Научная статья на тему 'Влияние ВТО на организацию контроля за системой допуска зарубежной продукции на российский рынок'

Влияние ВТО на организацию контроля за системой допуска зарубежной продукции на российский рынок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ЧЛЕНСТВО И ПРИНЦИПЫ ВТО / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ ПРОЦЕССА / ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ / АУДИТ / ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / РЕГИСТРАЦИЯ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / WTO / WTO MEMBERSHIP AND PRINCIPLES / PROCESS TRANSPARENCY / CONTROL ORGANIZATION / AUDIT / CONCILIATION PROCEDURE / REGISTRATION / LICENSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстоброва Надежда Александровна

Рассмотрены обязательства, принятые Российской Федерацией при вступлении в ВТО. Выявлен ряд преимуществ в организации контроля за системой допуска зарубежной продукции на отечественный рынок. Вводимая система аудита и процедура рассмотрения спорных вопросов позволят защитить интересы российских производителей конечной продукции малого и среднего бизнеса на внутреннем рынке, в дальнейшем при условии квалифицированной защиты и поддержки они смогут выйти на внешние рынки без посредников. Описан механизм разрешения споров, приведен алгоритм предоставления доступа на российский рынок зарубежных поставщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE WTO IN CONTROLLING THE SYSTEM OF PERMISSIONS FOR IMPORTS TO RUSSIA

The paper discusses the obligations of Russia in connection with its entry into the WTO. A number of advantages in controlling the permissions for the imported goods are revealed. A given system of audit and procedure of claim examination is meant to protect the interests of small and medium-sized Russian producers on the local markets. In future, those enterprises might enter the foreign markets without mediators, given professional protection and support. A mechanism of settlement of disputes is described, and an algorithm of granting access of the foreign suppliers to the Russian market is given.

Текст научной работы на тему «Влияние ВТО на организацию контроля за системой допуска зарубежной продукции на российский рынок»

УДК 658.8

Н.А. Толстоброва

ВЛИЯНИЕ ВТО НА ОРГАНИЗАЦИЮ КОНТРОЛЯ ЗА СИСТЕМОЙ ДОПУСКА ЗАРУБЕЖНОЙ ПРОДУКЦИИ НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК

Рассмотрены обязательства, принятые Российской Федерацией при вступлении в ВТО. Выявлен ряд преимуществ в организации контроля за системой допуска зарубежной продукции на отечественный рынок. Вводимая система аудита и процедура рассмотрения спорных вопросов позволят защитить интересы российских производителей конечной продукции малого и среднего бизнеса на внутреннем рынке, в дальнейшем при условии квалифицированной защиты и поддержки они смогут выйти на внешние рынки без посредников. Описан механизм разрешения споров, приведен алгоритм предоставления доступа на российский рынок зарубежных поставщиков.

Ключевые слова: ВТО, членство и принципы ВТО, транспарентность процесса, организация контроля, аудит, примирительные процедуры, регистрация, лицензирование.

Россия 60 лет не принимала участие в выработке правил международной торговли, что привело к закрытой экономике, но в условиях ограниченности ресурсов, особенно финансовых, остались нереализованными многие уникальные отечественные научно-технические разработки. На министерской конференции, состоявшейся 16 декабря 2011 года, РФ была принята в члены ВТО, однако в обществе существуют противоречивые оценки о характере приобретенных обязательств, нередко выдвигаются суждения о нависших угрозах [13].

Исследование направлено на выявление условий осуществления торговой деятельности на отечественном рынке после вступления России в ВТО. Акцентируем внимание на организации контроля за системой допуска зарубежной продукции на отечественный рынок, тем более что членство в ВТО предполагает для любой страны, прежде всего, средство попасть на чужие внутренние рынки, используя правила и механизмы общие для всех, написанные на бумаге, подкрепленные системой разбора споров, системой штрафных санкций.

Целью исследования стала систематизация информации о работе в новых условиях российских предпринимателей, в первую очередь, малого

© Толстоброва Н.А., 2013

Толстоброва Надежда Александровна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: tolstobrova@mail.ru.

