6.Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
7. .Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающегося: автореф. дис. в форме научн. докл. ... д-ра. психол. наук. М., 1992.
8. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб. пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2003.
А.А. Плотникова
ВЛИЯНИЕ ЗУБОЧЕЛЮСТНОЙ ПАТОЛОГИИ НА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последние годы увеличилось количество зубочелюстных аномалий и деформаций среди детского населения с 50 % до 65-70 %. По мнению многих авторов тенденция к увеличению количества детей с деформациями зубочелюстной системы будет оставаться стабильной в ближайшем будущем.
Актуальность данной проблемы стала поводом для ее совместного изучения стоматологами и логопедами.
Цель нашего исследования - изучение влияния зубочелюстных аномалий и деформаций на звукопроизношение в детском возрасте.
Нами было проведено стоматологическое и логопедическое обследование 63 дошкольников в возрасте 4-7 лет. Стоматологическое обследование включало выявление характера и распространенности зубочелюстных аномалий и деформаций, при логопедическом обследовании изучалось состояние звукопроизношения у детей.
По результатам проведенного обследования выявлено, что из 63 детей старшего дошкольного возраста у 42 обнаружены зубочелюстные аномалии и деформации (66,66 %), что совпадает с данными, полученными Л.С. Персиным, Т.Ф. Косыревой, Ф.Я. Хорошилкиной. У 33 детей из 42 обнаружены дефекты звукопроизношения, что составило 52,38 % от общего количества обследуемых. Полученные данные представлены в таблице 1.
Таблица 1
Распространенность зубочелюстных аномалий, деформаций и дефектов звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
Патология
Открытый прикус Дистальный прикус (прогнатия) Глубокий прикус Протрузия верхнечелюстного отдела Мезиальный прикус (прогения) Сужение верхней челюсти
Перекрестный прикус Итого
Количество зубочелюст-
ных аномалий
и деформаций
Абс.
6
6
42
Количество дефектов
звукопроизношения
%
9,52 9,52
14,29 12,7
6,35
7,94
6,35
66,66
Абс. %
4 4
8 7
3
4 3
33
6,35 6,35
12,7 11,11
4,76
6,35
4,76
52,38
4
5
4
.Раздел V. Логопедия
Исследование показало, что наиболее распространенными среди данной категории детей являются нарушения прикуса, а при нарушениях прикуса были обнаружены более грубые дефекты звукопроизношения.
Первое место по распространенности занимает глубокий прикус. Глубоким прикусом называется аномалия прикуса, аномалии или деформация зубочелюстной системы по вертикальной плоскости, когда верхние резцы перекрывают нижние более чем на 1/2 их коронок при отсутствии режуще-бугоркового контакта [1]. При глубоком прикусе ребенок не может достаточно активно разжевывать пищу, ест долго. Глубокий прикус отмечен у 9 детей, из которых 8 имеют нарушения звукопроизношения. У данной категории обследуемых наблюдается сиг-матизм шипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм.
Второе место занимает протрузия. Протрузией называется аномалия прикуса, при которой верхние центральные резцы значительно выдаются вперед [2]. Может возникнуть при длительном сосании большого пальца. Протрузия отмечена у 8 детей, 7 из которых имеют нарушения звукопроизношения: сигматизм щипящих звуков, ламбдацизм, ротацизм.
Следующими по распространенности являются открытый прикус и дистальный прикус. Открытым прикусом называется аномалия или деформация зубочелюстной системы по вертикальной плоскости, когда при сомкнутых зубах часть из них не смыкается, как правило, во фронтальном участке [1]. При открытом прикусе у 4 детей из 6 присутствуют дефекты звукопроизношения. У данной категории исследуемых наблюдается нарушение произнесения свистящих, шипящих звуков и аффрикат, произносимых, как межзубные.
Дистальным прикусом называется недоразвитие нижней челюсти (прогнатия), при котором наблюдается заднее положение нижней челюсти по отношению к верхней с наличием сагиттальной щели во фронтальном участке [1]. При дистальном прикусе из 6 детей у 4 отмечены дефекты звукопроизношения. Чаще всего нарушено место образования шипящих звуков: «нижнее» произнесение звуков [ш] и [ж], заднеязычное произнесение этих звуков, губно-зубной сигматизм.
Четвертое место занимают мезиальный и перекрестный прикус. Мезиальным прикусом называется аномалия прикуса, при которой переднее положение нижней челюсти относительно верхней сочетается с зубочелюстными деформациями по вертикальной и горизонтальной плоскости [1]. Из 4 детей с мезиальным прикусом в 3 случаях отмечаются дефекты звукопроизношения. У детей выявлено нарушение произношения свистящих и шипящих звуков, произносимых, как межзубные звуки.
