УДК 796.011.3:796.41 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11203
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПИЛАТЕСА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВУШЕК 15-17 ЛЕТ
Н.Ю. Мищенко, А.А. Найн
Представлена экспериментальная программа применения системы Д. Пила-теса, предназначенная для девушек 15-17 лет, реализуемая в условиях дополнительного образования. Экспериентально доказано ее положительное влияние на состояние здоровья, уровень физической подготовленности и степень овладения техникой базовых упражнений.
Ключевые слова: дополнительное образование, пилатес, физические упражнения, оздоровительные занятия.
APPLICATION OF THE PHYSICAL Мищенко Наталья Юрьевна, канд. пед. наук,
EXERCISE SYSTEMPILATES доц., NUMishenko@yandex.ru, Россия, Челябинск, Ураль-
IN THE CONDITIONS ский государственный университет физической культуры,
OF ADDITIONAL EDUCATION Найн Анна Альбертовна, канд. пед. наук, доц.,
OF GIRLS 15-17 YEARS OLD annanain@mail.ru, Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры
Mishchenko N.Yu., candidate of pedagogical
sciences, associate professor, NUMishenko@ T.
yandex.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State Как подчеркивают мн°гие спе-
University of Physical Culture, циалисты (А.Р. Бадретдинова, Н.Ю. Ми-
Nine a.a., candidate of pedagogical sciences, щенко, 2015, В.О. Занова, 2016, Н.И. Ро-
associate professor, annanain@mail.ru, Rus- 55
sia, Chelyabinsk, Ural State University of маненко, 2016, В.А. Кузьмина, Н.И. Ро-
Physical Culture маненко, 2018, О.Н. Песина, Н.Ю. Ми-
An experimental program for the use of the D. Щенко, 2019 и др.), «сохранение и укреп-Pilates system is presented, designed for girls ление здоровья молодежи, полноценное
aged 15-17, implemTented in . of ld- развитие их личности являются важней-
ditional education. Its positive effect on the r
state of health, the level of physical fitness and шими составляющими системы физиче-the degree of mastering the technique of basic ского воспитания. Одна из главных задач
exercises has been experimentally proved.
физической культуры - выработать у Key words: additional education, Pilates, учащихся потребность в систематиче-physical exercises, heaith improving classes. ских занятиях физическими упражнениями, приобрести знания в области физкультурно-спортивной деятельности, сформировать привычку ведения здорового образа жизни» [1-4].
Однако анализ научно-методической литературы показывает, что в настоящее время среди учащихся наблюдается снижение интереса к традиционным занятиям физическими упражнениями в школе. С.В. Грудина (2012) и Ю.И. Хаимова (2013) отмечают, что причиной их низкой мотивации является отсутствие возможности выбора вида двигательной активно -сти, неудовлетворенность традиционным содержанием программного материала по физическому воспитанию [5, 6].
Из вышесказанного следует, что система физического воспитания в образовательных организациях России нуждается в обновлении как в содержательном, так и в технологическом планах.
Одним из инновационных направлений, в контексте изложенного, является применение системы физических упражнений Д. Пилатеса в условиях дополнительного образования девушек 15-17 лет. Данная система, разработанная около ста лет назад немецким врачом, тренером и спортсменом Джозефом Пилатесом, представляет собой «направление оздоровительной физической культуры, обладающее высокой степенью воздействия на функциональное состояние и физические способности занимающихся, содействует улучшению осанки, развитию гибкости, сило -вой и общей выносливости» [7]. Как отмечает D. Reyneke (1993), «основное воздействие системы Пилатеса оказывает на развитие таких физических качеств, как сила и гибкость, а также положительно влияет на психоэмоциональное состояние занимающихся» [8]. О.В. Дан (2007) подчеркивает, что «упражнения строятся так, что на сердечно-сосудистую систему приходится минимальная нагрузка. Поэтому эта система занятий максимально безопасна для любого уровня физической подготовленности» [9].
