Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ И КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ И КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
336
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / КОНЦЕНТРАЦИЯ ВНИМАНИЯ / КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ / ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Перевозникова Наталия Игоревна

Целью статьи «Влияние занятий физической культурой на концентрацию внимания и когнитивные функции студентов» стал поиск оптимальных средств и методов для улучшения вышеуказанных показателей. Успеваемость студентов зависит в первую очередь от образа жизни. В период зачетно-экзаменационной сессии у обучаемых отмечается низкий уровень восприятия информации, снижение запоминания учебного материала и его систематизирование. С помощью анкетирования автором установлены субъективные оценки изучаемых показателей и методы, которые студенты используют для улучшения успеваемости. Использование физических нагрузок может положительно повлиять на концентрацию внимания и общие когнитивные функции студентов вследствие учащения сердцебиения, выброса гормонов надпочечников и, благодаря этому, улучшения снабжения клеток мозга кислородом. Исследование проводилось среди студентов Гуманитарного университета профсоюзов. Для оценки концентрации внимания и работы периферического зрения использовались тест Мюнсбергера и таблица Шульте. Данные полученные в результате тестирования были подвержены математической статистике и корреляции взаимосвязей между показателями. В результате проведенного эксперимента подтвержден значительный рост концентрации внимания у студентов после практических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» (ФКиС). Выявлена положительная корреляция между «регулярными занятиями спортом и успешностью прохождения тестов», «уровнем стресса и чувством усталости», «уровнем стресса и снижением работоспособности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Перевозникова Наталия Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PHYSICAL EDUCATION ON THE CONCENTRATION OF ATTENTION AND COGNITIVE FUNCTIONS OF STUDENTS

The purpose of the article "The influence of physical education on the concentration of attention and cognitive functions of students" was to search for optimal means and methods to improve the above indicators. Students' academic performance depends primarily on their lifestyle. During the test-examination session, students have a low level of perception of information, a decrease in memorization of educational material and its systematization. With the help of a questionnaire, the author has established subjective assessments of the studied indicators and methods that students use to improve academic performance. The use of physical activity can positively affect the concentration of attention and general cognitive functions of students due to increased heart rate, the release of adrenal hormones and, thanks to this, improved supply of oxygen to brain cells. The study was conducted among students of the Humanities University of Trade Unions. The Munsberger test and the Schulte table were used to assess the concentration of attention and the work of peripheral vision. The data obtained as a result of testing were subject to mathematical statistics and correlation of relationships between indicators. As a result of the experiment, a significant increase in the concentration of attention among students after practical classes in the discipline "Physical Culture and Sport" (FKiS) was confirmed. A positive correlation was revealed between "regular sports and the success of passing tests", "stress level and fatigue", "stress level and decreased performance".

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ И КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ СТУДЕНТОВ»

коммуникации в учебно-профессиональной деятельности; самостоятельное и уверенное поведение в различных коммуникативных ситуациях.

Литература:

1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2003. - 632 с.

2. Голованова, А.А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: автореферат дис...канд. психол. наук: 19.00.01 / Голованова Анна Анатольевна. - Казань, 2003. - 24 с.

3. Игнатова, В.В. О коммуникативной самоэффективности обучающихся вуза в контексте их профессиональной подготовки к многоканальной коммуникации / В.В. Игнатова, Т.Н. Пасечкина // Проблемы современного образования. -2020. - № 2. - С. 192-200

4. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 448 с.

5. Кала, У.В. О креативности в области общения / У.В. Кала // Измерения в области проблем воспитания. - Тарту, 1973. - С. 171-181

6. Кузнецова, В.В. Особенности коммуникации в экстренных ситуациях / В.В. Кузнецова // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики, 2006. - №24. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikatsii-v-ekstrennyh-situatsiyah (дата обращения: 15.02.2023)

7. Лопатченко, А.А. Коммуникативная компетентность личности современного пожарного / А.А. Лопатченко // Вестник Башкирского университета. - 2007. - №4. - Т. 12. - С. 197-199

8. Пасечкина, Т.Н Критериально-уровневый подход к изучению сформированности самоэффективности в коммуникации у обучающихся вуза / Т.Н. Пасечкина, Т.В. Фуряева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 208-212

9. Приказ МЧС России от 20.10.2017 г. № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны».

10. Приказ МЧС России от 16.10.2017 г. № 444. «Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ».

11. Приказ МЧС РФ от 09.01 2013г. №3 "Об утверждении Правил проведения личным составом федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы аварийно-спасательных работ при тушении пожаров с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде".

12. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Т.Н. Гуренкова, И.Н. Елисеева, Т.Ю. Кузнецова. [и др.]; под общей ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.

13. Философия: Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - URL: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary

14. Экстренная допсихологическая помощь: практическое пособие ФКУ ЦЭПП МЧС России. - М., 2016. - 47 с.

15. Яничева, Т.Г. Креативность: социально-психологический аспект / Т.Г. Яничева // Петербургский психологический журнал. - 2015. - №13. - С. 1-28

16. Pasechkina, T.N. About communicative training of university students on the basis of standard of communicative behavior of future specialists / T.N. Pasechkina // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 89-2. - Р. 163-166

Педагогика

УДК 796/799

кандидат педагогических наук, доцент Перевозникова Наталия Игоревна

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального обучения «Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов» (г. Санкт-Петербург)

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ НА КОНЦЕНТРАЦИЮ ВНИМАНИЯ И КОГНИТИВНЫЕ

ФУНКЦИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Целью статьи «Влияние занятий физической культурой на концентрацию внимания и когнитивные функции студентов» стал поиск оптимальных средств и методов для улучшения вышеуказанных показателей. Успеваемость студентов зависит в первую очередь от образа жизни. В период зачетно-экзаменационной сессии у обучаемых отмечается низкий уровень восприятия информации, снижение запоминания учебного материала и его систематизирование. С помощью анкетирования автором установлены субъективные оценки изучаемых показателей и методы, которые студенты используют для улучшения успеваемости. Использование физических нагрузок может положительно повлиять на концентрацию внимания и общие когнитивные функции студентов вследствие учащения сердцебиения, выброса гормонов надпочечников и, благодаря этому, улучшения снабжения клеток мозга кислородом. Исследование проводилось среди студентов Гуманитарного университета профсоюзов. Для оценки концентрации внимания и работы периферического зрения использовались тест Мюнсбергера и таблица Шульте. Данные полученные в результате тестирования были подвержены математической статистике и корреляции взаимосвязей между показателями. В результате проведенного эксперимента подтвержден значительный рост концентрации внимания у студентов после практических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» (ФКиС). Выявлена положительная корреляция между «регулярными занятиями спортом и успешностью прохождения тестов», «уровнем стресса и чувством усталости», «уровнем стресса и снижением работоспособности».

Ключевые слова: студенты, физические нагрузки, концентрация внимания, когнитивные функции, занятия по физической культуре, умственная деятельность.

Annotation. The purpose of the article "The influence of physical education on the concentration of attention and cognitive functions of students" was to search for optimal means and methods to improve the above indicators. Students' academic performance depends primarily on their lifestyle. During the test-examination session, students have a low level of perception of information, a decrease in memorization of educational material and its systematization. With the help of a questionnaire, the author has established subjective assessments of the studied indicators and methods that students use to improve academic performance. The use of physical activity can positively affect the concentration of attention and general cognitive functions of students due to increased heart rate, the release of adrenal hormones and, thanks to this, improved supply of oxygen to brain cells. The study was conducted among students of the Humanities University of Trade Unions. The Munsberger test and the Schulte table were used to assess the concentration of attention and the work of peripheral vision. The data obtained as a result of testing were subject to

mathematical statistics and correlation of relationships between indicators. As a result of the experiment, a significant increase in the concentration of attention among students after practical classes in the discipline "Physical Culture and Sport" (FKiS) was confirmed. A positive correlation was revealed between "regular sports and the success of passing tests", "stress level and fatigue", "stress level and decreased performance".

Key words: students, physical activity, concentration of attention, cognitive functions, physical education classes, mental activity.

Введение. В период обучения молодежь сталкивается с проблемой концентрации и внимания, что отрицательно сказывается на успеваемости и усвоении учебного материала. У большинства студентов наблюдается значительное снижение концентрации внимания при долговременной умственной работе. Все чаще медики стали ставить диагноз у молодежи - дефицит внимания.

Получение образования связано с высоким уровнем умственной нагрузки, особенно при обучении в высшей школе. Помимо высокой информационной нагрузки перед первокурсниками стоят задачи адаптации к новым условиям обучения и самоорганизации, что вызывает ухудшения работоспособности и состояния здоровья студентов [3, С. 16-20]. О степени умственной нагрузки, многократно увеличивающейся во время зачетно-экзаменационных сессий и важности регулярно заниматься двигательной активностью в своих трудах описывают Ефремова Н.Г., Антонова И.Н., 2017; Ермакова Е.Г., 2019 и др. В различных учебных заведениях проводятся исследования, оценивающие степень адаптации школьников и студентов к возрастающему информационному потоку, предлагаются методики повышения концентрации внимания. Среди наиболее эффективных способов адаптации выделяют соблюдение режима деятельности и отдыха, полноценный сон и включение обязательных регулярных физических нагрузок.

