Научная статья на тему 'Борьба с преступностью и охрана дикой фауны и флоры от незаконного оборота'

Борьба с преступностью и охрана дикой фауны и флоры от незаконного оборота Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2702
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кукушкина Анна Викторовна

В статье рассматривается борьба с преступностью и охрана флоры и фауны от незаконного оборота. Исследуются существующие международно-правовые документы, в том числе Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) 1973 г. и национальное уголовное законодательство различных стран, в том числе США, Великобритании, Германии, Новой Зеландии, ОАЭ. Говорится о необходимости единообразного подхода и сближения законодательства разных стран для сохранения живой природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Борьба с преступностью и охрана дикой фауны и флоры от незаконного оборота»

экология

Борьба с преступностью и охрана дикой фауны и флоры от незаконного оборота

А.В. Кукушкина

В статье рассматривается борьба с преступностью и охрана флоры и фауны от незаконного оборота. Исследуются существующие международно-правовые документы, в том числе Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) 1973 г. и национальное уголовное законодательство различных стран, в том числе США, Великобритании, Германии, Новой Зеландии, ОАЭ. Говорится о необходимости единообразного подхода и сближения законодательства разных стран для сохранения живой природы.

В2001 г. ЭКОСОС принял резолюцию 2001/12 «Незаконный оборот охраняемых видов дикой фауны и флоры». Это - новый вопрос, рассмотрением которого занимался Центр по международному предупреждению преступности Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию. В международном праве есть ряд международно-правовых договоров, регулирующих различные аспекты охраны живой природы, длительное время активно и успешно работающих. Среди них - Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 года (СИТЕС)1.

В настоящее время участниками Конвенции являются свыше 150 государств. Она регулирует международную торговлю образцами видов дикой фауны и флоры, под которой понимается экспорт, реэкспорт и импорт живых и неживых животных и растений, а также их частей и дериватов. Торговля такими образцами основана на системе разрешений и сертификатов, которые могут выдаваться при соблюдении определённых условий и должны предъявляться для получения разрешения на вывоз партии образцов из какой-либо страны или их ввоз. В трёх приложениях к Конвенции перечислены виды животных и растений, подпадающие под разные режимы регулирования.

В Приложение 1 включено около 800 видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, торговля которыми должна особенно строго регулироваться и может быть разрешена только в исключительных обстоятельствах. В Приложение П включены виды, которые не обязательно находятся под угрозой исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля ими не будет строго регулироваться. В Приложение Ш включены виды, которые подлежат регулированию в пределах юрисдикции отдельных участников Конвенции.

В рамках национального законодательства стороны принимают соответствующие меры на основании п. 1 ст. VIII для обеспечения соблюдения норм Конвенции и запрещения торговли образцами в нарушение Конвенции. Эти меры включают:

а) наказание за торговлю или владение такими образцами, либо за то и другое по совокупности;

б) конфискацию и возвращение таких образцов экспортирующему государству.

Это не значит, что стороны обязательно должны рассматривать незаконную торговлю видами дикой флоры и фауны в качестве уголовно наказуемого деяния, они могут устанавливать административные меры наказания. Конвенция

Кукушкина Анна Викторовна - к.ю.н., доцент кафедры международного права МГИМО(У) МИД России. E-mail: vestnik@mgimo.ru

может эффективно работать только в том случае, если государства-участники будут вводить в действие конкретные нормы и обеспечивать их соблюдение2.

В 2000 г. был проведён обзор национального законодательства 136 государств-участников (из 146). К сожалению, только в 37 из них (26%) соблюдались нормы Конвенции, а в 47 государствах (32%) они не соблюдались даже частично. За время проведения проекта по имплементации Конвенции в национальное законодательство был проведён анализ и обзор (или повторный обзор) национального законодательства. Были также приняты меры по осуществлению рекомендаций о приостановлении торговли с некоторыми странами, не соблюдающими нормы Конвенции.

