The impact of the Oslo Accords on the Palestinian political regime
Sulaiman Sulaiman Ismail Mohammed, Postgraduate student, Institute of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications, Kazan (Volga Region) Federal University, Republic of Tatarstan
Currently, consideration of the issues of the political regime of Palestine is relevant. The article presents a detailed description of the Palestinian political regime, analyzes the impact of the Oslo agreement and the subsequent creation of the Palestinian National Authority and the development of the Palestinian political regime. The existence of Palestinian political parties is considered as a factor influencing its functioning and effectiveness, as well as the form of government in Palestine. The consequences of the victory of the Hamas movement in the legislative elections in 2006 are outlined. As a result, conclusions were drawn regarding the impact of the agreements on the political regime of Palestine.
Keywords: Political regime; Oslo Accords; Palestine; Israel; political parties; Palestine Liberation Organization; Palestinian National Authority.
Цитировать: Сулайман С.И.М. Влияние заключенных в Осло соглашений на палестинский политический режим // KANT: Social science & Humanities. – 2024. – №2(18). – С. 135-141. EDN: JCHGUU. DOI: 10.24923/2305-8757.2024-18.18
Сулайман Сулайман Исмаил Мохаммед, аспирант, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Республика Татарстан
В настоящее время является актуальным рассмотрение вопросов политического режима Палестины. В статье представлена развёрнутая характеристика Палестинского политического режима, анализируется влияние соглашения, заключенного в Осло, и последовавших за ним создания Палестинской национальной администрации и развития палестинского политического режима. Рассмотрено существование палестинских политических партий как фактор, влияющий на ее функционирование и эффективность, а также на форму правления в Палестине. Обозначены последствия победы движения ХАМАС на выборах в законодательные органы в 2006 году. В результате, сделаны выводы, касающиеся влияния соглашений на политический режим Палестины.
Ключевые слова: политический режим; соглашения в Осло; Палестина; Израиль; политические партии; Организация освобождения Палестины; Палестинская национальная администрация.
5.5.2/5.5.4
Сулайман С.И.М.
Влияние заключенных в Осло соглашений на палестинский политический режим
Введение
Развитие формирующегося Палестинского политического режима было связано с тремя этапами и сопровождало историческое развитие палестинского вопроса: первый этап - до создания Организации освобождения Палестины, второй этап - после создания организации и ее институтов в диаспоре, и третий этап – её существование. Что касается Палестинской национальной администрации, то на первом этапе Палестина находилась под властью Османской империи как часть естественной Сирии, и действия палестинцев происходили в османском контексте, после введения мандата на Палестину Лигой наций.
В настоящее время изучение возможных направлений современного урегулирования палестино-израильского конфликта предопределяет необходимость изучения исторического периода, который оказал дестабилизирующие воздействия на социально-экономическое развитие Ближнего Востока. Настоящая статья посвящена актуальной теме, которая рассматривает особенности влияния соглашения в Осло на развитие политического режима в Палестине. Особенности политического управления в рамках арабо-израильского конфликта являются неразрешенные на сегодняшний день.
Основной целью работы является выявление особенности влияния соглашений, достигнутых в Осло, на трансформацию политического режима в Палестине. В рамках поставленной цели определены такие задачи, как изучение вопросов политического режима в Палестине в историческом периоде в корреляции с политическим режимом.
Гипотеза исследования заключается в том, что Палестина совершила еще один поворот в своей политической деятельности, чтобы столкнуться с проблемами, вызванными мандатом и иммиграцией евреев в Палестину, которая привела к образованию политических партий, таких как народные ассоциации и комитеты, которые создали государство политического плюрализма.
Обзор научной литературы
Начиная с 1948 г., чётко выстраивается на международной арене такой термин, как «палестинский вопрос», который предполагает развитие проектов и концепции для мирного урегулирования в рамках арабско-израильского конфликта. Трансформация этих отношений наблюдается в период мирного урегулирования в Осло в рамках подписания соглашения между организации освобождения Палестины и израильской оккупацией. К одному из таких проектов относится Палестинская мирная инициатива 1988 г. как официальное признание ООП раздела Палестины на два - арабских и еврейских - государства, решение проблем беженцев в связи с резолюции ООН. [3, с. 4]
Для решения вопросов централизации административной и политических власти необходимо принять такие меры, как обеспечение децентрализации регулирования политических отношений палестинских общин и оккупированных территорий, предоставление палестинским органам власти ответственности и вертикальной подотчётности. Современная модель палестинского политического режима не эффективна и требует реформирования при поддержке ООН [5]. 1964 год считается поворотным моментом в истории Палестины, как в политическом, так и в военном плане, поскольку в Иерусалиме состоялся первый Палестинский национальный совет, объявивший о создании Организации освобождения Палестины во главе с Ахмедом Аль-Шакири в соответствии с решением, принятым на арабском саммите, состоявшемся в Каире .
