Научная статья на тему 'Влияние западноевропейских образцов на русскую монументальную живопись Синодального периода на примере храмов тверской области'

Влияние западноевропейских образцов на русскую монументальную живопись Синодального периода на примере храмов тверской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ / РУССКО-ЕВРОПЕЙСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИКОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ БИБЛИИ / РЕПРОДУКЦИОННЫЕ ГРАВЮРЫ / АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ГРАВЮРЫ / СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД / RUSSIAN-EUROPEAN INTERACTION / ICONOGRAPHIC PROGRAMME / ILLUSTRATED BIBLES / REPLICATION ENGRAVINGS / ALLEGORICAL ENGRAVINGS / SYNODAL PERIOD / MURALS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сурова Анна Александровна

Статья посвящена тверским храмовым стенописям конца XVIII - начала XX в., создан- ным с опорой на европейские источники: Библии с гравированными иллюстрациями, репродукционные и аллегорические гравюры. На примере некоторых сохранившихся живописных комплексов выявляется целый ряд западных образцов и особенности их использования, типичные для центральных регионов России. Данная проблема изучена крайне мало и представляет несомненный исследовательский интерес. Часть материалов впервые вводится в научный оборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of European models on Russian monumental painting of the Synodal period as it is seen in churches of the Tver region

The article is dedicated to cult murals of Tver region from the late 18th to early 20th c. painted after European originals: illustrated Bibles with engravings, replication and allegorical engravings. A lot of models and some peculiarities in using these models are studied basing on several surviving monumental complexes. The problem has not been studied well enough; the greater part of the material is introduced in the scientific span for the first time.

Текст научной работы на тему «Влияние западноевропейских образцов на русскую монументальную живопись Синодального периода на примере храмов тверской области»

А.А. Сурова

(СПбГАИЖСА имени И.Е. Репина, Санкт-Петербург)

Влияние западноевропейских образцов на русскую монументальную живопись Синодального периода на примере храмов Тверской области

Русское искусство XVIII-XIX вв. в плане изобразительной типологии изучено крайне неравномерно. Столь значительная его составляющая, как церковные стенописи, относящиеся к так называемому Синодальному периоду (1700-1917), - практически неисследованный в отечественном искусствознании раздел, относительно недавно вошедший в круг интересов некоторых специалистов. Между тем российская провинция сохранила до наших дней немало живописных комплексов, различных по стилистике, составу сюжетов, крайне интересных и ярких для иллюстрирования культурных взаимосвязей России и Европы.

Тот пласт церковного искусства, о котором пойдет речь, имеет своим началом XVII столетие. Протоиерей Георгий Флоровский писал: «В Оружейной палате <...> мы находим "немецких" мастеров, работающих. по иконному письму. И влияние западных гравюр в русской иконописи середины века становится настолько сильным, что Никону уже силою приходилось отбирать. иконы "фряжского письма", - и отдавали их ему с явной неохотой, так поспели уже к ним привыкнуть <...> И в конце века целые храмы расписываются по "заморским кунштам" (в Ярославле или в Вологде) - чаще всего по голландским гравюрам.»1. Далее, по мысли Л.А. Успенского, «в петровское время наступает период сосуществования традиционной иконописи и нового живописного направления»2. Усиливается взаимосвязь с западной культурой в областях разного рода, и одновременно продолжается поиск путей сбережения национального духа и его выражения в религиозных памятниках. Обстановка внутри Русской Православной Церкви и в ее взаимоотношениях с другими христианскими Церквями породила сложность и многогранность религиозного искусства Нового времени.

Одна из важнейших его частей - росписи православных храмов, то искусство, которое было доступно для восприятия колоссальному числу людей: ведь редкая церковь в ту пору оставалась с «неизукрашенными» стенами. Однако стереотип недооценки сосуществует с этими произведениями с момента их появления и сохраняется в трудах исследователей вплоть до недавнего времени. Непризнание ценности этих памятников привело к их забвению и даже (уже переставшему быть редкостью) уничтожению остатков таких росписей. Составление «Свода памятников архитектуры и монументального искусства», проводимое московским Государственным институтом искусствознания, - едва ли не единственная планомерная работа по изучению подобных памятников в советское время и сейчас.

Тверская область чрезвычайно богата храмовой архитектурой. К сожалению, XVIII столетие сохранило незначительное количество образцов монументальной церковной живописи; XIX же представлено целым рядом памятников. Все они позволяют составить весьма полное представление о росписях Синодального периода в российской провинции (почти все, о чем пойдет речь, было явлением, типичным для центральных регионов).

