Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Серия «Исторические науки». Том 9 (75), № 1. 2023 г.
УДК 940.5
ПЕРВАЯ ИНТИФАДА В ПАЛЕСТИНЕ (1987-1993 ГОДЫ)
Щевелев С. С.
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация E-mail: [email protected]
Арабо-еврейский конфликт является самым длительным и сложным по своей конфигурации международным конфликтом в новейшей истории. В центре этого конфликта находится палестинская проблема, имеющая глубокие исторические корни. В своём развитии она прошла ряд этапов, один из которых - это две интифады арабского населения Палестины.
Исследуются события первой интифады (1987-1993 годы). Автор обозначает причины, рассматривает ход и итоги первой интифады. В статье исследуется деятельность различных арабских организаций во время первой интифады в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан. Анализируются программные установки Организации освобождения Палестины (ООП), Фатх и других организаций Палестинского движения сопротивления (ПДС). Обозначенный период является ключевым и в истории исламских организаций, участвовавших в интифаде (ХАМАС, Исламский джихад). Автор исследует их программные документы и практическое участие в восстании. Акцентируется внимание на всплеске террора с их стороны и ответных жестоких репрессиях израильской армии против арабского населения сектора Газа и Западного берега реки Иордан. Подчёркивается, что первая интифада сыграла значительную роль в начавшихся секретных палестино-израильских переговорах 1991 году и подписании Соглашения о предоставлении палестинцам ограниченной автономии в секторе Газа и городе Иерихон.
Ключевые слова: Палестина, Израиль, сектор Газа, Западный берег реки Иордан, интифада, палестинцы, Организации освобождения Палестины, ХАМАС.
В первой половине 80-х годов ХХ века ситуация в Палестинском движении сопротивления, в секторе Газа, на Западном берегу реки Иордан обостряется до предела. В это время в мире проживало 4,5 млн. палестинцев, из них 2 млн человек в границах «исторической Палестины», из них 700 тысяч были жителями Израиля, 800 тысяч - Западного берега реки Иордан, 500 тысяч проживало в секторе Газа, 1 млн - в Иордании. 40% населения Западного берега реки Иордан и 70% жителей сектора Газа (где плотность населения составляла 4 тысячи человек, немногим менее чем в Гонконге - С. Щ.) были беженцами [1, с. 213; 2, с. 2-3].
На Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа действовало Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) со штаб-квартирой в Вене. Оно занималось средним образованием в области профессионально-технической подготовки. Средние школы находились в ведении израильских властей. В 1988 году в сфере деятельности БАПОР находились беженцы из 61 палестинского лагеря в Газе, самыми крупными лагерями были: Джабалия (51 тысяча человек), Рафах (49 тысяч человек). На Западном берегу самые крупные лагеря располагались близ Наблуса - Блата (11
тысяч человек) и Аскар (8 тысяч человек). В 1989 году БАПОР финансировала деятельность 608 центров профессиональной подготовки. В это время начальную школу посещали 95% палестинских детей, 2% палестинцев получили высшее образование. Это в пять раз превышает средние показатели по арабскому миру [3, с. 10].
Ещё 27 января 1983 года на закрытой сессии Революционного совета Фатх (самой крупной партизанской организации в Организации освобождения Палестины - С. Щ.) один из её лидеров Абу Муса подверг резкой критике политику Я. Арафата. Летом 1983 года в Фатхе произошёл раскол - группа Абу Мусы вышла из организации [4, с. 143].
21 декабря 1983 года пять греческих судов вывезли более четырёх тысяч членов Фатх из Триполи в Алжир, Тунис, Северный Йемен, Ирак, Судан. Фатх Я. Арафата со штаб-квартирой в Тунисе насчитывал в это время 6 тысяч человек, группа Абу Мусы, базировавшаяся в Дамаске - 2,5 тысяч человек [5, с. 111; 6, с. 257]. Незадолго до этого, в апреле 1983 года в Португалии во время работы Социалистического конгресса членом группировки Абу Нидаля был убит Иссам Сартауи, один из членов руководства ООП, призывавший к переговорам с Израилем. В свою очередь, в августе 1986 года Кнессет принимает закон, запрещавший израильским гражданам и общественно-политическим организациям иметь какие-либо связи с ООП. Нарушителям этого закона грозило тюремное заключение сроком до 3-х лет, а также крупный денежный штраф. На основании этого закона, отменённого только в январе 1993 года, накануне приезда израильской делегации в Норвегию для проведения тогда ещё секретных переговоров с представителями ООП, были осуждены несколько граждан Израиля [7, с. 42].
Накануне интифады «коллективный Запад» начал кампанию по обвинению Я. Арафата и ООП в разжигании кровавого конфликта между палестинцами и израильтянами. В работах западных востоковедов, журналистов, политических деятелей ООП называлась «синдикатом убийц», «международной террористической организацией», связанной с «красными бригадами», «серыми волками», курдами, баскскими террористами. На Западе утверждали, что после августа 1982 года «ООП Арафата существует только в его воображении и на страницах западных газет, в высказываниях министров иностранных дел...» [8, с. 12; 9, с. 189]. Руководители ООП характеризовались как «.беспринципные, безответственные люди, политические фанатики, возглавляющие банды убийц, которым органически присуща склонность к насилию.» [10, с. 2-4].
