Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SPORTS ORIENTEERING / PSYCHOLOGICAL TESTING / IMPROVEMENT OF MEMORY / СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ / ВНИМАНИЯ / МЫШЛЕНИЯ / MENTAL WORKING CAPACITY OF STUDENTS / MAP READING / ATTENTION SPAN / THINKING ABILITY / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ / ЧТЕНИЕ СПОРТИВНОЙ КАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Л. В., Мельников Д. А., Захарова Е. А., Киселёв В. А.

Цель исследования - научное обоснование повышения умственной работоспособности бакалавров физической культуры при занятиях спортивным ориентированием. Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «ЧГИФК», г. Чайковский. В исследовании приняло участие 24 студента 2-4-го курсов: контрольная группа - 12 студентов направления подготовки «Физическая культура», профиля «спортивная тренировка», занимающихся лыжными гонками и биатлоном; экспериментальная группа - 12 студентов направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», занимающиеся спортивным туризмом. Оценка уровня развития памяти, внимания, мышления у студентов проводилась с помощью психологических тестов, разработанных автором научной работы. В ходе исследования были использованы методы: анализ научно-методической литературы, психологическое тестирование, метод экспертной оценки, математической статистики. Нами были рассмотрены научные труды следующих специалистов: М.Г. Сухановой, Л.В. Мельниковой, Ю.С. Воронова. Результаты исследования и выводы. Психологическая подготовка обучающихся с помощью психологических тестов, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, обеспечивает учебный и тренировочный процесс. Обучение элементам спортивного ориентирования по учебной дисциплине «Теория и методика физической рекреации» в институте способствовало улучшению показателей умственной работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Л. В., Мельников Д. А., Захарова Е. А., Киселёв В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effects of sports orienteering on mental working capacity of bachelors of physical education

Objective of the study was to scientifically substantiate increasing mental working capacity of Bachelors of Physical Education during sports orienteering lessons. Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky. The study involved the 2nd-4th year students (n=24): Control Group (CG) - 12 students majoring in the academic Physical Education discipline, specializing in "Athletic training", involved in cross-country skiing and biathlon; Experimental Group (EG) - 12 students majoring in the academic "Recreation and sports and recreation tourism" discipline, engaged in sports tourism. The level of development of memory, attention span, thinking ability of the students was assessed in the author's psychological tests. During the study the following research methods were applied: analysis of scientific and methodological literature, psychological testing, expert evaluation, mathematical statistics. We analyzed the scientific works of the following specialists: M.G. Sukhanova, L.V. Melnikova, Yu.S. Voronova. Results of the study and conclusions. Psychological training of students by means of psychological tests aimed to develop their attention span, memory, and thinking ability, ensures the efficiency of the educational and training process. Mastering the elements of sports orienteering in the university discipline "Theory and Practice of Physical Recreation" was found beneficial for the students' mental working capacity.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИИ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 796.077.5

Поступила в редакцию 12.12.2019 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Мельникова1 Кандидат педагогических наук, доцент Д.А. Мельников1 Магистрант Е.А. Захарова1 Магистрант В.А. Киселёв1

1 Чайковский государственный институт физической культуры, г. Чайковский

EFFECTS OF SPORTS ORIENTEERiNG ON MENTAL WORKiNG CAPACiTY OF BACHELORS OF PHYSICAL EDUCATION

PhD, Associate Professor L.V. Melnikova1 PhD, Associate Professor D.A. Melnikov1 Master student E.A. Zakharova1 Master student V.A. Kiselev1

1 Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - научное обоснование повышения умственной работоспособности бакалавров физической культуры при занятиях спортивным ориентированием.

Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «ЧГИФК», г. Чайковский. В исследовании приняло участие 24 студента 2-4-го курсов: контрольная группа - 12 студентов направления подготовки «Физическая культура», профиля «спортивная тренировка», занимающихся лыжными гонками и биатлоном; экспериментальная группа - 12 студентов направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», занимающиеся спортивным туризмом. Оценка уровня развития памяти, внимания, мышления у студентов проводилась с помощью психологических тестов, разработанных автором научной работы. В ходе исследования были использованы методы: анализ научно-методической литературы, психологическое тестирование, метод экспертной оценки, математической статистики. Нами были рассмотрены научные труды следующих специалистов: М.Г. Сухановой, Л.В. Мельниковой, Ю.С. Воронова. Результаты исследования и выводы. Психологическая подготовка обучающихся с помощью психологических тестов, направленных на развитие внимания, памяти, мышления, обеспечивает учебный и тренировочный процесс. Обучение элементам спортивного ориентирования по учебной дисциплине «Теория и методика физической рекреации» в институте способствовало улучшению показателей умственной работоспособности.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, умственная работоспособность студентов, чтение спортивной карты; психологическое тестирование; развитие памяти, внимания, мышления.

