Научная статья на тему 'Цикл «Деяния апостолов» в росписи Знаменского собора в Новгороде'

Цикл «Деяния апостолов» в росписи Знаменского собора в Новгороде Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
560
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стенные росписи / "деяния апостолов" / иконография / западноевропейские гравюры / борьба с иноверцами / древнерусское искусство / wall paintings / the our lady of the sign church / acts / iconography / west european engravings / struggle against adherents of other faith / the old russia art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Слуцкая Ирина Аркадьевна

Описаны фрески на сюжеты «Деяний апостолов», созданные в 1702 г. в Знаменском соборе Новгорода. Автор определяет, что иконописцы использовали в качестве иконографических гравированные Библии Борхта и Пискатора и выявляет ряд других монументально-живописных ансамблей, которые имеют схожую иконографию и сюжетный состав. Особенности выбора сюжетов для иллюстрации позволяют сделать вывод о том, что этот цикл выражал намерение новгородского духовенства вести активную проповедническую деятельность на освобожденных от шведов в ходе Северной войны (1700-1721) территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the illustration of the «Acts» painted in 1702 on the walls of Our Lady of the Sign Church in Novgorod. It is argued that the artists used the Piscator and Burght Bibles as iconographic sources, and other fresco ensembles are described which have the similar iconography and the similar composition. The characteristics of the choice of plots for illustration lead to the conclusion that this cycle expressed the intention of the Novgorod clergy to propagate on the territories liberated from the Swedes during the Northern War (1700-1721).

Текст научной работы на тему «Цикл «Деяния апостолов» в росписи Знаменского собора в Новгороде»

4. Ni N. I. Sichzho v sisteme zhanrov mirovoj liriki. (Teoreticheskie aspekty zhan-ra.) M., 2007.

5. Han Sanu. Predshestvenniki, kotoryh hochu pomnit'. Seul, 2003.

6. Hon Nanpha. Novaja korejskaja muzyka // Sovremennaja sem'ja. Seul, 1934. № 12.

7. Hon Nanpha. Sravnenie mezhdu zapadnoj muzykoj i vostochnoj muzykoj // Novaja Vostochnaja Azija. Seul, 1936. № 6.

8. Choj Hjesil. Istorija sovremennoj korejskoj literatury. Seul, 2010. S. 230-235.

И. А. Слуцкая

ЦИКЛ «ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ» В РОСПИСИ ЗНАМЕНСКОГО СОБОРА В НОВГОРОДЕ

Описаны фрески на сюжеты «Деяний апостолов», созданные в 1702 г. в Знаменском соборе Новгорода. Автор определяет, что иконописцы использовали в качестве иконографических гравированные Библии Борхта и Пискатора и выявляет ряд других монументально-живописных ансамблей, которые имеют схожую иконографию и сюжетный состав. Особенности выбора сюжетов для иллюстрации позволяют сделать вывод о том, что этот цикл выражал намерение новгородского духовенства вести активную проповедническую деятельность на освобожденных от шведов в ходе Северной войны (1700-1721) территориях.

Ключевые слова: стенные росписи, «Деяния апостолов», иконография, западноевропейские гравюры, борьба с иноверцами, древнерусское искусство.

I. Slutskaya

THE CYCLE OF THE «ACTS» OF THE WALL PAINTINGS OF THE OUR LADY OF THE SIGN CHURCH IN NOVGOROD

The article describes the illustration of the «Acts» painted in 1702 on the walls of Our Lady of the Sign Church in Novgorod. It is argued that the artists used the Piscator and Burght Bibles as iconographic sources, and other fresco ensembles are described which have the similar iconography and the similar composition. The characteristics of the choice ofplots for illustration lead to the conclusion that this cycle expressed the intention of the Novgorod clergy to propagate on the territories liberatedfrom the Swedes during the Northern War (1700-1721).

Key words: wall paintings, The Our Lady of the Sign Church, Acts, iconography, West European engravings, struggle against adherents of other faith, the Old Russia Art.

