Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ И ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ И ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
300
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г Н. Атрощенко, И Н. Сахарова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the impact of physical classes at a higher educational establishment on the cardiovascular and respiratory systems of students. First- and second-year students who did physical exercises in accordance with the curriculum and fourth-year students who did not were followed up. Blood pressure and heart rate before and after exercise and the maximum oxygen consumption were used as parameters that characterized the state of the cardiovascular and respiratory systems. No physical exercises in third- and fourth-year students were shown to negatively affect their cardiorespiratory system. The current introduction of physical exercises at all courses of higher educational establishments is positively appreciated.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ И ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ»

® Г. Н. АТРОЩЕНКО, И. Н. САХАРОВА, 2005 УДК 613.71-057.875-07

Г. Н. Атрощенко, И. Н. Сахарова

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ НА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТУЮ И ДЫХАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ

Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к здоровью и интеллектуальным возможностям молодежи. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов [6]. Это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности.

Первые попытки оценки состояния здоровья студентов были проведень1 уже в 20-е годы XX века. Среди студентов этого периода были наиболее распространены такие заболевания, как туберкулез легких (до 18%), ревматические заболевания сердца (30%), малокровие (10—65%), неврастения (10— 28%), малярия. У 30% студентов отмечались значительные отклонения в физическом развитии. Так, в 5 вузах страны в 1925 г. годными к строевой службе оказались лишь 60% студентов-мужчин. У современных студентов на первое место выходят функциональные заболевания нервной системы, кариес зубов, хронические воспалительные заболевания ЛОР-органов, миопия, гипертоническая болезнь, заболевания органов пищеварения. Большинство из этих заболеваний возникает в школе, что связано прежде всего с большой перегруженностью школьных программ. Из года в год увеличивается число абитуриентов с теми или иными нарушениями здоровья (от 17 до 30%) [1, 3, 7].

Согласно государственной программе обязательные занятия по физкультуре в вузе должны проводиться первые два года обучения 2 раза в неделю, в последующие годы — факультативно, медицинские обследования — один раз в год. Врачебный контроль за физическим воспитанием студента включает исследование физического развития и состояния здоровья, а также определение с помощью тестов влияния физических нагрузок (занятий физкультурой) на организм.

Студенты колледжей, вузов, университетов в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной подготовки разделены на 3 группы: основную, подготовительную и специальную. Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья, занимаются в специальных медицинских группах. Комплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу являются то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспиратор-ной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами — другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения — третью; имеющие отклонения со стороны центральной нервной системы — четвертую. Студенты в таких группах обычно характеризуются слабым физическим развитием и низким функцио-

нальным состоянием. Они, как правило, были освобождены от уроков физкультуры в школе. У них часто возникают простудные заболевания, а в осен-не-зимний период происходит их обострение [4, 5].

Средствами физического воспитания в специальных медицинских группах являются дозированные физические упражнения, которые вызывают допустимые, соответствующие функциональным возможностям организма реакции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Степень нагрузки строго контролируют и регулируют. При сердечнососудистых заболеваниях применяют физические упражнения с постоянно возрастающей нагрузкой. В начальном периоде занятий используют упражнения малой интенсивности, увеличивающие частоту сердечных сокращений (ЧСС) на 25—30% от исходного уровня. В дальнейшем включают дозированные нагрузки средней интенсивности, повышающие ЧСС на 40—45%, а также упражнения большой интенсивности, повышающие пульс на 70-80%.

Основой тренировочного процесса является использование упражнений на выносливость, оказывающих наиболее благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, что помогает студентам адаптироваться к условиям обучения и успешно выполнять весь объем учебной и общественно-производственной работы.

Несмотря на это, по данным обследования 4000 студентов МГУ [6], зафиксировано ухудшение состояния здоровья студентов за время обучения. Если принять уровень здоровья студентов I курса за 100%, то на II курсе он снижается в среднем до 92%, на III — до 83%, на IV — до 76%. Безусловно, на ухудшение состояния здоровья молодежи влияют многие факторы: неупорядочный режим дня, несвоевременный прием пищи, малое пребывание на свежем воздухе, курение и др. В то же время студенты недостаточно времени уделяют регулярным занятиям спортом, закаливанию, оздоровительным мероприятиям.

В связи с этим в настоящее время в соответствии с решением правительства вводятся занятия по физической культуре на всех курсах вузов, что зачастую встречает негативную реакцию студентов, особенно старших курсов.

В настоящей работе мы поставили перед собой задачу изучить динамику некоторых показателей сердечно-сосудистой системы при физической нагрузке у студентов разных курсов.

Под наблюдением находились студенты I, II и IV курсов, по 50 человек в каждой группе. При этом занятия физкультурой проводились только у студентов I и II курсов. Студенты IV курса выступали в качестве контроля, так как в течение 2 лет на III и IV курсах согласно учебному плану занятий физкультурой у них не было.

