Научная статья на тему 'Влияние ВТО на животноводческую отрасль России'

Влияние ВТО на животноводческую отрасль России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ВТО / СОСТОЯНИЕ / ЖИВОТНОВОДСТВО / ГОВЯДИНА / СВИНИНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Криворотько И.А.

В статье выделены основные проблемы России после вхождения в ВТО. Проанализированы размеры пошлин сельского хозяйства в целом и по отдельным животноводческим отраслям. Выделены перспективы работы этого сектора. Предложены мероприятия, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание для улучшения работы всего сельского хозяйства и животноводства в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Криворотько И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние ВТО на животноводческую отрасль России»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Экономика и управление». Том 27 (66). 2014 г. № 4. С. 96-103.

УДК 339.564.055:636

ВЛИЯНИЕ ВТО НА ЖИВОТНОВОДЧЕСКУЮ ОТРАСЛЬ РОССИИ

Криворотько И.А.

Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь, Республика Крым

E-mail: krivorotko-inna@mail.ru

В статье выделены основные проблемы России после вхождения в ВТО. Проанализированы размеры пошлин сельского хозяйства в целом и по отдельным животноводческим отраслям. Выделены перспективы работы этого сектора. Предложены мероприятия, на которые необходимо в первую очередь обратить внимание для улучшения работы всего сельского хозяйства и животноводства в частности.

Ключевые слова: аграрный сектор, проблемы, перспективы, ВТО, состояние, животноводство, говядина, свинина.

ВВЕДЕНИЕ

В результате вступление России в ВТО повысился интерес к проблемам и перспективам сельского хозяйства. Этому способствовали и развитие позитивных тенденций в экономике, и рост потребительского спроса на продукцию сельского хозяйства, и возможность торговать за рубежом, и снижение государственной пошлины на ввозимые товары.

Вопросы вхождения России в ВТО рассматривались в работах таких авторов, как Боголюбов С. [1], Глеба О. [2], Горбунов Г. [3], Муравьев И. [4], Шершнев Е. [5] и другие. Тем, не менее, до настоящего времени нет единого взгляда на результаты этого процесса. Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что развитие животноводческой отрасли в новых условиях является одной из актуальных проблем.

Целью данной статьи является изучение проблем и перспектив развития сельского хозяйства России после вступления в ВТО.

Результаты исследования

После длительных переговоров России с ВТО, о ее вступлении, полноправным членом она стала 22 августа 2012 года. Это решение принесет как большие трудности, так и положительные моменты во всех сферах экономики. Не маловажным на первом этапе является определение всего спектра нормативно-правовых актов, которые необходимо изменить и разработать новые. Главным документом аграрного сектора является Федеральный Закон «О развитии сельского хозяйства», который выступает базой для инвентаризации существующих правовых актов. В связи с повышением рыночных цен на сельскохозяйственную продукцию, уменьшением размера пошлин на нее необходимо обеспечить продовольственную безопасность России, поскольку в настоящее время импорт продукции составляет 20 % [6] в общем объеме рынка. Открытость рынка для импорта создаст

благоприятную почву для увеличения импорта дешевой продукции по демпинговым ценам с целью завоевания российского рынка.

Правила международной сельскохозяйственной торговли зафиксированы в Соглашении по сельскому хозяйству (1993 г.), как неотъемлемая часть Заключительного акта в результате уругвайского раунда. В действие оно вступило с 1 января 1995 года. Это Соглашение определяет следующие основные направления либерализации аграрных рынков:

• обеспечение доступа на национальные рынки импортной агропродовольственной продукции;

• снижение уровня государственной поддержки, создающая препятствия рыночной конкуренции;

• постепенное снижение и полная отмена субсидирования экспорта сельскохозяйственной продукции;

• регулирование санитарных, фитосанитарных, ветеринарных условий торговли. Россия обладает уникальными благоприятными условиями для развития

сельского хозяйства, это и 10 % мировых сельскохозяйственных угодий, из которых почти 50 млн. га плодородного чернозема, самым большим запасом пресной воды [6]. Благодаря этому она может накормить не только себя экологически чистыми продуктами, но и продавать излишки на мировом рынке. Но пока темпы роста импорта в 5 раз превышают темпы роста отечественного производства, не может позволить стране занять достойное место на мировом рынке продовольствия.

Отсюда следует, что аграрная отрасль может серьезно пострадать от вступления России в ВТО, если не будут приняты меры по разработке федеральных и региональных программ адаптации отечественного сельского хозяйства к новым условиям. Результатом этого понимания, является разработка национального проекта «Развитие АПК» с 2006 года. Она предусматривает поддержку малых форм хозяйств, для которых предусмотрены льготные кредиты, льготы на покупку удобрений, семян, а также увеличение новым фермерам размеров грантов. Максимальный размер гранта составляет 1,5 млн. рублей, но помимо федеральных грантов предусмотрены выплаты из местных бюджетов, что увеличит общую сумму до 2 млн. рублей.

