Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ СПОРТСМЕНА-ОРИЕНТИРОВЩИКА'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ СПОРТСМЕНА-ОРИЕНТИРОВЩИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / МЫШЛЕНИЕ / ПАМЯТЬ / ВНИМАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ / ORIENTEERING / THINKING / MEMORY / ATTENTION / PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермеева Валерия Александровна, Даянова Марина Александровна

Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне волевых и эмоциональных напряжений, а также способствует развитию когнитивных функций спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермеева Валерия Александровна, Даянова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ORIENTEERING CLASSES ON THE DEVELOPMENT OF COGNI-TIVE FUNCTIONS OF ORIENTEERING ATHLETES

Orienteering is one of the most specific sports, which combines high physical and mental stress on the background of strong - willed and emotional stress, and also contributes to the development of cognitive functions of the athlete.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ СПОРТСМЕНА-ОРИЕНТИРОВЩИКА»

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ НА РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ СПОРТСМЕНА-ОРИЕНТИРОВЩИКА

INFLUENCE OF ORIENTEERING CLASSES ON THE DEVELOPMENT OF COGNI-TIVE

FUNCTIONS OF ORIENTEERING ATHLETES

Ермеева Валерия Александровна

студент

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Eremeeva Valeria Aleksandrovna

student

Volgograd state University social and pedagogical University

Volgograd, Russia

Даянова Марина Александровна

кандидат биологических наук, доцент кафедра теории и методики обучения физической культуре

и безопасности жизнедеятельности Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Dayanova Marina Aleksandrovna candidate of biological Sciences, associate Professor department of theories and methods of physical educationculture and life safety VOLGOGRAD state University social and pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. Спортивное ориентирование является одним из наиболее специфических видов спорта, в котором сочетаются высокие физические и умственные нагрузки на фоне волевых и эмоциональных напряжений, а также способствует развитию когнитивных функций спортсмена.

Abstract. Orienteering is one of the most specific sports, which com-bines high physical and mental stress on the background of strong-willed and emotional stress, and also contributes to the development of cognitive func-tions of the athlete.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, мышление, память, внимание, восприятие.

Keywords: orienteering, thinking, memory, attention, perception.

Систематические занятия всеми видами спорта благотворно влияют на развитие физических качеств, таких как: быстрота, ловкость, сила, гибкость и выносливость. Человеку, особенно в юном возрасте, необходимо развивать когнитивные функции - внимание, восприятие, мышление, память. Спортивное ориентирование может отлично поспособствовать развитию этих функций. В спортивном ориентировании тренировки и соревнования связаны с необходимостью решения различных задач: чтение карты, выбор рационального пути движения, сличение карты с местностью, определение расстояний на карте и на местности обнаружение, быстрая

отметка на контрольном пункте. Специфика деятельности спортсмена-ориентиров-щика на дистанции и его стремление достичь наилучшего результата в своей возрастной группе требуют развитых волевых качеств. Данный вид спорта не следует рассматривать как просто бег на местности с картой и компасом. Ориентирование - это не только тренировка физических качеств, но и постоянная тренировка процесса мыслительной деятельности: аналитических способностей, синтеза, планирования и упрощения. Если спортсмен понимает и осознает, как он должен мыслить на соревновательной дистанции, то он способен поддерживать высокую концентрацию и скорость передвижения на протяжении всей гонки и жизни.

В спорте всестороннее развитие атлетов трактуется с позиций достижения определенных показателей развития различных сторон спортивной подготовки: физической, технико-тактической, психологической и т.д. Бальсевич В. К. (1999) подчеркивал, что в параметрах личности современного спортсмена высокого класса произошли значительные изменения. У них сформированы профессиональные знания в области теории и методики тренировки; способности к «аналитической деятельности, тонкой оценке многих параметров своего состояния не только на сенсорном, но и на интеллектуальном и логико-содержательном уровне». Лесгафт П.Ф. (1904) отмечает, что творческий анализ двигательной деятельности возможен при достаточно развитой системе психических процессов, обеспечивающих четкий контроль и управление движениями.

Гармоничное взаимодействие интеллектуальных и физических качеств достигается достаточной двигательной активностью. В современных исследованиях также отмечается, что в условиях повышенной двигательной активности и вариативности применение разнообразных упражнений, обеспечивает единство физического и умственного развития человека.

Многими исследователями выявлено, что развитие когнитивных функций, в том числе памяти, мышления, сознания, интеллекта человека, способствует более эффективному решение двигательных задач, что является катализатором мозговой активности при освоении двигательных действий. Кроме того, синхронное решение двигательных и интеллектуальных задач обеспечивает последовательное улучшение показателей умственной деятельности при одновременной оптимизации двигательного ритма.

