Научная статья на тему 'Влияние физической культуры на умственную работоспособность'

Влияние физической культуры на умственную работоспособность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8072
568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
работоспособность / физическая нагрузка / умственная нагрузка / когнитивные возможности / упражнения / working capacity / physical load / mental load / cognitive abilities / exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рютина Лариса Николаевна, Дьякова Александра Владимировна

Цельный данной работный разобраться какао именно физические нагрузки влияют над умственную работоспособность человека. На первый взгляд, связь между занятиями спортом и мозговой деятельностью не очевидна. Давно сложился стереотип, что спортсмены сильные, но, мягко говоря, не очень умные люди, а те, кто занимается умственным трудом – интеллектуально развитые, но немощные. Но это глубокое заблуждение. Не многим известен тот факт, что умственные способности человека имеют прямую зависимость от физических нагрузок. Безусловность, физические занятия играют важнейшую ролька в развитии интеллектуал. Оникс стимулируют мозговую деятельность, положительно влияют над все когнитивные функции мозга. Спорить в молодости поможет сберечься ум и интеллектуал в старостиха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рютина Лариса Николаевна, Дьякова Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ON MENTAL PERFORMANCE

The whole of this work to sort out cocoa is the physical activity that affects the mental performance of a person. At first glance, the connection between sports and brain activity is not obvious. Long ago there was a stereotype that athletes strong, but, to put it mildly, not really clever people, and those who are engaged in intellectual work – intellectually developed, but feeble. But this is a profound mistake. Not many people know the fact that human mental abilities are directly dependent on physical activity. Unconditionality, physical activities play an important role in the development of the intellectual. Onyx stimulate brain activity, positively affect all cognitive functions of the brain. Arguing in his youth will help to save the mind and the intellectual in the elder.

Текст научной работы на тему «Влияние физической культуры на умственную работоспособность»

38

PEDAGOGICAL SCIENCES /

Методика мониторинга организаций высшего образования насчитывает 16 показателей оценки деятельности и делится на несколько разделов:[3]

- Образовательная деятельность (показатели: средний балл ЕГЭ, средний балл студентов, принятых по ЕГЭ);

- Научно-исследовательская деятельность (показатели: объем НИОКР в расчете на одного научно- педагогического работника(НПР), объем НИОКР и средств на проекты);

- Международная деятельность (показатель для вузов)( показатели: удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов);

- Финансово-экономическая деятельность (доходы организации);

- Заработная плата профессорско-преподавательского состава (ППС) (Отношение заработной платы профессорско-преподавательского состава к средней заработной плате по экономике региона);

- Трудоустройство (удельный вес выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в общей численности выпускников образовательной организации);

- Контингент студентов (показатель для филиалов);

- Дополнительные показатели образовательных организаций.

В рамках мониторинга идет проверка сведений, которые размещены на сайте образовательной организации:[2, а13]

- на соответствие установленным нормам обеспеченности основной учебной и методической литературой всех дисциплин образовательных программ высшего образования по всем специальностям и уровням подготовки специалистов, учебных предметов, факультативных и элективных курсов (п. 10.3.3.4 приложения к Приказу Минобрнауки РФ N 14);

- на соответствие образовательных программ, учебных планов, рабочих программ дисциплин (модулей), календарных учебных графиков требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (п. 10.3.3.5 приложения к Приказу Минобрнауки РФ N 14).

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. 25.12.2018)"0б образовании в Российской Федерации"// Российская газета.- 2012. - №303

2. Марова О. Мониторинг системы образования: новые критерии оценки// Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение.-2017.- №2.

3. Методика расчета показателей мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования 2017 года (на основе данных формы N 1- Мониторинг за 2016 год) (утв. Министерством образования и науки РФ 14 марта 2017 г. № ЛО-27/ 05вн).