Для обработки поступающих из разных источников сообщений о преступлениях против живой природы и о незаконной торговле, выявления тенденций в области преступности, а также методов деятельности и маршрутов, используемых преступниками, была разработана компьютеризированная система «ТАйГЕРС» по учёту нарушений торговых норм и принимаемых во всем мире мер по обеспечению их соблюдения.

Активное сотрудничество осуществляется Секретариатом Конвенции со Всемирной таможенной организацией и Интерполом. Также Секретариатом были организованы миссии по проверке и оценке в государствах-участниках Конвенции. Одна из миссий была направлена в Российскую Федерацию, где было проведено углублённое исследование практики торговли икрой. После этого в правительство Российской Федерации был представлен закрытый доклад, в котором рассматривались вопросы:

— экспорт икры на международные рынки;

— контроль над торговлей икрой внутри страны;

— меры по борьбе с браконьерством;

— борьба с организованной преступностью;

— участие легальных торговцев в незаконной

деятельности;

— обзор законодательства.

Другой инициативой, предпринятой в рамках Конвенции, стало создание целевой группы по борьбе с незаконной торговлей тиграми. Она сосредоточила свои усилия на сборе, анализе и распространении оперативных данных, а также разработке рекомендаций для специализированных подразделений природоохранных служб и подготовке кадров3.

4 июля 1996 г. Секретариат Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, и секретариат Всемирной таможенной организации (ВТамО) подписали меморандум о договорённости, обеспечивающей правовую основу для международного сотрудничества между двумя организациями, который предусматривал:

— налаживание контролируемого обмена информацией;

— обеспечение взаимодополняемости таможен-

ных и административных органов на национальном уровне;

— содействие принятию мер по повышению уровня осведомлённости;

— помощь в подготовке кадров для соответствующих служб .

В силу своего стратегического положения на пограничных пунктах таможня является наиболее подходящим ведомством для контроля за надлежащим применением Конвенции. Секретариат СИТЕС направляет своих представителей на все соответствующие совещания ВТамО и рабочей группы Интерпола по борьбе с преступлениями против живой природы. Недавно организация объединила ряд специализированных групп, таких, как рабочая группа ВТамО/СИТЕС в рамках одной более крупной рабочей группы «Охрана общества», которая охватывает широкий круг вопросов трансграничной и международной преступной деятельности, включая отмывание денег и незаконный оборот наркотиков, оружия, предметов культуры, диких животных и растений, угнанных автомобилей и т.д. Это основная группа, с которой в настоящее время взаимодействует Секретариат Конвенции. Сотрудники таможни участвуют в национальных и международных учебных семинарах, проводимых СИТЕС.

В 1976 году Генеральная ассамблея Интерпола приняла резолюцию о сотрудничестве и борьбе с преступлениями против живой природы. В 1993 году была создана подгруппа по живой природе (в настоящее время - Рабочая группа по борьбе с преступлениями против живой природы)5. В основе ее работы:

— улучшать обмен информацией (в том числе оперативными данными) о лицах и компаниях, занимающихся незаконной торговлей видами дикой фауны и флоры;

— поддерживать расследование незаконной деятельности, связанной с преступлениями против живой природы путём совершенствования национальной, региональной и международной правоохранительной деятельности;

— осуществлять обмен информацией о методах и тенденциях такой незаконной торговли с целью выработки превентивного подхода и разрабатывать учебную и справочную документацию для следственных органов с целью облегчения сбора ими информации о преступлениях против окружающей среды.

В базе данных секретариата Интерпола был подготовлен Эко-бланк специального формата с полями для занесения данных, необходимых для эффективной оценки и анализа представляемой информации. В октябре 1998 г. Интерпол и Секретариат Конвенции подписали меморандум о договорённости. В соответствии с ним полиция и таможня будут теснее сотрудничать друг с другом в пределах своей страны с целью более эффективной борьбы с преступлениями против живой природы.

