Научная статья на тему 'ОТДАЛЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ ХЛОРНОЙ МЕДИ КАК ЗАГРЯЗНИТЕЛЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА'

ОТДАЛЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ ХЛОРНОЙ МЕДИ КАК ЗАГРЯЗНИТЕЛЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТДАЛЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ ХЛОРНОЙ МЕДИ КАК ЗАГРЯЗНИТЕЛЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»

Физическое развитие школьников 13 лет

Показатель Пермь Города области

спортсмены неспортсмены спортсмены неспортсмены

Рост, см Масса тела, кг Окружность груди, см Пропорциональность развития,

Рост, см Масса тела, кг Окружность груди, см Пропорциональность развития, %

155.6±0,43 45,9±0,54 75,7± 0,50

63,2 6,7

157,3+0,41 47,4+0,43 76,24=0,31

61,7 6,8

Мальчики

152,4±0,61 43,4±0,61 74,6±0,51

53,9

13.1

Девочки

155±0,43 44,2±0,41 74,0+0,32

52.2 14,4

156,2±0,42 43,2+0,74 74,2±0,71

69,8 6,3

155,8+0,71 48,3±0,51 76,4+0,31

63,6 6,6

153±0,65 43,3+0,74 74.1+0,62

62,6 11,3

152,8±0,41 46,3±0.57 74,3±0,41

59,6 12,1

детельствует о недостаточно продуманном времени начала работы спортивных секций.

Оценка длительности пребывания подростков на свежем воздухе (норма 2,5—3 ч) обнаружила соблюдение этого пункта режима дня у 59,1 % спортсменов и у 67,7 % остальных обследованных. Объяснить это можно тем, что > спортсменам для прогулок не хватает времени, а занятия секций проводятся преимущественно в спортивных залах.

При выполнении домашних заданий в норму (2,5 ч) укладываются 82,1 % школьников-спортсменов и 73,2 % не занятых в секциях, что, безусловно, свидетельствует о лучшем умении детей, занимающихся спортом, правильно распределять время и концентрировать внимание.

Анализ успеваемости показал, что шестиклассники-спортсмены успешнее учатся в школе (на 0,32 балла), чем их сверстники, не занятые спортом. А среди разрядников успеваемость еще выше — 4,28 балла.

Таким образом, занятия в спортивных секциях способст-

вуют гармоничному развитию подростков, помогают им успешно учиться, а соблюдение режима дня дополняет положительное влияние спорта. Шестиклассники областных центров лучше соблюдают нормативы режима дня, чем школьники Перми (за исключением выполнения элементов закаливания).

Для внедрения во всех обследованных школах были предложены конкретные рекомендации.

Литература

1. Архипова А. П., Антоопоеа М. В. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам. — М., 1982.

2. Калиберный В. В.. Чижеаский Г. В., Чернышева Г. В. Оценочные таблицы физического развития школьников г. Перми: (Метод, рекомендации). — Пермь, 1982.

Поступила 19.06.86

УДК 614.72:546.56'131-07:616.681-008.1-092.9

Т. П. Ермаченко, И. В. Гринь, А. Б. Ермаченко

ОТДАЛЕННЫЕ ЭФФЕКТЫ ХЛОРНОЙ МЕДИ КАК ЗАГРЯЗНИТЕЛЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Донецкий медицинский институт

Основанием для проведения настоящих исследований послужили данные литературы о гонадотоксическом [1] и аллергенном действии соединений меди [2, 3].

Влияние хлорной меди на половую функцию изучено на 40 белых крысах-самцах в условиях круглосуточного ингаляционного 3-месячного воздействия концентраций: 0,020±0,0036 мг/м3 (1-я группа), 0,0075+0,0008 мг/м3 (2-я группа) и 0,0033±0,0005 мг/м3 (3-я группа). 4-я группа животных была контрольной.

Состояние гонад оценивали по показателям, характеризующим функцию сперматозоидов (количество, резистентность, число патологических форм) и морфологический ста-туе сперматогенного эпителия (индекс сперматогенеза, количество канальцев со слущенным эпителием и анормальных сперматогоннй). Кроме того, учитывали плотность и размеры семенников, коэффициенты массы гонад, семенных пузырьков и простаты.

Установлено, что хлорная медь вызывает статистически достоверное снижение осмотической резистентности сперматозоидов у животных 1-й и 2-й групп соответственно до 2,9±0,13 и 3,0±0,08 % против 3,24±0,38 % в контроле.

У этих же животных уменьшились коэффициенты массы семенных пузырьков (1-я группа — 3,919±0,5730, 2-я группа — 3,736±0,7286; контроль — 5,873±0,3852). Действие на организм хлорной меди вызывало снижение коэффициента массы простаты у животных 1-й группы (Р<0,05).

Относительная плотность, размеры и коэффициенты массы семенников, а также общее количество и число патологических форм сперматозоидов не изменялись.

В гомогенате семенников животных 1-й группы зафиксировано повышение содержания РЫК по сравнению с контролем (соответственно 60,56±2,870 и 45,26± ±4,647 мкмоль/г). Выявленная диспропорция служит симптомом нарушения морфогенеза клетки при ингаляционном поступлении хлорной меди в организм экспериментальных животных.

У животных 1-й группы отмечено умеренное полнокровие гонад. Кровеносные сосуды расширены, эндотелноцнты и гладкие мышечные клетки многих из них в состоянии набухания и иногда вакуолизации. Интерстициальная соединительная ткань и клетки Лейднга отечны, в отдельных участках склерозирование. В просвете извитых канальцев

семенника определялся слущенный снерматогенный эпителий.