Европейские образцы оказывали влияние на создание росписей различными путями. Прежде всего использовались в качестве иконографических источников Библии с гравированными иллюстрациями. Их главной особенностью является отсутствие канонического текста: это альбомы гравюр, иллюстрирующих избирательно события Ветхого и Нового Завета. По сведениям исследователя А.В. Гамлицкого, в собраниях нашей страны хранится около восьмидесяти экземпляров тринадцати различных иллюстрированных Библий XVI-XVIII вв., главным образом нидерландского и немецкого происхождения, так или иначе связанных с художественной культурой России XVII-XIX столетий3. Образцами становились также репродукционные, аллегорические гравюры и изображения орнаментальных мотивов.

Рассмотрим некоторые, наиболее интересные и хорошо сохранившиеся храмы центральных районов области. Даже незначительное количество примеров позволит выявить целый ряд образцов и проиллюстрировать основные особенности их использования.

Одна из наиболее ранних сохранившихся до наших дней стенописей украшает интерьер часовни в деревне Васильева Гора Торжокского района. Часовня была выстроена в середине 1790-х гг. и расписана, вероятно, в самом конце XVIII столетия4. Основные композиции расположены на восточной части стены: «Огненное восхождение Ильи пророка», «Вознесение Иисуса Христа» и «Вознесение пророка Еноха» (Илл. 91). Образцами для первых двух росписей послужили гравюры знаменитого голландского издания - Библии Пискатора5.

По подсчетам Гамлицкого, особенно много дошло до наших дней экземпляров именно этой Библии (42 экземпляра в разных российских собраниях; 1643, 1650, 1674 гг. издания, Амстердам; 1646 г., Алкмар)6. Полагаем, что эти данные далеко не полные. Theatrum biblicum ... per Nicolaum Ioannis Piscatorem переиздавался шесть раз, включает почти пятьсот гравюр резцом, собранных амстердамским пейзажистом и издателем Класом Янсем Висхером (1586-1652). Библия Пискатора - один из популярных западноевропейских иконографических источников, применявшихся не только в России, но и в Сербии, Македонии, Болгарии и других странах7.

Изучаемые композиции соответствуют прототипам построением, пространственными соотношениями, проработкой деталей. Росписи выполнены в классицистической стилистике, тяготеют к объемности и светотеневой моделировке изображенного.

Сочетание трех композиций Вознесения на восточной стене часовни представляется весьма редким. Вознесение пророка Еноха - вообще уникальное изображение, находящее немногие аналоги лишь в западном искусстве. В основу этой композиции была положена гравюра Библии де Ондта. Это редкий и неизученный в нашей стране памятник книжной иллюстрации, вводимый нами в научный оборот. Она была издана в Гааге в 1728 г. Пьером де Ондтом8; книга включает более двухсот гравюр крупного формата с подписями на шести европейских языках (одно из первых подобных многоязычных изданий).

Круглящаяся стена часовни разделена вертикальными полосами на двенадцать частей, каждая из которых содержит самостоятельное изображение. Девять из них - это отдельные женские образы. Четыре персонификации представляют собой копии с росписи плафона Станцы делла Сеньятура в Ватикане работы Рафаэля Санти: Теология, Поэзия, Правосудие и Философия. Гравюры по росписям Рафаэля были широко распространены в Европе, бытовали в виде как отдельных листов, так и целых альбомов. Источниками для остальных женских изображений, вероятно, послужили европейские гравюры, представляющие аллегории Мира, Надежды, Любви, Умеренности и Веры.

В 1794-1804 гг. по проекту архитектора Н.А. Львова в его имении Никольское-Черен-чицы строится храм Воскресения. В интерьере здания сохранились остатки росписей 1810-х гг. в люнетах над северным и южным порталами9. В них представлены сцены «Вознесение Богоматери» (?), читающееся с трудом, и «Преображение». Последнее выполнено с гравюры по работе Рафаэля; формат подвергся изменению, но композиция сохранила несомненное сходство с оригиналом и общую структуру. По прорисовке советского времени известно, что в третьем люнете помещалось изображение Саваофа в окружении Сил Небесных™. Одинаковые по формату и родственные по композиционному решению, они выстраивались в ясно воспринимаемую систему.

