Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
96
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ»

ков в период физического стресса. Это же, вероятно, является причиной довольно высоких показателей индекса Рюффье у этой возрастной группы школьников (у юношей в 15 лет — 10,2±0,45. в 16 лет — 9,4±0,4, в 17 лет — 9,0±0,42, у девушек соответственно 13,2±0,48, 13,4±0,49, 12,4±0,45). При этом следует отметить, что индекс Рюффье был выше у девушек (Р<0,001), чем у юношей. КВ после нагрузки увеличивался во всех группах подростков, но достоверные изменения КВ отмечены только у 17-летних подростков (у юношей КВ увеличился до 1.76± ±0,06; Р»0,05, у девушек —до 2,3±0,07; Р<0,001).

Выводы. 1. К 17 годам показатели центральной гемодинамики достигают дефинитивного уровня.

2. В подростковом возрасте отмечена неэкономичность функции кровообращения.

3. В 15—17 лет наблюдаются половые различия в уровне показателей гемодинамики.

4. Тренированность сердечно-сосудистой системы у школьников 15—17 лет выше у юношей, чем у девушек.

5. Сердечно-сосудистая система девушек находится под большим влиянием симпатической нервной системы по сравнению с юношами.

6. Юноши лучше адаптируются к дозированиой физической нагрузке, чем девушки.

Литература

1. Аринчии Н. И., Кулаго Г. В. Гипертоническая болезнь как нарушение саморегуляции кровообращения.— Минск, 1969.

2. Веренштейн Г. Ф., Караваев А. Г., Нурбаева М. Н. и др. Таблицы оценки артериального кровяного давления школьников Витебской области. — Витебск, 1983.

3. Венчиков А. И., Венчиков В. А. Основные приемы статистической обработки результатов наблюдений в области физиологии. — М, 1974.

4. Дьяченко Н. А. // Воен.-мед. журн.— 1970. — №9. — С. 45—47.

5. Завьялов А. И. // Теор. и практ. физ. культуры.— 1978. — № 8. — С. 62—65.

6. Калюжная Р. А. Физиология и патология сердечно-сосудистой системы ребенка.—М., 1973.

7. Калюжная Р. А. // Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. — М., 1980. — С. 5—17. |

8. Меерсон Ф. 3. Адаптация, деадаптация и недостаточность сердца. — М., 1978.

9. Новожилов Г. П., Давыдов О. В.. Мазуров К. В. и др. // Воен.-мед. журн. — 1969. — № 8. — С. 68—69.

10. Покалев Г. М.. Недугова Н. П.. Фомина Г. В., Ильичев Д. Г.// Кардиология. — 1985.— № 5. —С. 112— 113.

11. Тупицын И. О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников. — М., 1985.

12. Храмов Ю. А., Вебер В. Р. Вегетативное обеспечение и гемодинамика при гипертонической болезни. — Новосибирск, 1985.

13. Шварц В. В., Крамов И. А. // Белорусская респ. науч. конф. по проблеме «Тренированность и сердечно-сосу-дистая система». — Минск, 1972. — С. 160—162.

14. Шхвацабая И. К.. Глезер Г. А., Москаленко Н. П., Глезер М. Г. // Кардиология. — 1975. — № 11. — С. 68— 74. *

Поступила 03.06.?6

УДК 371.711.8

Л. В. Работникова

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Пермский педагогический институт

Рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха детей и подростков является залогом их нормального роста и развития, способствует укреплению здоровья, работоспособности и творчества, созданию положительного эмоционального фона. Регулярные занятия в спортивных секциях способствуют гармоническому развитию, воспитывают чувство коллективизма, готовность к труду и обороне Родины, облегчают адаптацию к физическим и умственным нагрузкам [1].

Целью настоящего исследования явилось сопоставление физического развития, выполнения режима дня и успеваемости шестиклассников — спортсменов и не занимающихся в секциях.