По мере роста жертв во время интифады как со стороны израильтян и, тем более, палестинцев, на Западе стали появляться научные работы, в которых ставилось под сомнение проявление террора со стороны Израиля в отношении палестинских арабов: «Израиль объявляется государством, приверженным высшим моральным ценностям, а палестинцы - олицетворением экстремизма, терроризма и варварства. Даже мысль, что следовало бы подходить с равными мерками как к правам, так и террористической деятельности обеих сторон, расценивается в качестве едва прикрытого проявления антисемитизма» [11, с. 28].
173
22-28 ноября 1984 года в Аммане проходила XVII сессия Национального совета Палестины. На ней король Иордании Хусейн предложил «иордано-палестинский подход к ближневосточному урегулированию», в том числе: перевод в Амман НСП, переход вооруженных формирований Фатх в бригаду Палестинской освободительной армии «Бадр», находившуюся под контролем иорданской армии. Это привело к апогею противоречий как в Фатхе, так и в ООП в целом. Более того, 11 февраля 1985 года в Аммане Хусейн и /. Арафат подписали иордано-палестинское соглашение «о рамках совместных действий», состоявшее из 5 пунктов. Один из них провозглашал право палестинского народа на самоопределение «в контексте конфедерации арабских государств - Иордании и Палестины». Оно было подвергнуто резкой критике, подавляющим большинством организаций ПДС. Генеральный секретарь Демократического фронта освобождения Палестины (ДФОП) Н. Хаватма заявил, что соглашение противоречит решениям XVII сессии НСП, а «демократический блок», в составе ДФОП, Народного фронта освобождения Палестины (НФОП), Палестинской коммунистической партии (ПКП) и Палестинского фронта освобождения (ПФО) принял решение бойкотировать это соглашение [12, с. 179-180; 13, с. 4]. Это фактически было расколом ПДС, получившим своё продолжение в ходе интифады.
6 декабря 1987 года в Газе был убит еврейский бизнесмен Шломо Такаль. Израильское правительство обвинило в убийстве организацию Исламский джихад. Через два дня, 8 декабря 1987 года, на контрольно-пропускном пункте в Газе около лагеря беженцев Джебалия израильский броневик врезался в толпу палестинцев, ожидавших разрешения на работу в Израиле. На месте погибло 4 человека, 7 человек получили тяжёлые травмы. В Джебалии начались массовые беспорядки в которых был убит 1 и ранено 16 палестинцев. В течение последующих дней погромы и демонстрации распространились по всему сектору Газа, перекинулись на Западный берег, охватили Рамаллу, лагерь беженцев Каландия к северу от Иерусалима, лагерь беженцев Блата возле Наблуса, сам Наблус и другие города и лагеря беженцев Западного берега [14, с. 323].
Палестинцы были уверены, что это катастрофа была спланирована как месть за убийство Ш. Такаля. Начинаются демонстрации и погромы, которые принимают характер восстания и сразу же получившие название «интифада». В ответ Израиль отключает электричество и водоснабжение палестинских лагерей беженцев, начинает использовать газовые атаки от которых только в лагере Бурадж за первый год интифады погибло 16 человек [15, с. 51].
В конце декабря 1987 года Организация освобождения Палестины от своего имени объявила о сформировании Объединённого национального руководства (ОНР) восстанием на оккупированных территориях. В него вошли представители местных членов Фатх, ДФОП, НФОП, ПКП, исламисты. На самом деле ООП не была основателем ОНР. Фактически оно существовало до начала интифады [16, с. 1-4].
Первая листовка ОНР «Коммюнике Объединённого национального руководства восстанием 71» была датирована 8 января 1988 года. Оно призывало
174
всех палестинцев к всеобщей забастовке с вечера 13 января. Более конкретные требования были сформулированы в Коммюнике 76 от 2 февраля: забастовка, бойкот израильских товаров, бойкот муниципальных и местных комитетов в лагерях, которые немедленно не выйдут из подчинения израильским оккупационным властям, бойкот уплаты налогов, борьба за освобождение заключённых из израильских тюрем, «...нужно продолжить войну посредством коктейля Молотова и камней» [15, с. 335-337].
Задачи были ещё более расширены в Коммюнике 78 от 18 февраля 1988 года, наряду с предыдущими задачами были включены и другие: организация ежедневных демонстраций, столкновений с «сионистами», организация народных комитетов во всех административных районах и их деятельность до окончания восстания. В листовке расписывались по дням все предстоящие действия -забастовки, демонстрации, время работы магазинов, посещение членами семей заключенных в израильских тюрьмах и т.п. [15, с. 333-346].
В обращениях со стороны ОНР к арабским странам всегда подчёркивалось, что ООП - «наш единственный законный представитель, а ОНР борется за установление независимого национального государства под руководством ООП, отвергает любой план, выступающий против наших прав - включая план автономии Кэмп-Дэвида.» [15, с. 364-365]. В Коммюнике 7 26 от 26 сентября 1988 года были указаны условия окончания интифады: уход Израиля со всех палестинских и арабских территорий, оккупированных в 1967 году, включая Иерусалим, ликвидация всех еврейских поселений на оккупированных территориях, передача палестинских территорий под контроль ООН на период не менее нескольких месяцев «в течение которого палестинский народ свободно реализует своё право на самоопределение» [15, с. 2].