Роспись Знаменского собора в Новгороде была создана артелью московских и костромских мастеров в 1702 г. [7, с. 56]. Состав росписи был определен подрядной записью : «... На северной и на южной стране сверха евангельские притчи, и апостольские проповеди, и акафист, и чюдеса пре-святыя Богородицы» [1, л. 1]. «Деяния апостолов» занимают второй ярус росписи.

Существует мнение, что этот цикл был включен в ансамбль, чтобы проиллюстрировать строки Символа Веры [15, с. 9], но были и другие причины, о которых будет сказано ниже.

Иллюстрации апостольского цикла известны, начиная с X в. (Новый завет, ВаШш. W 524). В монументальной живописи ранними примерами являются роспи-

си Палатинской капеллы в Палермо в Сицилии (60-е гг. XII в.) и собора в Монреале (1180-1194).

На Руси апостольский цикл получил широкое распространение во второй половине XVII в. Памятники, созданные в этот период, можно объединить в две группы. Первая — с более подробной иллюстрацией деяний апостолов: Троицкий собор Ипатьевского монастыря (1685, деяния и страсти), ц. Ильи Пророка в Ярославле (1680, проповеди и страсти), ц. Иоанна Предтечи в Толчкове (1694-1695, деяния и страсти), ц. Богоматери Федоровской в Ярославле (деяния и страсти, 1715-1716). Во второй группе акцентированы страсти, а проповедь апостолов служит лишь дополнением: иконы «Спас Вседержитель с апостольскими страстями» (1652, Кострома, ц. Воскресения на Дебре), «Апостольская проповедь» (Феодор Зубов, 1660-1662, из ц. Ильи Пророка в Ярославле, ЯГИАХМЗ, инв. ЯМЗ-41527, ИК-406), «Апостольская проповедь» (ок. 1668, из Прокопьевского собора в Великом Устюге, ВУИАХМЗ, инв. 16268/8), «Спас Вседержитель с апостольскими страстями» (1675, из Воскресенского собора Романова-Борисоглебска), «Распятие с апостольскими страстями» (1699, Феодор Рожнов, ГММК), фрески ц. Троицы в Никитниках (1653, деяния и страсти), ц. Николы Мокрого (1673, галерея, проповедь и деяния вокруг изображения Спаса), ц. Рождества Христова (1681, проповедь и деяния), ц. Иоанна Богослова в Ростове Великом (1683, галерея, деяния и страсти), ц. Архангела Михаила (1731, деяния и страсти), ц. Иоанна Златоуста в Коровниках (1732, деяния и страсти).

По составу роспись Знаменского собора относится к первой группе. Перед нами разворачиваются десять сцен: «Богоматерь и апостолы в горнице Сионской», «Сошествие святого Духа на апостолов», «Исцеление хромого апостолом Петром», «Смерть Анании и Сапфиры», «Побиение камнями архидиакона Стефана», «Креще-

ние Филиппом эфиопского Евнуха», «Обращение Савла», «Исцеление Тавифы», «Низведение из темницы апостола Петра», «Обоготворение апостола Павла и Варнавы в Листре».

В XVII в. популярным источником для иконографии были иностранные издания: Библия Пискатора и Борхта [2, с. 308-309; 4, с. 100-116; 13, с. 346; 6, с. 66; 14; 18 и др.]. Впервые гравюры Библии Борхта были использованы для иллюстрации цикла «Деяния апостолов» в церкви Троицы в Никитниках (1652-1653) [4, с. 101]. Для анализа стенной росписи Знаменского собора нами были привлечены экземпляры лицевых библий: Библии Борхта, переизданной Пискатором в 1639 г. [ОР РГБ ф. 178. (Муз. собр.) № 3274], а также Библии Пискатора (1643, ОР РНБ 1525/189; не да-тир. БАН тек. Пост. 732; 1614, РНБ, Б. I. 902).

