Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПИЛАТЕСА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВУШЕК 15–17 ЛЕТ'

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПИЛАТЕСА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВУШЕК 15–17 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / пилатес / физические упражне-ния / оздоровительные занятия / additional education / Pilates / physical exercises / health improving classes

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Наталья Юрьевна, Найн Анна Альбертовна

Представлена экспериментальная программа применения системы Д. Пила-теса, предназначенная для девушек 15–17 лет, реализуемая в условиях дополнитель-ного образования. Экспериентально доказано ее положительное влияние на состояние здоровья, уровень физической подготовленности и степень овладения техникой базо-вых упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко Наталья Юрьевна, Найн Анна Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE PHYSICAL EXERCISE SYSTEM PILATES IN THE CONDITIONS OF ADDITIONAL EDUCATION OF GIRLS 15-17 YEARS OLD

An experimental program for the use of the D. Pilates system is presented, designed for girls aged 15–17, implemented in conditions of ad-ditional education. Its positive effect on the state of health, the level of physical fitness and the degree of mastering the technique of basic exercises has been experimentally proved.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПИЛАТЕСА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВУШЕК 15–17 ЛЕТ»

УДК 796.011.3:796.41 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11203

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПИЛАТЕСА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕВУШЕК 15-17 ЛЕТ

Н.Ю. Мищенко, А.А. Найн

Представлена экспериментальная программа применения системы Д. Пила-теса, предназначенная для девушек 15-17 лет, реализуемая в условиях дополнительного образования. Экспериентально доказано ее положительное влияние на состояние здоровья, уровень физической подготовленности и степень овладения техникой базовых упражнений.

Ключевые слова: дополнительное образование, пилатес, физические упражнения, оздоровительные занятия.

APPLICATION OF THE PHYSICAL Мищенко Наталья Юрьевна, канд. пед. наук,

EXERCISE SYSTEMPILATES доц., [email protected], Россия, Челябинск, Ураль-

IN THE CONDITIONS ский государственный университет физической культуры,

OF ADDITIONAL EDUCATION Найн Анна Альбертовна, канд. пед. наук, доц.,

OF GIRLS 15-17 YEARS OLD [email protected], Россия, Челябинск, Уральский государственный университет физической культуры

Mishchenko N.Yu., candidate of pedagogical

sciences, associate professor, NUMishenko@ T.

yandex.ru, Russia, Chelyabinsk, Ural State Как подчеркивают мн°гие спе-

University of Physical Culture, циалисты (А.Р. Бадретдинова, Н.Ю. Ми-

Nine a.a., candidate of pedagogical sciences, щенко, 2015, В.О. Занова, 2016, Н.И. Ро-

associate professor, [email protected], Rus- 55

sia, Chelyabinsk, Ural State University of маненко, 2016, В.А. Кузьмина, Н.И. Ро-

Physical Culture маненко, 2018, О.Н. Песина, Н.Ю. Ми-

An experimental program for the use of the D. Щенко, 2019 и др.), «сохранение и укреп-Pilates system is presented, designed for girls ление здоровья молодежи, полноценное

aged 15-17, implemTented in . of ld- развитие их личности являются важней-

ditional education. Its positive effect on the r

state of health, the level of physical fitness and шими составляющими системы физиче-the degree of mastering the technique of basic ского воспитания. Одна из главных задач

exercises has been experimentally proved.

физической культуры - выработать у Key words: additional education, Pilates, учащихся потребность в систематиче-physical exercises, heaith improving classes. ских занятиях физическими упражнениями, приобрести знания в области физкультурно-спортивной деятельности, сформировать привычку ведения здорового образа жизни» [1-4].

Однако анализ научно-методической литературы показывает, что в настоящее время среди учащихся наблюдается снижение интереса к традиционным занятиям физическими упражнениями в школе. С.В. Грудина (2012) и Ю.И. Хаимова (2013) отмечают, что причиной их низкой мотивации является отсутствие возможности выбора вида двигательной активно -сти, неудовлетворенность традиционным содержанием программного материала по физическому воспитанию [5, 6].

Из вышесказанного следует, что система физического воспитания в образовательных организациях России нуждается в обновлении как в содержательном, так и в технологическом планах.