Между тем, в имеющихся научных работах, посвященных системе Пилатеса, не отражается вся многогранность возможного влияния предла -гаемых им упражнений на физическое состояние занимающихся [10, 11], не обнаружены исследования, связанные с внедрением системы Пилатес в физическое воспитание учащихся старшего школьного возраста, отсутствуют практические рекомендации по планированию, организации и прове -дению физкультурно-оздоровительных занятий по системе Д. Пилатеса с девушками 15-17 лет в условиях дополнительного образования. Все это позволило обозначить проблему исследования: каковы средства и методы применения системы Пилатеса в условиях дополнительного образования девушек 15-17 лет?
Таким образом, актуальность исследования и обозначенная про -блема позволили сформулировать противоречие между:
- наблюдаемым единообразием содержания физического воспитания школьников старших классов урочных форм, с одной стороны, и потребностью использования инновационных видов двигательной активности в условиях дополнительного образования, с другой;
- имеющейся потребностью в научной разработке и практическом применении привлекательных для девушек в возрасте 15-17 лет новых форм физкультурно-оздоровительных занятий и недостаточным научным обоснованием соответствующих методик, программ, основанных на использовании комплексов физических упражнений по системе Д. Пилатеса.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать программу тренировки по системе Д. Пилатеса в условиях дополнительного образования для девушек 15-17 лет.
Гипотеза исследования - предположено, что экспериментальная программа тренировки для девушек 15-17 лет по системе Д. Пилатеса в условиях дополнительного образования будет целесообразной и эффективной, если:
- физкультурно-оздоровительные занятия проводятся систематически;
- учитывается уровень состояния здоровья, физической подготовленности и двигательный опыт девушек 15-17 лет;
- программа тренировки для девушек разработана на основных принципах системы Д. Пилатеса;
- применяется малое оборудование: мяч для пилатеса, изотоническое кольцо, гантели, фитбол, бодибар, ролл-тренажер и др.;
- используются информационно-компьютерные технологии в процессе занятий платесом.
Задачи исследования:
1) на основе анализа научно-методической и специальной литературы выявить особенности системы Д. Пилатеса как средства оздоровительной физической культуры и направления ментального фитнеса;
2) выявить средства и методы системы Д. Пилатеса, определить условия их применения на физкультурно-оздоровительных занятиях с девушками 15-17 лет.
3) разработать экспериментальную программу тренировки по системе Д. Пилатеса и определить ее влияние на состояние здоровья, уровень физической подготовленности, формирование основ теоретических знаний и овладение техникой базовых упражнений системы у девушек 15-17 лет.
Исследование проводилось в период с сентября 2018 г. по май 2020 г. на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» Еман -желинского муниципального района Челябинской области с участием девушек старшего школьного возраста в количестве 15 чел. Девушки 15-17 лет занимались 2 раза в неделю, во второй половине дня, в течение 60 мин. Занятия проводились по экспериментальной программе «Физкультурно-оздоровительная система «Пилатес» с 1 сентября 2019 г. по 29 февраля 2020 г.
Разработанная экспериментальная программа дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий по системе Д. Пилатеса для девушек 15-17 лет предусматривала освоение занимающимися базовых упражне -ний, выполняемых под музыкальное сопровождение.
Учебный план программы был рассчитан на 158 ч, из них: 12 ч отводилось на освоение теории, 98 ч - на практические занятия и 58 ч - на самостоятельные. Изучение теоретических вопросов проводилось непосредственно в процессе практических занятий по системе Д. Пилатеса. Занятия проводились два раза в неделю по 60 мин. Один раз в неделю девушки занимались дома самостоятельно. Учебный план прохождения теоретического и практического материала представлен в табл. 1.
Таблица 1
Учебный план программы «Физкультурно-оздоровительная система «Пилатес» (с 1 сентября 2019 г. по 28 февраля 2020 г.)
№ Наименование Кол-во Теоретич. Практич. Самостоятел.
