Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕЙ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕЙ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптивная гребля / ПОДА / адаптивный спорт / adaptive rowing / MAD / adaptive sport

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрищева Яна Валерьевна, Русяйкина Алла Васильевна

В статье рассматривается степень влияния занятий адаптивной академической греблей на социально-психологическую адаптацию лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрищева Яна Валерьевна, Русяйкина Алла Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF ADAPTIVE ROWING CLASSES ON THE PEOPLE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION WITH DEFEAT OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

The article examines the degree of adaptive rowing influence on the socio-psychological adaptation of persons with musculoskeletal disorders (MAD).

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕЙ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

УДК 797.122+316

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ АДАПТИВНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРЕБЛЕЙ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Петрищева Яна Валерьевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ" (НГУЭУ), студент, petrischeva.ya@gmail.com.

Русяйкина Алла Васильевна.

Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ" (НГУЭУ), старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, научный руководитель, allarusa@mail.ru.

Аннотация. В статье рассматривается степень влияния занятий адаптивной академической греблей на социально-психологическую адаптацию лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА).

Ключевые слова: адаптивная гребля, ПОДА, адаптивный спорт

THE INFLUENCE OF ADAPTIVE ROWING CLASSES ON THE PEOPLE SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION WITH DEFEAT OF THE

MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Petrischeva Yana Valeryevna.

Russia, Novosibirsk, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education and Science "Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM)", Student, petrischeva.ya@gmail.com.

Rusyakina Alla Vasilyevna.

Russia, Novosibirsk, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education and Science "Novosibirsk State University of Economics and Management (NSUEM)", Senior Lecturer of the Department of Physical Education and Sports, Scientific Supervisor, allarusa@mail.ru.

Abstract. The article examines the degree of adaptive rowing influence on the socio-psychological adaptation of persons with musculoskeletal disorders (MAD).

Keywords: adaptive rowing, MAD, adaptive sport.

Актуальность занятий адаптивной академической греблей обусловлена тем, что данный вид адаптивного спорта является эффективным средством для воспитания гармонично развитой личности.

Адаптивная академическая гребля - один из самых молодых видов спорта, представленных на летних Паралимпийских играх. В программе Паралимпиады заезды гребцов-академистов впервые прошли в 2008 году, однако этому событию предшествовал долгий путь разработки правил соревнований по адаптивной гребле [1].

В последние годы адаптивная академическая гребля становятся всё более распространённым видом спорта среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. С каждым годом расширяется не только количество участников соревнований, но и география их представительства [1]. Подобная тенденция продиктована тем, что адаптивная академическая гребля не только обеспечивает людям с ПОДА поддержание здорового образа жизни, воспитывает их волевые и физические качества, но и помогает им восстановить утраченный контакт с окружающим миром и создать необходимые условия для воссоединения с обществом.

Основная проблема адаптивной академической гребли заключается в сложности совмещения в одном тренировочном занятии факторов физического воспитания и процесса социализации спортсмена.

В связи с этим, ранее проведённые исследования выделяют проблему подготовки педагогов по инклюзивной физической культуре. Специалисты, работающие в данной сфере, испытывают повышенное напряжение, связанное со сложностями реализации принципов социально-психологической адаптации в тренировочном процессе. [3 с. 154-163]

В связи с выявленной проблемой и для достижения поставленной цели было проведено исследование, цель которого заключается в определении степени влияния занятий адаптивной академической греблей на уровень социально-психологической адаптации лиц с ПОДА.

Исследование было проведено с применением метода психологической диагностики в формате теста. Тестирование участника исследования проводилось с применением метода диагностики социально-психологической адаптации, авторами которой являются Карл Роджерс и Розалин Даймонд [4].

Исследование, в рамках написания данной статьи, проводилось при участии спортсмена - представителя ГАУ НСО "ЦАФКИС НСО", члена сборной команды Новосибирской области. Уровень спортивной подготовленности участника исследования - кандидат в мастера спорта, многократный призёр Чемпионатов России, победитель чемпионатов Новосибирской области [2].

В рамках проведённого теста, удалось выявить следующий результат диагностики социально-психологической адаптации участника: все показатели характеристик интегральных показателей участника являются положительными, что является подтверждением его высокого уровня социальной интеграции.

Результаты проведённого исследования также показали, что условия для реализации тренировочного процесса, предоставляемые центром адаптивной

физической культуры и спорта Новосибирской области, помогают спортсмену-участнику исследования, не только развивать свои физические качества, но и получать необходимый уровень общения с единомышленниками.

Подобного результата удалось достичь, во многом благодаря, влиянию на социализацию участника программы инклюзивных тренировок, которая включает в себя вовлечение спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, в совместный тренировочный процесс со здоровыми спортсменами.

Подобная практика взаимодействия спортсменов с ПОДА и здоровых спортсменов во время тренировочного процесса, активно используется в отделении академической гребли ГАУ НСО "ЦАФКиС НСО". Этот метод хорошо зарекомендовал себя, так как совместные тренировки позволяют спортсменам с ПОДА полностью интегрироваться в социум [2].

Результаты, которые в ходе исследования продемонстрировал участник -член сборной Новосибирской области по адаптивной гребле, подтверждают гипотезу о том, что адаптивная гребля является, эффективным средством для психического и физического совершенствования людей с ПОДА, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

Результаты исследования выявили положительно-высокую степень влияния занятий адаптивной академической греблей на уровень социально-психологической адаптации лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

Библиографический список.

1. Академическая гребля // Паралимпийский комитет России. [Электронный ресурс]. - URL: https://paralymp.ru/sport/sports/paralimpiyskie-distsipliny/akademicheskaya-greblya/ (дата обращения: 25.09.2021).

2. Виды спорта (дисциплины) развиваемые в учреждении // Государственное автономное учреждение Новосибирской области "Центр адаптивной физической культуры и спорта Новосибирской области". [Электронный ресурс]. - URL: https://cafkis.nso.ru/ (дата обращения: 25.09.2021).

3. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. - М.: Спорт, 2020. - 616 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785907225565.html

4. Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации. // Психология и школа. - 2004. - № 1. - С. 43-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.