Гармоничное формирование человека связано с одновременным умственным и физическим развитием. Устойчивость и умственная работоспособность студентов определяется вниманием на лекциях, памятью и скорость передачи полученной информации. Все это взаимосвязано с систематическими занятиями физической культурой.

Об эффективности занятий ФКиС и формирования особенностей восприятия освоения студентами учебного материала, активизации мышления и стимулирования к учебно-познавательной деятельности отмечают авторы [1, С. 78-80].

Занятия физической культурой и спортом запускают анаболические процессы в организме, в мозговой ткани увеличивается синтез нейротрофического белка (нейротропного фактора мозга BDNF), активизирующего рост нейронов и выработку новых взаимосвязей, являющихся основой механизма запоминания [3, С. 16-20; 5, С. 331-340].

Доктор Себастьян Людига и профессор Уве Пюсе на основе 80 отдельных исследований пришли к выводу, что тренировки на выносливость и силу, а также их сочетание, улучшают когнитивные способности и психическое здоровье человека. Но лучше всего на развитие этих функций мозга влияют тренировки, в которые включены упражнения на координацию движений. Это могут быть и игры, например, теннис, гольф, волейбол, баскетбол и восточные единоборства, и серфинг, верховая езда, гимнастика, велоспорт и т.п. Именно тренировки координации приносят наибольшую пользу для мозга.

Использование в учебном процессе переключение умственной деятельности на практические занятия физической культурой оказывают благотворное влияние на умственную, психическую и эмоциональную устойчивость организма [4, С. 69-72].

Большая часть студентов практикуют различные виды физической активности для преодоления и борьбы со стрессом во время учебы [2, С. 64-67].

Таким образом, основываясь на результатах исследований разных авторов можно сделать вывод, что физические нагрузки улучшают общее состояние организма, увеличивают кровоток, потребление кислорода тканями, нивелируют утомление, тем самым способствуют образованию нейронных связей, укрепляют взаимодействие между различными отделами мозга (включая центральную и периферическую нервные системы), усиливают координационные способности, улучшают функционирование мозга, внимание, восприятие, память и обучение.

Изложение основного материала статьи. В Гуманитарном университете профсоюзов был проведен опрос среди студентов 1-5 курсов с целью установить проблемы концентрации внимания. В нем приняли участие 214 респондентов. Ими стали - 61 юноша и 153 девушки. Возраст респондентов варьировался от 17 до 22 лет, среди них 17-летних оказалось 8,41%, 18-летних - 38,79%, 19-летних - 34,58%, 20-летних - 12,15%, 21-летних - 2,8% и 22-летних - 2,34%.

Среди опрошенных были студенты: 1 курса - 49,07%, 2 курса - 39,72%, 3 курса - 10,75%, 5 курса - 0,47%.

Вопросы, изучаемые в исследовании приведены в таблице ниже.

Предметом исследования стало изучение динамики умственной работоспособности студентов до и после занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» (ФКиС), которую определяли по показателям концентрации внимания и использование периферического зрения.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Выявить наиболее распространенные способы повышения концентрации внимания с помощью анкетирования.

2. Изучить влияние физических нагрузок на когнитивные функции студентов.

Таблица

Анкета участника

№ п\п Вопросы

1 Пол, возраст

2 Наличие заболеваний, влияющих на концентрацию внимания

3 Прием препаратов, влияющих на концентрацию

4 Субъективная оценка уровня стресса во время сессии

5 Субъективная оценка концентрации внимания во время сессии

6 Наличие чувства усталости во время подготовки к экзаменам

7 Субъективное чувство усталости в конце сессии

8 Методы повышения концентрации внимания

9 Частота употребления различных психоактивных веществ

10 Регулярность занятий спортом

Результаты анкетирования показали, что 15% опрошенных имеют заболевания, негативно влияющих на концентрацию внимания.

1,4% студентов принимают седативные лекарственные препараты, негативно влияющие на концентрацию внимания; 9,4% принимают метаболические препараты, положительно влияющие на концентрацию внимания. Оценить регулярность приема препаратов и их связь с концентрацией внимания не представлялось возможным.

