Научная статья на тему 'Актуальные аспекты правового регулирования оборота биоресурсных коллекций'

Актуальные аспекты правового регулирования оборота биоресурсных коллекций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
824
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Антиномии
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКАЯ (БИОРЕСУРСНАЯ) КОЛЛЕКЦИЯ / ВЫВОЗ БИОРЕСУРСНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ ИЗ РОССИИ / BIOLOGICAL (BIO-RESOURCE) COLLECTION / LEGAL REGULATION IN SPHERE OF BIO-RESOURCE COLLECTIONS / EXPORTING BIO-RESOURCE COLLECTIONS FROM RUSSIA / IMPORTING BIO-RESOURCE COLLECTIONS FROM RUSSIA / EURASIAN ECONOMIC UNION / ВВОЗ БИОРЕСУРСНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ В РОССИЮ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ БИОРЕСУРСНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эмих В. В.

Впервые в правовой науке в статье системно оценено правовое регулирование вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций. Биоресурсные коллекции и их объекты анализируются как объекты вывоза из России и ввоза в Россию, рассматриваются основные правовые режимы вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций, определяются дальнейшие пути развития законодательства в сфере вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций и формулируются конкретные предложения по совершенствованию указанного законодательства. Автор делает вывод о недопустимо низком уровне развития законодательства в сфере вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций и в целях совершенствования законодательства в данной сфере предлагает создать на уровне Евразийского экономического союза специальный правовой режим вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций, а также упростить административные процедуры вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций посредством создания единой службы по принципу «единого окна».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current aspects of bio-resource collections turnover

For the rst time in the legal science, the article in a consistent manner estimates the legal regulation of exporting and importing bio-resource collections to and from Russia. The article analyses bio-resource collection and its objects as the object of exporting and importing to and from Russia; considers the main legal regimes of exporting and importing bio-resource collections to and from Russia; denes further developments in the legislation on the exporting and importing bio-resource collections to and from Russia, and provides concrete proposals for improvement of the legislation. The article concludes that the level of development of legislation on the exporting and importing bio-resource collections to and from Russia is unacceptably low. To improve legislation in this sphere, the author suggests the establishment of the special legal regime of exporting and importing bio-resource collections on the level of Eurasian Economic Union, and the simplication of administrative procedures of exporting and importing bio-resource collections through forming the integrated “one-stop-shop” service.

Текст научной работы на тему «Актуальные аспекты правового регулирования оборота биоресурсных коллекций»

Эмих В.В. Актуальные аспекты правового регулирования оборота биоресурсных коллекций // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал. отд-ния Рос. акад. наук, 2018. Т. 18, вып. 3, с. 122-143.

УДК 340:57/59

DOI 10.17506/ryipl.2016.18.3.122143

АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА БИОРЕСУРСНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ1

Валентина Викторовна Эмих

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник отдела права Института философии и права УрО РАН, г. Екатеринбург, Россия. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-6641-691X

Материал поступил в редколлегию 15.12.2017 г.

Впервые в правовой науке в статье системно оценено правовое регулирование вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций. Биоресурсные коллекции и их объекты анализируются как объекты вывоза из России и ввоза в Россию, рассматриваются основные правовые режимы вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций, определяются дальнейшие пути развития законодательства в сфере вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций и формулируются конкретные предложения по совершенствованию указанного законодательства. Автор делает вывод о недопустимо низком уровне развития законодательства в сфере вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций и в целях совершенствования законодательства в данной сфере предлагает создать на уровне Евразийского экономического союза специальный правовой режим вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций, а также упростить административные процедуры вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций посредством создания единой службы по принципу «единого окна».

Ключевые слова: биологическая (биоресурсная) коллекция, правовое регулирование в сфере биоресурсных коллекций; вывоз биоресурсных коллекций из России, ввоз биоресурсных коллекций в Россию, Евразийский экономический союз.

Постановка проблемы. В настоящее время вопросы правового регулирования отношений, связанных с биоресурсными коллекциями2, приоб-

1 Статья подготовлена в рамках программы поддержки и развития биоресурсных коллекций ФАНО России по дополнительной теме государственного задания Институту философии и права УрО РАН (№ 0403-2017-0001) с использованием материалов подведомственных ФАНО России организаций - держателей коллекций.

2 В настоящей статье понятия биоресурсной и биологической коллекций рассматриваются как равнозначные. Более подробно о соотношении данных понятий см.: (Казанцев 2018: 97-98).

ретают все большую актуальность. Такие коллекции играют важную роль при проведении научных исследований. Особую значимость биоресурсные коллекции получают в плане обеспечения безопасности государства и защиты здоровья населения страны.

Среди всего спектра вопросов правового регулирования в сфере биоресурсных коллекций к наиболее важным следует отнести проблемы правового регулирования оборота биоресурсных коллекций, в том числе проблемы, связанные с вывозом из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций (объектов биоресурсных коллекций).

Необходимость международного обмена в научной сфере для повышения эффективности и поддержания мирового уровня российских научных исследований очевидна. Это предопределяет потребность в ввозе биоресурсных коллекций и их объектов в Россию и их вывозе из России.

Изучение материалов, представленных подведомственными ФАНО России организациями - держателями коллекций, а также ознакомление с имеющейся литературой по вопросам ввоза в Россию и вывоза из России биоресурсных коллекций позволили выявить как минимум следующие проблемы, которые возникают в практике ввоза в Россию и вывоза из России биоресурсных коллекций. Во-первых, имеется «пробельность» в правовом регулировании по ввозу биоресурсных коллекций и их объектов в Россию и их вывозу из России. Во-вторых, сложность таможенных процедур и значительные затраты затрудняют, а иногда и делает невозможным расширение участия РФ в международных научных исследованиях и программах. В-третьих, законодательство в анализируемой области имеет коррупциогенную составляющую и предоставляет широкую свободу усмотрения должностным лицам и государственным органам, задействованным в процедуре ввоза биоресурсных коллекций и их объектов в Россию и их вывоза из России (Пчельников 2016: 76). В-четвертых, не отработан механизм реализации Правил применения освобождения налогом на добавленную стоимость ввоза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2015 г. № 469 (Правила применения... 2015).

Организации - держатели биоресурсных коллекций испытывают потребность: 1) в упрощении таможенных процедур, используемых при ввозе биоресурсных коллекций в Россию и их вывозе из России; 2) в разработке понятия биоресурсной коллекции для целей таможенного регулирования; 3) во внесении изменения в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее -ТН ВЭД ЕАЭС) в части выделения специальных кодов для биоресурсных коллекций и их объектов; 4) в содействии включению академических институтов, подведомственных ФАНО России, в международные программы, обеспечивающие инфраструктуру для интеграции коллекций.

Юридическая литература по вопросам ввоза в Россию и вывоза из России биоресурсных коллекций и их объектов практически отсутствует.

Сравнительно детальный анализ в отечественной литературе получили вопросы вывоза из России и ввоза в Россию культурных ценностей, включая проблемы их квалификации согласно ТН ВЭД ЕАЭС, вопросы таможенного контроля вывоза культурных ценностей, таможенных процедур, используемых при их вывозе из России и ввозе в Россию, проблемы противодействия незаконному обороту культурных ценностей, но в обозначенной литературе не рассматривается специфика вывоза биоресурсных коллекций как культурных ценностей (Шарапов 2004; Васичев 2006; Беспалько 2008; Русанов 2010; Богуславский 2005). В трудах специалистов-биологов по вопросам биоресурсных коллекций подчеркивается необходимость юридической проработки проблем ввоза биоресурсных коллекций в Россию и их вывоза из России (Гельтман 2011; Дзюбенко 2011; Калакуцкий 2011).