и среднего бизнеса, деятельность которых ранее либо вообще не была связана с внешнеэкономической деятельностью, либо в той или иной незначительной степени. Вступление России в ВТО неизбежно приведет к изменению общих условий хозяйственной и нормативно-правовой деятельности. Приведем перечень принципов, на которых должны быть построены взаимоотношения между странами-участницами ВТО [19, с. 58]:

• режим наибольшего благоприятствования,

• режим недискриминации,

• национальный режим,

• преференциальность,

• тарифный режим,

• принцип последовательности тарифных уступок,

• принцип связанности,

• принцип «прозрачности» (транспарентности).

Совокупность этих принципов и консенсуальный процесс принятия решений страна может использовать для развития цивилизованных рыночных отношений. Необходимо грамотно и последовательно добиваться их реализации, но вступление России произошло в период, когда рынки уже поделены [5, с.73]. Достаточно широко распространено утверждение, что ВТО было и есть средство продвижения товаров на внешние рынки американских и европейских, но не всех, а только английских, французских и немецких в основном, и уж только потом - товаров других стран. На многолетних переговорах о вступлении России в ВТО именно американцы и европейцы выдвигали требования о реформировании системы ведения бизнеса, причем не только в торговле, но и в производстве, в финансах, что по заявлениям российской стороны это воспринималось как «тренировка» [6]. Общие правила ВТО представлены в 50 соглашениях, российской стороне удалось согласовать наибольшее количество условий, о чем свидетельствует содержание доклада Рабочей группы по присоединению РФ к ВТО [3].

Следует заметить, что положение в современной экономике изменяется. Теперь уже проходят собрания не в7, а в20. 1 декабря 2012 года Российская Федерация приняла полномочия председателя в «Группе двадцати» -неформальном форуме крупнейших экономик мира. Российское председательство будет продолжаться ровно год. Страны-участницы в20 в совокупности представляют 90 % мирового ВВП и 80 % мировой торговли.

Вступление России в ВТО было самым беспрецедентным, потому что структура отечественного экспорта сделала торг возможным, неизбежным и длительным. По утверждению директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России М. Медведкова, ценой входного билета был предмет торга, а ножницами - ввозные пошлины. Россия не пошла по пути других стран, вступивших в ВТО бегом, заплатив сколько спросили [6].

В итоге российской стороне пришлось снизить пошлины по группе промышленных товаров только на 3 %, по сельскохозяйственным - на 4,2 %, приводя их в соответствие со средневзвешенными. По ряду позиций российской стороне удалось зарезервировать ставки пошлин от 2 до 7 лет, договорились и о поддержке до 2016 года свободных экономических зон - Калининграда и Магадана, а также сельского хозяйства до 2018 года [16].

Противостояния на рынке сегодня обостряются [15, с. 9], что делает необходимым формирование защитных механизмов, так как растет объем российских товаров для экспорта, в их число стали входить уже ресурсы восполнимые: это рыба, зерно, курятина, свинина. Российские переговорщики смогли договориться о небывалых объемах капвложений в сельское хозяйство в 9 млрд долл., но из-за ограничений бюджетных возможностей сегодня можем обеспечить такую поддержку в 4,4 млрд из бюджета [2].

В ходе переговорного процесса очень важно было определить объем обязательств для каждой страны - торгового партнера РФ, а всего их было 155. В подписанных 50 министерских соглашениях российская сторона стремилась оговорить для себя условия. Этот процесс был самым страноемким в истории ВТО, почти 90 стран приняли непосредственное участие в переговорах. Надо учитывать, что это было и самое политизированное присоединение из-за отношений РФ с Грузией. 23 страны применяли в отношении России ограничительные меры, которые были в основном дискриминационны, их было более 100.

Теперь, когда пройден этап оформления членства России в международной организации ожидать радикального изменения положения России на мировом рынке не приходится. Возникли новые проблемы и вопросы. Как будут оформляться договоренности, которые будут достигаться теперь, после присоединения к ВТО, по итогам всех консультаций и переговоров? И кто будет контролировать их соблюдение?

Обычно дополнительных соглашений никто не подписывает, достаточно того, что дискриминационная мера устранена, или обещания, что она будет устранена в определенный разумный срок. По согласованию этого достаточно, чтобы считать вопрос закрытым, естественно, дождавшись, что мера будет устранена [4].