«Пребывание Богоматери и апостолов в горнице Сионской» (Деян. 1: 13-14) проиллюстрировано коротко. На подиуме, к которому ведут две ступени, сидит Богоматерь, ее руки слегка разведены перед грудью. Вокруг девять оживленно беседующих апостолов. На первом плане изображен Петр. Скрестив руки на груди, он развернулся анфас. В левой части композиции, наклонившись, сидит другой апостол. Он обращается к бурно жестикулирующему Иакову. Подобный сюжет мы находим в храмах Спаса-Преображения Спас-Евфи-миева монастыря в Суздале, Ильи Пророка в Ярославле, Троицы Ипатьевского монастыря, хотя до XVII в. в древнерусской живописи он не был распространен. Центральная группа апостолов позаимствована с гравюры Библии Борхта [Л. 69 (70)]. Следуя русской традиции изображения «Пятидесятницы», фигуру Богоматери мастера сместили к центру горницы относительно гравированного источника. Наклон головы Марии и жест ее рук повторяет гравюру из Библии Пискатора (ОР РНБ 1525/189, Л. 641).

«Сошествие св. Духа на апостолов» (Де-ян. 2: 1-4) разворачивается в комнате, украшенной четырьмя колоннами, между которыми расположены окна. В центре композиции Богородица в позе Оранты. Она восседает на возвышении, похожем на алтарь, над ней парит голубь. Ее жест выражает готовность принять св. Дух. По сторонам размещены две группы апостолов (по четыре фигуры). Андрей присел, скрестив руки на груди, словно готовясь причаститься. Двое других повторяют жест Богоматери. Головы всех изображенных окружены сиянием. Чудо свершилось. Момент сошествия святого Духа напоминает о преосуществлении святых даров в алтаре и присутствии Божества. Святой Дух — голубь, ближайший источник освящения церкви [12, с. 545]. Среди известных нам памятников древнерусской живописи похожее иконографическое решение имеют иконы «Сошествие святого Духа» (к. XVII — нач. XVIII в., ЯХМ Инв. И.-402), «Апостольская проповедь» Феодора Рожнова, фрески ц. Ильи Пророка, Иоанна Предтечи в Толчкове. Однако жест апостола, скрестившего руки на груди, уникален и был позаимствован иконописцами, работавшими в Знаменском соборе, из Библии Писка-тора (ОР РНБ 1525/189, Л. 641).

«Сошествие св. Духа» — событие первостепенной важности, момент завершения образования Церкви Христовой и чудесного утверждения таинства священства [12, с. 538]. Оно является одновременно завершением христологического цикла [8, с. 70] и началом апостольского.

«Исцеление хромого Петром» происходит на ступенях Иерусалимского храма (Деян. 3: 6-9). Сопровождает композицию надпись: «Муж некий хром от чрева Матери своея сый носим бывши Петр и Иоанн вшедшиа в церковь хромаго исцелища...». Этот текст перекликается с подписями одной из Библий Пискатора (БАН тек. Пост. 732, Л. 143), но иконография фрески ориентирована на гравюру из Библии Борхта

[Л. 70 (71)]. Фоном композиции, как и в гравированном источнике, служит храм, с уходящей вглубь колоннадой и входом, обрамленным аркой. Правда, здание лишено скругленной формы, и для передачи перспективного сокращения мастера изобразили «шахматный пол», покрыв им даже улицу. Петр и Иоанн заботливо склоняются к хромому, пытающемуся встать. Исцеленный, перекинув суму через плечо, неуклюже опирается на клюку. Его ноги чуть согнуты. Схожий вариант «Исцеления хромца» мы находим в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, соборе Спасо-Преобра-жения Евфимиего монастыря, в церквях Ильи Пророка, Иоанна Предтечи в Толчко-ве, Феодоровской Богоматери.

