2. Pakhomova, A.Yu., Balandin, V.A. and Chernyshenko, Yu.K. (2017), "Growth rates of indicators of specific coordination abilities of 7-year-old children", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2 (144), pp. 181-187.
3. Pravdov, M.A., Shchepelev, A.A. and Pravdov, D.M. (2020), "Biomechanical parameters of speed running in children of senior preschool age", Proceedings of the Department of Biomechanics of the University. P.F. Lesgaft, No. 14, pp. 26-31.
4. Shchepelev, A.A., Pravdov, M.A. and Pravdov, D.M. (2020), "Analysis of the participation of preschool children in athletics competitions", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaftа, No. 5 (183), pp. 483-487.
Контактная информация: pravdov@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 22.09.2022
УДК 796.011.1
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ СКАНДИНАВСКОЙ ХОДЬБОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Людмила Александровна Якимова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Константиновна Спирина, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар; Людмила Николаевна Порубайко, кандидат медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар; Елена Анатольевна Козыренко, старший преподаватель, Кубанский государственный медицинский университет, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар; Вероника Евгеньевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, преподаватель, Ольга Александровна Балацкая, преподаватель, Кубанский государственный медицинский университет, Краснодар
Аннотация
Введение. Сохранение активного долголетия населения одна из социальных задач любого государства. Сущность его - на долгие годы сохранить человека деятельным членом общества, полезным для своего Отечества. Одним из оптимальных путей достичь этого является процесс организации занятий современными физическими упражнениями, мотивирующими пожилое население нашей страны к поддержанию оптимального для жизни здоровья. В связи с чем, рассматриваемые в данной статье вопросы влияния занятий скандинавской ходьбой на функциональное состояние женщин пожилого возраста является актуальным. Цель исследования - выявление влияния организованных занятий скандинавской ходьбой на функциональное состояние женщин пожилого возраста. Методы исследования: анализ научно-методической и справочной литературы, социальный опрос, методы функциональной диагностики, методы расчета математической статистики, педагогический эксперимент. Результаты исследования и их обсуждение: предложены особенности реализации занятий скандинавской ходьбой для женщин пожилого возраста в организованных группах; изучена степень влияния подобных занятий на основные системы организма и социализацию личности пожилых женщин. Выводы: проведенные исследования позволяют заключить о социальном значении организованных форм занятий физической культурой оздоровительной направленности в пожилом возрасте, мотивирующих к долголетию; доказана эффективность улучшающего воздействия занятий скандинавской ходьбой на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем женщин пожилого возраста.
Ключевые слова: скандинавская ходьба, способы организации занятий, женщины, пожилой возраст, физические упражнения, функциональное состояние.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p520-524
INFLUENCE OF NORDIC WALKING ON THE FUNCTIONAL STATE OF ELDERLY
WOMEN
Lyudmila Alexandrovna Yakimova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Irina Kon-stantinovna Spirina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kuban State University of
Physical Education, Sports and Tourism, Kuban State Medical University, Krasnodar;
Lyudmila Nikolaevna Porubayko, the candidate of medical sciences, Kuban State Medical University, Krasnodar, Elena Anatolyevna Kozyrenko, the senior teacher, Kuban State Medical University, Kuban State University of Physical Education, Krasnodar; Veronika Evgeniev-na Kuznetsova, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Kuban State Medical University, Krasnodar, Olga Alexandrovna Balatskaya, the teacher, Kuban State Medical University,
Krasnodar
Abstract
Introduction. Preserving the active longevity of the population is one of the social tasks of any state. Its essence is to keep a person an active member of society for many years, useful for his Fatherland. One of the optimal ways to achieve this is the process of organizing modern physical exercises that motivate the elderly population of our country to maintain optimal functionality and good health for life. In this connection, the issues of the influence of Nordic walking on the functional state of elderly women considered in this article are relevant.
The aim of the study is to identify the influence of organized Nordic walking classes on the functional state of elderly women. Research methods: analysis of scientific and methodological and reference literature, social survey, methods of functional diagnostics, methods of calculating mathematical statistics, pedagogical experiment. Research results and discussion: the features of the implementation of Nordic walking classes for elderly women in organized groups are proposed; the degree of influence of such classes on the main body systems and the socialization of the personality of elderly women is studied. Conclusions: the conducted studies allow us to conclude about the social significance of organized forms of health-improving physical culture in old age, motivating for longevity; the effectiveness of the improving effect of Nordic walking on the state of the respiratory and cardiovascular systems of elderly women has been proven.
