Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА ПРОИЗВОЛЬНОГО УМЕНЬШЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП ФИЗКУЛЬТУРЫ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА ПРОИЗВОЛЬНОГО УМЕНЬШЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП ФИЗКУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — M.А. Карапетян, С.А. Абраамян, Н.С. Акопян, М.В. Надирян, Н.Ю. Адамян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Three-month decreased voluntary optimum respiration rate (DVORR) trainings during therapeutic exercises in students with various abnormalities caused increases in vital capacity and chest circumference amplitude. DVORR also affected cardiovascular performance. During exercises, heart rate decreased and pulse pressure increased, suggesting economized cardiac performance and better myocardial function. The use of this method in the students reduces morbidity, improves health, and increases physical fitness and progress in studies.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА ПРОИЗВОЛЬНОГО УМЕНЬШЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП ФИЗКУЛЬТУРЫ»

Вероятно, гормональная система девочек особенно чувствительна к этим изменениям в системе гуморальной регуляции деятельности мозга и внутренних органов.

Выводы. 1. Экологически неблагоприятные факторы, связанные с интенсивным движением автотранспорта, снижают у мальчиков быстроту, а у девочек быстроту, гибкость, координационные способности и аэробную производительность (МПК, мл/мин/кг).

2. Экологически неблагоприятные факторы снижают уровень формирования двигательных навыков, в том числе навыка правильной осанки, навыков в ходьбе и беге, выполнения "восьмерки" мячом вокруг ног. Кроме того, у девочек снижается уровень формирования навыка прыжка через скакалку.

Л итература

1. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966.

2. Грицинская В. Л. // Гиг. и сан. — 2002. — № 3. — С. 48-49.

3. Гуминский А. А., Леонтьева И. Н., Маринова К. В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии: Учебное пособие. — М., 1990.

4. Дембо А. Г. Практические занятия по врачебному контролю. — М., 1976. — С. 72.

5. Дубровский В. А. Валеологии. Здоровый образ жизни.

- М„ 1999.

6. Измеров Н. Ф., Волкова 3. А. // Вестн. АМН СССР.

- 1990. - № 7. - С. 26-28.

7. Кайсина И. Т. Половое и физическое развитие девочек и его зависимость от сезона года и техногенных факторов: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — Киров, 2003.

8. Карелин А. О., Кузнецов А. А., Масычев В. Н. // Всероссийская научная конф. с международным участием. - СПб., 1999. - С. 179.

9. Кучма В. Р. // Гиг. и сан. - 2002. - № 6. - С. 51-53.

10. Лебедева К. Л. Физическое и половое развитие девочек в зависимости от социальных и экологических факторов: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Архангельск, 2003.

11. Лебедева Н. Т. Профилактическая физкультура для детей: Пособие для педагогов и воспитателей. — Минск, 2004.

12. Лях В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 — 11 классов. — М., 1996. — С. 106-205.

13. Окружающая природная среда Кировской области / Под ред. Т. Я. Ашихминой и др. — Киров, 1996.

14. Толе тогу зов С. Н., Лепунова О. Л., Ковязина М. В., Плотникова С. В. // Экологические образования: актуальные проблемы. — 1999. — № 1. — С. 258— 259.

15. Туликова О. В. Развитие детей и успешность их образовательной деятельности в зависимости от пола, типа темперамента, функциональной асимметрии мозга и других факторов: Аворсф. дис.... канд. биол. наук. - Киров, 2004. - С. 160.

16. Экология и здоровье детей / Под ред. М. Я. Студе-никина. - М., 1998.

17. Jurchuk О. A., Tuljakova О. К, Tsirkin V. /., Trukhina S. I. Ц Eur. J. Natural History. - 2006. - N 3. -P. 81-82.

Поступила 26.12.06

Summary. Physical fitness, physical capacity, motor skill development were studied in 875 first-form pupils (470 boys and 405 girls) living in the ecologically poor and good districts of the town of Kirov.

