УДК 159.9:796.412:378
Трунилова Н.В.
Студент 3 курса ОГУ г. Оренбург, РФ
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СИСТЕМЕ ПИЛАТЕСА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ
СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОК
Аннотация
В данной статье нами были представлены результаты психологической диагностики психоэмоционального состояния двух групп студенток - контрольной и экспериментальной. При обработке статистических данных использовался ^критерий Стьюдента. Были выявлены значимые изменения в психоэмоциональном состоянии по всем шкалам у студенток, посещающих занятия пилатесом. Нами был сделан вывод о положительном влиянии упражнений по системе Пилатеса на психоэмоциональное состояние.
Ключевые слова
Пилатес, психоэмоциональное состояние, ^критерий Стьюдента, самочувствие, активность.
На данный момент одной из актуальных проблем, которая отмечается многими исследователями, является значительное снижение физической активности у студентов. Занятия спортом могут помочь в решении возникающих проблем в самочувствии, однако студенты не рассматривают спорт как способ улучшить свое физическое состояние, а воспринимают его как принудительную активность. В связи с этим возникает проблема, связанная с немотивированностью студентов к занятиям физкультурой и спортом, отсутствием заинтересованности. Ю.И. Хаимова одной из причин видит неудовлетворенность студентов предлагаемыми в их ВУЗе видами спорта [4]. Это говорит о важность вдумчивого подхода, основанного и на современных тенденциях, к выбору тех дисциплин, которые могут быть предложены студентам.
Изучив различные исследования по данной проблематике, мы можем отметить, что здоровый образ жизни не мыслится сегодня без внимательного изучения и внедрения таких видов спорта и систем упражнений, в основе которых лежит идея развития связи тела и разума. Одним из таких стала система Пилатес [1]. Именно пилатес способен оказать необходимое воздействие, повышая работоспособность, терпеливость и стрессоустойчивость, приводя в порядок функционирование важнейших систем организма человека [3].
Йозеф Пилатес почти 100 лет назад создал систему физических упражнений, которая стала серьёзным направлением в оздоровительной физической культуре. Данная система обладает высокой эффективностью при воздействии на тех, кто регулярно занимается пилатесом: люди чувствуют себя гораздо лучше, становятся выносливее, сильнее, их осанка намного улучшается, что благотворно влияет на кровообращение [5]. Как отмечает D. Reyneke, развитие силы и гибкости как результат занятий по системе Пилатеса приводит к важнейшим изменениям, касающимся психоэмоционального состояния [6].
Занятия по системе Пилатеса проходят в группе, как правило, в количестве не менее 15 человек при длительности одной тренировки в течение часа. Программа предусматривает выполнение комплекса, в составе которого 15-20 упражнений, при этом учитывается уровень сложности.
Программа по пилатесу развивает позитивное мышление, помогая эффективно бороться со стрессами, учит сознательно контролировать выполнение движений, совершенствует навыки самоконтроля, помогает понимать и ощущать всё, что происходит с телом [2]. Эти навыки являются важнейшими именно для студенческой молодежи, поскольку они помогают сохранить физическое и
психическое здоровье в течение всего процесса обучения учащегося. Без тренировки и постоянного поддержания их можно легко утратить.
Цель исследования — изучение влияния занятий по системе Пилатеса на психоэмоциональное состояние студенток. Нами были использованы следующие методики: опросник САН и методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса. Также нами был использован метод математико-статистической обработки данных - ^критерий Стьюдента.
В данном исследовании выборка состояла из 30 студенток ОГУ, которые между собой были поделены на 2 группы по 15 человек - контрольную и экспериментальную. У каждой из групп было продиагностировано их эмоциональное состояние. Затем контрольная группа продолжила вести свой обычный режим жизни, исключающий занятия пилатесом. Экспериментальная же группа ввела в свой режим жизни еженедельные занятия пилатесом в течение четырех месяцев. По истечение этого времени обе группы были продиагностированы вновь.
С помощью методики «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса нам удалось выявить значительные изменения по каждой шкале у студенток из экспериментальной группы, что говорит о положительном влиянии пилатеса на психоэмоциональное состояние девушек. По показателям же контрольной группы значимых различий не выявлено (см. табл. 1).
Таблица 1
Показатели выборки до и после занятий пилатесом по методике «Самооценка эмоциональных
состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса, баллы
Экспериментальная Контрольная
До После До После
Тревожность - спокойствие 5.2±0.323 6.1±0.452 5.3±0.321 5.5±0.532
Усталость - энергичность 4.8±0.622 5.5±0.4 4.7±0.563 4.9±0.695
Подавленность - приподнятость 5.3±0.227 6±0.478 5.5±0.594 5.8±0.49
Беспомощность - уверенность 5.3±0.242 5.8±0.52 5±0.733 5.1±0.586
Источник: разработано автором
По шкале «Тревожность - спокойствие» участницы экспериментальной группы улучшили свои показатели с 5,2 до 6,1. Нами были выявлены значимые различия (Т=-6.621, р<0,001). Занятия по системе Пилатеса помогают снизить стресс и тревогу, так как развиваются терпеливость, уравновешенность и сдержанность.