Перекрестным прикусом называется аномалия (деформация) зубочелюстной системы по горизонтальной плоскости, проявляющаяся из-за несоответствия ширины верхнего и нижнего зубных рядов [1]. Часто к развитию перекрестного прикуса приводит отсутствие физиологической стираемости одного из клыков временных зубов [2]. Одно - или двусторонний перекрестный прикус обнаружен у 4 детей, 3 из которых имеют дефекты звукопроизношения. Данная деформация привела к появлению бокового сигматизма.
В результате совместно проведенного исследования выявлена зависимость дефектов зву-копроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте. Патология челюстно-лицевой области у детей обусловливает аномальное развитие фонетической стороны речи и влечет за собой формирование дефектного произношения.
Полученные данные необходимо учитывать в профилактических и лечебных целях врачам-стоматологам и логопедам в построении коррекционно-педагогической работы.
Необходимо составлять и внедрять комплексы лечебно-профилактических мероприятий, которые должны состоять из нескольких этапов.
Первичная профилактика: снижение воздействия вредоносных факторов на организм беременной женщины. Поскольку действие неблагоприятных экзогенных факторов на 7-8-й неделях беременности в период формирования лицевого отдела плода, приводит к различным порокам развития, в том числе и к аномалиям челюстно-лицевой области.
Вторичная профилактика должна включать в себя нормализацию грудного вскармливания, своевременные консультации и ортодонтическое лечение.
Один из первых по значимости факторов нормального формирования зубочелюстной системы младенца - грудное вскармливание. В норме, в процессе каждого кормлении ребенка должна создаваться большая нагрузка на мышцы языка и околоротовые мышцы - как жевательные, так и мимические. В результате такой миотренировки у младенца активно стимулируется рост нижней
челюсти, которая при рождении в среднем на 1,5 см в длину отстает от верхней. Впоследствии это недоразвитие компенсируется ее быстрым ростом при грудном вскармливании, и в норме нижняя челюсть ребенка догоняет в размерах верхнюю [4].
У искусственно вскармливаемых детей возрастает потребность в пустышке, поскольку из-за слабой нагрузки на жевательные мышцы при кормлении сосательный рефлекс у них не удовлетворен. Привычка сосания, сохранившаяся к 2-летнему возрасту, неизбежно ведет к деформации зубных дуг. Вредные детские привычки, мешающие естественному физиологическому развитию, весьма разнообразны. К ним, помимо сосания пальцев и пустышек, относятся закусывание губ и языка, подсасывание губы или щеки, дыхание ртом и инфантильное глотание. С точки зрения ортодонта, любая пустышка или соска создает помеху развитию передних зубов. Происходит это в результате разобщения прикуса из-за слабого, но постоянного давления шейки пустышки на зубы фронтального отдела, которое ведет к деформации верхнего зубного ряда и формированию перекрестного прикуса [4].
Профилактические мероприятия в отношении формирования аномалий прикуса, пластика уздечки языка должны проводиться у детей до 3 лет, т.е. в тот период, когда эти аномалии формируются.
Желательно, чтобы ко второму году жизни, когда у малыша должно быть 8 зубов, ребенка осмотрел детский стоматолог или ортодонт.
При зачислении ребенка в специализированную группу необходимо предоставлять заключение ортодонта, детского стоматолога, поскольку почти у всех детей, набираемых в такие специализированные группы, имеются явные нарушения челюстно-лицевого развития. К сожалению, на сегодняшний день логопеды начинают занятия с детьми без консультации ортодонта и хирурга, что в свою очередь удлиняет сроки занятий.
Во всех случаях механической дислалии необходима консультация и лечение хирурга-стоматолога и ортодонта.
Знание логопедами внешних признаков зубочелюстной патологии поможет практикующим логопедам вовремя диагностировать нарушения звукопроизношения, обусловленные этими аномалиями или деформациями. Только совместная деятельность специалистов медицинского и педагогического профилей позволят эффективно решать проблему реабилитации пациентов детского возраста с аномалиями и деформациями челюстно-лицевой области.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Водолацкий В.М., Соломатина Г.Н. Зависимость дефектов звукопроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте // Логопед. №2. 2008.
2. Костина Я.В., Чапала В.М. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта М.: Творческий центр Сфера, 2008.
3. Хорошилкина Ф.Л. Ортодонтия. М., 2006.
4. Чапала В.М. Соски и пустышки: правильный выбор // Логопед.№3. 2008.
5. Чапала В.М. Хирургические мероприятия при зубочелюстных аномалиях // Логопед. 2008. № 2.
И.В. Янченко
ПРЕОДОЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ: ЛОГОПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Речь как одна из высших функций непосредственно связана с личностью человека. Следовательно, богатство и жизненная энергия человека и социума в целом зависит от образцовой, правильной, размеренной и многообразно яркой речи.
Ю.А. Флоренская
Речевое развитие представляет собой одно из важных и неотъемлемых звеньев в цепи всестороннего развития ребенка, так как речь является одной из первоочередных психических функций человека. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка, поскольку отображает протекание его мыслительных операций, эмоциональных состояний, играет