The ecologically poor factors associated with heavy traffic were found to be associated with reduced rapidity in boys and rapidity, flexibility, coordination capacities, and aerobic performance in girls. These factors also lowered the formation of motor skills, including the skills of light steps, walking, running, and ball figure-of-eight performance around the legs. In addition, the formation of skipping skills was decreased in girls.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008

УДК 613.96:615.825.1.03:616-057.875].015.4

М. А. Карапетян, С. А. Абраамян, Н. С. Акопян, М. В. Надирян, Н. Ю. Адамян

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА ПРОИЗВОЛЬНОГО УМЕНЬШЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП ФИЗКУЛЬТУРЫ

Ереванский государственный университет; Армянский государственный педагогический университет им. X. Абовяна, Ереван

Способность человека произвольно управлять дыханием выражается в умении сознательно менять частоту и глубину дыхательных движений. Произвольное оптимальное уменьшение частоты дыхания (ПОУЧД), т. е. произвольное уменьшение минутного объема дыхания (МОД) приводит к эко-номизации внешнего дыхания и способствует образованию защитных механизмов организма.

Применение этого метода приводит к повышению умственной способности и уровня внимания школьников младшего возраста [11] и взрослых людей [13], улучшает электрическую активность миокарда людей пожилого возраста [5], повышает уровень экономичности сердечной деятельности при выполнении физической работы высокой и предельной мощности [6, 7].

Метод произвольной регуляции дыхания применяется также в терапевтических целях при различных функциональных нарушениях организма с целью предотвращения глубокой патологии и активации защитно-приспособительных реакций.

Насыщенные учебные нагрузки и экзаменационные стрессы в высшей школе предъявляют повышенные требования к здоровью учащихся, что может сильно отразиться на здоровье студентов с определенным фоном патологии различных физиологических функций. Мы ставили целью проведение исследования эффективности произвольной оптимизации дыхания у студентов, имеющих кардиореспираторные нарушения, различные хронические заболевания, аллергии, травмы, включенных в лечебные группы физкультуры по рекомендации врача.

Таблица 1

Влияние произвольного уменьшения ЧД на испытуемых с кардио-респираторными нарушениями (1-я группа)

Параметр До тренировок После тренировок Р

Жизненная емкость

легких, мл 2378,57 ± 2,91 2778,57 ± 3,96 < 0,001

Частота дыхательных

движений в 1 мин 16,69 ± 0,32 14,31 ± 0,35 < 0,01

Амплитуда грудной

клетки,см 2,31 ± 0,19 4,25 ± 0,24 < 0,001

Сила кисти, кгс:

правая 22,31 ± 0,41 26,25 ± 0,46 < 0,01

левая 20,50 ± 0,43 24,12 ± 0,49 < 0,01

Частота пульса, удар

в мин:

1 97,87 ± 0,70 84,75 ± 0,69 < 0,001

2 126,00 ± 0,93 113,75 ± 0,76 < 0,01

3 104,62 ± 0,69 91,13 ± 0,69 < 0,001

Пульсовое дарение,

мм рт. ст.:

1 32,77 + 1,52 32,27 + 1,60

2 41,36 ± 1,75 46,1 ± 1,51 < 0,05

3 31,36 ± 1,55 31,52 ± 1,72

Примечание. Здесь и в табл. 2, 3: 1 — в покое; 2 — сразу после физических упражнений; 3 — через 10 мин после физических упражнений.

Исследования были проведены на студентах (48 человек) 3 лечебных групп физкультуры I курса Армянского педагогического университета. В 1-ю группу были включены студенты (16 человек) с различными кардиореспираторными нарушениями — аритмии, нейроциркуляторная дистония, недостаточность митральных клапанов, хроническая пневмония; во 2-ю группу — 16 человек с другими хроническими заболеваниями, в том числе с нарушением зрения, аллергией, хроническими болезнями почек, травмами конечностей, слабым физическим состоянием; 3-я группа (16 человек) была контрольной. Все студенты были женского пола в возрасте 17—20 лет.

В первых 2 группах во время урока физкультуры студентам давалась команда произвольно уменьшить частоту дыхания до 6 дыхательных движений в минуту. При этом каждый вдох и выдох сочетался с 2—8 фазами движений щадящих динамических упражнений с малой амплитудой (по программе лечебной физкультуры).