темы раздела, темы часов занятия занятия занятия
Вводное занятие
1 «Физкультурно- 6 2 2 2
оздоровительные занятия по системе Д. Пилатеса»
2 Техника дыхания 8 2 4 2
3 Техника базовых положений тела 26 2 20 4
4 Техника базовых движений 26 2 20 4
Техника базовых гимна-
5 стических упражнений по системе Д. Пилатеса 84 2 48 34
6 Контрольные занятия 8 2 4 2
Всего: 158 12 98 58
В течение первых двух месяцев (сентябрь - октябрь) девушки занимались PilatesMatwork (пилатес на матах) без какого-либо оборудования. Через два месяца занятий был введен другой вид пилатеса с применением базовых упражнений малого оборудования (фитболов, эспандеров, боди -баров, изотонических колец). По мнению Ю.В. Пармузиной, И.А. Кир-пиковой (2014), малое оборудование рекомендуется для занимающихся с разным уровнем подготовленности, в том числе с детьми и подростками [12].
Комплексы упражнений пилатеса с применением базовых упражне -ний малого оборудования чередовались с упражнениями пилатеса без оборудования, то есть в ноябре были проведены 4 занятия с использованием малого оборудования и 4 занятия без оборудования. Аналогичное планирование было применено в другие месяцы занятий.
Нами был разработан экспериментальный комплекс упражнений с пилатес-мячом (TOGU Redondo-Ball) - мягким и легким мячом диаметром 20-30 см, помогающим лучше сконцентрироваться на упражнении и
работе мышц, проконтролировать мягкость и плавность движений. Его также использовали в занятиях для поддержки поясницы, ног, живота, чтобы изолировать или напротив в большей степени задействовать те или иные мышечные группы. Занятия с мячом - это не только способ сделать тренировку веселее, интереснее, разнообразнее, но и возможность оптимизировать физическую нагрузку с целью профилактики нарушений осанки, так как в упражнениях с мячом работают не только основные мышцы, но и те, которые в обычных условиях трудно задействовать. При выполнении силовых упражнений с пилатес-мячом увеличивалась нагрузка за счет создания дополнительного сопротивления, также прорабатывались глубокие мышцы-стабилизаторы. Redondo-Ball прекрасно подходит для упражнений на растяжение и баланс, а также как предмет для релаксации и массажа.
Второй комплекс был разработан с применением изотонического кольца «Пилатес» (рис.1), которое применяется как для укрепления мышц, так и для развития чувства равновесия и координации. Упругое кольцо за счет эффекта сопротивления помогает лучше концентрировать внимание на отдельных группах мышц, что существенно улучшает качество их про -работки и является немаловажным фактором физкультурно-оздоровительных занятий. Упражнения с кольцом в пилатесе позволяют укреплять мышцы, не перегружая их. Тренируются мышцы брюшного пресса, ягодиц, груди и спины, которые отвечают за стабилизацию позвоночника.
Рис. 1. Изотоническое кольцо «Пилатес»
Физкультурно-оздоровительные занятия по экспериментальной методике включали три части: подготовительную, основную и заключительную. Длительность подготовительной части занятия составляла 10-15 % времени от общего времени занятия, основной - 65-70 % и заключительной - 5-10 %.
Основная цель подготовительной части заключалась в подготовке организма девушек 15-17 лет к основной части, а также в формировании умений определения зон излишнего напряжения в мышцах и его снятия. Все упражнения выполнялись медленно, с прямой спиной и без рывков.
Подготовительная часть занятия включала: принятие правильного положения тела, выполнение упражнений дыхательной гимнастики, на подвижность суставов и позвоночного столба. Каждое упражнение выполнялось в два подхода по 6-8 раз. В основной части занятия девушки 15-17 лет осваивали техники базовых положений тела, движений и гимнастических упражнений по системе Д. Пилатеса. Заключительная часть занятия состояла из легкого растяжения, расслабления мышц, выполнения упражнений дыхательной гимнастики.
Разработанные экспериментальные комплексы с малым оборудова -нием и без него применялись в основной части занятия. При разучивании комплексов активно использовались информационные технологии, с помощью компьютерного оборудования демонстрировалась техника выполнения каждого упражнения комплекса. При разучивании упражнений комплекса применялся раздельный способ, по мере их освоения (сигнал -зеленая, красная отметка (карточка) на компьютере), упражнения выпол -нялись непрерывно. Экспериментальные комплексы занимали 35-40 % времени в основной части занятия (рис. 2).