Фреска «Смерть Анании и Сапфиры» очень выразительна (Деян. 5: 1-10). Композиция состоит из двух эпизодов. В преддверии храма стоит группа апостолов с Петром в центре. Слуги поднимают с земли бездыханное тело Анании. Петр разводит руки в стороны, в его жесте содержится укор и указание на неизбежность кары за жадность и обман. Иоанн удивленно указывает рукой на умершего, а апостол слева от Петра слегка изогнулся, чтобы рассмотреть происходящее. В правой части на втором плане написано погребение Сапфиры. На фресках в церкви Троицы в Никитниках и Троицком соборе Ипатьевского монастыря фигуры супругов занимали иные места: на первом плане — смерть Сапфиры, а в глубине — погребение Анании [3, с. 48; 8, с. 70], а в ц. Ильи Пророка и Преображенском соборе Спас-Евфимиева монастыря — та же композиция, что и в нашем памятнике. Это расхождение объясняется источниками, выбранными мастерами в качестве образца. Так, на гравюре из Библии Пискатора (Л. 289, РНБ, Б. I. 902) на переднем плане лежит женщина, а в Библии Борхта [Л. 71 (72)] — Анания. Группа апостолов у Борхта более многочисленна, чем на нашей фреске, но композиционное построение воспроизведено точно.

«Побиение камнями архидиакона Стефана» (Деян. 7: 54-60). Стефан, приклонив колени, молит Саваофа и Спасителя, окруженных облаками, пощадить своих мучителей. На архидиаконе расшитый цветами саккос и епитрахиль. Мучители изображены в разнообразных ракурсах. Двое замахиваются камнями. Третий палач поднимает очередную глыбу с земли. Четвертый изображен спиной к жертве в динамичном движении. В правом верхнем углу — юноша в шапочке, наблюдающий за происходящим — возможно, это Савл (Деян. 7: 58; 8: 1). Прототипом фрески служит гравюра Библии Борхта [Л. 71 (72)] в зеркальном развороте. Вместо сияния с именем Бога-Отца появилось Его изображение. Такое же изменение композиции мы встречаем в церквях Ильи Пророка, Иоанна Предтечи в Толчкове, в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, в соборе Евфимиева монастыря. «Побиение Стефана» могло включаться в цикл апостольских страданий как подтверждение готовности учеников Иисуса принять земное унижение, последовать за Христом ради торжества Церкви [21, с. 145-146].

«Крещение каженника апостолом Филиппом» (Деян. 8: 26-40). Каженник в повязке на чреслах стоит в воде, сложив руки на груди и слегка склонив голову. Филипп возлагает правую руку ему на темя, а левой поддерживает соскользнувший с плеч ги-матий. За столь торжественным моментом наблюдает возница, сидящий на одной из лошадей, запряженных в резную колесницу. В правом углу виден Иерусалим, перед которым изображено «Принесение денег Симоном Петру» (Деян. 8: 14-24). На Симоне — синий хитон и розовый гиматий, а на голове — шапочка, как знак язычника. Петр держит руки перед собой, словно отталкивая его. Прототипом данного изображения является гравюра Библии Борхта [Л. 72 (73)], которая была использована в ц. Ильи Пророка.

Следующая сцена «Обращение Савла» (Деян. 9: 3-8) продолжает тему распространения истинной веры. Савл падает с коня, в ужасе глядя в небо, откуда к нему обращается Иисус Христос. Слуга пытается удержать коня под уздцы. Спутники Савла разбегаются в стороны, озираясь на небо. В левой части композиции виден город Иерусалим. Источник данной иконографии — гравюра Библии Борхта [Л. 72 (73)]. На гравюре было больше персонажей. Иконописец сократил количество слуг, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на главном действии. Этот же прием использован во фресках Троицкого собора Ипатьевского монастыря, собора Спаса-Преображения Евфимиева монастыря, церквей Иоанна Предтечи и Богоматери Феодоровской. Положение фигур Савла и слуги напоминает фреску «Обращение Савла» из церкви Троицы в Никитниках.

В противоположность динамичной композиции «Обращение Савла» сцена «Исцеление Тавифы» (Деян. 9: 36-41) отличается спокойствием и размеренностью движений персонажей. В комнате, ограниченной двумя колоннами, под пологом у ложа стоит Петр. Он, слегка склонившись, берет правой рукой запястье коленопреклоненной женщины, а левой — поддерживает ее за спину. Вдовицы, утирая слезы, входят в комнату из соседней залы. Иконографическим источником послужила Библия Бор-хта [Л. 73 (74)]. Перенося сюжет на стену храма, мастера сократили пространство, приблизив залу, где собрались вдовицы, к спальне, и срезали левую часть композиции, отказавшись от столика с домашней утварью. Интересно, что на гравюре полог ниспадает симметричными половинками, а на фреске он словно огибает фигуру Петра, повторяя изгиб его спины. Иконография фрески Знаменского собора перекликается с росписью церквей Ильи Пророка, Иоанна Предтечи и Спасо-Преображенского собора Евфимьева монастыря.