Урок физкультуры длился 50 мин с кратковременными перерывами на отдых. С целью быстрого и точного усвоения навыка ПОУЧД в начале урока в состоянии покоя в течение 10 мин проводились дыхательные упражнения по ПОУЧД. Испытуемым давалась команда медленно вдыхать (в течение 7—8 с) так, чтобы к концу вдоха оставалась возможность продолжения вдоха. Выдох происходил непроизвольно. Студентам давалось домашнее задание: каждый день 3 раза по 10 мин повторять дыхательные упражнения.

В 3-й группе тренировки ПОУЧД не проводили. У студентов этой группы вдох и выдох сочетались с фазами динамических физических упражнений, облегчающих и усиливающих вдыхательные и выдыхательные движения грудной клетки.

У всех испытуемых до начала тренировки в покое измерялись частота пульса (ЧП), частота дыха-

ния (ЧД), артериальное давление (АД), сила правой и левой кистей (динамометром), амплитуда дыхания (разница окружности грудной клетки при вдохе и выдохе), жизненная емкость легких (ЖЕЛ) (спирометром). Эти параметры измерялись дважды: до начала тренировки произвольной оптимизации дыхания (в начале учебного семестра в начале марта) и по окончании курса (в конце семестра в конце мая), т. е. через 3 мес.

Полученные данные подвергли статистическому анализу по критерию Стьюдента.

Сокращение частоты дыхательных движений до 6 в мин было легче переносимо для испытуемых, так как эта частота в условиях нашего эксперимента оказалась оптимальной для поддержания объема дыхания, необходимого для обеспечения метаболических потребностей организма, поскольку данный уровень представляет собой границу, ниже которой дыхание выводится из-под влияния произвольной сферы и попадает под контроль рефлек-торно-гуморальных механизмов. Некоторые авторы [10] полагают, что невозможность уменьшения МОД ниже данного уровня определяется в основном развитием гиперкапнии вследствие альвеолярной гиповентиляции, неотъемлемым признаком которой является высокое напряжение С02 в артериальной крови [14].

Полученные данные показали, что после 3-ме-сячной тренировки произвольного уменьшения МОД у студентов 1-й и 2-й групп наблюдалось увеличение ЖЕЛ приблизительно на 17%, а у 3-й — всего на 2%. Это свидетельствует о том, что дыхательные тренировки способствуют увеличению подвижности грудной клетки, что подтверждается достоверным (р < 0,001) увеличением амплитуды окружности грудной клетки у студентов 1-й и 2-й групп на 1,94 и 1,43 см соответственно (табл. 1, 2). В 1-й группе увеличение амплитуды составляет всего 0,19 см (табл. 3).

В нашем исследовании 3-месячные дыхательные тренировки приводили к частичному сохране-

Таблица 2

Влияние произвольного уменьшения ЧД на испытуемых с различными нарушениями здоровья (2-я группа)

Параметр До тренировок После тренировок Р

Жизненная емкость

легких, мл 2481, 25 ± 4,37 2893,75 ± 4,35 < 0,01

Ч астота дыхател ьн ых

движений в 1 мин 17,56 ± 0,34 15,69 ± 0,35 < 0,02

Амплитуда грудной

клетки, см 2,38 ± 0,18 3,81 ± 0,24 < 0,001

Сила кисти, кгс:

правая 22,00 ± 0,45 25,53 ± 0,49 < 0,02

левая 20,00 ± 0,50 22,93 ± 0,44 < 0,05

Частота пульса, удар

в мин:

1 87,63 ± 0,65 80,84 ± 0,65 < 0,02

2 114,00 ± 0,82 116,0 ± 0,84 <0,5

3 94,84 ± 0,66 86,00 ± 0,65 < 0,01

Пульсовое давление,

мм рт. ст.:

1 30,65 ± 1,12 31,25 ± 1,43

2 42,24 ± 1,82 49,28 ± 1,96 < 0,01

3 30,78 ± 1,09 31,63 ± 1,37

Таблица 3

Результаты физических упражнений у студентов с различными патологиями без произвольного уменьшения ЧД (1-я группа)

