ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФЕХТОВАНИЕМ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И РЕАБИЛИТАЦИЮ ИНВАЛИДОВ
THE IMPACT OF FENCING CLASSES ON THE SOCIALIZATION AND REHABILITATION OF DISABLED PEOPLE
МОРОЗОВА Екатерина Викторовна — кандидат социологических наук, доцент кафедры адаптивной физической культуры МГГЭУ (e-mail: [email protected])
ЖУРАВЛЕВА Екатерина Витальевна — старший преподаватель кафедры адаптивной физического культуры МГЕЭУ (zbarazskaya@mggeu. ги)
ОЛЕНЕВСКИЙ Дмитрий Борисович — преподаватель кафедры адаптивной физической культуры МГГЭУ (olenevskii@mggeu. ги)
MOROZOVA Ekaterina Viktorovna — Candidate of Sociology, Assistant Professor of Department Adaptive Physical Culture, MGGEU ([email protected])
ZHURAVPEVA Ekaterina Vitalievna — Senior Lecturer of Adaptive Physical Culture MGGEU (zbarazskaya@mggeu. ru)
OLENEVSKII Dmitrii Borisovich — Lecturer of Adaptive Physical Culture MGGEU ([email protected])
- ,„. Аннотация. Статья посвящена оценке влияния занятий
фехтованием на процессы социализации и реабилитации I яиц с инвалидностью. В процессе проведения исследования были определены общероссийские стандарты и тенденции развития адаптивной физической культуры и спорта. На основе социологического опроса, проведенного среди студентов МГГЭУ, занимающихся фехтованием на колясках, был проведен анализ достигнутых результатов в области социализации и реабилитации вовлеченных в спортивную деятельность студентов. Научно-профессиональная интерпретация результатов социологического опроса позволила выделить резервы роста эффективности работы спортивной секции и дать рекомендации по развитию адаптивных спортивных программ, реализуемых в МГГЭУ.
Ключевые слова: социализация инвалидов, реабилитация лиц инвалидностью, адаптивная физическая культура и спорт, социологический опрос, фех-
тование на колясках.
Abstract. The article is devoted to assessing the impact of fencing classes on the processes of socialization and rehabilitation of persons with disabilities. In the course of the study, the all-Riissian standards and trends in the development of adaptive physical culture and sports were determined. Based on a sociological survey conducted among MGGEU students engaged in wheelchair fencing, an analysis of the residts achieved in the field of socialization and rehabilitation of students involved in sports activities was carried out. Scientific and professional interpretation of the residts
of the sociological survey made it possible to identify reserves for the growth of the effectiveness of the sports section and to give recommendations for the development of adaptive sports programs implemented at MGGEU.
Keywords: socialization of the disabled, rehabilitation ofpersons with disabilities, adaptive physical culture and sports, sociological survey, wheelchair fencing.
В настоящее время одним из активно внедряемых в России инструментов оздоровления общества и формирования условий для рационализации использования бюджета личного времени различных категорий граждан, включая лиц и инвалидностью и ОВЗ, с целью достижения максимального совокупного личностно-когнитивного эффекта являются занятия физической культурой и спортом. С одной стороны, идеалистический стандарт гармоничного развития личности (калокагатия) предусматривает вовлечение индивида как объекта воспитательного процесса наряду с предметами научно-академической направленности в занятия спортивного типа, а с другой - применительно для ряда особенных категорий граждан, включая инвалидов, занятия спортом становятся не только средством всестороннего развития человека, но и инструментом преодоления физиологических нарушений, оказывающих влияние на формирование внутреннего мира и жизненной позиции обучающегося.
На общегосударственном уровне основными источниками популяризации и стандартизации спортивных мероприятий и средств вовлечения целевой аудитории в занятия спортом является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ», который определяет коридор ответственности и возможностей по организации физического воспитания в образовательных учреждениях различного уровня, включая и университеты [1, с. 28], а также Стратегия развития физкультуры и спорта в России в расчете на период до 2030 г., в которой особая роль в физическом воспитании лиц с особыми образовательными потребностями отдается адаптивной физической культуре [2, разд. IV].
50,0-45,0-40,0-35,0-30,0-25,0-20,0-15.0 10,0-5,0-0.0-
43,0
19,4
_3^_
Доля лиц, занимающихся адаптивным спортом в России (2012 г.)
Доля лиц, занимающихся адаптивным спортом в России (2019 г.)
