РЫЖОВА Ирина Андреевна,
аспирант кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского городского педагогического университета, помощник судьи Московского городского суда e-mail.ru: iris_776@mail.ru
12.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ВЛИЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ РЕДКИХ ВИДОВ ФЛОРЫ И ФАУНЫ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ ЕС
Аннотация. В статье рассматриваются нормативно-правовые акты Европейского Союза, направленные на противодействие незаконному обороту редких видов флоры и фауны. Кроме того, анализируются проблемы их имплементации в национальное законодательство государств - членов Европейского Союза.
Ключевые слова: экологические преступления, незаконный оборот, нормативно-правовые акты, флора и фауна, Европейский Союз, киберпреступления.
RYZHOVA Irina Andreevna,
post-graduate,
chair of penal disciplines at Moscow state Pedagogical University,
judge assistant of Moscow City Court
EUROPEAN UNION LEGISLATIVE FRAMEWORK IMPACT ON ILLICIT TRAFFIC IN RARE SPECIES OF FLORA AND FAUNA IN EU MEMBER STATES COMBATING
Annotation. The article deals with the European Union legal-and-regulatory instruments aimed at illicit traffic in rare species of flora and fauna combating. Moreover, their implementation in EU national law is analyzed.
Key words: ecological offences, illicit traffic in, legal-and-regulatory instruments, flora and fauna, European Union, cybercrime.
События Второй мировой войны с её ужасными последствиями заставили европейское сообщество пересмотреть имеющуюся на тот момент систему ценностей и подтолкнули для создания различных международных сообществ, направленных на объедение усилий по совместному и мирному решению проблемных вопросов.
Так были созданы Организация Объединенных Наций (ООН) с её многочисленными органами и подведомственными структурами, Североатлантический альянс (НАТО), а также Европейский Союз (ЕС) - экономическое и политическое объединение государств Европы.
Европейский Союз представляет собой реализованный проект региональной интеграции, направленный на совместное решение наиболее важных вопросов для европейских государств. Европейский Союз как международное образование обладает своими органами управления:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019
Европейский совет, Европейское правительство, Европейская комиссия, Совет Европейского Союза, Европейский центральный банк и т.д. На территории ЕС создан общий европейский рынок с зоной свободного перемещения товаров, капитала и услуг, отменен паспортный контроль в пределах Шенгенского соглашения [5] и соответствующей конвенции [6], создана общеевропейская валюта, а также образована система правовых норм и принципов, регулирующих деятельность властных институтов и большую сферу общественных отношений.
Юридические основания для деятельности ЕС в настоящее время закреплены в Договоре о функционировании Европейского Союза от 25 марта 1957 г. (в редакции Лиссабонского договора от 2007 г.) (далее - Договор о функционировании ЕС) [4], где четко разграничиваются полномочия ЕС и государств - членов ЕС.
Статьей 3 Договора о функционировании ЕС установлено, что Европейский Союз обладает исключительной компетенцией в следующих областях: таможенный союз; установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка; денежно-кредитная политика для государств-членов ЕС, валютой которых является евро; сохранение морских биологических ресурсов в рамках общей политики в области рыболовства и общая торговая политика.
При этом в соответствии со ст. 4 Договора о функционировании ЕС совместная компетенция Европейского союза и государств - членов ЕС охватывает следующие основные сферы: внутренний рынок; социальную политику; экономическое, социальное и территориальное сплочение; сельское хозяйство и рыболовство, кроме сохранения морских биологических ресурсов; защиту потребителей; транспорт; трансъевропейские сети; энергию; пространство свободы, безопасности и правосудия; общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения, а также вопросы, касающиеся окружающей среды.
Именно вопросы окружающей среды и сохранения биологического разнообразия становятся более частным предметом обсуждения на политических площадках Европейского Союза, а растущий незаконный оборот и контрабанда редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны ставят под угрозу экономическую и экологическую безопасность государств - членов ЕС.
По данным Европейской комиссии, за последние несколько лет резко вырос незаконный оборот и контрабанда редких и исчезающих видов дикой флоры и фауны, что свидетельствует о наличии признаков организованной преступности в данной области. Вышеуказанное угрожает биологическому разнообразию и подрывает верховенство права, поскольку порождает коррупцию, приводит к человеческим жертвам и лишает бедные общины необходимых доходов за переделами границ Европы. Между тем, боевики и террористические группы, в частности, в Центральной Африке частично финансируются за счет незаконного оборота дикой природы, что подрывает национальную безопасность стран [13].