Образцы высокого итальянского искусства посредством использования гравюр достигают в этот период различных российских сел, притом порою удивительным образом. В интерьере церкви Успения Богородицы (1534-1542) села Иваниши Старицкого района росписи были созданы не ранее 30-х гг. XIX столетия". На западной грани одного из подкупольных столбов перед зрителем предстает «Сикстинская Мадонна» Рафаэля. Появляется новое обрамление композиции, исчезают драпировки в верхней части, но при этом роспись сохраняет изображение св. Варвары и папы римского Сикста II - в визуальный ряд вводится фигура верховного католического иерарха. С оригинала Рафаэля выполнена также композиция «Обручение Марии», действие которой, однако, обрело новый архитектурный фон. «Вознесение Марии» в росписи свода восточной части храма исполнено по гравюре с картины Гвидо Рени.

В целом росписи церкви опираются преимущественно на западные образцы, ставшие широко распространенными к этому времени, и в их ряду отметим гравюры Библии Ки-лиана (1758, Аугсбург)^. Один из самых ярких тому примеров - сцена «Изгнание торгующих из храма». Нельзя не отметить композиционное чутье мастеров, удачно вписавших изображенную при передаче этой сцены архитектуру в архитектуру иллюзорную, представленную на стене самого четверика храма.

Подобного рода композиция встречается в росписях тверских церквей довольно часто. Мастера при этом ориентируются и на репродукционные гравюры по работам мастеров итальянского барокко. Удивительным памятником является комплекс росписей в интерьере церкви Богоявления села Еськи Бежецкого района (кон. XVIII - перв. треть XIX в.; клеевые росписи 1843-1847 гг.)13. Всю центральную часть западной стены занимает колоссальная по размерам композиция «Изгнание торгующих их храма» (Илл. 92), созданная, вероятно, по гравюрам с неаполитанских росписей Л. Джордано и Дж. Ланф-ранко14. Вся сцена трактуется как часть интерьера, который словно объединяется с самим иерусалимским храмом. Сходная роспись частично сохранилась в церкви Троицы села Градницы (кон. XVIII в., росписи 1830-1840-х гг.)15.

На своде жертвенника храма в Еськах представлена композиция «Вознесение Марии», повторяющая «Ассунту» работы Тициана, в одном из люнетов алтарной части - «Тайная вечеря» по фреске Леонардо да Винчи. Это также не редкость: в церкви Николая Чудотворца села Николо-Ям (Кимрский район, 1790-1794 гг., роспись 1858 г.)^ в более примитивном живописном решении - тот же вариант сцены.

В росписи четверика церкви в Еськах по гравюрам Библии Килиана выполнены сцены «Помазание Иисуса миром», «Исцеление расслабленного», в алтаре - «Явление Христа Марии Магдалине». Композиция «Вознесение Христа» на северной стене - по гравюре Библии Пискатора, упомянутой нами в связи с василегорской часовней. В этом проявилась некоторая архаичность, так как издание данной Библии преимущественно использовалось в XVII-XVIII вв.

Названная гравюра «Явление Христа Марии Магдалине» послужила основой и для композиции в интерьере Тихвинской церкви села Сукромны (последняя четверть XVIII в., росписи 1830-1840-х гг.)17. «Встреча Марии и Елизаветы», «Христос и самарянка», «Христос и грешница» имеют прототипами листы того же издания. Примечательно, что некоторые гравюры этой Библии были исполнены по картинам известных мастеров-итальянцев, почти превратившись в гравюры репродукционные, от которых их отличает лишь более свободная работа с композицией и форматом. Так, последний из названных листов награвирован с оригинала Я. Тинторетто, а «Исцеление слуги сотника в Капернауме» - с оригинала П. Веронезе, и подобная роспись украшает стену в церкви св. Николая Чудотворца села Николо-Ям.

Порою стенописи отличаются точным соответствием формату и композиции оригинала, но чаще всего в этом отношении прототипы подвергаются изменению, вписываясь в конкретный ансамбль. Уровень исполнения также различен: от тонкой и «мягкой» светотеневой живописи («Жертвоприношение Авраама», Смоленская церковь в Алабузино, нач. XIX в., росписи ок. 1821 г.)1® до упрощенно-примитивной (роспись свода Ильинско-Преображенской церкви в Кашине с «Видением Иоанна Богослова», «Видением Иезекии-ля», сценой «Моисей и Ковчег Завета», XIX в.).

В ходе исследования выяснилось, что некоторые гравюры Библии Килиана, выполненные по работам Б. Пикара, были ранее опубликованы в составе Библии де Ондта. Они также использовались в качестве иконографических источников, и только по общему составу цикла росписей можно разграничить эти образцы.