40,0
4,0
Доля лиц, занимающихся адаптивным спортом в регионах-лидерах (2019 г.)
Доля лиц, занимающихся адаптивным спортом в отстающих регионах (2019 г.)
Среднемировой уровень доли лиц, занимающихся адаптивным спортом (2019 г )
Рис. 1. Сравнительная характеристика достигнутого уровня доли лиц, занимающихся адаптивным спортом в Российской Федерации по состоянию на 2019 г.
Источник: составлено на основе: [2, разд. I]. № 1(53) 2023 | Человек. Общество. Инклюзия | 39
По состоянию на 2019 г. доля лиц с ОВЗ и инвалидностью, систематически занимающихся спортом, составила 19,4%. Сравнение достигнутого уровня с показателями сопоставления представлено на рис. 1.
Как показывают данные, представленные на рис. 1, за период с 2012 по 2019 гг. отмечается положительная динамика численности лиц с особыми физиологическими потребностями, систематически занимающихся адаптивной физической культурой и спортом (в среднем на 18% в год). Тем не менее, необходимо отметить два важных момента:
1) высокий уровень дифференциации рассматриваемого показателя в региональном разрезе: разброс вариации составляет от 4,0% в регионах-аутсайдерах до 40,0% в наиболее активных регионах: основными причинами называются низкий уровень мотивации населения к данному виду активной деятельности, низкую финансовую обеспеченность экономически отстающих регионов, недостаточный уровень вовлечения бизнес-структур в развитие адаптивного спорта и другие;
2) присутствует отставание степени вовлеченности лиц с ОВЗ и инвалидностью в проекты и программы адаптивного спорта в России по сравнению с общемировым уровнем: даже в наиболее спорториентированных регионах достигнутый уровень отстает от среднемирового (40,0% в лидирующих регионах против 43,0% в среднем в мире), а в оценке общероссийского уровня данное отставание составляет более, чем в 2 раза.
В то же время следует отметить, что данный показатель охватывает все возрастные категории граждан, но на практике отмечается более высокий уровень заинтересованности и вовлеченности в адаптивный спорт лиц, находящихся в процессе получения начального, среднего общего, средне-профессионального и высшего образования.
Так, по поводу отечественного опыта развития адаптивного спорта в России в 2022 г. была озвучена более скромная оценка: по заявлению зампредседателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Г. Кареловой, по состоянию на 2022 г. вовлеченность инвалидов в России в адаптивную физкультуру и спорт составляла 13,5% (1,5 млн вовлеченных инвалидов из общей численности данной категории граждан в 11,3 млн чел.). Достижение общемирового уровня (40,0%) по данному показателю в России планируется к 2030 г. В то же время уже на 2022 г. охват лиц с инвалидностью детского возраста, систематически занимающихся адаптивным спортом, составляет более 80% [4].
Программы адаптивной физической культуры и спорта активно применяются российскими образовательными учреждениями, что позволяет лицам с ОВЗ и инвалидностью, получающим общее, средне-профессиональное или высшее образование, иметь доступ к целевым программам и профессиональной поддержке со стороны преподавателей адаптивной физической культуры. Данная практика в наибольшей степени характерна для специализированных и агрегированных образовательных учреждений: к числу последних относится и один из лидеров в области инклюзивного образования — Московский государственный гуманитар-но-экономический университет (МГГЭУ), который с 2013 г. реализует образовательные программы на агрегированной основе путем формирования смешанных учебных групп, в состав которых входят как лица с особыми образовательными потребностями, так и студенты, не имеющие ограничений по здоровью: в среднем по МГГЭУ по состоянию на начало 2023 г. доля студентов с ОВЗ и инвалидностью составила 27,3% от общей численности обучающихся (в разрезе учебных
групп данный показатель варьировался от 8,5% до 46,4%). Основная доля лиц с инвалидностью имела единичную нозологию по ОДА или комплексную нозологию, в том числе с нарушением ОДА: данный показатель по университету составил 83,4% от общего числа лиц с особыми образовательными потребностями.
