Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ЖЕНЩИНЫ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шапошников Глеб Николаевич, Трофимова Ольга Сергеевна, Манакова Ярослава Александровна

В работе представлены результаты исследования влияния занятий восточными оздоровительными системами на психофизическое состояние женщин пожилого возраста. С целью определения мотивации к занятиям в фитнес-клубе было проведено анкетирование занимающихся женщин пожилого возраста, проводилось педагогическое тестирование основных физических способностей, тестирование по физиометрическим показателям и психологическое тестирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шапошников Глеб Николаевич, Трофимова Ольга Сергеевна, Манакова Ярослава Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF ORIENTAL HEALTH SYSTEMS ON THE PSYCHOPHYSICAL CONDITION OF OLDER WOMEN

The paper presents the results of a study on the impact of oriental health systems on the psychophysical abilities of older women. In order to determine motivation for classes in the fitness club, a questionnaire was conducted for older women involved, pedagogical testing of basic physical abilities, physiometric testing and psychological testing were carried out.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА»

Литература:

1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Изд.-во ИКАР, 2009. - 488 с.

2. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

УДК 796.035

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОСТОЧНЫМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ НА ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

магистрант Шапошников Глеб Николаевич ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); кандидат педагогических наук, доцент Трофимова Ольга Сергеевна ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар) аспирант, преподаватель Манакова Ярослава Александровна ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар)

Постановка проблемы. Экономическое и политическое преобразования, которые произошли в Российской Федерации за последнее десятилетие, несомненно, прогрессивны, но, тем не менее, они породили много проблем, которые негативно сказались на жизнедеятельности пожилых людей (А.А. Тарасенко, 2014; Н.И. Дворкина, 2020).

Важное место в этом процессе занимают женщины пожилого возраста, которые в силу социально-экономических условий нашей страны должны быть активными до глубокой старости, имея меньше ресурсов, чем другие категории населения. Общепризнанно, что забота о женщине в масштабах государства является признаком цивилизованного и культурного общества (Л.С. Дворкин, 2016).

Одним из принципов стратегии 2030 является обеспечение равноправных потенциалов для занятий физической культурой и спортом для всех категорий населения. Необходимо отдавать предпочтение повышению двигательной активности женщинам, поскольку они менее обучены и отличаются большей необходимостью к вовлечению организованной физической деятельностью.

На сегодняшний день, имеется огромное количество тренировок, различной направленности: аэробной, силовой, психорегулирующей, предлагаемых современными фитнес-клубами (Е.И. Ончукова, 2018). Наиболее популярными занятиями в пожилом возрасте являются восточные оздоровительные системы, которые имеют многовековую историю (Д.О. Михайлюк, 2019; Е.И. Ончукова, 2019).

Анализ литературы по направлению исследования показывает о недостаточной разработанности занятий восточными оздоровительными системами с женщинами пожилого возраста, а имеющиеся научные исследования носят фрагментарный характер. Следовательно, отсутствие разработанных научно обоснованных методик занятий для женщин пожилого возраста с учетом их интересов, состояния здоровья и физических способностей указывает на проблемную ситуацию, что вызвало у нас интерес и определило выбор направления данного исследования.

Изложение основного материала исследования. Базой для проведения эксперимента выступил фитнес-центр «Дом физкультурника» в городе Краснодаре. Участвовало 33 женщины, которые были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную. Обе группы женщин были протестированы для выявления уровня психофизического состояния на момент начала эксперимента. Затем женщины экспериментальной группы начали заниматься восточными оздоровительными системами. Контрольная группа женщин занималась по общепринятой методике оздоровительных занятий для данного возрастного периода - использовались упражнения с предметами, силовые и аэробные упражнения, упражнения на растяжку, на формирование осанки и профилактики плоскостопия.

Занятия, как в экспериментальной группе, так и в контрольной проводились три раза в неделю.