Правовые проблемы ввоза в Россию и вывоза из России биоресурсных коллекция объемны и многообразны. Для их решения потребуется проведение целого ряда интенсивных юридических исследований. Целью настоящей статьи является общий (в определенной мере первоначальный, предварительный) анализ правового регулирования ввоза в Россию и вывоза из России биоресурсных коллекций.

Для достижения указанной цели ставятся следующие исследовательские задачи:

1) выявить нормативные правовые акты по вопросам ввоза в Россию и вывоза из России биоресурсных коллекций и их объектов и систематизировать их;

2) дать комплексную оценку текущего состояния правового регулирования ввоза в Россию и вывоза из России биоресурсных коллекций;

3) рассмотреть биоресурсные коллекции и их объекты как объекты таможенного права;

4) исследовать правовые режимы вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций и их объектов;

5) установить ключевые проблемы правового регулирования вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций и их объектов;

6) определить основные направления совершенствования правового регулирования вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций и их объектов.

Общая характеристика нормативных правовых актов, регулирующих вывоз из России и ввоз в Россию биоресурсных коллекций. Правоположения, регулирующие вывоз из России и ввоз в Россию биологических коллекций, в той или иной мере закреплены как на международном, так и на внутригосударственном уровнях. В территориально-иерархической структуре российского законодательства данные правоположения зафиксированы преимущественно в актах федерального уровня.

При перемещении через границу Евразийского экономического союза биоресурсные коллекции становятся объектами таможенного регулирования, которое согласно п. 2 ст. 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Таможенный кодекс. 2017) осуществляется в

соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. К числу обозначенных актов относятся:

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (вступил в силу с 1 января 2018 г.), устанавливающий порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Союза, порядок совершения таможенных операций, порядок уплаты таможенных платежей и иные вопросы таможенного регулирования (Таможенный кодекс... 2017);

2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля «О мерах нетарифного регулирования» (вместе с «Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза органов и тканей человека, крови и ее компонентов, образцов биологических материалов человека», «Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья», «Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких живых животных и дикорастущих растений, включенных в Красные книги государств - членов Евразийского экономического союза», «Положением о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов») (Решение Коллегии. № 30, 2015).

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», применяемое для целей тарифного регулирования (Решение Совета. № 54, 2012).

4. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении санитарно-ветеринарных дел в таможенном деле» (Решение Комиссии. № 317, 2010).

5. Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» (Решение Комиссии. № 318, 2010).

Кроме того, важное значение имеют отдельные акты рекомендательного характера, в частности рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. № 21 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» (Рекомендация. 2017).

На внутригосударственном уровне правоположения, касающиеся вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций, содержатся в весьма разнообразных по своему предмету правового регулирования актах. Их можно сгруппировать в два крупных блока: акты общего характера, которые могут быть применимы и к отдельным коллекциям, и к их отдельным объектам как к товарам, перемещаемым через таможенную

границу, и акты специального характера, среди которых можно, в свою очередь, выделить две группы: акты, применимые к отдельным видам коллекций, и акты, применимые к отдельным объектам коллекций в силу определенной специфики этих объектов.

Среди актов первой группы отметим следующие:

1. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», определяющий основы санитарной охраны территории РФ и осуществления санитарного контроля при ввозе в Россию и вывозе из России товаров и грузов (Федеральный закон № 52-ФЗ, 1999).

2. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-Ф3 «Об экспортном контроле», распространяющийся на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и совершении террористических актов (Федеральный закон № 183-ФЗ, 1999).

3. Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», нормы которого применяются в случае вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций в качестве культурных ценностей, то есть движимых предметов материального мира независимо от времени их создания, имеющих историческое, художественное, научное или культурное значение (Закон РФ № 4804-1, 1993).

4. Положение об Управлении государственного надзора и регулирования в области обращения с отходами и биоразнообразия, утвержденное Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12 декабря 2016 г. № 783, согласно которому к полномочиям указанного управления отнесены, в числе прочего, согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и импорт товаров, а также оформление других разрешительных документов в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, на которые распространяются запреты или ограничения в торговле с третьими странами на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества коллекций и предметов коллекционирования по минералогии и палеонтологии; рассмотрение заявлений, подготовка решения о выдаче в установленном порядке разрешений, сертификатов, распорядительных лицензий, свидетельств на вывоз из Россию и ввоз в Россию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру; ввоз (вывоз) в Россию зоологических коллекций (Положение о структурных. 2016).

Акты специального характера, применимые к коллекциям отдельного вида, имеются только в отношении зоологических коллекций. Так, в Постановлении Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 823 «О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, про-

дажи, пересылки, вывоза за пределы Российской Федерации и ввоза на ее территорию зоологических коллекций» (Постановление. № 823, 1996) установлен разрешительный порядок вывоза из России и ввоза в Россию зоологический коллекций. В Положении о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 (Положение о Федеральной. 2004), закреплены полномочия данного органа по выдаче соответствующих разрешений. Порядок получения разрешений зафиксирован в Положении о зоологических коллекциях, утвержденном Приказом Госкомэкологии России от 30 сентября 1997 г. № 411 (Положение о зоологических. 1997). И в этом же Положении содержится форма разрешения на вывоз за пределы Российской Федерации и ввоз на ее территорию зоологических коллекций, их частей и отдельных экспонатов (Положение о зоологических. 1997).

В качестве примеров актов специального характера, применимых к отдельным объектам коллекций, можно привести:

1. Правила ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза за пределы территории Российской Федерации биологических материалов, полученных при проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. № 673 (Постановление. № 673, 2010).

2. Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 634 (Положение об осуществлении. 2001).

3. Приказ Росприроднадзора от 19 ноября 2011 г. № 761 «О разрешительной деятельности в сфере сохранения биологического разнообразия», в приложении к которому содержится регламент работы Комиссии по рассмотрению материалов на получение разрешительных документов в области сохранения биологического разнообразия, в том числе разрешений на ввоз в Россию и вывоз из России объектов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. (СИТЕС1) (Приказ. № 761, 2011).

4. СП 1.2.036-95. 1.2. Эпидемиология. Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I-IV групп патогенности. Санитарные правила, утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднад-зора РФ от 28 августа 1995 г. № 14 (СП 1.2.036-95).

Предметно правоположения в сфере ввоза в Россию и вывоза из России биологических коллекций могут быть сгруппированы следующим образом:

- правоположения, устанавливающие таможенное регулирование применительно к товарам, перемещаемым через таможенную границу

1 Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora (CITES).

Союза, и применимые ко всем коллекциям и их объектам;

- правоположения, закрепляющие особенности ввоза в России и вывоза из России отдельных товаров, к числу которых могут быть отнесены биоресурсные коллекции и их объекты (в частности, культурные ценности и др.);

- правоположения, регламентирующие вопросы взимания таможенных платежей и налогов при ввозе в Россию и вывозе из России биоресурсных коллекций;

- правоположения, включающие правила, связанные с ввозом в Россию и вывозом из России биоресурсных коллекций и их объектов (к примеру, фитосанитарные правила);

- правоположения, определяющие ответственность за нарушение порядка ввоза в Россию и вывоза из России биоресурсных коллекций (к примеру, ст. 8.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ, см.: Кодекс № 195-ФЗ, 2001).

