов. Поэтому большая часть преобразовательной техники использует импортную элементную базу, что совершенно неприемлемо, особенно в энергоемких системах вооружений в военной технике, поскольку создает определенную угрозу энергетической, а, следовательно, и национальной безопасности страны. Реальным выходом из такой полной зависимости от импорта в стратегически важных отраслях применения IGBT является воплощение в жизнь концепции импортозамещения, то есть разработки и осуществления производства на российских

40

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

технологических линиях полупроводникового прибора, по основным параметрам сопоставимого с IGBT.

Рис. 4. Спрос и потребление преобразованной электроэнергии на российском промышленном рынке [32]

Такой прибор (интегральный тиристор с внешним полевым управлением) был создан в Физикотехническом институте им. А.Ф. Иоффе РАН [9, 10]; в настоящее время осуществляется его промышленное освоение на Воронежском заводе полупроводниковых приборов «ВЗ1II 1-Микрон», располагаю-

Костин К.Б.

41

щем стабильно работающим технологическим оборудованием необходимого уровня. На базе интегрального тиристора с внешним полевым управлением в Физико-техническом институте им. А.Ф. Иоффе РАН совместно с «ВЗ1II 1-Микрон» был создан первый полностью управляемый российский силовой полупроводниковый модуль для энергоэффективных преобразователей электроэнергии с выходными характеристиками, превосходящими по ряду параметров импортные аналоги. В перспективе - организация серийного выпуска таких приборов, что приведет не только к резкому уменьшению зависимости нашей промышленности от импорта электронной компонентной базы, но и появлению новых рабочих мест на предприятиях, производящих приборы силовой полупроводниковой электроники и преобразователи электрической энергии на их основе.

Российский рынок силовых полупроводниковых приборов непрерывно расширяется, и эта тенденция является долговременной, поскольку преобразовательная техника растет существенно быстрее, чем энергетика и промышленность в целом. Предпосылкой для успешной коммерциализации (потенциальный годовой объем которой, по оценкам, возможен до 2 млрд долл. США) на этом рынке является то, что предполагаемая стоимость отечественных силовых модулей будет на 20-30% ниже, чем импортных аналогов.

Совершенно очевидно, что только собственное производство конкурентоспособной электронной компонентной базы на отечественных технологических линиях является ключевым фактором успешной реализации программы импортозамещения в этой отрасли. Пристальное внимание внедрению в российскую промышленность отечественной импортозамещающей энергоэффективной преобразовательной техники уделяется в настоящее время как Министерством энергетики РФ, так и предприятиями-производителями электронной компонентной базы.

На конференции российских производителей систем вооружений 27 октября 2014 года [28] в ходе обсуждения проблем импортозамещения в микроэлектронике было отмечено, в частности, что исключительно на отечественной элементной базе успешно работает и активно участвует в программах по импортозамещению ОАО «Группа Компаний «Электронинвест» (г. Зеленоград), а продукция ЗАО «Группа Кремний ЭЛ» (г. Брянск) обладает высокой конкурентоспособностью и полностью соответствует мировому уровню. Современное состояние технологического развития, конкурентоспособности продукции ведущих российских промышленных предприятий в области силовой электроники и соответствующие перспективы импортозамещения обсуждались также на 2-й Международной специализированной конференции «Силовая электроника - ключевая технология российской промышленности XXI века» [6], на Всемирном электротехническом конгрессе [7], на ряде других отраслевых совещаний и семинаров.

11-13 декабря 2014 года состоялась Первая всероссийская конференция по импортозамещению (реализация государственной программы 2014 года). На этом форуме эксперты из ведущих отраслей промышленности (энергетика, ОПК, машиностроение, металлургия, и др.) обсуждали, в частности, проблемы увеличения присутствия предприятий России на внутреннем и внешнем рынке и минимизации их зависимости от политической и экономической ситуации в мире. Так, кКрупнейший производитель силовых полупроводниковых приборов (СПП) и преобразовательного оборудования ОАО «Электровыпрямитель» (г. Саранск), продукция которого широко востребована в мире, видит основное назначение своей работы в создании новой элементной базы силовой электроники для электропреобразовательных энергосберегающих устройств и в обеспечении импортозамещения с целью повышения энергетической (а значит, и национальной) безопасности России.