Израильские военные сразу же приступили к массовым арестам. К концу декабря 1987 года было арестовано более 1200 палестинцев, в столкновениях с израильскими солдатами было убито 22 и ранено 170 палестинских демонстрантов. Кроме того, Израиль ввёл практику военных судов и депортации задержанных за пределы Израиля. Первая депортация была осуществлена 13 января 1988 года [14, с. 324-325]. За время репрессий на оккупированных территориях к октябрю 1988 года было взорвано около 100 палестинских домов. Это не было чем-то новым - при правительстве Ликуда (1977-1984 годы) ежегодно разрушались около 20 домов. За первый год интифады во время разгона демонстраций было ранено около 30 тысяч палестинцев [16, с. 15-16]. Приказ 7378 израильской армии давал право любому полицейскому или солдату производить обыск без ордера, на 18 дней до суда любой задержанный мог быть арестован, а суд мог продлить этот срок на 6 месяцев. Военное командование могло объявить любой район закрытым, войти и выйти из которого можно было только при наличии особого пропуска.
В начале 1988 года был принят закон, по которому в случае применения против израильских военнослужащих камней и бутылок с зажигательной смесью им было разрешено открывать огонь боевыми патронами. Аналогичное право в марте 1988 года получили еврейские поселенцы на оккупированных территориях если их жизни
175
угрожала опасность. В марте 1988 года в военных училищах и военных центрах были организованы специальные курсы по обучению военнослужащих методам и способам, применяемым при разгоне демонстраций. В апреле 1988 года было принято постановление о судебной ответственности глав семейств, дети которых, достигшие 12-летнего возраста участвовали в забрасывании камнями израильских солдат. В январе 1988 года школы на палестинских территориях были закрыты израильскими военными, была прекращена выплата жалования учителям на палестинских территориях под предлогом того, что они не работали более трёх месяцев. В ответ на демонстрации и забастовки, время от времени израильские власти запрещали десяткам тысяч палестинцев въезжать в Израиль на работу [17, с. 42].
Израиль запрещал жителям Западного берега и сектора Газа участвовать в выборах и заседаниях Национального совета Палестины. Противоречия в Палестинском движении сопротивления, существовавшие до первой интифады, получили своё продолжение и в ходе её. В декабре 1988 года палестинские группировки, враждебно настроенные к /. Арафату, провели в Дамаске первое заседание «Подготовительного комитета» с целью начала процедуры избрания нового руководства ООП. В комитет вошли представители Фатх - Революционное командование (Абу уса), НФОП - Главное Командование (Ахмед Джибриль), Палестинской коммунистической партии - Революционной (ПКПР) и Народного движения арабского освобождения (Наджи Аллуш). В этот комитет вошли и некоторые члены НСП, представители некоторых группировок на оккупированных территориях, в частности представители ХА АС.
4 января 1988 года листовки, появившиеся на Западном берегу, известили о сформировавшейся повстанческой коалиции в рамках ОНР. В коалицию входили: НФОП, ДФОП, НФОП-ГК, Исламский джихад и местные коммунисты. Представители перечисленных организаций входили и в народные комитеты, в которых существовал принцип коллегиальности [14, с. 239-330].
Распространение информации среди населения ОНР и другие палестинские организации осуществляли посредством расклеивания листовок. Они анонсировали дни забастовок и демонстраций, дни солидарности с арестованными или их семьями, а также дни выступлений против израильских военных и полиции. Там же содержались директивы для различных социальных групп: торговцев и владельцев магазинов, студентов, крестьян, рабочих и ремесленников, и в целом для населения. Звучали призывы к земельным собственникам уменьшить арендную плату, к медицинским работникам и другим специалистам с просьбой уменьшить плату за свои услуги. В листовках ОНР от 10 и 14 января содержались требования к Израилю: прекратить полицейский террор, отменить депортации, вывести армию из палестинских районов Западного берега и сектора Газа, распустить созданные Израилем муниципальные советы, провести демократические выборы, освободить политических заключенных и прекратить экспроприацию земли и арабских поселений. Во время интифады жители отдалённых пунктов перекрывали дороги и объявляли свои деревни «автономной палестинской зоной». Так, например,
176
поступили жители деревни Дейр аль-Гусун в окрестностях Тулькарма. 12 февраля 1988 года её оккупировали израильские войска [17, с. 28].
31 января 1988 года на Западном берегу прошёл первый митинг в поддержку ОНР, на котором жители Бейт-Сахура стали инициаторами кампании по отказу от уплаты налогов [16, с. 45]. В листовке от 6 января 1988 года Объединённое национальное руководство вновь призвало палестинцев отказаться от сотрудничества с израильскими властями и местной администрацией [15, с. 37]. В ответ на интифаду израильские власти начали вводить комендантский час на территориях проживания палестинцев. Эти районы объявлялись «закрытыми военными зонами». 18 апреля весь Западный берег был объявлен такой зоной. В качестве мер наказания израильские власти использовали выкорчёвывание фруктовых и оливковых деревьев, а также разрушение домов в арабских деревнях, оказывавших сопротивление. К концу первого года восстания на Западном берегу реки Иордан было уничтожено или замуровано 145 домов. В первые годы интифады в составе израильских войск на оккупированных территориях действовали специальные группы, в задачу которых входила ликвидация лидеров ОНР и различных палестинских организаций и группировок. Члены этих групп в большинстве своём знали арабский язык и были одеты в гражданскую одежду [18, с. 54]. За первый год интифады погибло 340 палестинцев [15, с. 173].
