Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЕГИОНЕ'

ВЛИЯНИЕ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА КРЫМ / СОВЕТ МИНИСТРОВ / МИНИСТЕРСТВО / ПОЛНОМОЧИЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / REPUBLIC OF CRIMEA / COUNCIL OF MINISTERS / MINISTRY / POWERS / EXECUTIVE AUTHORITIES / FORMATION / REORGANIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Конджакулян Карен Манвелович, Мелкова Жанна Ханларовна

В статье рассматриваются ключевые аспекты влияния высшего должностного лица Республики Крым на эффективность осуществления исполнительной власти в республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE TOP LEADERSHIP OF THE REPUBLIC OF CRIMEA ON THE EFFECTIVENESS OF EXECUTIVE POWER IN THE REPUBLIC

The article examines the issues of the top leadership of the Republic of Crimea on the effectiveness of executive power in the republic.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЕГИОНЕ»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2020-10233

ВЛИЯНИЕ ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РЕГИОНЕ

Карен Манвелович КОНДЖАКУЛЯН, Жанна Ханларовна МЕЛКОВА,

доцент кафедры государственно-правовых магистр ИГСУ РАНХиГС

дисциплин ИГСУ РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат юридических наук E-mail: karen7777@bk.ru

Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые аспекты влияния высшего должностного лица Республики Крым на эффективность осуществления исполнительной власти в республике.

Ключевые слова: Республика Крым, совет министров, министерство, полномочия, исполнительные органы власти, формирование, реорганизация.

Со дня вступления Республики Крым в состав Российской Федерации прошло чуть больше шести лет. Это самый новый и молодой регион страны. В период интеграции были проведены колоссальные изменения во всех сферах региона, в том числе в сфере органов исполнительной власти республики.

Государственную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым (далее — Глава), который является высшим должностным лицом Республики Крым1.

Изучение законодательства и правоприменительной практики позволяет понять, что в полной мере не раскрыт статус и роль высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в механизме осуществления государственной власти и не урегулированы полномочия главы субъекта Российской Федерации. Огромное количество вопросов возникает при исследовании субъекта конституционно-правового механизма осуществления государственной власти на региональном уровне.

Правовая основа, регулирующая институт высшего должностного лица субъекта, достаточно обширная и многоуровневая. В свою очередь, это вызывает определенные трудности в определении и закреплении функций высшего должностного лица субъекта РФ.

Annotation. The article examines the issues of the top leadership of the Republic of Crimea on the effectiveness of executive power in the republic.

Keywords: Republic of Crimea, council of ministers, ministry, powers, executive authorities, formation, reorganization.

Основные полномочия главы устанавливаются ч. 7 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.

Иные полномочия определены федеральными законами Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Крым.

На региональном уровне основным полномочиям Главы Республики Крым отведена ст. 4 Конституции Республики Крым, утвержденной 11 апреля 2014 г.

Глава Республики Крым избирается Государственным Советом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Крым.

Глава Республики Крым либо непосредственно возглавляет правительство республики — Совет министров Республики Крым (в порядке совмещения с должностью Председателя Совета министров), либо с согласия Государственного Совета назначает Председателя Совета министров.

С апреля 2014 г. по сентябрь 2019 г. обязанности Главы и Председателя Совета министров Республики Крым были объединены в одном

№ 4/2020

лице. Но после региональных выборов эти должности были разделены. Объяснение для этого решения было простое: эти компетенции не давали Главе в полном объеме выполнять функции и обязанности, возложенные на него как на Главу.

Главная цель разделения — повышение эффективности госуправления, контроль за деятельностью исполнительных органов власти республики.

Согласно ст. 2 Закона Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» от 29 мая 2014 г. № 5-ЗРК Глава Республики Крым является главой исполнительной власти Республики Крым.

Формирование органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация — епархия Главы Республики Крым. Это четко прописано в статьях 22, 23, 24 Закона Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» от 29 мая 2014 г. № 5-ЗРК.

Глава принимает решения о создании того или иного министерства, государственного комитета, службы, агентства, инспекции Республики Крым и других исполнительных органов власти.

Глава формирует Совет министров и определяет его структуру в соответствии с Конституцией Республики Крым и законодательством Республики Крым и принимает решение о его отставке.