Оценивая степень вовлеченности лиц с ОВЗ и инвалидностью в программы адаптивной физической культуры и спорта, нужно отметить, что данный показатель составляет в среднем 80%: к категориям лиц, не занимающихся систематически адаптивной физической культурой и спортом, относятся:
1) студенты, имеющие освобождение от занятий физкультурой и адаптивной физической культурой по медицинским показателям (в этом случае спортивное воспитание осуществляется на научно-теоретическом уровне, что позволяет обеспечивать вовлечение данной группы обучающихся в культуру здорового образа жизни в условиях инклюзивного общества);
2) студенты, проходящие обучение по программам магистратуры;
3) студенты, обучающиеся на очно-заочной и заочной формах обучения;
4) студенты, которые по объективным причинам занимаются адаптивной физической культурой не систематически, в том числе имеющие разрешение на обучение с применением дистанционных технологий, проходящие длительные реабилитационные программы вне МГГЭУ и другие).
В целях реализации программ адаптивной физической культуры и спорта в МГГЭУ помимо предусмотренных учебным планом занятий по физической культуре и спорту создаются и функционируют специальные спортивные кружки и секции, позволяющие студентам в свободное от учебы время заниматься отдельными видами спорта.
Как отмечают современные исследователи, к числу наиболее востребованных лицами с ОВЗ видами спорта являются: легкая атлетика, мини-футбол, шашки, шахматы, стрельба из лука, плавание, биатлон, танцы для инвалидов-колясочников, дзюдо и фехтование [3, с. 239].
Выбор конкретных видов спорта, которые выбирают обучающиеся, зависит от их личной заинтересованности и осознания полезности в занятиях ими. Современная информационная медиасреда, включающая в себя различные специализированные сайты сети Интернет, социальные сети, мобильные приложения и т.д., позволяют студентам еще до начала занятий в профильных секциях получить базовое представление о содержании того или иного вида спорта, возможностях самореализации, ожидаемых полезных эффектах от занятий спортом.
С мая 2022 г. в МГГЭУ ведется набор на занятия по фехтованию на колясках. На начало сентября 2022 г. общее число студентов, начавших занятия в секции, составило 14 человек. Особенностью данной программы, исходя из ее названия, является ее ориентирование на лиц с нарушением ОДА, то есть на студентов-колясочников.
Теоретическая основа мотивации студентов к занятиям в специализированных спортивных секциях активно исследуется современными учеными, которые предлагают различные модели мотивации, позволяющие как обеспечить вовлечение целевых групп населения в программы адаптивной физической культуры, так и проводить анализ реализации различных мотивов на разных этапах занятий в специализированных спортивных секциях. Одним из примеров группировки мотивов к занятиям физической культурой и спортом является схема, приведенная на рис. 2.
Гражданско-патриотический мотив
Успех
Признание
Социализация
«Базовые» потребности
Мотив подготовки к профессиональной деятельности
Рационально-волевой мотив
Спортивно-познавательный мотив
Мотив достижения успеха в спорте
Социально-моральный мотив
Социально-эмоциональный мотив
Мотив физического самоутверждения
Мотив социального са моу т вс рждс н и я
Потребности по Альдерферу
Успех
«Социальные» потребности
«Базовые» потребности
Мотив эмоционального удовольствия
Рис. 2. Схема мотивации лиц с ОВЗ и инвалидностью к занятиям адаптивным спортом
Источник: составлено на основе: [3, с. 40].
Как видно из данных рис. 2, различные теоретические подходы позволяют определить исходные причины, побуждающие лиц с ОВЗ и инвалидностью приобщаться к занятиям в секциях по адаптивной физической культуре и спорту. Здесь можно выделить три основные источника данных причин (как по модели потребностей А. Маслоу, так и в рамках теории ERG К. Альдерфера):
1) преодоление имеющихся и принимаемых физиологических отклонений: занятия спортом способствуют эмоциональному и физическому развитию человека и формированию компенсаторно-физиологического возмещения нарушений (укрепление мышечного каркаса, развитие выносливости, получение навыка пользования своим телом и т.д.);
2) вхождение в социальные группы, отличные от семьи и учебной группы, предопределенные фактом рождения или формирования учебной группы, для которой присущ свой формат общения и академического социального взаимодействия): в результате занятий в спортивных секциях у обучающихся развиваются навыки неформального и дружеского общения, пользования инструментами неакадемического поощрения и стимулирования, построения коммуникации в неформальной обстановке и т.д.;
3) стремление к успеху: лица, занимающиеся спортом, в процессе обретения новых полезных эмоциональных и физиологических навыков, на определенном этапе погружения в спортивную деятельность делают выбор: прекратить занятия спортом как излишние для индивида (например, отнимающие время для более концентрированного формирования профессиональных навыков или мешающие общению с друзьями или семьей); продолжать занятия адаптивной физической культурой для поддержки эмоционального и физиологического состояния; стремиться в переходу в спорт высоких достижений (подготовка и участие к различным соревнованиям, включая общероссийские спортивные конкурсы и олимпиады, Параолимпийские игры и т.д.). Анализ совокупности студентов, занимающихся в секции фехтования на колясках, показал, что все 100% вовлеченных обучаются по программам бакалавриата на очной форме обучения и проживают в общежитии университета.