Keywords: Nordic walking, methods of organizing classes, women, old age, physical exercises, functional state.
ВВЕДЕНИЕ
Главной задачей социальной политики любой страны является забота о процветании нации, о сохранении здоровья населения, о пролонгации жизнедеятельности людей. И органы власти, реализуя мероприятия по решению данных задач среди разного контингента, особое внимание обращают на людей пожилого возраста [1, 7]. Для них разрабатывают разнообразные федеральные целевые программы. Так, в рамках национального проекта «Демография» (от 01.01.2019 г.), ставящего цели увеличить среднюю продолжительность здоровой жизни в России до 67 лет и больше, российской олимпийской чемпионкой по фигурному катанию И. Слуцкой было инициировано движение «Северная ходьба - новый образ жизни». В рамках этого направления проводятся открытые уроки в субъектах РФ, создаются клубы по пропаганде занятий скандинавской ходьбой, обучаются инструкторы для организации и проведения занятий с пожилыми людьми по месту жительства. Однако, несмотря на столь активную повсеместную агитацию и начало широкой деятельности по внедрению занятий скандинавской ходьбой среди пожилых мужчин и женщин, до конца не изучены механизмы ее воздействия на функциональные возможности пожилых людей, нет полных сведений о пользе и риске занятий скандинавской ходьбой для здоровья именно в этом возрасте [2, 4, 6]. В связи с чем работа, изучающая влияние скандинавской ходьбы на функциональное состояние пожилых людей, в настоящее время считается актуальной.
Цель исследования - изучить степень влияния занятий скандинавской ходьбы на функциональное состояние женщин пожилого возраста. Задачи исследования: определить методические особенности занятий скандинавской ходьбой в пожилом возрасте; выявить влияние занятий скандинавской ходьбой на повышение общей выносливости и функциональное состояние женщин пожилого возраста.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель и задачи исследования позволили наметить стратегическое использование методов исследования, среди которых были анализ научно-методической, справочной и дополнительной литературы; методы оценки функционального статуса в виде проведения 2-х минутного теста ходьбы на месте, оценивающего уровень развития общей выносливости, подъема со стула и дальнейшей ходьбы по дистанции, оценивающего уровень развития ориентации в пространстве (по методике Фуллертона «The short physical performance battery»); методы функциональной диагностики; методика Р.М. Баевского (1987 г.) для расчета адаптационного потенциала; педагогической эксперимент; методы математической статистики [3]. Исследование проводилось рамках проектов «Демография» - «Спорт-норма жизни» в муниципальном образовании город Краснодар, где в парках были организованы занятия скандинавской ходьбой для женщин пожилого возраста под руководством специально обученного инструктора. Всего приняло участие 24 женщины возрастом от 60 до 66 лет на добровольной основе, 12 из них занимались по экспериментальной методике, 12 - занимались самостоятельными физическими упражнениями под контролем инструктора. На момент занятий физическими упражнениями медицинских противопоказаний у них не было.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Изучая особенности пожилого возраста, было выявлено, что охватывающий период от 60 до 75 лет по данным Всемирной организации здравоохранения, характеризуются снижением работоспособности всех функций организма, появлением профессиональных и возрастных недугов [5, 6]. И для того, чтобы активизировать жизненно -важные функции, сегодня пожилым людям предлагается масса форм двигательной активности. Было предположено, что скандинавская ходьба как одна из систем оздоровительной направленности позволит снизить возможности появления негативных последствий в функциональном состоянии у женщин пожилого возраста, так как занятия ею практически не имеют ограничений по здоровью и уровню подготовленности. Следуя методическим указаниям и рекомендациям общеизвестных теоретиков, мы предложили женщинам экспериментальной группы подобные занятия. Учитывая методические рекомендации Наумен-ко Ю.В. (2015), Якимовой Л.