Annotation

Objective of the study was to scientifically substantiate increasing mental working capacity of Bachelors of Physical Education during sports orienteering lessons. Methods and structure of the study. The study was carried out on the basis of Tchaikovsky State Institute of Physical Culture, Tchaikovsky. The study involved the 2nd-4th year students (n=24): Control Group (CG) - 12 students majoring in the academic Physical Education discipline, specializing in "Athletic training", involved in cross-country skiing and biathlon; Experimental Group (EG) - 12 students majoring in the academic "Recreation and sports and recreation tourism" discipline, engaged in sports tourism. The level of development of memory, attention span, thinking ability of the students was assessed in the author's psychological tests. During the study the following research methods were applied: analysis of scientific and methodological literature, psychological testing, expert evaluation, mathematical statistics. We analyzed the scientific works of the following specialists: M.G. Sukhanova, L.V. Melnikova, Yu.S. Voronova.

Results of the study and conclusions. Psychological training of students by means of psychological tests aimed to develop their attention span, memory, and thinking ability, ensures the efficiency of the educational and training process. Mastering the elements of sports orienteering in the university discipline "Theory and Practice of Physical Recreation" was found beneficial for the students' mental working capacity.

Keywords: sports orienteering, mental working capacity of students, map reading; psychological testing; improvement of memory, attention span, thinking ability.

Введение. В последнее время растёт интерес к занятиям спортивным ориентированием, что подтверждается фактом включения данной дисциплины в программу XXIX Всемирной зимней универсиады. Появляются научные работы, посвященные методике обучения спортивному ориентированию

студенческой молодёжи [8], совершенствованию психологической подготовки, изучению влияния занятий спортивным ориентированием на развитие умственных навыков занимающихся [2, 3, 5, 7]. Однако данная проблематика пока еще не нашла широкого отражения в научных исследованиях.

Таблица 1. Показатели развития психических качеств контрольной и экспериментальной групп в начале исследования

Психические качества Показатели КГ М± т Показатели ЭГ М± т Достоверность различий, р Разность, баллы

Внимание, баллы (тест 1) 3,7±0,5 4,3±0,5 < 0,05 0,8

Память, баллы (тест 2) 3,2±0,5 3,8±0,6 < 0,05 0,6

Мышление, баллы (тест 3) 2,5±0,3 3,4±0,5 < 0,05 0,9

Примечание. Здесь и в табл. 2 и 3: М - среднее арифметическое, т - стандартная ошибка.

Таблица 2. Разность показателей оценки развития психических качеств контрольной и экспериментальной групп в конце исследования

Психические качества Показатели КГ М± т Показатели ЭГ М± т Достоверность, различий, р Разность,баллы

Внимание, баллы (тест 1) 3,9±0,4 5,3±0,5 < 0,05 1,4

Память, баллы (тест 2) 3,8±0,4 4,1±0,5 < 0,05 1,3

Мышление, баллы (тест 3) 3,0±0,4 4,8±0,3 < 0,05 1,8

Таблица 3. Оценка показателей умения работы с картой опытных групп

Тесты Группы До эксперимента (по 5-балльной системе) После эксперимента (по 5-балльной системе) Межгрупповые различия р

М± т М ± т

«Чтение карты» КГ 2,8 ± 0,7 3,9 ± 0,9 0,4 >0,05

ЭГ 2,9 ± 0,9 4,4 ± 1,3

«Нитка маршрута» КГ 3,5 ± 1,4 3,9 ± 1,3 0,9 <0,05

ЭГ 3,4 ± 1,5 4,8 ± 2,0

Примечание. Значимые различия между показателями ЭГ и КГ при р < 0,05.

Цель исследования - научное обоснование повышения умственной работоспособности бакалавров физической культуры на занятиях спортивным ориентированием.

Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе ФГБОУ ВО «ЧГИФК», г Чайковский. В исследовании приняло участие 24 студента 2-4-го курсов: контрольная группа (КГ) - 12 студентов направления подготовки «Физическая культура», профиля «спортивная тренировка», занимающихся лыжными гонками и биатлоном; экспериментальная группа (ЭГ) - 12 студентов направления подготовки «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм», занимающихся спортивным туризмом.

Оценка уровня развития памяти, внимания, мышления у студентов проводилась с помощью психологических тестов, разработанных авторами научной работы.

В начале исследования было проведено тестирование на выявление показателей умственной работоспособности. Были разработаны тесты для выявления психологических показателей памяти, мышления, внимания (табл. 1).

Тест 1 (на внимание). Дано несколько фрагментов карты, обучающийся внимательно изучает их (30 с), закрывает глаза, в это время мы убираем 1 фрагмент карты. После этого обучающийся открывает глаза и ищет недостающий фрагмент, далее он должен будет указать, какого фрагмента недостает на карточке (рис. 1).

х ] Л *?ч ' £

Рис. 1. Фрагменты спортивных карт для определения умственной работоспособности

■--№113

№ 3 • 2020 Март | МагсГ:

http://www.teoriya.ru

□ Чтение карты □ Нитка маршрута

Рис. 2. Динамика оценки умения работы с картой КГ и ЭГ в начале и конце исследования

Тест 2 (на память). Выдается фрагмент карты. Обучающийся внимательно изучает его и запоминает в течение 30 с, после чего закрывает его и воспроизводит фрагмент карты на чистом листе.

Тест 3 (на мышление). Выдаются кусочки карты. Обучающийся должен на время собрать из них полную карту (пазл).

Результаты исследования и их обсуждение. Согласно полученным результатам тестирования, разность показателей памяти у студентов, занимающихся лыжными гонками и биатлоном, и студентов, занимающихся спортивным туризмом, составила 0,6 балла, внимания - 0,8 балла, мышления -0,9 балла, что достоверно (р < 0,05) подтверждают межгрупповые показатели.

В ходе исследования студенты ЭГ и КГ изучали дисциплины «Теория и методика преподавания туризма», «Теория и методика физической рекреации», «Физическая рекреация», в рамках которых ЭГ на практических занятиях осваивала раздел «Спортивное ориентирование». В конце обучения испытуемые решали психологические тесты на определение уровня развития памяти, внимания, мышления (табл. 2).

Таким образом, к концу исследования результаты памяти КГ и ЭГ увеличились с 0,6 до 1,3 балла и составили разницу 0,7 балла; внимания - с 0,8 до 1,4 балла, разница равна 0,6 балла; мышления - с 0,9 до 1,8 баллов с разницей в 0,9 балла.

В группах была построена работа со спортивной картой: «Чтение карты», рисовка «Нитка маршрута». В ЭГ дополнительно был включён кросс по слабопересечённой местности с чтением спортивной карты.

Умения и навыки работы с картой КГ и ЭГ оценивала группа экспертов, которая отбиралась по разработанному нами тесту. Тест для экспертов состоял из пяти вопросов, оценивающих компетентность в области спортивного ориентирования. В группу вошли три эксперта: доцент кафедры туризма и менеджмента, магистрант 2-го года обучения и педагог дополнительного образования высшей категории городской Станции детско-юношеского туризма и экологии. Умения и навыки оценивались по 5-балльной шкале. Оценочный балл соответствовал средней арифметической.

Показатели умений в тесте «Чтение карты» у студентов физкультурного вуза на начало исследования в ЭГ составляли 2,9 балла, в КГ - 2,8 балла. В конце исследования в обеих группах контрольного испытания показатели достоверно улучшились в ЭГ до 4,4, в КГ - до 3,9 балла. В межгрупповых показателях прирост недостоверный, р>0,05 (табл. 3).

Среднегрупповые количественные показатели умений на «Нитке маршрута» в КГ на начало исследования составляли 3,5 балла, в ЭГ - 3,4 балла. К концу исследования результаты повысились до 3,9 балла (КГ) и 4,8 балла (ЭГ), что свидетельствует о достоверности расхождения межгрупповых показателей.

Вывод. Развитие внимания, памяти и мышления при обучении элементам спортивного ориентирования на дис-

циплине «Теория и методика физической рекреации» в физкультурном вузе способствовало улучшению показателей умственной работоспособности бакалавров физической культуры.

Литература

1. Вихляев Ю.Н. Обучение спортивному ориентированию как компонент интеллектуального развития и оздоровления подростков / Ю.Н. Вихляев, Е.В. Доценко // Здоровье для всех. - 2013. - Вып. 2. - С. 34-38.

