Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СИСТЕМЕ ПИЛАТЕСА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОК'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СИСТЕМЕ ПИЛАТЕСА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОК Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Пилатес / психоэмоциональное состояние / t-критерий Стьюдента / самочувствие / активность

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трунилова Н.В.

В данной статье нами были представлены результаты психологической диагностики психоэмоционального состояния двух групп студенток – контрольной и экспериментальной. При обработке статистических данных использовался t-критерий Стьюдента. Были выявлены значимые изменения в психоэмоциональном состоянии по всем шкалам у студенток, посещающих занятия пилатесом. Нами был сделан вывод о положительном влиянии упражнений по системе Пилатеса на психоэмоциональное состояние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Трунилова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СИСТЕМЕ ПИЛАТЕСА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОК»

УДК 159.9:796.412:378

Трунилова Н.В.

Студент 3 курса ОГУ г. Оренбург, РФ

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СИСТЕМЕ ПИЛАТЕСА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ

СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОК

Аннотация

В данной статье нами были представлены результаты психологической диагностики психоэмоционального состояния двух групп студенток - контрольной и экспериментальной. При обработке статистических данных использовался ^критерий Стьюдента. Были выявлены значимые изменения в психоэмоциональном состоянии по всем шкалам у студенток, посещающих занятия пилатесом. Нами был сделан вывод о положительном влиянии упражнений по системе Пилатеса на психоэмоциональное состояние.

Ключевые слова

Пилатес, психоэмоциональное состояние, ^критерий Стьюдента, самочувствие, активность.

На данный момент одной из актуальных проблем, которая отмечается многими исследователями, является значительное снижение физической активности у студентов. Занятия спортом могут помочь в решении возникающих проблем в самочувствии, однако студенты не рассматривают спорт как способ улучшить свое физическое состояние, а воспринимают его как принудительную активность. В связи с этим возникает проблема, связанная с немотивированностью студентов к занятиям физкультурой и спортом, отсутствием заинтересованности. Ю.И. Хаимова одной из причин видит неудовлетворенность студентов предлагаемыми в их ВУЗе видами спорта [4]. Это говорит о важность вдумчивого подхода, основанного и на современных тенденциях, к выбору тех дисциплин, которые могут быть предложены студентам.

Изучив различные исследования по данной проблематике, мы можем отметить, что здоровый образ жизни не мыслится сегодня без внимательного изучения и внедрения таких видов спорта и систем упражнений, в основе которых лежит идея развития связи тела и разума. Одним из таких стала система Пилатес [1]. Именно пилатес способен оказать необходимое воздействие, повышая работоспособность, терпеливость и стрессоустойчивость, приводя в порядок функционирование важнейших систем организма человека [3].

Йозеф Пилатес почти 100 лет назад создал систему физических упражнений, которая стала серьёзным направлением в оздоровительной физической культуре. Данная система обладает высокой эффективностью при воздействии на тех, кто регулярно занимается пилатесом: люди чувствуют себя гораздо лучше, становятся выносливее, сильнее, их осанка намного улучшается, что благотворно влияет на кровообращение [5]. Как отмечает D. Reyneke, развитие силы и гибкости как результат занятий по системе Пилатеса приводит к важнейшим изменениям, касающимся психоэмоционального состояния [6].

Занятия по системе Пилатеса проходят в группе, как правило, в количестве не менее 15 человек при длительности одной тренировки в течение часа. Программа предусматривает выполнение комплекса, в составе которого 15-20 упражнений, при этом учитывается уровень сложности.

Программа по пилатесу развивает позитивное мышление, помогая эффективно бороться со стрессами, учит сознательно контролировать выполнение движений, совершенствует навыки самоконтроля, помогает понимать и ощущать всё, что происходит с телом [2]. Эти навыки являются важнейшими именно для студенческой молодежи, поскольку они помогают сохранить физическое и

психическое здоровье в течение всего процесса обучения учащегося. Без тренировки и постоянного поддержания их можно легко утратить.

Цель исследования — изучение влияния занятий по системе Пилатеса на психоэмоциональное состояние студенток. Нами были использованы следующие методики: опросник САН и методика «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса. Также нами был использован метод математико-статистической обработки данных - ^критерий Стьюдента.

В данном исследовании выборка состояла из 30 студенток ОГУ, которые между собой были поделены на 2 группы по 15 человек - контрольную и экспериментальную. У каждой из групп было продиагностировано их эмоциональное состояние. Затем контрольная группа продолжила вести свой обычный режим жизни, исключающий занятия пилатесом. Экспериментальная же группа ввела в свой режим жизни еженедельные занятия пилатесом в течение четырех месяцев. По истечение этого времени обе группы были продиагностированы вновь.

С помощью методики «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса нам удалось выявить значительные изменения по каждой шкале у студенток из экспериментальной группы, что говорит о положительном влиянии пилатеса на психоэмоциональное состояние девушек. По показателям же контрольной группы значимых различий не выявлено (см. табл. 1).