Перед органами Европейского Союза стоит задача по формированию эффективного законодательства в государствах - членах ЕС по борьбе с вышеуказанной преступной деятельностью, поскольку территория европейских государств одновременно выступает «рынком назначения» и «перевалочным пунктом» незаконной торговли ресурсами дикой природы других стран, а
также источником или экспортирующим регионом для торговли исчезающими видами животных и растений [14].
ЕС выступает «единым рынком» и незаконно попавшие дикие животные на территорию одного из государств - членов ЕС в дальнейшем могут быть свободно перемещены по Европе через вышеуказанную Шенгенскую зону. Данные обстоятельства подтверждают недавние исследования WWF, согласно которым на территорию Испании ввозилась незаконная продукция дикой природы Южной Америки и Африки - двух основных мировых источников и в дальнейшем направлялась по Европе. Таким образом, на территории Испании было изъято значительное количество исчезающих видов диких животных и продукции из них, преимущественно рептилии, экзотические птицы, млекопитающие, в частности тигры и леопарды.
Различие национального законодательства государств - членов ЕС в вопросе ответственности за незаконный оборот и контрабанду дикой флоры и фауны государств - членов ЕС стимулирует браконьерство в Европе и на соседних континентах, что приводит к резкому сокращению популяций многих охраняемых видов (например, носорогов, слонов, тигров, серых попугаев, ящеров, осетровых пород рыб, полисандра и
др.).
По данным Международного фонда защиты животных (IFAW), в Европе была обнаружена треть мирового объема изъятой слоновой кости, ключевые транзитные пути которой проходили через Францию, Великобританию, Бельгию и Португалию в Азию. Подобным образом обстояли дела и с рогом носорога, транзит которого осуществлялся через Чешскую Республику, Бельгию и Германию.
Европейский Союз является участником Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 г. (далее -СИТЕС) [1], которая обеспечивает регулирование и сохранность около 35 000 охраняемых видов диких животных. Европейский Союз реализует требования СИТЕС и других международных норм посредствам принятия нормативно-правовых актов, а именно - регламентов и директив.
В соответствии со ст. 288 Договора о функционировании ЕС для осуществления компетенции Европейского Союза институты принимают регламенты, директивы, решения, рекомендации и заключения. Регламент имеет общее применение, являясь обязательным в полном объеме и непосредственно применяясь во всех государствах - членах ЕС. Директива имеет
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019
обязательную силу для каждого государства -члена ЕС, которому она адресована, в части результата, который необходимо достичь, но оставляет на усмотрение национальных органов выбор формы и методов достижения такого результата. Решение является обязательным в полном объеме. Решение, где указаны лица, которым оно адресовано, обязательно только для таких лиц. Рекомендации и заключения не имеют обязательной силы.
Регламент № 338/97 Совета ЕС «О защите видов дикой фауны и флоры посредством регулирования торговли ими» от 9 декабря 1996 г. (далее - Регламент № 338/97 от 9 декабря 1996 г.) [7] и Регламент № 865/2006 от 4 мая 2006 г., устанавливающий подробные правила импле-ментации Регламента № 338/97 [8], определяют порядок внутренней и международной торговли дикими животными и растениями в ЕС. Таким образом, они регулируют торговлю внутри одного государства - члена ЕС, между несколькими государствами - членами ЕС и предусматривают специальные процедуры и более высокий уровень защиты для некоторых видов диких животных и растений, чем СИТЕС. В них используются Приложения А, В, С и D схожие с Приложениями СИТЕС, включающие в себя как представителей дикой природы охраняемых СИТЕС, так и ряд местных видов.
Согласно установленным правилам, за некоторыми исключениями, запрещены: покупка, предложение покупки, приобретение и публичная демонстрация в коммерческих целях, использование для получения коммерческой прибыли и продажи, хранение для продажи, предложение продажи или перевозка с целью продажи экземпляров видов, перечисленных в Приложениях А и В.
Государства - члены ЕС могут запретить владение экземплярами, в частности, живыми животными видов, перечисленных в Приложении А. Кроме того, вышеуказанным Регламентом установлено, что для его соблюдения необходимо наложение государствами - членами ЕС санкций за нарушения законодательства, достаточных и соразмерных характеру и тяжести правонарушения. Меры должны соответствовать характеру и тяжести правонарушения, а также включать положения относительно наложения ареста и, где это целесообразно, конфискации экземпляров.
Согласно ст. 16 Регламента № 338/97 от 9 декабря 1996 г., государства - члены ЕС должны принять соответствующие меры, чтобы гарантировать наложение санкций, как минимум, за следующие нарушения настоящего Регламента: покупка, предложение покупки, приобретение
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019
для коммерческих целей, использование с целью извлечения прибыли, публичная демонстрация для коммерческих целей, продажа, хранение для продажи, предложение для продажи или перевозка для продажи экземпляров.
