Научная статья на тему 'ПАЛЕСТИНСКАЯ ПРОБЛЕМА И ЕЕ МЕСТО ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ РОССИИ'

ПАЛЕСТИНСКАЯ ПРОБЛЕМА И ЕЕ МЕСТО ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1788
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗРАИЛЬ / СЕКТОР ГАЗА / ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ Р. ИОРДАН / ПАЛЕСТИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ХАМАС / ФАТХ / ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Корочкина Виктория Анатольевна

События «арабской весны» и их последствия для арабского мира, «иранская угроза», ставшая ключевым вызовом безопасности для стран Персидского залива не без усилий правительства Израиля во главе с Б. Нетаньяху, поддержанных политикой самой произраильской в истории администрации 45-го президента США (2016-2020), казалось, вычеркнули палестинский вопрос из списка приоритетных ближневосточных проблем. Роль России, традиционного со времен СССР партнера Организации освобождения Палестины (ООП) в ближневосточном урегулировании, после развала советской империи также выглядела более пассивной, особенно на фоне решения военно-политического кризиса в Сирии. Российская дипломатия на палестинском треке оставалась незаметной, по сравнению с активностью в регионе посланников Д. Трампа, которые продвигали мирный план урегулирования палестино-израильского конфликта, более известного как «сделка века». Не достигнув главной цели, политика Белого дома способствовала заключению «Авраамовых соглашений», что стало прорывом, так как ранее арабские государства обусловливали переговоры об установлении официальных отношений с еврейским государством решением палестинской проблемы. В случае продолжения нормализации, Израиль будет иметь мирные соглашения с более чем половиной арабских и мусульманских государств, несмотря на тупик в мирном урегулировании конфликта с палестинцами. Основываясь на анализе политических процессов в контексте неразрешенной палестинской проблемы, и прежде всего попыток России в качестве посредника добиться урегулирования палестино-израильского конфликта, автор предполагает, что палестинский вопрос не настолько утратил свою политическую значимость и актуальность, как это пытается представить израильское руководство во главе с премьер-министром Б. Нетаньяху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PALESTINIAN CASE AND ITS PLACE ON RUSSIA’S FOREIGN POLICY AGENDA

The events of the “Arab spring” and its consequences as well as the “Iranian threat”, which became a key security challenge for the Gulf States, not without the efforts of Benjamin Netanyahu and supported by the pro-Israel Trump administration (2016-2020), seemed to have removed the Palestinian case from the priority list of Middle East issues. The role of Russia, the traditional partner of the Palestine Liberation Organization (PLO) since Soviet times, also looked more low- key after the collapse of the Soviet Empire, especially amid resolution of the military-political crisis in Syria. Russian diplomacy on the Palestinian track remained unnoticed compared to the activity in the region of Donald Trump’s envoys, who promoted a peace plan for settling the Palestinian-Israeli conflict known as the “deal of the century”. Having failed to achieve the main goal, the White House contributed to the signing of the “The Abraham Accords”, which was a breakthrough given that the Arab states declared the solution of the Palestinian issue as precondition for formal relations with the Jewish state. If Arab-Israeli normalization continues, Israel will have peace treaties with more than half of the Arab and Muslim states despite the deadlock in the peace process with the Palestinians. Based on the analysis of political processes amid the unresolved Palestinian problem, and above all, Russia’s attempts as a mediator to achieve a settlement of the Palestinian-Israeli conflict, the author suggests that the Palestinian issue has not lost its political significance and relevance as much as the Israeli government under Netanyahu tries to sell it.

Текст научной работы на тему «ПАЛЕСТИНСКАЯ ПРОБЛЕМА И ЕЕ МЕСТО ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ РОССИИ»

УДК 327.8

ПАЛЕСТИНСКАЯ ПРОБЛЕМА И ЕЕ МЕСТО ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ РОССИИ

В.А.Корочкина

Санкт-Петербургский государственный университет,

Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9

События «арабской весны» и их последствия для арабского мира, «иранская угроза», ставшая ключевым вызовом безопасности для стран Персидского залива не без усилий правительства Израиля во главе с Б. Нетаньяху, поддержанных политикой самой произ-раильской в истории администрации 45-го президента США (2016-2020), казалось, вычеркнули палестинский вопрос из списка приоритетных ближневосточных проблем. Роль России, традиционного со времен СССР партнера Организации освобождения Палестины (ООП) в ближневосточном урегулировании, после развала советской империи также выглядела более пассивной, особенно на фоне решения военно-политического кризиса в Сирии. Российская дипломатия на палестинском треке оставалась незаметной, по сравнению с активностью в регионе посланников Д. Трампа, которые продвигали мирный план урегулирования палестино-израильского конфликта, более известного как «сделка века». Не достигнув главной цели, политика Белого дома способствовала заключению «Авраа-мовых соглашений», что стало прорывом, так как ранее арабские государства обусловливали переговоры об установлении официальных отношений с еврейским государством решением палестинской проблемы. В случае продолжения нормализации, Израиль будет иметь мирные соглашения с более чем половиной арабских и мусульманских государств, несмотря на тупик в мирном урегулировании конфликта с палестинцами. Основываясь на анализе политических процессов в контексте неразрешенной палестинской проблемы, и прежде всего попыток России в качестве посредника добиться урегулирования палестино-израильского конфликта, автор предполагает, что палестинский вопрос не настолько утратил свою политическую значимость и актуальность, как это пытается представить израильское руководство во главе с премьер-министром Б. Нетаньяху.

Ключевые слова: Израиль, сектор Газа, Западный берег р. Иордан, Палестинская национальная администрация, ХАМАС, ФАТХ, палестино-израильский конфликт.

Израиль проводит политику, направленную на максимальный перевод «палестинского дела» из политической плоскости в сферу гуманитарной проблемы. Израильское руководство, особенно при помощи американской администрации Дональда Трампа, прилагало усилия по решению палестинской проблемы именно в таком формате, в том числе с привлечением ряда арабских государств. Заручившись беспрецедентной поддержкой 45-го президента США и «пользуясь случаем» его пребывания в Белом доме, Б. Нетаньяху во главе коалиции правых, религиозных сионистских и ультраортодоксальных партий предпринимал в отношении палестинцев односторонние шаги, игнорируя соответствующие резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи

© Санкт-Петербургский государственный университет, 2021

ООН, а также Арабскую мирную инициативу, за исключением редких случаев, позволяющих использовать их положения в свою пользу. Он сделал ставку на односторонние шаги и силовое давление по принципу «на Ближнем Востоке выживает только сильный» [Netanyahu and Israel..., https://www.israelhayom. com/opinions/netanyahu-and-israel-only-the-strong-survive/].

Шаги российской дипломатии на палестинском направлении традиционно основаны на резолюциях ГА и СБ ООН. Однако за последние годы влияние и возможности России в регионе увеличились. После вступления российских ВКС в войну на сирийской территории в сентябре 2015 г и успешного проведения военной операции неожиданно для всего международного сообщества баланс сил на Ближнем Востоке изменился. Это позволяло Москве эффективнее проводить свою политику в контексте решения палестино-израильского конфликта, особенно в условиях активных действий откровенно произраильской, а значит утратившей преимущества посредника, администрации США.