Таблица 1

Показатели выборки до и после занятий пилатесом по методике «Самооценка эмоциональных

состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса, баллы

Экспериментальная Контрольная

До После До После

Тревожность - спокойствие 5.2±0.323 6.1±0.452 5.3±0.321 5.5±0.532

Усталость - энергичность 4.8±0.622 5.5±0.4 4.7±0.563 4.9±0.695

Подавленность - приподнятость 5.3±0.227 6±0.478 5.5±0.594 5.8±0.49

Беспомощность - уверенность 5.3±0.242 5.8±0.52 5±0.733 5.1±0.586

Источник: разработано автором

По шкале «Тревожность - спокойствие» участницы экспериментальной группы улучшили свои показатели с 5,2 до 6,1. Нами были выявлены значимые различия (Т=-6.621, р<0,001). Занятия по системе Пилатеса помогают снизить стресс и тревогу, так как развиваются терпеливость, уравновешенность и сдержанность.

Показатели шкалы «Усталость - энергичность» в экспериментальной группе возросли с 4,8 до 5,5. Выявлены так же значимые различия (Т=-3.675, р<0,01). Регулярные занятия позволяют укрепить тело, привести его в тонус и наполнить энергией. Многие респонденты отметили прилив энергии как одно из следствий занятий пилатесом.

В экспериментальной группе показатели по шкале «Подавленность - приподнятость» изменились с 5,3 до 6, выявлены значимые различия (Т=-4.881, р<0,001). Девушки после занятий стали более раскрепощенными и уверенными, уменьшилась скованность движений и робость. Многие респонденты отметили в целом улучшение настроения.

По последней шкале «Беспомощность - уверенность» были получены так же положительные результаты. В экспериментальной группе показатели изменились с 5,3 до 5,8, различия значимы (Т=-4.494, р<0,001). Занятия по системе Пилатеса поспособствовали развитию у девушек волевых качеств, а также решительности и упорности.

Результаты диагностики психоэмоционального состояния девушек по опроснику САН также показали положительные изменения у экспериментальной группы, которая посещала занятия по пилатесу на протяжении 4 месяцев. В контрольной группе значимые различия не были выявлены (см. табл. 2).

Таблица 2

Показатели выборки до и после занятий пилатесом по опроснику САН, баллы

Экспериментальная Контрольная

До После До После

Самочувствие 4.5±0.637 5.2±0.885 4.6±0.631 4.7±0.562

Активность 4±0.655 4.6±0.729 4±0.755 4.34±0.639

Настроение 4±0.655 4.7±0.602 4.1±0.699 4.3±0.732

Источник: разработано автором

Показатели по шкале «Самочувствие» в экспериментальной группе выросли с 4,5 до 5,2 баллов, (различия значимы, T=-2.455, p<0,05). Регулярные занятия пилатесом способны укрепить тело, улучшить здоровье, что конечно же позитивно сказывается на самочувствии занимающихся.

По шкале «Активность» в экспериментальной группе изменения составили 0,6 балла, показатели выросли с 4,0 до 4,6, что говорит о значимых различиях (T=-2.504, p<0,05). Активность в течение дня значительно возросла, девушки стали более бодрыми и энергичными.

Заключительная шкала «Настроение» показала значимые различия в экспериментальной группе -показатели возросли на 0,7 балла, изменившись с 4,0 до 4,7 (T=-2.953, p<0,01). С улучшением самочувствия и возросшей продуктивностью благодаря приливу сил настроение начинает так же изменяться в положительном ключе. Отмечен был переход на более позитивный эмоциональный фон.

Таким образом, мы приходи к выводу, что регулярные занятия по системе Пилатеса способны улучшить психоэмоциональное состояние девушек. Мы считаем, что введение системы Пилатес в учебную программу могло бы сказать положительно как на физическом здоровье студентов, так и на психическом. Занятия пилатесом способны повысить стрессоустойчивость, энергичность и уверенность, что так важно для современных студентов, испытывающих на себе большую учебную нагрузку. Список использованной литературы:

1. Буркова О. Лисицкая Т. Пилатес - фитнес высшего класса. / О. Буркова // Секреты стройной фигуры и оздоровления. - М.: Радуга - 2005. - 208 с.

2. Железнякова, М.В. Применение системы упражнений пилатес для студентов вузов / М.В. Железнякова, Н.Ю. Гарбар // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: Сборник материалов LV Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 25 января 2017 года -Под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Центр развития научного сотрудничества", 2017. - С. 152-158.

3. Лыженкова, Р.С. Внедрение системы пилатес в учебные занятия с девушками / Р.С. Лыженкова, Н.В. Яковлева // 2020. - № 10-2. - С. 130-133.

4. Хаимова Ю.И., Романенко Н.И. Повышение мотивации старшеклассников к видам двигательной активности. / Ю.И. Хаимова, Н.И. Романенко // Тезисы XXXX научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа: материалы конференции. Часть 2. - Краснодар. - 2013. - С. 81-82.

5. Pilates, J., Miller W. Return to Life Through Contrology. / J. Pilates, W. Miller // Kroeger А. Ewers. - 2007. -166 p.

6. Reyneke D. The pilates method of exercise & rehabilitation. / D. Reyneke // Physiotherapy in Sport. - 1993. -Vol. 3. - 18-19 p.

© Трунилова Н.В., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.