DOI: 10.15293/1813-4718.1806.16 УДК 372.016:796*40
Тертычная Валентина Тихоновна
Преподаватель высшей категории по теории спорта, Новосибирское училище (колледж) олимпийского резерва, [email protected], ORCID 0000-0002-9857-0364, Новосибирск
Тертычный Алексей Владимирович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Новосибирский государственный технический университет; методист, Детский оздоровительно-образовательный центр «Спутник», [email protected], ORCID 0000-0003-3453-6260, Новосибирск
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕОРИИ СПОРТА С УЧЕТОМ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ
Аннотация. В современных условиях, учитывая введение новых ФГОС СПО и снижение интереса студентов к учебе, поиск и претворение в жизнь резервов в активизации обучаемых имеет первостепенное значение в повышении качества образования. Целью исследования являлась разработка и обоснование рекомендаций по организации и проведению практических занятий по теории спорта с учетом концентрации умственной и физической нагрузки у студентов в течение учебного дня. Экспериментально обоснована необходимость дифференциации структуры и содержания практических занятий с учетом умственной и физической нагрузки студентов в течение учебного дня. Разработаны методические рекомендации по организации и проведению практических занятий по теоретической дисциплине, в форме инструкционно-диагностических карт, на основе полученных нами данных об изменении уровня внимания и работоспособности студентов, уровня индекса напряжения в процессе регистрации вариабельности сердечного ритма.
Педагогические наблюдения показывают признаки улучшения дисциплины студентов на занятиях и дают основание говорить о положительном влиянии экспериментальной программы на результаты обучения.
Ключевые слова: студенты, умственная и физическая нагрузка, мотивация, внимание, работоспособность, структура учебной деятельности.
Введение в проблему. Учебная дисциплина «Теория и история физической культуры и спорта» (ТиИФКиС) имеет индекс 0П.07 в ФГОС СПО [9] по специальности 49.02.01 «Физическая культура». В графике учебного плана Новосибирского училища (колледжа) олимпийского резерва (НУ(К)ОР) эта дисциплина представлена в 3-8 семестрах учебного процесса. Относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Содержание этого, интегрированного из трех разделов, предмета: история физической культуры изучается в 3-м семестре (34 часа); основы физической культуры проходят в 4, 5 семестрах соответственно (60 и 96 часов) и освоение
предмета завершается в 7 и 8 семестрах (68 и 32 часа) изучением раздела «Основы спорта».
Проблемы этой дисциплины с позиции качества ее освоения в этом варианте учебного плана заключаются, во-первых, в недостаточной обеспеченности определенными формами контроля обученности студентов. Так, за 3-7 семестры оценка выставляется по текущей успеваемости, и только за 8-й семестр установлен дифференцированный зачет. Во-вторых, каждую из составных частей ТиИФКиС преподают разные педагоги, со свойственными каждому из них приоритетами в реализации структуры учебной деятельности, ее форм
и видов. И в-третьих, вопреки нередко декларируемой сегодня точке зрения об исчезновении проблемы дисциплины и мотивации учащихся и студентов к учению [7], практика учебного процесса по предмету ТиИФКиС демонстрирует совершенно противоположные тенденции. Наблюдается резкое снижение интереса студентов к учебной деятельности, мотивации учения. Значительная часть причин этого явления обусловлена происходящими в обществе политическими, социально-экономическими и организационными обновлениями.
Следует отметить первую важную особенность студентов 4-го курса НУ(К)ОР -это молодые люди, которые уделяют много времени своему спортивному совершенствованию. Вторая особенность связана с тем, что в структуре учебного дня занятия с «умственной» нагрузкой в НУ(К)ОР могут чередоваться с физической. При этом требования к результатам освоения общекультурных и профессиональных компетенций по специальности 49.02.01 «Физическая культура» достаточно высоки [9].
В итоге функционирования указанных выше противоречий студенты подходят к 7-му семестру, к моменту начала освоения основ теории спорта, недостаточно мотивированными к освоению соответствующих компетенций, сформулированных в ФГОС СПО и с низким уровнем знаний о содержании понятий и терминов, свойственных области физической культуры и спорта.