Тема политики России на Ближнем Востоке в свете достижения российскими военными и дипломатами поставленных в «сирийской кампании» целей остается одной из центральных не только для отечественных политологов и экспертов, но и в публикациях зарубежных научных и экспертных центров. Политика СССР и России на палестинском направлении стала предметом рассмотрения в комплексных исследованиях и научных статьях ведущих отечественных специалистов по Ближнему Востоку из МГИМО [Федорченко, Крылов, Морозов, 2018], Института востоковедения РАН [Носенко, Исаев, Мелкумян, 2017; Звя-гельская, 2017] и Института Ближнего Востока.

В данной статье рассматриваются действия российской дипломатии, направленные на урегулирование палестино-израильского конфликта в условиях «возвращения России в ближневосточный регион». Препятствия на пути к цели на данном этапе связаны не только с конфликтными отношениями между Израилем и палестинцами. Ключевой задачей стало преодоление политического раскола на палестинских территориях.

Автор статьи исходит из того, что Израиль в тесном взаимодействии с США прилагает усилия по вычеркиванию из международной повестки дня политического аспекта палестинской проблемы. Однако израильскому руководству приходится учитывать позицию России, дипломатические шаги которой направлены на поддержку стремления палестинцев добиться реализации своих политических прав. Действия Москвы опираются на нормы международного права и положения соответствующих резолюций ООН. В поиске путей решения палестинской проблемы в свете продвижения своих интересов в регионе Россия успешно использует положительный опыт советской дипломатии.

В работе над статьей использован историко-описательный метод, в рамках которого рассматривались официальные заявления лидеров государств и политиков; данные опросов общественного мнения, научные работы, посвященные палестинскому аспекту политики России на Ближнем Востоке; а также уделено внимание взаимодействию России как с государственными, так и негосударственными участниками международного и регионального политического процесса.

ИРАНСКАЯ УГРОЗА VS ПАЛЕСТИНСКИЙ ВОПРОС

Революционные события и последствия «арабской весны» поставили Ближний Восток перед лицом новых экзистенциальных вызовов, привели к необходимости искать выход из острого социально-политического и экономического кризиса. В этих условиях и под нажимом Белого дома палестинская проблема — урегулирование конфликта с Израилем и достижение политического единства, — и так зачастую имевшая спекулятивный характер для лидеров арабских и мусульманских государств, стала представляться менее актуальной и бескомпромиссной. Такая тенденция особенно усилилась с нагнетанием израильским руководством антииранских настроений с целью осознания суннитскими арабскими странами необходимости противостоять шиитской «иранской угрозе». «Палестинское дело» стало отодвигаться на задний план. Израиль и США делали упор на прагматизм умеренных арабских лидеров, которые в кризисных условиях, вызванных пандемией COVID-19, оказались более сговорчивыми перед возможностью выгодного по ряду параметров, не ограниченных сферой безопасности, сотрудничества с Израилем, несмотря на нерешенность палестинской проблемы.

По признанию госсекретаря США Майка Помпео, развитие отношений между Израилем и арабскими странами (под предлогом противодействия Ирану) является заслугой Вашингтона. «Мы [США] установили связи между [Израилем и арабскими странами], чтобы сформировать коалицию на Ближнем Востоке, которая обеспечит безопасность США». По его словам, «бывшая администрация [Барака Обамы] решила сделать Иран, первого поборника терроризма на Ближнем Востоке, своим партнером в регионе, но мы полностью это изменили». «Мы знаем, что представляет реальную угрозу для Америки и всего мира», — добавил М. Помпео, имея в виду Иран. Заявления Д. Трампа о выводе или сокращении американского воинского контингента в регионе госсекретарь США объяснил тем, что Вашингтону удалось создать на Ближнем Востоке такие условия, которые позволят США и их партнерам «эффективно противостоять угрозе ИГ <...> умнее и лучше — с помощью коалиций, созданных президентом Трампом» [US' Pompeo..., https://www. middleeastmonitor.com/20190105-us-pompeo-we-have-developed-relations-between-israel-and-arab-countries/]. Таким образом, на Ближнем Востоке администрация Д. Трампа решала свои задачи — создавала антииранскую коалицию государств, в той или иной мере дружественных или зависимых от Вашингтона.

С одной стороны, в условиях постоянно подогреваемых антииранских настроений в регионе и мире Израиль при помощи Вашингтона заключил «Авра-амовы согашения» о нормализации отношений с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Бахрейном, а также Марокко с прицелом на аналогичные договоренности с Суданом, Оманом, и прежде всего Саудовской Аравией, к тому же продолжает поддерживать контакты с «полудюжиной важных арабских и мусульманских стран, которые до недавнего времени были враждебны Израилю» [Netanyahu: Israel., https://www.jpost.com/Middle-East/Netanyahu-Israel-

in-close-contact-with-6-Arab-countries-583217]. С другой стороны, в массовом сознании населения арабских стран палестинская проблема по-прежнему является одной из определяющих их отношение к еврейскому государству.

В своем выступлении в конце апреля 2019 r. на открытии Кнессета 21-го созыва премьер-министр Б. Нетаньяху назвал Израиль растущей мировой державой и выразил надежду на то, что, несмотря на продолжающиеся потрясения в регионе, еврейское государство продолжит сближение с арабскими соседями. При этом палестинцев он даже не упомянул. Израиль в первую очередь нацелен на взаимодействие с монархиями Персидского залива, которые в складывающейся ситуации в регионе являются естественными союзниками еврейского государства в сдерживании Ирана. К тому же «арабская весна еще не закончилась, и нестабильность наблюдается не только в нашем регионе, но и во всех регионах вокруг нас», — заявил Б. Нетаньяху, имея в виду продолжение антиправительственных выступлений, которые начались в 2011 г [Addressing new Knesset..., https://www.timesofisrael.com/addressing-new-knesset-netanyahu-expresses-hope-for-peace-with-arab-world/].

Риторика Б. Нетаньяху заключается в том, что палестинская проблема некогда занимала центральное место, но теперь арабские лидеры озабочены своими внутренними и относящимися к их безопасности проблемами. Прежде всего они думают о сдерживании Ирана, поэтому палестино-израильский мир невозможен до тех пор, пока не будет решен иранский вопрос. «Палестинское дело» усиленно нивелировалось односторонними шагами Д. Трампа, которые он предпринимал под давлением израильского лобби и лично премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху.

ОТНОШЕНИЕ К ПАЛЕСТИНСКОЙ ПРОБЛЕМЕ В АРАБСКОМ МИРЕ

Согласно проводимым опросам, палестинская проблема для большей части населения арабских стран остается общеарабским делом, большинство на «арабской улице» выступают против дипломатического признания Израиля, в отношении которого по-прежнему сохраняется высокий уровень враждебности. Только от 2 до 4 % населения в арабских странах выражают благоприятное мнение в отношении евреев [Носенко, Исаев, Мелкумян, 2017].

