Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ САП-СЕРФ ФИТНЕСОМ С ЖЕНЩИНАМИ ВТОРОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ САП-СЕРФ ФИТНЕСОМ С ЖЕНЩИНАМИ ВТОРОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВААЭРОБИКА / САПФИТНЕС / ЖЕНЩИНЫ ВТОРОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ончукова Елена Ильинична, Бадосова Елизавета Александровна, Честнова Ирина Игоревна, Фомиченко Мария Алексеевна

В статье представлены экспериментальные данные об эффективности применения средства аквафитнеса - сап-фитнеса в процессе тренировочных оздоровительных занятий с женщинами 4045 лет, а также влияния этих занятий на физическую подготовленность и показатель эмоционального состояния занимающихся. Цель исследования -эмпирическое обоснование эффективности применения занятий на основе сап - фитнеса с женщинами второго зрелого возраста. Организация исследования. В педагогическом эксперименте приняло участие две группы женщин 40-45 лет по 12 человек в каждой. Экспериментальная группа занималась на основе сап-фитнеса по разработанным содержаниям с погружением в воду и только на поверхности сап-серфа в течение 5 месяцев. Контрольная группа занималась по содержанию аква-нудл. Выводы. На основе полученных данных установлены достоверные преимущества в показателях физической подготовленности и эмоциональном состоянии женщин экспериментальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ончукова Елена Ильинична, Бадосова Елизавета Александровна, Честнова Ирина Игоревна, Фомиченко Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE CONTENT OF SAP-SURFFITNESS CLASSES WITH WOMEN OF THE SECOND MATURE AGE

The article presents the experimental data on the effectiveness of the use of aquafitness - sap-fitness in the process of training wellness classes with women 40-45 years old, as well as the impact of these classes on physical fitness and the indicator of the emotional state of those involved. The purpose of the study is empirical substantiation of the effectiveness of the use of sap - fitness classes with women of the second mature age. Organization of research. Two groups of women aged 40-45, 12 people each, took part in the pedagogical experiment. The experimental group was engaged in the basis of sap fitness according to the developed contents with immersion in water and only on the surface of the sap surf for 5 months. The control group was engaged in the content of aqua-noodle. Conclusions. Based on the data obtained, reliable advantages in terms of physical fitness and emotional state of women in the experimental group were established.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ САП-СЕРФ ФИТНЕСОМ С ЖЕНЩИНАМИ ВТОРОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА»

ЛИТЕРАТУРА

1. Звягинцев М.В. Сравнение уровня физической подготовки курсантов I курса КИФСИН и студентов I курса НФИ КемГУ / М.В. Звягинцев, Т.В. Карпова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-2. - С. 189-193.

2. Оценка уровня физической подготовленности студентов, поступивших на 1 курс вузов г. Новокузнецка / М.В. Звягинцев, Р.И. Ким, В.П. Шумилов, Д.Р. Хайбуллина // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 9 (187). - С. 105-108.

3. Звягинцев М.В. Анализ физической подготовленности студентов I курса Новокузнецкого филиала института Кемеровского государственного университета набора 2020 года / М.В. Звягинцев, Т.В. Карпова, Н.Г. Зауэр // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 1 (191). - С. 88-91.

REFERENCES

1. Zvyagintsev, M.V. and Karpova, T.V. (2019), "Comparison of the level of physical training of cadets of the 1st year of KIFSIN and students of the 1st year of NFI KemSU", Problems of modern teacher education, No. 63-2, pp. 189-193.

2. Zvyagintsev, M.V., Kim R.I., Shumilov V.P. and Khaibullina D.R. (2020), "Assessment of the level of physical fitness of students enrolled in the 1 st year of universities in Novokuznetsk", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 9 (187), pp. 105- 08.

3. Zvyagintsev, M.V., Karpova, T.V. and Zauer N.G. (2021), "Analysis of the physical fitness of students of the 1st year of Novokuznetsk Branch of the Institute of Kemerovo State University enrollment 2020", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (191), pp. 88-91.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.06.2022

УДК 796.012

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ САП-СЕРФ ФИТНЕСОМ С ЖЕНЩИНАМИ ВТОРОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Елена Ильинична Ончукова. кандидат педагогических наук, доцент, Елизавета Александровна Бадосова, магистрант, Ирина Игоревна Честнова, студент, Мария Алексеевна Фомиченко, студент, Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма, г. Краснодар