Особенностью раздела «Теория спорта» является то, что 50 % общего ее объема (100 часов) предусмотрено на проведение практических занятий. Вместе с тем, широко известно, что ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных или учебных [6].
Ведущее отличие практических занятий от семинарских заключается в преимущественно самостоятельном характере
работы студентов. Содержание этих занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Они развивают научное мышление и речь обучающихся [4].
Именно поэтому, при разработке методического обеспечения практических занятий в соответствии с ФГОС СПО в целях повышения качества обучения мы задумались о резервах, которые могли бы снизить потенциал выявленных противоречий.
В качестве гипотезы мы предлагаем следующее: данные научно-методической литературы свидетельствуют об изменении кардиогемодинамических показателей и ритма сердца студентов под воздействием учебной нагрузки в течение учебного года, недели и учебного дня [3]. При этом изменение указанных показателей тесно связано со сдвигами в состоянии центрального и автономного отделов нервной системы. Указанные психофизиологические закономерности не могут не сказываться на особенностях восприятия студентами учебного материала. Было сделано предположение: если организовывать и осуществлять учебную деятельность студентов НУ(К)ОР на практических занятиях по теории спорта с учетом накопления умственной и физической нагрузки в течение учебного года, недели, учебного дня, то реально достижение более высокой эффективности, качества занятий.
Цель исследования: разработать и обосновать рекомендации по организации и проведению практических занятий по теории спорта с учетом концентрации умственной и физической нагрузки у студентов в течение учебного дня.
Организация и методы исследования. Экспериментальные исследования проводились в четыре этапа.
1. На первом этапе, с 1.09. 2016 по 1.04. 2017 г. проводилось исследование устойчивости внимания и работоспособности 7 юношей и 7 девушек, студентов 4-го курса НУ(К)ОР по методике Э. Шульте [2].
Изучалась динамика указанных выше показателей в течение учебного дня.
2.Второй этап экспериментальных исследований (12 по 22 мая 2017) был проведен на базе кафедры физического воспитания Новосибирского государственного технического университета (НГТУ). В них приняли участие 9 юношей и 6 девушек в возрасте 18-21 лет, отнесенные к основной медицинской группе допуска к занятиям по физическому воспитанию. В дни исследований, утром в 10:00 до нагрузки и сразу после, проводилась запись вариабельности сердечного ритма (ВСР) в течение 5 минут в положении испытуемых - сидя.
За время эксперимента проведено 28 коротких записей. Регистрация и анализ ВСР выполнялись с использованием аппаратно-программного комплекса (АПК) пульсовой диагностики «ВедаПульс», изготовитель ООО «Биоквант» г. Новосибирск. Метод анализа вариабельности ритма сердца, лежащий в основе работы АПК «ВедаПульс», рекомендован Комиссией по клинико-диагностическим приборам и аппаратам Комитета по новой медицинской технике Министерства здравоохранения Российской Федерации (2000). Измерения и интерпретация характеристик ВСР производилась в соответствие не только с отечественными, но и с международными стандартами [10].
При анализе ВСР в покое изучались пространственно-спектральные компоненты ВСР. Основное внимание обращалось на анализ показателя - индекс напряжения (ИН).
3. На третьем этапе (июль, август 2017) разрабатывались методические рекомендации, инструкционно-диагностические карты, где структура, содержание и формы учебной деятельности на практических занятиях были спроектированы с учетом полученных на первом этапе данных по устойчивости внимания и динамике работоспособности студентов 4-го курса НУ(К) ОР в течение учебного дня.
4. На четвертом этапе исследования,
с 1.09.2017 по 01.04.2018 г., был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте участвовало 2 группы студентов 4-го курса НУ(К)ОР, в общем количестве 48 человек. Учебная деятельность на практических занятиях по теории спорта осуществлялась в соответствие с разработанными на предыдущем этапе рекомендациями.