Параметр

До тренировок После тренировок

Жизненная емкость

легких, мл Частота дыхательных

движений в 1 мин Амплитуда грудной

клетки, см Сила кисти, кгс: правая левая Частота пульса, удар в мин: 1 2 3

Пульсовое давление, мм рт. ст.: 1 2 3

2418,75 ± 3,39

17.31 ± 0,33 2,91 ± 0,18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23.32 ± 0,48 25,56 ± 0,49

89,50 ± 0,66 130,37 ± 0,88 99,00 ± 0,70

32,65 ± 1,50 40,72 ± 1,21 32,20 ± 1,23

2468,75 ± 3,67 17,12 ± 0,32 2,38 + 0,20

25,19 ± 0,57 22,63 ± 0,48

87,88 ± 0,64 120,62 ± 0,76 94,94 ± 0,61

32,17 ± 1,53 45,62 ± 1,26 32,42 ± 1,09

< 0,05

< 0,01

нию уменьшения ЧД после перехода на непроизвольную регуляцию внешнего дыхания. Так, у студентов 1-й и 2-й групп ЧД в покое уменьшилась соответственно на 2,7 и 1,9 дыхательных движений в мин, т. е. произошла автоматизация нового ритма дыхания.

Поданным М. Е. Маршака [10], А. Ф. Григорян и соавт. [7], у спортсменов произвольное управление дыханием, связанное с физическими упражнениями, становится привычным и может приводить к закреплению редкого и глубокого дыхания, эко-номизирующее воздействие которого проявляется в приросте поглощения кислорода на 1 л МОД, увеличении уровня аэробных возможностей дыхания. В итоге возникает верная перспектива перехода субоптимальной фазы экономизации внешнего дыхания в оптимальную [2].

Известно также, что перемещение воздушного потока в процессе дыхания сопряжено с немалой затратой энергии дыхательной мускулатуры. При вдохе приходится преодолевать эластическое сопротивление легких и тканей грудной клетки, эластическое сопротивление перемещающихся при дыхании органов грудной и брюшной полости, а также сопротивление трахеобронхиального дерева [3]. Следовательно, при малой ЧД часть сэкономленной энергии может расходоваться на улучшение функционального состояния, в том числе и на повышение физических возможностей организма. Для выявления последних измеряли силу правой и левой рук с помощью динамометра. При этом наблюдали достоверное увеличение силы обеих рук (р < 0,01) (см. табл. 1, 2). Сравнительный анализ этого показателя у экспериментальных и контрольной групп показал, что комбинирование дыхательных и физических упражнений более эффективно, чем только физические упражнения, о чем свидетельствует слабовыраженное увеличение силы рук студенток контрольной группы (см. табл. 3).

Корреляционный анализ ЖЕЛ и ЧД (с учетом 150 мл мертвого пространства) во время дыхатель-

ных упражнении до и после тренировок свидетельствует об увеличении количества воздуха, участвующего в газообмене. Так, если у 1-й группы оно вначале составляло (2378—150) мл'6 = 13 368 мл, то в результате тренировок стало (2778—150) мл • 6 = 15 774 мл, что на 18% больше. Увеличение этого показателя на 16,7% наблюдалось также во

2-й группе.

Произвольное уменьшение легочной вентиляции и экономизация внешнего дыхания, изменяющие центральные механизмы регуляции дыхания, могут также существенно менять деятельность сердечно-сосудистой системы. Так, у студенток 1-й группы ЧП в состоянии покоя составляла 97,87 ± 0,70 ударов в мин. Во время физических упражнений пульс учащался, достигая 126,0 ± 0,93 ударов в мин, и через 10 мин после упражнений продолжал оставаться выше нормы (104,62 ± 0,69 ударов в мин).

Через 3 мес после тренировок отмечалось достоверное уменьшение ЧП в покое до 84,75 ± 0,69 ударов в мин у студенток с кардиореспираторными нарушениями (см. табл. 1).

Определенные положительные сдвиги частоты сердечных сокращений (ЧСС) наблюдались также у студенток 2-й группы (см. табл. 2), у студенток

3-й группы этот показатель существенно не менялся (см. табл. 3).