Государственная поддержка уже существующих фермерских хозяйств до вступления в ВТО осуществлялась с помощью «желтой» и «зеленой» корзины. «Желтая» подразумевает прямое субсидирование отраслей сельского хозяйства, покрытие производственных убытков, списание задолженностей, некоторые виды компенсаций, «зеленая» - косвенное (оплату расходов на проведение научных исследований, обучение и переподготовку кадров, строительство объектов инфраструктуры). Вступив в ВТО, Россия должна сократить меры поддержки именно «желтой» корзины, которые стимулируют сельскохозяйственную деятельность а, значит, создают помехи национальному производству остальных стран-участниц ВТО [2].

Между тем в запасе у государства остается достаточное количество мер «зеленой» корзины, направленных на повышение правовой защищённости отечественных сельхозтоваропроизводителей и позволяющих беспрепятственно

субсидировать стратегические направления развития сельского хозяйства, — элитное семеноводство, племенное дело, повышение квалификации работников отрасли, строительство объектов инфраструктуры (связь, дороги, линии электропередач и пр.), предоставление консультационной помощи и пр. Эти меры получили законодательное закрепление в Федеральном Законе «О развитии сельского хозяйства» [7].

Важным для развития отрасли имеет процесс кредитования. Кредиты выдаются на разные цели связанные как с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, так и направленные на улучшение жизни работников в селе. Всем заёмщикам — сельскохозяйственным товаропроизводителям за счёт бюджетных средств возмещается часть затрат, произведённых в результате уплаты процентных ставок за пользование кредитами, то есть выплачиваются субсидии. Субсидирование процентных ставок предусматривается Федеральным Законом «О федеральном бюджете» на соответствующий год и Правилами распределения и предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам [8].

Важным направлением совершенствования отношений в сфере кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей является развитие системы сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. Однако и в этой сфере существует немало проблем, решение которых в рамках Федерального Закона «О сельскохозяйственной кооперации» [9] не представляется возможным. Капиталы сельской кредитной кооперации пока невелики и увеличиваются медленно, им необходима существенная поддержка со стороны государства не только путём предоставления бюджетных средств на формирование их стартового капитала, но и посредством создания условий для гарантированного сбыта сельскохозяйственной продукции, обеспечения кооперативов квалифицированными кадрами и пр.

Другим важным направлением совершенствования отношений по кредитованию сельскохозяйственных товаропроизводителей является организация гарантийных фондов, формирующихся за счёт средств региональных бюджетов, основным видом деятельности которых является предоставление поручительств по обязательствам кредитного договора (договора займа, лизинга). Создание таких фондов повышает заинтересованность кредитных организаций в кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как средства Фонда защищены соответствующей статьёй регионального бюджета. Поэтому предоставление Фондом гарантий обеспечения возврата кредитных ресурсов, полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями в коммерческих банках, можно рассматривать в качестве дополнительной меры государственной поддержки [2].

Наиболее глобальной уступкой России для присоединения к ВТО стало снижение пошлин на импортную продукцию с 13,2% до 10,8% (рис. 1).

Злаки

Молочная продукция

Сельхозпродукция

1 1

ш/////////////////////ш

.........1

—1

□ После

□ До

0 5 10 15 20 25

Рис. 1. Ставки пошлин на импортные товары до и после вступления в ВТО (%) [6]

В отличии от промышленной продукции пошлины на сельскохозяйственную не так значительны. Поскольку для нее характерен поэтапный переходной период. Основные проблемы постепенно возникнут в таких производствах как свинина, сахар, молоко и молокопродукты, масложировая продукция.

Рассмотрим детальные изменения по отдельным отраслям животноводства. Условием ВТО было обязательное снижение квоты и пошлины для импорта, обнуление экспортных пошлин, сокращение субсидирования. Для этого разработаны конкретные уровни и сроки снижения барьеров по таким видам мясной продукции, представленным в таблице 1.