В результате первого эксперимента по выявлению средних величин времени выполнения заданий пяти таблиц Шульте установлено:
- волнообразный характер показателей устойчивости внимания в течение учебного дня;
- наибольшее сосредоточение внимания зарегистрировано в период второй учебной пары (с 10:50 до 12:25);
- достоверное снижение устойчивости внимания к началу третьей пары, которое проходит на фоне снижения умственной работоспособности и усиления усталости.
Полученные данные согласуются с данными других исследователей [8].
В результате сравнительного сопоставления результатов спектрального анализа, в частности, индекса напряжения функционального состояния организма студентов, до выполнения учебного задания на практическом занятии и сразу после было установлено существенное увеличение индекса напряжения как у студентов-юношей, так и у девушек (табл. 1).
Полученные экспериментальные данные являются объективным основанием для разработки рекомендаций по организации и проведению практических занятий по теории спорта с учетом концентрации умственной и физической нагрузки у студентов в течение учебного дня.
Итоги наших собственных исследований, отображенных выше, и обобщение данных специальной литературы по проблеме изменения уровня восприятия и преобразования информации студентами на практических занятиях в течение учебного дня, а также стремление выстроить луч-
шую систему таких занятий позволило нам преподавателя, определенные изменения в разработать соответствующие рекоменда- структуре учебной деятельности и в ее со-ции. Они освещают специфику подготовки держании по сравнению с традиционными.
Таблица 1
Динамика индекса напряжения юношей и девушек до и после выполнения практического занятия
Время теста ИН (у.е.)
юноши девушки
До 99,7±81 63,7±37
После 706±564 311,3±346,2
Следует подчеркнуть, что в статье мы сосредоточили внимание на определенной части этих рекомендаций - на конструкции инструктивно-диагностических карт (ИДК). ИДК - это своеобразное методическое руководство к деятельности преподавателя и студентов на занятии. Они разработаны нами на каждое занятие отдельно. Целевым компонентом системы ИДК является освоение студентами умений в области профессиональной деятельности на уровне Государственных требований по специальности физическая культура в сегменте теории спорта [9]. При этом мы опирались на принцип, свидетельствующий, что практическое занятие обеспечит рациональную эффективность при условии, если его организация и проведение будут дифференцированы с учетом реального психофизиологического состояния студентов и уровня их мотивации. Было разработано 25 карт (по числу занятий). При этом каждая карта имеет два варианта. Первый предназначался для применения на первой-второй учебных парах. Второй - обеспечивал управление учебной деятельностью студентов на той стадии учебного дня, когда их устойчивость внимания заметно снижена, проявляются признаки усиления усталости, т. е. чаще всего на третьей паре. В этой связи для студентов, для которых «Теория спорта» была первым занятием в учебном дне, первая половина занятия ориентировалась на наиболее трудоемкий
материал, на работы, имеющие частично-поисковый и поисковый характер.
Вторая половина занятия проводилась в условиях с постепенным снижением уровня напряжения внимания. При этом для студентов, для которых практическое занятие по рассматриваемой дисциплине было третьим в режиме учебного дня, первая часть занятия ориентировалась на создание условий для повышения уровня мотивации, применялись методические приемы для снятия напряжения, компенсации утомления. Выполнялись задания репродуктивного характера. Это позволяло приступить во второй половине занятия к работе с более сложным материалом.
Следует отметить, что в обеспечении эффективности практических занятий, реализуемых, в частности в часы, когда в состоянии обучаемых наблюдается усталость и пониженная мотивация, существенный вклад вносят активные методы обучения [1]. В этой связи мы включили активные методы обучения в структуру наших ИДК. Большое значение имеет и применение информационных технологий.
Структура разработанных нами ИДК включает следующие составляющие: тема занятия; цель; задачи; оборудование; блок мотивации; план самостоятельной деятельности студентов; формы обучения; инструкции по выполнению задания; формы регистрации результатов выполнения задания (специально разработанные таблицы);
материал для самоконтроля и контроля; рефлексия.
Подчеркнем, что структура карты, о которой мы писали выше, иная. В ней представлен другой порядок занятия, другая версия последовательности предъявления заданий в связи с разной степенью напряжения физиолого-психологических функций, вызываемого ими. Изменены и формы обучения.