Аннотация

В статье представлены экспериментальные данные об эффективности применения средства аквафитнеса - сап-фитнеса в процессе тренировочных оздоровительных занятий с женщинами 4045 лет, а также влияния этих занятий на физическую подготовленность и показатель эмоционального состояния занимающихся. Цель исследования -эмпирическое обоснование эффективности применения занятий на основе сап - фитнеса с женщинами второго зрелого возраста. Организация исследования. В педагогическом эксперименте приняло участие две группы женщин 40-45 лет по 12 человек в каждой. Экспериментальная группа занималась на основе сап-фитнеса по разработанным содержаниям с погружением в воду и только на поверхности сап-серфа в течение 5 месяцев. Контрольная группа занималась по содержанию аква-нудл. Выводы. На основе полученных данных установлены достоверные преимущества в показателях физической подготовленности и эмоциональном состоянии женщин экспериментальной группы.

Ключевые слова: аквааэробика, сапфитнес, женщины второго зрелого возраста, физкультурно-оздоровительные технологии, физическая подготовленность, показатель эмоционального состояния.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p266-270

EFFECTIVENESS OF THE CONTENT OF SAP-SURF FITNESS CLASSES WITH

WOMEN OF THE SECOND MATURE AGE Elena Ilyinichna Onchukova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Elizaveta Ale-ksandrovna Badosova, the master's student, Irina Igorevna Chestnova, the student, Maria Alekseevna Fomichenko, the student, Kuban State University of Physical Culture, Sports and

Tourism, Krasnodar

Abstract

The article presents the experimental data on the effectiveness of the use of aquafitness - sapfitness in the process of training wellness classes with women 40-45 years old, as well as the impact of these classes on physical fitness and the indicator of the emotional state of those involved. The purpose of the study is empirical substantiation of the effectiveness of the use of sap - fitness classes with women of the second mature age. Organization of research. Two groups of women aged 40-45, 12 people each, took part in the pedagogical experiment. The experimental group was engaged in the basis of sap fitness according to the developed contents with immersion in water and only on the surface of the sap surf for 5 months. The control group was engaged in the content of aqua-noodle. Conclusions. Based on the data obtained, reliable advantages in terms of physical fitness and emotional state of women in the experimental group were established.

Keywords: aqua aerobics, SUP- fitness, women of the second mature age, physical fitness technologies, physical fitness, indicator of emotional state.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время аквафитнес становится активно-развивающейся отраслью физкультурно-оздоровительных технологий, претерпевая все большие и большие изменения. Развитие фитнес-программ в данном сегменте связано прежде всего с изменением среднего возраста занимающихся, а также с запросами на изменения содержания привычных фитнес программ [2, 3]. Данный запрос происходит, так как меняется и уровень подготовленности клиентов, а также их мотивация к занятиям, когда к желанию быть здоровым и физически совершенным, добавляется мотив развлекательно-рекреационной направленности [4]. В связи с этим обстоятельством и происходит развитие новых направлений, способствующих предотвращению эмоционального выгорания. Во многих и исследованиях отмечают пользу занятий аквафитнесом, особенно после 40 лет [1]. Это связанно с особенностями воздействия на обменные процессы и уровень метаболического возраста женщин. Занятия аквафитнесом является не только эффективным средством тонизирования организма, повышения метаболического обмена, коррекции компонентов состава тела, а также средством повышения эмоционального состояния женщин [5, 6].

Революционное направление занятий на надувной доске - сап-серфе, объединило в себе силовую тренировку на поверхности и функциональную в воде. При этом использование нестабильной поверхности сапа оказывают тренировочное воздействие на все мышцы стабилизаторы, активно укрепляют всю область кора.

Несмотря на то, что имеется большой объем эмпирических данных о воздействии занятий аквааэробикой на организм женщин второго периода зрелого возраста, недостаточно данных о влиянии на физическое развитие женщин 40-45 лет занятий новыми направлениями аквафитнеса, что и определило направления исследования.

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки эффективности разработанного содержания занятий сап-фитнесом на физическую подготовленность и эмоциональное состояние женщин 40-45 лет было организовано проведение педагогического эксперимента на базе фитнес клуба «AVAX» г. Краснодара. В нем приняло участие 24 женщин, разделенных на две равных группы по 12

человек в каждой. Средний возраст занимающихся составил 43,2 года. Опыт занятий не менее 6 месяцев групповых программ. Длительность эксперимента 5 месяцев.

При планировании нагрузки занятий сап-фитнесом в бассейн было предусмотрено два варианта содержания: с погружение в воду и с использованием только поверхности сап-доски. Занятия проводили 3 раза в неделю по 50 минут, чередуя содержание занятий. Контрольная группа женщин занималась по программе аква-нудл в таком же объеме и длительности.

