Научная статья на тему 'Особенности действия принципа разделения властей и форма республиканского правления в Республике Крым'

Особенности действия принципа разделения властей и форма республиканского правления в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
345
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ ВЛАСТИ / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ / ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ / РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Захарова Е.В.

Характеризуется структура, компетенция и взаимодействие исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти в условиях становления государственного устройства Республики Крым. Посредством формально-логического метода анализируется форма республиканского правления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности действия принципа разделения властей и форма республиканского правления в Республике Крым»

ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ПРИНЦИПА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ФОРМА РЕСПУБЛИКАНСКОГО ПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

© Захарова Е.В.*

Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь

Характеризуется структура, компетенция и взаимодействие исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти в условиях становления государственного устройства Республики Крым. Посредством формально-логического метода анализируется форма республиканского правления.

Ключевые слова объект и субъект власти, Конституция Республики Крым, принцип разделения властей, республиканская форма правления.

Республика Крым как новое демократическое государство в составе Российской Федерации проходит сложный период государственного строительства, что заслуживает предметного анализа. Исходя из теоретических предпосылок в структуре государственной власти Республики Крым, можно выделить базовые составляющие объект и субъект власти [13].

Согласно Конституции Республики Крым объект власти представлен народом Крыма, входящим в состав Российской Федерации (ч. 1 ст. 2 Конституции Республики Крым). Как уточняет О.Ф. Скакун - народ и нация в юридическом отношении понятия равнозначные [9]. В термин «нация» вкладывается смысл гражданства. «Нация - граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство возникает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом» [9]. В историческом разрезе периодов советского и украинского существования Крыма имела место тенденция разобщения и дробления народа Крыма: депортации по национальному признаку, требования введения особого понятия - коренной народ Крыма (крымские татары) с соответствующими для него прерогативами права и др. В современных условиях федеративного устройства России государственное строительство Республики Крым осуществляется на базе консолидации крымской нации - крымчан1. Народ Крыма реализует свою власть непосредственно, а также через органы государственного управления и муниципалитеты (ч. 2 ст. 2 Конституции республики Крым).

* Магистрант 2 курса.

1 Многонациональное формирование - русские, украинцы, крымские татары, греки, немцы, армяне, евреи, караимы, крымчаки, болгары, итальянцы.

Субъект власти - это демократическое, светское государство - Республика Крым. Она включена в качестве субъекта в состав крупного государственного федеративного образования - Российская Федерация. Как отмечает А.Ф. Черданцев [13], любая власть как функция, порождаемая любым обществом, проявляется в деятельности соответствующих субъектов, власть государства - в деятельности его органов и должностных лиц. В связи с этим, субъект представляет активную составляющую, поскольку предписывает различные варианты поведения, действий, намерений объекту.

В соответствии с демократическим принципом разделения властей, государственную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Государственный Совет Республики Крым (Парламент Республики Крым), Совет министров Республики Крым (Правительство Республики Крым) [3].

Таким образом, государственная власть в Республике Крым представлена системой органов, которая призвана обеспечивать права и свободы граждан, проживающих в Крымском федеральном округе.

Как уточняет Лещева Е.С., Конституция РФ прямо не говорит о распространении принципа разделения властей не только на федеральный уровень, но и на уровень субъектов Федерации. Однако, как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, «разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, т.е. не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах...», в том числе в Республике Крым [5, 8].

Реализация государственной власти осуществляется согласно Конституции Республики Крым через конкретные органы (институты) власти, имеющие свои задачи и функции. Они характеризуются следующими основными чертами:

1. Каждый орган государственной власти формируется в строго определенном порядке принятом и закрепленным Конституцией Республики Крым.

2. Каждый орган государственной власти наделен конкретными полномочиями, что позволяет решать обязательные для исполнения задачи в рамках делегированных данному органу прав.

3. Каждый орган государственной власти действует в определенном порядке, регулируемым законодательством и Конституцией Республики Крым.

4. Каждый орган государственной власти Республики Крым - это часть единой системы вертикали государственного устройства Российской Федерации с её субъектом - Республикой Крым.

Особенность действия принципа разделения властей в федеративном государстве связана с тем, что субъекты федерации являются составными

частями целостного суверенного государства. Соответственно действие принципа разделения властей распространяется и на уровень субъектов федерации, которым устанавливают свои определенные предписания, регулирующие основы организации государственной власти [5].