Европейский Союз выполнил обязательства, вытекающие из Конвенции, приняв Поста-

новление № 3626/82, которое вступило в силу ещё 1 января 1984 года. Это постановление было заменено затем Постановлением №338/97 Совета Европейского Союза об охране видов дикой фауны и флоры путём регулирования торговли ими, которое предусматривает применение с 1 июня 1997 года более строгого режима контроля и мер наказания6. Основные усилия направлены на охрану находящихся под угрозой исчезновения видов, которые пересекают внешние границы Европейского Союза. Эта директива призвана обеспечить осуществление более согласованной политики в области торговли дикими животными и растениями и более эффективный контроль за торговлей ими между государствами-членами Европейского Союза. Еврокомиссия координирует:

— деятельность рабочей группы ЕС по обеспечению выполнения постановлений;

— проведение ежегодных совещаний;

— участие представителей полиции, таможни

и других учреждений в выполнении Конвенции.

В 1998 году в рамках Совета Европы была принята Конвенция №172 о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства7. В документе отмечается, что он открыт для присоединения государств, не являющихся членами Совета Европы. В преамбуле конвенции отмечается, что жизнь и здоровье людей, окружающая среда, фауна и флора должны защищаться всеми способами, а также то, что нарушения, имеющие серьёзные последствия для окружающей среды, должны быть квалифицированы как уголовные преступления, влекущие за собой соответствующие санкции.

Согласно ст. 1 конвенции, «незаконный» означает нарушающий закон, постановление административного органа или решение, принятое компетентным органом, направленное на защиту окружающей среды. Ст.4 предусматривает, что каждая из сторон принимает необходимые и адекватные меры по квалификации в качестве уголовных преступлений или административных правонарушений, влекущих санкции или другие меры воздействия в соответствии с национальным законодательством стороны, в случае их умышленного совершения или по небрежности.. незаконного владения объектами флоры и (или) фауны, получения, ликвидации, сбыта или обмена объектов дикой флоры и фауны.

Далее, согласно п. 2 ст. 5 каждая из сторон принимает необходимые и адекватные меры по установлению юрисдикции над уголовным преступлением, определённым в соответствие с настоящей Конвенцией, если предполагаемый преступник находится на её территории и сторона не выдаёт его другой стороне на просьбу о выдаче; а также в п. 3 отмечается, что настоящая конвенция не исключает уголовной юрисдикции, осуществляемой стороной в соответствии с её национальным законодательством.

Нужно также отметить, что ст. 7 обязывает каждую из сторон принимать необходимые и

адекватные меры по созданию условий для конфискации средств и доходов или собственности. Представляется, что эта конвенция могла бы применяться и за незаконное владение образцами флоры и фауны, подпадающими под действие Конвенции СИТЕС, не подменяя, а дополняя её. Также можно было бы предложить либо сделать конвенцию универсальной, а не только региональной, либо принять новый международноправовой универсальный документ.

После заключения Североамериканского соглашения о свободной торговле Канада, Мексика и Соединённые Штаты приняли на себя обязательство разработать новые формы сотрудничества в области охраны окружающей среды. В 1993 году они заключили Североамериканское соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и создали Комиссию по сотрудничеству в области охраны окружающей среды. Одной из целей Соглашения является налаживание регионального сотрудничества в целях сохранения, охраны и улучшения состояния окружающей среды. Стороны обязались принимать эффективные меры по обеспечению выполнения национального законодательства по охране природы.

При отсутствии системы всестороннего и надёжного учёта преступлений по незаконной торговле дикими животными и растениями, а также учитывая большое число неустановленных случаев8, задача оценки масштабов и характера этой проблемы достаточно сложна. Практически нет полноценного представления о положении дел в этой области, т.к. жалобы поступают редко, и сотрудники могут учитывать только установленные случаи. По приблизительным подсчетам, доходы от незаконной торговли дикими животными и растениями составляют от 2 до 3,5 млрд. долларов США в год9. Предполагается, что годовой оборот в мире как законной, так и незаконной торговли дикими животными и растениями (как живыми, так и мёртвыми), а также побочными продуктами, такими, как слоновая кость, шкуры, кораллы и лекарственные средства, составляет несколько миллиардов долларов США. По оценкам ВВФ, эта сумма составляет порядка 20 млрд. долларов США10.

