Научная статья на тему 'Влияние земледелия на религиозную обрядность и языческие праздники древних славян'

Влияние земледелия на религиозную обрядность и языческие праздники древних славян Текст научной статьи по специальности «Сельское и лесное хозяйство»

481
84
Поделиться
Ключевые слова
ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ / ЯЗЫЧЕСТВО / ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ / ПРАЗДНИКИ

Аннотация научной статьи по сельскому и лесному хозяйству, автор научной работы — Бибалаева Л. Н.

В настоящей статье на примере некоторых народных сезонных традиций рассматриваются вопросы влияния земледелия на формирование религиозной обрядности и праздников древних славян.

AGRICULTURE INFLUENCE ON RELIGIOUS CEREMONIES AND PAGAN HOLIDAYS OF ANCIENT SLAVS

The present paper studies the problem of land managing influence on the formation of religious ceremonies and holidays of ancient Slavs on the model of some folk season traditions.

Текст научной работы на тему «Влияние земледелия на религиозную обрядность и языческие праздники древних славян»

ВЛИЯНИЕ ЭКОСИЛА НА ЗАЩИТНУЮ ФУНКЦИЮ КРОВИ ТЕЛЯТ ПРИ ОСТРЫХ

РАССТРОЙСТВАХ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Баширов Э.М.

Резюме

Разработанная схема фармакокоррекции с применением экосила в дозе 0,6 г на кг живой массы при острых расстройствах пищеварения позволяет вылечить телят в более короткие сроки.

ECOSIL INFLUENCE ON THE PROTECTIVE BLOOD FUNCTION AT ACUTE

DIGESTION DISORDERS

Bashirov E.M.

Summary

The scheme farmakokorrektsii with ecosystems in a dose of 0.6 g per kg of body weight in acute digestive disorders can be cured of calves in a shorter time.

УДК 2:398:631.58

ВЛИЯНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ НА РЕЛИГИОЗНУЮ ОБРЯДНОСТЬ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН Бибалаева Л.Н.

ФГОУ ВПО «Казанская государственная академия ветеринарной медицины имени Н.Э. Баумана»

Ключевые слова: древние славяне, язычество, земледельческие обряды, праздники.

Key words: ancient Slavs, paganism, agricultural ceremonies, holidays.

«...Совсем не значит, будто не было языческого прошлого. Оно было, и побледневшие, а иногда и очень яркие следы его и воспоминания надолго сохраняются и в памяти народной и в быту, и в самом народном укладе». Георгий Флоровский. 1937 г. [2]

В последнее время возрастает интерес к традиционной народной культуре. Актуализировались вопросы соотношения традиционного и

нового, национального, народного, светского и религиозного в развитии современной обрядности.

В народных традициях сконцентрированы социальный опыт многих поколений, их характер, темперамент, чувства, привычки и обычаи, весь бытовой уклад. Обряды и праздники выступают средством передачи исторического опыта и духовных ценностей. Они связывают современную жизнь, быт народа с его историческим прошлым. Все это определяет роль традиционной обрядности в формировании у молодого поколения любви к своему народу, родной земле, культуре.

Праздники древних славян-земледельцев были связаны с циклом сельскохозяйственного года, с жизнью крестьян. Цель этих праздников -через жертвоприношения, молитвы и обряды, часто магического свойства, умилостивить сверхъестественные силы, обеспечить хороший урожай и удачную охоту.

Славяне-язычники боготворили землю, поклонялись ей. Являясь земледельцами, они во многом зависели от земли, ее плодородности. Почитались также солнце, дождь и другие явления природы, потому что и от них зависел будущий урожай.

Земледельческие обряды проводились во все времена года, однако большинство приходится на зиму и весну.

Зима была временем отдыха крестьян от сельскохозяйственных работ. Однако уже зимой задумывались о будущем урожае. Наблюдая за природой, земледельцы предполагали, какими будут весна и лето. Некоторые народные приметы дошли и до наших времен. Например, «если зимою сухо и холодно, лето сухое и жаркое» или «снег на полях — зерно в закромах», «в начале января небо звездное будет летом ягод много, а у скота богатый приплод» и др.