Рассмотрим результаты педагогического эксперимента, проведенного на четвертом этапе исследования.
Экспериментальный учебный процесс по теории спорта, скомпонованный из лекций и модернизированных практических занятий проводился в течение 7 месяцев. Достигнутые обучаемыми результаты отражают более высокую успеваемость студентов 4-го курса НК(У)ОР в 2017/18 учебном году по дисциплине, к которой обращено наше внимание (средний балл равен 4,13) по сравнению с успеваемостью их сверстников в 2016/17 учебном году (средний балл равен 3,72). При этом разница величины средних показателей успеваемости достоверна при р<0,01. В то же время, данные педагогических наблюдений показывают признаки улучшения дисциплины студентов на занятиях. Все это дает основание говорить о положительном влиянии экспериментальной программы на результаты обучения.
Выводы. В настоящее время учебный процесс в ссузах характерен двумя особенностями: введение новых ФГОС СПО и снижение интереса студентов к учебе. В этих условиях педагоги ссузов нуждаются в обновлении научно-методического обеспечения учебной деятельности. Вот почему исследование, направленное на со-
вершенствование организации и проведения практических занятий по предмету из цикла общепрофессиональных дисциплин, является актуальным.
В результате экспериментальных исследований, из которых первое проведено с применением методики, имеющей субъективный характер (таблицы Шульте), а второе организовано на базе объективной методики (запись вариабельности сердечного ритма), получены данные о волнообразном характере уровня способностей студентов физкультурно-спортивного профиля к восприятию учебного материала в привязке к расписанию занятий в НК(У)ОР в течение учебного дня. Определены благоприятные и неблагоприятные часы для эффективного образования в учебное время. Это дает основание для варьирования инструментами научно-методического обеспечения.
Полученные в ходе экспериментов данные явились основанием для разработки документов научно-методического характера - инструкционно-диагностических карт. Эта форма методических рекомендаций была апробирована в реальном процессе практических занятий в НК(У)ОР. При этом достигнут положительный результат, выразившийся в достоверном (р<0,01) улучшении показателей успеваемости студентов, занимавшихся по инновационной программе, по сравнению с успеваемостью их сверстников, обучавшихся годом ранее.
Таким образом, мы можем заключить, что сформулированная нами гипотеза нашла свое обоснованное подтверждение посредством ряда естественных и преобразующего экспериментов, а также путем обобщения данных литературных источников.
Библиографический список
1. Горшкова О. В. Активные методы обучения: формы и цели применения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2017. - № S3. - С. 10-15. - URL: http://e-koncept.
ги/2017/470039.Ыт. (дата обращения: 10.09.2018).
2. Коровкин С. Ю. Общая психология: практикум. - Ярославль: ЯрГУ, 2008. - 73 с.
3. Минасян С. М, Геворкян Э. С. и др. Из-
менение кардиогемодинамических показателей ритма сердца студентов под воздействием учебной нагрузки // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова. - 2006. - Т. 92, № 7. - С. 817-826.
4. Образцов П. И., Уман А. И., Вилен-ский М. Я. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 271 с. -(Образовательный процесс).
5. Патутина Е. С. Уровень мотивации студентов к обучению // Молодой ученый. -2017. - № 1. - С. 244-249.
6. О рекомендациях по проведению лабораторных работ и практических занятий в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: Письмо Минобразования РФ от 05.04.1999 №16-52-58ин/16-13 [Электронный ресурс]. - URL: www. consultant.ru (дата обращения: 10.08.2018).
7. Современные виды и формы процесса обучения [Электронный ресурс]. - URL: mirznanii. com/a/175878/sovremennye-vidy-i-formy-protsesa-obucheniya (дата обращения: 10.08.2018).
8. Ставцева В. В. Динамика умственной работоспособности учащихся 4-11 классов на уроках в течение учебного дня и недели // Научные ведомости. Серия «Естественные науки». -2012. - № 3 (122), Вып. 18. - С. 167-173.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 физическая культура (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. №976).
