Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАЧЁТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ЗАЧЁТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / АДАПТАЦИЯ / УТОМЛЯЕМОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовканец Кcения Михайловна, Демеш Владимир Павлович

В статье проведен анализ воздействия экзаменационной сессии на физическое состояние студентов. Рассматривается влияние учебной нагрузки на физическое и психоэмоциональное здоровье студентов. Выявлена важность физической нагрузки. Представлена техника увеличения работоспособности. Проанализированы наиболее продуктивные временные промежутки для подготовки к экзаменационной сессии, а также к каким последствиям может привести долгая и неподвижная учебная деятельность. Предложен комплексный подход для повышения работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вовканец Кcения Михайловна, Демеш Владимир Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF THE CREDIT AND EXAM SESSION ON THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS

The article analyzes the impact of the examination session on the physical condition of students. The influence of the study load on the physical and psycho-emotional health of students is considered. The importance of physical activity is revealed. The technique of increasing efficiency is presented. The most productive time intervals for preparation for the examination session are analyzed, as well as to what consequences long and motionless study activity can lead. A comprehensive approach to increasing work capacity is offered.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАЧЁТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ ЗАЧЁТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ Вовканец К.М.1, Демеш В.П.2 Email: Vovkanets6110@scientifictext.ru

'Вовканец Ксения Михайловна — студент, юридический факультет;

2Демеш Владимир Павлович - заведующий кафедрой, кафедра физической подготовки, Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российская таможенная академия, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье проведен анализ воздействия экзаменационной сессии на физическое состояние студентов. Рассматривается влияние учебной нагрузки на физическое и психоэмоциональное здоровье студентов. Выявлена важность физической нагрузки. Представлена техника увеличения работоспособности. Проанализированы наиболее продуктивные временные промежутки для подготовки к экзаменационной сессии, а также к каким последствиям может привести долгая и неподвижная учебная деятельность. Предложен комплексный подход для повышения работоспособности.

Ключевые слова: студенты, физическая нагрузка, адаптация, утомляемость, учебный процесс, здоровье.

THE INFLUENCE OF THE CREDIT AND EXAM SESSION ON THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS Vovkanets KM.1, Demesh V^.2

'Vovkanets KseniaMikhailovna - Student, LAW FACULTY;

2Demesh Vladimir Pavlovich - Head of Department, PHYSICAL TRAINING DEPARTMENT, V.B. BOBKOVST. PETERSBURG BRANCH RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article analyzes the impact of the examination session on the physical condition of students. The influence of the study load on the physical and psycho-emotional health of students is considered. The importance of physical activity is revealed. The technique of increasing efficiency is presented. The most productive time intervals for preparation for the examination session are analyzed, as well as to what consequences long and motionless study activity can lead. A comprehensive approach to increasing work capacity is offered. Keywords: students, physical load, adaptation, fatigue, educational process, health.

УДК 769/799

Одним из наиболее популярных и эффективных способов повышения работоспособности в процессе обучения и развития общественной активности студентов признано систематическое выполнение физических нагрузок с учетом индивидуализации профессиональной деятельности.

Низкий процент студентов верят в прямую зависимость между успеваемостью в учебе и непосредственно их физическим развитием, однако она существует.

При поступлении в вуз будущий студент попадает в иные условия, значительно отличающиеся от образовательного процесса в школе. Его активность на порядок снижается, появляется более сложная учебная нагрузка, а также нервное напряжение, особенно усиливающееся в период зачётно-экзаменационной сессии. Именно поэтому очень важно всестороннее физическое развитие студента. Это является основой для усовершенствования всех ключевых функций организма, необходимых для рефлекторных качеств, умений и навыков.

У студентов два месяца в году связанны со сдачей экзаменов - летней и зимней экзаменационными сессиями. Данный временной промежуток требует от студентов наибольшей концентрации и сосредоточенности. Эмпирическим путем было доказано, что физическая нагрузка два раза в неделю по одному астрономическому часу положительно

влияет на успеваемость студентов в период сдачи экзаменов, организм быстрее восстанавливается и психоэмоциональное состояние студентов выравнивается. Данные экспериментов также показали, что у спортсменов быстрее проходят процессы восстановления. Что еще раз доказывает значимость физических нагрузок в период интенсивной подготовки к экзаменам и зачетам [1].

Среднее время, отводимое на учебные занятия, варьируется от 6 до 8 часов в день. Самоподготовка у студентов отнимает в день в среднем 3-5 часов, а в период сессии это время может достигать и 8-9 часов. Резюмируя, в среднем на подготовку у студентов уходит от 9 до 12 часов в день.

Проведя небольшой опрос среди студентов разных курсов, я выявила тенденцию, что наиболее продолжительные затраты времени на учебу наблюдаются у первокурсников, в среднем это 11 часов в день. У студентов второго курса - 9 часов, и среди третьекурсников время сокращается в среднем до 8 часов в день. Я связываю это с тем, что на первом курсе студенты не понимают до конца, как правильно выстроить свой учебный процесс и как сокращать время на подготовку, не теряя при этом качества выполненной работы.

Также немаловажным фактором является временной промежуток, в который молодые люди занимаются самоподготовкой. Как правило, это происходит в поздние часы. Работа в такое время происходит в ущерб организму:

во-первых, сбивается режим сна и ухудшается его качество;

во-вторых, деятельность, выполняемая студентами после 21 часа, требует повышенных затрат энергии;

в-третьих, уменьшается эффективность усвоения изученного материала.