В сегодняшних реалиях программа импортозамещения в ведущих отраслях промышленного производства России, являясь проблемой государственной важности, приобретает особую значимость с точки зрения обеспечения стабильности экономики, повышения устойчивости страны к воздействию извне и защиты ее безопасности. Положительную роль в успешном ее осуществлении должны сыграть грамотное использование высокого сырьевого потенциала, наличие достаточно развитой индустриальной базы (особенно в отраслях ОПК), большой научный и образовательный потенциал.

Заключение

Обеспечение энергетической безопасности России является неотъемлемой частью энергетической политики страны. Энергетическая политика рассматривается правительством России в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики, поскольку она отвечает стратегическим интересам нашей страны и является ключевым фактором развития экономики в целом. Эффективное ис-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

пользование электроэнергии - это путь к возрождению и подъему российской экономики, открывающий ей возможность равноправного партнерства с экономиками развитых стран. Высокая удельная энергоемкость в России (0.5-0.6 кВт ч на доллар ВВП при среднемировой около 0.3кВт ч/$) негативно сказывается на себестоимости и, в конечном итоге, на конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.

Центральной задачей экономической политики государства в наши дни является решение проблемы масштабного импортозамещения, осуществляемого на основе инновационной модели развития за счет интенсивного освоения высоких технологий и использования накопленного в стране потенциала научно-технических знаний. Обеспечение высококонкурентного импортозамещения как основы сохранения и повышения национальной безопасности страны ставят своей целью крупнейшие производители электронной компонентной базы и электротехнического оборудования в России

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике».

3. Википедия - свободная энциклопедия. Энергоемкость. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/энергоемкость (дата обращения 02.01.2014 г.).

4. Википедия - свободная энциклопедия. Электроэнергетика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/электроэнергетика (дата обращения 22.11.2014 г.).

5. Войтович В., Гордеев А., Думаневич А. Si, GaAs, SiC, GaN — силовая электроника. Сравнение, новые возможности // Силовая электроника. 2010. № 5. С. 4-10.

6. Время электроники. Программа конференции «Силовая электроника - ключевая технология российской промышленности XXI века». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russianelectronics.ru/leader-r/news/russianmarket/doc/53270 (дата обращения 22.11.2014 г.)

7. Всемирный электротехнический конгресс. 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://welc-2011.ru (дата обращения 22.11.2014 г.).

8. Грехов И.В. О возможности создания собственной силовой микроэлектроники в России // XII Всемирный электротехнический конгресс ВЭЛК-2011. 4-5 окт. 2011 г. Москва. Сборник докладов. М., С. 71-77.

9. Грехов И.В., Рожков А.В., Матвеев В.И., Зитта Н.Ф. Мощный интегральный тиристор с полевым управлением // Патент на полезную модель № (21) 2006120349/22 от 06.06.2006 г.

10. Грехов И.В., Рожков А.В., Коновалов А.В., Фоменко Ю.Л. Высоковольтный интегральный тиристор с полевым управлением // Журнал теоретической физики. 2013. Т. 83. Вып. 1. С. 105-109.

11. Дайджест Авиапорт. К началу осени Минпромторг разработает госпрограмму по импортозамещению. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aviaport.ru/digest/2014/05/28/289525.html (дата обращения 22.11.2014 г.).

12. Жизнин С.З. Энергетика в современном мире и международная энергетическая политика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://joumals.kantiana.m/upload/iblock/085/ufbcrsglbyef.pdf (дата обращения

20.12.2014 г.).

13. Импорт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://import.plp7.ru/ (дата обращения 15.12.2014 г.).

14. Институт систем энергетики им. Л.А. Мелентьева. Доктрина энергетической безопасности России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sei.irk.ru/promo/doktrina-energeticheskoy-bezopasnosti-rossii (дата обращения 10.01.2014 г.).

15. Книги, рефераты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://coolreferat.com (дата обращения

22.10.2014 г.).

16. Кондаков С.А. Энергетика и глобализация // Международный политический журнал «Мир и политика», 10 сентября 2011 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mir-politika.ru/168-energetika-i-globaliza-ciya.html (дата обращения 20.12.2014 г.).

