Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ПРОЯВЛЕНИЕ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ПРОЯВЛЕНИЕ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
футбол / физические упражнения / самоконтроль / общение / старшеклассники / подростки / физическая культура / спорт / учебно-тренировочный процесс / командные действия / соревнования / football / physical exercises / self-control / communication / high school students / teenagers / physical culture / sports / educational and training process / team actions / competitions

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дугина Валентина Васильевна, Якимова Елена Алексеевна, Романов Виталий Петрович

В статье представлены результаты исследовательской работы, направленной на изучение особенности влияния занятий футболом на проявление самоконтроля в общении старшеклассников. Основная задача педагогического эксперимента состояла в оценке эффективности разработанной методики формирования эффективного общения в юношеском спортивном коллективе.Мы предположили, что если реализуется управление развитием самоконтроля в учебно-воспитательном процессе и используется комплекс физических упражнений, развивающий психомоторные качества, как особенности психофизической саморегуляции в общении, то занятия футболом будут эффективными для проявления самоконтроля в общении старших подростков. В процессе проведенного исследования выявлено, что физические упражнения, применяемые в процессе игры в футбол, влияют на проявление самоконтроля в общении подростков.При этом проявление взаимопомощи в процессе выполнения физических упражнений, используемых в футболе, является одним из ключевых показателей проявления самоконтроля в общении детей старшего школьного возраста.Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы учителями физической культуры и тренерами спортивных секций в процессе психологической подготовки занимающихся к участию в соревнованиях по футболу различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дугина Валентина Васильевна, Якимова Елена Алексеевна, Романов Виталий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a research work aimed at studying the peculiarities of the influence of football on the manifestation of self-control in high school communication. The main task of the pedagogical experiment was to evaluate the effectiveness of the developed methodology for the formation of effective communication in a youth sports team. We assumed that if the management of the development of self-control is implemented in the educational process and a set of physical exercises is used that develops psychomotor qualities as features of psycho-physical self-regulation in communication, then football classes will be effective for the manifestation of self-control in the communication of older adolescents. In the course of the study, it was revealed that physical exercises used in the process of playing football affect the manifestation of self-control in communication among adolescents. At the same time, the manifestation of mutual assistance in the process of performing physical exercises used in football is one of the key indicators of self-control in the communication of high school children. The results obtained in the course of the study can be used by physical education teachers and coaches of sports sections in the process of psychological preparation of students for participation in football competitions of various levels.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ПРОЯВЛЕНИЕ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ»

Педагогика

УДК 159.9:796(045)

кандидат педагогических наук, доцент Дугина Валентина Васильевна

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); кандидат биологических наук, доцент Якимова Елена Алексеевна

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Романов Виталий Петрович

Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева (г. Саранск)

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФУТБОЛОМ НА ПРОЯВЛЕНИЕ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследовательской работы, направленной на изучение особенности влияния занятий футболом на проявление самоконтроля в общении старшеклассников. Основная задача педагогического эксперимента состояла в оценке эффективности разработанной методики формирования эффективного общения в юношеском спортивном коллективе.Мы предположили, что если реализуется управление развитием самоконтроля в учебно-воспитательном процессе и используется комплекс физических упражнений, развивающий психомоторные качества, как особенности психофизической саморегуляции в общении, то занятия футболом будут эффективными для проявления самоконтроля в общении старших подростков. В процессе проведенного исследования выявлено, что физическиеупражнения, применяемые в процессе игры в футбол, влияют на проявление самоконтроля в общении подростков.При этом проявление взаимопомощи в процессе выполнения физических упражнений, используемых в футболе, является одним из ключевых показателей проявления самоконтроля в общении детей старшего школьного возраста.Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы учителями физической культуры и тренерами спортивных секций в процессе психологической подготовкизанимающихся к участию в соревнованиях по футболу различного уровня.

Ключевые слова: футбол, физические упражнения, самоконтроль, общение, старшеклассники, подростки, физическая культура, спорт, учебно-тренировочный процесс, командные действия, соревнования.