В Республике Крым, законотворческую деятельность осуществляет Государственный Совет (представительный орган). Исполнительно - распорядительную деятельность реализует Глава Республики Крым и Совет министров (правительство). Судебная власть вершит правосудие. Каждая из ветвей власти наделена полномочиями (предмет ведения). Следует подчеркнуть, что система этих органов устанавливается Республикой Крым самостоятельно и закреплена Конституцией Республики Крым (ч. 3 ст. 6).

Для того чтобы определить характер властных отношений в Республике Крым, необходимо охарактеризовать каждую из ветвей власти Республики Крым.

Законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая разрабатывает законы и нормативные акты, осуществляет их принятие, регламентируя, тем самым, общественную жизнь.

По Конституции Республики Крым - ч. 1 ст. 69, высшим, единственным и постоянно действующим законодательным органом является Государственный Совет Республики Крым (парламент). В него включено 75 депутатов избираемых сроком на пять лет прямым и тайным голосованием. Данный представительный орган выражает волю всего многонационального народа Крыма, что надо учитывать при наличии в недалеком прошлом на территории полуострова Крымско-татарского Меджлиса, претендующего на особую роль выразителя интересов крымско-татарского народа, который по данным переписи населения составляет всего немногим более 1/10 многонационального состава жителей Крыма («Крымская правда» 2015, № 98). В передаче Государственному Совету законодательной власти, реализуется важнейший принцип суверенитета народа Крыма без привлечений отдельных национальностей и этнических групп. Ни один закон в Республике Крым не может быть легализован, если он не рассмотрен региональным парламентом с его многонациональным представительством. Во главе его стоят Председатель и Президиум Государственного Совета, избираемые из числа депутатов. По представлению председателя формируется Аппарат Государственного Совета. Кроме того, Государственный Совет образует, комитеты и комиссии, проводит парламентские слушания.

Круг полномочий Государственного Совета Республики Крым достаточно широк. Важнейшее - это принятие и толкование Конституции и законов, с внесением необходимых изменений. Кроме того, это утверждение программ социально-экономического развития, представленных Главой Республики Крым, который избирается Государственным Советом, утверждение бюджета со статьями доходов и расходов, а также отчета об их ис-

полнении (ст. 75 Конституции Республики Крым). С этой деятельностью связано налоготворчество и порядок реализации налогов. Помимо принятия законов, а также их толкования Государственный Совет одобряет проекты договоров о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и таковыми органами Республики Крым. Особое значение имеет также принцип политической гласности, что означает открытость деятельности Государственного Совета.

Исполнительная власть, как самостоятельная и публичная ветвь, обладает структурной организацией, наделена государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера и действует в пределах определенной территории [6].

Согласно ч. 1 ст. 81 Конституции Республики Крым исполнительную деятельность осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров и иные органы исполнительной власти Республики Крым.

Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все её действия и акты основываются на законе, не должны ему противоречить и направлены на исполнение закона. В юридической литературе подчеркивается, что «правильное взаимоотношение между исполнительными и законодательными органами, в том числе с точки зрения обеспечения эффективности механизма сдержек и противовесов, возможны только при разумном разграничении компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти. Это в частности, относится к разграничению полномочий данных ветвей власти по установлению системы исполнительных органов» [12]. В связи с этим Государственным Советом Республики Крым специально разработан и принят 21.05.2014 г. Закон «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» детально регламентирующий сферы: «... органов государственной власти Республики Крым, деятельность которых направлена на обеспечение исполнительной власти в Республике Крым, путем государственного управления, наделенных в этих целях государственно-властными полномочиями.» - ч. 2 ст. 1.

Заслуживает особого внимания такая форма участия законодательной власти Республики Крым в формировании органов исполнительной власти как избрание Главы Республики Крым и дача согласия о назначении отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым (п. 10-12 ст. 75 Конституции Республики Крым).

Основная линия деятельности центральных государственных органов исполнительной власти в Республике Крым - это выработка и реализация мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Крым (п. 1 ст. 83 Конституции Республики Крым).

Круг полномочий органов исполнительной власти обширен и отражен в цитируемом выше законе. Как уже было отмечено, он направлен на безусловное выполнение законов (подзаконное регулирование) и реализацию го-

сударственной политики в различных направлениях жизнедеятельности. Это область финансов, образования, науки, здравоохранения и безопасности жизнеобеспечения, культуры, физического развития и спорта, социального обеспечения и др. Соответственно ст. 25-38 цитируемого выше закона определяют конкретные полномочия исполнительных органов и должностных лиц Республики Крым, связанных с исполнительной властью, а статьи 39-46 организацию деятельности органов в целом и совокупности ее структурных подразделений, включая помимо центрального аппарата территориальные системно-объединенные органы исполнительной власти.

