Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
519
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА / ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА / КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / НЕЙРОМЕДИАТОРЫ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кораблин К. А., Пономарев А. И.

В данной работе за основу выла взята проблема (факт) влияния физических нагрузок на организм человека, была дана первоначальная оценка необходимости занятий физическими нагрузками. В ходе работы были проанализированы некоторые биологические факторы влияние центральной нервной системы на когнитивные способности индивида такие как: мышление, память, концентрация внимания, а также был проведён анализ влияния занятий спортом на анаболические процессы внутри головного мозга. Была произведена оценка воздействия некоторых нейромедиаторов, выделяемых при занятии физическими нагрузками на общее физическое и эмоциональное состояние человека. На основе полученных результатов были заделаны некоторые выводы о пользе умеренной физической нагрузки на организм человека. При составлении заключения особое внимание было уделено системности физических нагрузок и обязательной профессиональной вовлеченности экспертов (врачей, фитнестренеров, преподавателей) при начале занятий спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 37.037

Кораблин К.А.,

студент гр. ЭПЭБ-21-2 Институт экономики, управления и права, г.Иркутск

ФГБОУ ВО «ИРНИТУ» Пономарев А.И.

старший преподаватель отделения общефизической подготовки кафедры физической культуры,

г. Иркутск ФГБОУ ВО «ИРНИТУ»

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация

В данной работе за основу выла взята проблема (факт) влияния физических нагрузок на организм человека, была дана первоначальная оценка необходимости занятий физическими нагрузками. В ходе работы были проанализированы некоторые биологические факторы влияние центральной нервной системы на когнитивные способности индивида такие как: мышление, память, концентрация внимания, а также был проведён анализ влияния занятий спортом на анаболические процессы внутри головного мозга. Была произведена оценка воздействия некоторых нейромедиаторов, выделяемых при занятии физическими нагрузками на общее физическое и эмоциональное состояние человека. На основе полученных результатов были заделаны некоторые выводы о пользе умеренной физической нагрузки на организм человека. При составлении заключения особое внимание было уделено системности физических нагрузок и обязательной профессиональной вовлеченности экспертов (врачей, фитнес-тренеров, преподавателей) при начале занятий спортом.

Ключевые слова:

физические нагрузки, работоспособность, организм человека, центральная нервная система, когнитивные способности, нейромедиаторы, спорт

Введение

Большое количество смертей в России приходится на сердечно-сосудистые заболевания (заболевания сердца). Большинство специалистов вместе с различными государственными институтами обеспокоены данной проблемой и в большинстве своём сходятся во мнении, что причина тому отсутствие физических нагрузок у ряда людей.

Это очень глобальная проблема, которая касается и молодого поколения. По оценке отечественных исследований, озвученных на VI международной научно-практической интернет-конференции «Гуманитарное образование в экономическом вузе», число здоровых студентов по сравнению с первым курсом становится меньше, а хронически больных становится больше, почти на 20%. И ведь, это основной корень, в том числе, и образовательных проблем, так как студенческая жизнь напрямую связана и с физической, и с умственной активностью в особенности. Но вместе с этим, у студентов, которые систематически занимаются спортом на уроках физкультуры и вне ВУЗа, отмечается повышенная успеваемость на 6-7%. А также нормализуется эмоциональный фон, и повышается работоспособность. И здесь интересно понять то, как физические нагрузки или их отсутствие влияют на образование и процесс запоминания и концентрации. Мешают они или же наоборот способствуют.

В данном материале мы попытались проанализировать уже существующее работы ряда экспертов в области физической культуры и выявить определённые последствия физического воздействия на тело и мозг человека.

Последствия воздействия

Люди склонны по-разному относится к спорту и физкультуре как дисциплине в своей жизни, но даже несмотря на это, спорт оставил свой отпечаток в кинематографе, живописи, литературе, поэзии, философии и т. д. На интуитивном уровне люди, всё равно, чувствовали склонность к самостоятельному физическому воздействию на свой организм для получения определённого результата. Например, в сериале «Карточный домик, House of Cards» главный герой Фрэнк Андервуд постоянно бегал трусцой со своей женой и занимался на тренажере после тяжелой рабочей смены. Это помогало ему одновременно как абстрагироваться от неудач и злобы, так и сконцентрировать своё внимание на более важных вещах, чтобы понять, что делать дальше. А в знаменитом фильме 1975 года «Пролетая над гнездом кукушки» Рэнд Патрик Макмёрфи, попадая в психиатрическую больницу в один из моментов прогулки попытался научить неразговорчивого «Вождя» Бромдена играть в баскетбол, дабы отвлечь то вечно депрессивной и гнетущей обстановки окружающего его мира. Практически все люди знают знаменитую фразу поэта Ювенала широко известного вот уже на протяжении двух тысяч лет: «В здоровом теле здоровый дух». Суть его заключается в том, что две части человека - дух и тело - идут рука об руку друг с другом; если нет одного, то не будет и другого. Но всё это искусство, и как в любом серьезном деле в жизни важна не лирика, а конкретные факты. Так как, всё-таки, физические нагрузки влияют на наш мозг?