Предметно-иерархическая характеристика правового регулирования ввоза в Россию и вывоза из России биоресурсных коллекций позволяет сделать вывод о недостаточном уровне полноты и системности законодательства по вопросам ввоза в Россию и вывоза из России биоресурсных коллекций, а также о том, что данное законодательство не всегда учитывает особенности биоресурсных коллекций, что присуще в целом для законодательства о биологических коллекциях (Казанцев 2018).

Биоресурсные коллекции как объекты вывоза из России и ввоза в Россию. Как объект материального мира биоресурсная коллекция имеет определенную специфику, влияющую на особенности ее ввоза в Россию и вывоза из России. Во-первых, она представляет собой совокупность объектов, предназначенных прежде всего для проведения научных исследований, а не экспонирования, в связи с чем объекты коллекции могут подвергаться определенным изменениям. Во-вторых, это единая совокупность объектов коллекции (микроорганизмов, клеток, животных, растений и др.), то есть объектом выступает именно коллекция в целом, а не отдельные ее объекты. В-третьих, биоресурсные коллекции могут содержать в себе отдельные специфические объекты (в частности, патогенные микроорганизмы). Указанная специфика коллекций отражается и на общественных отношениях, возникающих по их поводу: в таких отношениях задействован широкий круг субъектов, в них сталкиваются различные интересы, в составе одной коллекции могут быть объекты, применительно к которым необходимо предусматривать специфический порядок ввоза в Россию и вывоза из России.

Наиболее распространенной практикой в плане вывоза биоресурсных коллекций и их объектов из России является их вывоз в порядке, предусмотренном таможенным законодательством для вывоза культурных ценностей. Имеется также опыт вывоза непатогенных штаммов (точнее, их реплик - с сохранением штамма в коллекции) в общем порядке с регистрацией держателя коллекции в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности и идентификацией коллекций и их объектов со-

гласно статье 24 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (Федеральный закон № 183-ФЗ, 1999). Вместе с тем оба обозначенных варианта не учитывают специфики биоресурсных коллекций как объектов, специально созданных для проведения научных исследований, и не предполагают возможности изменения объектов биоресурсной коллекции; между тем проведение научных исследований является основной целью при передаче биоресурсных коллекций (подробнее о передаче биоресурсных коллекций и их объектов см.: Budela, Guebert, Mishra 2015), в связи с чем режим временного вывоза товаров из России не может быть применен в данном случае. Не применимы указанные варианты и к коллекциям, в составе которых имеются специфические объекты (в частности, патогенные штаммы). В свою очередь, вывоз биоресурсных коллекций в ином порядке весьма затруднителен, как правило, либо ввиду отсутствия надлежащей нормативной правовой базы, либо из-за значительного массива административных процедур. К примеру, при оформлении вывоза штамма микроорганизма в 2011 г. в Институте экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН (г. Пермь) было подготовлено 27 документов и затрачено более 21000 руб. при стоимости штамма 1800 руб. (Ившина 2011: 128).

С точки зрения таможенного права биоресурсная коллекция представляет собой совокупность товаров, перемещаемых через границу. Единственный случай применения Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза1, когда коллекция рассматривается как единый товар, - это отнесение их к товарной позиции 9705000000 «Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии или нумизматике» в группе 97 «Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат» и распространение на них правового режима вывоза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС. Отдельные объекты биоресурсных коллекций могут быть классифицированы как группа 01 «Живые животные», культуры микроорганизмов (товарная позиция 3002), морские и прочие водоросли (товарная позиция 1212), мертвые одноклеточные микроорганизмы (товарная позиция 2102) (Решение. № 54, 2012). Ставки таможенных пошлин в группе 01 дифференцированы в зависимости от цели ввоза товара. Для научно-исследовательских целей применительно к отдельным товарным позициям данной группы установлена ставка 0. Применительно к товар-

1 Среди мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности выделяют тарифные методы, основанные на применении таможенных пошлин, таможенных процедур и правил, и нетарифные методы, к которым на территории ЕАЭС отнесены запрет ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и вывоза с таможенной территории ЕАЭС строго определенных товаров и разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и вывоза с таможенной территории ЕАЭС строго определенных товаров, что предполагает получение разрешения соответствующего компетентного органа.

ным позициям других групп подобной дифференциации нет.

При применении нетарифного регулирования биоресурсные коллекции могут быть отнесены к редким коллекциям и образцам - предметам, представляющим интерес для таких областей науки, как биология, анатомия, ботаника, зоология, палеонтология, минералогия, метеоритика, включенным в раздел 2.20 «Культурные ценности, документы национальных архивных фондов» единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (приложение № 2 к Решению от 21.04.2015, см.: Решение. № 30, 2015) с распространением на них соответствующего режима вывоза (Положение о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных (приложение № 12 к Решению от 21.04.2015, см.: Решение. № 30, 2015)).

Многие из объектов биоресурсной коллекций подпадают под категории товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза (Решение. № 30, 2015). В частности, они могут быть отнесены к следующим категориям товаров, что влечет распространение на них соответствующего правового режима ввоза/вывоза: дикие живые животные, отдельные дикорастущие растения и дикорастущее лекарственное сырье; виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие СИТЕС; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких живых животных и дикорастущих растений, включенных в Красные книги государств - членов Евразийского экономического союза; культурные ценности, документы национальных архивных фондов, оригиналы архивных документов; органы и ткани человека, кровь и ее компоненты, образцы биологических материалов человека. К указанным категориям товаров применяются меры нетарифного регулирования.

Итак, действующее таможенное законодательство предусматривает лишь один случай идентификации биоресурсной коллекции в качестве одного товара - случай ее отнесения к культурной ценности. Следует подчеркнуть, что при такой идентификации не учитывается специфика биоресурсной коллекции в качестве объекта материального мира. В других случаях вывозу из России и ввозу в Россию подлежит совокупность объектов, каждый из которых может быть идентифицирован в качестве товара того или иного вида. Вместе с тем вопрос идентификации биоресурсных коллекций и их объектов важен, поскольку именно с ним связано применение определенного правового режима вывоза из России и ввоза в Россию товаров.

Основные правовые режимы вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций. Действующее в Евразийском экономическом союзе таможенное регулирование не исключает возможности вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций и их объектов. Порядок их вывоза из России и ввоза в Россию зависит от квалификации коллекций и их объектов в качестве товара того или иного вида. Обозначим основные

правовые режимы, которые могут применяться при вывозе биоресурсных коллекций и их объектов из России и их ввозе в Россию.

Правовой режим ввоза коллекций и их объектов в Россию и их вывоза из России в качестве культурной ценности. В случае идентификации коллекций или их объектов в качестве культурной ценности их вывоз и ввоз осуществляются при наличии лицензии Минпромторга России или заключения (разрешительного документа) Минкультуры России (п. 3 Положения о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов (приложение № 8 к Решению от 21.04.2015, см.: Решение. № 30, 2015). Проведение культурных ценностей через процедуры временного ввоза и вывоза осуществляется при представлении таможенному органу заключения (разрешительного документа) Минкультуры России.