Известно, что на разных уровнях головного мозга существуют тесные связи между дыхательным и сердечно-сосудистым регулирующими центрами. Связи этих функциональных систем действуют начиная от сенсорных полей до бульбарных центров дыхания и сердечно-сосудистой системы. Взаимодействие этих двух функций организма обусловлено функциональным состоянием, эмоциональной и физической напряженностью организма. Эти две системы, обеспечивающие организм кислородом, являются индикатором адаптивной деятельности человека. Установлена тесная положительная корреляция уровня МОД с ЧСС и минутным объемом крови, т. е. с параметрами, характеризующими интенсивность физической работы. Это позволяет предположить, что при выполнении физической работы с одной и той же мощностью и длительностью уменьшение МОД корригирует с уменьшением ЧСС и повышает ее экономичность [13]. С другой стороны, замедленное глубокое дыхание с задержкой на высоте вдоха, уменьшая давление воздуха в грудной клетке, облегчает приток венозной крови к сердцу. Кроме того, накопление в организме углекислоты, происходящее при замедлении дыхания, ведет к расширению сердечных сосудов и следовательно улучшает питание сердечной мышцы [1, 7].

Известно, что реакции сердца и сосудов при произвольной задержке дыхания на вдохе определяются взаимодействием ряда рефлекторных воздействий с механо- и хеморецепторами сосудистых рефлексогенных зон, легочных сосудов и паренхимы [8]. При этом существенную роль играют изменения давления в легких, грудной и брюшной полостях, определенное сочетание которых в той или иной степени влияет на венозный приток крови к сердцу, от которого зависят величины АД во время

задержки дыхания на вдохе [9]. Следует обратить внимание на то, что в нашем исследовании показатели АД в результате 3-месячных тренировок достоверно не менялись ни в состоянии покоя, ни на фоне физических упражнений. Однако пульсовое давление после физической нагрузки во вссх группах достоверно увеличивалось за счет некоторого повышения систолического и снижения диа-столического давлений (см. табл. 1, 2). Этот факт является подтверждением улучшения функционального состояния миокарда, так как величина пульсового давления, как известно, пропорциональна выбрасываемой сердцем крови при каждой систоле.

Следует отметить, что во время дыхательных упражнений студентам давалась команда сосредоточиваться на брюшном дыхании. Известно, что сокращение отдельных дыхательных мышц при выполнении различных двигательных актов регулируется на разных уровнях. Эти мышцы далеко не в одинаковой степени могут подчиняться произвольным влияниям. Межреберные мышцы хорошо регулируются произвольно. Деятельность же диафрагмы является преимущественно автономной и мало зависит от функции высших отделов ЦНС [3]. Поэтому диафрагмальное (брюшное) дыхание требует больше волевых усилий. Кроме того, глубокое диафрагмальное дыхание обеспечивает массаж внутренних органов и усиливает кровообращение в органах малого таза.

Следует обратить внимание на то, что в течение 3-месячных тренировок наблюдалось снижение заболеваемости и улучшение самочувствия студентов, о чем они говорили уже через несколько тренировок. Положительные сдвиги в здоровье студентов являются результатом тесной взаимосвязи экономизации функций различных систем организма, поскольку она, по данным литературы [4], происходит не только на системном, органном, но и на клеточном, субклеточном, молекулярном уровнях. Наблюдалось также некоторое повышение успеваемости во время сессионных экзаменов второго семестра по сравнению с экзаменами первого семестра. Это могло быть результатом улучшения психологического состояния и образования определенных механизмов по снижению экзаменационных стрессов.

Экспериментальные данные показали, что только физические тренировки с непроизвольной регуляцией дыхания являются недостаточно эффективным способом для его экономизации, о чем свидетельствуют и данные литературы [12].