В 1993 году ООП подписала пятилетнее временное соглашение с Израилем, известное как соглашение Осло, предусматривающее создание Палестинской администрации над частями Западного берега и сектора Газа с ограниченными полномочиями, с тем чтобы реальный суверенитет над землей сохранялся за израильской оккупацией, при условии, что в течение пяти лет будут обсуждаться вопросы окончательного статуса. Израиль не выполнил условия соглашения, в то время как Палестинская администрация полностью его выполнила, и Израиль пытался превратить соглашение только в соглашение о безопасности и продолжал строить поселения, конфисковывать земли, сносить дома, возводить контрольно-пропускные пункты и производить аресты, в итоге - переговоры не привели к окончательному соглашению.
Палестинская национальная администрация не является государством в строгом конституционно-техническом смысле из-за подчинения палестинских территорий контролю израильской оккупации, поскольку она не может утверждать, что существует интегрированная политическая система без существования суверена, тем более учитывая законы, которые действовали в Палестине в течение длительного периода, такие как османское законодательство, иорданское законодательство на Западном берегу, египетское законодательство в Секторе Газа и израильские военные приказы. Система еще более усложнилась в результате разделения Палестины - между движениями ФАТХ и ХАМАС, что привело к существованию различных противоположных политических программ на одной и той же территории.
Что касается системы правления, предусмотренной в статье 5 Основного закона 2002 года «Об организации правительственных структур Палестины», то система правления в Палестине представляет собой представительную демократическую систему в республиканском формате, основанную на политическом и партийном плюрализме, при которой президент Палестинской национальной администрации избирается непосредственно народом, а правительство подотчетно президенту [2, с. 4].
Методологическая база
Методология исследования основана на применении анализа политологических традиций исследования политического режима, социолого-юридического подхода для выявления трансформаций режима Палестины, выделении правил, норм и формирующихся полномочий, а также действующих государственных институтов политического режима Палестины.
Результаты исследования
С первых дней своего создания на палестинских территориях в 1994 году Палестинская национальная администрация столкнулась с проблемой создания палестинской политической системы со всеми ее конституционными и правовыми рамками и институциональным строительством для управления жизнью большинства палестинских граждан на палестинских территориях, оккупированных с 1967 года . Соглашения в Осло привнесли значительные изменения в рельефе палестинского политического поля, что в свою очередь воплощается в установлении национальной власти на местах на Западном берегу и в Секторе Газа. Ситуация может найти свое развитие только по завершению превращения Сектора Газа в самостоятельное государство на основе переговоров с Израилем, который, в свою очередь, всячески этому препятствует через усиление давления и контроля на границах, пропускных пунктах, через притязания на важные природные ресурсы, уменьшение районов, подконтрольных Палестинской администрации, и через отрицание прав палестинской диаспоры. Декларация принципов гласит, что на переходном этапе Сектору Газа предоставляется ограниченная автономия до момента, как соглашения будут достигнуты полностью. Согласно Декларации принципов, переходный этап продлится не более пяти лет с даты передислокации израильских войск в сектор Газа и прилегающую к нему территорию, до осуществления постоянного урегулирования израильско-палестинского конфликта на основе резолюций 242 и 338 Совета Безопасности ООН [4, с. 16-19].
После создания Палестинской национальной администрации это был первый случай, когда между гражданами Палестины и Палестинской администрацией сформировались гражданско-правовые отношения. В результате соглашения в Осло, которое требует разработки закона о создании правительственных структур и конституции для прояснения этих отношений, известно, что Палестинская национальная администрация взяла на себя управление Газой и Иерихоном в 1994 году, поскольку жители двух городов смирились с существованием Палестинской национальной администрации, чьи полномочия расширились и распространились на другие районы Западного берега и сектора Газа в 1995 году, где палестинцы впервые приняли в них участие, на парламентских выборах в январе 1996 года, чтобы избрать членов первого Палестинского законодательного совета, и на выборах в Палестинскую национальную администрацию, поскольку выборы представляли собой в политических системах, как символ Национальной независимости. Это оказало явное влияние на создание законной палестинской политической системы [11, с. 145].
Несмотря на существование трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной власти, ветвь работала над контролем законодательных и судебных органов власти, начиная с основания ООП и Национального совета, вплоть до создания Палестинской национальной администрации. Президент был представителем трех органов власти и лицом, принимающим решения. После начала интифады Аль-Акса в 2000 году международное и местное давление начало требовать создания поста премьер-министра, и из-за ограниченной способности противостоять давлению и необходимости общаться с международными партиями оно оказалось вынужденным пройти испытание реформами, создав пост премьер-министра, министра, а также посредством формирования правительства, подотчетного Законодательному совету, который придает ему легитимность и контролирует его работу [12, с. 75-83].