Правовой режим ввоза объектов коллекций в Россию и их вывоза из России в качестве диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья. Согласно Положению о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза диких живых животных, отдельных дикорастущих растений и дикорастущего лекарственного сырья (приложение № 5 к Решению от 21.04.2015, см.: Решение. № 30, 2015) выдача заключения (разрешительного документа) осуществляется уполномоченным на выдачу заключений (разрешительных документов) органом государства - члена союза в порядке, определенном законодательством этого государства.

Правовой режим ввоза объектов коллекций в Россию и их вывоза из России в качестве диких живых животных и дикорастущих растений, включенных в Красные книги государств - членов ЕАЭС. Согласно Положению о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза диких живых животных и дикорастущих растений, включенных в Красные книги государств - членов ЕАЭС (приложение № 2 к Решению от 21.04.2015, см.: Решение. № 30, 2015), выдача заключения (разрешительного документа) осуществляется уполномоченным на выдачу заключений (разрешительных документов) органом государства - члена союза в порядке, определенном законодательством этого государства.

Правовой режим ввоза объектов коллекций в Россию и их вывоза из России в качестве коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных. Вывоз объектов коллекции в соответствии с Положением о вывозе с таможенной территории ЕАЭС коллекционных материалов по минералогии, палеонтологии, костей ископаемых животных (приложение № 12 к Решению от 21.04.2015, см.: Решение. № 30, 2015) осуществляется при наличии лицензии Минпромторга России (таможенная процедура экспорта) или заключения (разрешительного документа) Росприроднадзора (временный вывоз).

Правовой режим ввоза объектов коллекций в Россию и их вывоза из России в качестве органов и тканей человека, крови и ее компонентов, образцов биологических материалов человека. Согласно Положению о ввозе

на территорию Евразийского экономического союза и вывозе за границы Экономического союза органов и тканей человека, крови и ее компонентов, образцов биологических материалов человека (приложение № 3 к Решению от 21.04.2015, см.: Решение. № 30, 2015) выдача разрешительного документа осуществляется уполномоченным на выдачу заключений (разрешительных документов) органом государства - члена союза в порядке, определенном законодательством этого государства.

Правовой режим ввоза объектов коллекций в Россию и их вывоза из России в качестве объектов, перемещение которых регулируется Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Согласно указанной конвенции необходимы разрешительные документы административного органа СИТЕС государства-экспортера. Для каждой партии объектов требуется отдельное разрешение. Административным органом СИТЕС в России является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Приказом Минприроды России от 30 июня 2015 г. № 297 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на вывоз из России и ввоз в Россию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру (Административный регламент. 2015). За выдачу разрешения или сертификата СИТЕС взимается государственная пошлина в размере 3500 руб.

Кроме того, процедуры ввоза объектов коллекций в Россию и их вывоза из России могут быть сопряжены с фитосанитарным и карантинным контролем, а также с контролем за внешнеэкономической деятельностью. Перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 (Решение Комиссии. № 317, 2010), Перечень подкарантинной продукции - Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» (Решение Комиссии. № 318, 2010).

Контроль за внешнеэкономической деятельностью в отношении отдельных микроорганизмов включает в себя разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций, предусматривающий вывоз из России и (или) передачу контролируемых микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий (включая передачу оборудования и технологий в виде отдельных компонентов) иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям или представителям этих организаций любым способом, включая пересылку почтой или отправление контролируемых технологий в форме технических данных по электронным каналам связи, а также ввоз в Россию контролируемых микроорганизмов и токсинов; таможенный контроль и совершение таможенных операций, связанных с помещением под таможенную процедуру

перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза контролируемых микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий в форме технических данных, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (Положение об осуществлении. 2001). Список таких микроорганизмов утвержден Указом Президента РФ от 20 августа 2007 г. № 1083 (Указ. № 1083, 2007).

Вывоз микроорганизмов из Российской Федерации допустим для целей, указанных в Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсикологического оружия и об их уничтожении 1971 г. Согласно части 1 статьи 10 указанной Конвенции государства - участники настоящей Конвенции обязуются способствовать самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании бактериологических (биологических) средств и токсинов в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене (Конвенция о запрещении. № 998-1Х, 1971). Государства - участники Конвенции, которые в состоянии делать это, будут также сотрудничать в оказании содействия, в индивидуальном порядке или совместно с другими государствами или международными организациями, дальнейшей разработке и применению научных открытий в области бактериологии (биологии) для предотвращения болезней или для других мирных целей. Внешнеэкономические операции с контролируемыми микроорганизмами, токсинами, оборудованием и технологиями, предусматривающие их передачу иностранным лицам, осуществляются на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Подобная ситуация, когда к коллекциям, их объектам и их иным составляющим могут применяться различные правовые режимы их ввоза в Россию и их вывоза из России, осложняет, а иногда и делает невозможными их ввоз в Россию и их вывоз из России, а следовательно, и расширение участия РФ в международных научных исследованиях и программах.

Совершенствование правового регулирования по вопросам вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций. Необходимость изменения правового регулирования по вопросам вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций очевидна и обусловлена сложностями, с которыми организации - держатели коллекций сталкиваются на практике. Для определения векторов совершенствования правового регулирования в обозначенной сфере следует ответить на два вопроса: 1. Допустимо ли упрощение действующего таможенного регулирования применительно к биоресурсным коллекциям? 2. Возможно ли законодательное закрепление единообразного порядка ввоза биоресурсных коллекций и их объектов в Россию и их вывоза из России?

Для ответа на поставленные вопросы требуется понять причины появления столь широкого спектра правовых режимов ввоза в Россию и вывоза из России биоресурсных коллекций и довольно сложных административных процедур, прохождение которых обязательно для их ввоза в

Россию и вывоза из России. Встраивание России в мировое сообщество и глобализационные процессы, необходимость международного обмена в научной сфере для повышения эффективности научных исследований предопределяют то, что передача биоресурсных коллекций может быть сопряжена с ввозом в Россию и вывозом из России биоресурсных коллекций и их объектов. В то же время биоресурсные коллекции имеют особую значимость для развития национальной науки и для обеспечения национальной безопасности, что предполагает особый правовой режим их охраны, включая их закрепление в собственности государства, детальную регламентацию их ввоза в Россию и их вывоза из России и др. Поиск баланса между обеспечением мирового устойчивого развития и реализацией национальных интересов привел к появлению массива международных актов, касающихся оборота биоресурсов, в том числе и вопросов их перемещения через границы договаривающихся сторон (Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсикологического оружия и об их уничтожении, 1971 г.; СИТЕС; Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины; Конвенция о правах человека и биомедицине, 1997 г.; Международный договор о растительных генетических ресурсах для производства продовольствия и ведения сельского хозяйства, 2001 г.; Соглашение о сотрудничестве в области сохранения и использования генетических ресурсов культурных растений государств - участников СНГ, 1999 г.; Конвенция о сохранении агробиораз-нообразия, 2016 г. (не вступила в силу).