При этом одни страны фактически являются экспортёрами (или производителями), а другие - преимущественно импортёрами (или потребителями)11. Последние зачастую являются реэкспортёрами готовой продукции. Страны-экспортёры находятся в Африке, Азии, Центральной и Южной Америке и в Восточной Европе; потребителями являются страны Восточной Азии (Китай - специальный административный район Гонконг), Республика Корея, Сингапур и Япония; а также страны Западной Азии, Северной Америки и Западной Европы. Некоторые страны - Канада, Австралия и Южная Африка являются как потребителями, так и производителями.

При перевозке живых животных прячут в тайниках, грузовых контейнерах, под одеждой и

в багаже и провозят контрабандой через международные границы или открыто декларируют на границе, но предъявляют поддельные документы, с тем, чтобы операция по их ввозу выглядела как законная. Покупателями живых животных крайне редко являются люди, которые содержат животных, или коллекционируют виды, находящиеся под угрозой, например, соколов или экзотических рептилий.

Часто дикие животные или части их туши перевозятся контрабандой для продажи или использования в личных целях как:

— продукты питания (например, мясо диких животных и икра);

— предметы роскоши (например, шали из шерсти антилопы оронго);

— лекарственные средства, в том числе используемые в китайской народной медицине, например, рог носорога или косметические средства.

Резко возросла опасность, связанная с торговлей дикими животными и растениями. Так, Бразильская национальная сеть по борьбе с незаконной торговлей дикими животными подготовила доклад12, где отмечается, что масштабы такой торговли достигли беспрецедентного уровня. При этом торговля птицами составляет до 82% общего объёма незаконной торговли, млекопитающими - 14%, а змеями -3%. Правительство заявило, что число животных, обнаруженных полицией, возросло с 23 100 особей в 1998 году до 61 182 в 2000 году. В обзоре, который включает подробные карты маршрутов незаконной перевозки живых товаров - от редких попугаев до смертельно ядовитых змей, отмечается, что полиции удаётся обнаружить только 0,45% всех животных, ежегодно вывозимых из страны контрабандой.

Колумбия и Перу также являются местами обитания чрезвычайно популярных среди торговцев животными видов фауны: Перу является основным место охоты на игуан, крокодилов и анаконд; а в Колумбии из-за браконьерства некоторые виды попугаев находятся на грани исчезновения13. При этом Аргентина, Мексика, Парагвай и Уругвай используются в качестве стран для транзита поставок в Азию, Европу и Соединённые Штаты. Страны Азии, Африки и Восточной Европы сталкиваются с аналогичными проблемами и боятся потерять своё биоразнообразие.

Предварительные результаты исследований показывают, что незаконная торговля охраняемыми видами очень хорошо организована14. Она требует меньших затрат и является менее рискованной, чем незаконный оборот наркотиков, являясь чрезвычайно прибыльной. Измельчённый в порошок рог носорога может стоить больше, чем такое же количество героина или кокаина.

С незаконным оборотом тесно связаны обычные преступные организации. Так, незаконная торговля слоновой костью давно рассматривается в качестве источника средств для поддержания повстанческих группировок в ряде районов Африки, и по мнению ряда специалистов, поступле-

ния от незаконной торговли дикими животными и растениями, возможно используются для финансирования террористических групп. Секретариат СИТЕС отмечает, что в некоторых районах Азии и Африки повстанческие группировки занимаются незаконной охотой ради прибыли и устанавливают налоги на части туш диких животных и растений, незаконно вывозимые из страны. Эксперты по дикой фауне и флоре утверждают, что незаконной торговлей дикими животными и растениями наиболее активно занимаются итальянские, китайские, российские и японские бандитские группы.

Так, например, группировка «Во Синг Во» и «14 К» занимаются контрабандой слоновой кости, рога носорога, акульих плавников и морского ушка в Южную Африку15. Американский учёный Гальстер пишет о наличии хорошо финансируемой и организованной незаконной торговле китовым мясом16. Неаполитанская мафия, в том числе, занимается незаконной торговлей попугаями, находящимися под угрозой исчезновения17. Некоторые браконьеры, охотящиеся на тигров и медведей18, тесно связаны с организованными преступными группировками в Российской Федерации. Кроме того, на долю этих групп приходится около 90% стерляди, выловленной в 1995 году в северной части Каспийского моря.