Рис. 2. Соотношение времени, отводимого на проведение экспериментальных комплексов пилатеса, ко времени отдельных частей занятия
Результаты исследования. Повторная комплексная оценка состояния здоровья девушек 15-17 лет была проведена в марте 2020 г. по экспресс-методике Г.Л. Апанасенко, которая выявила следующее. Произошли положительные изменения в уровне физического здоровья девушек
Упражнения системы Пилатеса, 30 %
Подготовительная часть, 20 %
Экспериметальные комплексы пилатеса, 40 %
15-17 лет. Так, уменьшилось количество девушек с низким уровнем с 2 (13,3 %) до 0 (0 %) баллов и с уровнем ниже среднего - с 6 (40,0 %) до 3 (20,0 %) баллов, увеличилось со средним уровнем - с 7 (46,7 %) до 10 (66,7 %) баллов, с уровнем выше среднего составило 2 балла (13,3%) (табл. 2, рис. 3).
Таблица 2
Уровень физического здоровья девушек 15-17лет в конце эксперимента
Показатель Уровень соматического здоровья, балл / %
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Общая оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко 0 / 0 3 / 0 10 / 66,7 2 / 13,3 0 / 0
80
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего
□ До ■ После
Рис. 3. Динамика уровня здоровья девушек 15-17 лет по экспресс-методике Г.Л. Апанасенко до и после эксперимента, %
Сравнительный анализ показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем после проведения эксперимента показал, что произошли статистически достоверные изменения в показателях частоты сердечных сокращений (ЧСС), проб Штанге и Генчи. Улучшение функционирования сердечно-сосудистой системы характеризовалось снижением показателя ЧСС на 16,2 %. Также отмечено улучшение функционирования дыхательной системы: приросты показателей в пробах Штанге и Генчи составили 33 и 30 % соответственно (табл. 3, рис. 4).
Таблица 3
Динамика показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем девушек 15-17лет (п=15) в процессе
эксперимента (Х±и)
Показатель До эксперимента После эксперимента t p Прирост, %
ЧСС, уд/мин 69,2+3,64 58,8+2,53 2,43 <0,05 16,2
Проба Штанге, с 42,0+2,98 58,6+3,31 2,67 <0,05 33,0
Проба Генчи, с 34,0+2,44 46,0+2,85 2,39 <0,05 30,0
35 30 25 20 15 10
5
0
Рис. 4. Прирост показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем девушек 15-17лет в процессе эксперимента, %
В процессе анализа показателей функционирования сердечно-сосудистой системы выявлена положительная динамика. Уменьшилось количество девушек 15-17 лет с низким уровнем - с 4 (26,7 %) до 0 чел. (0 %) и средним уровнем - с 9 (60,0 %) до 8 чел. (53,3 %), увеличилось количество девушек с высоким уровнем - с 2 (13,3 %) до 7 чел. (46,7 %). По результатам пробы Штанге выявлено, что количество девушек с низким уровнем уменьшилось с 4 (26,7 %) до 0 чел. (0 %), со средним увеличилось с 8 (53,3 %) до 9 чел. (60,0 %) и высоким - с 3 (20,0 %) до 6 чел. (40 %).
По результатам пробы Генчи наблюдалось снижение количества девушек с низким уровнем - с 5 (33,4 %) до 0 чел. (0 %), увеличение со средним - с 8 (53,3 %) до 10 чел. (66,6 %) и высоким - с 2 (13,3 %) до 5 чел. (33,4 %).
Таким образом, на основе показателей ЧСС и функциональных проб Штанге и Генчи после проведения эксперимента можно констатировать, что сердечно-сосудистая и дыхательная системы девушек находятся в «хорошем» и «отличном» состоянии.