Опрос общественного мнения в Кувейте, проведенный Вашингтонским институтом ближневосточной политики еще на фоне сообщений о том, что ряд государств Персидского залива нормализует отношения с Тель-Авивом после многолетних тайных контактов, показал, что 85 % жителей монархии выступают против сотрудничества Кувейта с Израилем в сфере передачи технологий и борьбы с терроризмом. Кроме того, 52 % заявили, что поддерживают «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС), которое контролирует блокированный Израилем и Египтом сектор Газа. 63 % респондентов принимают предложение США арабским государствам участвовать в палестино-израильских мирных переговорах. При этом поддержка самого президента США Д. Трампа кувейтцами не превышает 5 %. Что касается Ирана, 52 % жителей страны считают, что Кувейту необходимо иметь хорошие отношения с Тегераном [85 %

of Kuwaitis reject., https://www.presstv.com/Detail/2019/03/10/590677/85-of-Kuwaitis-reject-normalization-with-Israeli-regime-survey-finds].

В беспрецедентном на тот момент интервью израильскому телевидению бывший высокопоставленный саудовский чиновник принц Турки ибн Фейсал Аль Сауд заявил, что Б. Нетаньяху обманывает израильскую общественность, утверждая, что возможно потепление в отношениях Израиля с арабским миром без решения палестинской проблемы [Netanyahu in Warsaw., https://www. timesofisrael.com/netanyahu-in-warsaw-for-arab-leaders-iran-threat-more-urgent-than-palestinians/].

На фоне вышесказанного глобальный опрос, проведенный по заказу Министерства иностранных дел Израиля с целью выяснить отношение во всем мире к еврейскому государству, показал удивительные результаты в том, что касается настроений в мусульманских странах. Согласно полученным данным, опубликованным в израильской проправительственной газете "Israel Hayom", в среднем 75 % респондентов по всему миру хотели бы установить более тесные отношения с Израилем. Речь также идет о мусульманском населении, включая Иран.

Израильский МИД особо отметил мусульманские страны, где высок процент населения, заинтересованного в связях с Израилем: в Ираке — 43 % опрошенных, ОАЭ — 42, Марокко — 41, Иране — 34, Тунисе — 32, Саудовской Аравии — 23, Алжире — 21%. Согласно "Israel Hayom", участники опроса не знали, что исследование проводит Израиль.

Респондентов спрашивали, является ли Палестинская национальная администрация (ПНА) основным препятствием на пути к миру на Ближнем Востоке? Выяснилось, что более половины не имеют позиции по этому вопросу. На Ближнем Востоке 18 % респондентов согласились с заявлением о том, что ПНА является препятствием на пути к миру в регионе, тогда как 29 % не согласны, а у 53 % нет мнения по этому поводу.

В израильском МИДе сделали вывод, что значительная часть мировой общественности не интересуется палестино-израильским конфликтом, а «Израиль рассматривается как страна, с которой стоит наладить отношения». «Это позитивная тенденция, потому что люди видят сильные стороны Израиля», — комментируют результаты опроса в МИДе Израиля. Обнадежить сторонников в израильском обществе действующего премьер-министра накануне выборов (прошедших 9 апреля 2019 г.) должны были также данные опроса, согласно которым большинство населения Латинской Америки поддерживает перенос посольств своих стран в Иерусалим.

Что касается Ирана, то результаты исследования созвучны официальной позиции израильского руководства — в каждом регионе мира большинство людей не верят в то, что Иран прекратил разработку ядерного оружия. Менее всего в это верят как раз на Ближнем Востоке. На вопрос: «Верите ли вы, что Иран прекратил разработку ядерного оружия?» — в Северной Америке положительный ответ дали 18 % респондентов, отрицательный — 33 %; в Западной Европе верят Ирану 18 %, не верят — 34 %; на Ближнем Востоке верят 15 %, не верят — 43 %, в Африке — 22 % и 37 % соответственно [Polls: Arab countries

more positive toward Israel..., https://www.israelhayom.com/2019/03/27/polls-arab-countries-more-positive-toward-israel-skeptical-of-iran/].

Отметим, что данные этого опроса были опубликованы в проправительственном новостном издании, являющимся рупором Б. Нетаньяху, за неделю до выборов, в которых действующий премьер-министр во главе партии «Ликуд» шел вровень с конкурирующим блоком «Кахоль-лаван», а в какой-то момент даже ему уступал.

ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОЙ ПОЗИЦИИ СРЕДИ ЛИДЕРОВ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ

Усилия Израиля и Соединенных Штатов, направленные на то, чтобы основательно переформатировать регион, изменить в арабском (суннитском) мире обусловленную палестинской проблемой антиизраильскую повестку дня и настроить его против Ирана и «шиитского полумесяца» (Иран, Ирак, Сирия, Ливан), привели к определенным успехам.

К тому же прошедший в Тунисе в конце марта 2019 г ежегодный саммит Лиги арабских государств (ЛАГ), на который прибыли делегации только 13 государств (из 22 членов организации), подтвердил тот факт, что их национальные интересы имеют приоритет перед арабским единством. ЛАГ в принципе не отличается единством своих участников, но на данном этапе она стала еще более разобщенной, особенно когда речь идет не о принятии заявлений, а о реальных мерах, направленных на решение палестинского вопроса.

В свете палестино-израильского конфликта одной из причин разногласий среди арабских лидеров стал мирный план администрации Д. Трампа, известный как «сделка века». В частности, Д. Трамп в свое время сделал предложение Саудовской Аравии (КСА), ОАЭ и Катару принять участие в финансировании новых проектов в секторе Газа. Однако это предложение натолкнулось на жесткое сопротивление со стороны КСА и ОАЭ. Эр-Рияд и Абу-Даби дали понять Вашингтону, что участие Катара будет означать, что в сектор Газа через «черный вход» войдет Иран, и чтобы этого не допустить, они выразили готовность финансировать Газу самостоятельно, если свое согласие выразят Египет и Израиль. В результате израильское руководство позволило Катару направить миллионы долларов на обеспечение беспрерывной подачи электричества жителям палестинского прибрежного анклава, выплаты зарплат сотрудникам ХАМАСа и помощь бедным семьям.

Разногласия между арабскими лидерами, ухудшающееся социально-экономическое положение сектора Газа и ПНА, которое обостряет межпалестинский раскол, облегчают Израилю задачу перевода проблемы «палестинского сопротивления» из политической плоскости в исключительно гуманитарную проблему. Вражда между правящим на Западном берегу р. Иордан «Движением за национальное освобождение Палестины» (ФАТХом) под руководством Махмуда Аббаса (Абу Мазена) и ХАМАСом во главе с Яхьей Синваром в секторе Газа отвечает интересам Израиля. Попытки исламистов в Газе взять под контроль Западный берег р. Иордан способствовали тому, что правительство М. Аббаса попало в зависимость от Израиля и его силовых ведомств. Без координации

в сфере безопасности с еврейским государством власть в ПНА давно бы перешла в руки ХАМАСа или политических соперников М. Аббаса в движении ФАТХ.

