Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НА СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НА СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The application of the physical training experimental programme developed in the Minsk Medical Institute provides for a steady level of the CNS function during the school day and school car. The fact is confirmed by a higher speed and more accurate execution of corrective tests and by reducing the latent period of motor-visual reaction. Studies according to the suggested programme improve the function of the cardiovascular system. There is an ample evidence that the level of physical fitness increased. A significant improvement of physical fitness of schoolchildren in experimental classes verifies the advantages of the programme.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НА СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ»

les of work and rest which may give rise to various diseases. A set of necessary recommendations for health promotion were developed due to the findings of clinical and hygienic trials. Setting up cf normative acts for this branch of

industry should form the basis for the activities of business executives, trade unions and state sanitary surveillance bodies in the prevention of occupational injuries and diseases, improvement of the preventive work.

УДК 371.73:612.82-053.4/.5

Н. А. Болдина, Ж. П. Лабодаева, Н. Ф. Фарино

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НА СОСТОЯНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ

КЛАССОВ

Минский медицинский институт

В 1980/81 учебном году обучение детей в подготовительных классах школ Белорусской ССР осуществлялось в соответствии с утвержденной Министерством просвещения республики программой, в которой раздел физического воспитания фактически повторял таковой программы для подготовительных групп детского сада.

Проведенный педагогический и медико-гигиенический эксперимент показал, что указанная программа направлена не на обучение новым видам движений, а лишь на использование тех, которыми уже владеют учащиеся.

С учетом полученного материала и передового-опыта физического воспитания была составлена экспериментальная программа по физической культуре, согласованная с Министерством просвещения республики и введенная в подготовительных классах 4 базовых школ Минска.

Основные особенности программы следующие: 1) преемственность планирования всех форм двигательной деятельности в режиме дня (гимнастика до уроков, уроки физической культуры, 35-минутные динамические паузы на открытом воздухе, подвижные игры на переменах, спортивные развлечения во время прогулок; 2) подбор методик с учетом особенностей двигательного поведения, интересов и склонностей мальчиков и девочек; 3) введение обязательного обучения на уроках физической культуры передвижению на лыжах и плаванию; 4) закрепление учебного материала (двигательных навыков и умений) путем использования домашних заданий. В программу были включены новые разделы, в частности теоретические и гигиенические сведения, и сделаны дополнения к содержанию имеющихся разделов (введение новых упражнений, способствующих выравниванию отстающих компонентов моторики 6—7-летних детей, игр, нормативных требований, обучение лазанью по канату и др.).

В настоящей статье приводятся результаты оценки экспериментальной программы по ее влиянию на функциональное состояние ЦНС, умственную и физическую работоспособность детей. В течение учебного дня (до уроков, до и после динамической паузы, в конце уроков) в конце II — начале III учебной четверти обследо-

вали 114 школьников экспериментальных классов, занимающихся по усовершенствованной программе физической культуры, и 105 учащихся контрольных классов, обучающихся в соответствии с действующей программой. Использовали методики выработки положительных и тормозных условных связей с предварительной речевой инструкцией [9] и корректурных задании по таблицам Анфимова [4].

Для изучения функционального состояния ЦНС использован электромиорефлексометр ЭМР-01 с формирователем раздражителей для комплексной работы в нашей модификации. Изучали реакцию детей на стереотип, состоящий из 33 раздражителей: 25 положительных (красный и зеленый свет) и 8 дифференцировочных (белый свет). Учитывали латентный период (ЛИ) условной реакции, количество положительных реакций на дифференцировочный сигнал, число случаев последовательного торможения.

При анализе динамики рефлексометрии применена группировка в соответствии с изменениями ЛП и количества расторможенных дифферен-цировок.

Выделено 6 групп реакции: I — ЛП уменьшился, дифференцировка улучшилась; II — ЛП увеличился, дифферекцировка улучшилась; III — ЛП уменьшился, дифференцировка ухудшилась; IV — ЛП увеличился, дифференцировка ухудшилась; V — ЛП увеличился, дифференцировка не изменилась; VI — ЛП уменьшился, дифференцировка не изменилась.

Положительными считали реакции I группы, свидетельствующие о повышении уровня возбудительного и активного тормозного процессов, а также VI группы, характеризующие высокие функциональные возможности ЦНС.

При оценке умственной работоспособности анализировали следующие показатели: объем выполненной работы (скорость), количество ошибок на 500 просмотренных знаков (точность), процент работ без ошибок, коэффициент П —-преобладание числа хороших и отличных работ над числом плохих и удовлетворительных.