По состоянию на начало февраля 2023 г. общая численность студентов МГГЭУ, занимающихся в секции фехтования на колясках, составляла 14 человек, в том числе мужского пола — 11, женского — 3. Таким образом, несмотря на то, что в целом по университету соотношение между лицами с нарушением ОДА мужского и женского пола, обучающимися по программам бакалавриата на очной форме обучение, составляет 3 : 2, данный вид спорта оценивается в большей степени как «мужской», что в перспективе формирует резерв роста численности вовлеченных в секцию преимущественно за счет студентов женского пола.
10
9
1 1
0
Полностью Занятия про- Занятия прово-устраивают водятся в не- дятся в доста-удобное время точном по вре-(претензия 1) мени объеме (претензия 2)
Есть претензии к технике проведения занятий (претензия 3)
Есть претензии по двум или трем позициям
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Нравится ли вам содержательное наполнение и техника проведения занятий в секции?»
Несмотря на достаточно небольшой срок функционирования секции фехтования на колясках, результаты анонимного социологического опроса, проведенного среди студентов-резидентов секции на основе составленного преподавателями факультета общественного здоровья и здравоохранения МГГЭУ, показали
наличие положительных результатов, соответствующих комплексной модели «ожидание-достижение» А. Маслоу и К. Альдерфера.
Так, на вопрос «Нравится ли вам содержательное наполнение и техника проведения занятий в секции?» были получены следующие результаты (рис. 3).
Как показывают результаты опроса, 64,3% (9 из 14) занимающихся в секции полностью удовлетворены форматом и графиком проведения занятий. Тем не менее, в группе респондентов пятая часть — 21,4% (3 из 14) хотели бы, чтобы продолжительность каждого единичного занятия была увеличена. Здесь нужно отметить, что преподавателем по фехтованию проводится постоянный мониторинг состояния занимающихся в секции на предмет физиологической подготовленности, поэтому на текущий момент времени стандартные занятия по 1-1,5
9-
8
3 3
0
Да, изменились Не изменились Да, изменились Не могу дать опре-в учшую сторону в худшую сторону деленный ответ
Рис. 4. Результаты ответов на вопрос «Изменились ли ваши навыки общения и построения устной коммуникации за пределами секции?»
часа увеличивать нецелесообразно, так как перегрузка занимающихся, с одной стороны, может привести к их физиологическому истощению, а с другой — может способствовать изменению полного баланса времени занимающихся, что может негативно отразиться на их успеваемости по осваиваемым программам бакалавриата.
На вопрос «Изменились ли ваши навыки общения и построения устной коммуникации за пределами секции?» были получены следующие результаты (рис. 4).
Поскольку одним из ожидаемых результатов занятий в секции являлось формирование и усиление социальных навыков, основанных на способности построения коммуникации в формальной и неформальной обстановке, для подтверждения результатов опроса на профессиональном уровне требует участие психолога, оценка которого относительно изменения стиля и уровня коммуникативных навыков занимающихся в секции позволит разграничить реальное изменение социально-коммуникативных навыков студентов и их субъективное ощущение изменения своего социального и личностно-коммуникативного статусов. В то же время личностная оценка более половины опрошенных улучшения своих социально-коммуникативных навыков (57,1%; 8 из 14 человек) свидетельствует о повышении уверенности в себя, что является важным каче-
ством не только в сфере дружеского, спортивного или личностного общения, но и будет способствовать развитию качеств студентов, полезных в их будущей профессиональной деятельности.
На вопрос «Удалось ли вам подружиться с другими участниками секции или увеличилось ли число ваших друзей за время занятий в секции?» были получены ответы, приведенные на рис. 5.