Очередное одностороннее решение Д. Трампа в марте 2019 г. признать суверенитет Израиля над сирийскими Голанскими высотами за несколько дней до саммита ЛАГ продемонстрировало не только игнорирование норм международного права, но и решений саммитов глав арабских государств. До этого арабские страны не смогли или побоялись пойти дальше заявлений протеста действиям США, когда в декабре 2017 г. Д. Трамп признал Иерусалим столицей Израиля и в мае 2018 г. перенес туда американское посольство. Реальные меры были приняты главой ПНА М. Аббасом, который полностью прекратил официальные контакты с Вашингтоном и отказался от американцев в качестве единственного посредника на мирных переговорах с Израилем. В сложившихся условиях руководство ПНА столкнулось с тем, чего опасалось, — лидеры ряда арабских государств, имеющие тесные связи с Вашингтоном, пошли на нормализацию отношений с Израилем, тем самым заняли недружественную позицию по отношению к палестинцам.

ПОЗИЦИЯ РОССИИ ПО ИЕРУСАЛИМУ В ПРОТИВОСТОЯНИИ МЕЖДУ ИЗРАИЛЕМ И ПАЛЕСТИНЦАМИ

Официальная позиция Москвы по статусу Иерусалима и палестино-израильскому конфликту отличается последовательностью. Россия поддерживает формулу урегулирования посредством переговоров двух сторон и создания двух государств, считает ее оптимальной и отвечающей национальным интересам противоборствующих сторон. При этом палестинцы и израильтяне рассматриваются в качестве дружественных России народов.

В Москве обеспокоены отсутствием политических переговоров между палестинским и израильским руководством, так как ситуация «на местах неуклонно деградирует». Официальная позиция МИДа РФ заключается в том, что «вакуум в ближневосточном мирном процессе создает благоприятную почву для односторонних шагов, которые подрывают перспективы международно признанного решения палестинской проблемы, в соответствии с которым два государства — Израиль и Палестина — будут сосуществовать в мире и безопасности друг с другом и всеми своими соседями» [Заявление МИД России, http:// www.mid.rU/ru/press_service/spokesman/official_statement/-/asset_publisher/ t2GCdmD8RNIr/content/id/2717182].

В апреле 2017 г. Россия неожиданно для всех признала Западный Иерусалим столицей Государства Израиль, в то время как за Восточным Иерусалимом закреплен статус столицы будущего палестинского государства. В Израиле настаивают на том, что «Иерусалим — единая и неделимая столица еврейского государства», что зафиксировано в двух Основных законах страны. Признание Москвой Западного Иерусалима столицей Израиля в еврейском государстве удивило многих, а израильское руководство не придало этому особого значения, в отличие от последовавшей за этим декларации Д. Трампа о том, что весь Иерусалим является столицей Израиля.

«СДЕЛКА ВЕКА» Д. ТРАМПА И ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ В РОССИИ

С января 2017 г. администрация США разрабатывала мирный план урегулирования палестино-израильского конфликта («сделку века»), обнародование которого регулярно откладывалось и состоялось 28 января 2020 г

В Рамалле (столице ПНА) мирный план Д. Трампа изначально рассматривали как попытку купить их независимость и суверенитет. Руководство ПНА отказалось принимать параметры плана, относясь к нему как к «американо-сионистскому заговору» и называя не иначе, как «пощечиной века» и «сделкой позора». Палестинцы объясняют это тем, что план не предусматривает полноценного независимого палестинского государства и не основывается на двугосударственном решении в границах 1967 г. (до Шестидневной войны).

В свою очередь в израильском обществе также не прекращаются дискуссии относительно принципа решения конфликта — на основе двух государств или путем поглощения части палестинского населения, проживающего на аннексируемой Израилем территории. Опасения вызвали заявления Дж. Кушнера, сделанные на стадии подготовки «сделки века», относительно того, что уступить придется обеим сторонам. В таких условиях за несколько дней до выборов (в сентябре 2019 г.) Б. Нетаньяху пришлось не только заверить общественность в том, что он никогда не пойдет на раздел Иерусалима, но и пообещать в случае своего избрания аннексировать части территории Западного берега р. Иордан, на которой находятся еврейские поселения и форпосты. В нынешнем военно-политическом руководстве Израиля во главе с Б. Нетаньяху, в отличие от экспертного сообщества, принцип решения конфликта на основе создания двух государств снят с повестки дня.

В Рамалле уверены в том, что ПНА пользуется «массовой поддержкой на международной арене», поэтому в случае, если дипломатия потерпит неудачу, битва продолжится в сфере демографии. Как заявил представитель ПНА в ООН Рияд Мансур, «если это то, что они [Израиль] хотят навязать нам — реальность одного государства — палестинский народ разгонит свои машины размножения и увеличит число палестинцев для противостояния апартеиду» [Palestinian FM says., https://www.timesofisrael.com/palestinian-fm-says-us-seeking-to-re-new-ties-ahead-of-peace-plans-unveiling/].

Палестинское руководство предприняло ряд жестких выпадов в адрес «сионистской команды» администрации Д. Трампа — посла США в Израиле Д. Фридмана (открыто поддерживающего расширение еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан) и советников американского президента Дж. Гринблатта (ушел в отставку в ноябре 2019 г.) и Дж. Кушнера, ответственных за «сделку века». Палестинцы были уверены в том, что эта команда действует в полном соответствии с планами премьер-министра Б. Нетаньяху и израильских правых политических сил в отношении палестинских территорий. В ПНА заявляли, что если и когда возобновятся мирные переговоры с Израилем, они будут настаивать на том, чтобы Д. Фридман, Дж. Гринблатт и Дж. Кушнер были частью израильской, а не американской команды переговорщиков в связи с их «слепой

предвзятостью» в пользу правительства Б. Нетаньяху и его политики [Палестинцы противостоят «сделке века»..., http://www.iimes.ru/?p=55298].

Палестинское руководство опасалось, что некоторые арабские страны — Саудовская Аравия, Египет, Оман и ОАЭ, которые имели тесные отношения с администрацией Д. Трампа, — предадут палестинцев, приняв «сделку века». Официальные лица в Рамалле были обеспокоены также тем, что Белый дом попытается создать альтернативное палестинское руководство, которое приняло бы условия американской мирной инициативы. По этой причине 85-летний М. Аббас прилагал максимум усилий, чтобы ни одна арабская страна или представитель палестинских властей не отказались от официальной поддержки позиции ПНА в отношении плана Д. Трампа.

На палестинских территориях преобладают пессимистические настроения в отношении развития ситуации в регионе. «Сделку века» большая часть населения рассматривает как заговор с целью сворачивания палестинской борьбы, как приближение новой Накбы (катастрофы, связанной с изгнанием палестинцев с их земель), так как план США предусматривает аннексию Израилем территорий на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа.

В этих условиях официальная позиция Москвы, озвученная министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, заключается в поддержке палестинцев в противодействии мирной инициативе США и планам Израиля аннексировать Западный берег р. Иордан. На встрече с участниками межпалестинского диалога, проходившего в Москве в феврале 2019 г., С. Лавров выразил сожаление, что «нынешняя ситуация в палестино-израильском урегулировании не может радовать, она весьма и весьма тревожна, и наибольший вопрос касается американской позиции, которая нацелена на продвижение односторонних подходов». «Сделка века» США по палестино-израильскому урегулированию — это путь в никуда, «без реализации двугосударственного решения палестинской проблемы достижение справедливого, устойчивого и всеобъемлющего мира в регионе невозможно», — заявил министр иностранных дел РФ [Россия поддержит..., https://ria.ru/20190212/1550743369.html].