Оценка физического развития проводилась методом сиг-мальных отклонений в сравнении со стандартами для Перми [2]. Выполнение режима дня и успеваемость оценивались по анкетам, содержащим следующие пункты: длительность сна, выполнение утренней гимнастики и водных процедур, регулярность приема пищи, время пребывания на свежем воздухе и выполнения домашних задании. Успеваемость оценивали по среднему баллу за 2 четверти текущего года. Всего обследовали 1980 учащихся 6-го класса.

Среди детей этого возраста наиболее популярными оказались зимние виды спорта (31,5% в Перми и 42,3% в области).

Показатели соматометрии (рост, масса тела, окружность груди) всех обследованных детей близки к средним данным стандартных таблиц В. В. Калиберного (см. таблица). Однако средний рост спортсменов и спортсменок достоверно выше, чем у их сверстников, не занятых в секциях, на 2—3 см (р<0,05), масса тела больше на 2—3 кг

(р<0,05) и окружность груди у девочек больше на 2 см (/;<0,05). Кроме того, пропорциональность развития у спортсменов встречалась на 8—10 % чаще, а избыточная масса тела в 2 раза реже, чем у неспортсменов.

Анализ длительности сна обследованных показал, что не менее 9 ч (физиологическая норма для детей 12— 13 лет) спят в среднем 50,3 % спортсменов и 48,1 % не- 1 спортсменов. Половина шестиклассников спит на 1,5— 2 ч меньше, чем это положено по норме, причем выражено это явление больше у учащихся из Перми. Спортсмены областных центров в 64,2 % случаев соблюдают этот компонент режима дни.

Хорошо известно значение систематических занятий утренней гимнастикой для физического развития и сохранения тонуса школьников: они способствуют выработке правильной осанки, укреплению опорно-двигательного аппарата, благоприятно влияют на развитие органов дыхания и кровообращения, повышают обмен веществ и работоспособность. Утреннюю гимнастику выполняют 68,6 % спортсменов и 40,4 % не занимающихся в секциях, причем эта разница более выражена в городах области, нежели в областном центре. Водные процедуры (обтирание и душ) | принимают 52,2 % спортсменов-шестиклассников Перми и крайне небольшое число учащихся в области: 24.7 % — спортсменов и 12,0%—неспортсменов.

Известно, что интервал между приемами пищи у детей 12—13 лет должен составлять 4,5 ч. Среди обследованных эти нормы соблюдали 51,8% спортсменов и 58% неспортсменов. Чаще всего удлинение интервала происходило между школьным завтраком и обедом или между обедом и ужином; иногда обед отсутствовал вообще. Все это сви-

Физическое развитие школьников 13 лет

Показатель Пермь Города области

спортсмены неспортсмены спортсмены неспортсмены

Рост, см Масса тела, кг Окружность груди, см Пропорциональность развития,

Рост, см Масса тела, кг Окружность груди, см Пропорциональность развития, %

155.6±0,43 45,9±0,54 75,7± 0,50

63,2 6,7

157,3+0,41 47,4+0,43 76,24=0,31

61,7 6,8

Мальчики

152,4±0,61 43,4±0,61 74,6±0,51

53,9

13.1

Девочки

155±0,43 44,2±0,41 74,0+0,32

52.2 14,4

156,2±0,42 43,2+0,74 74,2±0,71

69,8 6,3

155,8+0,71 48,3±0,51 76,4+0,31

63,6 6,6

153±0,65 43,3+0,74 74.1+0,62

62,6 11,3

152,8±0,41 46,3±0.57 74,3±0,41

59,6 12,1

детельствует о недостаточно продуманном времени начала работы спортивных секций.

Оценка длительности пребывания подростков на свежем воздухе (норма 2,5—3 ч) обнаружила соблюдение этого пункта режима дня у 59,1 % спортсменов и у 67,7 % остальных обследованных. Объяснить это можно тем, что > спортсменам для прогулок не хватает времени, а занятия секций проводятся преимущественно в спортивных залах.