Зимой, в начале января отмечали праздник рождения бога Солнца. Люди замечали, что солнце светит по-новому, по-весеннему, а это значит, что скоро земля начнет «просыпаться». В эти дни выходили на улицу ряжеными и начинали обряд «колядования» - почитания языческого символа мира, торжества тепла, солнца. На улицах пели колядки - песни пожелания изобильного плодородия, счастья и удачи. В ночь жгли костры, проводили вокруг них обрядовые песни, игры. Тогда же хлеборобы гадали на будущий урожай.

Следующим зимним языческим праздником, дошедшим до наших дней, была Масленица. Обязательными угощениями на масляной неделе были блины и овсяной кисель - поминальные и жертвенные блюда славян. В тоже время, блины являлись символом солнца и, следовательно, имели отношение к древним солярным культам. В последний день Масленицы славяне провожали зиму, сжигая соломенное чучело. А его пепел часто разбрасывали на поля, желая задобрить землю.

С радостью и тревогой ждали люди весну. С радостью потому, что кончается зима, а тревожились за будущий урожай.

В марте, как только начинал таять снег и появлялись первые проталинки, славяне закликали, зазывали весну. Женщины и девушки взбирались на возвышенные места и пели протяжные песни, стараясь «заманить весну» в свое селение.

Весной же отмечались и комоедицы - праздник пробуждения медведя, знаменовавший пробуждение природы. Во второй половине марта, в период прилета птиц, женщины пекли печенье, в виде аистов или жаворонков, надеясь, что птицы принесут счастье и достаток в дом.

В пору пахоты, сева яровых и «прозябания» зерна в земле мысль древнего славянина обращалась к предкам, тоже лежащим в земле. В эти дни ходили на кладбища, прибирали могилы, приносили предкам угощения, считая, что предки - покровители помогут первым всходам.

В начале мая всходили яровые. В честь них устраивали праздник первых ростков с молебнами о дождях.

С наступлением лета беспокойство древнего земледельца об урожае все возрастало - нужны были хорошая солнечная погода и дожди.

Четвертого июня отмечался день Ярилы - бога всех животворящих сил природы. Впоследствии этот праздник слился с христианским днем святой Троицы. По традиции, славяне наряжали ленточками молодую березу и украшали ветками дома. Вместе с тем срубленные ветки обозначали конец весны, начало лета. Всю ночь молодежь гуляла, пела, плясала. Подчеркивая юность и красоту бога Ярилы, славяне - язычники наряжали им девушку. Ее сажали на белого коня, надевали венок из полевых цветов на голову, в одну из рук давали колосья. Коня с всадницей водили по полям, прося у Ярилы хорошего урожая.

С середины июня праздновалась русальная неделя - пик славянской языческой обрядности. Торжества были посвящены нимфам полей и вод. У всех славян русалии были связаны с заклинаниями дождей для плодородия полей. Кульминацией русалий был праздник Купалы -божества летнего солнцестояния. Это был один из любимых летних праздников у славян, который отмечался довольно весело. Люди спускали с холмов горящие колеса, как символ поворота солнца на зиму, стремясь, чтобы они потухли, только коснувшись воды. В ночь юноши и девушки прыгали парами через костер. Они верили, чем выше прыгнут, тем выше будет хлеб. Купаясь и обливаясь водой, древние земледельцы надеялись, что вызовут теплые дожди для урожая. Этот день считали особенным, днем колдунов, оборотней и ведьм. В ночь Купалы собирали лечебные травы, коренья. Верили, что земля может показать все скрытые в ней сокровища. Было много примет на урожай, связанных с этим днем. Например, «на Купалу ночь звездная - много грибов будет» или «сильная роса к урожаю огурцов» и др.

В конце июля начиналась жатва. Отмечались зажинки. Первый сноп считался целебным, его украшали цветами и лентами, с пением вносили в дом и ставили в красный угол. Зернами этого снопа кормили заболевших людей и птицу, соломой - слабую скотину.