4. Типы государственных образовательных организаций (учреждений): - [Электронный ресурс]. - Адрес доступа: https://www.menobr.ru/ article/ 65265-qqq-17-m5-tipy-obrazovatelnyh-uchrejdeniy?utm_source=www. menobr.ru&utm_medium=refer&utm_campaign=cont entblock articles

Рютина Лариса Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физической культуры и спорта, Дьякова Александра Владимировна, студент 3 курса, кафедра финансы и бухгалтерский учет, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения»

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10161 ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Ryutina Larisa Nikolaevna,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of physical culture and sports, Dyakova Alexandra Vladimirovna, 3rd year student, Department of Finance and accounting, Of the "Irkutsk state University of railway engineering»

THE INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE ON MENTAL PERFORMANCE

Аннотация:

Целы данной работы разобраться как именно физические нагрузки влияют на умственную работоспособность человека. На первый взгляд, связь между занятиями спортом и мозговой деятельностью не очевидна. Давно сложился стереотип, что спортсмены сильные, но, мягко говоря, не

<<ШУ1©ЗДиМ"^©иГМ&1>>#7Ш,2©1]9 / PEDAGOGICAL SCIENCES_3_

очень умные люди, а те, кто занимается умственным трудом - интеллектуально развитые, но немощные. Но это глубокое заблуждение. Не многим известен тот факт, что умственные способности человека имеют прямую зависимость от физических нагрузок. Безусловно, физические занятия играют важнейшую ролы в развитии интеллекта Они стимулируют мозговую деятельность, положительно влияют н0\ все когнитивные функции мозга. Спорт в молодости поможет сберечь ум и интеллект\ в старости.

Abstract:

The whole of this work to sort out cocoa is the physical activity that affects the mental performance of a person. At first glance, the connection between sports and brain activity is not obvious. Long ago there was a stereotype that athletes strong, but, to put it mildly, not really clever people, and those who are engaged in intellectual work - intellectually developed, but feeble. But this is a profound mistake. Not many people know the fact that human mental abilities are directly dependent on physical activity. Unconditionality, physical activities play an important role in the development of the intellectual. Onyx stimulate brain activity, positively affect all cognitive functions of the brain. Arguing in his youth will help to save the mind and the intellectual in the elder.

Ключевые слова: работоспособность, физическая нагрузка, умственная нагрузка, когнитивные возможности, упражнения.

Key words: working capacity, physical load, mental load, cognitive abilities, exercises

Гармоничное сочетание интеллекта, физических и духовных сил высоко ценилось на протяжении развития человечества. Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии общества весьма многообразно.

Между физической нагрузкой и умственным здоровьем выявлена прямая зависимость. Физические упражнения могут направленно влиять на мозг человека, активизируя его отдельные участки. Комбинации тренировок способствуют улучшению памяти и концентрации внимания.

Умеренная, не разрушающая, физическая активность ведет к стимуляции многих органов и тканей организма, в том числе к стимуляции работы нервных клеток мозга, а также к ускорению развития и разветвления нейронных отростков (дендри-тов).

Причем изначально предполагалось, что данный эффект распространяется на участки мозга, ответственные только за двигательные функции. Но со временем в ходе исследований оказалось, что этот эффект развития нейронных сетей распространяется и на другие области мозга, в том числе на обучение, мышление и память [1, с. 176].

То есть во время физической активности начинают усиленно образовываться и расти ответвления наших нервных клеток. А именно их рост и развитие обуславливают все интеллектуальные процессы.

Мозг реализует свои функции при помощи нейронных связей. Ранее считалось, что сложнейшие нейронные сети у взрослых людей остаются неизменными и статичными. На сегодняшний день достоверно известно, что это не так: их можно изменять в течение жизни посредством учебы, навыков и спорта. Такое свойство мозга изменяться называется нейропластичность. Как показывают результаты экспериментов, спорт может влиять на нейропластичность как кратковременно, так и долгосрочно. Физические занятия имеют способность «изменять» мозг, тем самым повышая умственные способности человека. Увеличивается даже скорость обработки информации, получаемая мозгом.

Доказано: чем дети более развиты физически, тем лучше они усваивают школьный материал и применяют его на практике [3].

Занятия спортом запускают все анаболические процессы в организме. При этом мозг увеличивает синтез нейротрофического белка (нейротропного фактора мозга BDNF), стимулирующего рост нейронов и их новых связей. А это в свою очередь влияет на человеческий интеллект. BDNF для мозга, как удобрение для почвы: чем его больше, тем быстрее происходит процесс обучения, запоминания, освоения информации.