Для качественной оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, реакции

Таблица 1

Распределение (в %) детей 6-летнего возраста в зависимости от изменения ЛП и количества РД в динамике учебного дня

Компоненты режима дня Группа реакций

I 11 Ш IV V VI

лгн-)РД(-) ЛП(+)РД(-) ЛП (-) РД < + ) ЛП ( + ) РД (0) ЛП ( + ) РД (0) ЛП (-) РД (0)

До динамической паузы 17,9 25,6 2,6 10,2 33,3 10,4

Пс'сле динамической пау-

зы 20,8 15,4 22,6 5,2 10,4 25,6

После уроков 15,4 20,8 7,5 12,8 17,9 25,6

Примечание. РД—количество расторможенных днфференцировок; (—) —уменьшение; (+) — увеличение; (0) — без изменения.

системы кровообращения на дтандартную физическую нагрузку и определения величины произведенной работы изучена физическая работоспособность 52 детей подготовительных классов, занимающихся по экспериментальной программе физического воспитания. Физическую работоспособность исследовали по общепринятой методике (степ-тесту). Учитывали объем выполненной работы, а также реакцию на нагрузку по частоте сердечных сокращений и артериальному давлению. Обследовано 28 девочек и 24 мальчика.

До 35-минутной динамической паузы на открытом воздухе (после 2-го урока) по характеру условнорефлекторной деятельности дети распределялись в основном по трем группам (табл. 1). Положительные реакции (I, IV группы) отмечены в 28,3 % случаев. После динамической паузы, проведенной по специально разработанной методике, обеспечивающей двигательную активность (80—90 локомоций в 1 мин), количество положительных реакций ЦНС увеличилось на 18,1 % и составило 46,4 %.

Число детей, отнесенных ко II—V группам реакций, снизилось с 71,7 до 53,6%, а количество учащихся с IV группой реакций (увеличение ЛП, ухудшение дифференцировки) уменьшилось почти вдвое (с 10,2 до 5,2 %). К концу учебного дня у 41 % детей сохранились высокие функциональные возможности ЦНС.

При анализе дневной динамики зрительно-моторной реакции (табл. 2) выявлено увеличение ЛП после двух уроков, что свидетельствует о снижении уровня возбудительного процесса в коре головного мозга. Динамическая пауза восстанавливает баланс возбудительного и активного тормозного процессов (уменьшаются ЛП, количество случаев последовательного торможения, увеличивается число положительных днфференцировок — Я<0,05).

Изучение умственной работоспособности с помощью корректурных таблиц показало, что скорость и процент работ, выполненных без ошибок, на протяжении учебного дня изменяются незначительно—227,5 и 224,7 знаков, 23,5 и 24,5% соответственно. Точность улучшается в 1,5 раза (4,3 ошибки в начале 1-го урока и 2,8 —в конце 4-го). Коэффициент П уменьшается с 1,6 до 1,2.

Повышение точности работы объясняется активизацией тормозного процесса в коре головного ^ мозга при достаточном тонусе возбудительного процесса (число срывов днфференцировок зрительно-моторной реакции к концу учебного дня уменьшается в 1,9 раза; ЛП почти не изменяется).

Общеизвестно снижение уровня функционального состояния ЦНС и умственной работоспособности к концу учебного дня [5]. Однако предложенная и внедренная нами программа по физической культуре обеспечивает довольно высокую умственную работоспособность до конца уроков. Так количество работ, выполненых при хорошей скорости без ошибок, достигает 50 % в эксперименте против 28 % в контроле.

Следует отметить, что к концу учебного года у детей экспериментальных классов точность выполнения работы почти в 2, а скорость в 1,5 раза выше, чем в контрольных классах (число просмотренных знаков 291,5, количество ошибок 3,3 в эксперименте против 201,7 и 6,3 в контроле; Р<0,05). ,л

У мальчиков чаще, чем у девочек, отмечается снижение умственной работоспособности (табл. 3). Количество благоприятных кривых работоспособности у девочек на 21,6% выше, чем у мальчиков, на что указывают и другие авторы [3].

Таким образом, использование экспериментальной программы облегчает работу в самый утомительный для ребят период учебного года — в конце II — начале III учебной четверти.

Таблица 2

Дневная динамика зрительно-моторной реакции (М±о)

Показатель Время исследований

до уроков до динамической паузы после динамической паузы после уроков

Средний ЛП, м/с 612,6+20.6 672,1±33,6 591,8±!3,9 624,6± 14,3

Срывы днфференци-

ровок, % 35,9 25,7 19,7 18.7

Количество случаев

цоследовательного

торможения 25,6 25,2 22,9 25,4

Таблица 3

Дневная динамика умственной работоспособности (но количеству кривых работоспособности, %)

Тип кривых Девочки Мальчики

Благоприятные 58,4 36,8

Удовлетворительные 31,2 46,9

Неблагоприятные 10,4 16,3

Информативным показателем, отражающим состояние здоровья и влияние средств физического воспитания на организм, является физическая работоспособность [1, 2, 7]. Результаты изучения физической работоспособности детей представлены в табл. 4.