Интифада грозила перейти границу Иордании и охватить палестинские массы Хашимитского королевства. Король Хусейн сразу же предложил возобновить диалог с ООП и сформировать совместную иордано-палестинскую делегацию для участия в мирных переговорах. Это предложение осталось без ответа. После этого Хусейн приступил к политике дистанцирования от Западного берега. Ещё в марте 1986 года Хусейн объявил о принятии 5-летнего плана экономического развития Западного берега реки Иордан. План предусматривал модернизацию сельского хозяйства, промышленности, образования и здравоохранения, предусматривал денежные вложения в этот план в сумме 1 млрд 25 млн долларов. В июле 1988 года план был отменён [15, с. 304].
В 1977 году израильским властям стало известно, что в секторе Газа появилась палестинская Мусульманская ассоциация (Аль-Муджаммаа аль-Исламийя). Она занималась реализацией социальных проектов и пропагандировала построение в Палестине подлинного исламского общества. С началом первой интифады, в декабре 1987 года на её базе сформировалось Движение исламского сопротивления (Харакат аль- Мукавамма аль-Исламийя - ХАМАС - С.Щ.). Духовным лидером этой организации стал шейх Ахмед Ясин, возглавлявший Исламский центр в Газе, и считавшийся «духовным лидером» исламского движения на оккупированных территориях. Ахмед Ясин был ликвидирован Израилем в ходе военной операции в 2004 году. Ближайшими соратниками Ахмеда Ясина были: Абдель Азиз ар-Рантиси, ставший секретарём организации, ахмуд аз-Захар, лечащий врач Ясина, ставший министром иностранных дел Палестинской национальной автономии (ПНА) в 2006 году и Исмаил Абу-Шанаб, организатор террористических актов на территории Израиля [20, с. 190].
177
В первых программных документах ХА АС заявлял о том, что является исламским патриотическим палестинским движением, а Организация освобождения Палестины - самое близкое к ХАМАС движение [21, с. 140]. Было объявлено, что «перед борьбой все различия между ХА АС и ООП отходят на второй план», а целью ХА АС является ликвидация Израиля и создание на территории Палестины независимого исламского государства, которое объединит всех мусульман мира [18, с. 41].
В мечетях и программных документах ХА АС объяснялось почему именно Палестина станет центром всемирного исламского государства: во-первых, Аллах выбрал мечеть Аль-Акса в Иерусалиме как место вознесения пророка Мухаммеда на небеса; во-вторых, во всех документах ХАМАС Палестина обозначается вакфом. Это положение было введено в историю вторым халифом Умаром ибн аль-Хатабом после завоевания Палестины в 638 году. Богословы утверждали, что халиф Умар ибн аль-Хатаб решил не разделять покорённую страну среди своих воинов, а объявил её вакфом. Положение о Палестине как о вакфе, который должен защищать каждый мусульманин появилось в коммюнике ХАМАС 730 [15, с. 172, 174; 20, с. 193].
В самом начале интифады израильские власти рассчитывали стравить Фатх и ХАМАС. Это получилось - в меньшей степени в 80-е годы, в большей - на рубеже ХХ и ХХ! веков, свидетелями чего мы и являемся.
В августе 1988 года появилась программа ХАМАС. По мнению российских востоковедов К. И. Полякова и А. Ж. Хасянова: «В концентрированном виде содержание программы документа Движения было выражено в лозунге ХА АС -«Аллах - это цель, Пророк - это модель, Коран - это конституция, джихад - это путь, а смерть во имя Аллаха - это высшее из устремлений»» [18, с. 172]. Программа призывала к организации всеобщих забастовок, не сотрудничеству с Израилем и к его бойкоту, отрицала любую конференцию по будущему Палестины [22, с. 174].
Принятие подобной программы, конечно же не способствовало объединению ООП и других организаций палестинцев во время интифады. Более того, не редко между ними наблюдалась враждебность, а то и открытое вооруженное противостояние. ХАМАС всегда оспаривал право лидера ООП и Фатх /сира Арафата быть единственным представителем воли народа. В документах ХА АС подчеркивается, что единственным способом решения палестинской проблемы является джихад.
В секторе Газа и на Западном берегу в это время было 6 палестинских университетов и несколько колледжей с 12 тысячами студентов. Пропагандисты ХАМАС активно вовлекали их в свои ряды. Студенчество было благодатной почвой для
ХАМАС. Еще в 1982 году у палестинцев действовало 4 студенческих союза, контролируемые ПКП, НФОП, ДФОП, Фатх, и в целом поддерживавшие ООП. Все они были настроены против Исламского блока студентов университетов и колледжей. Этот блок назывался ими реакционным, деструктивным орудием в
178
руках Братьев-мусульман, связанным с «. Западом и реакционными арабскими режимами» [4, с. 126].