Основной педагогический эксперимент длился шесть месяцев, целью которого было оценить эффективность разработанной нами методики занятий восточными оздоровительными системами, а также выявить ее влияние на показатели психофизического состояния занимающихся женщин пожилого возраста.

До начала проведения основного педагогического эксперимента, нами было проведено анкетирование занимающихся женщин пожилого возраста с целью определения мотивации к занятиям в фитнес-клубе, педагогическое тестирование основных физических способностей, тестирование по физиометрическим показателям и психологическое тестирование. На начало педагогического эксперимента статистически значимых различий не было отмечено между исследуемыми показателями экспериментальной и контрольной групп.

До начала экспериментальной работы нами были проанализированы ответы женщин на предлагаемые вопросы в анкетах, с целью определения их мотивации к занятиям в фитнес-клубе.

В результате анализа проведенного анкетирования установлено, что главной целью посещения фитнес-клуба у женщин было сохранение и укрепление здоровья, что подтверждается ответами 41% респондентов. Также немаловажным для женщин данного возрастного периода было отмечено их отношение к модификациям опорно-двигательного аппарата, в связи с возрастными изменениями и поэтому 23% женщин пожилого возраста приоритетным ставят эту цель. Приблизительно одинаковыми оказались результаты в следующих показателях: устранение дефицита общения и поддержание физической формы, где результаты выглядели 13% и 14% соответственно. И 9% женщин пожилого возраста, участвующих в эксперименте считают главным преимуществом посещения фитнес-клуба - снятие стрессового напряжения, связанного с высоким современном ритмом жизни.

В результате анализа ответов по методике «САН» экспериментальные занятия оказали положительное влияние на психо-эмоциональное состояние занимающихся женщин. Было установлено, что женщины из

экспериментальной группы стали более жизнерадостными, более общительными, стали меньше подвергаться стрессовым ситуациям.

До начала экспериментальной работы и по ее завершении проводилось тестирование уровня физического развития женщин пожилого возраста в экспериментальной и контрольной группах. Женщины экспериментальной группы показали достоверные результаты в снижении весоростового индекса Кетле, однако межгрупповые различия оказались не достоверны (>0,05). Кистевая динамометрия как правая, так и левая, не была достоверна, хотя отмечено увелечение в результатах в обоих группах. Показатели обхватных размеров тела, экскурсии грудной клетки, окружности грудной клетки в паузе достоверно улучшились (<0,05). В экспериментальной группе окружность грудной клетки оказалась достоверно на 2,9 см меньше, чем в контрольной группе, что мы можем объяснить уменьшением подкожно-жировой клетчатки занимающихся женщин пожилого возраста в верхней половине туловища (p<0,05). Длина и масса тела в конце эксперимента были не достоверны (>0,05), но отмечена позитивное снижение массы тела у женщин экспериментальной группы.

При оценки влияния занятий восточными оздоровительными системами на физические способности занимающихся были отмечены практически одинаковые изменения за исключением результатов в тесте, оценивающем гибкость - наклон вперед из положения сидя, где только в экспериментальной группе результаты оказались достоверными (<0,05).

В тестах Проба Ромберга и эстафетный тест результаты, как в контрольной, так и в экспериментальной группах достоверно улучшились (<0,05), что говорит о правильно построенном тренировочном процессе в обеих группах.

Однако, такие физические способности, как сила и выносливость показали в своих тестах не достоверные улучшения (>0,05), что является естественным для данного возрастного периода и методика занятий и в экспериментальной, и в контрольной группах не включала целенаправленные упражнения для развития данных физических качеств.

Выводы. В России с каждым годом увеличивается количество людей, занимающихся физической культурой. В этой связи очень важно поддерживать и укреплять физическое состояние населения. Проведенная экспериментальная работа с женщинами пожилого возраста, показала положительные изменения по большинству физиометрических показателей, что подтвердило нашу гипотезу о благоприятном воздействии на занимающихся женщин восточными оздоровительными системами. В результате применения методики восточных оздоровительных систем в процессе занятий с женщинами пожилого возраста, развились и достоверно улучшились такие физические способности, как гибкость, быстрота и координационные способности (р<0,05). Результаты педагогического эксперимента подтвердили правильность гипотезы исследования и отметили прирост во всех изучаемых показателях психофизического состояния.