Первый вариант содержания занятий включало большое количество динамических упражнений функциональной направленности на поверхности сап-серфа и в воде с использованием его как отягощения.

Второй вариант занятий предусматривал нахождение занимающегося только на поверхности сап-доски и выполнение упражнений преимущественно силовой направленности статического характера, направленных на более интенсивную тренировку мышц стабилизаторов с использованием нестабильной опоры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДНИЕ

Для объективной оценки влияния содержания занятий женщин 40-45 лет было проведено предварительное тестирование физической подготовленности и эмоционального состояния занимающихся. По лученные данные свидетельствует об отсутствие достоверно значимых различий по параметрам развития основных физических качеств между занимающимися контрольной и экспериментальной групп (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности женщин 40-45 лет (М±т)

Тест Эксперимент. гр. (п=12) Контрольная гр. (п=12) Р итоговые

исходные итоговые исходные итоговые

Наклон вперед стоя на скамье (см) 2,3±0,8 5,3±0,4* 2,4±0,9 3,6±0,7 <0,05

Бег 2 км на беговой дорожке (мин) 16,08±1,02 14,24±0,32 16,10±1,09 14,51±0,23 >0,05

Планка (сек) 32,5 ±4,5 55,5 ±1,5* 33,1±3,5 48,1±1,3* <0,05

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин (раз) 12,1±1,2 31,1±0,4* 11,9±1,3 25,2±0,9* <0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) 3,1±0,9 8,1±0,9* 3,2±0,8 5,2±0,8 <0,05

При оценке показателей психологического состояния были выявлено, что в обеих группах суммарный показатель эмоционального состояния находился на верхней границе низкого уровня, что свидетельствует о проблемах психологического здоровья занимающихся женщин (таблица 2).

Таблица 2 - Самооценка эмоциональных состояний (по А. Уэссман и Д. Рикс) женщин 40-45 лет (М±т)_

Тест Эксперимент. гр. (п=12) Контрольная гр. (п=12) Р итоговые

исходные итоговые исходные исходные

Б показатель эмоц. состояния (балл) 16,6±2,4 28,1±1,4* 16,1±2,5 24,1±1,5* <0,05

В конце эксперимента было проведено повторное тестирование в каждой группе занимающихся, для оценки эффективности занятий аквафитнесом. Так было выявлено, что экспериментальная группа достоверно превзошла по показателям гибкости и силовой выносливости женщин контрольной группы. Улучшение результатов по параметрам силовых тестов свидетельствует о более качественной проработке данных мышечных групп в структуре занятия, а также использования средств нестабильной опоры сап-серфа. Значительное преимущество в показателях гибкости экспериментальной группы обусловлено особенностями содержания занятий с использованием только поверхности сап-доски. Достоверность внутригрупповых различий в экспериментальной группе выявили по всем тестам, кроме бега 2 км на беговой дорожке. В контрольной группе достоверность на конец года определялась показателям Планка (сек) и Поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин (раз)

Рассмотрев результаты тестирования эмоционального состояния занимающихся при проведении самооценивания женщин контрольной и экспериментальной групп, определяли достоверность межгрупповых различий. У женщин экспериментальной группы суммарный показатель находился в зоне высокой эмоциональной стабильности, в то время как у женщин контрольной группы он повысился до верхней границы средней зоны эмоциональной комфортности.

ВЫВОДЫ

По результатам проведенного педагогического эксперимента через 5 месяцев были установлены достоверные изменения в показателях физической подготовленности и эмоционального состояния. После занятий аквафитесом при использовании сап-серфа, у женщин экспериментальной группы достоверно выше оказались показатели по тестам силовой выносливости и гибкости, по сравнению с контрольной группой занимающихся. При проведении комплексной оценки эмоционального состояния занимающихся был выявлен более высокий суммарный показатель у женщин экспериментальной группы по сравнению с женщинами контрольной группы, занимающихся по программе аква-нудл. Следовательно, на основе полученных данных можно предположить, что занятия аква-фитнесом на основе сап-серфа способствуют не только повышению уровня развития физических качеств гибкости и силовых показателей, но также способствуют повышению эмоционального состояния женщин 40-45 лет.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Дворкина Н.И. Особенности применения аквааэробики на оздоровительных занятиях с женщинами пожилого возраста / Н.И. Дворкина, О.С. Трофимова, М.А. Маринович // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2019. - № 1. - С. 181-183.

2. Никитина Я.А. Влияние занятий аквааэробикой на физическую подготовленность женщин второго зрелого возраста / Я.А. Никитина, М.А. Маринович // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2019.- № 33.-С.45-48.