А. (2017) экспериментальная программа была рассчитана на 6 месяцев регулярных занятий длительностью 60 минут, учитывающих соблюдение принципа преемственности решения образовательных и оздоровительных задач. Они включали в подготовительной части (20 минут) общеразвивающие упражнения, направленные на создание подвижности в суставах и подводящие упражнения для техники шага, в основной - скандинавскую ходьбу с палками, упражнения силовой гимнастики с палками, в заключительной (10 минут) - упражнения простой координационной сложности с палками и упражнения, развивающие гибкость. Данные занятия проводились три раза в неделю. Упражнения комплексов, входящих в занятия, варьировались и дополнялись каждые две недели. На протяжении всего эксперимента отслеживалась динамика изменения показателей функционального статуса и адаптационного потенциала как у женщин экспериментальной, так и у женщин контрольной групп. Для их расчета измерялись уровни развития физической подготовленности, частота сердечных сокращений, артериальное давление, весоростовые показатели. Первичные измерения функционального статуса (по Фуллертону) и адаптационного потенциала (по Баевскому) подтвердили однородность исследуемого контингента: средний результат 2-х минутного теста ходьбы на месте в контрольной группе составил 43,1±3,17 раз, а в экспериментальной 42,3±2,9 раз при t=0,19; р>0,05; средний результат теста подъема со стула в контрольной группе представлен 9,2±0,68 с, а в экспериментальной - 9,5±2,1 с при t=0,14; р>0,05. Адаптационный потенциал у женщин обеих групп в начале исследования был крайне низок и находился на неудовлетворительном уровне (контрольная - 3,5±0,15 балла, экспериментальная -
3,7±0,46 балла при t=0,41; р>0,05).
В середине исследования выяснилось, что у женщин, занимающихся три месяца регулярно скандинавской ходьбой, произошли видимые изменения в тесте на координационные способности (в среднем - 6,1 с), приблизившись при этом к возрастной норме и проявив статистическую достоверность по отношению к результатам у женщин контрольной группы (t=2,56; р<0,01). Показатели на выносливость увеличились в среднем до 59, 2 шага, но еще недостоверно по отношению к контрольной группе (53,5 шага) при t=1,79 и р>0,05. Адаптационный потенциал у женщин, посещающих скандинавскую ходьбу, свидетельствовал о некотором улучшении их функционального состояния (средний показатель по группе уже составил 2,53 балла), но также незначительно по сравнению с контрольной (средний показатель здесь - 3,1 балла при t=0,45 и р>0,05).
Проанализированные итоговые значения в конце эксперимента показали, что, прозанимавшись скандинавской ходьбой шесть месяцев, женщины экспериментальной группы показали отличные результаты. Которые по уровню средних значений приблизились к возрастным нормам и свидетельствуют о повышении функционального статуса и состояния здоровья пожилых женщин именно в экспериментальной группе. Так, выносливость в экспериментальной группе составила в среднем 76,1±1,9 шага, а в контрольной -55,8±3,3 шага при t=5,33, р<0,01; координационные способности в экспериментальной группе составили 5,1±0,2 с, в контрольной - 8,8±1,2 с при t=3,04, р<0,01; средний расчет адаптационного потенциала в экспериментальной группе составил 1,4±0,61 балла, в контрольной - 3,4±0,71 балла при t=2,14, р<0,05.
ВЫВОДЫ
Таким образом, занятия скандинавской ходьбой в организованных группах лучше и оперативнее способствуют повышению уровня физических способностей женщин и улучшению у них ориентации в пространстве, так необходимой в повседневной жизни, нормализуют показатели жизнедеятельности физиологических систем организма человека, помогают обрести социальный статус.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агранович Н.В. Медико-социальные аспекты занятий умеренной физической активностью в пожилом возрасте / Н.В. Агранович, А.С. Анопченко, В.О. Агранович // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 10. - С. 13-17.
2. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - Москва : Медицина, 1997. - 234 с. :
3. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - Москва : Академия, 2013. - 288 с.
4. Кабачкова А.В. Возможности оздоровительной физической культуры для женщин пожилого возраста (55-68 лет) / А.В. Кабачкова // Вестник Томского государственного университета. - 2015. - № 391. - С. 195-201.