Внимание и память - это элементы сознания, причем память является хранилищем информации, а внимание обеспечивает память информацией и осуществляет контроль обработки информации. Процессы сознания: память и внимание могут быть осознанными и неосознанными. В жизни человека нередко встречаются моменты, когда он выполняет определенную деятельность на уровне подсознания (автоматически, машинально). В деятельности ориентировщика любые «отключения» сознания влекут за собой ошибки, поэтому ведущим качеством в этом виде спорта является контроль сознания на протяжении всего времени прохождения дистанции. Этот контроль требует значительных волевых усилий, т.е. можно говорить о волевом регулировании сознания. [5]

Память обычно определяется как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Сам опыт есть не что иное, как информация, которая сохра-

няется в памяти (во времени). Память служит основой психической деятельности, связывая прошлое, настоящее и будущее. Память является основным психическим процессом, опираясь на который человек управляет своим поведением и деятельностью, осуществляет текущее и перспективное планирование своей деятельности.

Память спортсмена на дистанциях постоянно испытывает большую нагрузку. При одном лишь взгляде на карту ориентировщик запоминает (запечатлевает) несколько условных обозначений, на основании которых у него складывается представление (образ) местности. Поскольку непррывно читать карту на бегу невозможно, из-за специфической местности, где пролегает дистанция то сохраняемый образ местности служит регулятором поведения, т.е. задает ближайшую цель, до которой спортсмен должен добежать без обращения к карте.

Развитие и совершенствование профессиональной памяти ориентировщика, наряду с другими качествами, может существенно ускорить решение задач ориентирования и повысить ее надежность. Развитие и совершенствование памяти зависит от систематичности продолжительности работы непосредственно по ее развитию. Уровень развития профессиональной памяти ориентировщика зависит от систематичности и продолжительности работы со спортивными картами и местностью.

Универсальных рецептов по технике запоминания определенного объема информации нет. В сознании спортсменов в первую очередь вырабатывается и закрепляется в процессе тренировок и соревнований тот стиль пространственного мышления, основу которого составляют природные, генетически заданные особенности его психики. Это находит свое отражение в доминировании той или иной стратегии умственной работы по запоминанию или воспроизведению ситуаций местности и карты. Но итог должен быть один - качественная мыслительная работа, основанная, прежде всего на процессах памяти. Более быстрое и надежное продвижение по дистанции ориентирования высококвалифицированного спортсмена во многом связано с умением принимать решения на основе рационального мыслительного процесса, используя свою, индивидуальную мыслительную тактику работы.

Ориентирование относится к видам спорта, где целенаправленное движение (бег) осуществляется только после принятия решения на основе информации, получаемой из карты. Иными словами, спортсмен в любой момент должен ответить на вопросы: «где нахожусь?» и «куда бегу?». Информационное пространство или перцептивное поле ориентировщика складывается из двумерного пространства карты и трехмерного (а с учетом времени и четырехмерного) пространства окружающей местности. Процесс ориентирования заключается в: сличении карты с местностью, анализе результатов такого сличения, принятии решения.

Таким образом, внимание направлено не только на внешнее перцептивное поле, но оно сосредоточено на внутренних психических процессах субъекта.

Роль внимания в ориентировании состоит в том, чтобы распределять внимание между этими пространствами и сосредоточить его на соревновательной деятельности в течение всего времени прохождения дистанции. Это большая нагрузка на внимание, требующая больших энергетических затрат.

В процессе ориентирования на местности спортсмен должен читать карту, следить за местностью, контролировать расстояние и выдерживать направление по компасу. Читая карту, спортсмен выбирает путь движения, определяет надежные ориентиры, однозначно определяемые на местности по ходу движения, определяет ситуацию в точке своего местонахождения. При взгляде на карту можно зафиксировать и представить себе общую картину местности в пределах участка карты, уметь выделить на карте отдельные ориентиры, а также их взаимное расположение по отношению друг к другу, по площади и по высоте.

Заострение особого внимания на деталях карты и местности без отвлечения на побочные помехи во время дистанции, еще один фактор необходимый для успешного выступления на соревнованиях в ориентировании. Любому техническому упражнению по развитию памяти должен предшествовать настрой на сосредоточенность: чем легче спортсмен концентрируется, тем быстрее и прочнее он запоминает. Затем следует запоминание отдельных деталей карты и местности на короткое время, до тех пор, пока этот участок дистанции не будет пройден. При постоянном сличение информации о карте и местности необходимо быстрое переключение внимания.