3. Ончукова Е.И. Возможности фитнес-индустрии в формировании человеческого потенциала / Е.И. Ончукова, О.С. Трофимова, О.В. Горбунова // Трансформация социально-экономического пространства России и мира : сборник статей международной научно-практической конференции, Сочи, 01-03 октября 2020 года.. - Сочи : Научно-исследовательский институт истории, экономики и права, 2020. - С. 223-228.

4. Ончукова Е.И. Современные тенденции фитнес-индустрии в условиях постпандемий-ного рынка / Е.И. Ончукова, Р.А. Туркин // Трансформация социально-экономического пространства России и мира : сборник статей международной научно-практической конференции. - Краснодар : Просвещение-Юг, 2021. - С. 112-115.

5. Романенко Н.И. Влияние занятий функциональной направленности на снижение избыточной массы тела женщин 30-35 лет / Н.И. Романенко, В.В. Сударь, Е.Д. Юркина // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - Краснодар, 2021. - № 1. - С. 211-213.

6. Эффективные средства аквафитнеса в коррекции физического состояния женщин / Н.М. Нуцалов, Д.М. Гаджиев, К.А. Салаватов, А.С. Мусаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 5 (171). - С. 217-220.

REFERENCES

1. Dvorkina, N.I. Trofimova, O.S. and Marinovich M.A. (2019), "Features of the use of aqua aerobics in Wellness classes with elderly women", Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the teaching staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, No. 1, pp. 181-183.

2. Nikitina, Ya.A. and Marinovich, M.A. (2019), "The influence of aqua aerobics classes on the physical fitness of women of the second mature age", Physical education, sports and health, No. 33, pp.45-48.

3. Onchukova, E I., Trofimova, O.S. and Gorbunova, O.V. (2020), "The possibilities of the fitness industry in the formation of human potential", Transformation of the socio-economic space of Russia and the world: Collection of articles of the international scientific and practical conference, Sochi, October 01-03, 2020, Scientific Research Institute of History, Economics and Law, Sochi, pp. 223-228.

4. Onchukova, E.I. and Turkin, R.A. (2021), "Modern trends of the fitness industry in the conditions of the post-pandemic market", Transformation of the socio-economic space of Russia and the world: Collection of articles of the international scientific and practical conference, Enlightenment-South, Krasnodar, , pp. 112-115.

5. Romanenko, N.I. Sudar, V.V. and Yurkina, E.D. (2021), "The influence of functional orientation classes on the reduction of excess body weight of women 30-35 years old", Materials of the scientific and scientific-methodical conference of the teaching staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, No. 1, pp. 211-213.

6. 6.. Nutsalov N. M, Hajiyev D. M., Salavatov K. A. and Musaev A. S. (2019) "Effective means of aquafitness in the correction of the physical condition of women" , Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), pp. 217-220.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.06.2022

УДК 373.31

ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В

ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ

Елена Владимировна Осолодкова, кандидат педагогических наук, доцент, Евгения Витальевна Григорьева, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Николаевна Титаренко, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск

Аннотация

У младших школьников умственная работоспособность является одним из факторов обучаемости. Цель исследования - проанализировать динамику умственной работоспособности первоклассников в течение учебного дня и учебной недели. Нами была исследована умственная работоспособность обучающихся первых классов г. Челябинска. При оценке особенностей работоспособности первоклассников мы использовали четыре основных типа изменения работоспособности. Об изменениях функциональных возможностей центральной нервной системы в процессе учебной деятельности судили по характеру индивидуальных сдвигов показателей скорости и точности к концу учебных занятий по сравнению с исходными данными. При изучении умственной работоспособности обучающихся 1 -х классов школ г. Челябинска установлено, что все анализируемые параметры претерпевают у школьников изменения различной интенсивности. Анализ умственной работоспособности до уроков с понедельника до пятницы показал ее очень низкий уровень, как в количественном, так и в качественном выражении.

В динамике учебной недели показатели работоспособности первоклассников колебались по дням недели. Уже со среды отмечаются низкие как качественные, так и количественные показатели. С этого дня практически отсутствует благоприятный уровень работоспособности. Часто (до 75100%) встречается выраженное утомление. Тип работоспособности становится в значительной числе случаев нисходящим. Это указывает на нарушение равновесия между процессами торможения и возбуждения в нервных клетках коры головного мозга и на ослабление внутреннего торможения. Основная масса обследованных детей недосыпает от 1 до 5 часов, что вероятно, является одной из причин их быстрого утомления и сниженной работоспособности.

Ключевые слова: умственная работоспособность, первоклассники, утомление, центральная нервная система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.