При этом отметим, что Москва, критикуя одностороннюю политику США в области палестино-израильского противостояния, не предлагает принципиально новых решений затянувшегося на многие десятилетия конфликта, твердо придерживаясь соответствующей международно-правовой базы. Эта база была сформирована международным сообществом в виде резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН1; Арабской мирной инициативы (предложенной Саудовской Аравией в 2002 г.); принципа «двух государств для двух народов»; раздела Иерусалима (на принадлежащий Израилю Западный Иерусалим и палестинский Восточный Иерусалим). При этом все окончатель-

1 От резолюции ГА ООН 181 (1947), резолюции СБ ООН 242 (1967) и 338 (1973) и формулы «земля в обмен на мир» до резолюции ГА ООН, осуждающей «чрезмерное, непропорциональное и неизбирательное» применение Израилем силы против участников массовых выступлений на границе сектора Газа» [Генассамблея ООН., https://tass.ru/mezhdunarodnaya-рапогата/5289394].

ные договоренности должны быть достигнуты за столом двухсторонних переговоров. Помимо этого, Москва прилагает усилия, направленные на достижение межпалестинского согласия.

РОССИЯ В УРЕГУЛИРОВАНИИ ПАЛЕСТИНО-ИЗРАИЛЬСКОГО КОНФЛИКТА

Посол Палестины в Москве Абдельхафиз Нофаль в ноябре 2017 г. заявил, что палестинцы выступают «за создание государства в границах 4 июня 1967 г со столицей в Восточном Иерусалиме, с решением проблемы беженцев. <.> Россия призвана сыграть большую роль в урегулировании этой проблемы, и мы уверены, что международное сообщество сейчас созревает для того, чтобы ее решить полностью и комплексно» [Посол Палестины отметил https://ria. ru/20171110/1508565824.html].

Это было сказано до решения Д. Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и перевести туда американское посольство из Тель-Авива, после чего палестинское руководство отказалось признавать Вашингтон в качестве посредника в будущих переговорах с Израилем и прервало контакты с представителями Белого дома.

На переговорах с Президентом РФ Владимиром Путиным в Сочи в феврале 2018 г. М. Аббас выяснял возможность подключить Россию к посреднической роли вместо Квартета по ближневосточному урегулированию, созданного в 2002 г. в составе США, России, ЕС и ООН [Abbas, Putin to discuss., https:// www.timesofisrael.com/abbas-putin-to-discuss-new-peace-talks-mechanism-sidelining-us-report/]. В ПНА допускали формат P5+1 (пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия) Совместного всеобъемлющего плана действий («ядерной сделки с Ираном» от 2015 г.). Рассматривался также вариант посредничества в виде «расширенного квартета» или международной мирной конференции. Одновременно власти ПНА привлекают и Европу к более активному участию в мирном процессе. Израиль, в свою очередь, обвиняет Евросоюз и ООН в предвзятом к себе отношении и не принимает никакого другого посредника, кроме США [Abbas to urge alternative to US., https://www.timesofisrael.com/ abbas-to-urge-alternative-to-us-as-peace-mediator-in-un-speech/].

Россия предлагает израильским и палестинским лидерам провести переговоры на нейтральной территории. М. Аббас поддерживает инициативу Москвы. Однако Израиль, изначально настаивавший на прямых переговорах без помощи международных посредников, в последние годы «уходит» от такого контакта. Как только Россия убедила М. Аббаса пойти на прямые переговоры с Израилем, израильская сторона стала откладывать встречу [МИД России., https://www.gazeta.ru/politics/news/2018/10/07/n_12135907.shtml?updated].

В Москве, понимая степень зависимости и уязвимости палестинцев, предлагают не только политическое содействие, но и меры, направленные на поддержку экономического развития. Во время встречи В. Путина и М. Аббаса в Сочи в мае 2017 г. российский Президент сообщил палестинскому коллеге о решении Евразийской экономической комиссии включить Палестину в число пользователей единой системой тарифных преференций. «Теперь целый ряд

палестинских товаров освобождается от таможенных пошлин при ввозе на территорию ЕврАзЭС», — заявил тогда В. Путин. Он добавил, что над вопросами наращивания двустороннего товарооборота, развития инвестиционного сотрудничества работает также российско-палестинская межправительственная комиссия [Реанимация палестинской проблемы., https://tsargrad.tv/articles/ reanimacija-palestinskoj-problemy_63023].

Для палестинцев Россия предстает не просто в более выгодном свете, но и как единственная мировая держава, способная реально и всесторонне поддержать их на международной арене. При этом Москве удается продвигать свои интересы в регионе и одновременно поддерживать относительно хорошие или даже дружественные отношения исключительно со всеми государствами и акторами на Ближнем Востоке. Речь идет не только об Израиле, который находится в союзнических отношениях с США. Россия не считает террористическими правящее в секторе Газа «Исламское движение сопротивления» (ХАМАС) и «Палестинский исламский джихад», вторую по значимости после ХАМАСа радикальную военизированную организацию, которая действует в этом палестинском анклаве и получает поддержку из Ирана. Глава политбюро ХАМАСа Исмаил Хания не раз был в Москве. Последняя по времени встреча состоялась в российской столице в начале марта 2020 г. В это же время в МИД РФ приняли делегацию «Палестинского исламского джихада». Накануне, в конце февраля, российскую столицу с визитом посетил представитель М. Аббаса. Таким образом, российские дипломаты поддерживают тесные контакты со всеми палестинскими политическими фракциями. При этом Израиль официально выразил протест только в связи с визитом в Москву лидера «Палестинского исламского джихада».

ПОСРЕДНИЧЕСТВО МОСКВЫ В МЕЖПАЛЕСТИНСКОМ ПРИМИРЕНИИ

Раскол с 2007 г. между правящими палестинскими движениями — ХАМАСом в секторе Газа и ФАТХом (основной силы в ПНА и ООП) на Западном берегу р. Иордан — на данном этапе представляется ключевой проблемой палестинцев. Процесс межпалестинского примирения, основным посредником в котором выступает Египет, зашел в тупик. «Необходимо перейти от расширения полномочий правительства национального согласия к формированию правительства национального единства для выполнения задач, связанных с подготовкой к предстоящим выборам [пока только в Палестинский законодательный совет ПНА, не проводившимся с 2006 г.]», — утверждают в ФАТХ.

При этом 13 апреля 2019 г. в Рамалле приведено к присяге новое правительство ПНА во главе с Мухаммадом Штайе, который сменил на этом посту Рами Хамдаллу. В его состав вошли шесть партий: ФАТХ, Палестинский демократический союз (ФИДА), Палестинский фронт народной борьбы (лево-националистическая, просирийская партия), Палестинская народная партия (бывшая Палестинская коммунистическая партия), Палестинский фронт освобождения и Арабский освободительный фронт (была связана с иракской «БААС»).