Одним из инновационных направлений, в контексте изложенного, является применение системы физических упражнений Д. Пилатеса в условиях дополнительного образования девушек 15-17 лет. Данная система, разработанная около ста лет назад немецким врачом, тренером и спортсменом Джозефом Пилатесом, представляет собой «направление оздоровительной физической культуры, обладающее высокой степенью воздействия на функциональное состояние и физические способности занимающихся, содействует улучшению осанки, развитию гибкости, сило -вой и общей выносливости» [7]. Как отмечает D. Reyneke (1993), «основное воздействие системы Пилатеса оказывает на развитие таких физических качеств, как сила и гибкость, а также положительно влияет на психоэмоциональное состояние занимающихся» [8]. О.В. Дан (2007) подчеркивает, что «упражнения строятся так, что на сердечно-сосудистую систему приходится минимальная нагрузка. Поэтому эта система занятий максимально безопасна для любого уровня физической подготовленности» [9].

Между тем, в имеющихся научных работах, посвященных системе Пилатеса, не отражается вся многогранность возможного влияния предла -гаемых им упражнений на физическое состояние занимающихся [10, 11], не обнаружены исследования, связанные с внедрением системы Пилатес в физическое воспитание учащихся старшего школьного возраста, отсутствуют практические рекомендации по планированию, организации и прове -дению физкультурно-оздоровительных занятий по системе Д. Пилатеса с девушками 15-17 лет в условиях дополнительного образования. Все это позволило обозначить проблему исследования: каковы средства и методы применения системы Пилатеса в условиях дополнительного образования девушек 15-17 лет?

Таким образом, актуальность исследования и обозначенная про -блема позволили сформулировать противоречие между:

- наблюдаемым единообразием содержания физического воспитания школьников старших классов урочных форм, с одной стороны, и потребностью использования инновационных видов двигательной активности в условиях дополнительного образования, с другой;

- имеющейся потребностью в научной разработке и практическом применении привлекательных для девушек в возрасте 15-17 лет новых форм физкультурно-оздоровительных занятий и недостаточным научным обоснованием соответствующих методик, программ, основанных на использовании комплексов физических упражнений по системе Д. Пилатеса.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать программу тренировки по системе Д. Пилатеса в условиях дополнительного образования для девушек 15-17 лет.

Гипотеза исследования - предположено, что экспериментальная программа тренировки для девушек 15-17 лет по системе Д. Пилатеса в условиях дополнительного образования будет целесообразной и эффективной, если:

- физкультурно-оздоровительные занятия проводятся систематически;

- учитывается уровень состояния здоровья, физической подготовленности и двигательный опыт девушек 15-17 лет;

- программа тренировки для девушек разработана на основных принципах системы Д. Пилатеса;

- применяется малое оборудование: мяч для пилатеса, изотоническое кольцо, гантели, фитбол, бодибар, ролл-тренажер и др.;

- используются информационно-компьютерные технологии в процессе занятий платесом.

Задачи исследования:

1) на основе анализа научно-методической и специальной литературы выявить особенности системы Д. Пилатеса как средства оздоровительной физической культуры и направления ментального фитнеса;

2) выявить средства и методы системы Д. Пилатеса, определить условия их применения на физкультурно-оздоровительных занятиях с девушками 15-17 лет.

3) разработать экспериментальную программу тренировки по системе Д. Пилатеса и определить ее влияние на состояние здоровья, уровень физической подготовленности, формирование основ теоретических знаний и овладение техникой базовых упражнений системы у девушек 15-17 лет.

Исследование проводилось в период с сентября 2018 г. по май 2020 г. на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» Еман -желинского муниципального района Челябинской области с участием девушек старшего школьного возраста в количестве 15 чел. Девушки 15-17 лет занимались 2 раза в неделю, во второй половине дня, в течение 60 мин. Занятия проводились по экспериментальной программе «Физкультурно-оздоровительная система «Пилатес» с 1 сентября 2019 г. по 29 февраля 2020 г.

Разработанная экспериментальная программа дополнительных физкультурно-оздоровительных занятий по системе Д. Пилатеса для девушек 15-17 лет предусматривала освоение занимающимися базовых упражне -ний, выполняемых под музыкальное сопровождение.