В конце эксперимента было проведено повторное тестирование физической подготовленности девушек, которое позволило выявить произошедшие статистически достоверные изменения во всех контрольных
показателях, характеризующих скоростные, силовые, скоростно-силовые, координационные способности, а также выносливость и гибкость. Так, в тесте № 1 «Бег на 30 м» результат повысился на 17,1%, в тесте № 2 «Челночный бег 4^9 м» - на 5,5 %; в тесте № 3 «Прыжок в длину с места - на
10.8 %, в тесте № 4 «6-минутный бег» - на 15,7 %, в тесте № 5 «Наклон вперед из положения стоя» - на 26,0 %, в тесте № 6 «Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа» - на 50,0 % в тесте № 7 «Прыжки через скакалку за 1 мин» - на 11,9 %; в тесте № 8 «Поднимание туловища из положения лежа за 1 мин» - на 39,2 %, в тесте № 9 «Метание набивного мяча массой 1 кг» - на 9,4 %; в тесте № 10 «Сила кисти» - на 22,3 (правая) и 18,6 % (левая). Наибольший прирост был зафиксирован в тесте № 6 «Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа», а также тесте № 8 «Поднимание туловища из положения лежа за 1 мин».
В конце эксперимента произошло увеличение количества девушек со средним уровнем физической подготовленности - с 7 (46,7 %) до 10 чел. (66,6 %) и высоким - с 3 (20 %) до 5 чел. (33,4 %). С низким уровнем физической подготовленности девушек 15-17 лет не было.
Таким образом, разработанная экспериментальная программа спо -собствовала повышению уровня физической подготовленности девушек 15-17 лет.
По результатам проверки знаний теоретических основ системы Д. Пилатеса у девушек 15-17 лет в конце эксперимента было установлено, что произошли статистически достоверные изменения по всем 6 разделам программы. Общий балл освоения программы изменился с 3,0±1,34 до 4,6±2,94 (р<0,05).
В конце эксперимента девушки показали отличные, глубокие, систематизированные теоретические знания в вопросах теоретических основ системы Д. Пилатеса по всем разделам осваиваемой программы. Прирост качества знаний составил в разделах программы: «Техника безопасности» - 32,0 %, «Цель, задачи, принципы, характеристика системы Пилатеса» -42,1 %, «Техника дыхания» - 40,0 % «Техника базовых положений тела» -
35.9 %, «Техника базовых движений» - 42,1 %, «Техника базовых гимнастических упражнений по системе Д. Пилатеса» - 41,0 %. Общий прирост по всем разделам составил 42,1 %.
Итоговая оценка уровня овладения двигательными умениями и навыками девушек 15-17 лет изменилась значительно в лучшую сторону. Так, снизилось количество девушек с низким уровнем восприятия нового материала - с 8 (53,3 %) до 0 чел. (0 %), увеличилось со средним - с 7 (46,7 %) до 9 чел. (60,0 %) и высоким - с 0 (0 %) до 6 чел. (40,0 %). Снизилось количество девушек с низким уровнем координации движения - с 8 (53,3 %) до 2 чел. (13,3 %, увеличилось со средним - с 6 (40,0 %) до 8 чел. (53,4 %) и высоким - с 1 (6,7 %) до 5 чел. (33,3 %). Снизилось количество девушек с низким уровнем владения чувством ритма - с 8 (53,3 %) до
3 чел. (20,0 %), увеличилось со средним - с 6 (40,0 %) до 7 чел. (46,7 %) и высоким - с 1 (6,7 %) до 5 чел. (33,3 %). Выявлено, что уменьшилось количество девушек с низким уровнем умений выполнять и осваивать двигательные действия в соответствии с программой - с 9 (60,0 %) до 1 чел. (6,7 %), увеличилось со средним - с 4 (26,7 %) до 9 чел. (60,0 %) и высоким - с 2 (13,3 %) до 5 чел. (33,3 %). Общий результат по всем критериям составил: количество девушек с низким уровнем владения умениями и навыками - 2 чел. (13,3 %), со средним - 8 чел. (53,4 %), высоким - 5 чел. (33,3 %).