Радикальный отход от позиционирования биоресурсов как общего достояния человечества связан с принятием Конвенции о биологическом разнообразии (ратифицирована РФ в 1995 г.) (Калакуцкий 2014). Согласно статьям 15, 16, 19 Конвенции «в силу признания суверенных прав государств на свои природные ресурсы право определять доступ к генетическим ресурсам принадлежит национальным правительствам и регулируется национальным законодательством», «доступ к генетическим ресурсам, в случае его предоставления, осуществляется на основе взаимно согласованных условий и предварительного информированного согласия» (Конвенция о биологическом разнообразии, 1992). Провозглашение принципа национального суверенитета повлияло на правовой механизм доступа к таким ресурсам (Кодекс MOSAICC, Боннское руководство, Картахенский протокол по биобезопасности 2000 г., Нагойский протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и совместного использования на справедливой и равной основе выгод от их применения к Конвенции о биологическом разнообразии 2010 г.).

Конституционно значимая цель - защита национальной безопасности - обусловливает невозможность применения упрощенной процедуры ввоза и вывоза биоресурсных коллекций. И с этим логично согласуется установление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и вывоза с таможенной территории ЕАЭС ряда биоресурсных коллекций и их объектов.

Понятием биоресурсных коллекций охватывается широкий спектр коллекций, в том числе коллекций микроорганизмов, клеток, растений, животных, биоматериалов человека. Каждый из обозначенных объектов обладает определенной спецификой, которая не может быть учтена при установлении единообразного порядка вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций.

Оптимальным способом совершенствования правового регулирования вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций представляется создание на уровне Евразийского экономического союза специального правового режима ввоза биоресурсных коллекций и их объектов в Россию и их вывоза из России и упрощение административных процедур в рамках данного порядка. В качестве основных возможных направлений совершенствования правового регулирования вывоза из России и ввоза в Россию биоресурсных коллекций отметим следующие:

1) определение биоресурсной коллекции как объекта таможенного регулирования и его идентификация в качестве отдельного вида товара;

2) установление специального правового режима ввоза в Россию и вывоза из России биоресурсных коллекций и его подвидов в зависимости от вида коллекции;

3) закрепление перечня уполномоченных органов и их компетенции и создание специальной структуры в рамках таможенной службы в виде отдельного структурного подразделения или уполномоченного должностного лица, функционирующей по принципу «единого окна» и способствующей прохождению необходимых согласований;

4) установление упрощенного правового режима ввоза в Россию и вывоза из России биоресурсных коллекций и случаев, когда допустимо его применение (в частности, в целях академического обмена).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Беспалько В.Г. 2008. Проблемы гражданско-правовой охраны культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и невозвращения из-за границы. М. : РИО Рос. тамож. акад. 156 с.

Богуславский М.М. 2005. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М. : Юрист. 427 с.

Васичев О.Г. 2006. Правовое регулирование оборота культурных ценностей : дис. . канд. юрид. наук. Краснодар. 184 с.

Гельтман Д.В. 2011. Гербарные коллекции России: значение для изучения биологического разнообразия растений и грибов, современное состояние, проблемы и перспективы // Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности : информ.-аналит. сб. по материалам выездн. расшир. заседания и «круглого стола» / Федер. Собрание РФ, Гос. Дума, Комитет по науке и наукоемким технологиям ; под общ. ред. В.А. Черешнева [и др.]. М. : Изд. Гос. Думы. С. 132-139.

Дзюбенко Н.И. 2011. Вавиловская коллекция культурных растений: история и современность // Сохранение биологического разнообразия России - основа устойчивого развития науки и наукоемких производств : [материалы слушаний на тему «Биологические коллекции России - основа устойчивого развития науки и наукоемких

производств», состоявшихся 1 марта 2011 г. в Обществ. палате РФ]. М. : Всерос. селекц. технол. ин-т садоводства и питомниководства Россельхозакадемии. С. 80-109.

Калакуцкий Л.В. 2011. Коллекции культур: от неустойчивого существования к устойчивому развитию // Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности : информ.-аналит. сб. по материалам выездн. расшир. заседания и «круглого стола» / Федер. Собрание РФ, Гос. Дума, Комитет по науке и наукоемким технологиям ; под общ. ред. В.А. Черешнева [и др.]. М.: Изд. Гос. Думы. С. 113-118.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ившина И.Б. 2011. Специализированные центры микробных ресурсов - ключевой элемент инфраструктуры российской биотехнологии и биоиндустрии // Вопросы правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности : информ.-аналит. сб. по материалам выездн. расшир. заседания и «круглого стола» / Федер. Собрание РФ, Гос. Дума, Комитет по науке и наукоемким технологиям ; под общ. ред. В.А. Черешнева [и др.]. М.: Изд. Гос. Думы. С. 120-132.

Казанцев М.Ф. 2018. Правовое регулирование в сфере биологических коллекций: система, состояние, развитие // Науч. ежегодник Ин-та философии и права Урал. отд-ния Рос. акад. наук. Т. 18, вып. 1. С. 94-143.

Калакуцкий Л.В. 2014. Доступ к генетическим ресурсам [Электронный ресурс]. URL: http://www.sevin.ru/rusgenres/documents/dresaccess.html (дата обращения: 20.10.2017).

Пчельников М.В. 2016. Правовое регулирование создания, использования и транспортировки биологических коллекций (биологических объектов) // Академ. вестн. Ростов. фил. Рос. таможенной акад. № 4 (25). С. 73-77.

Русанов Г.А. 2010. Борьба с контрабандой культурных ценностей: уголовно-правовые и криминологические вопросы. М. : Юристинформ. 168 с.

Шарапов Н.Н. 2004. Правовое регулирование перемещения через таможенную границу РФ культурных ценностей : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов. 191 с.

Budela T., Guebert J., Mishra A. 2015. Use and Misuse of Material Transfer Agreements: Lessons in Proportionality from Research, Repositories and Litigation [Электронный ресурс] // PLOS Biology. Vol. 13, iss. 2. URL: http://journals.plos.org/plosbiology/artide?id=10.1371/ journal.pbio.1002060 (дата обращения: 20.10.2017). DOI: 10.1371/journal.pboi.1002060

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсикологического оружия и об их уничтожении. Заключена 16 дек. 1971 г. Ратифицирована СССР Указом Президиума ВС СССР от 11 февр. 1975 г. № 998-IX. Вступила в силу для СССР 26 марта 1979 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1977. Вып. 31. С. 58-61.

Конвенция о биологическом разнообразии. Заключена 5 июня 1992 г. в г. Риоде-Жанейро. Вступила в силу 29 дек. 1993 г. Ратифицирована Россией Федеральным законом от 17 февр. 1995 г. № 16-ФЗ. Вступила в силу для России 4 июля 1995 г. // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1996. № 19. Ст. 2254.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, заключенному в г. Москве 11 апр. 2017 г.). Вступил в силу с 1 января 2018 г. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Информ. банк Рос. зак-во (Версия Проф) / Компания «Консультант Плюс». Последн. обновл. 7 дек. 2017 г.

Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317 «О применении санитарно-ветеринарных дел в таможенном деле» [Электронный ресурс] // ЕЭК: Евразийская экономическая комиссия : официал. сайт. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 29.06.2010).

Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» [Электронный ресурс] // ЕЭК: Евразийская экономическая комиссия : официал. сайт. URL: http://www.eurasiancommission.org/ruAists/Decisions/DispForm.aspx?ID=704 (дата обращения: 29.06.2010).

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза», применяемое для целей тарифного регулирования [Электронный ресурс] // ЕЭК: Евразийская экономическая комиссия : официал. сайт. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 23.07.2012).