Таблица 1

Согласованные обязательства по мясному рынку

Вид продукции и показатель Года

2011 2012-17 2018-19 2020 2020 к 2011

Говядина

Пошлина внутри квоты, % 15 15 15 0 -

Внеквотная пошлина, % 50 55 55 27,5 0,55

Квота, % 560 570 570 0 -

Господдержка на одну голову КРС, руб. 266 266 118 118 0,44

Господдержка тонну, руб/т 3217 3217 1430 1430 0,44

Свинина

Пошлина внутри квоты, % 15 0 0 0 -

Внеквотная пошлина, % 75 65 65 25 0,33

Квота, % 500 430 430 0 -

Господдержка тонну, руб/т 1654 1654 735 735 0,44

Мясо птицы

Пошлина внутри квоты, % 25 25 25 0 -

Внеквотная пошлина, % 80 80 80 37,5 0,47

Квота, % 350 350 350 0 -

Господдержка тонну, руб/т продукции 3303 3303 1468 1468 0,44

Источник: [10]

Общий принцип принимаемых обязательств по либерализации российского рынка мяса — сохранение импортных квот на существующем или близком к нему уровне до 2018 г., в том числе: по говядине — 570 тыс. т., свинине — 430 тыс. т., мясу птицы — 350 тыс. т. По отношение к прогнозируемому импорту это — около 20-40% его стоимости. Таможенные пошлины в пределах квоты и вне ее дифференцированы: по говядине — в 3,7 раза, по мясу птицы — в 3,2 раза. Иная ситуация по свинине, где внутри квоты предусмотрена нулевая ставка, т. е. беспошлинный ввоз в объеме 430 тыс. т. Это отрицательно скажется на отечественном свиноводстве [10].

Исходя из этих условий можно предположить динамику развития животноводческой отрасли до 2020 года представленную на рисунке 2.

Есть уверенность, что до 2018 года обязательства перед ВТО не будут сильно влиять на динамику импорта, поскольку импортные квоты практически не изменятся по говядине и мясу птицы.

*00в

ЗОЙ -I-,-,-.-,-,-,-,-.-,-,-,--,-,-,-,—

^ ^ ^ ^ # ^ ^ ^

Рис. 2. Прогноз объемов производства мяса в России

Источник: 2000-2011 гг. фактические данные Росстата [6], 2012-2020 гг. - расчеты AGLINK-COSIMO.

Планируется собственное замещение импорта за счет прироста производства, особенно в птицеводстве и говядине. Ожидается значительный рост импорта по свинине из-за отмены внутриквотной пошлины, а в 2020 г. - с отменой квот - будет установлена единая пошлина на импортную свинину в размере 25%, что составит сильную конкуренцию отечественному производству. Таким образом, свинина станет жертвой вступления России в ВТО, в плане уменьшения размера ввозимой пошлины с 40 до 5%. Такая ситуация приведет к масштабным ликвидациям малоэффективных предприятий, а высокоэффективные и со средние рентабельность

сократится вдвое. Также пострадает и первичная обработка свинины поскольку снизится пошлина с 25 до 15%, а поставки внутри квоты вообще не будут облагаться ею [3].

Приведем расчеты удельного веса импортной продукции из прогнозных балансов производства и потребления мяса в России до2020г. (табл. 3).

Таблица 2

Доля импорта в потреблении мяса в РФ, %

Показатель 2001 2006 2011 2016 2020

говядина 20 31 34 32 25

свинина 21 34 22 26 31

мясо птицы 65 44 10 3 0

Источник: 2000-2011 гг. фактические данные Росстата [6], 2012-2020 гг. - расчеты

AGLINK-COSIMO.

Относительно говядины ситуация противоположная. Ожидается уменьшение импорта с 34 до 25%, по мясу птицы полностью отказ от него и тенденции по увеличению его экспорта. Для сохранения инвестиционной привлекательности по свиноводству необходимо в течении 5 лет ежегодно выделять субсидий в размере 10 рублей за 1 кг живого веса и общим размером в 20 млрд. рублей в год. По говядине потери составят меньше - 17 млрд. рублей, в связи с отменой ценового критерия при определении высококачественной говядины для США, Канады и Аргентины, не попадающие под режим тарифного квотирования. Птицеводство будет зависеть от общей ценовой политики на рынке и снижение цен на свинину приведет к повышению спроса на нее и падению на птицу. Для поддержания отрасли необходима поддержка в размере 20 млрд. рублей ежегодно [7].

Немало важную роль в развитии и поддержании отрасли играет инновационный процесс и модернизации. В последнее время был отработан процесс усовершенствования в птицеводстве и свиноводстве, но большинство хозяйств малорентабельны или убыточны и требуют новых механизмов инвестирования и инновационного развития.

Для решения всех возникших проблем необходимо развивать международное сотрудничество по всем направлениям, но главным остается привлечение иностранных инвестиций и зарубежного научно-технологического опыта. Взаимовыгодное сотрудничество России и зарубежных стран позволит повысить вклад в решение проблем глобальной продовольственной безопасности. А наличие свободного импортного продовольствия, является хорошей страховкой при проведении реконструкции и модернизации собственного сельскохозяйственного и пищевого производства, но понимая что, доля импорта должна снижаться.