Учебный план программы был рассчитан на 158 ч, из них: 12 ч отводилось на освоение теории, 98 ч - на практические занятия и 58 ч - на самостоятельные. Изучение теоретических вопросов проводилось непосредственно в процессе практических занятий по системе Д. Пилатеса. Занятия проводились два раза в неделю по 60 мин. Один раз в неделю девушки занимались дома самостоятельно. Учебный план прохождения теоретического и практического материала представлен в табл. 1.

Таблица 1

Учебный план программы «Физкультурно-оздоровительная система «Пилатес» (с 1 сентября 2019 г. по 28 февраля 2020 г.)

№ Наименование Кол-во Теоретич. Практич. Самостоятел.

темы раздела, темы часов занятия занятия занятия

Вводное занятие

1 «Физкультурно- 6 2 2 2

оздоровительные занятия по системе Д. Пилатеса»

2 Техника дыхания 8 2 4 2

3 Техника базовых положений тела 26 2 20 4

4 Техника базовых движений 26 2 20 4

Техника базовых гимна-

5 стических упражнений по системе Д. Пилатеса 84 2 48 34

6 Контрольные занятия 8 2 4 2

Всего: 158 12 98 58

В течение первых двух месяцев (сентябрь - октябрь) девушки занимались PilatesMatwork (пилатес на матах) без какого-либо оборудования. Через два месяца занятий был введен другой вид пилатеса с применением базовых упражнений малого оборудования (фитболов, эспандеров, боди -баров, изотонических колец). По мнению Ю.В. Пармузиной, И.А. Кир-пиковой (2014), малое оборудование рекомендуется для занимающихся с разным уровнем подготовленности, в том числе с детьми и подростками [12].

Комплексы упражнений пилатеса с применением базовых упражне -ний малого оборудования чередовались с упражнениями пилатеса без оборудования, то есть в ноябре были проведены 4 занятия с использованием малого оборудования и 4 занятия без оборудования. Аналогичное планирование было применено в другие месяцы занятий.

Нами был разработан экспериментальный комплекс упражнений с пилатес-мячом (TOGU Redondo-Ball) - мягким и легким мячом диаметром 20-30 см, помогающим лучше сконцентрироваться на упражнении и

работе мышц, проконтролировать мягкость и плавность движений. Его также использовали в занятиях для поддержки поясницы, ног, живота, чтобы изолировать или напротив в большей степени задействовать те или иные мышечные группы. Занятия с мячом - это не только способ сделать тренировку веселее, интереснее, разнообразнее, но и возможность оптимизировать физическую нагрузку с целью профилактики нарушений осанки, так как в упражнениях с мячом работают не только основные мышцы, но и те, которые в обычных условиях трудно задействовать. При выполнении силовых упражнений с пилатес-мячом увеличивалась нагрузка за счет создания дополнительного сопротивления, также прорабатывались глубокие мышцы-стабилизаторы. Redondo-Ball прекрасно подходит для упражнений на растяжение и баланс, а также как предмет для релаксации и массажа.

Второй комплекс был разработан с применением изотонического кольца «Пилатес» (рис.1), которое применяется как для укрепления мышц, так и для развития чувства равновесия и координации. Упругое кольцо за счет эффекта сопротивления помогает лучше концентрировать внимание на отдельных группах мышц, что существенно улучшает качество их про -работки и является немаловажным фактором физкультурно-оздоровительных занятий. Упражнения с кольцом в пилатесе позволяют укреплять мышцы, не перегружая их. Тренируются мышцы брюшного пресса, ягодиц, груди и спины, которые отвечают за стабилизацию позвоночника.

Рис. 1. Изотоническое кольцо «Пилатес»

Физкультурно-оздоровительные занятия по экспериментальной методике включали три части: подготовительную, основную и заключительную. Длительность подготовительной части занятия составляла 10-15 % времени от общего времени занятия, основной - 65-70 % и заключительной - 5-10 %.

Основная цель подготовительной части заключалась в подготовке организма девушек 15-17 лет к основной части, а также в формировании умений определения зон излишнего напряжения в мышцах и его снятия. Все упражнения выполнялись медленно, с прямой спиной и без рывков.