Существуют также примеры контрабанды диких животных и растений в сочетании с незаконным оборотом наркотиков, особенно в Латинской Америке. Отмечается, что калийский наркокартель в Колумбии осуществляет смешанные контрабандные поставки наркотиков и диких животных и растений в Соединённые Штаты, что подтверждается Гальстером19, представившим результаты тайного расследования, проведённого в рамках проекта спасения находящихся под угрозой исчезновения видов, в ходе которого было установлено, что преступные организации опутали своими щупальцами почти весь мир20. В рамках проведённого Секретариатом СИТЕС обзора нарушений Конвенции была отмечена контрабанда попугаев и наркотиков из Кот-д-Ивуара в Израиль21.

Как отмечает Бразильская национальная сеть по борьбе с незаконной торговле дикими животными22, из 400 преступных организаций, занимающихся контрабандой животных, приблизительно 40% занимаются другой преступной деятельностью, главным образом, незаконным оборотом наркотиков. В качестве примера отмечается случай перевозки кокаина в живых уда-вах23. Существование связи между незаконным оборотом животных и контрабандой наркотиков подтверждают сотрудники Службы охраны рыбных ресурсов и диких животных и растений Соединённых Штатов. Они отмечают, что контрабандисты нередко проводят безналичные операции, обменивая незаконные наркотики на животных24, находящихся под угрозой исчезновения, создавая тем самым особую форму отмывания денег.

Большинство тех, кто занимается контрабан-

дой диких животных и растений, по-прежнему могут действовать в рамках своей профессиональной деятельности. Это означает, что в рамках законной торговли экзотическими животными и растениями ведётся тайная торговля, формируя ещё один вид организованной преступной деятельности. Рассматривая такой вид преступной деятельности, важно учитывать многообразие возможных методов её организации. Практически преступные группировки, занимающиеся торговлей находящимися под угрозой исчезновения видами, могут существовать в нескольких формах.

Сети контрабанды, для которых находящиеся под угрозой виды являются лишь одним из нескольких незаконных, контролируемых и похищенных продуктов. Например, в середине 90-х годов неправительственная организация США «Глобальная сеть обеспечения выживания» начала изучать проблему вывоза женщин из бывшего Советского Союза. Она выяснила: торговлей женщинами в Западную Европу и другие регионы для занятия проституцией занимаются те же группы, которые занимаются незаконным отловом и охотой на уссурийских тигров.

Существуют сети, специализирующиеся на контрабанде находящимися под угрозой исчезновения видов животных или растений и почти не занимающиеся другими видами преступной деятельности. Такие организации обычно начинают с законного импорта и экспорта животных и птиц, а затем переходят к незаконной торговле ими, и такой переход может быть как резким, так и постепенным. Самым важным для этих преступных групп является попустительство и молчаливое согласие отдельных внешне вполне законопослушных лиц и групп лиц, которые обеспечивающих эффективность в сфере незаконной торговли. Как показывает практика, значительная часть заказов поступает от частных лиц или неразборчивых в средствах зоопарков или парков диких животных, которых собственная популярность интересует больше, чем законность операций, связанных с приобретением животных.

В разных странах в ходе расследований были проведены крупные изъятия живых животных и мёртвых образцов и продуктов. Однако государственные органы, суды и население ещё не в полной мере осознают опасность, связанную с незаконной торговлей дикими животными и растениями. Тот факт, что торговля некоторыми видами регулируется, а не запрещена, создаёт возможности для обхода действующих норм с использованием поддельных документов, в частности, потому, что неспециалисты с трудом могут провести различие между теми видами, которые могут служить законными объектами торговли, и видами, таковыми не являющимися.