Формирование дружеских отношений с участниками социальных групп является одним из желательных результатов их функционирования. Положительные результаты общения занимающихся в секции фехтования свидетельствуют о пользе вовлечения обучающихся в спортивные мероприятия, но здесь необходимо учитывать эмоциональное восприятие действительности самими респондентами, так как в своем большинстве они имеют небольшой жизненный опыт, и не всегда могут адекватно и профессионально оценивать собственное отношение к окружающим, и их отношение к себе, что зачастую приводит к ложному ощущению дружбы.
Анализируя ответ «Количество друзей уменьшилось» (за период сентября -декабря 2022 г.), можно предположить, что одним из занимающихся были пересмотрены стандарты и принципы дружбы и было осознано, что кто-то, кого ранее опрашиваемый считал своим другом, таковым не являлся, что привело к решению к исключению данного лица из числа друзей, что так же может говорить о таком полезном эффекте, как взросление личности и повышение требований к коммутантам, что в перспективе будет способствовать большей личной защищенности человека и его умению более правильно и взвешенно оценивать окружающих людей.
Социализация инвалидов в процессе занятия адаптивным спортом предполагает развитие его коммуникативных и защитных навыков, полезных как в личной жизни, так и для целей построения карьеры в выбранной профессиональной сфере.
Как показали данные рис. 4 и 5, с точки зрения социализации занятия в секции адаптивной физкультуры дают положительный результат, повышают уверенность занимающихся в себе и расширению круга общения. Важным моментом в программе социализации лиц с инвалидностью является определение момента обретения статуса инвалида, так как часть лиц с ОВЗ имеют инвалидность не с момента рождения или с младенческого возраста, а обретают данный статус уже в более взрослом возрасте, что часто способствует развитию таких качеств, как обида, ощущение невостребованности, замкнутость, нежелание личностного развития и т.п. И здесь важно отделять такие тенденции как социализация лиц с инвалидностью и ресоциализация. Ресоциализация предполагает повторное формирование ранее закрытых для себя или утраченных социальных навыков, что связано с принятием статуса лица с инвалидностью в осознаваемом возрасте [4, с. 16].
В составе занимающихся в секции два студента обрели инвалидность в осознаваемом возрасте (один - в результате спортивной травмы, второй - вследствие несчастного случая), поэтому их социализация, наблюдаемая преподавателем секции, во-многом имеет признаки ресоциализации, основанной на возврате ранее утраченных ощущений и позиций и деконструкции системы ценностей и убеждений, предшествующих началу занятий в секции. И здесь важно как сделать данный процесс минимально травматичным для занимающихся, так и обеспечить коммуникативный обмен информации от них к другим участникам спортивной группы для интенсификации социализации и личностного
развития лиц, получающих данную информацию под контролем преподавателя.
Важным моментом в организации и проведении адаптивных спортивных занятий и мероприятий является достижение реабилитационного эффекта. Все занимающиеся в секции ранее не относились к профессиональным спортсменам и занимались фехтованием, что, с одной стороны, дает возможность проводить занятия по единообразной методике (с участием одного предметного преподавателя), а с другой — сужает оценочную базы эффективности занятий в секции на предмет реабилитации.
Как указывают ряд исследователей, в том числе В.К. Карпова и Л.В. Тара-сенко, занятия фехтованием наряду с укреплением мышечного каркаса и развития реакции имеют и некоторые отрицательные эффекты, которые заключаются как в базовой позиции (одно плечо выше другого), так и при выполнении технических приемов (перемещения, уколы, отбивы, отводы и подстановки), асси-метричный характер которых при длительных занятиях может способствовать развитию сколиоза и кифоза у лиц подросткового возраста [5, с. 210].
При проведении занятий по фехтованию на колясках преподаватель использует ряд моментов, предотвращающих возможное негативное физиологическое воздействие на осанку занимающихся:
1) позы и движения максимально адаптированы для лиц с нарушением ОДА и осваиваются с учетом личностных физиологических особенностей каждого студента;
2) в течение спортивного занятия через каждые 15-20 минут проводится восстановительная гимнастика, направленная возврат положения тела занимающегося к симметричному состоянию;
3) с учетом физиологических особенностей каждого вовлеченного в спортивное мероприятие студента время от времени предлагается поменять рабочую сторону тела во избежания запоминающейся асимметрии тела;
4) в дополнение к технической части занятия проводятся беседы, популяризирующие здоровый образ жизни и методики мягкого расширения спектра видов спорта, обеспечивающих максимально гармоничную и комплексную реабилитацию занимающихся.
