Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ'

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
255
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЕСЯ В ВУЗЕ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ / ВНИМАНИЕ / ЗРИТЕЛЬНАЯ И СЛУХОВАЯ ЗАПОМИНАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Симень В. П., Васильева Н. В., Матвеева Н. А.

Цель исследования - определить и обосновать организационно-методические особенности развития памяти и внимания у студентов при реализации элективных курсов по физической культуре и спорту в вузе. Методика и организация исследования. Организационно-методические особенности развития памяти и внимания - это учет и разделение студентов на сходные по уровню выраженности признаков рассеянности внимания и степени развития памяти группы; использование адекватных величине развития памяти и внимания и физической подготовленности подготовительных, подводящих и специальных физических упражнений. В ходе педагогического эксперимента программа учебно-тренировочных занятий в зависимости от учебного дня, периода семестра и темпа повышения физической подготовленности, памяти и внимания подвергалась оперативной и текущей коррекции. Эффективность разработанной методики развития памяти и внимания определялась методом математической статистики с применением t-критерия Стьюдента. Результаты исследования и выводы. Результаты исследования по развитию памяти и внимания у студентов в рамках элективных курсов по физической культуре и спорту в вузе говорят в целом о благоприятном влиянии на внимание и память сочетания работы с физической нагрузкой, адекватной уровню развития внимания, слуховой и зрительной запоминаемости и физической подготовленности. Реализация в процессе педагогического эксперимента экспериментальной методики развития памяти и внимания способствовала повышению у студентов ЭГ внимания на 3,58 с по Бурдону и на 13,40 с по Шульте, а памяти, по Лурия, на «отлично» наблюдалось улучшение у 14,09% испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Симень В. П., Васильева Н. В., Матвеева Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MEMORY AND ATTENTION TRAINING MODEL TO COMPLEMENT ELECTIVE ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS TOOLKIT

Objective of the study was to develop theoretical and practical provisions for and test benefits of a new memory and attention training model to complement the elective physical education and sports toolkit at universities. Methods and structure of the study. Based on our prior studies, we designed a new memory and attention training model for university students applicable in the elective academic physical education and sport service. The new memory and attention training model is dominated by special physical training tools to facilitate progress in the attention controls and memorizing skills, including a range of problem-solving, hierarchical and ordering practices to improve attention, plus traditional fitness exercises with the verbal and practical instructor’s assistance in difficult traditional fitness exercises and active developmental games. The students’ progress in the elective memory and attention training model piloting experiment was tested by the Bourdon's proofreading test, A.R. Luria test and Schulte tables on the pre- and post-experimental basis to rate the memorizing and attention control skills. We sampled for the experiment university students (n=107) and split them up into Experimental and Reference Groups (EG, RG) of 53 and 54 people, respectively. The pre-experimental tests found the groups virtually equal in the attention control and memorizing skills. The EG was trained as required by the new memory and attention training model and the RG was trained by the traditional physical education and sport service in September-December 2019, with the both group trainings run twice a week to total 72 academic hours. Results and discussion. Most beneficial for the memory and attention training purposes are known to be aerobic practices including running, walking, swimming, skiing, etc., conditional on the training time and intensity being well customized to the daily regimens, semester periods, etc., with a special priority to the natural individual resources and hygienic factors. The new memory and attention training model of our design prioritizes special physical training practices to facilitate progresses in the attention control and memorizing skills by problem-solving, hierarchy-building and ordering practices, plus traditional fitness exercises with the verbal and practical instructor’s assistance in difficult traditional fitness exercises and active developmental games. The new memory and attention training model implementation algorithm prioritized the following: attention control and memorizing skills tests; sample grouping by gender and primary attention control and memorizing skills subgroups for customized services; attention control and memorizing progress tests in the trainings; and special warm-up, workout and special physical training practices to facilitate individual progress.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ВУЗЕ»

развитие памяти и внимания у студентов при реализации элективных курсов по физической культуре и спорту в вузе

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 08.12.2020 г.

Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Симень1

Кандидат педагогических наук Н.В. Васильева1

Кандидат педагогических наук Н.А. Матвеева1

1Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары

NEW MEMORY AND ATTENTION TRAiNiNG MODEL TO COMPLEMENT ELECTiVE ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS TOOLKIT

PhD, Associate Professor V.P. Simen1 PhD N.V. Vasilyeva1 PhD N.A. Matveyeva1

1Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Abstract

Цель исследования - определить и обосновать организационно-методические особенности развития памяти и внимания у студентов при реализации элективных курсов по физической культуре и спорту в вузе. Методика и организация исследования. Организационно-методические особенности развития памяти и внимания - это учет и разделение студентов на сходные по уровню выраженности признаков рассеянности внимания и степени развития памяти группы; использование адекватных величине развития памяти и внимания и физической подготовленности подготовительных, подводящих и специальных физических упражнений. В ходе педагогического эксперимента программа учебно-тренировочных занятий в зависимости от учебного дня, периода семестра и темпа повышения физической подготовленности, памяти и внимания подвергалась оперативной и текущей коррекции. Эффективность разработанной методики развития памяти и внимания определялась методом математической статистики с применением ^критерия Стьюдента.