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» [Электронный ресурс] // ЕЭК: Евразийская экономическая комиссия : официал. сайт. URL: http://www.eurasiancommission. org/ (дата обращения: 22.04.2015).

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 7 ноября 2017 г. № 21 «О Пояснениях к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] // ЕЭК: Евразийская экономическая комиссия : официал. сайт. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 20.10.2017).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1. Ст. 1.

Закон РФ от 15 апреля 1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Вед. Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 20. Ст. 718.

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1999. № 14. Ст. 1650.

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1999. № 30. Ст. 3774.

Указ Президента РФ от 20 августа 2007 г. № 1083 «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю» (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2007. № 35. Ст. 4288.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 823 «О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы Российской Федерации и ввоза на ее территорию зоологических коллекций» // Собрание законодательства Рос. Федерации. 1996. № 31. Ст. 3718.

Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий. Утв. Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 г. № 634 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2001. № 37. Ст. 3683.

Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370. Утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 (с изм. и доп.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2004. № 32. Ст. 3347.

Правила ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза за пределы территории Российской Федерации биологических материалов, полученных при проведении клинического исследования лекарственного препарата для медицинского применения. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сент. 2010 г. № 673 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2010. № 37. Ст. 4688.

Правила применения освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость ввоза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, расходных материалов для научных исследований, аналоги которых не производятся в Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2015 г. № 469 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2015. № 21. Ст. 3108.

СП 1.2.036-95. 1.2. Эпидемиология. Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I - IV групп патогенности. Санитарные правила. Утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28 авг. 1995 г. № 14 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

Приказ Росприроднадзора от 19 ноября 2011 г. № 761 «О разрешительной деятельности в сфере сохранения биологического разнообразия» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру». Утв. Приказом Минприроды России от 30 июня 2015 г. № 297 [Электронный ресурс]. URL: http://ppt.ru/docs/ prikaz/minprirody/n-297-6074 (дата обращения: 22.10.2015).

Положение о зоологических коллекциях. Утв. Приказом Госкомэкологии России от 30 сент. 1997 г. № 411 // Бюллетень нормат. актов федер. органов исполн. власти. 1998. № 9.

Положение о структурных подразделениях центрального аппарата Роспри-роднадзора. Утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 12 дек. 2016 г. № 783 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

V. Emikh. Aktual'nyye aspekty pravovogo regulirovaniya oborota bioresursnykh kollektsiy [Current aspects of bio-resource collections turnover], Nauch. ezhegodnik In-ta filosofii i prava Ural. otd-niya Ros. akad. nauk, 2018, vol. 18, iss. 3, pp. 122-143. (in Russ.).

Valentina V. Emikh, Candidate of Law, Senior Researcher of the Law Department of the Institute of Philosophy and Law, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-6641-691X

Article received 15.12.2017, accepted22.02.2018, available online 01.10.2018

CURRENT ASPECTS OF BIO-RESOURCE COLLECTIONS TURNOVER

Abstract. For the first time in the legal science, the article in a consistent manner estimates the legal regulation of exporting and importing bio-resource collections to and from Russia. The article analyses bio-resource collection and its objects as the object of exporting and importing to and from Russia; considers the main legal regimes of exporting and importing bio-resource collections to and from Russia; defines further developments in the legislation on the exporting and importing bio-resource collections to and from Russia, and provides concrete proposals for improvement of the legislation. The article concludes that the level of development of legislation on the exporting and importing bio-resource collections to and from Russia is unacceptably low. To improve legislation in this sphere, the author suggests the establishment of the special legal regime of exporting and importing bio-resource collections on the level of Eurasian Economic Union, and the simplification of administrative procedures of exporting and importing bio-resource collections through forming the integrated "one-stop-shop" service.

Keywords: biological (bio-resource) collection; legal regulation in sphere of bio-resource collections; exporting bio-resource collections from Russia; importing bio-resource collections from Russia; Eurasian Economic Union.

References

Administrativnyy reglament Federalnoy sluzhby po nadzoru v sfere prirodopolzovaniya predostavleniya gosudarstvennoy uslugi po vydache razresheniya na vyvoz iz Rossiyskoy Federatsii i vvoz v Rossiyskuyu Federatsiyu vidov dikoy fauny i flory, nakhodyashchikhsya pod ugrozoy ischeznoveniya, ikh chastey ili derivatov, podpadayushchikh pod deystvie Konventsii o mezhdunarodnoy torgovle vidami dikoy fauny i flory, nakhodyashchimisya pod ugrozoy ischeznoveniya, ot 3 marta 1973 g., krome osetrovykh vidov ryb i produktsii iz nikh, vklyuchaya ikru». Utv. Prikazom Minprirody Rossii ot 30 iyunya 2015 g. № 297 [Administrative Regulations of the Federal Service for Supervision in the Sphere of Environmental Management for the Provision of a State Service for the Issue of a Permit for Export from the Russian Federation and the Importation into the Russian Federation of Species of Endangered Wild Fauna and Flora, their Parts or Derivatives Subject to the Convention on International Trade in Species of Wildlife Fauna and Flora threatened with Extinction, of March 3, 1973, except Sturgeon Species and Products from them, including Caviar. Approved by Order of the Ministry of Natural Resources of Russia of June 30, 2015 No. 297], available at: http://ppt.ru/docs/prikaz/minprirody/n-297-6074 (accessed October 22, 2015). (in Russ.).

Bespalko V.G. Problemy grazhdansko-pravovoy okhrany kul'turnykh tsennostey ot nezakonnogo vvoza, vyvoza i nevozvrashcheniya iz-za granitsy [Problems of the Civil-law Protection of Cultural Values from Illegal Import, Export and Non-return from Abroad], Moscow, RIO Ros. tamozh. akad., 2008, 156 p. (in Russ.).

Boguslavskiy M.M. Kulturnye tsennosti v mezhdunarodnom oborote: pravovye aspekty [Cultural Values in the International Traffic: Legal Aspects], Moscow, Yurist, 2005, 427 p. (in Russ.).

Budela T., Guebert J., Mishra A. Use and Misuse of Material Transfer Agreements: Lessons in Proportionality from Research, Repositories and Litigation, PLOS Biology, 2015, vol. 13, iss. 2, available at: http://journals.plos.org/plosbiology/article?id=10.1371/ journal.pbio.1002060 (accessed October 20, 2017). DOI: 10.1371/journal.pboi.1002060

Dzyubenko N.I. Vavilovskaya kollektsiya kul'tumykh rasteniy: istoriya i sovremennost [Vavilov collection of the cultural herbs: history and modernity], Sokhranenie biologicheskogo raznoobraziya Rossii - osnova ustoychivogo razvitiya nauki i naukoemkikh proizvodstv : materialy slushaniy, Moscow, Vseros. selekts.-tekhnol. in-t sadovodstva i pitomnikovodstva Rossel'khozakademii, 2011, pp. 80-109. (in Russ.).

Federalnyy zakon ot 18 iyulya 1999 g. № 183-FZ «Ob eksportnom kontrole» [Federal Law of July 18, 1999 No. 183-FZ "On Export Control"], Sobranie zakonodatelstva Ros. Federatsii, 1999, no. 30, art. 3774. (in Russ.).