Сравнительный анализ [6] показал, что физическая работоспособность детей 6 лет, занимающихся в школе по экспериментальной программе, выше, чем у их сверстников, посещающих детский сад с обычным режимом, и идентична таковой детей с увеличенным объемом мышечной нагрузки.

Показатели обследованных детей 7-летнего возраста, занимающихся в подготовительных классах школ, значительно превышают данные их сверстников из детских садов, занимающихся как по обычному, так и экспериментальному режиму.

Наиболее высокие показатели физической работоспособности— общей и на 1 кг массы тела — выявлены у 7-летних мальчиков, посещающих подготовительный класс.

Известно, что в этом возрасте происходит интенсивное повышение уровня физического развития, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем переходит на более экономный и эффективный уровень функционирования [В]. Поэтому для детей необходимы такие приемы обучения и,воспитания, которые могут обеспечить их гармоничёсксе развитие и физическое совершенство, чему способствовали занятия по экспериментальной программе.

Благоприятное их влияние на учащихся подготовительных классов подтверждено при изучении физической подготовленности детей. Прирост результатов прыжков в длину составил у мальчиков экспериментальных и контрольных классов

Таблица 4 Физическая работоспособность детей (М±о)

н Физическая работоспособность, кгм/мнн

Возрас годы общая на 1 кг массы тела

мальчики девочки мальчики девочки

6 7 211,74 ±59,56 31 7. 78 ±31. 77 207.57 + 64.59 236, 17 ±43.9 8.36± 1 ,59 12,4 ± 2,98 9,04 ±2,59 10, 11 ±2,5

соответственно 18,7 и 9,4 %. У девочек 13 и 5,9 %. В бросках набивного мяча отмечается высокий прирост — 33,6 % У девочек экспериментальных классов, тогда как в контрольных группах он составил 17,7%, у мальчиков экспериментальных классов 28% против 20,1 % в контроле. К концу учебного года скорость бега детей в эксперименте была в 2,2 раза выше, чем в контроле. У мальчиков экспериментальных классов выявлен прирост силы кисти на 64,9 % (правая рука) и 108,9% (левая), у девочек —на 71 и 76,7% соответственно. В контрольных классах существенных изменений этого показателя к концу учебного года не выявлено.

Таким образом, применение экспериментальной программы по физической культуре обеспечивает устойчивый уровень функционального состояния ЦНС на протяжении учебного дня и года, способствует совершенствованию функционального состояния сердечно-сосудистой системы, улучшение физической подготовленности учащихся.

Литература

1. Абросимова JI. И.. Карасик В. Е. // Медицинские проблемы физической культуры. — Киев, 1978. — Вып. 6. — С. 38-41.

2. Бирюкович А. А. // Физическое воспитание и школьная гигиена. — М., 1978. — С. 87—91.

3. Г ромбах С. М. // Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе. — М„ 1974. — С. 142—150.

4. Методика гигиенического изучения и оценки обучения детей в подготовительных и 1—3-х классов общеобразовательных школ в условиях пятидневной учебной недели / Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. — М„ 1981.

5. Сапожникова Р. Г. // Гигиенические вопросы начального обучения в школе. — М., 1978. — Вып. 5. — С. 90— 97.

6. Силина О. В. II Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков.— М„ 1980.— С. 97—104.

7. Юрко Г. П. Ц Гигиенические основы физического воспитания и спорта детей и подростков. — Таллин, 1975.— С. 214—216.

8. Юрко Г. П., Спирина В. П., Сорочек Р. Г., Уварова 3. С. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. — М., 1978. — С. 43—45.

9. Ященко JI. В. II Научные основы гигиенического нормирования физических нагрузок для детей и подростков.— М„ 1980. —С. 87—96.

Поступила 1205.86

Summary. The application of the physical training experimental programme devaloped in the Minsk Medical Institute provides for a steady level of the CNS function during the schoolday and schoolycar. The fact is confirmed by a higher speed and more accurate execution of corrective tests and by reducing the latent period of motor-visual reaction. Studies according to the suggested programme improve the function of the cardiovascular system. There is an ample evidence that the level of physical fitness increased. A significant improvement of physical fitness of schoolchildren in experimental classes verifies the advantages of the programme.

2 Гигиена и санитария № И

- 33 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.