В государствах-членах СИТЕС существенно различаются санкции за нарушение отдельных законов о торговле дикими животными и растениями. Так, в Китае несколько человек, совершивших преступления против живой природы,

были приговорены к смертной казни, ещё два преступника в 2001 году были приговорены к пожизненному заключению. В США компания, занимавшаяся торговлей икрой, была оштрафована на сумму в размере 10 млн. долларов США. В Великобритании преступники, занимающиеся контрабандой диких животных и растений, могут быть приговорены к тюремному заключению сроком до семи лет25. В Бельгии же максимальный срок заключений за нарушение норм Конвенции составляет всего три месяца26.

В Бразилии в качестве наказания, как правило, применяются штрафы и крайне редко - тюремное заключение сроком всего до одного года27. Отметим также, что в некоторых государствах-членах незаконная торговля дикими животными не рассматривается как уголовное преступление, а наказание за такие преступления предусмотрено только в административном праве.

В Великобритании создано специальное подразделение по борьбе с преступностью, связанной с оборотом диких животных и растений при Национальной службе уголовных расследований, руководитель которой отметил: «Мотивами преступлений против дикой природы являются выгода и алчность. И лица, совершающие такие преступления, используют и другие атрибуты организованной преступности, в том числе насилие, коррупцию и вымогательство для получения доступа к дикой живой природе и организации незаконного оборота»28.

В Индии в 2002 году также было создано подразделение по сбору оперативной информации о преступности, связанной с дикой природой. Нужно отметить, что в Германии нарушение норм об охране видов может квалифицироваться и как уголовное преступление, и как административное правонарушение29. В случаях умышленного импорта, экспорта или несанкционированной поставки на рынок одного из видов, находящихся под угрозой исчезновения, перечисленных в Приложении А к постановлению №338/97 Европейского Союза могут применяться меры наказания в виде лишения свободы на срок до пяти лет или в виде штрафа. За совершение преступлений, связанных с видами, внесёнными в Приложение В к данному постановлению, могут применяться санкции в виде лишения свободы на срок до трёх лет. За совершение административных правонарушений Федеральное ведомство охраны природы или органы федеральных земель могут устанавливать административные штрафы в размере до 50 000 евро. В соответствии с федеральным статутом по охране природы (п.45) ответственность за борьбу с незаконным оборотом охраняемыми видами дикой флоры и фауны возложена на федеральное таможенное ведомство Германии.

В ряде случаев для обеспечения соблюдения законов создаются специальные комиссии в составе сотрудников различных национальных органов. В одном из случаев это привело к вынесению преступнику приговора о лишении свободы сроком на три года. Тесное сотрудничество

и обмен опытом работы осуществляются между соответствующими органами на национальном, европейском и международном уровнях.

В Финляндии принят закон об охране природы, дополняющий соблюдение обязательств, принятых в соответствии с СИТЕС. В этот документ включены нормы о контроле торговли видами, не включенными в конвенцию, в соответствие с директивами Европейского союза в отношении птиц и мест их обитания. Законом предусмотрены штрафы за совершение правонарушений, квалифицируемых в качестве мелких.

Преступления подпадают под действие Уголовного кодекса (ст.48), в который в 1995 году был включен отдельный раздел, касающийся экологических преступлений (в том числе правонарушений в области охраны природы и природных ресурсов). За их совершение предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до шести лет (или до 10 лет в случае повышенной общественной опасности). В октябре 1997 года была создана Национальная группа по мониторингу экологических правонарушений, связанная с Национальным бюро расследований30.

В Нидерландах в 2001 году вступил в силу новый закон об охране флоры и фауны, заменивший собой закон об охране видов экзотических животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Здесь действует бланкетная норма, в соответствии с которой за нарушение закона об охране экзотических видов животных и растений предусмотрены санкции в соответствии с законом об экономических преступлениях, предусматривающем санкции в виде лишения свободы на срок до шести лет, а также крупный штраф как для физических лиц, так и для компаний. Нормы об изъятии содержатся в уголовно-процессуальном законе, а о конфискации - в декрете о конфискованных товарах. Ответственность за соблюдение законодательства несут таможенная служба, Генеральная инспекционная служба министерства сельского хозяйства, природопользования и рыболовства, а также полиция (в том числе Центральное бюро уголовных расследований).