В новое правительство не вошли представители ХАМАСа, «Палестинского исламского джихада», Народного фронта освобождения Палестины (НФОП), Демократического фронта освобождения Палестины (ДФОП) и Палестинской национальной инициативы (секулярной партии умеренно левого толка), поэтому в Газе не признали новое правительство [Palestinian rift endangers opposition., https:// www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/05/palestinian-division-hamas-fatah-us-peace-plan.html ixzz5nWLvt0yK]. Пресс-секретарь ХАМАСа Фаузи Бахрум назвал этот кабинет министров «сепаратистским» и обвинил М. Аббаса в нарушении договоренностей о проведении выборов [В Рамалле приведено к присяге новое правительство., http://newsru.co.il/mideast/13apr2019/shtaye820.html].

Не преодолев внутреннего раскола и не реформировав главную всепале-стинскую ООП, членом которой не является ХАМАС, М. Аббас столкнулся не только с протестом этого правящего в секторе Газа движения, но и противодействием двух значимых фракций ООП — НФОП и ДФОП. Вражда между правящими палестинскими движениями привела к ситуации, в которой выживаемость режимов в Газе и Рамалле зависит прежде всего от Израиля и США (в части финансирования взаимодействия в сфере безопасности силовых ведомств Израиля и ПНА).

С 11 по 13 февраля 2019 г. в Москве прошли переговоры представителей палестинских организаций и правящих движений с целью достижения межпалестинского политического согласия. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия будет «поддерживать любые договоренности, которые вы [палестинцы] между собой достигнете. Будем всегда поддерживать любые инициативы, ведущие к восстановлению национального согласия палестинцев» [Россия поддержит любые договоренности., https://ria. ru/20190212/1550743369.html].

Однако и на этот раз не удалось достичь межпалестинского консенсуса, хотя в преддверии переговоров представители ФАТХа поторопились распространить копии «Московской декларации». Основные пункты документа: (1) прекращение израильской оккупации и создание независимого арабского палестинского государства на всех территориях, оккупированных Израилем в 1967 г, со столицей в Иерусалиме; (2) возвращение палестинских беженцев в свои дома на территории Израиля в соответствии с резолюциями ООН и принципами международного права; (3) опровержение «ложных утверждений» о невозможности преодоления внутрипалестинского раскола и продолжение усилий по достижению национального единства; (4) «право палестинского народа противостоять оккупации всеми законными методами и средствами», осуждение обвинений палестинцев в терроризме и включения палестинских партий в список террористических организаций; (5) приверженность «Каирской декларации» 2015 г. и подписанному в Египте в 2017 г. соглашению; (6) категорический отказ от «сделки века» Д. Трампа и ее формулы «экономического мира» или «государства с временными границами»; (7) одобрение отказа многих государств признать Иерусалим столицей Израиля и осуждение США за перенос американского посольства в Иерусалим; (8) заявление о «единстве палестинскихтерриторий» иотказотлюбыхпланов, «направленных на отделение сектора Газы от Западного берега р. Иордан, включая Иерусалим»,

и необходимость «положить конец несправедливой израильской блокаде сектора Газа»; (9) информирование международного сообщества (включая ООН, ЛАГ), Организации исламского сотрудничества и всех региональных организаций о подвижках во «внутрипалестинском» диалоге; (10) признательность России за организацию встречи.

«Московскую декларацию» должны были подписать представители всех фракций, участвовавших в переговорах (кроме «Палестинского исламского джихада»). Среди них: ФАТХ, ХАМАС, НФОП, ДФОП, НФОП — Главное командование, Палестинская национальная инициатива, Палестинская народная партия, «Ас-Саика», Палестинский фронт освобождения, Палестинский фронт народной борьбы (националистическая партия левого толка) и Палестинский демократический союз. В результате под Декларацией отсутствовала подпись не только представителя «Палестинского исламского джихада», но и ХАМАСа, поэтому подписанный остальными фракциями документ оказался недействительным. Лидер «Палестинского исламского джихада» Мухаммед аль-Хинди призвал к реформе ООП и включению в ее состав его организации и ХАМАСа в соответствии с достигнутыми ранее соглашениями [О «межпалестинском диалоге» в Москве., http://www.iimes.ru/?p=53364].

Несмотря на то что члену ЦК ФАТХа Аззаму аль-Ахмаду пришлось объясняться перед руководством России по причине того, что сторонам так и не удалось достичь согласия, подготовленные к подписанию пункты декларации стали, по сути, основой, на которой Россия и палестинские фракции продолжат поиск путей достижения межпалестинского согласия. Так, по результатам проведенных в начале 2020 г. переговоров с руководителями основных палестинских политических фракций ведется подготовка к очередному всепалестинскому саммиту в Москве с целью подписания соглашения о примирении и выработки единой палестинской позиции.

Стоит отметить, что с приходом в Белый дом Д. Трампа палестинцы окончательно потеряли надежду на решение конфликта путем мирных переговоров с Израилем, которые так и не возобновлялись в течение нескольких лет. Для решения своих политических и социально-экономических проблем и достижения цели создания палестинского государства они пытаются апеллировать к международным институтам и международному сообществу, главным образом ЕС, который проводит свою политику, рассматриваемую в Израиле как пропале-стинскую (в частности, в Иерусалиме не раз обвиняли европейских партнеров в финансировании различных НПО, ведущих антиизраильскую деятельность). Помимо этого, прогрессу в мирном процессе (с палестинской стороны) мешает отсутствие политического единства на палестинских территориях.

В таких условиях Россия является единственной суверенной мировой державой, заинтересованной и способной помочь палестинским лидерам прийти к общенациональному согласию с целью успешного отстаивания прав палестинского народа. Москва не только продвигает свои интересы в ближневосточном регионе, но и демонстрирует четкое понимание необходимости, потенциала и способов урегулирования палестинской проблемы путем переговоров и на основе резолюций ООН и достигнутых ранее двусторонних договоренностях.

С позиции России, проблема палестинцев во внешнеполитической повестке дня РФ является одним из направлений комплексной ближневосточной политики, определяемой на данном этапе урегулированием военно-политической и гуманитарной ситуации в Сирии, в том числе во взаимодействии с Израилем.

Что касается палестинцев, для них ценность фактора России в урегулировании конфликта с Израилем должна прежде всего заключаться в официальной позиции Москвы, высказанной Президентом В. Путиным. По его словам, в результате решения палестино-израильского конфликта должна быть «прекращена начавшаяся в 1967 г израильская оккупация арабских земель и создано независимое палестинское государство со столицей в Восточном Иерусалиме» [Путин: РФ выступает за создание., http://www.ng.ru/news/601405.html]. Представляется, что обозначенная Россией цель, по определению, исключает возможность низведения палестинского вопроса до уровня гуманитарной проблемы Израиля и соседних государств.

С учетом политики администрации США (прежде всего в период президентства Д. Трампа, после которого новому главе Белого дома будет непросто вернуть США статус основного посредника в урегулировании палестино-израильского конфликта, по крайней мере, пока ПНА возглавляет М. Аббас) и израильского руководства во главе с Б. Нетаньяху сложно представить прекращение израильской оккупации наряду с реализацией других требований палестинской стороны без активного участия России, мировой державы и члена СБ ООН, а также важного игрока в ближневосточном регионе.

Литература

В Рамалле приведено к присяге новое правительство во главе с Мухаммадом Штайе // NEWSRU.co.il. 13.04.2019. URL: http://newsru.co.il/mideast/13apr2019/shtaye820.html (дата обращения: 06.05.2019).