В соответствии с соглашением, подписанным в Осло, территория была разделена на три зоны: (A) включающая части Сектора Газа и крупные города Западного берега, за исключением Хеврона, где администрация и безопасность находятся в ведении Палестинской администрации; (Б) - включает в себя большинство деревень Западного берега, и администрация находится под контролем Палестинской администрации, в то время как безопасность находится под контролем Израиля, и площадь двух районов на Западном берегу не превышает 30%, а район (В) находится под контролем Израиля. Около 70% площади Западного берега включает поселения, водные объекты, пограничные районы, объездные дороги и прилегающие районы (А) и (Б), и поселения считаются административно, в плане безопасности и законодательно подчиненными Израилю.
С точки зрения формы, палестинская политическая система первоначально, до создания поста премьер-министра, была представлена президентской системой с четырехлетним сроком полномочий, поскольку существовал законодательный совет, представляющий парламентскую систему, а статут и основной закон определяли полномочия каждой команды, а также документ Палестинской декларации независимости, изданный 15 ноября 1988 года в Алжире, определил форму ожидаемой палестинской политической системы для палестинского государства и заложил основу нынешней и будущей палестинской политической системы, основанной на демократии, плюрализме, равенстве и уважении принципов прав человека, чтобы это была демократическая парламентская система, уважающая свободу мнений. Создание партий и женских общественных объединений, установление правила Пятой статьи Основного закона Палестины были заимствованы главным образом из документа о независимости, который разъясняет природу общества и системы, к которой стремятся палестинцы. Это был справочный документ, на который опирался покойный президент Ясир Арафат в переговорах с израильской стороной с целью создания палестинского государства на основе границы 1967 года [6, с. 3].
Из-за изменения структуры палестинской политической системы после смерти президента Ясира Арафата было необходимо провести законодательные и президентские выборы, и это было сделано путем избрания Махмуда Аббаса, кандидата от движения ФАТХ, для управления Палестинской администрацией и повторного переустройства палестинского дома. Неожиданностью стала победа ХАМАСА на выборах в законодательные органы, который бойкотировал выборы 1996 года, поэтому начались конфликты между двумя крупнейшими палестинскими группировками за власть, где каждая фракция приняла определенную идею и особую идеологию, которые вступили в противоречие друг с другом [7].
В 2007 году ХАМАС взял под контроль Сектор Газа вооруженными усилиями, что привело к жертвам. Под контроль были взяты и все институты Палестинской администрации в Секторе Газа, что ФАТХ и другие палестинские силы сочли кровавым переворотом, поэтому президент немедленно отправил правительство в отставку и сформировал правительство спасения во главе с Саламом Файядом. Таким образом, у палестинского народа по сей день есть два правительства: одно - на Западном берегу, а другое - в Секторе Газа [8].
Внутреннее палестинское разделение восходит не только к 2007 году, поскольку конкуренция или разногласия по поводу юридических и политических полномочий возникли еще до этого с точки зрения конкуренции между двумя различными проектами - ФАТХОМ и ХАМАСОМ, особенно после соглашения в Осло (1993 г.).
Кроме того, события, связанные с разделением, стали свидетелями конфронтации между ФАТХОМ и ХАМАСОМ, которая перешла от состояния политического конфликта к военному и очертила разделение. Это разделение также отличается от случаев разделения и раскола, наблюдаемых на палестинской арене, тем, что оно является разделением внутри общества, а также разделением в палестинской политической системе и в палестинской легитимности. Следовательно, это разделение оказало разрушительное воздействие на палестинское общество на всех политических, социальных уровнях, в средствах массовой информации и в сфере безопасности и другие .
Развитие палестино-израильских переговоров
Палестинское руководство исчерпало все средства для достижения успеха в переговорах с Израилем, для заключения соглашения, ведущего к прекращению израильской оккупации палестинских территорий, оккупированных в 1967 году, и созданию Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме, а также для решения остающихся вопросов об окончательном статусе, особенно вопросов по проблемам беженцев, поселений и водного пространство. Палестинское руководство осознало, что в двусторонних переговорах с Израилем отсутствует взаимопонимание, и что американская администрация полностью на стороне Израиля, а векторы возможного изменения ее позиции отсутствуют.