10. Task Force of European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart rate variability. Standards of Measurement. Physiological interpretation and clinical use // Circulation. - 1996. - № 93. - рр. 1043-1065.
Поступила в редакцию 28.08.2018
Tertychnaya Valentina Tikhonovna
A Teacher of the Highest Category in Theory of Sport, Novosibirsk School (college) of Olympic reserve, [email protected], ORCID 0000-0002-9857-0364, Novosibirsk
TertychnyiAlexey Vladimirovich
Cand. Sci (Pedag.). Assoc. Prof. of the Department of Physical Education, Novosibirsk State Technical University, [email protected], ORCID 0000-0003-3453-6260, Novosibirsk
ORGANIZATION AND HOLDIND OF PRACTICAI CIASSES ON THE THEORY OF SPORTS TAKING INTO ACCOUNT MENTAI AND PHYSICAI OF STUDENTS DURING THE SCHOOI DAY
Abstract. In the current circumstances, taking into account the federal State educational standard for secondary vocational education and the decrease in the interest of students to study, the search for and materialization of reserves in the activation of students is of paramount importance in improving the quality of education. The purpose of the study was to develop and substantiate recommendations concerning the organization and holding of practical classes on the theory of sports, taking into account the concentration of mental and physical activity of students during the day at the university. The need for differentiation of the structure and content of practical classes, taking into account mental and physical activity of students during the day at the university, was experimentally justified. Methodical recommendations concerning the organization and holding of practical classes on theoretical discipline were developed in the form of instructional and diagnostic charts based on the information we received on changes in the level of attention and efficiency of students and on the informationabout tension level in the process of registering the variability of the heart rhythm.
Pedagogical observations show signs of improving the discipline of students in class and give reason to talk about the positive impact of the experimental program on the result of improvement.
Keywords: students, mental and physical activity, motivation, attention, efficiency, structure of educational activity.
References
1. Gorshkova, O. V., 2017. Active methods of teaching: forms and purposes. Scientific and methodological electronic journal "Concept", No S3, pp. 10-15. Available at: http://e-koncept. ru/2017/470039.htm (accessed: 10.08.2018).
2. Korovkin, S. Y., 2008. General psychology: workshop. Yaroslavl: Yaroslavl State University Publ., 73 p. (In Russ.)
3. Minasyan, S. M., Gevorkyan, E. S. and other, 2006. Changes in the cardiohemodynamic parameters of the heart rhythm of students under the influence of the training load. I. M. Sechenov Physiological Journal, Vol. 92, No. 1, pp. 817-826. (In Russ.)
4. Obraztsov, P. I., Uman, A. I., Vilenskyy, M. Y., 2017. Technology of vocational education in higher school: teaching aid, edited by V. A. Slastenin. Moskow: Urait Publ., 271 p., Educational process. (In Russ.)
5. Patunina, E. S., 2017. The level of motivation for students to learn. The young scientist, 1, pp. 244-249. (In Russ.)
6. About recommendations for conducting laboratory work and practical training in educational
institutions of secondary vocational education: letter from the Ministry of Education of the Russian Federation from 05.04.1999 №16-52-58in/16-13. Available at: www.consultant.ru (accessed: 10.08.2018).
7. Modern forms and forms of the learning process. Available at: mirznanii.com/a/175878/ sovremennye-vidy-i-formy-protsesa-obucheniya (accessed: 10.08.2018).
8. Stavtseva, V. V., 2012. Dynamics of mental working activity of pupils of 4-11 classes at lessons during the school day and week. Scientific Bulletin Series of Natural Sciences, No. 3 (122), Iss.18, pp. 167-173. (In Russ.)
9. Federal State educational standard for secondary vocational education on a specialty 49.02.01 physical culture (Order of the Ministry of Education of the Russian Federation 11 August 2014. № 976). (In Russ.)
10. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology. Heart rate variability. Standarts of Measurement. Physiological interpretation and clinical use., 1996. Circulation, 93, pp. 1043-1065. (In Eng.)
Submitted 28.08.2018