Подготовительная часть занятия включала: принятие правильного положения тела, выполнение упражнений дыхательной гимнастики, на подвижность суставов и позвоночного столба. Каждое упражнение выполнялось в два подхода по 6-8 раз. В основной части занятия девушки 15-17 лет осваивали техники базовых положений тела, движений и гимнастических упражнений по системе Д. Пилатеса. Заключительная часть занятия состояла из легкого растяжения, расслабления мышц, выполнения упражнений дыхательной гимнастики.

Разработанные экспериментальные комплексы с малым оборудова -нием и без него применялись в основной части занятия. При разучивании комплексов активно использовались информационные технологии, с помощью компьютерного оборудования демонстрировалась техника выполнения каждого упражнения комплекса. При разучивании упражнений комплекса применялся раздельный способ, по мере их освоения (сигнал -зеленая, красная отметка (карточка) на компьютере), упражнения выпол -нялись непрерывно. Экспериментальные комплексы занимали 35-40 % времени в основной части занятия (рис. 2).

Рис. 2. Соотношение времени, отводимого на проведение экспериментальных комплексов пилатеса, ко времени отдельных частей занятия

Результаты исследования. Повторная комплексная оценка состояния здоровья девушек 15-17 лет была проведена в марте 2020 г. по экспресс-методике Г.Л. Апанасенко, которая выявила следующее. Произошли положительные изменения в уровне физического здоровья девушек

Упражнения системы Пилатеса, 30 %

Подготовительная часть, 20 %

Экспериметальные комплексы пилатеса, 40 %

15-17 лет. Так, уменьшилось количество девушек с низким уровнем с 2 (13,3 %) до 0 (0 %) баллов и с уровнем ниже среднего - с 6 (40,0 %) до 3 (20,0 %) баллов, увеличилось со средним уровнем - с 7 (46,7 %) до 10 (66,7 %) баллов, с уровнем выше среднего составило 2 балла (13,3%) (табл. 2, рис. 3).

Таблица 2

Уровень физического здоровья девушек 15-17лет в конце эксперимента

Показатель Уровень соматического здоровья, балл / %

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Общая оценка уровня здоровья по Г.Л. Апанасенко 0 / 0 3 / 0 10 / 66,7 2 / 13,3 0 / 0

80

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего

□ До ■ После

Рис. 3. Динамика уровня здоровья девушек 15-17 лет по экспресс-методике Г.Л. Апанасенко до и после эксперимента, %

Сравнительный анализ показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем после проведения эксперимента показал, что произошли статистически достоверные изменения в показателях частоты сердечных сокращений (ЧСС), проб Штанге и Генчи. Улучшение функционирования сердечно-сосудистой системы характеризовалось снижением показателя ЧСС на 16,2 %. Также отмечено улучшение функционирования дыхательной системы: приросты показателей в пробах Штанге и Генчи составили 33 и 30 % соответственно (табл. 3, рис. 4).

Таблица 3

Динамика показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем девушек 15-17лет (п=15) в процессе

эксперимента (Х±и)

Показатель До эксперимента После эксперимента t p Прирост, %

ЧСС, уд/мин 69,2+3,64 58,8+2,53 2,43 <0,05 16,2

Проба Штанге, с 42,0+2,98 58,6+3,31 2,67 <0,05 33,0

Проба Генчи, с 34,0+2,44 46,0+2,85 2,39 <0,05 30,0

35 30 25 20 15 10

5

0

Рис. 4. Прирост показателей деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем девушек 15-17лет в процессе эксперимента, %

В процессе анализа показателей функционирования сердечно-сосудистой системы выявлена положительная динамика. Уменьшилось количество девушек 15-17 лет с низким уровнем - с 4 (26,7 %) до 0 чел. (0 %) и средним уровнем - с 9 (60,0 %) до 8 чел. (53,3 %), увеличилось количество девушек с высоким уровнем - с 2 (13,3 %) до 7 чел. (46,7 %). По результатам пробы Штанге выявлено, что количество девушек с низким уровнем уменьшилось с 4 (26,7 %) до 0 чел. (0 %), со средним увеличилось с 8 (53,3 %) до 9 чел. (60,0 %) и высоким - с 3 (20,0 %) до 6 чел. (40 %).

По результатам пробы Генчи наблюдалось снижение количества девушек с низким уровнем - с 5 (33,4 %) до 0 чел. (0 %), увеличение со средним - с 8 (53,3 %) до 10 чел. (66,6 %) и высоким - с 2 (13,3 %) до 5 чел. (33,4 %).