Что касается кандидатуры Председателя Совета министров, то решения о назначении принимает Государственный Совет Республики Крым по предложению Главы.

Заместители Председателя назначаются Главой по согласованию с Государственным Советом Республики. Это процедура соблюдается также при увольнении с этих должностей.

Что касается министров, то их Глава назначает самостоятельно, кроме двух министров.

Согласно ч. 5 ст. 16 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 г. № 5-ЗРК министр, реализующий полномочия в сфере санаторно-курортного и туристического направления, министр, реализующий полномочия в сфере экологии и природопользования, назначаются на должность и освобождаются от нее Главой по согласованию с Государственным Советом Республики Крым.

Не зря именно назначение на эти две должности должны согласовываться с Государствен-

ным Советом, ведь направления, деятельность которых осуществляют профильные министерства, являются ключевыми для Республики Крым. Поэтому подбор кандидатур на эти должности должен быть тщательным2.

Проанализировав участие Главы в формировании органов исполнительной власти, можно с уверенностью сказать, что Глава является ключевой фигурой в образовании и функционировании органов исполнительной власти в Республике Крым. Правильные подбор и расстановка кадров, четкое формирование структуры министерств, комитетов и других ведомств в совокупности должны давать высокие и эффективные результаты и показатели социально-экономического развития региона на всех уровнях исполнительной власти республики.

Важным полномочием Главы Республики Крыс является право законодательной инициативы. Он может вносить законопроекты на рассмотрение Государственного Совета Республики Крым и тем самым регулировать правоотношения на региональном уровне.

С одной стороны, это дает возможность расширить законодательную базу Республики Крым, наладить эффективность взаимодействия всех органов власти в регионе. Но, с другой стороны, это право увеличивает и без того огромное количество правовых актов, которые могут создавать коллизию с федеральным законодательством, дублировать правовые акты вышестоящих органов либо вообще не работать. Поэтому данным правом необходимо пользоваться в прецедентных случаях.

Глава также принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Республики Крым.

На высшее должностное лицо республики возложено определение основных направлений развития региона.

Повышение уровня жизни, жилищно-строительная сфера, промышленность, свободная экономическая зона, энергетика, водопользование, транспортная инфраструктура и туристс-ко-рекреационный сектор — именно эти направления определены как основные для устранения отставания в региональном развитии, а также в целях повышения уровня жизни населения и развития экономики Крыма до общероссийского уровня. Особое значение имеет формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста на полуострове, эф-

№ 4/2020

фективное использование туристско-рекреаци-онного потенциала.

Глава Республики Крым представляет Республику Крым в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей; при этом он вправе подписывать договоры от имени Республики Крым.

Полномочия в профильных сферах деятельности органов исполнительной власти Республики Крым определяются законами Республики Крым. В основном они касаются создания и реорганизации профильных министерств и других ведомств, издания правовых актов, касающихся деятельности в той или иной сфере, приостановления и отмены действия постановлений и распоряжений Совета министров и актов исполнительных органов власти республики.

Проанализировав вышеизложенное, можно утверждать, что своей деятельностью и контролем Глава оказывает большое влияние на развитие и функционирование органов исполнительной власти в Республике Крым. Но конкретных полномочий в целях достижения поставленных задач нет.

Принятие отдельного правового акта, определяющего полномочия, статус и функции, даст возможность четко определить компетенцию высшего должностного лица в различных сфе-

рах и областях, произвести специализацию полномочий в зависимости от приоритетного направления деятельности. Необходимо разработать четкий механизм взаимодействия между Главой республики, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, сформировать четкую позицию по руководству всеми уровнями власти.

1 Конституция Республики Крым от 11.04.2014 г. // Крымские известия 2014. № 68 (5479). 12 апр.

2 Закон Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» от 29.05.2014 г. № 5-ЗРК // Крымские известия. 2014. № 103-104 (5514-5515). 30 мая.

Библиографический список

1. Актуальные проблемы сравнительного правоведения: Матер. IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и магистров. Симферополь: КФУ им. В.И. Вернадского, 2019. 505 с.

2. Заметина Т.В. Конституционно-правовой механизм публичной власти в Крыму: проблемы и тенденции развития // Изв. Сарат. ун-та. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17. Вып. 1. С. 81—90.

№ 4/2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.