Результаты исследования и выводы. Результаты исследования по развитию памяти и внимания у студентов в рамках элективных курсов по физической культуре и спорту в вузе говорят в целом о благоприятном влиянии на внимание и память сочетания работы с физической нагрузкой, адекватной уровню развития внимания, слуховой и зрительной запоминаемости и физической подготовленности. Реализация в процессе педагогического эксперимента экспериментальной методики развития памяти и внимания способствовала повышению у студентов ЭГ внимания на 3,58 с по Бурдону и на 13,40 с по Шульте, а памяти, по Лурия, на «отлично» наблюдалось улучшение у 14,09% испытуемых.

Ключевые слова: обучающиеся в вузе, элективные курсы по физической культуре и спорту, формы и методы работы, внимание, зрительная и слуховая запоминаемость.

Objective of the study was to develop theoretical and practical provisions for and test benefits of a new memory and attention training model to complement the elective physical education and sports toolkit at universities. Methods and structure of the study. Based on our prior studies, we designed a new memory and attention training model for university students applicable in the elective academic physical education and sport service. The new memory and attention training model is dominated by special physical training tools to facilitate progress in the attention controls and memorizing skills, including a range of problem-solving, hierarchical and ordering practices to improve attention, plus traditional fitness exercises with the verbal and practical instructor's assistance in difficult traditional fitness exercises and active developmental games. The students' progress in the elective memory and attention training model piloting experiment was tested by the Bourdon's proofreading test, A.R. Luria test and Schulte tables on the pre- and post-experimental basis to rate the memorizing and attention control skills. We sampled for the experiment university students (n=107) and split them up into Experimental and Reference Groups (EG, RG) of 53 and 54 people, respectively. The pre-experimental tests found the groups virtually equal in the attention control and memorizing skills. The EG was trained as required by the new memory and attention training model and the RG was trained by the traditional physical education and sport service in September-December 2019, with the both group trainings run twice a week to total 72 academic hours.

Results and discussion. Most beneficial for the memory and attention training purposes are known to be aerobic practices including running, walking, swimming, skiing, etc., conditional on the training time and intensity being well customized to the daily regimens, semester periods, etc., with a special priority to the natural individual resources and hygienic factors. The new memory and attention training model of our design prioritizes special physical training practices to facilitate progresses in the attention control and memorizing skills by problem-solving, hierarchy-building and ordering practices, plus traditional fitness exercises with the verbal and practical instructor's assistance in difficult traditional fitness exercises and active developmental games. The new memory and attention training model implementation algorithm prioritized the following: attention control and memorizing skills tests; sample grouping by gender and primary attention control and memorizing skills subgroups for customized services; attention control and memorizing progress tests in the trainings; and special warm-up, workout and special physical training practices to facilitate individual progress.

Keywords: university students, elective physical education and sports courses, forms and methods of work, attention, visual and auditory memory.

№8 • 2021 Август | August

http://www.teoriya.ru

Показатели развития внимания и памяти у студентов контрольной и экспериментальной групп

Контрольные тесты

Группа испытуемых Проба Бурдона, с Тесты Лурия, % Таблица Шульте, с

отл. гор. удовл.

В начале педагогического эксперимента

ЭГ, п=53 9,82±2,13 53,83 26,42 20,75 60,05±

КГ, п=54 9,87±2,16 55,55 27,78 16,67 59,76±

р > >

В конце педагогического эксперимента

ЭГ, п=53 6,24± 67,92 18,87 13,21 46,65±

КГ, п=54 8,96± 57,41 20,37 22,22 53,59±

р < 0,01 < 0,01

Примечание: проба Бурдона и тест Шульте выполнялись без ограничения времени.

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

Введение. Негативные изменения в различных органах и системах организма под воздействием нервно-психического и эмоционального напряжения, возникающего в юношеском возрасте на фоне адаптации в высшей школе, приводят к проблемам рассеянности внимания, расстройства памяти и эффективного усвоения учебного материала.

В трудах разных авторов подчеркивается возможность более тесной и непосредственной связи между физическими упражнениями (ФУ) и психическими функциями человеческого организма, нежели считалось ранее [1]. Даются научно обоснованные сведения о влиянии ФУ на интеллектуальное развитие человека [2]. Обращается внимание на зависимость протекания множества психических процессов (активность и устойчивость внимания, памяти, восприятия, переработки информации) от уровня физической подготовленности и функциональных возможностей [3], [4]. Подчеркивается положительная связь между оптимально подобранным режимом двигательной активности и способностью человека к усвоению большого объема информации [5]. Предлагается поддерживать работоспособность головного мозга и нервную систему аэробными упражнениями (бег, ходьба, плавание, лыжи и т. п.) [6].