В 1978 году на выборах в студенческие советы в Бир-Зейтском университете Исламский блок получил 3% голосов, через год, после победы Хомейни, - 43%. В 1987 году Исламский блок собрал 25% голосов в Бир-Зейте, 85% - в Хебронском университете, 40% - в университете Наджах [16, с. 108; 23, с. 261].
Особое внимание ХА АС уделял пропаганде в мечетях, в которых проходила агитация и вербовка новых членов. Число мечетей в Газе в 1967-1987 годах выросло с 75 до 150 [16, с. 108].
В 1988 году на Западном берегу и в Газе действовало 200 женских комитетов, члены которых занимались оказанием медицинской помощи, школьными занятиями, работой в яслях, лечением пострадавших при разгонах демонстраций, оказанием помощи семьям заключенных, вязанием им тёплой одежды и т.п. Эти комитеты были объединены в Ассоциацию комитетов трудящихся женщин. Время от времени
ХАМАС и ООП заявляли о «своём руководстве этими комитетами» [17, с. 29].
В ХА АС была организована структура по сбору информации о палестинцах, сотрудничавших с Израилем и занимавшаяся их ликвидацией. Это подразделение « аджд» занималось ведением джихада. В рядах ХА АС действовали отряды «шахидов», состоявшие из молодых людей [17, с. 28]. К концу 1989 года ими было убито 163 человека. Подобное совершали и палестинские партизанские организации. Так, в октябре 1989 года Абу Нидаль (Фатх - Революционный совет) сообщил о казни «15 ливанских и палестинских шпионов». Бывший помощник Абу Нидаля Атеф Абу Бакр называл его «патологическим убийцей, убивающим людей ради денег, замешанным в торговле оружием и наркотиками» [21, с. 42].
ХА АС сразу же вступил в острую борьбу со своим конкурентом - Исламским джихадом, лидеры которого не скрывали свои симпатии к шиитскому руководству Ирана. К августу 1988 года ХАМАС поставил на службу «стихию улицы». Движение исламского сопротивления стало не только доминирующей силой среди исламских движений и организаций на оккупированных территориях, но и выступило в роли главного конкурента ООП, а также ОНР в борьбе за народную поддержку.
В 1988 году власти Израиля приняли закон об обмене идентификационных карт арабского населения. При этом жители Газы и Западного берега должны были уплатить все налоговые сборы, таможенные пошлины, полицейские штрафы и муниципальные счета [14, с. 339]. Это вызвало новый всплеск возмущения на палестинских территориях.
Народные комитеты во время интифады возникли не на пустом месте. В 1983 году в Газе и на Западном берегу насчитывалось 276 крестьянских обществ, объединявших 15 процентов крестьян, 41 тысяча человек входила в различные палестинские рабочие организации. Рабочие комитеты осуществляли контроль над проведением бойкота израильских товаров и государственных учреждений. Они давали разрешение 10% рабочих на работу в Израиле. Комитеты торговцев
179
контролировали цены на товары, бойкотировали уплату налогов и т.п. [17, с. 29]. 19 августа 1988 года народные комитеты были запрещены из-за их «незаконных действий». Сотни членов комитетов были арестованы.
Во время интифады, ослабленное репрессиями движение Исламский джихад, пользовалось большой поддержкой населения на оккупированных территориях. Оно продолжало борьбу, распространяя листовки, организовывая демонстрации и забастовки. Движение не отказывалось и от вооруженного сопротивления. Во время интифады Исламский джихад проводил самостоятельную политику, дистанцируясь от ОНР, ООП и ХАМАС. Особенно активно руководство выступало против лидеров ООП, в первую очередь /сира Арафата. Активисты ОНР в свою очередь считали, что лидеры ООП стали выразителями интересов среднего класса палестинского общества, а многие из них вели роскошный образ жизни и были далеки от реальности [1, с. 121].
ХАМАС и Исламский джихад в 80-е годы усилили террористическую деятельность не только на Западном берегу и секторе Газа, но и на территории Израиля и других стран. Шейх Ахмед /син был арестован и приговорён к пожизненному заключению.
Во время интифады лидеры ООП и ОНР стремились избегать повторения лозунгов исламской оппозиции (в первую очередь лозунгов ХА АС и Исламского джихада - С. Щ.). На вооружение был взят лозунг «мы все палестинцы» [24, с. 267]. К середине 1988 года ООП удалось восстановить контроль над ситуацией в Палестине, уменьшить роль ОНР и исламской оппозиции в интифаде. В значительной мере этому способствовали жесточайшие репрессии Израиля против реальных участников восстания на Западном берегу реки Иордан и сектора Газы.
15 ноября 1988 года на своей XIX сессии Национальный совет Палестины (НСП) принял Декларацию независимости государства Палестина и Политическую декларацию, в которых признавал резолюции 7242 и 7338 Совета Безопасности ООН в качестве основы для переговоров на международной конференции по Ближневосточному урегулированию.
Вскоре Израиль выдвинул так называемый «план Шамира», предлагавший проведение выборов в оккупированных районах под контролем израильского правительства с целью избрания представителей для ведения переговоров от имени палестинского народа. Подавляющее большинство палестинцев отвергли «план Шамира». ООП заявила, что только она, как единственный законный представитель палестинского народа, имеет право сформировать палестинскую делегацию не только из представителей оккупированных территорий, но и из представителей палестинской диаспоры [25, с. 150].