Каждая страна должна отчитываться в Женеве раз в 2-3 года, предоставляя обзор своей торговой политики - это ее самооценка выполнения обязательств перед ВТО, и любой член ВТО может задать вопросы [7]. На эти вопросы должны быть получены ответы, и если они не удовлетворяют, то идут консультации, переговоры, вплоть до судебного решения споров, если та или иная мера не соответствует обязательствам ВТО и наносит реальный коммерческий ущерб.

Рассмотрим механизм разрешения спора, который сложился в рамках ВТО и предполагает дипломатические переговоры, и дадим краткое его описание.

Примерное «расписание» для разрешения спора:

1. Консультации (переговоры на дипломатическом уровне) - 60 дней.

2. Выбор и назначение экспертной группы (арбитров) - 45 дней.

3. Итоговый доклад экспертной группы (арбитров) сторонам - 6 месяцев.

4. Итоговый доклад экспертной группы (арбитров) остальным участникам ВТО - 3 недели.

5. Подача апелляции на решение экспертной группы (арбитров) и получение апелляционного решения - 3 месяца.

Примирительные процедуры в рамках ВТО. Ни сама ВТО, ни государства-члены не заинтересованы в том, чтобы доводить спор до арбитражного разрешения. Поэтому в рамках ВТО действует норма, согласно которой, прежде чем формировать экспертную группу (арбитражную комиссию), страны обязаны попытаться урегулировать спор через процедуру так называемых консультаций:

• Двусторонние переговоры.

• Помощь третьей стороны в организации диалога между сторонами для решения спора:

• посредничество; часто на эту роль приглашается Генеральный директор ВТО;

• медиация; при этом медиатор может предлагать сторонам решение, которое они вправе принять в качестве обоюдного;

• добрые услуги - преимущественно организационное содействие переговорному процессу (к примеру, организация встречи на нейтральной территории), без вмешательства в переговоры.

Во-первых, если страна действует в рамках структуры ВТО, то контроль осуществляет секретариат организации. Если, например, по итогам процедуры разрешения споров есть решение, что страна должна в течение определенного времени что-то устранить, то она потом должна направить всем странам нотификацию о том, что она таким-то актом рекомендации исполнила. За этим следит ВТО.

Во-вторых, если страны договариваются друг с другом об урегулировании какого-то двустороннего вопроса, то ВТО может об этом и не знать. В этом случае просто две страны друг друга уведомляют о принятых мерах, иногда с использованием дипломатических каналов, иногда по электронной почте.

Эффективность данной схемы примирительных процедур подтверждает статистика ВТО - свыше 70 % возникающих споров разрешаются на стадии консультаций и не доходят до арбитража.

Наиболее популярный метод - разрешение спора путем двусторонних дипломатических переговоров. Существуют временные рамки, в течение которых стороны должны выполнить определенные процессуальные действия (рис. 1).

Рис. 1. Алгоритм проведения примирительной процедуры

Особенностью примирительных процедур в рамках ВТО является то, что они могут начаться, продолжаться и завершиться в любой из стадий процесса урегулирования спора. Обоюдное решение сторон отменяет решение арбитражной комиссии.

Одна из основных задач организации - разрешать споры между государствами-членами. Основная причина возникновения таких споров - действия одного из государств-членов, которое, с точки зрения другого государства-члена, нарушает правила ВТО. Споры касаются торговых отношений, но они разрешаются на высоком политическом уровне - на уровне государств.

Для обеспечения эффективного использования вышеописанного механизма разрешения споров на первый план вышла проблема создания собственного резерва профессиональных консультантов по торговой политике, не только для ВТО, но и для работы по другим торговым соглашениям, с Таможенным союзом, зоной свободной торговли СНГ, инвестиционными соглашениями [7].