В качестве показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы, были ис-

Динамика показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем у студентов

Обследуемые АД™ Р АД lin Р ЧСС, в 1 мин Р KB МПК Р

Студенты I курса

до физической нагрузки 108 ± 2,36 < 0,001 71 ± 1,92 > 0,05 71 ± 2,41 < 0,05 21 ± 1,83 57 ± 2,24 < 0,05

после физической нагрузки 121 ± 1,81 75 ± 1,94 81 ± 4,12 18 ± 1,12

Студенты II курса

до физической нагрузки 107 ± 2,09 < 0,001 66 ± 1,73 < 0,001 74 ± 1,58 < 0,001 20 ± 1,56 46 ± 1,68

после физической нагрузки 120 ± 2,19 77 ± 2,06 96 ± 2,66 24 ± 2,01

Студенты IV курса

до физической нагрузки 114 ± 2,26 < 0,05 70 ± 2,35 < 0,05 73 ± 2,08 < 0,001 18 ± 0,97 42 ± 1,27 < 0,05

после физической нагрузки 124 ± 2,74 79 ± 2,48 95 ± 4,12 22 ± 1,23

пользованы уровень АД (АДтах и АДт|п) и ЧСС до и после физической нагрузки (25 приседаний). Подсчитывался коэффициент выносливости (КВ) по формуле А. Квааса. Интегральным показателем, характеризующим тренированность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, служил уровень максимального потребления кислорода (МПК), определяемый с помощью степ-теста. Расчет МПК производился по модифицированной формуле До-бельна [2].

Полученные результаты представлены в таблице.

Как видно из таблицы, повышение АДтш после физической нагрузки произошло у студентов всех курсов, что является статистически достоверным. У студентов I и II курсов оно увеличилось примерно на 12%, а у студентов IV курса — на 9%. Однако при сравнении динамики АД1п1п наблюдаются значительные изменения: если у студентов I курса после физической нагрузки оно практически не изменилось, то у студентов II курса статистически достоверно увеличилось с 66 ± 1,73 до 77 ± 2,06 (17%) мм рт. ст., а у студентов IV курса с 70 ± 2,35 до 79 ± 2,48 (13%) мм рт. ст., что свидетельствует о недостаточной физической тренированности этих студентов.

Среди наиболее важных показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы, особое место принадлежит ЧСС. Сравнивая пульс у студентов разных курсов, отмечаем, что после физической нагрузки этот показатель статистически достоверно увеличился во всех группах студентов, причем наиболее существенно у студентов IV курса. Так, у студентов I курса ЧСС возоосла с 71 ± 2,41 до 81 ± 4,12 (14%) в 1 мин, II курса - с 74 ± 1,58 до 96 ± 2,66 (29%) в 1 мин, IV - с 73 ± 2,08 до 95 ± 4,12 (30%) в 1 мин.

Как известно, справиться с физической нагрузкой сердце может или за счет учащения пульса или за счет увеличения систолического объема. Эти отношения характеризует КВ. Увеличение КВ после физической нагрузки свидетельствует о недостаточной тренированности сердечной мышцы, уменьшение — об удовлетворительной или хорошей тренированности. Как показали наши исследования, после физической нагрузки КВ снижается только у студентов I курса. У студентов II и IV курсов этот показатель примерно одинаково повышался — 20 и 22% соответственно.

Таким образом, изменения показателей сердеч-но-сосудистой системы у студентов после физической нагрузки показывают, что степень тренированности от младших курсов к старшим снижается.

Параллельно с изучением динамики показателей сердечно-сосудистой системы были прослежены изменения максимального потребления кислорода у студентов. Установлено, что этот показатель статистически достоверно уменьшается от I к IV курсу. Студентов I курса можно отнести к разряду тренированных, так как их показатель составил 57 ± 2,24 мл кислорода на 1 кг массы тела (для тренированных людей их возраста он должен быть равен 57—58 мл кислорода на 1 кг массы тела) [21. Студенты II и IV курсов относятся к категории нетренированных. Для них оптимальный показатель составляет 60—62 мл кислорода на 1 кг массы тела, в то время как у студентов обследуемых групп он составил на II курсе только 46 ± 1,68 мл на 1 кг массы тела, на IV курсе — 42 ± 1,27 мл на 1 кг массы тела. Следовательно, и этот показатель свидетельствует о снижении физической активности студентов к старшим курсам.

Полученные результаты позволяют предположить, что уменьшение физической активности отрицательно влияет на кардиореспираторную систему студентов, поэтому можно только приветствовать введение обязательных занятий физкультурой на всех курсах вузов.

Литература

1. Байер К., Штейнберг Л. Здоровый образ жизни. — М., 1997.

2. Гуминский А. А. и др. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. — М., 1990.

3. Дубровский В. И. Спортивная медицина. — М., 1999.

4. Иванов С. М. Врачебный контроль и лечебная физкультура. — М., 1970.

5. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие. - 1999.

6. Физическая культура студентов / Под ред. В. И. Ви-ленского. — М., 2001.

7. Хрипкова А. Г., Колесов Д. И. Гигиена и здоровье школьника. — М., 1998.

Поступила 26.11.03

Summary. The paper deals with the impact of physical classes at a higher educational establishment on the cardiovascular and respiratory systems of students. First- and second-year students who did physical exercises in accordance with the curriculum and fourth-year students who did not were followed up. Blood pressure and heart rate before and after exercise and the maximum oxygen consumption were used as parameters that characterized the state of the cardiovascular and respiratory systems. No physical exercises in third- and fourth-year students were shown to negatively affect their cardiorespiratory system. The current introduction of physical exercises at all courses of higher educational establishments is positively appreciated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.