«Исцеление Тавифы» написано под сценой «Воскрешение дочери Иаира Христом», что подчеркивает преемственность учеников относительно Учителя. Апостольские чудеса, равно как и Христовы, привлекали новых верующих и утверждали, что единственный путь Спасения лежит через Церковь.

В «Изведении из темницы апостола Петра» (Деян. 12: 6-9) объединены два эпизода: пробуждение Петра ангелом — на первом плане, а на втором — уход из темницы. В правой части под зарешеченным окном, сквозь которое проникает свет, — ангел в белых одеждах наклоняется к Петру. Апостол полусидит, опираясь на стол, от которого тянется цепь. Рядом с ним спит, облокотившись на столешницу, стражник с топориком в руке. Второй охранник с копьем разместился слева у выхода. В дверном проеме Петр изображен повторно. Он протягивает руки к ангелу, который жестом приглашает следовать за ним. Иконописцы одновременно использовали гравюры Библий Борхта [Л. 74 (75)] и Пискатора (БАН Тек. Пост. 732, Л. 151): из первого источника взяли «пробуждение Петра», а из второго — «уход из темницы». Такое же совмещение сюжетов мы находим в Преображенском соборе Спас-Евфимиева монастыря и в Троицком соборе Ипатьевского монастыря.

«Обоготворение апостолов Варнавы и Павла» (14: 8-18). К Павлу и Варнаве от городских стен спешат люди. Два человека поднимают над их головами венки, остальные — внимательно наблюдают. Апостолы, прижимая руки к груди, отклоняются от подобных почестей. На первом плане жрец в шапочке языческого волхва обращается к ученикам Христа. На гравюре Библии Борхта [Л. 74 (75)] изображена более многолюдная толпа, а здания — чуть ниже. К этому источнику восходят фрески церкви Иоанна Предтечи в Толчкове, соборов Ипатьевского и Спас-Евфимиева монастырей.

Наш анализ показал, что иконографической основой для стенных росписей Знаменского собора на сюжеты «Деяний апостолов» послужили гравюры Библии Борхта и Библии Пискатора. Иногда мастера комбинировали изображения из разных изданий, но предпочтение отдавали первому. Степень заимствования и общность иконографических источников объединяет Знаменский собор с фресковыми ансамблями региона Поволжья: Троицкого собора Ипатьевского монастыря, собора Спас-Преображения Евфимиева монастыря, церквей Ильи Пророка, Иоанна Предтечи в Толчкове. Сюжетный состав этих росписей также перекликается с убранством Знаменского собора. От них наш памятник отличается редуцированным циклом страстей. Мы видим только одну сцену страдания — «Побиение камнями архидиакона Стефана».

Так как в Знаменском соборе цикл страданий почти отсутствует, то более отчетливо звучит тема распространения веры (сцены чудес) и наказания за отступление от заветов Христа («Смерть Анании и Сапфиры»), что перекликается с обстановкой, сложившейся в Новгороде.

После побед русских при Ряпниной мызе, при Эресферте в 1701 г. появилась вера в силу русского оружия. Триумф праздновался во Пскове и в Москве [19, с. 115; 11, с. 42-43]. Среди сражавшихся солдат были новгородцы. Возможно, именно триумфальное настроение, царившее зимой 1702 года, привело к тому, что появились средства на роспись Знаменского собора, несмотря на военные нужды. Война против Швеции трактовалась как продолжение Азовских походов. Так, в «Плаче святые христовы восточныя церкви» (1704 г., БАН., П. I. Б. 141) читаем: «крепкую твою руку [Петра I] за жребий свой в месть простри, враги ц[е]ркве, и пса актомана стремь главъ сотри. Подая тато верным си, от ига свободу... <...> еже гнати из царя града, поганы скоты». Объясняя необходимость продолжить кампанию против Швеции, Петр I

предпочитал не ссылаться на экономическую потребность иметь выход в Балтику, а выдвигал религиозные обоснования своих действий. Он объявил, что поднял оружие на Карла XII «для освобождения ижорских и карельских христиан, оставивших, от на-сильства шведского, православную веру греческую и принявших закон люторский» [10, с. 35]. После освобождения территории Ингерманландии от шведов следовало восстановить православную веру.