Так как нарушения правовых норм о торговле дикими животными и растениями часто воспринимаются как несущественные, они редко влекут за собой применение адекватных мер наказания. Кроме того, поскольку незаконная торговля дикими животными и растениями зачастую рассматривается лишь как мелкое правонарушение, контрабандисты отделываются лишь предупреждениями. В большинстве стран для укрепления национального опыта и специальных знаний необходимо создать и кадровые ресурсы, и повысить уровень осведомлённости населения и непрерывно вести просвещение среди работников, ответственных за обеспечение выполнения Конвенции.

Расследование преступлений против живой природы должно осуществляться с учётом организованного характера этого вида преступной деятельности. Чрезвычайно эффективным здесь

может оказаться использование на соответствующих пограничных пунктах31 специально обученных собак для обнаружения мускуса и производных из него в пассажирском багаже и грузе. В борьбе с незаконной торговлей икрой регулярно используется метод ориентировки по структуре ДНК. Секретариат СИТЕС принимает активные меры для повышения уровня осведомленности о возможности использования результатов судебной экспертизы в деятельности сотрудников правоохранительных органов. Использование преступниками поддельных документов и тщательно планируемых маршрутов поставки также требуют специализированных следственных подразделений и подразделений прокуратуры.

Такая торговля носит глобальный характер и охватывает как страны происхождения, так и страны транзита, где изготавливаются поддельные сертификаты, изменяется упаковка и организуется конечное распределение. Кроме того, новый рынок, образовавшийся благодаря интернету, вероятно, уже широко используется в целях незаконной торговли видами, находящимися под угрозой исчезновения. Поэтому с такой преступностью невозможно бороться только с помощью односторонних усилий, какими бы эффективными они не были, ей можно успешно противодействовать лишь посредством международного сотрудничества32.

Секретариат СИТЕС совместно с международными неправительственными организациями, такими, как ТРАФИК совместно проводят различные мероприятия в этой области. Ещё в ноябре 2001 года ТРАФИК совместно с Центром права по окружающей среде Всемирного союза охраны природы организовал семинар-практикум. Его целью стала разработка рекомендаций для повышения эффективности деятельности по выполнению Постановления №338/97. На семинар были приглашены представители учреждений, регулирующих торговлю дикими животными и растениями, сотрудники прокуратуры и члены неправительственных организаций стран ЕС и Европейского Союза.

В целом для борьбы с торговлей видами, находящимися под угрозой исчезновения, необходим всеобъемлющий подход, основанный на пропаганде примеров успешной деятельности, устранении недостатков и пробелов в законодательстве и не ограничивающийся только правоохранительной деятельностью, а распространяющийся на все мероприятия в области просвещения и повышения уровня информированности.

Также эффективность осуществления Конвенции СИТЕС зависит от готовности государств-членов выделять достаточный объём ресурсов на национальном уровне для предотвращения незаконной торговли и действенного выполнения норм Конвенции. В настоящее время режим её соблюдения существенно отличается по разным странам. Существующая система отчётности создаёт превратное представление о торговле, даёт основания предполагать, что стороны, со-

общающие о серьёзной проблеме, на самом деле могли бы лишь повысить потенциал пресечения и проявлять большую готовность сообщать о правонарушениях. Государствам необходимо разрабатывать и осуществлять всеобъемлющую национальную политику, которая будет предусматривать более жёсткие меры наказания. Необходимо проводить как конфискацию образцов, так и изъятие средств, полученных преступным путем. Конечным итогом станет повышение степени риска на преступных рынках и в секторах, которые сейчас характеризуются низким уровнем риска и высокими прибылями и повышением уровня охраны живой природы.

Koukoushkina A. V. The Fight Against Illegal Wildlife Trade.

Summary: The paper deals with crime control and protection of wildlife from illegal trade. The existing international legal documents are discussed, including the Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (CITES, 1973) and national criminal legislation of different countries, such as the USA, the UK, Germany, New Zealand, the United Arab Emirates. The need for a unified approach to the issue and harmonization of national legislation of different countries to conserve wildlife is stressed.