Annotation. The article presents the results of a research work aimed at studying the peculiarities of the influence of football on the manifestation of self-control in high school communication. The main task of the pedagogical experiment was to evaluate the effectiveness of the developed methodology for the formation of effective communication in a youth sports team. We assumed that if the management of the development of self-control is implemented in the educational process and a set of physical exercises is used that develops psychomotor qualities as features of psychophysical self-regulation in communication, then football classes will be effective for the manifestation of self-control in the communication of older adolescents. In the course of the study, it was revealed that physical exercises used in the process of playing football affect the manifestation of self-control in communication among adolescents. At the same time, the manifestation of mutual assistance in the process of performing physical exercises used in football is one of the key indicators of self-control in the communication of high school children. The results obtained in the course of the study can be used by physical education teachers and coaches of sports sections in the process of psychological preparation of students for participation in football competitions of various levels.

Key words: football, physical exercises, self-control, communication, high school students, teenagers, physical culture, sports, educational and training process, team actions, competitions.

Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЧГПУ имени И.Я. Яковлева и МГПУ

имени М.Е. Евсевьева) по теме «Влияние занятий в спортивной секции на формирование личности в подростковом

возрасте» (проект № 126/2023 от 17.07.2023)

Введение. Занятия футболом имеют широкие возможности для развития навыков мышления, способности анализировать происходящее и строить игру, поэтомуфутбол играет важную роль в формировании коммуникативных качеств,развитии навыков взаимодействия занимающихся. От этого игровое взаимодействие для учащихся, особенно для подростков, становится более привлекательным и интересным.

У детей в возрасте 4-5 лет существует потребность в общении с другими детьми, которую не могут заменить родители. Потребность в общении значительно возрастает в 13-14 лет. Подростки и молодые люди меняют ориентацию со взрослых на сверстников, которые более или менее равны им. Эта смена ориентации может происходить медленно и постепенно или внезапно и быстро, но такая смена ориентации необходима.

Подростковый возраст является наиболее сенситивным периодом формирования ценностных ориентаций. Именно они являются основой для дальнейшего определения жизненной позиции и мягкой адаптации подростков в социумах при усвоении ими общепризнанных норм поведения, различных способов деятельности, включая общение[5, С. 112].

Ведущую роль в подростковом возрасте играет общение со сверстниками. Способность старшеклассника в будущем выстраивать глубокие и доверительные отношения с друзьями, семьей, рабочим. Психологические науки коллективом складывается именно в процессе общения с одноклассниками, которое должно быть построено на взаимной всесторонней симпатии и групповой сплоченности. Групповая сплоченность ученического коллектива определяет не только ценностно-ориентационное единство - показатель совпадения интересов и позиций членов группы относительно деятельности, и отношение членов группы друг к другу, но и эффективность учебной деятельности [2].

Изложение основного материала статьи. В отечественной психолого-педагогической литературе тема межличностных отношений молодежи изучена достаточно глубоко,выявлены особенности межличностных отношений детей этого возраста. Таким образом, можно решить широкий круг педагогических проблем, например, проблемы формирования межличностных отношений учащихся на уроках физической культуры и в различных видах спортивной деятельности [3,С. 104].

Психология спорта является важным инструментом для успешной реализации целей спортсмена. Она базируется на знаниях из самых различных областей психологической науки, изучает проблемы психических состояний спортсмена на основе его индивидуальных личностных качеств [1, С. 15].

Высокийуровенькоммуникативныхнавыковпозволяет людям эффективно взаимодействовать с другими людьмив самых разных сферах деятельности. Общение является неотъемлемой частью любого учебного, аудиторного или тренировочного процесса, а формирование коммуникативных навыков учащихся может повысить как эффективность образовательного процесса, так и успешность обучения [4, С. 105].

В настоящее время очевидна необходимость обучения общению в групповой, в том числе и игровой, деятельности. Игры служат для участников средством воссоздания реальной практической деятельности людей, создавая условия для подлинного общения. Любые спортивные игры могут способствовать формированию не только необходимых учебных навыков и приемов, но также и коммуникативных навыков и физических качеств. Благодаря этим играм учащиеся, особенно подростки, становятся более привлекательными и интересными.