Таким образом, применение метода произвольного уменьшения ЧД в лечебных группах физической культуры вуза довольно эффективно действует на здоровье студентов с кардиореспираторными нарушениями. Видимо, в результате дыхательных тренировок меняются адаптационные механизмы метаболизма и активность дыхательных ферментов аэробного дыхания, которые приводят к новому уровню кислородного обеспечения, следовательно, к значительным изменениям кислородообеспечи-ваюших органов и систем [7]. Этот метод можно применять также в нормальных группах физкультуры как лечебно-профилактическое мероприятие

с целью повышения резервных возможностей организма. Экономичность внешнего дыхания (ЭВД) благодаря тесной взаимосвязи с экономизацией функции других систем организма является инте-гративным показателем гармоничности его развития. Это подтверждается положительной корреляцией увеличения ЭВД с остальными показателями физического состояния: снижением заболеваемости, экономичностью сердечной деятельности, физической и умственной работоспособностью.

Метод прост в применении, однако волевой контроль над дыханием, направленный на изменение естественного ритма и переход на новый ритм дыхания, способствует образованию и укреплению волевых качеств, которые положительно сказываются на поведении студентов.

Выводы. 1. 3-месячные тренировки ПОУЧД во время занятий лечебной физкультурой у студентов с различными нарушениями здоровья приводили к увеличению ЖЕЛ, увеличению подвижности грудной клетки, что подтверждается достоверным увеличением амплитуды окружности грудной клетки. К концу тренировок наблюдалась частичная автоматизация уменьшения ЧД.

2. ПОУЧД влияло также на деятельность сердеч-но-сосудистой системы. На фоне физических упражнений достоверно уменьшалась ЧСС, увеличивалось пульсовое давление, которое свидетельствует об экономизации сердечной деятельности и улучшения функционального состояния миокарда.

3. В результате применения этого метода снижается заболеваемость, улучшается самочувствие, повышается физическая работоспособность и успеваемость студентов.

Литература

1. Агаджанян Н. А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма. — М., 1981.

2. Агаджанян Н. А., Гневушев В. В., Катков А. Ю. Адаптация к гипоксии и биоэкономика внешнего дыхания. - М., 1987.

3. Бресте И. С. Произвольное управление дыханием у человека. — М., 1975.

4. Бреслав И. С., Исаев Г. Г. Физиология дыхания. — М., 1994.

5. Гневушев В. В., Пересыпкин В. А. Геронтология и гериатрия. — Киев, 1975.

6. Граевская Н. О. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему. — М., 1975.

7. Григорян А. Ф., Акопян Н. С., Адамян Н. Ю., Арутю-нян Р. С. // Теор. и практ. физ. культуры. — 2003. — № И. - С. 58-61.

8. Лоога Р. Ю. // Произвольное управление дыханием человека: Тезисы докладов. — Л., 1975. — С. 26.

9. Малкин В. Б., Гора Е. П. // Успехи физиол. наук. — 1998. - Т. 29, № 1. - С. 37-42.

10. Маршак М. Е. Регуляция дыхания у человека. — М., 1961.

11. Осмиренко Г. И. // Материалы I науч.-метод. конф. "Физическое воспитание и спорт, лечебная физкультура и врачебный контроль". — Ставрополь, 1966. - С. 70.

12. Сорока С. И., Родкина Т. П. // Материалы симпозиума "Интеграция механизмов регуляции функций". — Майкоп, 1996. - С. 77.

13. Федоренко В. Я. Влияние экономичности внешнего дыхания на физическое состояние студентов: Авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. — М., 1982.

14. Fishman А. Р. // Bull. Physiopathol. Resp. — 1972. -N 8. - P. 971-990.

Поступила 18.12.06

Summary. Three-month decreased voluntary optimum respiration rate (DVORR) trainings during therapeutic exercises in students with various abnormalities caused increases in vital capacity and chest circumference amplitude.

DVORR also affected cardiovascular performance. During exercises, heart rate decreased and pulse pressure increased, suggesting economized cardiac performance and better myocardial function.

The use of this method in the students reduces morbidity, improves health, and increases physical fitness and progress in studies.