Federalnyy zakon ot 30 marta 1999 g. № 52-FZ «O sanitarno-epidemiologicheskom blagopoluchii naseleniya» [Federal Law No. 52-FZ of March 30, 1999 "On Sanitary and Epidemiological Well-being of the Population"], Sobranie zakonodatelstva Ros. Federatsii, 1999, no. 14, art. 1650. (in Russ.).

Geltman D.V. Gerbarnye kollektsii Rossii: znachenie dlya izucheniya biologicheskogo raznoobraziya rasteniy i gribov, sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy [Gerbarium collections of Russia: meaning for studying the biological diversity of herbs and mushrooms, modern situation, problems and prospects], Chereshnev V.A. i dr. (red.) Voprosy pravovogo obespecheniya nauchno-texnicheskoy i innovatsionnoy deyatelnosti : inform.-analit. sb. po materialam vyezdn. rasshir. zasedaniya i «kruglogo stola», Moscow, Izd. Gos. Dumy, 2011, pp. 132-139. (in Russ.).

Ivshina I.B. Spetsializirovannye tsentry mikrobnykh resursov - klyuchevoy element infrastruktury rossiyskoy biotekhnologii i bioindustrii [Specialized Centers of the Microbial Resources as a Key Element of the Infrastructure of the Russian Biotechnology and Bioindustry], Chereshnev V.A. i dr. (red.) Voprosy pravovogo obespecheniya nauchno-texnicheskoy i innovatsionnoy deyatelnosti : inform.-analit. sb. po materialam vyezdn. rasshir. zasedaniya i «kruglogo stola», Moscow, Izd. Gos. Dumy, 2011, pp. 120-132. (in Russ.).

Kalakutskiy L.V. Dostup k geneticheskim resursam [Access to the Genetic Resources], 2014, available at: http://www.sevin.ru/rusgenres/documents/dresaccess.html (accessed October 20, 2017).

Kalakutskiy L.V. Kollektsii kul'tur: ot neustoychivogo sushchestvovaniya k ustoychivomu razvitiyu [Collection of cultures: from the unsustainable existence to sustainable development], Chereshnev V.A. i dr. (red.) Voprosy pravovogo obespecheniya nauchno-texnicheskoy i innovatsionnoy deyatelnosti : inform.-analit. sb. po materialam vyezdn. rasshir. zasedaniya i «kruglogo stola», Moscow, Izd. Gos. Dumy, 2011, pp. 113-118. (in Russ.).

Kazantsev M.F. Pravovoe regulirovanie v sfere biologicheskikh kollektsiy: sistema, sostoyanie, razvitie [Legal regulation in the sphere of biological collections: system, state, development], Nauchnyy ezhegodnik Instituta filosofii i prava Uralskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 94-143. (in Russ.).

Kodeks Rossiyskoy Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh (Federalnyy zakon ot 30 dek. 2001 g. № 195-FZ) [Code of the Russian Federation on the administrative offences. Federal Law on December 30, 2001 No. 195-FZ], Sobranie zakonodatelstva Ros. Federatsii, 2002, no. 1, pt. 1, art. 1. (in Russ.).

Konventsiya o biologicheskom raznoobrazii. Zaklyuchena 5 iyunya 1992 g. v g. Rio-de-Zhaneyro. Vstupila v silu 29 dek. 1993 g. Ratifitsirovana Rossiey Federal'nym zakonom ot 17 fevr. 1995 g. № 16-FZ. Vstupila v silu dlya Rossii 4 iyulya 1995 g. [The Convention on Biological Diversity. Signed on June 5, 1992 in Rio de Janeiro. Entered into force on December 29, 1993. Ratified by Federal Law on February 17, 1995 No 16-FZ. Entered into force for Russia on July 4, 1995], Sobranie zakonodatelstva Ros. Federatsii, 1996, no. 19, art. 2254. (in Russ.).

Konventsiya o zapreshchenii razrabotki, proizvodstva i nakopleniya zapasov bakteriologicheskogo (biologicheskogo) i toksinnogo oruzhiya i ob ikh unichtozhenii.

Zaklyuchena 16 dek. 1971 g. Ratifitsirovana SSSR Ukazom Prezidiuma VS SSSR ot 11 fevr. 1975g. № 998-IX. Vstupila v silu dlya SSSR 26 marta 1979g. [Convention on the Prohibition of the Development, Production and Stockpiling of Bacteriological (Biological) and Toxin Weapons and on their Destruction. Concluded on December 16, 1971. The USSR ratified by the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR on February 11, 1975 No. 998-IX. Entered into force for the USSR on March 26, 1979], Sbornik deystvuyushchikh dogovorov, soglasheniy i konventsiy, zaklyuchennykh SSSR s inostrannymi gosudarstvami, Moscow, 1977, iss. 31, pp. 58-61. (in Russ.).

Pchel'nikov M.V. Pravovoe regulirovanie sozdaniya, ispolzovaniya i transportirovki biologicheskikh kollektsiy (biologicheskikh ob»ektov) [The legal regulation of the forming, applying and transporting the biological collections (biological objects)], Akadem. vestnik Rostovskogo filiala Ros. tamozhennoy akademii, 2016, no. 4 (25), pp. 73-77. (in Russ.).

Polozhenie o Federalnoy sluzhbe po nadzoru v sfere prirodopolzovaniya i vnesenii izmeneniy v postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 22 iyulya 2004 g. № 370. Utv. Postanovleniem Pravitelstva RF ot 30 iyulya 2004 g. № 400 (s izm. i dop.) [Regulations on the Federal Service for Supervision in the Sphere of Environmental Management and Amending the Decree of the Government of the Russian Federation of July 22, 2004 No. 370. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of July 30, 2004 No. 400], Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2004, no. 32, art. 3347. (in Russ.).

Polozhenie o strukturnykh podrazdeleniyakh tsentralnogo apparata Rosprirodnadzora. Utv. Prikazom Federalnoy sluzhby po nadzoru v sfere prirodopolzovaniya ot 12 dek. 2016 g. № 783 [Regulations on the Structural Subdivisions of the Central Administrative Office of Rosprirodnadzor. Approved by Order of the Federal Service for Supervision in the Sphere of Environmental Management of December 12, 2016 No. 783], SPS «KonsultantPlyus». (in Russ.).

Polozhenie o zoologicheskikh kollektsiyakh. Utv. Prikazom Goskomekologii Rossii ot 30 sent. 1997 g. № 411 [Regulations on zoological collections. Approved by the Order of the State Committee for Ecology of Russia of September 30, 1997 No. 411], Byulleten normat. aktov feder. organov ispoln. vlasti, 1998, no. 9. (in Russ.).

Polozhenie ob osushchestvlenii kontrolya za vneshneekonomicheskoy deyatel'nost'yu v otnoshenii mikroorganizmov, toksinov, oborudovaniya i tekhnologiy. Utv. Postanovleniem Pravitelstva RF ot 29 avgusta 2001 g. № 634 (s izm. i dop.) [Regulations on the Control of the Foreign Economic Activity in relation to Microorganisms, Toxins, Equipment and Technologies. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of August 29, 2001 No 634], Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2001, no. 37, art. 3683. (in Russ.).

Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 17 iyulya 1996g. № 823 «O poryadke gosudarstvennogo ucheta, popolneniya, khraneniya, priobreteniya, prodazhi, peresylki, vyvoza za predely Rossiyskoy Federatsii i vvoza na ee territoriyu zoologicheskikh kollektsiy» [Decree of the Government of the Russian Federation on July 17, 1996 No. 823 on the order of the state accounting, refilling, safekeeping, purchase, sailing, transfer, exportation from the Russian Federation and importation onto its territory], Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 1996, no. 31, art. 3718. (in Russ.).