Генассамблея ООН приняла резолюцию по Палестине // ТАСС. 14.06.2018. URL: https:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5289394 (дата обращения: 11.05.2019).

Заявление МИД России. 06.06.2017. URL: http://www.mid.ru/ru/press_service/spokesman/ official_statement/-/asset_publisher/t2GCdmD8RNIr/content/id/2717182 (дата обращения: 02.05.2019).

Звягельская И. Д. Ближневосточный клинч. Конфликты на Ближнем Востоке и политика России: научное исследование. М.: Аспект-Пресс, 2014. 208 с.

МИД России указал на нежелание Израиля вести переговоры с Палестиной // Газета.ру. 07.10.2018. URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/2018/10/07/n_12135907.shtml7updated (дата обращения: 07.05.2019).

Носенко Т. В., Исаев В. А., Мелкумян Е. С. Палестинская проблема в ближневосточной политике СССР/России // Вестник МГИМО-Университета. 2017. Т. 4, № 55. С. 113-126. https:// doi.org/10.24833/2071-8160-2017-4-55-113-126

О «межпалестинском диалоге» в Москве // Институт Ближнего Востока. 15.02.2019. URL: http://www.iimes.ru/?p=53364 (дата обращения: 08.05.2019).

Палестинцы противостоят «сделке века» администрации президента США Д. Трампа // Институт Ближнего Востока. URL: http://www.iimes.ru/?p=55298 (дата обращения: 02.05.2019).

Посол Палестины отметил весомую роль России в решении проблем в регионе // РИА Новости. 10.11.2017. URL: https://ria.ru/20171110/1508565824.html (дата обращения: 07.05.2019).

Путин: РФ выступает за создание палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме // Независимая газета. 29.11.2017. URL: http://www.ng.ru/news/601405.html (дата обращения: 10.03.2020).

Реанимация палестинской проблемы // Царьград. 12.05.2017. URL: https://tsargrad.tv/ articles/reanimacija-palestinskoj-problemy_63023 (дата обращения: 07.05.2019).

Россия поддержит любые договоренности палестинских делегаций в Москве // РИА. Новости. 12.02.2019. URL: https://ria.ru/20190212/1550743369.html (дата обращения: 06.05.2019).

Федорченко А. В., Крылов А. В., Морозов В. М. Государство Палестина: право на будущее: монография. М.: МГИМО — Университет, 2018. 418 с.

85 % of Kuwaitis reject cooperation with Israeli regime, survey finds // Press TV.10.03.2019. URL: https://www.presstv.com/Detail/2019/03/10/590677/85-of-Kuwaitis-reject-normalization-with-Israeli-regime-survey-finds (дата обращения: 02.05.2019).

Abbas to urge alternative to US as peace mediator in UN speech // The Times of Israel. 19.02.2018. URL: https://www.timesofisrael.com/abbas-to-urge-alternative-to-us-as-peace-mediator-in-un-speech/ (дата обращения: 02.05.2019).

Abbas, Putin to discuss new peace talks mechanism sidelining US — report // The Times of Israel. 07.02.2018. URL: https://www.timesofisrael.com/abbas-putin-to-discuss-new-peace-talks-mechanism-sidelining-us-report/ (дата обращения: 02.05.2019).

Addressing new Knesset, Netanyahu expresses hope for peace with Arab world // The Times of Israel. 30.04.2019. URL: https://www.timesofisrael.com/addressing-new-knesset-netanyahu-ex-presses-hope-for-peace-with-arab-world/ (дата обращения: 25.01.2021).

Netanyahu and Israel: 'Only the strong survive' // Israel Hayom. 18.07.2019. URL: https://www.israel-hayom.com/opinions/netanyahu-and-israel-only-the-strong-survive/ (дата обращения: 25.01.2021).

Netanyahu in Warsaw: For Arab leaders, Iran threat more urgent than Palestinians // The Times of Israel. 14.02.2019. URL: https://www.timesofisrael.com/netanyahu-in-warsaw-for-arab-lead-ers-iran-threat-more-urgent-than-palestinians/ (дата обращения: 01.05.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Netanyahu: Israel in close contact with 6 Arab countries // The Jerusalem Post. 13.03.2019. URL: https://www.jpost.com/Middle-East/Netanyahu-Israel-in-close-contact-with-6-Arab-coun-tries-583217 (дата обращения: 25.01.2021).

Palestinian FM says US seeking to renew ties ahead of peace plan's unveiling // The Times of Israel. 10.05.2019. URL: https://www.timesofisrael.com/palestinian-fm-says-us-seeking-to-renew-ties-ahead-of-peace-plans-unveiling/ (дата обращения: 10.05.2019).

Palestinian rift endangers opposition to US peace plan // Al-Monitor. 08.05.2019. URL: https:// www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/05/palestinian-division-hamas-fatah-us-peace-plan. html ixzz5nWLvt0yK (дата обращения: 10.05.2019).

Polls: Arab countries more positive toward Israel, skeptical of Iran // Israel Hayom. 27.03.2019. URL: https://www.israelhayom.com/2019/03/27/polls-arab-countries-more-positive-toward-isra-el-skeptical-of-iran/ (дата обращения: 01.05.2019).

Saudi Arabia offered Abbas $10 billion to accept Trump's peace plan — report // The Jerusalem Post. URL: https://www.jpost.com/Middle-East/Saudi-Arabia-offered-Abbas-10-billion-to-accept-Trumps-peace-plan-report-588294 (дата обращения: 08.05.2019).

US' Pompeo: 'We have developed relations between Israel and Arab countries' // MEMO. 05.01.2019. URL: https://www.middleeastmonitor.com/20190105-us-pompeo-we-have-devel-oped-relations-between-israel-and-arab-countries/ (дата обращения: 28.04.2019).

Корочкина Виктория Анатольевна — канд. полит. наук, ст. преп.,

victoria.korochkina@gmail.com

Статья поступила в редакцию: 5 февраля 2020 г:

рекомендована к печати: 12 февраля 2021 г

Для цитирования: Корочкина В. А. Палестинская проблема и ее место во внешнеполитической повестке дня России // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2021. Т. 17, № 1.

С. 52-68. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.105

ПОЛИТЭКС. 2021. Том 17, № 1

THE PALESTINIAN CASE AND ITS PLACE ON RUSSIA'S FOREIGN POLICY AGENDA

Victoria А. Korochkina

St. Petersburg State University,

7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; victoria.korochkina@gmail.com

The events of the "Arab spring" and its consequences as well as the "Iranian threat", which became a key security challenge for the Gulf States, not without the efforts of Benjamin Netanyahu and supported by the pro-Israel Trump administration (2016-2020), seemed to have removed the Palestinian case from the priority list of Middle East issues. The role of Russia, the traditional partner of the Palestine Liberation Organization (PLO) since Soviet times, also looked more low-key after the collapse of the Soviet Empire, especially amid resolution of the military-political crisis in Syria. Russian diplomacy on the Palestinian track remained unnoticed compared to the activity in the region of Donald Trump's envoys, who promoted a peace plan for settling the Palestinian-Israeli conflict known as the "deal of the century". Having failed to achieve the main goal, the White House contributed to the signing of the "The Abraham Accords", which was a breakthrough given that the Arab states declared the solution of the Palestinian issue as precondition for formal relations with the Jewish state. If Arab-Israeli normalization continues, Israel will have peace treaties with more than half of the Arab and Muslim states despite the deadlock in the peace process with the Palestinians. Based on the analysis of political processes amid the unresolved Palestinian problem, and above all, Russia's attempts as a mediator to achieve a settlement of the Palestinian-Israeli conflict, the author suggests that the Palestinian issue has not lost its political significance and relevance as much as the Israeli government under Netanyahu tries to sell it. Keywords: Israel, Gaza Strip, West Bank, Jordan, Palestinian Autonomy, Hamas, Fatah, Palestinian-Israeli conflict.