Кроме того, регулярные физические нагрузки способствуют выработке в организме большого количества соматотропина - гормона роста, предотвращающего разрушение клеток. А пептидная молекула интерлейкин — 6, продуцируемая клетками иммунной системы во время тренингов, предохраняет клетки головного мозга от различных воспалений и от гибели [2, с.43].

Не все знают, что клетки нервной системы нашего организма ежедневно гибнут в большом количестве. На замену им вырабатываются новые. Но чем старше человек становится, тем медленнее происходит возмещение. А просто начав заниматься спортом, можно сберечь нейроны уже прямо сейчас.

Начиная с 2008 года ученые стали публиковать исследования, которые показывают, что когнитивные возможности - способность учиться, решать новые задачи и проблемы и понимать глубинную суть вещей - можно развивать с помощью тренировки и обучения.

Научный журналист Дэн Хёрли в своей книге«Стань умнее» предлагает практичные решения по развитию мозга для людей всех возрастов и способностей, иллюстрируя их реальными историями.

Ни одно клише в мире не может похвастаться такой этимологией, как фраза «В здоровом теле здоровый дух». Этот фрагмент цитаты из произведения древнеримского поэта Ювенала широко известен вот уже на протяжении двух тысяч лет. Суть его заключается в том, что две части человека - дух

40

PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~^©УГМа1>#Ш]])),2(0]9

и тело - идут рука об руку друг с другом; если нет одного, не будет и другого.

Но так ли это в буквальном смысле? Действительно ли физические упражнения могут сделать человека умнее - настолько, что врачам следовало бы прописывать физкультуру и человеку с риском развития болезни Альцгеймера, и средних лет профессионалу, который хочет вернуть былую сообразительность, и ребенку, у которого проблемы с учебой?

В современном обществе на этот счет бытует два довольно противоречивых стереотипа. С одной стороны, мы сегодня склонны ассоциировать фит-нес с интеллектом. Нам нравится, когда руководители наших компаний и наши политики аккуратны и подтянуты.

С другой же стороны, никто из нас не ожидает, что хоккеист или штангист победит в любом интеллектуальном состязании. Мускулы и мозги далеко не всегда идут в паре. Здоровяки Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне добились наибольших успехов в Голливуде, изображая не слишком умных головорезов.

И все же эксперименты, проведенные в период с 1960-х по 1970-е годы, однозначно подтвердили, что физические упражнения позитивно влияют на умственную работоспособность человека. Классическое исследование 1975 года, например, выявило, что пожилые люди, играющие в теннис или бадминтон, как правило, проходят простые когнитивные тесты со значительно лучшими результатами, нежели их неспортивные сверстники.

За последние десять лет проведено как минимум четыре метаанализа, основанных на официально опубликованных исследованиях. И все они

пришли к одному и тому же выводу: физическая подготовка заметно сказывается на когнитивных способностях. Сегодня в этой области проведено множество исследований по всему миру. Любопытно, что все они не имеют ничего общего с гимнастикой для мозга - ни в коем случае. [6]

Вы ничего не учите. Вы просто занимаетесь ходьбой, плаванием, ездой на велосипеде и т. д. Всего три раза в неделю. Но это приводит к тому, что ваши когнитивные показатели улучшаются в самых разных аспектах памяти, восприятия и принятия решений. Просто удивительно, каких огромных результатов можно достичь благодаря столь незначительному изменению образа жизни.

Сейчас многие исследователи работают над изучением различных сторон взаимосвязи физической и умственной активности. И при всем этом до сих пор не определен оптимальный уровень физической активности, при котором интеллектуальная деятельность человека достигала бы своего максимума. Небольшие физические нагрузки не окажут значительного влияния, а чрезмерные приводят к переутомлению и существенному снижению работоспособности. «Золотую середину» найти еще и потому сложно, что каждый человек по своему уникален и все реакции в его организме так же уникальны. Чтобы хоть как то приблизиться к решению, необходимо изучить вопрос со всех сторон

[4].

Вопрос по изучению воздействие различных видов физических нагрузок на мозговую деятельность и умственную работоспособность в общем виде можно подразделить на 3 сектора, рисунок 1.