Таким образом, на основе показателей ЧСС и функциональных проб Штанге и Генчи после проведения эксперимента можно констатировать, что сердечно-сосудистая и дыхательная системы девушек находятся в «хорошем» и «отличном» состоянии.

В конце эксперимента было проведено повторное тестирование физической подготовленности девушек, которое позволило выявить произошедшие статистически достоверные изменения во всех контрольных

показателях, характеризующих скоростные, силовые, скоростно-силовые, координационные способности, а также выносливость и гибкость. Так, в тесте № 1 «Бег на 30 м» результат повысился на 17,1%, в тесте № 2 «Челночный бег 4^9 м» - на 5,5 %; в тесте № 3 «Прыжок в длину с места - на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10.8 %, в тесте № 4 «6-минутный бег» - на 15,7 %, в тесте № 5 «Наклон вперед из положения стоя» - на 26,0 %, в тесте № 6 «Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа» - на 50,0 % в тесте № 7 «Прыжки через скакалку за 1 мин» - на 11,9 %; в тесте № 8 «Поднимание туловища из положения лежа за 1 мин» - на 39,2 %, в тесте № 9 «Метание набивного мяча массой 1 кг» - на 9,4 %; в тесте № 10 «Сила кисти» - на 22,3 (правая) и 18,6 % (левая). Наибольший прирост был зафиксирован в тесте № 6 «Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа», а также тесте № 8 «Поднимание туловища из положения лежа за 1 мин».

В конце эксперимента произошло увеличение количества девушек со средним уровнем физической подготовленности - с 7 (46,7 %) до 10 чел. (66,6 %) и высоким - с 3 (20 %) до 5 чел. (33,4 %). С низким уровнем физической подготовленности девушек 15-17 лет не было.

Таким образом, разработанная экспериментальная программа спо -собствовала повышению уровня физической подготовленности девушек 15-17 лет.

По результатам проверки знаний теоретических основ системы Д. Пилатеса у девушек 15-17 лет в конце эксперимента было установлено, что произошли статистически достоверные изменения по всем 6 разделам программы. Общий балл освоения программы изменился с 3,0±1,34 до 4,6±2,94 (р<0,05).

В конце эксперимента девушки показали отличные, глубокие, систематизированные теоретические знания в вопросах теоретических основ системы Д. Пилатеса по всем разделам осваиваемой программы. Прирост качества знаний составил в разделах программы: «Техника безопасности» - 32,0 %, «Цель, задачи, принципы, характеристика системы Пилатеса» -42,1 %, «Техника дыхания» - 40,0 % «Техника базовых положений тела» -

35.9 %, «Техника базовых движений» - 42,1 %, «Техника базовых гимнастических упражнений по системе Д. Пилатеса» - 41,0 %. Общий прирост по всем разделам составил 42,1 %.

Итоговая оценка уровня овладения двигательными умениями и навыками девушек 15-17 лет изменилась значительно в лучшую сторону. Так, снизилось количество девушек с низким уровнем восприятия нового материала - с 8 (53,3 %) до 0 чел. (0 %), увеличилось со средним - с 7 (46,7 %) до 9 чел. (60,0 %) и высоким - с 0 (0 %) до 6 чел. (40,0 %). Снизилось количество девушек с низким уровнем координации движения - с 8 (53,3 %) до 2 чел. (13,3 %, увеличилось со средним - с 6 (40,0 %) до 8 чел. (53,4 %) и высоким - с 1 (6,7 %) до 5 чел. (33,3 %). Снизилось количество девушек с низким уровнем владения чувством ритма - с 8 (53,3 %) до

3 чел. (20,0 %), увеличилось со средним - с 6 (40,0 %) до 7 чел. (46,7 %) и высоким - с 1 (6,7 %) до 5 чел. (33,3 %). Выявлено, что уменьшилось количество девушек с низким уровнем умений выполнять и осваивать двигательные действия в соответствии с программой - с 9 (60,0 %) до 1 чел. (6,7 %), увеличилось со средним - с 4 (26,7 %) до 9 чел. (60,0 %) и высоким - с 2 (13,3 %) до 5 чел. (33,3 %). Общий результат по всем критериям составил: количество девушек с низким уровнем владения умениями и навыками - 2 чел. (13,3 %), со средним - 8 чел. (53,4 %), высоким - 5 чел. (33,3 %).