Завершение жатвы - дожинки также включали в себя многие ритуалы аграрной магии и благодарения божеств урожая: Мокоши, Велеса и др. Женщины заплетали последние несжатые колоски «Велесу на бородку», молили землю вернуть уставшим крестьянам силу. Последний сноп, как и первый, считался магическим, его сохраняли до Нового года, он символизировал благополучие дома.

Окончание жатвы - большой праздник: крестьяне устраивали пир, веселились, славили свою работу. Сжатый хлеб перед молотьбой просушивался в овинах - специальных срубах, в которых снопы помещали в верхней части на жердях, а внизу разводили костер. К несчастью, овины часто сгорали вместе с урожаем, эта беда считалась делом рук овинника. Крестьяне пытались умилостивить духа, принося ему жертвы.

В сентябре устраивались обширные пиры в честь Рода и рожениц: Лады и Лели. Они почитались как покровители семей, родственных связей, благополучия и продления рода. Сакральным моментом в них являлось пение песен языческого содержания и питье меда из ритуальной чаши, ходившей по кругу. А в жертву богам приносили хлебные лепешки, каши, творог и т.д.

Таким образом, земледельческие обряды имели место во все времена года, потому что земледелие было основным занятием славян на протяжении веков, а богатый урожай во многом зависел от природы. Природный цикл повторялся. Древние славяне-земледельцы верили, что совершение обрядов необходимо, чтобы природный цикл не был нарушен, светило солнце, шел дождь, рос хлеб.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. - М.: Знание, 2001 г., 302 с; 2. Волошина Т.А. Языческая мифология славян. - Ростов на Дону: Феникс, 1996г., 448 с; 3. Задорожная М.Я. Народные и православно -христианские праздники. -М.: Знание, 1991 г., 64 с // Культура и религия, №6.; 4. Людвинская В. Всеобщая история религий мира. М.: Эксмо, 2006 г.,736 с; 5. Левкиевская Е. Мифы русского народа. - М., 2010 г., 526 с; 6. Прозоров Л.Р. Русь языческая. - М.: Яуза-пресс, 2011 г., 544 с. 7. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. -М., 1981г.

ВЛИЯНИЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ НА РЕЛИГИОЗНУЮ ОБРЯДНОСТЬ И ЯЗЫЧЕСКИЕ

ПРАЗДНИКИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Бибалаева Л.Н.

Резюме

В настоящей статье на примере некоторых народных сезонных традиций рассматриваются вопросы влияния земледелия на формирование религиозной обрядности и праздников древних славян.

AGRICULTURE INFLUENCE ON RELIGIOUS CEREMONIES AND PAGAN

HOLIDAYS OF ANCIENT SLAVS

Bibalayeva L.N.

Summary

The present paper studies the problem of land managing influence on the formation of religious ceremonies and holidays of ancient Slavs on the model of some folk season traditions.

УДК 636.03:636.087.72

НАКОПЛЕНИЕ СЕЛЕНА В ТКАНЯХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ДОЗ СКАРМЛИВАНИЯ В РАЦИОНЕ БЫЧКОВ НА ОТКОРМЕ Бикчантаев И.Т., Шакиров Ш.К.

ГНУ «Татарский Научно-исследовательский институт сельского хозяйства» Российской академии сельскохозяйственных наук, г. Казань

Ключевые слова: крупный рогатый скот, органический селен, мясо, печень, продуктивность.

Key words: cattle, organic selenium, meat, liver, productivity.

Обеспечение населения высококачественными продуктами животноводства является одной из важнейших задач АПК и сельскохозяйственной науки страны. Выполнение этой задачи возможно лишь на базе сбалансированного кормления животных и рационального использования кормовых ресурсов. Важнейшим фактором балансирования рационов по комплексу питательных и биологически активных веществ является использование микродобавок, включающих витамины, макро- и микроэлементы, антиоксиданты, среди которых особое место занимает микроэлемент селен.

Одной из таких кормовых добавок является «Сел-Плекс» компании «Alltech», в которой селен находится в органической форме -