Восприятие - это процесс отражения в сознании предметов и явлений при непосредственном воздействии на наши органы чувств. В спортивном ориентировании можно говорить о восприятии карты, восприятии местности, восприятии расстояния на карте и на местности, восприятии форм отдельных объектов и их взаимного расположения, а также высоты рельефа. Спортсмен-ориентировщик воспринимает карту в виде условных обозначений и осмысливает полученную информацию. Процесс чтения карты, подобен процессу чтения книги, где в условных обозначениях закодирована смысловая информация. [5]

Восприятие карты - это сложный интеллектуальный процесс, в процессе которого человек получает информацию о реальной местности в виде масштабированного, двумерного отображения этой местности. Трудности восприятия в процессе взаимопреобразования карты и местности заключаются в том, что на бегу спортсмен может читать карту только фрагментарно и принимать решения на основе неполной информации о местности. Восприятие - это один из познавательных процессов, определяющих индивидуальный стиль деятельности в спортивном ориентировании. Индивидуальные различия могут проявляться в выборе, так называемых, познавательных стратегий.

Наиболее продуктивным навыком в соревновательной деятельности ориен-тировщиков является способность к восприятию карты на бегу. Опытные спортсмены почти не затрачивают время на остановки для чтения карты. Начинающие ориен-тировщики, могут затрачивать половину времени на чтение карты при прохождении дистанции. [2]

Мышление - психический процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека. Мышление является формой опосредствованного психического отражения, оно может быть образным и вербальным, чем и обусловлено вхождение в структуру мышления представления и речи. Мышление реализует функцию активного отражения, так как оно не копирует явление, но

позволяет проникнуть в его сущность путем активных преобразований информации в образной и знаковой формах.

Быстрота мышления характеризуется способностью мгновенно находить правильные и обоснованные решения и реализовывать их при дефиците времени в условиях соревнований. Быстрота мышления спортсмена во многом зависит от способности умело анализировать, прогнозировать и обобщать множество данных в условиях соревновательной деятельности.

Быстроту мышления в ориентирование можно развить с помощью специальных упражнений, которые проводятся как на местности, так и в учебных помещениях.

Интеллектуальная подготовка спортсменов представляет собой сложный процесс, направленный не только на формирование отдельных познавательных свойств личности: восприятия, внимания, памяти, но и на развитие и совершенствование мышления, дающего возможность осмыс-лить каждое усваиваемое двигательное действие с учетом условий его выполнения и факторов, влияющих на результативность соревновательной деятельности. [7]

Таким образом, можно отметить, что систематические занятия спортивным ориентированием способствуют развитию познавательных процессов спортсменов-ориентировщиков.

Литература

1. Бальсевич, В. К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. -1999. - № 4. - С. 21-26,39-40.

2. Брайцева, В. А. Основы тактического взаимодействия с соперником на дистанциях заданного направления в ориентировании бегом // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2016. - № 6 (136). - С. 24-29.

3. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2007. - 352 с.

4. Казанцев, С. А. Психология спортивного ориентирования: монография / С. А. Казанцев. - СПб. : [б. и.], 2007. -110 с.

5. Кузнецова, В. В. Факторная структура специальной подготовленности квалифицированных спортсменов 19-20 лет, специализирующихся в беговых видах ориентирования // Физическая культура и спорт Северо-Запада России. - 2011. - № 5. - С. 4144.

6. Назаренко, Л. Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 9-12.

References

1. Bal'sevich V. K. Perspektivy razvitiya obshchey teorii i tekhnologiy spor-tivnoy podgotovki i fizicheskogo vospitaniya (metodologicheskiy aspekt) [Prospects for the development of the General theory and technologies of sports training and physical education (methodological aspect)]. Teoriya i praktika fiz. kul'tury - Theory and practice of physics. Cultures, 1999, no. 4, pp. 21-26, 39-40.

2. Braitseva V. A. Osnovy takticheskogo vzaimodeystviya s sopernikom na distantsiyakh zadannogo napravleniya v orientirovanii begom [Fundamentals of tactical interaction with the opponent on the d-stations in a specified direction in the orienteering run]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta - Scientific notes of University named after P. F. Lesgaft, 2016, no. 6 (136), pp. 24-29.

3. Burlachuk L. F. Psikhodiagnostika [Psychodiagnostics]. St. Petersburg, Peter Publ., 2007, 352 p.

4. Kazantsev S. A. Psikhologiya sportivnogo orientirovaniya [Psychology of orienteering]. St. Petersburg, 2007, 110 p.

5. Kuznetsova V. V. Faktornaya struktura spetsial'noy podgotovlennosti kvalifitsirovannykh sportsmenov 19-20 let, spetsializiruyushchikhsya v begovykh vidakh orientirovaniya [Factor Structure of special training of qualified athletes 19-20 years old, specializing in cross-country orienteering]. Fizicheskaya kul'tura i sport Severo-Zapada Rossii -Physical culture and sport of the North-West of Russia, 2011, no. 5, pp. 41-44.

6. Nazarenko L. D. Rol' intellekta v sportivnoy deyatel'nosti [The role of intelligence in sports activities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2013, no. 10, pp. 9-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.