Анализ изменения интереса к занятиям по экспериментальной программе показал, что к концу эксперимента произошло снижение количества девушек с низким уровнем - с 8 (53,3 %) до 0 чел. (0%), увеличилось со средним (стремящихся к достижению точности и правильности выпол -нения движений, соответствия их образцу) - с 6 (40,0 %) до 8 чел. (53,4 %) и высоким - с 1 (6,7 %) до 5 чел. (33,3 %).

Протокол сформированных умений и навыков девушек 15-17 лет с цветовой оценкой (черная - низкий уровень, зеленая - средний, красная -высокий) демонстрировался девушкам на компьютере.

Оценка техники освоения базовых гимнастических упражнений по системе Пилатеса проводилась по количеству набранных девушками баллов. Анализ полученных баллов показал, что в конце эксперимента в основном все девушки освоили технику выполнения базовых упражнений Д. Пилатеса успешно, набрали от 6 до 10 баллов.

Заключение. Разработана экспериментальная программа «Физкультурно-оздоровительная система Пилатеса», предназначенная для реализации в условиях дополнительного образования, в форме групповых занятий 2 раза в неделю по 60 мин и 1 раз самостоятельно в домашних условиях с целью отработки техники выполнения базовых упражнений и формирования навыка самостоятельной тренировки. Направленность программы -повышение уровня здоровья, функциональных возможностей организма, в частности, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, теоретических основ пилатеса, а также овладение техникой базовых упражнений занимающимися.

Разработаны экспериментальные комплексы физических упражнений пилатеса для девушек 15-17 лет с применением малого оборудования (мяч для пилатеса, изотоническое кольцо) и без него, на которые отводилось 35-40 % от общего времени занятий.

Экспериментальная программа «Физкультурно-оздоровительная система Пилатеса» оказала положительное влияние на состояние здоровья и уровень физической подготовленности девушек 15-17 лет, на процесс формирования двигательных умений и навыков, получение знаний по основным вопросам системы Д. Пилатеса, а также на овладение техникой базовых упражнений пилатеса.

Список литературы

1. Бадретдинова А.Р., Мищенко Н.Ю. Особенности организации и проведения уроков по физической культуре с учащимися 12-14 лет в современных условиях // Профессиональная подготовка современного специалиста в условиях преддипломной практики: материалы. регионал. науч.-практ. конф. / под ред. М.В. Проломовой, Ю.В. Логиновой. Челябинск: Издат. центр «Уральская академия», 2015. С. 195-198.

2. Занова В.О., Романенко Н.И. Программа физического воспитания старшеклассниц на основе средств фитнеса // Бюллетень науки и практики. 2016. № 11 (12). С. 316-320.

3. Кузьмина В.А., Романенко Н.И. Методика повышения физической подготовленности девушек 16-17 лет на основе средств фитнеса // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 9 (163). С. 177-181.

4. Песина О.Н., Мищенко Н.Ю. Влияние методики комплексного использования средств фитнеса на функциональное состояние деятельно -сти дыхательной системы и физическую подготовленность детей 13-14 лет // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4. № 4. С. 42-48.

5. Грудина С.В. Актуальность внедрения фитнес-технологий в учебно-воспитательный процесс школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. СПб.: Ре -номе, 2012. С. 70-72.

6. Хаимова Ю.И. Романенко Н.И. Повышение мотивации старшеклассников к видам двигательной активности: тезисы XXXX науч. конф. студ. и молодых ученых вузов ЮФО. Ч. 2. Краснодар, 2013. С. 81-82.

7. Return to life through contrology / J. Pilates [et al.]. Miami, 2007.

166 p.

8. Reyneke D. The pilates method of exercise & rehabilitation // Physiotherapy in sport. 1993. V. 3. P. 18-19.

9. Дан О.В. Пилатес - гимнастика звезд. СПб.: Питер, 2007. 192 с.

10. Буркова О.В. Влияние системы Пилатеса на развитие физиче -ских качеств, коррекцию телосложения и психоэмоциональное состояние женщин среднего возраста: дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 217 с.