В соответствие со ст. 3 Директивы № 2008/99/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 19 ноября 2008 г. «О защите окружающей среды посредством уголовного права» (далее - Директива № 2008/99/ЕС от 19 ноября 2008 г.) [9] государства-члены обеспечивают, чтобы деяния признавались уголовными правонарушениями, если они противоправны, совершены виновно и повлекли за собой серьезные негативные последствия, а именно:
- убийство, разрушение среды обитания, содержание или поимка защищаемых видов дикой флоры и фауны, за исключением случаев, если эта деятельность касается незначительного количества этих видов или имеет незначительное воздействие на защищаемый статус объектов;
- торговля защищаемыми видами дикой флоры и фауны, либо их частями или продукцией из них, за исключением случаев, если эта деятельность касается незначительного количества этих видов или имеет незначительное воздействие на защищаемый статус объектов;
- любая деятельность, причиняющая значительный вред местам обитания защищаемых видов дикой флоры и фауны;
Статьей 4 Директивы № 2008/99/ЕС от 19 ноября 2008 г. установлено обязательство, что государства - члены ЕС предпримут необходимые меры для обеспечения уголовного наказания за соучастие, содействие и подстрекательство в отношении умышленных деяний, предусмотренных ст. 3 вышеуказанной Директивы. При этом наказание на совершение вышеперечисленных действий должны быть эффективными, соразмерными и устрашающими мерами уголовной ответственности (ст. 5).
Если государства - члены ЕС принимают такие меры, они должны снабжать их ссылкой на Директиву № 2008/99/ЕС от 19 ноября 2008 г. или сопровождать такой ссылкой при их официальной публикации. Государства - члены ЕС самостоятельно определяют, каким образом делать такую ссылку.
Однако, согласно докладу Европейской комиссии, государства - члены ЕС по разному применяют Регламент № 338/97 от 9 декабря 1996 г. и Директиву № 2008/99/ЕС от 19 ноября 2008 г., применяя виды наказания, не связанные с лишением свободы за преступления, которые по смыслу вышеуказанного Регламента и
Директивы должны наказываться реальными тюремными сроками.
Это дает преступникам возможность использовать вышеуказанные обстоятельства в свою пользу и осуществлять основную деятельность на территории (или через) государств - членов ЕС с менее жесткими санкциями за незаконный оборот представителей дикой природы.
Данный вопрос не остается без внимания органов ЕС, и поэтому в феврале 2016 г. Европейская комиссия приняла План действий ЕС по борьбе с незаконным оборотом дикой природы (TIFIES) [10], главными целями которого являются: предупреждение незаконного оборота дикой природы и устранение его коренных причин; более эффективное осуществление и обеспечение соблюдения существующих правил и борьбы с организованной преступностью в отношении дикой природы; укрепление сотрудничества между странами происхождения, транзита и назначения в борьбе с незаконным оборотом дикой природы.
Кроме того, в соответствии с Планом ЕС до 2019 г. проводит обзор законодательства в области борьбы с экологическими преступлениями государств-участников, пока только 11 стран предусмотрели незаконный оборот как преступление в своем законодательстве. План обязывает государства - члены ЕС в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 сентября 2016 г. № A/RES/70/301 «Борьба с незаконным оборотом объектов дикой природы» [3] пересмотреть национальное законодательство о борьбе с отмыванием денег для обеспечения того, чтобы преступления, связанные с незаконным оборотом дикой природы, рассматривались в качестве основных преступлений и подлежали судебному преследованию в соответствии с внутренним законодательством о доходах от преступной деятельности.
Так же вышеуказанный План требует от государств-членов рассматривать крупный оборот дикой природы как серьезное преступление в соответствии с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. [2] и предусмотреть в своем законодательстве тюремное заключение не менее четырех лет лишения свободы.
Несколько государств - членов ЕС указали, что их законодательство уже соответствует этому показателю (Венгрия, Литва и Словакия), некоторые начали процедуру внесение поправок (Франция и Финляндия). Немаловажным стоит отметить факт, что План (TIFIES) обязывает государства - членов ЕС отслеживать незаконный оборот дикой природы в онлайн среде и
обращать особое внимание на киберпреступ-ность в данной области [12].