17. Корепанов А. В Петербурге открывается международный экономический форум. Новости первого канала, 22.05.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1tv.ru/news/economic/259361 (дата обращения 22.05.2014 г.).

18. Красильникова О.Ю. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ok-russia.narod.ru/stat1/stat002.htm (дата обращения 31.12.2014 г.).

Костин К.Б.

43

19. Куранов Г., Михайлов А. Социально-экономическое развитие страны в 1999 году // Экономист. 1999. № 4. С. 23-37.

20. Максимцев И.А., Балабин В.Б. Энергетический потенциал России в условиях экономической глобализации // Известия СПбГЭУ. 2008. № 2. С. 7-13.

21. Медиапортал по безопасности. Экономическая безопасность России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psj.ru/saver_people/detail.php?ID=69756 (дата обращения 05.10.2014 г.).

22. Новостной портал newsruss. Динамика экспорта товаров и услуг из России и импорта товаров и услуг в Россию в 1994-2011 годах, в $ млрд, по данным платёжного баланса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsruss.ru/doc/index.php (дата обращения 20.11.2014 г.).

23. ОАО Энергетик Лтд. Энергоемкость ВВП России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.energetik-ltd.ru/statii/statii8/energoemkost_vvp_rossii (дата обращения 22.11.2014 г.).

24. Плотников В.А., Вертакова Ю.В. Импортозамещение: теоретические основы и перспективы реализации в России // Экономика и управление. 2014. № 11. С. 38-47.

25. Портал ДуГендокс. Доктрина энергетической безопасности России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-295850.html]доктрина (дата обращения 22.11.2014 г.).

26. Портал Новости и аналитика. Национальная деловая сеть. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.baltpp.ru/a/2014/10/13/voprosy-importozameshheniya-i-ekonomicheskogo-rosta-ne-nashli-otrazheni-ya-v-proekte-byudzheta (дата обращения 15.12.2014 г.).

27. Портал ForexAW. Энергоэффективность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://forexaw.com/TERMs/Industry/Technology/l1393 (дата обращения 22.11.2014 г.).

28. Ресурс машиностроения. Российские производители систем вооружений обсудили проблему импортозамещения в микроэлектронике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-mash.ru

/news/nov_otrasl/58754-rossijjskie-proizvoditeli-sistem-vooruzheniy.html (дата обращения 22.11.2014 г.).

29. Решетникова Е. 40% ВВП России создается за счет экспорта сырья // Портал Newsland. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newsland.com/news/detail/id/818154 (дата обращения 22.10.2014 г.).

30. Сендеров С.М. Стратегия обеспечения энергетической безопасности России // Агентство ПРоАтом. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://proatom.ru/modules.php?file=article&name=News&sid=4532 (дата обращения 10.12.2014 г.).

31. Снимщикова И.В., Маковка Е.М. Некоторые теоретические аспекты внешнеэкономической безопасности России // Общество, политика, экономика, право. 2012. № 1. С. 51-54.

32. Сурма А.М. Полупроводниковые приборы высокой мощности: современное состояние и перспективы развития в России и в мире // XII Всемирный электротехнический конгресс ВЭЛК-2011. 4-5 окт. 2011 г. Москва. Сборник докладов. М., С. 82-86.

33. Телегина Е. Геополитические интересы России в свете энергетической безопасности. [Электронный ресурс] . Режим доступа: http://disser.ucoz.ru/publ/geopoliticheskie_interesy_rossii_v_svete_ehnergeticheskoj_be-zopasnosti/1-1-0-25 (дата обращения 15.12.2014 г.).

34. Черноусов С. Энергоемкость ВВП - зеркало экономического развития // Электронный журнал энергосервисной компании. 2007. № 8. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://esco.co.ua/joumal/2007_8/ art061.htm (дата обращения 22.11.2014 г.).

35. Эльянов А.Я. Глобализация и догоняющее развитие // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 1. С. 14-18.

36. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года (основные положения). Минэнерго России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minenergo.gov.ru/documents/razrabotka/17481.html (дата обращения 22.11.2014 г.).

37. Энциклопедия знаний. Импортозамещение как важнейший фактор достижения сбалансированного развития страны и области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/293/4726.php (дата обращения 22.11.2014 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.