Занятия спортом запускают все анаболические процессы в организме. При этом мозг увеличивает синтез нейротрофического белка (нейротропного фактора мозга BDNF), стимулирующего рост нейронов и их новых связей. А это в свою очередь влияет на человеческий интеллект.

По оценке одного из независимых отечественных исследований во время проведения тестирования, в купе с перерывами на физические упражнения, наблюдается улучшение функций памяти (рост на 11%). Частота сердечных сокращений, увеличивающаяся при тренировках, увеличивает объём крови и направляет больше крови не только в работающие мышцы, но и в мозг. Вместе с этим за счёт усиленного притока крови в мозг увеличивается объём поступаемого кислорода. Кислород нужен организму для окислительных процессов, связанных с выработкой энергии. К примеру, мозгу требуется кислорода в пять раз больше, чем сердцу и в двадцать раз больше, чем мышцам. Это приводит к повышению способностей к обучению, большей выносливости и запоминанию. Также постоянные физические нагрузки приводят к увеличению объёма гиппокампа (отдел мозга, отвечающий за память, относится к лимбической системе головного мозга). Таким образом можно смело утверждать, что полноценная деятельность организма во многом зависит от состояния центральной нервной системы. Нарушения в ее работе приводят к расстройству основных функций организма. При нарушении работы центральной нервной системы снижается восприятие, память и работоспособность. Когда человек выполняет монотонный физический труд, в его организме работает только одна группа мышц, при этом в возбуждении находится только один участок центральной нервной системы, что приводит к переутомлению. Для того чтобы избежать переутомления, следует во время перерывов активизировать другие группы мышц. В свою очередь они активизируют новые участки коры головного мозга, и как следствие улучшается работоспособность.

При постоянном перенапряжении центральной нервной системы возникает переутомление, что приводит к усталости и апатии ещё до начала активной деятельности. От сюда возникает следующая проблема, которая веками не давала покоя особенно молодому студенческому поколению - депрессия, стресс, прокрастинация.

Если депрессия — это очень серьезное понятие, с которым сталкиваются как с последствием стресса и влиянием пагубных вещей на организм, в том числе внешней обстановки, то стресс - это более конкретная и распространённая вещь в жизни практически каждого рядового гражданина нашей страны. Мы склонны испытывать стресс практически каждый день в своей жизни. Во время стресса организм вырабатывает один из основных нейромедиаторов - кортизол. Кортизол, как гормон, сам по себе не

вреден в умеренных количествах, но вот во время стресса организм вырабатывает его слишком много, что может привести к общему снижению иммунной активности, повреждение мышечной ткани, разрушение костей, расстройству пищеварения, перепады настроения. Во время занятий спортом организм тоже испытывает стресс и вырабатывает кортизол, но что самое интересное, организм вырабатывает его в умеренных количествах, тем самым приспосабливаясь к нагрузкам и учится правильно реагировать на этот гормон. Речь также может идти и о других нейромедиаторах таких как: дофамин, серотонин, норадреналин. Эти гормоны тоже выделяются при занятии физической нагрузкой и могут, также как и кортизол, оказать положительное влияние на эмоциональный и психологический фон человека.

Из всего вышеперечисленного можно сделать очень однозначный вывод: положительное влияние спорта на когнитивные способности человека оказывает также положительное влияние и на психологическую составляющую личности. Человек меньше склонен к депрессии и стрессу, апатии и быстрому утомлению.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что данные положительные аспекты спортивной нагрузки не дают сто процентной гарантии улучшения качества успеваемости и запоминания во всех случаях и для всех людей. Основная проблема заключается в том, что ученые ещё не смогли рассчитать точное необходимое время, которое должно быть отведено для физических нагрузок. Также стоит отметить и то, что переносимость всех видов физических нагрузок вещь индивидуальная и не может применятся самостоятельно без должного медицинского освидетельствования.

Важность физических нагрузок в жизни человека абсолютно явная и на этом пути необходимо задействовать все возможные пути к достижению совершенства и поиску золотой середины между физическими нагрузками и насущными проблемами. Каждый человек в праве сам решать, то, как он хочет выглядеть и дать право самостоятельно оценивать риски. Необходимо демонстрировать, что спорт - это не всеобщая повинность или обязанность, а часть нашей бурной, насыщенной жизни.

Список использованной литературы:

1. Ефремова, Н. Г., Антонова, И. Н., Маврина, С. Б. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов / Н. Г. Ефремова, И. Н. Антонова, С. Б. Маврина [Текст] // Гуманитарное образование в экономическом вузе. — Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2018. — С. 119-122.

2. Рютина Л. Н., Дьякова А. В. Влияние физической культуры на умственную работоспособность [Текст] / Рютина Л. Н., Дьякова А. В. // аОШЭЦШиМ-ЮиКМА!.. — 2019. — № 7-3 (31). — С. 16-20.

3. Харлашин Д. А., Горбачева О. А. Влияние физической культуры и спорта на работоспособность студентов высших учебных заведений [Текст] / Харлашин Д. А., Горбачева О. А. // НАУКА-2020. — 2020. — № 7 (43). — С. 193-199.

© Кораблин К.А., Пономарев А. И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.