У животных 2-й группы морфологические нарушения были аналогичны, но выражены в меньшей степени. При вдыхании хлорной меди у животных 3-й группы кровеносные сосуды были обычного диаметра, умеренно полнокровны. Интерстнциальная соединительная ткань не изменена.

Изучение морфологических показателей сперматогенеза позволило установить, что у крыс 1-й и 2-й групп возросло число канальцев со слущенным эпителием соответственно в 3,3 и 2,1 раза, увеличилось также количество анормальных сперматогоний (Я<0,05). Ядра этих клеток светлые, хромосомы не образуют плотного клубка, т. е. в данных клетках утрачена или понижена способность к делению. Индекс сперматогенеза во всех опытных группах существенно не отличался от такового в контроле.

Изучение клеток на стадии созревания в семенниках животных 3-й группы показало, что многие клетки находились на стадии митотического деления; по сравнению с интактными животными количество делящихся клеток в гонадах у них не было понижено, индекс сперматогенеза оставался в пределах нормы (соответственно 2,84±0,10 и 2,94±0,12).

Следовательно, непрерывное ингаляционное поступление хлорной меди в организм животных на уровне 0.020 и 0,0075 мг/м3 в течение 3 мес оказывает токсическое действие на функцию гонад. Это подтверждается нарушением показателей макроскопического исследования придатков, функционального состояния сперматозоидов, морфометрин сперматогенеза и гистологической картины семенников. Хлорная медь в концентрации 0,0033 мг/м3 не оказывала токсического действия на гонады крыс.

Для выявления сенсибилизирующих свойств хлорной меди проведена круглосуточная ингаляционная затравка морских свинок в течение 1 мес в концентрациях 0,017± ±0,003 мг/м3 (1-я группа), 0,007+0,001 мг/м3 (2-я группа) и 0,004±0,001 мг/м3 (3-я группа). 4-я группа животных была контрольной. После окончания ингаляционного воздействия провели тестирование — в кожу боковой поверхности туловища втирали мазь хлорной меди на вазелине в

тестирующей концентрации (0,1 %). При этом никаких видимых изменений на коже не выявлено.

В крови животных 1-й и 2-й групп установлено статистически достоверное повышение лизиса лейкоцитов, тогда как все остальные изученные нами показатели (агломерация лейкоцитов, фагоцитоз, количество эозннофилов) были на уровне таковых в контроле. У животных 1-й группы отмечено нарушение гемодинамики в подчелюогых и пери-бронхиальных лимфоузлах, печени и селезенке. При этом в подчелюстных лимфоузлах наблюдалось расширение реактивных центров фолликулов. В мозговых тяжах увели- ^ чилось количество плазмоцитов. Ретнкулоциты лимфатических узлов и селезенки набухшие, с утолщенными отростками, цитоплазма части ретикулярных клеток пенистая.

У морских свинок 2-й группы увеличено в размерах корковое вещество лимфоузлов. Лнмфоидные фолликулы набухшие, реактивные центры расширены, но в меньшей степени, чем в 1-й группе. В перибронхиальных лимфоузлах выявлено большое количество макрофагов, некоторые из них — в фазе активного фагоцитоза.

У животных 3-й группы изученные гематологические показатели и морфологическая картина внутренних органов практически не отличались от показателей в контроле. В качестве недействующей принята концентрация

0.004.мг/м3.

Таким образом, на основании анализа полученных результатов установлено, что хлорная медь обладает слабо выраженными аллергенными и гонадотоксическнми свойствами при поступлении в организм ингаляционным путем.

Результаты проведенных исследований использованы нами при обосновании гигиенических регламентов данного соединения в атмосферном воздухе населенных мест. *

Литература

1. Гинопн М. М-// Гиг. и сан. — 1976. —№ 7.— С. 8— 12.

2. Русин В. Л. // Вредные вещества в промышленности. — Л., 1977, —Т. 3. — С. 330—335.

3. Якубов Б. А. //Гиг. и сан,— 1973. — № 9. — С. 94—96.

Поступила 29.12.85

Рецензии

УДК 6!3(075.8)(049.32)

А. М. Большаков, И. М. Новиков а. Общая гигиена. Учебник для студентов фармацевтических институтов и фармфакультетов медицинских институтов. М.: Медицина, 1985, 320 с.

Учебника по гигиене ждали и студенты, и преподаватели фармацевтических институтов и факультетов. Это вполне понятно, поскольку со времени выхода последнего учебного пособия прошло около 15 лет.

В основу композиционного построения учебника авторы положили принципы прежнего руководства по гигиене под редакцией проф. Г. А. Мнтерева (М„ 1970), заменив раздел «Основы эпидемиологии» разделом о гигие-

нических аспектах питания (глава 6), что прьвильно не только с позиций верности традициям одной из старейших гигиенических кафедр, но и с точки зрения системного подхода к преподаванию гигиены как единой учебной и научной дисциплины. К сожалению, до сих нор можно еще встретить в различных учебно-методических ^ пособиях неопределенное название изучаемого на фармацевтических факультетах предмета: «Гигиена». «Общая гигиена», «Гигиена аптечных учреждений», хотя точное целевое и прелметное название дисциплины с се «проф-орнентацнонным лицом» для той или иной специальности имеет далеко не формальное, а скорее принципиальное значение. Рассматривая достоинства рецензируемого учебника, следует прежде всего отметить, что в него включены новые нормативные и инструктивные докумен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.