71% студентов испытывают во время сессии высокий уровень стресса (от 7 до 10 баллов), 22,4% испытывают средний уровень стресса (от 4 до 6) и 6,6% испытывают низкий уровень стресса или не испытывают стресса вообще (от 1 до 3). Физическая активность может не только побороть стресс, но и предотвратить его [2, С. 67].

Концентрацию внимания во время учебы по 10-ти бальной шкале студенты оценили на 6,3. При этом 86,9% высказалось о желании повысить ее.

О наличии чувства усталости во время выполнения контрольных заданий высказалось 90,7% респондентов, из них 46,6% - испытывают ощущение усталости постоянно. Лишь 9,3% среди опрошенных легко преодолевают этот период времени.

Сильное снижение работоспособности и преобладание чувства усталости в конце сессии на 7 баллов испытывают 87% студентов.

Среди самых популярных методов повышения концентрации на 1 месте отмечают планирование - 65,4% и соблюдение режима дня 44,9%. К физическим упражнениям прибегают 29,9%, к медитации - 29%. Среди менее популярных методов можно выделить использование психоактивных веществ, при этом 15,4% опрошенных не предпринимают действий для повышения концентрации.

Среди стимуляторов, повышающих концентрацию внимания лидирующими оказались кофеин - 31,3% и никотин -22,4%. Студенты используют их ежедневно. При этом в отличие от никотина, кофеин употребляют несколько раз в неделю 28,9%, раз в неделю и реже 11,2% и раз в месяц и реже 11,7%. К ноотропам - наиболее безопасному из предложенных стимуляторов - прибегали всего 7,5% респондентов.

На вопрос о занятии спортом 21,5% опрошенных ответили, что не занимаются физическими нагрузками помимо занятий в рамках учебной дисциплины «ФКиС». Среди занимающихся дополнительно, наиболее популярными видами двигательной активности оказались гимнастика 18,7%, занятия в тренажерном зале 11,2%, фитнес 9,4% и йога 7%.

Полученные данные подверглись обработке методом математической статистики. Выявлена положительная корреляция по анкетированию между следующими парами параметров: «уровнем стресса и чувством усталости»; «уровнем стресса и снижением работоспособности»; «чувством усталости и снижением работоспособности». Была выявлена отрицательная корреляция между «регулярность занятий спортом и чувством усталости во время сессии», а также между «регулярность занятий спортом и уровнем стресса».

Для выявления влияния занятий по дисциплине «ФКиС» на концентрацию внимания были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. В первую входили студенты основной группы здоровья, занимающиеся на практических занятиях по дисциплине «ФКиС», вторую составляли студенты, конспектирующие занятие.

Согласно исследованиям, значительные изменения умственной деятельности происходят как минимум после сорока минут активных занятий спортом [5, С. 331-340]. Рютина Л.Н. с соавт., 2019, в своих трудах также отмечают разницу между группами, занимающимися аэробными и анаэробными нагрузками [3, С. 16-20].

В процессе эксперимента в обеих группах проводилось идентичное тестирование на концентрацию внимания, состоящее из таблицы Шульте и теста Мюнстерберга. Использование таблицы Шульте позволяло определить избирательность внимания и работу периферического зрения. Исследование заключалось в фиксации времени, затрачиваемом участником на поиск чисел от 1 до 25 расположенных в случайном порядке в таблице 5x5. При прохождении теста участник должен стараться зафиксировать глаза на средней клеточке таблицы и не «гулять» ими. В связи с тем, что палец является яркой точкой фиксации внимания, участников попросили не водить им по таблице, а просто называть найденные числа. Среднее время выполнения задания по одной таблице в норме составляет 30-40 с.

Тест Мюнстерберга представляет собой текст, состоящий из случайных символов кириллицы без пробелов, среди которых спрятаны слова. В эксперименте использовались тесты, состоящие из девяти строчек. Участники эксперимента должны были за ограниченное время (2 минуты) найти как можно больше слов. При обнаружении около 20 слов, внимание считается нормальным. Если удается обнаружить 24-25 слов, внимание считается превосходным. При подсчете результатов использовался индекс, представляющий собой отношение найденных слов к общему их количеству в тексте.

Тестирование проводилось перед началом занятия и после в состоянии покоя. Для решения проблемы запоминаемости текстов исследователем было использовано несколько образцов, одинаковых по сложности и различных по содержанию.

По окончании экспериментальной части исследования индивидуальные результаты тестирования сравнивались с предыдущими как каждого респондента отдельно, так и средние значения между двумя группами.