Наряду с этим изданием провинциальные мастера опирались при создании композиций на Библию Вайгеля (Аугсбург). В свет вышло два варианта: Библия «в четвертях» (1695)19 и с полностраничными иллюстрациями (1712)20, и они дали разный иконографический материал: если полностраничные иллюстрации служили для создания отдельных композиций, то первый вариант использовали гораздо чаще; руководствуясь им словно каталогом, создавали целые циклы изображений.

Такие циклы располагались на сводах и верхних частях стен, то есть в местах, очень значимых. Для первой половины XIX в. характерно иллюстрирование по этому изданию важнейших молитв и перечисляемых во время литургии заповедей блаженства. Так, если росписи стен храма в Сукромнах выполнены по гравюрам Библии Килиана, то росписи свода - по Библии Вайгеля «в четвертях», иллюстрируя заповеди блаженства. По исследованию А.Л. Павловой, такие обширные композиции как «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», «Тебе, Бога, хвалим», молитвы «Отче наш», Символ веры и «Величит душа моя Господа», основанные на гравюрах этой Библии, украшают своды многих храмов центральных районов области (в селах Николо-Высока, Княжево, Грудино, Зеленцово и др.)2\

В первой половине - середине XIX столетия круг европейских лицевых Библий, использовавшихся в качестве источников композиций, был весьма разнообразным. Гам-лицкий приводит следующие цифры о других хранящихся в российских собраниях образцах: Библия Мериана (13 экземпляров 1625-27 и 1638-43 гг., Франкфурт-на-Майне; 1639, 1650-60-е гг., Амстердам; и др.), Библия Борхта (7 экземпляров 1581, 1585 гг., Антверпен; 1639, 1673 гг., Амстердам), Евангелие Наталиса (4 экземпляра 1593, 1595, 1607 гг., Антверпен), Библия Схюта (4 экземпляра 1659 г., Амстердам), Библия Борхта-Пискатора (1 экземпляр 1639 г., Амстердам^. Добавим также издания Библии Энгельбрехта (сер. XVIII в., Аугсбург) и сборники гравюр братьев Вирикс (кон. XVI - нач. XVII в.). Есть основания предполагать, что они были известны мастерам российской провинции.

Все отмеченные выше источники после 1860-х гг. оказались практически полностью вытесненными изданием Библии с иллюстрациями Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. Оно вышло в свет в 1852-1860 гг. в Лейпциге, содержит двести сорок авторских рисунков, гравированных на дереве23. В России образцов этой Библии было великое множество. Л.А. Успенский писал, что обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев постоянно заказывал книготорговцу Гроте в Петербурге печатные образцы западных художественных произведений, которые и рассылал по монастырям как руководство в писании «икон», отдавая особое предпочтение искусству «дюссельдорфских назарян»^4 (Шнорр фон Ка-рольсфельд - один из ярких представителей этого круга).

Тверские памятники 1870-х-1900-х гг. показывают, что этим образцам отдавалось явное предпочтение. Им следовали при создании огромных циклов, порою полностью покрывающих стены и своды церковных помещений, порою сочетающихся с ориентацией на более ранние и современные западные и отечественные образцы. Гравюры Шнорр фон Карольсфельда очень удобны для воспроизведения в росписи: действие в них приближено к первому плану, композиции уравновешенны и по преимуществу центричны, крупные фигуры выразительны, нет как излишней детализации, так и «пустого» пространства. В числе наиболее ярких примеров - росписи трапезной храма в Сукромнах, интерьера Вознесенского собора в Кашине (в сочетании с композициями по работам российских художников-академистов), Крестовоздвиженского храма Благовещенского женского монастыря в Бежецке, Троицкой и Смоленской церквей в Алабузино и т. д.

Наиболее поздним из европейских образцов для церковной живописи Синодального периода стала Библия с иллюстрациями Гюстава Доре. В 1864 г. вышло издание, включившее двести тридцать гравюр мастера. В России первая полная публикация иллюстраций Доре к Библии была осуществлена в начале 1880-х гг.25 Его гравюры многоплановы, с развитым изображением пейзажа и архитектуры, с драматическими эффектами освещения и разнообразными композиционными решениями. Гораздо меньшая их часть могла бы послужить источником монументальных композиций для церквей. Этот источник также стал популярным в краткий срок и использовался в сочетании с многочисленными другими, как, например, в росписи Вознесенского собора в Кашине.