Два документа, принятые на ХК сессии НСП Декларация независимости государства Палестина и Политическая декларация [26], вызвали серьёзные разногласия в палестинском обществе. Организация ХАМАС сразу же заявила, что ООП отходит от основополагающих принципов Палестинской Национальной Хартии и пытается направить интифаду в бесперспективное русло политических дебатов. Одновременно проходило сближение ХА АС с левыми радикальными
180
палестинскими группами, осудившими «предательство Арафата». Среди этих организаций выделялись НФОП-ГК и ДФОП. В январе 1988 года на оккупированных территориях было распространено заявление от имени НФОП и ХА АС, призывавшее создать новое альтернативное движение, способное вытеснить с политической арены ООП. В этом же месяце представители НФОП несколько раз заявляли о своём союзе с ХАМАС. Лидер НФОП Жорж Хабаш заявлял, что две организации имеют общую стратегию и он желает видеть ХА АС в качестве доминирующего движения в национальной борьбе. Кроме того, он подверг критике решения Х1Х сессии НСП, подчеркнув, что для него приемлемо палестинское государство только на территории от Средиземного моря до реки Иордан [21, с. 140].
20 июня 1990 года президент США Джордж Буш объявил о приостановке всех контактов с ООП. Более того, повсюду в арабском мире был объявлен бойкот ООП и Арафату за их поддержку С. Хусейна во время войны в Персидском заливе. Накануне и во время женевских переговоров интифада не прекращалась. 8 октября 1990 года палестинцы забросали камнями евреев у Стены Плача, что повлекло за собой столкновения с израильской полицией, в которых погибло более 20 и было ранено около 150 арабов. Террористическая активность ХАМАС резко усилилась после создания в 1991 году Валидом Аякелем военного подразделения ХАМАС, названного в честь шейха Изз ад-Дина аль-Кассама, воевавшего в период мандата с англичанами и евреями.
Создание этого военного крыла ХА АС привело к вспышке террора не только против Израиля, но и как всегда против коллаборационистов. 28 июля 1991 года в Тель-Авиве взрывом был убит канадский турист еврейского происхождения . Киммельман; 11 октября 1991 года член ХАМАС направил грузовик в группу израильских солдат - двое из их погибли; в декабре был убит житель еврейского поселения Кфар-Даром в секторе Газа; 17 мая 1992 года был убит Давид Коэн; 24 мая была зарезана 15-летняя девушка; 27 мая в секторе Газа был убит раввин Шимон Биран; 22 июня там же были убиты двое еврейских поселенцев. 18 сентября был убит израильский солдат, севший в попутную машину; 22 сентября в Иерусалиме был убит израильский пограничник. 7 декабря были убиты трое израильских солдат. 13 декабря 1992 года в городе Лод был похищен израильский пограничник, за возвращение которого руководитель Изз ад-Дин аль-Кассама потребовал освободить из тюрьмы шейха Ахмеда Ясина. Сделка не состоялась, и заложник был убит. Ответственность за все эти убийства брал на себя ХАМАС [27, с. 36-37].
Репрессии на Западном берегу реки Иордан и секторе Газа получили новый виток в 1991 году после назначения на пост начальника генерального штаба армии Израиля Эхуда Барака. Незадолго до этого он спланировал и руководил убийством в Тунисе одного из лидеров ООП Абу Джихада. Он был активным сторонником депортации палестинцев, в первую очередь их лидеров.
С 9 декабря 1987 года по 17 октября 1991 года по израильским данным было убито 25 израильтян и ранено 4850, убито арабов израильтянами 701 человек, убито
181
арабов арабами за коллаборационизм 501 человек. По палестинским данным с 9 декабря 1987 года по 31 мая 1991 года убито 956 арабов [28].
Летом 1992 года израильское правительство возглавил Ицхак Рабин. Начались длительные тайные переговоры между израильскими властями и ООП. Эти переговоры привели к признанию ООП права Израиля на мирное и безопасное существование, а также к признанию резолюций Совета Безопасности ООН 7242 и 7338. /сир Арафат дал гарантии того, что статьи Палестинской национальной Хартии, отрицающие право Израиля на существование, будут отменены. В ответ Израиль признал ООП легитимным представителем палестинцев на переговорах [29, с. 128 - 129].
После 11 -го раунда арабо-израильских переговоров, впервые было объявлено о включении ООП в переговорный процесс. Это было результатом прорыва в отношениях между ООП и Израилем. Обе стороны в результате тайных переговоров, проводившимися одновременно с официальными, в Осло (Норвегия) при посредничестве министра иностранных дел Норвегии Холста, 10 сентября признали друг друга, и в тот же день США возобновили диалог с ООП. 13 сентября 1993 года в Вашингтоне было подписано Соглашение о предоставлении палестинцам ограниченной автономии в секторе Газа и городе Иерихон. Соглашение в качестве свидетелей также подписали министры иностранных дел США и России, являвшихся сопредседателями мирной конференции по Ближнему Востоку [30, с. 21].