На сегодняшний день сформировалась научная предпосылка, полагающая, что физические упражнения способствуют развитию интеллектуальных способностей человека. Наряду с этим в литературных источниках в меньшей степени анализируются особенности методики занятий физической культурой, при которых память и внимание студентов вуза достигли бы максимальных высот. Уровень такого взаимодействия до сих пор не определен. Это создает типические трудности планирования, организации и проведения практических занятий по развитию памяти и внимания у студентов при реализации ЭК по ФКиС в вузе.

Цель исследования - определить и обосновать организационно-методические особенности развития памяти и внимания у студентов при реализации элективных курсов по физической культуре и спорту в вузе.

Методика и организация исследования. По нашему мнению, повышение эффективности развития памяти и внимания у студентов вуза возможно, если: проводить диагностику памяти и внимания, учитывать и разделить студентов на одинаковые по степени выраженности признаков рассеянности и недостаточности памяти группы с момента прихода их на ЭКпоФКиС; на практических занятиях будут применены адекватные уровню развития памяти и внимания и физиче-

ской подготовленности юношеского возраста подготовительные, подводящие и специальные ФУ; будет проводиться коррекция планов учебно-тренировочных занятий с учетом результатов оперативного и текущего контроля темпов повышения памяти и внимания и физической подготовленности.

Средствами совершенствования памяти и внимания являются ФУ аэробной направленности, естественные силы природы и гигиенические факторы [6]. В ходе исследования разработана методика тренировок, направленная на развитие памяти и внимания у детей юношеского возраста при реализации ЭК по ФКиС в вузе. Особенностью методики является то, что испытуемым ЭГ дополнительно давались специальные ФУ, направленные на концентрацию внимания и памяти - строевые и порядковые упражнения на внимание, проведение общеразвивающих упражнений методом слова, копирование преподавателя в усложненных общеразвиваю-щих упражнениях, подвижные игры.

Для выявления изменения уровня памяти и внимания у студентов при реализации ЭК по ФКиС в вузе было проведено тестирование по корректурной пробе Б. Бурдона, тестам А. Р. Лурия и таблицам Шульте до и после эксперимента.

Для выявления эффективности воздействия усовершенствованной методики в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах в начале и в конце педагогического эксперимента устанавливались показатели памяти и внимания. В тестировании приняли участие 107 испытуемых юношеского возраста ЭГ и КГ - 53 и 54 человека соответственно, которые распределены с учетом однородности показателей памяти и внимания. ЭГ занималась по усовершенствованной методике, КГ - по традиционной методике в период сентябрь-декабрь 2019 г. по два раза в неделю по 72 академических часа.

Результаты исследования и их обсуждение. Показатели внимания и памяти у ЭГ и КГ в начале педагогического эксперимента не имели существенных различий. В конце педагогического эксперимента у ЭГ наблюдается повышение внимания в среднем по Бурдону на 3,58 с, по Шульте -13,40 с, против 0,91 и 6,17 с КГ, соответственно. Касаемо памяти, по тесту Лурия, у ЭГ на «отлично» улучшилась память у 14,09 % испытуемых, против 1,86 % у КГ. Высокий процент отличных результатов ЭГ связан с понижением хороших и удовлетворительных ответов (см. таблицу).

Следует иметь в виду, что на процессы внимания и запоминания наиболее благоприятный результат оказывают нагрузки со средним объемом двигательной активности и эмо-

62

http://www.teoriya.ru

№8^ 2021 Август | August

циональности, промежуточное положение занимают задания низкой интенсивности, а самое неблагоприятное - интенсивные занятия. В ЭГ использовалась достаточно умеренная нагрузка, и мы можем сделать вывод о том, что в целом проведенные тесты подтвердили положительное влияние занятий физической культурой на концентрацию внимания, запоминание и воспроизведение информации. Некоторая же отрицательная динамика цифр может свидетельствовать лишь о том, что предложенная физическая нагрузка по-разному воспринимается студентами в зависимости от их физической подготовленности, настроения и тому подобных факторов.

Вывод. В процессе обучения в высшей школе переизбыток информации, эмоциональная перегрузка, стресс, недостаточная двигательная активность способствуют проявлению рассеянности, снижению памяти. Реферативный обзор научно-методической литературы показал, что организационно-методические основы процесса развития памяти и внимания в юношеском возрасте при реализации ЭК по ФКиС в вузе остаются недостаточно научно обоснованными. В этой связи совершенствование методики развития памяти и внимания студентов является актуальным.