5. Науменко Ю.В. Рекреационные возможности использования скандинавской ходьбы в системе оздоровительных занятий с женщинами / Ю.В. Науменко, А.С. Орлан // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2015. - № 2 (12). - С. 50-52.
6. Якимова Л.А. Теория и методика физической культуры и спорта : учебно-методическое пособие / Л.А. Якимова. - Краснодар : КГУФКСТ, 2017. - 72 с.
7. Использование фитнес-технологий в учебном процессе вузов для формирования положительной мотивации к двигательной активности у обучающихся / Л.А. Якимова, Т.Х. Емтыль, Н.Н. Пешков, М.В. Махинова, Ю.А. Прокопчук // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2019. - № 4. - С. 27-33.
REFERENCES
1. Agranovich, N.V., Anopchenko, A.S., and Agranovich, V.O. (2014), "Medico-social aspects of employment of medium physical activity in the elderly age", Fundamental research, No.10, рр. 13-17.
2. Baevsky, R.M. and Berseneva, E.P. (1997), Assessment of the adaptation of the body's capabilities and the risk of developing diseases, Medicine, Moscow.
3. Zhelezniak, Iu.D. and Petrov, P.K. (2013), Fundamentals of scientific-methodological activity in physical culture and sport, textbook, Academia, Moscow.
4. Kabachkova, A.V. (2015), "Improving physical training for women aged 55-68", Bulletin of Tomsk State University, No. 391, pp. 195-201.
5. Naumenko, Yu.V and Orlan, A.S (2012), "Recreational possibilities of using Scandinavian walking in the system of health-improving classes with women", Physical education and sports training, No. 2 (12), pp. 50-52.
6. Yаkimova, L.A. (2017), Theory and methodology of physical culture and sports: educational and methodical manual, Krasnodar.
7. Yakimova, L.A. Emtyl, Т.Н, Peshkov, N.N., Makhinova, M.W. and Prokopchuk, YA. (2019), "Use of fitness technologies in the educational process of universities for the formation of positive motivation of students to physical activity", Physical Education, Sport - Science and Practice, No 4, pp. 27-33.
Контактная информация: Lusia.ya@mail.ru
Статья поступила в редакцию 06.09.2022
УДК 796.015.47
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ САМБИСТОВ 14-16 ЛЕТ РАЗЛИЧНЫХ СОМАТОТИПОВ
Екатерина Валерьевна Яцук, аспирант, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, г. Чайковский
Аннотация
Введение. Результаты сравнительного и корреляционного анализа скоростно-силовой подготовленности самбистов различного соматотипа показали, что каждый самбист уникален. Планирование и организация тренировочного процесса необходимо строить с учетом морфологических особенностей соматотипа. Морфологические особенности самбистов различных соматотипов влияют на предрасположенность к анатомическому проявлению скоростно-силовых способностей. Таким образом, особенности телосложения предопределяют приоритеты направленности тренировочного процесса. Цель исследования. Разработать педагогическую модель развития скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления у самбистов 14-16 лет различных соматотипов. Методика и организация исследования. Для достижения поставленной цели использовался анализ и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования, сравнительный и корреляционный анализ скоростно-силовой подготовленности самбистов различного со-матотипа. Результаты исследования и их обсуждения. Нами разработана структура педагогической модели развития скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления у самбистов 14-16 лет различных соматотипов которая представляет собой систему из 4 блоков: 1) целевой; 2) процессуальный; 3) содержательный; 4) оценочный. Выводы. Совокупность представленных блоков окажет положительное влияние на рост скоростно-силовых способностей по анатомическому признаку проявления самбистов 14-16 лет в сочетании с формированием однородных групп, индивидуально подобранными тренировочными средствами и дозированием в соответствии с особенностями телосложения спортсменов.
Ключевые слова: скоростно-силовая подготовка, самбо, соревновательная деятельность, соматотип.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p524-528
PEDAGOGICAL MODEL OF DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH ABILITIES OF SAMBO WRESTLERS AGED 14-16 OF VARIOUS SOMATOTYPES
Ekaterina Valeryevna Yatsuk, the post-graduate student, Tchaikovsky State Academy of Physical Culture and Sports, Tchaikovsky