2. Возисова М.А. Содержание профессиональной подготовки студентов профиля «спортивно-оздоровительный туризм» / М.А. Возисова, Д.А. Мельников, Л.В. Мельникова // Теория и практика физ. культуры. - 2015. - № 4. - С. 21-23.

3. Воронов Ю.С. Повышение эффективности обучения юных спортсменов-ориентировщиков технико-тактическим действиям и навыкам на основе учета возрастной структуры соревновательной деятельности / Ю.С. Воронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 3. - С. 53-58.

4. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.А. Вяткин, Е.В. Сидорчук. - 4-е изд.. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 208 с.

5. Захарова Е.А. Совершенствование технико-тактических действий с использованием современных технологий в спортивном ориентировании / Е.А. Захарова, Л.В. Мельникова // Спорт и спортивная медицина: Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции 11-13 апреля 2019 г. (г. Чайковский) / под общ. ред. Т.В. Фендель. - Чайковский: Чайковский государственный институт физической культуры, 2019. - С. 89-93.

6. Константинов Ю.С. Уроки ориентирования: учебно-метод. пособие / Ю.С. Константинов, О.Л. Глаголева. - М.: Советский спорт, 2015. - 328 с.

7. Мельникова Л.В, Организационно-педагогические условия развития спортивного ориентирования как вида спорта для всех: монография / Л.В. Мельникова, В.В. Новокрещенов, Д.А. Мельников, - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2013. - С. 20-27.

8. Суханова М.Г. Спортивное ориентирование как одно из средств воспитания физических и интеллектуальных способностей студентов: дис ... канд. пед. наук / М.Г. Суханова. -М., 2004. - 149 с.

References

1. Vikhlyaev Yu.N., Dotsenko E.V. Obuchenie sportivnomu orientirovani-yu kak komponent intellektualnogo razvitiya i ozdorovleniya podrost-kov [Orienteering training as part of intellectual development and health promotion among adolescents]. Zdorovye dlya vsekh. 2013. No. 2. PP. 34-38.

2. Vozisova M.A., Melnikov D.A., Melnikova L.V. Soderzhanie profes-sionalnoy podgotovki studentov profilya «sportivno-ozdorovitelnyiy turizm» [Content of professional training of students specializing in "Sports and recreation tourism"]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. no. 4.pp. 21-23.

3. Voronov Yu.S. Povyishenie effektivnosti obucheniya yunyih sports-menov-orientirovschikov tehniko-takticheskim deystviyam i navyikam na osnove ucheta vozrastnoy strukturyi sorevnovatelnoy deyatelnosti [Efforts to improve technical and tactical training effectiveness in youth orienteering based on age structure of competitive activity]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2012.no. 3. pp. 53-58.

4. Vyatkin L.A., Sidorchuk E.V. Turizm i sportivnoe orientirovanie [Tourism and orienteering]. Study guide. 4th ed.. M.: Akademiya publ., 2009.208p.

5. Zakharova E.A., Melnikova L.V., Fendel T.V. [ed.]Sovershenstvovanie tehniko-takticheskih deystviy s ispolzovaniem sovremennyih teh-nologiy v sportivnom orientirovanii [Improving technical and tactical actions using modern technology in orienteering]. Sport i sportivnaya meditsina [Sport and sports medicine]. proc. II nat. with international participation res.-practical conference April 11-13 2019. Tchaikovsky: Tchaikovsky State Institute of Physical Culture publ., 2019. pp. 89-93.

6. Konstantinov Yu.S., Glagoleva O.L. Uroki orientirovaniya [Orienteering lessons]. teaching aid . M.: Sovetskiy sport publ., 2015. 328 p.

7. Melnikova L.V., Novokreshchenov V.V., Melnikov D.A. Organizat-sionno-pedagogicheskie usloviya razvitiya sportivnogo orientiro-vaniya kak vida sporta dlya vseh [Organizational and pedagogical conditions for development of orienteering as sport for all]. Izhevsk: IzhSTU publ, 2013. pp. 20-27.

8. Sukhanova M.G. Sportivnoe orientirovanie kak odno iz sredstv vos-pitaniya fizicheskih i intellektualnyih sposobnostey studentov [Orienteering as one of tools to develop students' physical and intellectual abilities]. PhD diss.. M., 2004. 149 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.