----------- Ключевые слова -----------------

международно-правовая охрана дикой природы, Конвенция СИТЕС, Всемирная таможенная организация, Европейский Союз, национальное законодательство по охране диких видов флоры и фауны, контрабанда видов диких животных и растений.

------------- Keywords -------------

International law protection of wild life, CITES Convention, World Custom Organization, European Union, National legislation on protection of wild species of flora and fauna, contrabanda of wild animals and plants.

Примечания

1. Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) 1973 года.

2. См. док. "Interpretation and implementation of the Convention, National Legislation Project”. (Doc.11.21.1). P.1.

3. См. http://cites.org/tng/notifs/2001/047.shtm 1.

4. http://www.wcoomd.org/ENF/CITES/BROCHE/27.htm.

5. http://www. Interpol.int/Public/Publications/ICPR/ICPR 481.-1.asp.

6. См. ст.16 Постановления Совета Европейского Союза (ЕС) №338/97 9.12.96.

7. Конвенция о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства 1998 года//http://www.pravoteka.ru/ pst/51/25043.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Interpol, "Project PRIMATES. A strategic assessment of international wildlife crime”, October 1999, p.11. цит. по Svend Soyland, "Criminal organizations and crimes against Species Environment - A desktop study” (United Nations Interregional Crime and Justice Research Institute, Rome, 2000), p.29.

9. United States Fish and Wildlife Service, 26.07.98. Soyland, op. cit. p.28.

10. Док. ЭКОСОС Е/CN. 15/2002/7. 26.02/2002.C.6.

11. http://www.wcoomd.org/ENF/BROCHE/17. htm.

12. http://www.planetark.org/dailynewsstory. Cfm/newssid/13298/story.htm.

13. http://www.planet-pets.com/petperiodicals/petperiod 270. htm.

14. Док. ЭКОСОС E/CN.15/2002/7. 26.02.20002. c.7.

15. The Xinxua News Agency, 5 July 1995, in E. Savona, "Resent trends of organized crime in Europe”, working paper # 18, Transcrime, research group on transnational crime. University of Trento, (Trento, Italy, 1998), p.67.

16. S.Galster, ed. Crime against nature. Organized Crime and the illegal Animal Trade. An investigative Report by the Endangered Species Project. (San Francisco, California, Earth Island Institute, 1996).

17. Press release, United Kingdom Department of Environment, Transport and the Regions,. 5.04.98.

18. P. Knights, ed., From Forest to Pharmacy. Canada's Underground Trade in Bear Parts (Investigative Network, 1995). P.35.

19. Galster,op. cit. P.29.

20. Personal communication from the Endangered Species Protect to Soyland, "Criminal organizations”, P.29.

21. P.P.Klevit, "The worldwide illegal trade in endangered Species of wild flora and fauna”: (Netherlands, National Police Agency, Environment Crime Unit, August 1998).

22. http://www.wcoomd.org/ENF/BROCHE/17. htm.

23. http://www.smuggled.com/repdrul.htm:”29 июня 1993 года сотрудники Управления по обеспечению соблюдения законов о о наркотиках обнаружили аэропорту Майами 36 килограммов кокаина, который был упакован в презервативы в перевозился в удавах».

24. The trade in drugs and wildlife” http://www.awionline.org/wildlife/aa-trade.htm.

25. Traffic Europe. "Eyes and Ears News WWF”, (United Kingdom, January 1998). P.36.

26. Op.cit.

27. http://www.faunainc.org/article 20exotic 20 pets.htm.).

28. Док. ЭКОСОС Е/СК15/2003/8/. 4.04.2003. P.12

29. Док. ЭКОСОС Е/СN.15/2003/8/Add.1. 7.04.2003. P.2.

30. Док. ЭКОСОС Е/CN. 15/2003/8. 4.03/2003. C.4

31. CITES Doc. SC.46, 15, P.15.

32. См. док. "Interpretation and implementation of the Convention, National Legislation Project”. (Doc.11.21.1). P.5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.