Анализ изменения интереса к занятиям по экспериментальной программе показал, что к концу эксперимента произошло снижение количества девушек с низким уровнем - с 8 (53,3 %) до 0 чел. (0%), увеличилось со средним (стремящихся к достижению точности и правильности выпол -нения движений, соответствия их образцу) - с 6 (40,0 %) до 8 чел. (53,4 %) и высоким - с 1 (6,7 %) до 5 чел. (33,3 %).
Протокол сформированных умений и навыков девушек 15-17 лет с цветовой оценкой (черная - низкий уровень, зеленая - средний, красная -высокий) демонстрировался девушкам на компьютере.
Оценка техники освоения базовых гимнастических упражнений по системе Пилатеса проводилась по количеству набранных девушками баллов. Анализ полученных баллов показал, что в конце эксперимента в основном все девушки освоили технику выполнения базовых упражнений Д. Пилатеса успешно, набрали от 6 до 10 баллов.
Заключение. Разработана экспериментальная программа «Физкультурно-оздоровительная система Пилатеса», предназначенная для реализации в условиях дополнительного образования, в форме групповых занятий 2 раза в неделю по 60 мин и 1 раз самостоятельно в домашних условиях с целью отработки техники выполнения базовых упражнений и формирования навыка самостоятельной тренировки. Направленность программы -повышение уровня здоровья, функциональных возможностей организма, в частности, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, теоретических основ пилатеса, а также овладение техникой базовых упражнений занимающимися.
Разработаны экспериментальные комплексы физических упражнений пилатеса для девушек 15-17 лет с применением малого оборудования (мяч для пилатеса, изотоническое кольцо) и без него, на которые отводилось 35-40 % от общего времени занятий.
Экспериментальная программа «Физкультурно-оздоровительная система Пилатеса» оказала положительное влияние на состояние здоровья и уровень физической подготовленности девушек 15-17 лет, на процесс формирования двигательных умений и навыков, получение знаний по основным вопросам системы Д. Пилатеса, а также на овладение техникой базовых упражнений пилатеса.
Список литературы
1. Бадретдинова А.Р., Мищенко Н.Ю. Особенности организации и проведения уроков по физической культуре с учащимися 12-14 лет в современных условиях // Профессиональная подготовка современного специалиста в условиях преддипломной практики: материалы. регионал. науч.-практ. конф. / под ред. М.В. Проломовой, Ю.В. Логиновой. Челябинск: Издат. центр «Уральская академия», 2015. С. 195-198.
2. Занова В.О., Романенко Н.И. Программа физического воспитания старшеклассниц на основе средств фитнеса // Бюллетень науки и практики. 2016. № 11 (12). С. 316-320.
3. Кузьмина В.А., Романенко Н.И. Методика повышения физической подготовленности девушек 16-17 лет на основе средств фитнеса // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 9 (163). С. 177-181.
4. Песина О.Н., Мищенко Н.Ю. Влияние методики комплексного использования средств фитнеса на функциональное состояние деятельно -сти дыхательной системы и физическую подготовленность детей 13-14 лет // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 4. С. 42-48.
5. Грудина С.В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. СПб.: Ре -номе, 2012. С. 70-72.
6. Хаимова Ю.И. Романенко Н.И. Повышение мотивации старшеклассников к видам двигательной активности: тезисы XXXX науч. конф. студ. и молодых ученых вузов ЮФО. Ч. 2. Краснодар, 2013. С. 81-82.
7. Return to life through contrology / J. Pilates [et al.]. Miami, 2007.
166 p.
8. Reyneke D. The pilates method of exercise & rehabilitation // Physiotherapy in sport. 1993. V. 3. P. 18-19.
9. Дан О.В. Пилатес - гимнастика звезд. СПб.: Питер, 2007. 192 с.
10. Буркова О.В. Влияние системы Пилатеса на развитие физиче -ских качеств, коррекцию телосложения и психоэмоциональное состояние женщин среднего возраста: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 217 с.
11. Рукавишникова С.К. Методика применения пилатеса как средства профилактики структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 10 (44). С. 82-86.