Аннотация. В работе представлены результаты исследования влияния занятий восточными оздоровительными системами на психофизическое состояние женщин пожилого возраста. С целью определения мотивации к занятиям в фитнес-клубе было проведено анкетирование занимающихся женщин пожилого возраста, проводилось педагогическое тестирование основных физических способностей, тестирование по физиометрическим показателям и психологическое тестирование.

Ключевые слова: восточные оздоровительные системы, женщины пожилого возраста, физкультурно-оздоровительные занятия, мотивация, физические способности.

Annotation. The paper presents the results of a study on the impact of oriental health systems on the psychophysical abilities of older women. In order to determine motivation for classes in the fitness club, a questionnaire was conducted for older women involved, pedagogical testing of basic physical abilities, physiometric testing and psychological testing were carried out.

Keywords: еastern health systems, elderly women, fitness activities, motivation, physical abilities.

Литература:

1. Дворкин Л.С. Влияние занятий хатха-йогой на функциональное и физическое состояние пожилых людей / Л.С. Дворкин, Е.И. Ончукова, М.В. Одегнал. // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 5(60). -С. 64-70.

2. Дворкин Л.С. Особенности функционирования двигательного аппарата человека при мышечной деятельности / Л.С. Дворкин, О.С. Трофимова // В книге: Естественно-научные основы спортивно-оздоровительной деятельности человека. - Краснодар: КГУФКСТ, 2017. - С. 65-107.

3. Дворкина Н.И. Влияние занятий хатха-йогой на функциональное состояние женщин второго зрелого возраста / Н.И. Дворкина, О.С. Трофимова, Г. Шапошников // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава КГУФКСТ. - 2020. - №1. -С. 165-166.

4. Михайлюк Д.О. Система Пилатес как способ обретения мышечного и психического баланса / Д.О. Михайлюк, Н.И. Романенко // Тезисы докладов XLVI научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа (февраль-март 2019 г.) - Краснодар: КГУФКСТ. -Часть 2. - С. 267.

5. Ончукова Е.И. Использование системы цигун на занятиях с женщинами пожилого возраста / Е.И. Ончукова, М.А. Маринович, Я.А. Никитина // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2019. - № 33. -С. 48-51.

6. Ончукова Е.И. Организационно-методические основы физкультурно-оздоровительных технологий / Е.И. Ончукова// КГУФКСТ. - Краснодар, 2018. -105 с.

7. Тарасенко А.А. Современные проблемы физкультурно-оздоровительной деятельности в сфере фитнеса / А.А. Тарасенко, В.И. Осик, О.Г. Лызарь, С.С. Воеводина, И.И. Гусева // Научно-методический журнал - Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар. - 2014. - №3. - С. 71-76.

УДК 376.37

КОРРЕКЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

РЕЧИ

студент Шубина Ольга Валерьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону);

студент Мазниченко Наталия Валериевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

Постановка проблемы. Важнейшей задачей логопедической работы в общеобразовательной школе для детей с нарушениями речи является обучение школьников связной речи. Это необходимо потому, что свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. Для школьника с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) развитие связной речи имеет исключительное значение, так как выступает решающим фактором овладения всеми учебными предметами.

Особенности связной речи у младших школьников с ТНР проявляются в нарушениях логики в последовательности, пропускании основных событий и застревании на второстепенных, повторении некоторых сюжетов в процессе составления рассказа. Такие дети, рассказывая о своей жизни, составляя творческие рассказы и рассказы на свободную тему используют в большей степени простые предложения, в построении которых отмечается нарушение порядка слов и отсутствие взаимосвязи [3, с. 202]. Все указанное обуславливает необходимость коррекции связной речи у младших школьников с ТНР.