Усиление контроля за системой допуска зарубежной продукции на российский рынок следует ожидать благодаря введению аудита зарубежных официальных систем надзора, но данная система не начинает действовать с момента подписания соглашения. Из 160 стран - торговых партнеров России никто не прошел аудит. По заявлениям экспертов от начала аудита конкретного сектора конкретной страны до его завершения в типичном варианте проходит не менее 1 года, в среднем - 2 года. В отношении этой проверки у страны - потенциального экспортера - с конкретной страной - потенциальным импортером (в рассматриваемом случае импортер - Россия) может быть 4 состояния:

• аудит не производился,

• аудит производится, но не завершен,

• аудит завершен успешно (все соответствует),

• аудит завершен не успешно (все или что-то не соответствует) [1].

Для наглядности построим алгоритм получения допуска зарубежной

продукции на отечественный рынок, в котором аудит выступает основным механизмом предоставления доступа, но в качестве вспомогательного оставлены и ныне действующие механизмы (рис. 2). В совокупности арсенал методов, по утверждению сотрудников Росветнадзора, позволит осуществить плавный переход «без ненужных рывков и проблем для бизнес-сообщества» от старой системы предоставления доступа на внутренний рынок России к новой [1].

Рис. 2. Механизм предоставления доступа на российский рынок зарубежных

поставщиков

Первый механизм - это проверка предприятия - потенциального экспортера на соответствие российским требованиям: проверяется продукция, процессы производства и место производства. В реестр зарубежных пред-приятий-экспортеров попадают предприятия, которые прошли проверку, с этого момента они могут поставлять свою продукцию в Россию. Этот способ доступа позволит поддерживать торговлю с теми странами, которые не смогут успешно пройти аудит в текущем периоде, а подготовка международных инспекций - это долгий и дорогой процесс. Можно отметить, что наибольшую заинтересованность в данном методе испытывает российская сторона, его недостатком является высокая затратность.

Альтернативным методом выступает проверка предприятий экспортера третьей страной - силами госветслужбы этой страны. В результате проверки формируется список предприятий-экспортеров, который пересылается вместе с гарантиями госветслужбы страны-экспортера.

Следует отметить основную особенность данного метода: обязательно получение заключения о соответствии российским требованиям. В случае аудита предусмотрено исполнение требований третьей страны, которые признаны эквивалентными российским - обеспечивающими тот же уровень биологической и пищевой безопасности. Далее эти предприятия помещают в Реестр предприятий третьих стран под гарантии страны-экспортера, но предусмотрено в плановом порядке проводить через какое-то время проверку небольшой части этих предприятий. Если большая часть проверяемых предприятий будет соответствовать российским требованиям, то вся система продолжит работать. Если нет - начинается разбор ситуации вплоть до отзыва у страны-экспортера права предоставлять такие гарантии по причине их необоснованности. Описанный метод позволяет учесть положительный предыдущий опыт торговли с этой страной и этой продукцией при условии низкого уровня риска [1].

Дополнением может служить получение права страной-экспортером предоставления гарантий, при добросовестном выполнении своих функций госветслужбы, для допуска зарубежной продукции на российский рынок, если значительная часть предприятий данного сектора не в состоянии выполнять требования Российской Федерации. Эти гарантии необходимы, если не вполне удачен аудит зарубежной официальной системы надзора.

Исследование механизмов предоставления доступа зарубежных поставщиков на российский рынок позволяет выдвинуть суждение о том, что приоритетными являются отечественные требования для производителей. Однако следует учитывать предостережение о том, что все вышеописанные нововведения не будут означать уменьшения уровня безопасности импортируемых товаров, так как кроме методов предоставления зарубежным пред-

приятиям-экспортерам доступа на внутренний рынок есть и другие ветеринарные меры [1].

Проблемной для России, ставшей полноправным членом ВТО, стала следующая ситуация: отсутствие собственного представительства при организации. При этом появления достаточного количества специалистов экстракласса, по утверждению директора Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России М. Медведкова, в этой сфере ждать еще минимум 20 лет. Текущая работа в ВТО российской стороны, по его заявлениям, идет напряженно в комитетах по антидемпингу, по специальным защитным мерам, по техническому регулированию, по санитарно-фитосанитарным мерам, по региональным торговым соглашениям, по интеллектуальной собственности, продолжаются дискуссии по соглашению о содействии развитию торговли (по Дохийскому раунду) [7]. М. Медведков дает пояснения, почему российские представители не занимают активную позицию в этих процессах: необходимо использовать участие в работе комитетов для конкретных или долгосрочных интересов отечественной экономики; первоначально нужно разобраться, о чем идет речь, узнать позиции партнеров по ВТО, обсудить все моменты с заинтересованными ведомствами, определить собственные позиции [6].