Педагогический эксперимент был организован в секции по футболу на базе МОУ «Лицей № 26» г. Саранск с сентября 2022 года по май 2023 года. В эксперименте принимали участие юноши 14-16 лет, двух учебно-тренировочных групп (экспериментальной и контрольной) по 11 человек в каждой. В качестве экспериментальной группы выступали ученики, входящие в состав футбольной командыМОУ «Лицей № 26». Контрольная группа занималась по программе МОУ «Лицей № 26», и экспериментальная группа также занималась по программе МОУ «Лицей № 26», но с внедрением авторского комплекса упражнений, направленных на развитие коммуникативных качеств. Занятия проводились 2 раза в неделю, по 2 академических часа.

Исследование было организовано в 3 этапа. Основной этап педагогического эксперимента был разделен на 16 мезоциклов по одной неделе каждый. Всего было проведено 32 учебных занятия.

В первые восемь мезоциклов, в начале каждого цикла, мы применяли упражнения на развитие сплоченности школьной команды. На завершающей стадии цикла мы применяли упражнения на развитие общей физической подготовки с акцентом на координацию движений, развитие ритма и совершенствование техники ведения мяча и технике финтов, развитие взаимодействия с партнерами.В следующие восемь мезоцикловмы применяли комплексы упражнений для развития взаимоотношения между игроками. На завершающей стадиимы выполняли следующие упражнения: совершенствование ритма и координации движений, техники бега, совершенствование техники удара по мячу.

Для определения коллективных и индивидуальных качеств в начале и в конце исследованиябыли проведено тестирование с использованием тестов «Оценка самоконтроля в общении» (по МарионуСнайдеру) и «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов» (В.В. Бойко).

Данный комплекс тестов применялся в подготовительной и заключительной части учебного процесса. Тренировка заканчивалась упражнениями на восстановление дыхания и расслабление мышц.

Подготовительная часть тренировочного занятия составляла 15-25% от общей продолжительности всего занятия. Основная часть тренировки длилась 60% от общего времени тренировки. Она включала в себя тренировочные, укрепляющие и совершенствующие технические упражнения, и учебные игры. Завершалась основная часть специальной физической подготовкой. Заключительная часть тренировки длилась от15до 25% времени. Заключительная часть включала упражнения на расслабление и повышение эластичности мышц, сухожилий, связок и суставных сумок. При этом использовались вербальные (инструкции, команды и пояснения) и визуальные (показ отдельных упражнений и их элементов) методы. Завершилась тренировка обсуждением.

Все испытуемые футболисты из команды приняли участие в обсуждении и высказали свое мнение об эпизодах матча и поведении отдельных игроков. Тренер стимулировал дискуссию, когда были не совсем понятные вопросы, и беседа заходила в тупик. Он также стимулировал формирование эмоционального компонента игровых ситуаций, которая происходила в ходе групповых обсуждений. Таким образом,члены команды объединялись в пары с другими членами команды.В этом случае наблюдались слабые взаимоотношения в общении [3, С. 198].

Целью использования представленной нами методики в экспериментальной группе стало создание условий, способствующих развитию навыков эффективной групповой сплоченности. Особенностью данной методики является формирование благополучного,прежде всего,социального и психологического климата в группе через общение. Выполнялись упражнения для развития коммуникативных качеств: «Рукопожатие», «Паровоз», «Рисунок на спине», упражнения в группах с мячами, «Проводник», «Опора», «Маятник», упражнения на координацию движений. Кроме того, использовалась тренировка вдвоем, тренировка втроем, направленные на развитие взаимоотношений между игроками.