Одним из эффективных средств развития памяти и внимания выступают аэробные ФУ (бег, ходьба, плавание, лыжи и т. п.) с определенным процентным соотношением объема и интенсивности нагрузки с учетом учебного дня, периода семестра и комплексное применение естественных сил природы и гигиенических факторов. Методика развития памяти и внимания также отличается выполнением дополнительных специальных ФУ, направленных на концентрацию внимания и памяти, - строевых и порядковых упражнений на внимание, общеразвивающих ФУ методом слова, подвижных игр, копирования преподавателя в усложненных общеразвивающих ФУ.

При реализации ЭК по ФКиС в вузе алгоритмом действий развития памяти и внимания у студентов являются: диагностика степени развития памяти и внимания; разделение юношей и девушек на идентичные группы с учетом выраженности уровня развития памяти и внимания; слежение за темпом развития памяти и внимания и оперативная корректировка программы занятий; использование в учебно-тренировочных занятиях адекватных уровню физической подготовленности подготовительных, подводящих и специальных ФУ. Знание и учет установленных особенностей организации и проведения ЭК по ФКиС позволит повысить внимание на зрительную и слуховую память.

Благодарность

Исследование проводилось в рамках предоставленного целевого финансирования на проведение научно-исследовательской работы по проекту «Формирование универсаль-

ной компетенции студентов при реализации элективной дисциплины по физической культуре и спорту в вузе», поддержанному конкурсом внутривузовского гранта 2020 г. Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Литература

1. Аберг М.А. (2009). Сердечно-сосудистая тренировка связана с познавательной деятельностью в молодом возрасте / М.А. Аберг, Н.Л. Педерсен, К. Торен и др. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 106, 20906-20911. https://doi.org/10.1073/pnas.0905307106 (дата обращения: 03.12.2020).

2. Курганова Е.Н. Влияние физических упражнений на организм и интеллектуальные способности человека / Е.Н. Курганова, И.В. Панина // Наука. - № 4 (10). - Орел: МОО «Академия безопасности и выживания», 2016. - С. 48-53.

3. Пеняева С.М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность / С.М. Пеняева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 2-1. - С. 12-16.

4. Симень В.П. Особенности развития волевых качеств гиревиков в процессе тренировочной деятельности / В.П. Симень, Г.Л. Дран-дров, Д.В. Щербина // Теория и практика физ. культуры. - 2016.

- № 11. - С. 77-78.

5. Федорова А.А. Умственная работоспособность человека во время занятий спортом / А.А. Федорова, Л.Н. Слепова, Т.Н. Хаирова и др. // Международный студенческий научный вестник. - 2015.

- № 5-3. URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13832 (дата обращения: 03.12.2020).

6. Чернышёва И.В. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов / И.В. Чернышёва, Е.В. Егорычева, М.В. Шлемова и др. // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - № 1 (05). - С. 74-77.

References

1. Aberg M.A., Pedersen N.L., Toren K. et al. (2009). Serdechno-sosudistaya trenirovka svyazana s poznavatelnoy deyatelnostyu v molodom vozraste [Relatio of cardiovascular training to cognitive performance at young age]. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 106, 20906-20911. Available at: https://doi.org/10.1073/pnas.0905307106 (date of access: 03.12.2020).

2. Kurganova E.N., Panina I.V. Vliyanie fizicheskikh uprazhneniy na organizm i intellektualnye sposobnosti cheloveka [Effect of physical exercises on human body and intellectual abilities]. Nauka. No. 4 (10). Orel: Academy of Security and Survival publ., 2016. pp. 48-53.

3. Penyaeva S.M. Vliyanie fizicheskikh nagruzok na umstvennuyu deyatelnost [Effect of physical activity on mental activity]. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2019. No. 2-1. pp. 12-16.

4. Simen' V.P., Drandrov G.L., Shcherbina D.V. Osobennosti razvitiya volevyih kachestv girevikov v protsesse trenirovochnoy deyatelnosti [Kettlebell lifters' volitional qualities building specifics in training process]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 11, pp. 77-78.

5. Fedorova A.A., Slepova L.N., Khairova T.N. et al. Umstvennaya rabotosposobnost cheloveka vo vremya zanyatiy sportom [Human mental performance during sports practices]. Mezhdunarodny studencheskiy nauchny vestnik. 2015. No. 5-3. Available at: http:// eduherald.ru/ru/article/view?id=13832 (date of access: 03.12.2020).

6. Chernysheva I.V., Egorycheva E.V., Shlemova M.V. et al. Analiz vliyaniya fizicheskoy kultury na umstvennuyu rabotosposobnost studentov [Study of effect of physical education on students' mental performance]. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem. 2011. No. 1 (05). pp. 74-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.