В рамках соблюдения вышеперечисленных нормативно-правовых актов ЕС государства - члены ЕС постепенно и повсеместно изменяют свои национальные правовые системы, с целью выполнения установленных ЕС требований по борьбе с незаконным оборотом представителями дикой флоры и фауны. Эти действия, в частности, включают в себя сотрудничество между правоохранительными органами СИТЕС и подразделениями по борьбе с киберпреступностью, а также регулярные мероприятия по мониторингу торговли охраняемыми видами через интернет.
Так, например, правительства Чешской Республики и Франции добавили в свое законодательство о дикой природе положения, касающиеся угроз, создаваемых киберпреступностью в отношении дикой природы, возложив юридическое бремя доказывания на торговца или обеспечив правоприменителям полномочия, необходимые для проведения эффективных расследований.
Статьей 55 Закона № 95/2017 от 23.08.2017 г. Португалии «О регулировании покупки и продажи домашних животных в коммерческих учреждениях и через Интернет» [15] устанавливается запрет на продажу диких животных в интернете. Дикие животные не могут рекламироваться или продаваться через Интернет, в том числе, через любые порталы или платформы, общие или специализированные для этого типа продажи, даже если они подлежат предварительной регистрации пользователей или ограниченному доступу. Покупка и продажа диких животных осуществляется исключительно в соответствии с условиями, предусмотренными законом для этой цели, и они ни в коем случае не могут отображаться на витринах магазинов или витринах, которые выходят за пределы магазинов, что позволяет им быть видимыми вне магазина.
Уголовный кодекс Испании закрепляет ответственность за перевозку и реализацию лесных животных либо их останков и устанавливает санкцию за данное деяние в виде лишения свободы от шести месяцев до двух лет или штрафом в размере 24 заработных плат (ст. 334) [11].
С учетом вышеуказанного можно сделать вывод, что законодательные акты ЕС по защите от незаконного оборота диких животных напрямую влияют на национальные законодательства государств - членов ЕС, а уставные органы ЕС стараются контролировать исполнение принятых доктрин. В свою очередь, национальные законодательства государств - членов ЕС по борьбе с незаконным оборот представителей
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019
дикой природы находятся ещё в стадии формирования, а для завершения этого процесса требуется достаточно жесткий контроль со стороны органов ЕС за соблюдением установленных регламентов и директив.
Список литературы:
[1] Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (подписана 03.03.1973 г. в г. Вашингтоне) // СПС «КонсультантПлюс».
[2] Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. // СЗ РФ. - 2004 г. - № 40. - Ст. 3882.
[3] Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций № А/ RES/70/301 от 09.09.2016 «Борьба с незаконным оборотом объектов дикой природы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https:// www.un.org/ru/ga/
[4] Договор о функционировании Европейского Союза (Рим, 25.03.1957 г.) (в ред. Лиссабонского договора 2007 г.) (2016/C 202/01). Консолидированная версия // СПС «Консультант-Плюс».
[5] Договор между Королевством Нидерландов, Королевством Бельгии, Федеративной Республикой Германия, Французской Республикой и Великим Герцогством Люксембург о поэтапной отмене контроля на общих границах (Шенген, 14.06.1985 г.) // СПС «Консультант-Плюс».
[6] Конвенция о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. между Правительствами государств Экономического союза Бенилюкс, Федеративной Республики Германия и Французской Республики о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенген, 19.06.1990 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
[7] Регламент N 338/97 Совета Европейского Союза «О защите видов дикой фауны и флоры посредством регулирования торговли ими» от 9 декабря 1996 г. (с изм. и доп. от 20.01.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
[8] Регламент № 865/2006 Комиссии Европейских сообществ, устанавливающий подробные правила имплементации Регламента (ЕС) № 338/97 Совета ЕС о защите видов дикой фауны и флоры с помощью регулирования торговли ими, от 4 мая 2006 г. (изм. и доп. от 23.08.2012 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
[9] Директива 2008/99/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 19 ноября 2008 г. «О защите окружающей среды посредством уголовного права» // СПС «Кон-сультантПлюс».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019
[10] План действий ЕС по борьбе с незаконным оборотом дикой природы от 26.02.2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=C0M:2016:87:FIN
[11] Уголовный кодекс Испании, 1998. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Jurisweb.com URL: http://www.jurisweb.com/ index.xml
[12] Доклад Европейской комиссии о ходе осуществления плана действий ЕС по борьбе с незаконным оборотом дикой природы» от 24.10.2018 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?qid=1556538243264&uri=CE LEX:52018SC0452
[13] Статья Европейской комиссии «Комиссия приступает к осуществлению Плана действий по борьбе с незаконным оборотом дикой природы» от 26.02.2016 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://europa.eu/rapid/ press-release_IP-16-387_en.htm
[14] Статья «ЕС одобрен План по борьбе с незаконной торговлей ресурсами дикой природы» от 23.06.2016 г. [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL:https://www.occrp.org/ ru/5407
[15] Официальный вестник Португалии «Di rio da Rep blica» [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: https://data.dre.pt/eli/ lei/95/2017/08/23/p/dre/en/html
Spisok literatury:
[1] Konvenciya o mezhdunarodnoj torgovle vidami dikoj fauny i flory, nahodyashchimisya pod ugrozoj unichtozheniya (podpisana 03.03.1973 g. v g. Vashingtone) // SPS «Konsul'tantPlyus».