Во время исследования нами было проведено тридцать два тренировочных занятия. Были выявлены вкатегории общения в доли ориентации на спортивную деятельность в баскетболе, волейболе и футболе - 70,3%. В категории стимулирования 15,3%, доля общения спортивной деятельности в оценочно-экспрессивной (положительной) категории составила 3,1%, и в последней оценочно-экспрессивной (отрицательной) категории эти цифры составили 11,3% доли спортивной деятельности.В футболе наблюдалась высокая доля жестовой коммуникации, например, во время быстрых прорывов. В обороне имела место исключительно вербальная коммуникация. Игроки смотрят за действиями друг друга,исключая наблюдение за мячом.Слова, жестикуляция партнеров показывают на его желание участвовать в игре.

По данным опроса испытуемых, предпочтения в выборе форм общения в деятельностном процессе в значительной степени зависят от личностных и психологических особенностей, возраста и пола конкретных игроков. Коллективная коммуникативная успешность спортивных команд зависит от коллективного решения, когда в определенный момент отсутствует консультация главного тренера.

Анализ уровня коммуникативного контроля испытуемых контрольной группы показал следующие результаты. Низкий уровень коммуникативного контроля - 45,5% (поведение подростков стабильно, и они не нуждаются в изменении ситуации), 36,4% - средний уровень (игроки честны, но не сдержаны, и учитывают выражение эмоций в своем поведении с окружающими). У 18,1% (2 респондента) коммуникативный контроль высокий, при этом игроки легко входят в любую роль и гибко реагируют на нее.

После завершения эксперимента тест был проведен повторно. Для сравнения были представлены результаты первоначального тестирования. В контрольной группе существенных изменений не наблюдалось. Количество занимающихся с высоким и средним уровнем коммуникативного контроля увеличилось, а количество испытуемых с низким коммуникативным контролем уменьшилось.

Был проанализирован уровень коммуникативного контроля испытуемых экспериментальной группы. До начала эксперимента у занимающихся низкий уровень коммуникативного контроля составил 54,5%. При этом поведение игроков было стабильным и не нуждалось в изменении в зависимости от ситуации. 27,3% испытуемых имели средний уровень коммуникативного контроля. Здесь игроки проявляли искренность, считались в своем поведении с окружающими людьми, но не контролировали выражение своих эмоций. У 18,2% (два респондента) был обнаружен высокий коммуникативный контроль. Игроки легко входили в любую роль, гибко реагировали на изменение ситуации, хорошо чувствовали и могли предвидеть впечатление, которое производят на окружающих.

В конце эксперимента было проведено повторное тестирование и сделан сравнительный анализ результатов.

У членов экспериментальной группы произошли значительные изменения уровня коммуникативного контроля. На 27,3% увеличилось количество аттестуемых респондентов с высоким коммуникативным контролем.На 18,2% увеличилось количество респондентов со средним коммуникативным контролем. Количество респондентов с низким коммуникативным

контролем уменьшилось на 45,5%, что является хорошим результатом при применении разработанного комплекса упражнений.

В экспериментальной группе результат в тесте «Оценка самоконтроля в общении» уровень высокого коммуникативного контроля увеличился на 18,2%, в контрольной группе всего на - 9,2%. Показатель уровня среднего коммуникативного контроля в экспериментальной группе увеличился на 18,2%, в контрольной группе повысился на 9,1%. Уровень низкого коммуникативного контроля в экспериментальной группе увеличился на 45,5%, в контрольной группе -на 18,2%.

Результаты первоначального и итогового тестирование контрольной группы в тесте «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов» произошли на уровне 3 - где у испытуемых имеются некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении и на уровне 5 - где эмоции явно мешали устанавливать контакты с людьми.

В тесте «Диагностика «помех» в установлении эмоциональных контактов» в эмоциональной сфере участников экспериментальной группы улучшились по всем 5 уровням эмоциональной эффективности в общении.

Количественная характеристика, отражающая второй уровень эмоциональной эффективности общения, увеличилась на 27%, и кардинально изменилась доля членов группы, находящихся на первом и пятом уровнях, а после эксперимента доля данной характеристики стала равна нулю.