Несомненно, первая интифада сыграла свою роль в «процессе Осло». Даже израильские исследователи признают тот факт, что, несмотря на многочисленные оперативные тактические успехи на протяжении 6 лет палестинского восстания, израильская армия не смогла сломить сопротивление ООП, ХА АС, Исламского джихада, НФОП, ДФОП и «других террористических организаций» [29, с. 186]. Директор «Моссад» во время интифады Н. Адмони подтверждал: «Интифада нанесла нам намного больше политического ущерба и сильнее ударила по нашему имиджу, чем всё, что удалось сделать ООП за всё время её существования» [31, с. 317-318].
Список использованных источников и литературы
1. Merari A., Kurz A. International Terrorism in 1987. — Jerusalem.: Jerusalem Post, 1988. - 140 р.
2. The International Relation of the Palestinian Liberation Organization. Ed. By A. R. Norton and M. H. Greenberg. - Carboudale, 1989. - 457 p.
3. Общественные, экономические и политические учреждения на Западном берегу и в секторе Газа. - Нью-Йорк: ООН, 1982. - 322 с.
Obshchestvennie, economicheskie i politicheskie uchrezhdeniya na Zapadnom beregu i v sektore Gaza. - Nju-York: OON, 1982. - 322 s.
4. Sahliyeh E. F. The PLO After Lebanon War. - Boulder and London: Westview press, 1986. - 268 p.
5. Эпштейн А. Д. Войны и дипломатия. Арабо-израильский конфликт в ХХ веке. - Киев: Дух i лггера, 2003. - 216 с.
Epshtein A. D. Voini i diplomatiya. Arabo-izrailskij konflikt v XX veke. - К.: Duh i Шега, 2003. -
216 s.
182
6. Близняков Р. А., Малышев Д. А. Палестинская проблема в международных отношениях (1947 - 1993). - М.: Издательство МЦСПИ, 2007. - 352 с.
Bliznyakov R. А., Malishev D. А. Palestinskaya problema v mezhdunarodnih otnosheniyah (1947 -1993). - М.: Izdatelstvо MTZSPI, 2007. - 352 s.
7. Corbin J. Gaza First. The Secret Norway Channel to Peace Between Israel and the PLO. - London: Bloomsbury, 1994. - 38 p.
8. Hart A. Arafat Terrorist or Peacemaker? - L.: Sidgwick and Jackson, 1984. - 480 p.
9. Dobson Ch., Payne K. The never-Ending War: Terrorism in the 80's. - N.-Y.: Facts on File, 1987. -
356 p.
10. Becker J. The PLO. The Rise and Fall on the Palestine Liberation Organization. - N.-Y.: Martin Press, 1984. - 303p.
11. Segaller S. Invisible Armies Terrorism in to the 1990 s. - L.: Joseph, 1986. - 311 p.
12. Щевелев С. С. Борьба организации ФАТХ в составе ПДС за решение палестинской проблемы (1964 - середина 80-х годов). Диссертация кандидата исторических наук. - М.: Институт стран Азии и Африки при МГУ им. М. В. Ломоносова, 1987. - 216 с.
Shchevelev S. S. Borba organizatzii FATH v sostave PDS za reshenie palestinskoi problemi (1964 -sеrеdinа 80-h gоdоv). Dissertatziya kandidata istoricheskih nauk. - M.: Institut stran Azii i Afriki pri MGU im. M. V. Lomonosova, 1987. - 216 s.
13. К иордано-палестинскому согласию // Правда, 21 февраля, 1985. - С. 5
K iordano-palestinskomu soglasiyu // Pravda, 21 fevralya, 1985. - S. 5
14. Aronson G. Israel, Palestinians and the Intifada. Creating Facts on the West Bank. - L.: Kegan Paul International, in Association with the Institute of Palestinian Studies (Wash.), 1990. - 376 p.
15. Intifada. The Palestinian Uprising Against Israeli Occupation. Ed. By Z. Lockman and J.Beienin. -Boston: South End Press, 1989. - 424 p.
16. Mc. Dowall D. Palestine and Israel: The Uprising and Beyond. - Berkeley; Los Angeles: Univ. of California Press. - 1989. - 322 p.
17. Intifada Diary. - Damascus: [s. n.], [s. a.]. - 57 p.
18. Поляков К. И., Хасянов А. Ж. Палестинское движение сопротивления и формирование палестинской государственности (80-90-е гг.). - М.: Институт востоковедения, 2001. - 301 с.
Polyakov K. I., Hasyanov A. Zh. Palestinskoe dvizhenie soprotivleniya i formirovanie palestinskoi gosudarstvennosti (80-90-е gg.). - М.: Institut vostokovedeniya, 2001. - 301 s.
19. Ten Years after Camp David Ed. W. B. Quandt. - Wash.: The Brookings Institution. - 1988. - 517p.
20. Демченко А. В. Исламский фактор в израильско-палестинском конфликте // Конфликты и войны XXI века (Ближний Восток и Северная Африка). - М.: Институт востоковедения РАН, 2015. -С. 192-216.
Demchenko А. V. Islamskij faktor v israilsko-palestinskom konflikte // Konflikti i voini XXI veka (Blizhnij Vostok i Severnaya АШка). - М.: Institut vostokovedeniya КА^ 2015. - S. 192-216.
21. Раджабов М. 3. ХАМАС и Палестинская национальная автономия в 90-х гг. Конфликт или диалог // Ближний Bосток и современность. - М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2004. - Вып. 4 . - С. 138-148.