[2] Konvenciya Organizacii Ob»edinennyh Nacij protiv transnacional'noj organizovannoj prestupnosti ot 15 noyabrya 2000 g. // SZ RF. -2004 g. - M 40. - St. 3882.
[3] Rezolyuciya General'noj Assamblei Organizacii Ob» edinennyh Nacij M A/RES/70/301 ot 09.09.2016 «Bor'ba s nezakonnym oborotom ob»ektov dikoj prirody» [Elektronnyj resurs] -Rezhim dostupa: URL: https://www.un.org/ru/ ga/
[4] Dogovor o funkcionirovanii Evrope-jskogo Soyuza (Rim, 25.03.1957 g.) (v red. Lissab-onskogo dogovora 2007 g.) (2016/C 202/01). Kon-solidirovannaya versiya // SPS «Konsul'tantPlyus».
[5] Dogovor mezhdu Korolevstvom Nider-landov, Korolevstvom Bel'gii, Federativnoj Res-publikoj Germaniya, Francuzskoj Respublikoj i Velikim Gercogstvom Lyuksemburg o poetapnoj
otmene kontrolya na obshchih granicah (Shengen, 14.06.1985 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».
[6] Konvenciya o primenenii Shengenskogo soglasheniya ot 14 iyunya 1985 g. mezhdu Pravi-tel'stvami gosudarstv Ekonomicheskogo soyuza Benilyuks, Federativnoj Respubliki Germaniya i Francuzskoj Respubliki o postepennoj otmene proverok na obshchih granicah (Shengen, 19.06.1990 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».
[7] Reglament N 338/97 Soveta Evrope-jskogo Soyuza «O zashchite vidov dikoj fauny i flory posredstvom regulirovaniya torgovli imi» ot 9 dekabrya 1996 g. (s izm. i dop. ot 20.01.2017) // SPS «Konsul'tantPlyus».
[8] Reglament № 865/2006 Komissii Evropejskih soobshchestv, ustanavlivayushchij podrobnye pravila implementacii Reglamenta (ES) № 338/97 Soveta ES o zashchite vidov dikoj fauny i flory s pomoshch'yu regulirovaniya torgovli imi, ot 4 maya 2006 g. (izm. i dop. ot 23.08.2012 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».
[9] Direktiva 2008/99/ES Evropejskogo parlamenta i Soveta Evropejskogo Soyuza ot 19 noyabrya 2008 g. «O zashchite okruzhayushchej sredy posredstvom ugolovnogo prava» // SPS «Konsul'tantPlyus».
[10] Plan dejstvij ES po bor'be s nezakon-nym oborotom dikoj prirody ot 26.02.2016 g. [Ele-
ktronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: https://
eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/
TXT/?uri=C0M:2016:87:FIN
[11] Ugolovnyj kodeks Ispanii, 1998. [Ele-ktronnyj resurs] - Rezhim dostupa: Jurisweb.com URL: http://www.jurisweb.com/index.xml
[12] Doklad Evropejskoj komissii o hode osushchestvleniya plana dejstvij ES po bor'be s nezakonnym oborotom dikoj prirody» ot 24.10.2018 g. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dos-tupa: URL:https://eur-lex.europa.eu/legal-con-tent/EN/TXT/?qid=1556538243264&uri=CEL-EX:52018SC0452
[13] Stat'ya Evropejskoj komissii «Komis-siya pristupaet k osushchestvleniyu Plana dejstvij po bor'be s nezakonnym oborotom dikoj prirody» ot 26.02.2016 g. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://europa.eu/rapid/press-re-lease_IP-16-387_en.htm
[14] Stat'ya «ES odobren Plan po bor'be s nezakonnoj torgovlej resursami dikoj prirody» ot 23.06.2016 g. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dos-tupa: URL:https://www.occrp.org/ru/5407
[15] Oficial'nyj vestnik Portugalii «Di rio da Rep blica» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dos-tupa: URL: https://data.dre.pt/eli/ lei/95/2017/08/23/p/dre/en/html
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019