Особенностью формирования исполнительной власти в переходной период в Республике Крым являлось создание Федерального Министерства по делам Крыма с целью интеграции в состав государственных структур Российской Федерации [10]. По выполнению своих основных задач, оно ликвидировано в июле 2015 г., а взамен в состав крымской исполнительной власти в качестве замов руководителей министерств и ведомств, вводятся федеральные чиновники из центра.

Отметим, что конструкция взаимоотношений законодательной и исполнительной власти Республики Крым выстроена по схеме, аналогичной системе федеральных органов и регулируется федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Судебная ветвь власти в системе и взаимодействии ветвей государственной власти Республики Крым занимает несколько обособленное положение, так как представлена не только судами Республики Крым, но и федеральными судами. Созданная судебная система базируется на специальном Федеральном законе от 18.06.2014 г. «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании указанного закона в Республике Крым образованы суды: Верховный и Арбитражный, районные и городские суды, крымский гарнизонный военный суд.

Верховный Суд Республики Крым относится к федеральным судам общей компетенции и является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории Республики Крым. Согласно ч. 1 ст. 20 №-1ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусматривается возможность отправления правосудия данной категорией судов в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Таким образом, деятельность Верховного Суда Республики Крым предполагает как апелляционный, так и кассационный пересмотр дела. Непосредственной вышестоящей инстанцией для Верховного Суда Республики Крым, где могут обжаловаться его акты, является Верховный Суд РФ.

Арбитражный суд Республики Крым является судом первой инстанции, на который в большей мере распространяются процессуальные нормы АПК РФ. Именно в рамках судопроизводства данной судебной инстанции исследуются все обстоятельства дела и принимается судебный акт по существу спора. В большинстве случаев судебный акт арбитражного суда становится окончательным решением по делу, хотя значительное количество таких решений оспаривается в апелляционном и кассационном порядке.

Районные и городские суды Республики Крым рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют другие полномочия, предусмотренные указанным выше федеральным конституционным законом. Данные суды являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям. Следует отметить, что районные суды являются основным звеном судебной системы, в них рассматривается большая часть уголовных дел, а также гражданских и административных дел, подведомственных судам общей юрисдикции.

Согласно Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ (ред. от 08.03.2015) «О военных судах Российской Федерации» в Республике Крым создан Крымский гарнизонный военный суд.

Мировые судьи не входит в федеральную судебную систему и закреплены только на уровне судей общей юрисдикции Республики Крым. Однако в настоящее время, в отличие от города федерального значения Севастополя, данный институт на территории Республики Крым еще не создан.

Перечисленные органы в соответствии с Федеральным законом «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» принятым Государственной Думой 11 июня 2014 года, составляют единую судебную систему и осуществляют свою деятельность на основе и строго в соответствии с процессуальным законом [7, 11].

Следует отметить, что в рамках конституциональных компетенций судебной власти Республики Крым принадлежит определяющая роль в принятии экстраординарных решений, связанных с досрочным прекращением полномочий Главы Республики Крым (п. 5-7 ч. 1, ст. 66 Конституции Республики Крым) и выражением недоверия Государственным Советом Главе Республике Крым (п. 1-2 ч. 1 ст. 67 Конституции Республики Крым).

Глава Республики Крым является высшим должностным лицом. Особенности его конституционно-правового статуса и правового регулирования рассмотрены нами ранее [1]. Здесь же подчеркнем, что по Конституции Республики Крым Глава Республики Крым, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 2 ст. 61) и в настоящее время является главой всей исполнительной власти (ч. 1 ст. 61), совмещая свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым. Он формирует Совет министров Республики Крым и

принимает решение об его отставке (ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 81 Конституции Республики Крым).

Описанная система органов представляет собой в целом конституционный строй Республике Крым на уровне субъекта федерации. Также необходимо отметить, что единство данной системы усиливается тем, что она, согласно Конституции Российской Федерации, находится в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов [2].

В практике государственного строительства выделяют различные формы республиканского правления: президентская, полупрезидентская, суперпрезидентская, парламентская и смешанные (президентско-парламентская или парламентско-президентская) республики. Форма республиканского правления во многом определяет характер отношений главы государства, в условиях разделения властей, с различными высшими государственными органами [4]. В этой связи, целесообразно определить к какой из названных республиканских государственных форм конкретно относится недавно образованная республика Крым.