Выводы. На основе анализа полученных результатов можно проследить этапы, через которые проходят команды в процессе формирования коллектива на основе эффективной коммуникации. Этими этапами являются: появление актива и выявление лидеров; формирование общего мнения по наиболее важным вопросам в ходе групповых дискуссий; на последнем этапе игроки повышают требования к себе (это можно определить по результатам теста «Оценка самоконтроля в общении». Таким образом, группа становиться инструментом личностного развития и воспитания ее членов на основе правильно организованного общения.

Литература:

1. Анисимова, Е.М. Психология как важнейшая составляющая спорта / Е.М. Анисимова // Физическая культура и спорт: Актуальные проблемы и пути оптимизации: материалы IX Международной научно-методической конференции. -Иркутск: Иркутский государственный университет, 2022. - С. 11-16

2. Варданян, Ю.В. Современные проблемы исследования групповой сплоченности старшеклассников / Ю.В. Варданян, Т.В. Обухова // Фундаментальная наука и технологии - перспективные разработки: материалы XXIV международной научно-практической конференции, 7-8 декабря 2020 г., northcharleston, usa [электронный ресурс]. - URL: http://dev.science-publish.ru/maket.

3. Дугина, B.B. Особенности проявления агрессивности в различных видах спорта / В.В. Дугина, Е.А. Якимова, C.B. Тарасова, Т.С. Юфкина // Глобальный научный потенциал. - 2022. - №12 (141). - С. 104-113

4. Федотова, Г.Г. Факультет физической культуры Мордовского государственного педагогического университета имени М.Е. Евсевьева как центр подготовки педагогических кадров для сферы физической культуры и спорта / Г.Г. Федотова, Е.А. Якимова, В.В. Акамов и др. // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - Т. 13 - № 1 (49). -С. 105-116

5. Якунчев, М.А. Модель формирования ценностных ориентаций подростков средствами культурно-образовательного проекта /М. А. Якунчев, Е.В. Поляков //Гуманитарные науки и образования. - 2020. - Том 11. - № 3. - С. 112-118

Педагогика

УДК 378.2

адъюнкт 3 курса Егорова Елена Григорьевна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Москва)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ

Аннотация. В настоящей статье рассматриваются современные педагогические подходы в профессиональной ориентационной деятельности, в условиях эволюционирующего мира разнообразия профессий и рынка труда, направленных на педагогическое сопровождение старшеклассника, в том числе и при поступлении в образовательные организации МВД России. Автором проводится классификация форм, методов, а также средств педагогических подходов, определяя комплекс мер, позволяющих активизировать познавательную деятельность старшеклассника, скорректировать и сформировать ценностные установки в выборе будущей специальности, тем самым повысить эффективность образовательного процесса, исключая негативные факторы не только для самого подростка, но и для государства в целом.

Ключевые слова: педагогические подходы, профориентационная работа, аксиологический подход, личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, профессиональное самоопределение, педагогическое сопровождение, ценностная установка.

Annotation. This article examines modern pedagogical approaches in professional orientation activities, in the conditions of the evolving world of a variety of professions and the labor market, aimed at pedagogical support of a high school student, including admission to educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The author classifies the forms, methods, and means of pedagogical approaches, defining a set of measures to activate the cognitive activity of a high school student, adjust and form value attitudes in choosing a future specialty, thereby increasing the effectiveness of the educational process, excluding negative factors not only for the teenager himself, but also for the state as a whole.

Key words: pedagogical approaches, career guidance, axiological approach, personality-oriented approach, activity approach, professional self-determination, pedagogical support, value setting.

Введение. В настоящее время остается актуальным высокая потребность правоохранительных органов в квалифицированных сотрудниках, в частности инициативных, целеустремленных, интеллектуальных, коммуникативных, выносливых, физически развитых, с наличием личностно-деловых качеств, умений и навыков, имеющих ставить перед собой задачи, находя быстрые и одновременно грамотные пути решения.

Следует отметить, что по данным опроса сервиса по поиску работы Superjob 13% россиян своей главной карьерной ошибкой назвали неправильный выбор профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.