Rаdzhаbоv М. Z. НАМЪАБ i Palestinskaya natzionalnaya avtonomiya v 90-h gg. КопШЙ ili dialog // Blizhnij Vostok i sovremennost. - М.: Institut izucheniya Izrailya i Blizhnego Vostoka, 2004. - Vip. 4 . -S. 138-148.
22. The International Relations of the Palestine Liberation Organization. - Carbondale: Southern Illinois University Press, 1989. - 233 p.
23. Lesch A. M., Tessler M. Israel, Egypt and Palestinians. From Camp David to Intifada. -Bloomigton: Indiana Univ. Press, 1989. - 298 p.
24. Поляков К. И., Хасянов А. Ж. Деятельность исламских организаций после раздела Палестины и в начальный период интифады // Ближний Восток и современность. - М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2001. - Вып. 10 . - С. 255-268.
183
Polyakov K. I., Hasyanov A. Zh. Deyatelnost islamskih organizatzij posle razdela Palestini i v nachalnij period intifadi // Blizhnij Vostok i sovremennost. - M.: Institut izucheniya Izrailya i Blizhnego Vostoka, 2001. - Vip. 10 . - S. 255-268.
25. Щевелев С. С. Палестинский аспект Ближневосточного конфликта (1947-2005 гг.). -Симферополь - Москва: МЩСПИ, 2005. - 184 с.
Shchevelev S. S. Palestinskij aspekt Blizhnevostochnogo konflikta (1947-2005 gg.).- Simferopol -Moskva: MTZSPI, 2005. - 184 s.
26. Итоговые документы 19-й чрезвычайной сессии Национального совета Палестины в Алжире. 1. - Декларация независимости. 2. Политическая декларация. Ноябрь 1988 г. - М.: Представительство ООП в СССР, 1988. - 22 с.
Itogovie dokumenti 19-j chrezvichajnoj sessii Natzionalnogo soveta Palestini v Alzhire. 1. -Deklaratziya nezavisimosti. 2. Politicheskaya deklaratziya. Noyabr 1988 г. - M.: Predstavitelstvo OOP v SSSR, 1988. - 22 s.
27. Эпштейн А. Д. ХАМАС в региональной политике. Израиль, Иордания и Палестинская национальная администрация перед вызовами исламского национализма. - .: Институт Ближнего Востока, 2007. - 192 с.
Epshtein A. D. HAMAS v regionalnoj politike. Izrail, Iordaniya I Palestinskaya natzionalnaya administratziya pered vizovom islamskogo natzionalizma. - M.: Institut Blizhnego Vostoka, 2007. - 192 s.
28. Бовин А. Израиль: ни войны, ни мира // Известия, № 257, 29 октября. 1991. - С. 7.
Bovin A. Izrail: ni vojni, ni mira // Izvestiya, № 257, 29 оИуаЬгуа. 1991. - S. 7.
29. Эпштейн А. Д. Бесконечное противостояние. Израиль и арабский мир: войны и дипломатия, история и современность. - M.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003. - 203 с.
Epshtein A. D.Beskonechnoe protivostoyanie.Izrail i arabskij mir: voini i diplomatiya, istoriya i sovremennost. - M.: Institut izucheniya Izrailya i Blizhnego Vostoka, 2003. - 203 s.
30. Даюб Шафик. Ближний Восток. Новый этап мирного урегулирования конфликта // Азия и Африка сегодня. - № 12. - 1993. - С. 15 - 23.
Dayub Shafik. Blizhnij Vostok. Novij etap mirnogo uregulirovaniya konflikta // Aziya i Afrika segodnya. - № 12. - 1993. - S. 15 - 23.
31. Бергман Р. Восстань и убей первым: Тайная история израильских точечных ликвидаций. - M.: Ко Либри, Азбука - Аттикус, 2020. - 736 с.
Bergman R. Vosstan i ubej pervim: Tajnaya istoriya izrailskih tochechnih likvidatzij. - M.: Ko Libri, Azbuka - Attikus, 2020. - 736 s.
Shchevelev S. S. The First Intifada in Palestine (1987-1993 years).
The Arab-Jewish conflict is the longest and most complex international conflict in recent history. At the center of this conflict is the Palestinian problem, which has deep historical roots. In its development, it has gone through a number of stages, one of which is the two intifadas of the Arab population of Palestine. The article examines the events of the first intifada (1987-1993). The author indicates the reasons, considers the course and results of the first intifada. The article examines the activities of various Arab organizations during the first intifada in the Gaza Strip and the West Bank. The program settings of the Palestine Liberation Organization (PLO), Fatah and other organizations of the Palestinian Resistance Movement (PRM) are analyzed. The designated period is also key in the history of Islamic organizations participating in the intifada (Hamas, Islamic Jihad). The author examines their program documents and practical participation in the uprising. Attention is focused on the surge of terror on their part and the reciprocal brutal repressions of the Israeli army against the Arab population of the Gaza Strip and the West Bank of the Jordan River. It is emphasized that the first intifada played a significant role in the beginning of the secret Palestinian-Israeli negotiations in 1991 and the signing of the Agreement on the Granting of Limited Autonomy to the Palestinians in the Gaza Strip and the City of Jericho.
Keywords: Palestine, Israel, Gaza Strip, West Bank, intifada, Palestinians, Palestine Liberation Organization, Hamas.
184