Рисунок 1. Виды физических нагрузок по секторам 1 сектор. Аэробные нагрузки - любой вид физического упражнения относительно низкой интенсивности, где кислород используется как основной источник энергии для поддержания мышечной

двигательной деятельности.

Несомненно, любые физические упражнения положительно влияют на мозговую деятельность, но кардио-упражнения являются наиболее эффективными в увеличении скорости кровотока основных зон. В ходе исследований было выявлено, что женщинам, у которых уровень физподготовки был выше, удалось набрать больше баллов в процессе оценивания управляющих способностей. Кроме

этого, у них обнаружили усиление кровотока в области головного мозга, отвечающую за постановку целей и задач, планирование, целеустремленность и эмоциональность.

К аэробным нагрузкам можно отнести: аэробика; бег трусцой; быстрая ходьба; плавание; прыжки на скакалке; танцы; занятие на кардиотре-нажёрах и другие.

<<шушетим~^©у©ма1>#7«,2©1]9 / PEDAGOGICAL sciences

41

Эффект от тренировок проявляется лишь в том случае, когда человек выполняет их с достаточной интенсивностью и достаточно часто. Чаще всего рекомендуют не менее 20 минут три раза в неделю.

2 сектор. Анаэробные нагрузки - в этом виде двигательной деятельности энергия

вырабатывается за счет быстрого химического распада «топливных» веществ в мышцах без участия кислорода.

Как показывают результаты исследований, систематические анаэробные тренинги оказывают позитивное влияние на здоровье головного мозга. У женщин, занимающихся силовыми тренировками даже 1 день в неделю, кровоток в головном мозге сильнее, чем у тех, кто не занимается. В процессе естественного старения ухудшается кровообращение мозга, что отрицательно влияет на физическое и психическое состояние организма человека. Повышается вероятность возникновения инсультов, депрессивных состояний, переутомления, упадка сил, когнитивных нарушений.

К анаэробным нагрузкам можно отнести: любой вид спринта (бег, велосипед, лыжи); тяжелая атлетика и другие.

3 сектор. К прочему можно отнести занятия йогой.

В ходе исследований по влиянию занятий йогой на активность мозга и изменения в структуре центральной нервной системы было выявлено, что йога в значительной степени повышает мозговую активность. Ученые предполагают, что это может влиять на повышение концентрации внимания, улучшение настроения, возникновение ощущения удовлетворенности жизнью.

На примере высокоинтенсивных

интервальных тренировок, относящимся к анаэробным нагрузкам. Последние исследования доказывают, что высокоинтенсивный тренинг способствует улучшению кровообращения головного мозга и нервной трофики, а это, в свою очередь, влияет на повышение мозговой активности.

В данном виде тренировок могут использоваться такие упражнения как: берпи; высокое поднятие колен; выпад с выпрыгиванием; прыжки на скакалке; отжимания; выпады в ходьбе с гирей и многие другие упражнения [5].

Упражнения перечисленные выше можно использовать в одной программе, примерный план программы представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Программа выполнения высокоинтенсивной интервальной тренировки

Название упражнения Техника выполнения Время выполнения

Берпи 5. Примите положение частичного приседания. Удостоверьтесь, что ваш позвоночник в нейтральном положении, ваш вес на пятках, плечи и ягодицы отведены назад, руки впереди. Это необходимо. 6. Присядьте и прикоснитесь к полу своими ладонями. Поддерживайте нижнюю часть тела, разведя широко ноги. Держите пальцы ног на полу. 7. Сделайте отжимание. Согните локти и прикоснитесь к полу своей грудью, а затем вернитесь в положение на корточках. 8. Сделайте «прыжок лягушки», выпрыгнув из приседания вверх и подняв руки над головой 2-4 минуты

Высокое поднятие колен 5. Встаньте прямо. Держите ноги на ширине плеч и смотрите прямо вперед. 6. Прыгните, поднимите правое колено и опустите правую ногу обратно на пол. 7. Повторите то же самое с левой ногой. 8. Делайте это поочередно, интенсивно и на высокой скорости. Это должно выглядеть так, как будто вы бегаете трусцой, за исключением того, что ваши колени поднимаются. Вы можете держать руки вытянутыми перед собой, и пусть ваши колени касаются ваших ладоней, когда вы выполняете упражнение. 2 минуты