Не менее серьезная проблема состоит в диспаритете во внешней торговле сельскохозяйственной продукцией. Внешнеторговый баланс сельскохозяйственной

продукции характеризуется отрицательным сальдо, так экспорт в Россию в 9 раз превышает объемы импорта из России в страны Европейского Союза. Недостаточное количество аттестованных ветеринарами ЕС российских мясных и молочных предприятий на право продажи продукции в Европе, для сравнения в Европе 3600 против 8 российских.

Причиной сдерживающей продажи российской продукции за рубежом также являются размеры субсидий, который во много раз выше в Европе. По официальным оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), доля совокупной поддержки в доходах европейских фермеров от реализации сельскохозяйственной продукции составляет в последние годы 22-24%. В России аналогичный показатель находится на уровне 13-15% [10].

Несмотря на различия в требованиях производства и большой конкуренции для России европейский рынок является привлекательным по своим высоким ценам и близости нахождения.

Мнения ученых относительно вхождения России в ВТО разделились. Некоторые считают - отрицательно, поскольку требует постепенно снижения субсидирования сельского хозяйства до 4,4 млрд. долл., что не приведет к увеличению рентабельности сельскохозяйственных организаций, а это не достаточно для расширенного воспроизводства. Если бы прямая поддержка в настоящее время была на уровне 250-280 млрд. руб., то это позволило бы повысить среднюю рентабельность до 30%, которые необходимы для нормального ведения расширенного воспроизводства, и это лишь при условии, что все прочие факторы, влияющие на затраты в сельхозпроизводстве, окажутся прежними. Но они неминуемо изменятся, так как вступление в ВТО означает сокращение тарифных барьеров, запрещение определенных форм защиты своего рынка и другие ограничения. Для обеспечения рентабельности в 30%, субсидии должны вырасти в 3,3 раза и составить 396 млрд. рублей.

Для достижения необходимой рентабельности российские сельскохозяйственные производители будут стремиться снизить затраты, внедрять эффективные инновационные технологии, но при условии роста объема инвестиций или брать в кредит но тогда необходимо будет однозначно повышать рентабельность для покрытия процентов [5].

Таким образом, вступление Росси в ВТО наряду с положительными моментами создаст дополнительные проблемы российским сельскохозяйственным товаропроизводителям, в результате чего государство вместе с аграрным сообществом должно выработать меры по сведению к минимуму негативных последствий и максимально использовать выигрыш от вступления. Важным в этом является государственная поддержка сельского хозяйства, проявляемая в двух взаимосвязанных аспектах: внутреннем, связанным с вопросами эффективного развития аграрного сектора экономики внутри страны, и внешним, предусматривающий переход к единым правилам торгово-экономических отношений в рамках ВТО. Но главное на первом месте должно стоять решение внутренних проблем, связанных с оказанием сельскому хозяйству всесторонней помощи посредством реализации различных мер государственной поддержки,

обеспечивающих непрерывное развитие сельского хозяйства и существенное улучшение качества жизни на селе.

Список литературы

1. Боголюбов С.А. Закон о развитии сельского хозяйства — важный шаг в его государственной поддержке / С.А. Боголюбов // Правовой механизм государственного регулирования и поддержки АПК. М., 2009. С. 71—72.

2. Глеба О.В. ВТО и сельское хозяйство России: проблемы и перспективы / О.В. Глеба [Электронный ресурс]— Режим доступа: http://sibac.info/mdex.php/2009-07-01-10-21-16/6007-2013-01-25-05-10-49

3. Горбунов Г. Угробит ли ВТО российское село? / Г. Горбунов // ФК-Новости. 13.07.2006. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL http://www.wto.ru/ru/opinfon.asp?msg_id=17046.

4. Муравьев И. Как ВТО изменит российское сельское хозяйство / И. Муравьев // Крестьянские ведомости. 29.02.2012. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.equipnet.ru/articles/gover/gover_1011.html.

5. Шершнев Е.С. Как правительство США стимулирует развитие сельского хозяйства / Е.С. Шершнев // Российское предпринимательство. 2000. № 7. С. 79—83.

6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.gks.ru/

7. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»// СЗ РФ. 2007. № 1 (часть I). Ст. 27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. № 90 (с изм. и доп.)// СЗ РФ. 2011. №24. Ст. 3496.

9. Федеральный Закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации// СЗ РФ. 1995. №50. Ст. 4870.

10. Членство России в ВТО: возможные последствия для сельского хозяйства [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://wto.wtcmoscow.ru/calendar/novosti/554

11. Приказ Минсельхоза РФ от 6 марта 2012 г. № 172 «Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров»// [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70075906/.

12. Россия вступит в ВТО 22 августа// ИТАР-ТАСС. 24/07/2012.

Статья поступила в редакцию 10. 11. 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.