Для урегулирования конфликта необходимо прямое международное вмешательство, могущее способствовать признанию Палестины независимым государством на границах 1967 года. Многие парламенты мира, особенно парламенты западноевропейских стран, признали Палестинское государство, и Палестина получила статус государства, не являющегося членом, со статусом наблюдателя при Организации Объединенных Наций. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № (19/67) 2012 года, 30.12.2014 Организация освобождения Палестины и Лига арабских государств представили Совету Безопасности проект резолюции о признании Палестинского государства в границах 1967 года со столицей в Восточном Иерусалиме и установило срок для переговоров по достижению решения этого вопроса. Но проект резолюции провалился из-за давления Вашингтона на членов Совета и получил минимальное количество голосов в свою поддержки. С целью привлечь Израиль к ответственности за его преступления против палестинского народа Палестинская администрация присоединилась к международным организациям, включая Международный уголовный суд. [10]
В 2022 году президент Палестины Махмуд Аббас в своей речи, произнесенной на семьдесят седьмой сессии Генеральной Ассамблеи, призвал Генерального секретаря ООН Антонио Гутерриша упорно трудиться над разработкой международного плана прекращения оккупации земель Палестинского государства во имя достижения мира, безопасности и стабильности в регионе на условиях резолюций международной законности и Арабской мирной инициативы. [9]
Выводы
Палестинская политическая система претерпела множество преобразований и изменений с момента создания Организации освобождения Палестины в 1964 году. И по сей день, эта организация является первым палестинским органом, признанным арабским, региональным и международным сообществом. Одним из наиболее заметных позитивных взаимодействий, имевших место в течение Марша организации, - это декларация документа о независимости, который сформировал фундаментальную деталь палестинской политической системы и обозначил общие черты палестинской политической системы, а также подчеркнул палестинскую идентичность, право на возвращение, независимость, суверенитет, гражданство, демократию, равенство и социальную справедливость.
Можно сказать, что соглашение Осло, подписанное между Организацией освобождения Палестины и Израилем, является важным поворотным моментом в палестинской политической системе, благодаря возвращению палестинского руководства из диаспоры на палестинские территории, формированию Палестинской национальной администрации на палестинских территориях и проведению первых выборов законодательных органов в 1996 году.
На данный момент внутрипалестинский раскол является самой большой проблемой палестинской политической системы, которая продолжается и по сей день.
В результате исследования сложных социально-политических проблем, с которыми столкнулось государство, чтобы воспользоваться ими и извлечь уроки для продвижения к сильной палестинской политической системе, следует отметить необходимость поработать над формулированием прочных основ, констант и рекомендаций, прежде чем принимать какие-либо законодательные меры. Таким образом, среди центральных задач, ожидающих решения, стоят президентские выборы, которые должны урегулировать внутренний конфликт в рамках демократического процесса и обеспечить мирную передачу власти; достижение палестинского примирения; пересмотр деятельности ООП и объединение всех палестинских национальных сил и движений под ее руководством, а также формирование единого палестинского руководства; и прежде всего урегулирование конфликта с Израилем на основе международного права.
Литература:
1. Айя Зухри Джадалла. Разделение палестинцев 2007, обстоятельства и последствия: магистерская диссертация / Хевронский университет. - Палестина, 2019.
2. Ахмед Рафат Гадие. Будущее палестинской политической системы и переговорного процесса в свете тупиковой ситуации на переговорах и перспектив примирения. – 2020.
3. Алфедейлат Ф. Механизмы институциональных изменений и обновления в палестинском политическом режиме / Ф. Алфедейлат // Современная наука и ее ресурсное обеспечение: инновационная парадигма: сб. ст. IV Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 22 мая 2020 года. – Петрозаводск: Новая Наука, 2020. – С. 60-64. – EDN PYHEXX.
4. Десять лет существования Палестинской автономии. - Рамалла: панорама, 2005.
5. Дияб З. Региональные и международные проекты по прекращению палестинского вопроса // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики и финансов: Сборник научных трудов 7-й Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 13–14 мая 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 65-69. – DOI 10.47581/2021/PS89/1.015. – EDN QMVDWO.
6. Зия айн Сафади. Проблемы палестинской политической системы и предлагаемые решения для выхода из них // Алжирский журнал исторических и юридических исследований. – 2002.
7. Малышев Д.А. Внешнеполитическая реализация военных доктрин Великобритании на Ближнем Востоке (1974-2015) // Вестник социально-гуманитарных исследований. – 2020. – Т. 3, № 2. – С. 47-66. – EDN SDBTOU.
8. Никонов О.А. Рефлексия Великобритании на создание советско-палестинского товарного рынка // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2023. – Т. 14, № 2. – С. 109-129. – DOI 10.31862/2500-2988-2023-14-2-109-129. – EDN NXQSFP
9. Пеньков В.Ф., Алфедейлат Ф.Политический режим Палестины в эпоху британской колонизации 1917-1948 гг.: политико-правовой аспект // Международные отношения. – 2020. – № 1. – С. 51-60. – DOI 10.7256/2454-0641.2020.1.32419. – EDN VBRGKI
10. Фарук Б. История Палестины. - Каир: Хала, 2002. - 66 с.
11. Хамис Н. Практическое применение в Осло. - Дар Аль-Наврас: Триполи, 1997.
12. Хилал Д. Палестинская политическая система после Осло. - Рамалла: Фонд Моатена, 1998.