В этих условиях новгородский митрополит Иов [20, с. 61-145], стремясь поднять уровень образования священников, задумывает создание греческого училища. В 1702 г. в письме к братьям Лихудам [17, с. 250] он просит посоветовать подходящего учителя грека, чтобы новгородские проповедники могли вести полемику с иноверцами и старообрядцами, жившими на севере Новгородского края. Иов указывал на

талантливых священнослужителей для управления Карельской и Ладожской епархией, созданной в 1708 г.: Иоиль (Вязьми-тин, 1708-1712), Аарон (Еропкин, 17141723, 1728-1730) [5, с. 26-28, 30-32].

Апостольская тематика стала популярной во второй половине XVII в. в условиях споров о вере и борьбы с иностранным влиянием. Патриарх Адриан разработал программу борьбы с новшествами. Она была выражена в 1690 г. в «Окружном послании» и «24 увещеваниях». Обращаясь к архиереям, патриарх просил «паству свою, особенно священников, наставлять господнему закону, а для того самим часто читать св. Каноны Апостолов и соборов...».

«Деяния апостолов» в Знаменском соборе были наглядным образцом проповеди Слова Божиего и выражали намерения новгородского духовенства вести проповедь среди священнослужителей и мирян.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архив НГМЗ Д. 499. Л. 1 — Л. 1 об.

2. Белоброва О. А. О Библиях с гравюрами в русских библиотеках второй половины XVII — начала XVIII в. // Книжные центры Древней Руси. Севернорусские монастыри. СПб., 2001. С. 306-322.

3. БрюсоваВ. Г. Ипатьевский монастырь. М., 1982.

4. Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М., 2008.

5. Дмитриев А. П. История Карельской (Кексгольмской) епархии // Вуокса. Приозерский краеведческий альманах. 2000-2001. С. 1-45.

6. Каргер М. К. Из истории западных влияний в древнерусской живописи // Материалы по русскому искусству. Т. 1. Л., 1928. С. 66-77.

7. Луций Т. Историческая справка. Знаменский собор в Новгороде. Новгород, 1970. НСНРПМ Р - 765.

8. Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. Памятник живописи и зодчества XVII в. М., 1970.

9. Октоих. Глас 5-8. М., 2003.

10. Петров Л. П., прот. Историко-статистический очерк Православной Церкви в Финляндии // Ис-торико-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1875. Вып. IV. С. 35-36.

11. Погосян Е. Петр I — архитектор российской истории. СПб., 2001.

12. Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. СПб., 1892.

13. Ровинский Д. А. Русские граверы и их произведения с 1564 г. до основания Академии Художеств. М., 1870.

14. Сачаевец-Феодорович Е. П. Ярославские стенописи и Библия Пискатора // Русское искусство XVII в.: Сб. статей по истории русского искусства допетровского периода. М., 1929. С. 85-108.

15. Секретарь Л., Царевская Т. Знаменский собор. М., 2001.

16. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан. Его жизнь и труды в связи с состоянием русской церкви в последнее десятилетие XVII в. Казань, 1913.

i7. Сменцовский М. Братья Лихуды. Опыт исследования из истории церквонаго просвещения и церковной жизни конца XVII и начала XVIII веков. СПб., iB99.

iB. Тарабрин И. М. Библия Пискатора в истории русской письменности и искусства // Известия 15-го Археологического съезда в Новгороде. М., i9ii. № 9. С. 99-iGi.

i9. Устрялов Н. История царствования Петра Великого. Т. 4. Ч. 1. СПб., 1B5B.