12. Пармузина Ю.В., Кирпикова И.А. Совершенствование осанки у детей 10-11 лет, занимающихся по системе пилатес с использованием ма -лого оборудования // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2014. № 4 (1). С. 20-24.
References
1. Badretdinova A.R., Mishchenko N.Yu. Osobennosti organizacii i provedeniya urokov po fizicheskoj kul'ture s uchashchimisya 12-14 let v sovremennyh usloviyah [Features of organizing and conducting physical education lessons with students 12-14 years old in modern conditions] // Professional training of a modern specialist in conditions of pre-dip-loma practice: materials. regional. scientific-practical conf. student, teacher, methodologists of practice / ed. M.V. Prolomova, Yu.V. Loginova. Chelyabinsk: Publisher. center "Ural Academy", 2015. P. 195-198.
2. Zanova V.O., Romanenko N.I. Programma fizicheskogo vospitaniya starsheklass-nic na osnove sredstv fitnesa [The program of physical education of high school girls based on fitness means] // Byulleten' nauki i praktiki [Bulletin of science and practice]. 2016. No. 11 (12). P. 316-320.
3. Kuz'mina V.A., Romanenko N.I. Metodika povysheniya fizicheskoj podgotovlen-nosti devushek 16-17 let na osnove sredstv fitnesa [Methods of increasing the physical fitness of girls aged 16-17 using fitness means] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2018. No. 9 (163). P. 177-181.
4. Pesina O.N., Mishchenko N.Yu. Vliyanie metodiki kompleksnogo ispol'zovaniya sredstv fitnesa na funkcional'noe sostoyanie deyatel'nosti dyhatel'noj sistemy i fizicheskuyu podgotovlennost' detej 13-14 let [Influence of the methodology of the complex use of fitness means on the functional state of the respiratory system and physical fitness of children 1314 years old] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2019.Vol. 4. No. 4. P. 42-48.
5. Grudina S.V. Aktual'nost' vnedreniya fitnes-tekhnologij v uchebno-vospitatel'nyj process shkol'nikov [The relevance of the implementation of fitness technologies in the educational process of schoolchildren] // Theory and practice of education in the modern world: materials of the II Intern. scientific. conf. Saint Petersburg: Renome, 2012. P. 70-72.
6. Haimova Yu.I. Romanenko N.I. Povyshenie motivacii starsheklassnikov k vidam dvigatel'noj aktivnosti [Increasing the motivation of high school students to the types of physical activity]: abstracts XXXX scientific. conf. stud. and young scientists of universities of the Southern Federal District. Part 2. Krasnodar, 2013. P. 81-82.
7. Return to life through contrology / J. Pilates [et al.]. Miami, 2007. 166 p.
8. Reyneke D. The pilates method of exercise & rehabilitation // Physiotherapy in sport. 1993. Vol. 3. P. 18-19.
9. Dan O.V. Pilates - gimnastika zvezd [Pilates is the gymnastics of the stars]. Saint Petersburg: Piter, 2007. 192 p.
10. Burkova O.V. Vliyanie sistemy Pilatesa na razvitie fizicheskih kachestv, korrek-ciyu teloslozheniya i psihoemocional'noe sostoyanie zhenshchin srednego vozrasta [The influence of the Pilates system on the development of physical qualities, body correction and psychoemotional state of middle-aged women]: dis. ... cand. ped. sciences. M., 2008. 217 p.
11. Rukavishnikova S.K. Metodika primeneniya pilatesa kak sredstva profilaktiki strukturno-funkcional'nyh narushenij pozvonochnika u studentok [The method of using Pilates as a means of preventing structural and functional disorders of the spine in female students] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2008. No. 10 (44). P. 82-86.
12. Parmuzina Yu.V., Kirpikova I.A. Sovershenstvovanie osanki u detej 10-11 let, zanimayushchihsya po sisteme pilates s ispol'zovaniem malogo oborudovaniya [Improving posture in children 10-11 years old, practicing Pilates with the use of small equipment] // Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training]. 2014. No. 4 (1). P. 20-24.