References

85 % of Kuwaitis reject cooperation with Israeli regime, survey finds. Press TV. Available at: https://www.presstv.com/Detail/2019/03/10/590677/85-of-Kuwaitis-reject-normaliza-tion-with-Israeli-regime-survey-finds (accessed: 02.05.2019).

Abbas to urge alternative to US as peace mediator in UN speech. The Times of Israel. Available at: https://www.timesofisrael.com/abbas-to-urge-alternative-to-us-as-peace-mediator-in-un-speech/ (accessed: 02.05.2019).

Abbas, Putin to discuss new peace talks mechanism sidelining US — report. The Times of Israel. Available at: https://www.timesofisrael.com/abbas-putin-to-discuss-new-peace-talks-mech-anism-sidelining-us-report/ (accessed: 02.05.2019).

About the "inter-Palestinian dialogue" in Moscow. Institute of the Middle East. Available at: http://www.iimes.ru/?p=53364 (accessed: 08.05.2019). (In Russian)

Addressing new Knesset, Netanyahu expresses hope for peace with Arab world. The Times of Israel. 30.04.2019. Available at: https://www.timesofisrael.com/addressing-new-knesset-netanya-hu-expresses-hope-for-peace-with-arab-world/ (accessed: 25.01.2021).

Fedorchenko A. V., Krylov A. V., Morozov V. M. The State of Palestine: The Right to the Future: Monograph. Moscow, MGIMO-University Publ., 2018. 418 p. (In Russian)

In Ramallah a new government led by Muhammad Shtaye is sworn in. NEWSRU.co.il. Available at: http://newsru.co.il/mideast/13apr2019/shtaye820.html (accessed: 06.05.2019). (In Russian)

Netanyahu and Israel: 'Only the strong survive'. Israel Hayom. 18.07.2019. Available at: https://www.israelhayom.com/opinions/netanyahu-and-israel-only-the-strong-survive/ (accessed: 25.01.2021).

Netanyahu in Warsaw: For Arab leaders, Iran threat more urgent than Palestinians. The Times of Israel. Available at: https://www.timesofisrael.com/netanyahu-in-warsaw-for-arab-lead-ers-iran-threat-more-urgent-than-palestinians/ (accessed: 01.05.2019).

HOJIMTBKC. 2021. TOM 17, № 1

Netanyahu: Israel in close contact with 6 Arab countries. The Jerusalem Post. 13.03.2019. Available at: https://www.jpost.com/Middle-East/Netanyahu-Israel-in-close-contact-with-6-Ar-ab-countries-583217 (accessed: 25.01.2021).

Nosenko T. V., Isaev V. A., Melkumyan E. S. The Palestinian problem in the Middle East policy of the USSR/Russia. VestnikMGIMO-Universiteta, 2017, vol. 4 (55), pp. 113-126. Available at: https:// doi.org/10.24833/2071-8160-2017-4-55-113-126 (accessed: 02.05.2019). (In Russian)

Palestinian ambassador noted Russia's significant role in solving problems in the region. RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/20171110/1508565824.html (accessed: 07.05.2019) (In Russian) Palestinian FM says US seeking to renew ties ahead of peace plan's unveiling. The Times of Israel. Available at: https://www.timesofisrael.com/palestinian-fm-says-us-seeking-to-renew-ties-ahead-of-peace-plans-unveiling/ (accessed: 10.05.2019).

Palestinian rift endangers opposition to US peace plan. Al-Monitor. Available at: https://www. al-monitor.com/pulse/originals/2019/05/palestinian-division-hamas-fatah-us-peace-plan.html ix-zz5nWLvt0yK (accessed: 10.05.2019).

Palestinians oppose "deal of the century" of the administration of US President D. Trump. Institute of the Middle East. Available at: http://www.iimes.ru/?p=55298 (accessed: 02.05.2019). (In Russian)

Polls: Arab countries more positive toward Israel, skeptical of Iran. Israel Hayom. Available at: https://www.israelhayom.com/2019/03/27/polls-arab-countries-more-positive-toward-israel-skepti-cal-of-iran/ (accessed: 01.05.2019).

Putin: Russia advocates Palestinian State with the capital in East Jerusalem. Nezavisimaya gazeta. 29.11.2017. Available at: http://www.ng.ru/news/601405.html (accessed: 10.03.2020). (In Russian)

Reviviscence of the Palestinian problem. Tzargrad. Available at: https://tsargrad.tv/articles/re-animacija-palestinskoj-problemy_63023 (accessed: 07.05.2019). (In Russian)

Russia will support any arrangements of the Palestinian delegations in Moscow. RIA Novosti. Available at: https://ria.ru/20190212/1550743369.html (accessed: 06.05.2019). (In Russian)

Russian Foreign Ministry points out on Israel's unwillingness to negotiate with Palestine. Gazeta. ru. Available at: https://www.gazeta.ru/politics/news/2018/10/07/n_12135907.shtml?updated (accessed: 07.05.2019). (In Russian)

Saudi Arabia offered Abbas $10 billion to accept Trump's peace plan — report. The Jerusalem Post. Available at: https://www.jpost.com/Middle-East/Saudi-Arabia-offered-Abbas-10-billion-to-accept-Trumps-peace-plan-report-588294 (accessed: 08.05.2019).

Statement by the Russian Ministry of Foreign Affairs. Available at: http://www.mid.ru/ru/press_ service/spokesman/official_statement/-/asset_publisher/t2GCdmD8RNIr/content/id/2717182 (accessed: 02.05.2019). (In Russian)

UN GA accepted Resolution on Palestine. TASS. 14.06.2018. Available at: https://tass.ru/mezh-dunarodnaya-panorama/5289394 (accessed: 11.05.2019). (In Russian)

US' Pompeo: 'We have developed relations between Israel and Arab countries' // MEMO. Available at: https://www.middleeastmonitor.com/20190105-us-pompeo-we-have-developed-rela-tions-between-israel-and-arab-countries/ (accessed: 28.04.2019).

Zvyagelskaya I. D. Middle East clinch. Conflicts in the Middle East and Russian Politics: Scientific Study. Moscow, Aspekt-Press Publ., 2014. 208 p. (In Russian)

Received: February 5, 2020

Accepted: February 12, 2021

For citation: Korochkina V. A. The Palestinian case and its place on Russia's foreign policy agenda. Political Expertise: POLITEX, 2021, vol. 17, no. 1, pp. 52-68. https://doi.org/10.21638/spbu23.2021.105 (In Russian)

2021. TOM 17, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.