Целью работы по развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ реализующих АООП НОО (вариантов 5.1 и 5.2) для детей с ТНР является формирование: умений по самостоятельному правильному выбору и адекватному применению языковых средств в процессе составления связного высказывания в соответствие с задачами коммуникации; адекватного уровня владения различными видами, формами, стилями и типами связной речи [4].

Направленная на обучение школьников связной речи работа опирается на теоретическую базу, содержащую положения психолингвистики и лингвистики (В.П. Глухов, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев и др.).

Изложение основного материала исследования. Организация направленной на развитие речи у младших школьников с ТНР логопедическая работа, как отмечает В.А. Горшенкова, должна учитывать необходимые требования по созданию условий повышающих речевую и языковую мотивацию, позволяющих эффективно работать над композицией и последовательностью высказываний, постепенно увеличивать дозировку и усложнять речевой материал, переходить от составления рассказов по наглядному материалу к составлению связанных текстов по событиям из жизни, формировать в процессе работы с разговорной речью монологическую речь [3, с. 203].

Процесс коррекции у младших школьников с ТНР связной речи включает работу над смысловым содержанием текста с развитием умений анализа ситуаций, выявление в ней основного и второстепенного, а также установки существующих между отдельными элементами ситуации смысловых взаимосвязей и их расположения логически последовательно выстраивая текст по смыслу [1].

Работа над смысловой структурой текста включает упражнения, в которых используются сюжетные картинки. Которые необходимо разложить последовательно или найти недостающую/лишнюю картинку, сравнить 2-е картинки, при том, что на одной из них некоторые предметы отсутствуют. Данные упражнения направлены осуществление школьником анализа, сравнения представленных ему картинок с составлением высказывания путем правильного подбора и грамматического связывания между собой предложений [5].

Упражнения формирующие у младших школьников с ТНР умение выстраивать предложения: назвать действия и предметы; дать краткие ответы на заданные вопросы; составить предложения с заданным предметом; составить по картинке простые предложения (распространенные, нераспространенные); составить предложения на заданную тему; сократить и распространить предложения; составить предложения по заданным словосочетаниям или словам [3].

При работе с монологической речью младших школьников с ТНР соблюдается определенная последовательность, учитывающая психологический аспект данного вида речи: побуждения к высказыванию, ориентир в смысле текста, понимание лежащей в основе текста ситуации, ориентир в средствах языка, которыми выражен смысл текста [2, с. 165-167]. Последовательность работы, рекомендуемая на основании степени трудности текстов: составление текстов-повествований, составление текстов-описаний, составление и работа с текстами-рассуждениями [3].

По мере роста детей с ТНР осуществляется усложнение работы, направленной на развитие у них связной речи.

Проводимая с первоклассниками с ТНР работа заключается в заданиях, где дети отвечают на вопросы логопеда, пересказывают по сюжетным картинкам небольшие тексты и составляют короткие рассказы, составляют при сопровождении и помощи логопеда устные высказывания о личных впечатлениях и наблюдениях, о событиях и случаях из жизни.

Проводимая с учениками с ТНР логопедическая работа во втором классе, включает задания и упражнения: на составление диалогов по заданной ситуации и ответов на вопросы, ознакомление со структурой текста и составление заголовков, составление оценки прочитанного текста. Также проводится работа по составлению сочинений и изложений, то есть самостоятельному составлению и записыванию предложений по сюжету картинки, по наблюдениям, самостоятельному составлению рассказа на основе заданных слов, серии картинок или по явлению природы, по отдельному предмету.

В процессе обучения в 3 классе продолжается направленная на формирование умений младших школьников с ТНР работа, в части определения последовательности и содержания рассказов, а также умения выразительно рассказывать и грамматически правильно оформлять рассказы. Осуществляется формирование умений: работать с письменными сочинениями и изложениями, в которых содержится по 2-3 предложения с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.