На вопрос опросника «Как повлияли занятия фехтованием на ваше самочувствие?» были получены следующие ответы (рис. 6).
Однозначно улучшилось i I I 1
Отмечен положительный эффект, но присутствует повышенная усталость 1
Пока положительного эффекта нет 2
Самочувствие ухудшилось 0
Не могу дать определенный ответ 1
10
10
12
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Как повлияли занятия фехтованием на ваше самочувствие?»
Как показали результаты опроса, ни одним из респондентов не было указано наличие негативного реабилитационного эффекта, при этом 71,4% опрошенных заявили, что их физическое самочувствие улучшилось, что является крайне положительным результатом функционирования секции. Здесь нужно отметить, что данная оценка была дана самими занимающимися, которые не обладают высоким уровнем медицинского понимания собственного физиологического состояния, поэтому для более квалификационного анализа влияния занятий фехтованием на процесс реабилитации лиц с инвалидностью необходимо:
1) разграничить влияние занятий фехтованием от других источников улучшения физиологического состояния занимающихся (лечебная физкультура, массаж, занятия другими видами спорта и т.д.);
2) проводить оценку влияния спортивной деятельности на процесс реабилитации обучающегося с ОВЗ или инвалидностью на основе конкретизированных показателей: кровяное давление, выносливость, физическая сила и т.д., что предполагает наблюдение за опрашиваемой группой в течение длительного периода времени и сбора данных для составления динамического графика изменений физиологического состояния участников секции в результате занятий по фехтованию на колясках.
Таким образом, в результате проведенного исследования были получены следующие результаты:
1) в настоящее время в Российской Федерации имеется достаточная нормативная база, регулирующая отношения в сфере адаптивной физической культуры и спорта. На общенациональном уровне отмечена положительная тенденция вовлечения лиц с ОВЗ и инвалидностью в сферу адаптивного спорта, тем не менее, до настоящего времени сохраняется высокий уровень резерва роста эффективности как в сравнении региональных показателей вовлеченности, так и на основе ориентирования на общемировые показатели;
2) в результате социологического опроса, проведенного среди студентов МГГЭУ, имеющих нарушения ОДА и занимающихся в спортивной секции фехтования на колясках, было выявлено положительное влияния реализуемой программы на процессы социализации и реабилитации обучающихся: более половины опрошенных указали на позитивные изменения в осознании собственного личностного, социального и коммуникативного статуса и улучшении физиологического самочувствия вследствие занятий в секции;
3) в перспективе необходимо и дальше продолжать научные исследования, посвященные воздействию занятий адаптивной физической культурой и спортом на процессы социализации и реабилитации обучающихся и предотвращению возможного негативного эффекта, присущего различным видам спорта, адаптивные программы занятий которыми разрабатываются и реализуются в МГГЭУ.
Список литературы
1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федеральный закон № 329-Ф3 [принят 04.12.2007] (ред. от 28.12.2022). — Текст: электронный. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038.
2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 24.11.2020 г. № 3081-р. — Текст: электронный. — URL: http:// static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTR10j29BM7zJBHXM 05d.pdf.
3. Алъ-Ашмори Э.А., Котова О.В. Спорт для инвалидов // Материалы XI Международной молодежной научной конференции «Молодежь и XXI век
— 2021» (Курск, 18-19.02.2021 г.) / отв. ред. М.С. Разумов. — Курск: ЮЗГУ,
2021, —С. 237-241.
4. Брюхова К.Е. Современный параолимпийский спорт: перспективы его развития // Актуальные проблемы педагогики и психологии. — 2022. — Т. 3.
— № 12, —С. 11-23.
5. Карпова В.К., Тарасенко Л.В. Влияние занятий сценическим фехтованием на осанку подростков // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 45-летнему юбилею факультета физической культуры «Адаптивная физическая культура и спорт: проблемы, инновации, перспективы» (Тула, 21.10.2022 г.). — Тула: ТГПУ,
2022.— С. 207-210.
6. Менее 14% инвалидов в России занимаются адаптивной физкультурой и спортом. — Текст: электронный. — URL: https://www.mskagency.ru/materi-als/3201671 (дата обращения 14.02.2022 г.).
7. Муллер О.Ю. Психолого-педагогические аспекты формирования мотивации к занятиям физической культурой и спортом у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Психология. Психофизиология. — 2022. — Т. 15.
— №3, — С. 35-42.