Полученные данные при первом прохождении теста Мюнстерберга различались незначительно между экспериментальной и контрольной группами (79,6% и 76,5% соответственно). Прирост результативности после физических нагрузок в экспериментальной группе составил 8%, в отличие от контрольной, в которой рост успешности прохождения составил всего 1,7% (Рисунок 1).

Рисунок 1. Результаты теста Мюнстерберга

Наблюдается рост концентрации внимания у студентов, занимающихся физическими упражнениями. Результаты тестирования по таблице Шульте до занятия в обеих группах оказались более чем на 10% выше нормы (Рисунок 2).

Рисунок 2. Результаты тестирования по таблице Шульте за время эксперимента

Тест, пройденный после занятия показал улучшение показателей в экспериментальной группе на 8 секунд и составил -36 сек. В то время как в контрольной группе время на прохождение теста значительно ухудшился после занятия и составил 21 секунду. Результаты проведенного эксперимента доказывают эффективность и необходимость практических занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт».

Выводы:

1. Среди наиболее распространенных способов повышения концентрации внимания студентами были названы следующие: планирование работы 65,4%, соблюдение режима дня 44,9%, физические упражнения 29,9%, медитация 29%.

2. Исходя из полученных данных, можно утверждать, что занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» имеют положительное влияние на концентрацию внимания и когнитивные процессы в мозге человека. Выявлена зависимость между регулярными занятиями спортом и успешностью прохождения тестов. Вследствие этого в качестве рекомендаций всем студентам необходимо во время зачетно-экзаменационной сессии регулярно заниматься физической культурой в качестве средства повышения концентрации внимания.

Литература:

1. Москаленко, И.С. Формирование толерантного сознания студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности / И.С. Москаленко, Н.И. Перевозникова, Н.Г. Лутченко // Физическая культура и здоровье студентов вузов: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, 19 февраля 2015 г. - СПб.: СПбГУП, 2015. - С. 78-80

2. Перевозникова, Н.И. Физкультурно-спортивная деятельность как средство преодоление стресса во время учебного процесса / Н.И. Перевозникова, А.Д. Плахотнюк // Развитие физической культуры и спорта в контексте самореализации человека в современных социально-экономических условиях. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции (16-17 ноября 2016, Липецкая область). - Липецк: ГОБУ ИАЦР ФКиС ЛО. - М. : Изд-во Перо, 2016. - C. 64-67

3. Рютина, Л.Н. Влияние физической культуры на умственную работоспособность / Л.Н. Рютина, А.В. Дьякова // Colloquium-journal. - 2019. - №7-3(31). - С. 16-20

4. Соловьёв, В.Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному процессу / В.Н. Соловьёв // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 8 - С. 69-72

5. Etnier, J.L. The Effects of Acute Exercise on Memory and Brain-Derived Neurotrophic Factor (BDNF) / J.L. Etnier, L. Wideman, J.D. Labban // J Sport Exerc Psychol. - 2016. - №38. - P. 331-340

Педагогика

УДК 37

начальник эколого-просветительского центра Перфилов Анатолий Анатольевич

Государственное природоохранное бюджетное учреждение города Москвы «Московское городское управление природными территориями» (г. Москва); доктор педагогических наук, профессор Беленцов Сергей Иванович

Курский государственный университет (г. Курск)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДООХРАННОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В работе представлены результаты исследования документов, регламентирующих природоохранное воспитание в СССР середины ХХ века. Статья носит обзорный характер и не призвана раскрыть все без исключения аспекты документов обеспечивающих природоохранное воспитание в советском государстве середины ХХ века. В материалах присутствует описание наиболее актуальных документов советского правового поля, которые коррелируются с вопросами расширения потенциала природоохранного воспитания. Авторами излагается эволюция экологической повестки в социально-экономической политике СССР, рассматривается трансформация системы нормативно-правового регулирования охраны природы в СССР в середине ХХ века, исследуется влияние нормативно-правового обеспечения на увеличение емкости организационных основ природоохранного воспитания, характеризуется роль Закона РСФСР от 27 октября 1960 г. «Об охране природы в РСФСР» в расширении потенциала природоохранного воспитания. По результатам исследования делается вывод о том, что присутствие актуальной базы выступает организационной основой природоохранного воспитания. В СССР за период конца 1940-1970 годов отмечается увеличение емкости правового поля в области охраны природы, что послужило фундаментом расширения потенциала природоохранного воспитания. В рамках рассмотренного исторического периода закладывались базовые правовые основы экологической системы государства, которые включали использование природоохранного воспитание в качестве инструмента достижения рационального природопользования. Расширение потенциала природоохранного воспитания с учетом релевантного нормативно-правового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.