Pravila primeneniya osvobozhdeniya ot oblozheniya nalogom na dobavlennuyu stoimost vvoza na territoriyu Rossiyskoy Federatsii i inye territorii, nakhodyashchiesya pod ee yurisdiktsiey, raskhodnykh materialov dlya nauchnykh issledovaniy, analogi kotorykh ne proizvodyatsya v Rossiyskoy Federatsii. Utv. Postanovleniem Pravitelstva RF ot 15 maya 2015 g. № 469 [Rules for the Application of Exemption from the Value Added Tax on Import to the Territory of the Russian Federation and Other Territories under its Jurisdiction, Consumables for Scientific Research, analogues of which are not produced in the Russian

Federation. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of May 15, 2015 No. 469], Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2015, no. 21, art. 3108. (in Russ.).

Pravila vvoza na territoriyu Rossiyskoy Federatsii i vyvoza za predely territorii Rossiyskoy Federatsii biologicheskikh materialov, poluchennykh pri provedenii klinicheskogo issledovaniya lekarstvennogo preparata dlya meditsinskogo primeneniya. Utv. Postanovleniem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 3 sent. 2010 g. № 673 [Rules on exportation from the Russian Federation and importation onto its territory of the biological materials, which are received through clinical research of the medical product for medical use. Approved by the Decree of the Government of the Russian Federation on Semptember 3, 2010 No. 673], Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2010, no. 37, art. 4688. (in Russ.).

Prikaz Rosprirodnadzora ot 19 noyabrya 2011 g. № 761 «O razreshitelnoy deyatelnosti v sfere sokhraneniya biologicheskogo raznoobraziya» [Order of the Rosprirodnadzor of November 19, 2011 No. 761 on the Licensing Activities in the Field of Conservation of the Biological Diversity], SPS «KonsultantPlyus». (in Russ.).

Rekomendatsiya Kollegii Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 7 noyabrya 2017 g. № 21 «O Poyasneniyakh k edinoy Tovarnoy nomenklature vneshneekonomicheskoy deyatelnosti Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza» [The Recommendation of the Board of the Eurasian Economic Commission of November 7, 2017 No. 21 "On the Explanations to the Unified Commodity Nomenclature for Foreign Economic Activity of the Eurasian Economic Union"], available at: http://www.eurasiancommission.org/ (accessed October 20, 2017). (in Russ.).

Reshenie Kollegii Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 21 aprelya 2015 g. № 30 «O merakh netarifnogo regulirovaniya» [Decision of the Board of the Eurasian Economic Commission of April 21, 2015 No. 30 "On the Measures of Non-tariff Regulation"], available at: http://www.eurasiancommission.org/ (accessed April 22, 2015). (in Russ.).

Reshenie Komissii Tamozhennogo soyuza ot 18 iyunya 2010 g. № 317 «O primenenii sanitarno-veterinarnykh del v tamozhennom dele» [Decision of the Commission of the Customs Union of June 18, 2010 No. 317 "On the Application of Sanitary and Veterinary Measures in the the Eurasian Economic Union"], available at: http://www. eurasiancommission.org/ (accessed June 29 2010). (in Russ.).

Reshenie Komissii Tamozhennogo soyuza ot 18 iyunya 2010 g. № 318 «Ob obespechenii karantina rasteniy v Evraziyskom ekonomicheskom soyuze» [Decision of the Commission of the Customs Union of June 18, 2010 No. 318 "On the Provision of Plant Quarantine in the Eurasian Economic Union"], available at: http://www.eurasiancommission.org/ (accessed June 29 2010). (in Russ.).

Reshenie Soveta Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii ot 16 iyulya 2012 g. № 54 «Ob utverzhdenii edinoy Tovarnoy nomenklatury vneshneekonomicheskoy deyatelnosti Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i Edinogo tamozhennogo tarifa Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza», primenyaemoe dlya tseley tarifnogo regulirovaniya» [Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission No. 54 of July 16, 2012 "On Approval of the Unified Commodity Nomenclature for Foreign Economic Activities of the Eurasian Economic Union and the Single Customs Tariff of the Eurasian Economic Union"], available at: http://www.eurasiancommission.org/ (accessed July 23, 2012). (in Russ.).

Rusanov G.A. Borba s kontrabandoy kul'turnykh tsennostey: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie voprosy [Combating the Illegal Traffic of Cultural Property: Criminal-law and Criminological Issues], Moscow, Yuristinform, 2010, 168 p. (in Russ.).

Sharapov N.N. Pravovoe regulirovanie peremeshcheniya cherez tamozhennuyu granitsu RF kul'turnykh tsennostey : dis.... kand. yurid. nauk [Legal Regulation of the Cultural Values Trafficking through the Russian Federation Border: dissertation], Saratov, 2004, 191 p. (in Russ.).

SP 1.2.036-95. 1.2. Epidemiologiya. Poryadok ucheta, khraneniya, peredachi i transportirovaniya mikroorganizmov I-IV grupp patogennosti. Sanitarnye pravila. Utv. Postanovleniem Goskomsanepidnadzora RF ot 28 avg. 1995 g. № 14 [SR 1.2.036-95. 1.2. Epidemiology. The Order of Accounting, Storage, Transfer and Transportation of Microorganisms of I-IV Pathogenicity Groups. Sanitary Rules, approved by the Decree of the State Committee on Sanitary and Epidemiological Supervision of the Russian Federation of August 28, 1995 No. 14], SPS «Konsul'tantPlyus». (in Russ.).

Tamozhennyy kodeks Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza (prilozhenie № 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza, zaklyuchennomu v g. Moskve 11 apr. 2017 g.). Vstupil v silu s 1 yanvarya 2018 g. [The Customs Code of the Eurasian Economic Union (attachment No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic Union, concluded in Moscow on April 11, 2017], available at: SPS «Konsul'tantPlyus». Inform. bank Ros. zakonodatel'stvo (Versiya Prof) (accessed December 7, 2017). (in Russ.).

Ukaz Prezidenta RF ot 20 avgusta 2007 g. № 1083 «Ob utverzhdenii Spiska mikroorganizmov, toksinov, oborudovaniya i tekhnologiy, podlezhashchikh eksportnomu kontrolyu» (s izm. i dop.) [Decree of the President of the Russian Federation of August 20, 2007 No. 1083 on the Approval of the List of Microorganisms, Toxins, Equipment and Technologies Subject to Export Control], Sobranie zakonodatelstva Ros. Federatsii, 2007, no. 35, art. 4288. (in Russ.).

Vasichev O.G. Pravovoe regulirovanie oborota kul'turnykh tsennostey : dis. ... kand. yurid. nauk [Legal Regulation of the Cultural Values Traffic: dissertation], Krasnodar, 2006, 184 p. (in Russ.).

Zakon RF ot 15 aprelya 1993 № 4804-1 «O vyvoze i vvoze kul'turnykh tsennostey» [The Law of the Russian Federation of April 15, 1993 No. 4804-1 on the Export and Import of the Cultural Values], Vedomosti S»ezda narodnykh deputatov RF i Verkhovnogo Soveta RF, 1993, no. 20, art. 718. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.