Существует тенденция об уровне работоспособности в течение дня, недели, полугода и года. Так, например, рассматривая работоспособность за недельный период можно говорить о следующей градации. Понедельник - период адаптации; вторник, среда и четверг характеризуются наивысшей работоспособностью и максимальной усидчивостью; в пятницу и субботу период снижения работоспособности и появление утомления. Именно поэтому, рациональным считается уделять больше внимание физическим нагрузкам в воскресенье, это поспособствует снижению утомляемости и нервного напряжения.

Долгая и неподвижная учебная деятельность может способствовать:

1) снижению массы тела;

2) снижению резистентности организма к воздействию различных инфекций и заболеваний;

3) потливости;

4) лабильности частоты сердцебиения.

Все эти признаки свидетельствуют о переутомлении.

Избежать вышеперечисленных факторов можно чередованием труда и отдыха, структурированной организацией учебного процесса, отказа от вредных привычек, а также не забывать про физические тренировки, которые будут способствовать поддержанию организма в состоянии оптимальной физической формы.

Посредством небольших, но систематических действий можно повысить работоспособность студентов, как в период сдачи сессии, так и в период образовательного процесса.

Взять за правило делать каждое утро зарядку.

Как выяснилось, большинство студентов равнодушны к зарядке. Утреннюю зарядку делают 25.1% на первом курсе, 12.2% на втором, 5.8% на третьем курсе [2]. 15 минут с утра позволит организму быстрее пробудиться, а значит и будет сокращен процесса врабатывания в учебный материал. Утренняя гигиеническая гимнастика учащает сердцебиение, стимулирует обмен веществ, улучшает кровообращение, положительно влияет на сердечно-сосудистую и нервную системы.

Еще один способ повышения работоспособности, который является действенным и доступным - это микропаузы с использованием физических нагрузок. Физкультурную паузу рекомендуется проводить в течение 5-10 минут, после каждых 2-3 часов самоподготовки, когда начинают появляется первые симптомы утомления. Исследования доказали эффективность микропаузы, так при ее 10-минутном проведении работоспособность повышается на 5-10%, а при 5-минутном проведении на 3-6%. Заполнена микропауза должна динамическими упражнениями: бег на месте, приседания, сгибание и выпрямление рук в упоре, упражнения для коррекции осанки и т.д.

Отмечается, что нервное напряжение у студентов находящихся в хорошей физической форме, ниже, чем у студентов, которые пренебрегают физическими нагрузками.

Следовательно, уровень физической подготовленности в большей мере определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному труду и значительно повышает эффективность производственной деятельности.

В условиях активной и сверхнормативной учебной нагрузки, а также нервно-психической напряженности, физическая культура является базой для полноценной жизни студентов, в которой будут силы для успешной учебной, научной и профессиональной деятельности. Физические упражнения в период повышенных умственных нагрузок помогут студентам удачнее разрешить свои задания, сохранив при этом здоровье и хорошее самочувствие.

Список литературы / References

1. Рязанов С.Ю. Физическое воспитание студенческой молодежи // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. LXXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф, 2020. № 1(84). С. 214-223.

2. Cбитнева О.А. Воздействие учебного процесса на организм студентов // Universum: Психология и образование: электрон. научн. журн., 2018. № 1(43). С. 4-8.

ЖИЗНЕННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Савина И.С. Email: Savina6110@scientifictext.ru

Савина Ирина Сергеевна — магистрант, кафедра социальной психологии, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье актуализирована проблематика особенностей жизненных перспектив юношей и девушек в контексте социальной активности. Исследование, направленное на изучение жизненных перспектив в студенческом возрасте, показало, что юноши и девушки в силу ещё формирующегося самоопределения, склонны ориентироваться как на получение мимолётного «детского» удовольствия, так и на деятельность, направленную на будущие достижения. Наряду с этим, юноши и девушки ощущают ответственность за свою настоящую жизнь и рассматривают своё прошлое и с позитивных, и с негативных сторон. Наблюдается тенденция роста проявления социальной активности, в частности социально полезной. Для юношей и девушек характерна, направленность на развитие личности и приобретение новых навыков, участие в деятельности организаций и объединений развлекательного характера и проявление своих возможностей в интернет-пространстве, обусловленных возрастными особенностями и спецификой современного общества. Ключевые слова: жизненная перспектива, социальная активность, юношеский возраст.

LIFE PROSPECTS OF THE INDIVIDUAL IN THE CONTEXT OF SOCIAL ACTIVITY IN ADOLESCENCE Savina I.S.

Savina Irina Sergeyevna - master's degree Student, DEPARTMENT OF SOCIAL PSYCHOLOGY, SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF THE HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES, SAINT-PETERBURG

Abstract: the article actualizes the problems of the peculiarities of the life prospects of young men and women in the context of social activity. The study, aimed at studying life prospects in the student age, showed that young men and women, due to the still forming self-determination, tend to focus both on obtaining fleeting "childish" pleasure, and on activities aimed at future achievements. At the same time, young men and women feel responsible for their present life and view their past from both positive and negative sides.

There is a tendency to increase the manifestation of social activity, in particular socially useful. Young men and women are characterized by a focus on personal development and the acquisition of new skills, participation in the activities of organizations and associations of an entertainment nature and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.