С Т. К. ФЕДОТОВА. 2008 УДК 613.95:572.51-07

Т. К. Федотова

ДИНАМИКА СОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА МОСКОВСКИХ ДЕТЕЙ

НИИ и Музей антропологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва

Последние два столетия развития цивилизации без преувеличения можно назвать роковыми в биологической истории Homo sapiens как вида. Индустриальная революция, начавшаяся еще на рубеже XVII—XVIII веков, заменила современному человечеству необходимость мышечных усилий. Информационная революция последних десятилетий, особенно глобальная сеть Интернет, претендует на то, чтобы освободить нас от необходимости усилий умственных. Успехи современной медицины практически "отменили" дифференциальную смертность новорожденных. Культурологический фактор планирования семьи значительно снизил рождаемость и отрицательно сказался на дифференциальной фертильности. Последние два обстоятельства означают по существу драматическое ослабление факторов естественного отбора. Все перечисленные обстоятельства касаются в полной мере урбанизированного населения индустриальных стран, живущего в информационно плотной антропогенной среде. Эта среда, в частности среда мегаполисов, к разряду которых в полной мере можно отнести и Москву, по многим параметрам альтернативна природной нише охотников и собирателей, в которой формировался геном современного человека. Гиподинамия современного населения, или "двигательный голод", в противовес большой двигательной нагрузке древнего населения; переход к стратегиям искусственного вскармливания детей грудного возраста в противовес длительному, вплоть до 2,5 лет, по данным археологических исследований, грудному кормлению, существенно укрепляющему индивидуальный иммунитет; большое количество консервантов, гормоноподобных веществ в продуктах питания, генетически модифицированные продукты в противовес естественному белковоуглеводному рациону наших предков; наконец, экологический стресс промышленных зон, многократно превышающий любой возможный стресс природных экологических ниш, — все эти обстоятельства или параметры среды значительно снижают возможности собственно биологической адаптации, выдвигая на первый план адаптацию поведенческую. Ресурсы нашего генома велики и, безусловно, сравнимы с избыточностью нейронной сети головного мозга, однако пластичность или скорость реагирования генома, обеспечивающего биологическую адаптацию, измеряется поколениями, а пластичность нейронной сети не-

прерывна и мгновенна на протяжении всего индивидуального онтогенеза. Усиление интенсивности роста и ускорение процессов морфофункциональ-ной дифференцировки под воздействием нейро-генных факторов как следствие расширения сферы психоэмоциональных ощущений следует, по-видимому, признать существенным отличием нашего времени [2]. Определенные адаптивные преимущества в такой среде имеет благодаря своему гормональному статусу эктоморф (лептосом), т. е. современный "манифестный" акселерат, у которого вы-сокорослость сопровождается узкосложенностью телосложения и относительным уменьшением поперечного развития тела. Некоторое ослабление физического статуса при таком соматическом типе компенсируется расширением возможностей социальной адаптации в современной информационно плотной антропогенной среде: смягчение агрессии, увеличение числа межнейронных связей, улучшение памяти, повышение вербальности [11], по-видимому, пониженный уровень тревожности, более адекватная самооценка, возможно, лучшая переносимость статических нагрузок.

Надо отметить, что антропогенный стресс современной урбанизированной среды в отличие от экологии естественных ниш не дает строгого вектора или ориентира адаптации. Поэтому увеличение морфологического полиморфизма представляет такую же выраженную тенденцию соматической динамики населения, как и тенденция к лептосо-мизации. Обе эти тенденции можно считать факторами дополнительной стабильности урбанизированных популяций.

В настоящей работе рассматривается динамика соматического статуса московских детей 3—17 лет примерно за 50 лет, охватывающих последнюю четверть современного двухсотлетнего секулярного тренда.

К анализу привлечены несколько антропологических серий данных, в которых присутствует стандартный набор классических антропометрических признаков [1]: продольная выборка детей Москвы 3—7 лет 1965—1969 гг. [10], поперечное обследование детей Москвы 3—7 лет 1973—1974 гг. [7], продольное обследование детей Москвы 3—7 лет 1974—1978 гг. [6], поперечное обследование детей Москвы 3—7 лет 1981 г. (архивы НИИ и Музея антропологии МГУ) [7], поперечное обследование детей Москвы 3—7 лет 2005 г. [5], продольное об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.