Сосуществовал и «соперничал» он также с работами по картинам академическим, а вскоре - с неорусско-византийскими по духу работами, ориентированными на росписи Нестерова и Васнецова. Пожалуй, этим и завершается широкое бытование европейских образцов в культовых росписях российской провинции. А вскоре завершится и сама живопись того периода, который в истории Русской православной Церкви носит название Синодального.

Безусловно, европейское влияние не исчерпывается рядом рассмотренных и упомянутых памятников. Обилие иллюстрированных Библий и отдельных гравюр с ветхозаветными или новозаветными сценами, множество репродукционного материала с работ мастеров Возрождения, маньеризма и барокко, разновременные аллегорические гравюры и орнаментальные изображения - вот тот значительный круг западных источников, отразившихся в стенописях российских храмов. Отметим также, что европейские гравюры воздействовали на русские в плане преемственности стилистики и некоторых мотивов. Часто иностранные издания Библий сопровождались русскими подписями и текстами, западные гравюры вклеивались в издания отечественные, и так далее. Способы проникновения этого материала весьма и весьма разнообразны.

Росписи Синодального периода изучены крайне мало, равно как и значительный ряд гравированных образцов для них. Провинциальные памятники, в том числе и тверские, ориентированные на работы европейских мастеров, безусловно, заслуживают пристального внимания и дальнейшего исследования.

Примечания

1 Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж, 1937; Киев, 1991. С. 73.

2 Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. СПб., 1997. С. 495.

3 Гамлицкий А.В. Западноевропейские лицевые Библии в России XVII-XVIII вв. Владельцы и формы бытования // Филевские чтения. Тезисы шестой научной конференции. ЦМиАР. М., 1999. С. 12-15.

4 Подробнее см.: Сурова А.А. Фрески тверской усадебной часовни конца XVIII века // Вопросы отечественного и зарубежного искусствознания. № 3 / Отв. ред. А.М. Салимов. Тверь, 2010. С. 151-163.

5 Piscator, N.S. Theatrum biblicum, hoc est historiae V. et N. Testamenti, tabulis aeneis expressae, opus in lucem editum per N.S. Piscatorem. Amsterdam, 1674.

' Гамлицкий А.В. Западноевропейские лицевые Библии в России... С. 13.

7 Гамлицкий А.В. Библия Пискатора и проблема гравированных образцов в европейском искусстве XVI-XVIII столетий // Проблема копирования в европейском искусстве: Материалы научной конференции РАХ. 1997. М., 1998. С. 96-116.

8 Figures de la Bible. A la Haye chez Pierre de Hondt. MDCCXXVIII.

® Будылина М.В., Брайцева О.И., Харламова А.М. Архитектор Н.А. Львов. М., 1961. С. 64.

1° Зарисовка хранится в архиве ГУП ЦНРПМ (Главное управление Центральных научно-реставрационных проектных мастерских) в Москве, автор и дата создания неизвестны.

и Тверская деревня. Старицкий район: энциклопедия / Сост. А.В. Шитков. Т. 1. Старица, 2007. С. 42.

12 Kilian, Ph.-And. Index picturarum chalcographicarum historiam Veteris et Novi Testamenti. tabulis delineantium aere expressarum et venum expositarum a Philippo Andrea Kiliano... Augsburg, 1758.

13 Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область / Отв. ред. Г.К. Смирнов. Ч. 2. М., 2006. С. 431-434.

14 Там же. С. 436.

15 Там же. С. 423-425.

i' Паспорт «Церковь Николая Чудотворца» (Тверская обл., Кимрский р-н, с. Николо-Ям). Архив отдела cвода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания.

17 Свод памятников архитектуры и монументального искусства. С. 496-500.

18 Там же. С. 401-409.

i® Weigel, Christoph. Biblia Ectypa: Bildnusser aus Heilige Schriffi Alt und Neuen Testaments. Augsburg, 1695.

2° Historiae celebriores Veteris Testamenti iconibus repraesentatae et ad excitandas bonas meditationes selectis epigrammatibus exornatae in lucem datae a Christophoro Weigelio. Norimbergae, 1712.

21 Павлова А.Л. Церковные росписи первой половины XIX в. в северо-восточной части Тверской области по образцам западноевропейских гравюр XVII-XVIII вв. // Филевские чтения. Тезисы научной конференции (в печати).

22 Гамлицкий А.В. Западноевропейские лицевые Библии в России. С. 13.

23 Библия в иллюстрациях. Гравюры на дереве Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда. СПб., 2002.

24 Успенский Л.А Богословие иконы... С. 537.

25 Откровение cв. Иоанна Богослова в мировой книжной традиции. Каталог выставки. М, 1995. С. 141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.