Выпад с выпрыгиванием 6. Встаньте прямо; ноги поставьте на ширину плеч. 7. Положите левую ногу вперед, держите спину прямо, согните колени и опустите. Бедра вашей правой ноги должны быть перпендикулярны к полу. 8. Прыгайте и перед приземлением выставите правую ногу впереди, а левое бедро перпендикулярно полу. 9. То же самое повторите с другой стороны. 10. Выполняйте в хорошем темпе и должной интенсивностью. 3-4 минуты

Прыжки на скакалке 5. станьте прямо, ноги уже ширины плеч. Держите концы скакалки и локти близко к своему торсу. 6. Начните с обычных прыжков. 7. Измените их на прыжки на одной ноге. Меняйте правую и левую ноги. 8. Прыгайте влево и вправо в течение нескольких секунд. 45 сек Отдых 15-20 секунд

42 PEDAGOGICAL SCIENCES / <<ШУШетУМ~^©УГМа1>#7«,2(Ш

Отжимания 7. Встаньте в позу планки на вытянутых руках, но пока что стойте на коленях. Голова смотрит прямо, позвоночник прямой. 8. Вдохните, согните локти и опуститесь, пока ваша грудь не коснется пола. 9. Выдохните и поднимитесь в исходное положение. 10. Оторвите колени с земли и перенесите вес нижней части тела на пальцы ног. 11. Вдохните, согните локти и опуститесь. Выдохните и вернитесь в исходное положение. 12. Немного усложните, поставив ноги близко друг к другу. 45 сек Отдых 15-20 секунд

Выпады в ходьбе с гирей 8. Встаньте прямо. Держите позвоночник в нейтральном положении, смотрите прямо и держите гирю в правой руке. 9. Сделайте выпад левой ногой. 10. Когда вы опускаетесь, передайте гирю в другую руку под левым бедро и перенесите ее. 11. Вернитесь в исходное положение. 12. Сделайте выпад правой ногой. 13. Передайте гирю под правым бедром и перенесите ее. 14. Все это нужно делать не на месте, а в ходьбе. 45 сек Отдых 15-20 секунд

современного естествознания. - 2013. - № 10. - С. 212-213

10. Влияние физических упражнений на умственное развитие человека. — URL: https ://bbf. ru/ma ga z i пс/8/5564/(дата обращения: 13.02.2019)

11. Дручинина А.В. Влияние физической активности на умственную деятельность человека // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(45). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/10(45).pdf (дата обращения: 13.02.2019)

12. Любаев А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 423-425. — URL https://moluch.ru/archive/98/22112/ (дата обращения: 13.02.2019).

Мендот Эмма Эресооловна,

ст. преподаватель кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл Республика Тыва, Россия Ондар Оргеллээр Чувурекович, к.п.н., доцент кафедры спортивных дисциплин ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл Республика Тыва, Россия Мендот Инга Эресооловна кандидат педагогических наук, старший преподаватель Кызылского педагогического колледжа, ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл Республика Тыва, Россия

Мендот Элла Эресооловна, к.п.н., доцент кафедры физической культуры ФГБОУ ВО «Тувинский государственный университет», г. Кызыл Республика Тыва, Россия DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10162 ТУВИНСКАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ ИГРА «КАЖЫК» НА БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕНАХ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

Учеными доказано, что выполнение всех вышеупомянутых упражнений, позволяет снизить риск проявления различных заболеваний. Более того, не только проявление заболеваний, но и повышают физическую и умственную производительность труда в учебном и во внеучебном времени. В учебном процессе была взята за основу предложенная программа, в течение 25 занятий обучающиеся улучшили показатели физической и умственной деятельности, что подтвержает все вышеуказанные качества в ходе тренировок.

Список литературы

7. Агаджанян Н. А. Адаптация и резервы организма. — М.: ФК и С., 2015. — 176 с.

8. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.- 2014. - 43 - с.

9. Перцева М.В., Мусина С.В., Хаирова Т.Н., Слепова Л.Н., Дижонова Л.Б. Влияние физических упражнений на успеваемость студентов// Успехи

УДК 394.3:796.2(571,52)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.