2G. Чистович И. А. Новгородский митрополит Иов: Жизнь его и переписка с разными лицами // Странник. СПб., 1B61. Февраль. С. 61-145.

21. Чубинская В. Г. Икона «Распятие с апостольскими страданиями» 1697-1699 годов. Символико-аллегорический замысел в контексте исторических событий // Петр Великий — реформатор России: Материалы и исследования. М., 2GG1. С. 144-159.

REFERENCES

1. Arhiv NGMZ D. 499. L. 1 — L. 1 ob.

2. Belobrova O. A. O Biblijah s gravjurami v russkih bibliotekah vtoroj poloviny XVII — nachala XVIII v. // Knizhnye centry Drevnej Rusi. Severnorusskie monastyri. SPb., 2GG1. S. 3G6-322.

3. Brjusova V. G. Ipat'evskij monastyr'. M., 19B2.

4. Buseva-DavydovaI. L. Kul'tura i iskusstvo v epohu peremen. Rossija semnadcatogo stoletija. M., 2GGB.

5. Dmitriev A. P. Istorija Karel'skoj (Keksgol'mskoj) eparhii//Vuoksa. Priozerskij kraevedcheskij al'manah. 2GGG-2GG1. S. 1-45.

6. Karger M. K. Iz istorii zapadnyh vlijanij v drevnerusskoj zhivopisi//Materialy po russkomu iskusstvu. T. 1. L., 192B. S. 66-77.

7. Lucij T. Istoricheskaja spravka. Znamenskij sobor v Novgorode. Novgorod, 197G. NSNRPM R - 765.

B. Ovchinnikova E. S. Cerkov' Troicy v Nikitnikah. Pamjatnik zhivopisi i zodchestva XVII v. M., 197G.

9. Oktoih. Glas 5-B. M., 2GG3.

1G. Petrov L. P., prot. Istoriko-statisticheskij ocherk Pravoslavnoj Cerkvi v Finljandii // Istoriko-statisticheskie svedenija o S. -Peterburgskoj eparhii. SPb., 1B75. Vyp. IV. S. 35-36.

11. Pogosjan E. Petr I — arhitektor rossijskoj istorii. SPb., 2GG1.

12. Pokrovskij N. V. Evangelie v pamjatnikah ikonografii preimuschestvenno vizantijskih i russkih. SPb., 1B92.

13. Rovinskij D. A. Russkie gravery i ih proizvedenija s 1564 g. do osnovanija Akademii Hudozhestv. M., 1B7G.

14. Sachaevec-Feodorovich E. P. Jaroslavskie stenopisi i Biblija Piskatora// Russkoe iskusstvo XVII v.: Sb. statej po istorii russkogo iskusstva dopetrovskogo perioda. M., 1929. S. B5-1GB.

15. Sekretar'L., Carevskaja T. Znamenskij sobor. M., 2GG1.

16. Skvorcov G. A. Patriarh Adrian. Ego zhizn' i trudy v svjazi s sostojaniem russkoj cerkvi v poslednee des-jatiletie XVII v. Kazan' 1913.

17. Smencovskij M. Brat'ja Lihudy. Opyt issledovanija iz istorii cerkvonago prosveschenija i cerkovnoj zhizni konca XVII i nachala XVIII vekov. SPb., 1B99.

1B. Tarabrin I. M. Biblija Piskatora v istorii russkoj pis'mennosti i iskusstva // Izvestija 15-go Arheologi-cheskogo sjezda v g. Novgorode. M., 1911. № 9. S. 99-iGi.

19. UstrjalovN. Istorija carstvovanija Petra Velikogo. T. 4. Ch. 1. SPb., 1B5B.

2G. Chistovich I. A. Novgorodskij mitropolit Iov: Zhizn' ego i perepiska s raznymi licami // Strannik. SPb., 1B61. Fevral'. S. 61-145.

21. Chubinskaja V. G. Ikona «Raspjatie s apostol'skimi stradanijami» 1697-1699 godov. Simvoliko-allegoricheskij zamysel v kontekste istoricheskih sobytij // Pjotr Velikij — reformator Rossii: Materialy i issledovanija. M., 2GG1. S. 144-159.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.