11. Рукавишникова С.К. Методика применения пилатеса как средства профилактики структурно-функциональных нарушений позвоночника у студенток // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 10 (44). С. 82-86.

12. Пармузина Ю.В., Кирпикова И.А. Совершенствование осанки у детей 10-11 лет, занимающихся по системе пилатес с использованием ма -лого оборудования // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2014. № 4 (1). С. 20-24.

References

1. Badretdinova A.R., Mishchenko N.Yu. Osobennosti organizacii i provedeniya urokov po fizicheskoj kul'ture s uchashchimisya 12-14 let v sovremennyh usloviyah [Features of organizing and conducting physical education lessons with students 12-14 years old in modern conditions] // Professional training of a modern specialist in conditions of pre-dip-loma practice: materials. regional. scientific-practical conf. student, teacher, methodologists of practice / ed. M.V. Prolomova, Yu.V. Loginova. Chelyabinsk: Publisher. center "Ural Academy", 2015. P. 195-198.

2. Zanova V.O., Romanenko N.I. Programma fizicheskogo vospitaniya starsheklass-nic na osnove sredstv fitnesa [The program of physical education of high school girls based on fitness means] // Byulleten' nauki i praktiki [Bulletin of science and practice]. 2016. No. 11 (12). P. 316-320.

3. Kuz'mina V.A., Romanenko N.I. Metodika povysheniya fizicheskoj podgotovlen-nosti devushek 16-17 let na osnove sredstv fitnesa [Methods of increasing the physical fitness of girls aged 16-17 using fitness means] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2018. No. 9 (163). P. 177-181.

4. Pesina O.N., Mishchenko N.Yu. Vliyanie metodiki kompleksnogo ispol'zovaniya sredstv fitnesa na funkcional'noe sostoyanie deyatel'nosti dyhatel'noj sistemy i fizicheskuyu podgotovlennost' detej 13-14 let [Influence of the methodology of the complex use of fitness means on the functional state of the respiratory system and physical fitness of children 1314 years old] // Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreaciya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation]. 2019.Vol. 4. No. 4. P. 42-48.

5. Grudina S.V. Aktual'nost' vnedreniya fitnes-tekhnologij v uchebno-vospitatel'nyj process shkol'nikov [The relevance of the implementation of fitness technologies in the educational process of schoolchildren] // Theory and practice of education in the modern world: materials of the II Intern. scientific. conf. Saint Petersburg: Renome, 2012. P. 70-72.

6. Haimova Yu.I. Romanenko N.I. Povyshenie motivacii starsheklassnikov k vidam dvigatel'noj aktivnosti [Increasing the motivation of high school students to the types of physical activity]: abstracts XXXX scientific. conf. stud. and young scientists of universities of the Southern Federal District. Part 2. Krasnodar, 2013. P. 81-82.

7. Return to life through contrology / J. Pilates [et al.]. Miami, 2007. 166 p.

8. Reyneke D. The pilates method of exercise & rehabilitation // Physiotherapy in sport. 1993. Vol. 3. P. 18-19.

9. Dan O.V. Pilates - gimnastika zvezd [Pilates is the gymnastics of the stars]. Saint Petersburg: Piter, 2007. 192 p.

10. Burkova O.V. Vliyanie sistemy Pilatesa na razvitie fizicheskih kachestv, korrek-ciyu teloslozheniya i psihoemocional'noe sostoyanie zhenshchin srednego vozrasta [The influence of the Pilates system on the development of physical qualities, body correction and psychoemotional state of middle-aged women]: dis. ... cand. ped. sciences. M., 2008. 217 p.

11. Rukavishnikova S.K. Metodika primeneniya pilatesa kak sredstva profilaktiki strukturno-funkcional'nyh narushenij pozvonochnika u studentok [The method of using Pilates as a means of preventing structural and functional disorders of the spine in female students] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2008. No. 10 (44). P. 82-86.

12. Parmuzina Yu.V., Kirpikova I.A. Sovershenstvovanie osanki u detej 10-11 let, zanimayushchihsya po sisteme pilates s ispol'zovaniem malogo oborudovaniya [Improving posture in children 10-11 years old, practicing Pilates with the use of small equipment] // Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training]. 2014. No. 4 (1). P. 20-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.