Показатели шкалы «Усталость - энергичность» в экспериментальной группе возросли с 4,8 до 5,5. Выявлены так же значимые различия (Т=-3.675, р<0,01). Регулярные занятия позволяют укрепить тело, привести его в тонус и наполнить энергией. Многие респонденты отметили прилив энергии как одно из следствий занятий пилатесом.
В экспериментальной группе показатели по шкале «Подавленность - приподнятость» изменились с 5,3 до 6, выявлены значимые различия (Т=-4.881, р<0,001). Девушки после занятий стали более раскрепощенными и уверенными, уменьшилась скованность движений и робость. Многие респонденты отметили в целом улучшение настроения.
По последней шкале «Беспомощность - уверенность» были получены так же положительные результаты. В экспериментальной группе показатели изменились с 5,3 до 5,8, различия значимы (Т=-4.494, р<0,001). Занятия по системе Пилатеса поспособствовали развитию у девушек волевых качеств, а также решительности и упорности.
Результаты диагностики психоэмоционального состояния девушек по опроснику САН также показали положительные изменения у экспериментальной группы, которая посещала занятия по пилатесу на протяжении 4 месяцев. В контрольной группе значимые различия не были выявлены (см. табл. 2).
Таблица 2
Показатели выборки до и после занятий пилатесом по опроснику САН, баллы
Экспериментальная Контрольная
До После До После
Самочувствие 4.5±0.637 5.2±0.885 4.6±0.631 4.7±0.562
Активность 4±0.655 4.6±0.729 4±0.755 4.34±0.639
Настроение 4±0.655 4.7±0.602 4.1±0.699 4.3±0.732
Источник: разработано автором
Показатели по шкале «Самочувствие» в экспериментальной группе выросли с 4,5 до 5,2 баллов, (различия значимы, T=-2.455, p<0,05). Регулярные занятия пилатесом способны укрепить тело, улучшить здоровье, что конечно же позитивно сказывается на самочувствии занимающихся.
По шкале «Активность» в экспериментальной группе изменения составили 0,6 балла, показатели выросли с 4,0 до 4,6, что говорит о значимых различиях (T=-2.504, p<0,05). Активность в течение дня значительно возросла, девушки стали более бодрыми и энергичными.
Заключительная шкала «Настроение» показала значимые различия в экспериментальной группе -показатели возросли на 0,7 балла, изменившись с 4,0 до 4,7 (T=-2.953, p<0,01). С улучшением самочувствия и возросшей продуктивностью благодаря приливу сил настроение начинает так же изменяться в положительном ключе. Отмечен был переход на более позитивный эмоциональный фон.
Таким образом, мы приходи к выводу, что регулярные занятия по системе Пилатеса способны улучшить психоэмоциональное состояние девушек. Мы считаем, что введение системы Пилатес в учебную программу могло бы сказать положительно как на физическом здоровье студентов, так и на психическом. Занятия пилатесом способны повысить стрессоустойчивость, энергичность и уверенность, что так важно для современных студентов, испытывающих на себе большую учебную нагрузку. Список использованной литературы:
1. Буркова О. Лисицкая Т. Пилатес - фитнес высшего класса. / О. Буркова // Секреты стройной фигуры и оздоровления. - М.: Радуга - 2005. - 208 с.
2. Железнякова, М.В. Применение системы упражнений пилатес для студентов вузов / М.В. Железнякова, Н.Ю. Гарбар // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Сборник материалов LV Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 25 января 2017 года -Под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2017. - С. 152-158.
3. Лыженкова, Р.С. Внедрение системы пилатес в учебные занятия с девушками / Р.С. Лыженкова, Н.В. Яковлева // 2020. - № 10-2. - С. 130-133.
4. Хаимова Ю.И., Романенко Н.И. Повышение мотивации старшеклассников к видам двигательной активности. / Ю.И. Хаимова, Н.И. Романенко // Тезисы XXXX научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа: материалы конференции. Часть 2. - Краснодар. - 2013. - С. 81-82.
5. Pilates, J., Miller W. Return to Life Through Contrology. / J. Pilates, W. Miller // Kroeger А. Ewers. - 2007. -166 p.
6. Reyneke D. The pilates method of exercise & rehabilitation. / D. Reyneke // Physiotherapy in Sport. - 1993. -Vol. 3. - 18-19 p.
© Трунилова Н.В., 2023