Президентская республика соединяет полномочия главы государства и глав правительства, включая внепарламентский способ формирования правительства. Указанные положения легализованы Конституцией Республики Крым (ч. 3 ст. 81; п. 1 ч. 1 ст. 64). Однако, Конституция РК устанавливает, что Глава Республики Крым избирается Государственным Советом РК. Это противоречит принципу всенародного избрания в президентской республике. Кроме того, Глава РК по Конституции РК имеет право роспуска парламента (ч. 2, ст. 80), что исключается в республике президентского типа. Соответственно и суперпрезидентской Республика Крым не является, поскольку глава государства не концентрирует своих руках больших полномочий [14].

Парламентская республика как форма правления к Республике Крым, неприложима, поскольку предполагает принцип верховенства парламента. Правительство формируется самим парламентом из числа лидеров партии располагающей большинством, а работа правительства требует постоянной поддержки парламентского большинства. Применительно к Республике Крым действует другой механизм. Согласно Конституции Республики Крым Глава Республики Крым одновременно являясь Председателем Совета Министров, назначает на должности и освобождает от должности министров и руководителей иных органов исполнительной власти Республики Крым (ч. 2 ст. 82). Кроме того, он вносит в Государственный Совет предложения о кандидатурах на должности заместителей Председателя Совета министров Республики Крым, министра, осуществляющего полномочия в сфере санаторно-курортного и туристического сектора, министра, осуществляющего полномочия в сфере экологии и природопользования. Государственный Совет лишь согласовывает представленную Главой Республики Крым кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения по этой кандидатуре (ч. 1 ст. 82).

Президентско-парламентская республика в ее классическом виде также не соответствует форме государственного правления Республики Крым. При ней: 1) президент (глава государства) избирается всеобщим голосованием; 2) обладает собственными прерогативами, позволяющими действовать независимо от правительства (в РК органично связан с правительством); 3) наряду с президентом действует председатель правительства (в РК де-факто это одно лицо). В парламентско-президентской республике одновременно имеются «сильный» парламент и «сильный» президент, однако глава государства не является главой правительство, что не соответствует рассматриваемому.

Таким образом, Республика Крым по форме государственного правления не вписывается в классическую схему президентской, парламентской или президентско-парламентской республик. По ряду признаков она больше всего соответствует парламентской форме, а концепция разделения властей имеет свои особенности, по сравнению с другими субъектами РФ. Это согласовывается с имеющимися в юридической литературе взглядами. Как пишет В.Е. Чиркин [14, 15], концепция разделения властей, являясь непреложным постулатом демократии, в современных условиях не осуществляется и видимо, не может быть осуществлено в «чистых» формах.

Список литературы:

1. Захарова Е.В. Особенности конституционно-правового статуса Главы Республики Крым // Интернаука. - 2015. - № 9-10 (37). - С. 18-23.

2. Конституция РФ // Собр. законодательства РФ от 04.08.2014 г. - № 31. -Ст. 4398.

3. Конституция Республики Крым // Крымские известия. - 12.04.2014. -№ 68 (5479).

4. Кутафин О.Е. Глава государства. - 2015. - С. 556.

5. Лещева Е.С. Принцип разделения властей в системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации: дис. ... к. ю. н.: 6.00.02. -М., 2009. - С. 250.

6. Макарейко Н.В. Административное право: Конспект лекций. - 2009.

7. Никоров Г.И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. - 2007. - № 3. - С. 24-32.

8. Постановление Конституционного Суда от 18 января 1996 г № 2-П цит. «По делу о проверкеконституционности ряда положенииУстава (Основного Закона) Алтайского края» // СЗ РФ. - 1996. - № 4. - Ст. 409.

9. Скакун О.Ф. Теория государства и права: учеб. - Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. - С. 48.

10. Указ Президента РФ от 31.03.2014 г. № 190 «О Министерстве Российской Федерации по делам Крыма».

11. Фоков А.П. Судебная власть в системе разделения властей (научно-правовые, философские и исторические аспекты) // Государство и право. -2006. - № 10. - С. 7-12.

12. Хаманева Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспектива развития. - М.: Новая Правовая культура, 2004. - С. 53.

13. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Правоведение. - 1992. - № 2. - С. 3-12.

14. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 2005. -С. 560.

15. Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. - 1997. -№ 5. - С. 15-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.