При выполнении домашних заданий в норму (2,5 ч) укладываются 82,1 % школьников-спортсменов и 73,2 % не занятых в секциях, что, безусловно, свидетельствует о лучшем умении детей, занимающихся спортом, правильно распределять время и концентрировать внимание.

Анализ успеваемости показал, что шестиклассники-спортсмены успешнее учатся в школе (на 0,32 балла), чем их сверстники, не занятые спортом. А среди разрядников успеваемость еще выше — 4,28 балла.

Таким образом, занятия в спортивных секциях способст-

вуют гармоничному развитию подростков, помогают им успешно учиться, а соблюдение режима дня дополняет положительное влияние спорта. Шестиклассники областных центров лучше соблюдают нормативы режима дня, чем школьники Перми (за исключением выполнения элементов закаливания).

Для внедрения во всех обследованных школах были предложены конкретные рекомендации.

Литература

1. Архипова А. П., Антоопоеа М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. — М., 1982.

2. Калиберный В. В.. Чижеаский Г. В., Чернышева Г. В. Оценочные таблицы физического развития школьников г. Перми: (Метод, рекомендации). — Пермь, 1982.

Поступила 19.06.86

УДК 614.72:546.56'131-07:616.681-008.1-092.9

Т. П. Ермаченко, И. В. Гринь, А. Б. Ермаченко

ОТДАЛЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ ХЛОРНОЙ МЕДИ КАК ЗАГРЯЗНИТЕЛЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Донецкий медицинский институт

Основанием для проведения настоящих исследований послужили данные литературы о гонадотоксическом [1] и аллергенном действии соединений меди [2, 3].

Влияние хлорной меди на половую функцию изучено на 40 белых крысах-самцах в условиях круглосуточного ингаляционного 3-месячного воздействия концентраций: 0,020±0,0036 мг/м3 (1-я группа), 0,0075+0,0008 мг/м3 (2-я группа) и 0,0033±0,0005 мг/м3 (3-я группа). 4-я группа животных была контрольной.

Состояние гонад оценивали по показателям, характеризующим функцию сперматозоидов (количество, резистентность, число патологических форм) и морфологический ста-туе сперматогенного эпителия (индекс сперматогенеза, количество канальцев со слущенным эпителием и анормальных сперматогоннй). Кроме того, учитывали плотность и размеры семенников, коэффициенты массы гонад, семенных пузырьков и простаты.

Установлено, что хлорная медь вызывает статистически достоверное снижение осмотической резистентности сперматозоидов у животных 1-й и 2-й групп соответственно до 2,9±0,13 и 3,0±0,08 % против 3,24±0,38 % в контроле.

У этих же животных уменьшились коэффициенты массы семенных пузырьков (1-я группа — 3,919±0,5730, 2-я группа — 3,736±0,7286; контроль — 5,873±0,3852). Действие на организм хлорной меди вызывало снижение коэффициента массы простаты у животных 1-й группы (Р<0,05).

Относительная плотность, размеры и коэффициенты массы семенников, а также общее количество и число патологических форм сперматозоидов не изменялись.

В гомогенате семенников животных 1-й группы зафиксировано повышение содержания РЫК по сравнению с контролем (соответственно 60,56±2,870 и 45,26± ±4,647 мкмоль/г). Выявленная диспропорция служит симптомом нарушения морфогенеза клетки при ингаляционном поступлении хлорной меди в организм экспериментальных животных.

У животных 1-й группы отмечено умеренное полнокровие гонад. Кровеносные сосуды расширены, эндотелноцнты и гладкие мышечные клетки многих из них в состоянии набухания и иногда вакуолизации. Интерстициальная соединительная ткань и клетки Лейднга отечны, в отдельных участках склерозирование. В просвете извитых канальцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.