Для российской стороны важны решения о применении таможенного тарифа, особенно комбинированных, где действует не только адвалорная, но и специфическая составляющая пошлины. Нормами ВТО при определенных условиях не запрещено в качестве простого метода борьбы с занижением таможенной стоимости использование специфических пошлин, в российских обязательствах применяются, в основном, адвалорные, но в нескольких случаях есть и специфические [13].

Возникли проблемы с введением с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора РФ. По заявлениям представителей Евросоюза, он не соответствует нормам ВТО. В целом сбор является экологическим, но при этом и российские предприятия должны его уплачивать либо брать на себя обязательства утилизировать автомобили [7].

Следует выделить меры со стороны партнеров России, которые противоречат нормам ВТО, они касаются российских поставщиков удобрений, металлургов, поставщиков услуг автоперевозчиков, поставщиков химической продукции. Отдельной темой является вопрос о транзите: не все наши партнеры в отношении российских грузов, которые следуют транзитом через их территорию, работают в соответствии с нормами организации (ВТО). Начинаются соответствующие консультации, но это длительный, многомесячный процесс [7].

Характеристика обязательств в качестве члена ВТО, принятых российской стороной, представлена в «Докладе Рабочей группы по присоединению

Российской Федерации к Всемирной торговой организации» от 16 ноября

2011 года [3] и в справке Минэкономразвития РФ [16]. Для реализации этих требований действующие законы и правила России - страны-участницы ВТО, которые относятся к праву на торговлю товарами, не должны быть более обременительными, чем необходимо «регистрационными требованиями» или «лицензированию деятельности». Они не должны ограничивать импорт в нарушение общего запрета на применение количественных ограничений, предусмотренного статьей Х1:1 ГАТТ-94, а также дискриминировать импортируемые товары в нарушение положений статьи 111:4 ГАТТ-94.

Статьей УШ:1(а) и статьей УШ:4(с) ГАТТ-94 предусмотрено, что платежи и сборы, взимаемые за право импортировать товары не должны превышать стоимости оказанных услуг, а внутренние налоги и иные внутренние сборы за право на торговлю импортируемыми товарами вести к дискриминации по сравнению с аналогичными отечественными товарами, как того требует статья 111:2 ГАТТ-94 [3, с. 68].

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 164-ФЗ, любые российские или иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Осуществление внешнеторговых операций как таковых не требует лицензирования деятельности. С другой стороны, на ввоз отдельных товаров требуется лицензия на деятельность по производству или распространению данных товаров, таких как алкоголь, лекарственные средства и товары, содержащие шифровальные средства.

Право на осуществление внешнеторговой деятельности может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными договорами, в том числе соглашениями Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза или федеральным законодательством [3, с. 67].

Для обеспечения надлежащей реализации таможенного законодательства, включая его положения об условном выпуске товаров на территорию Российской Федерации и последующем контроле, позволяющем проводить ускоренные таможенные процедуры в таможенных пунктах пропуска и местах таможенного оформления, предусмотрено требование к иностранным физическим лицам получения права на проживание в Российской Федерации, регистрации в качестве российского предприятия либо индивидуального предпринимателя в Российской Федерации в соответствии с установленными условиями [3, с.70].

Определен срок регистрации участникам внешнеэкономической деятельности - в течение пяти рабочих дней с даты получения документов органом ее осуществляющим. В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ (с последними изменениями от 28 июля

2012 года) в регистрации может быть отказано только в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для регистрации документов либо представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

2) нахождение юридического лица в процессе ликвидации либо вывод участников общества с ограниченной ответственностью из общества;

3) несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна, либо подписание заявления о государственной регистрации неуполномоченным лицом;

4) несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона [9].

В случае решения об отказе в регистрации, не позднее пяти рабочих дней с даты получения документов, заявитель должен быть извещен с уведомлением о доставке, при этом такое действие (бездействие) в течение установленного срока может быть обжаловано в орган либо в судебном порядке.

Для обеспечения транспарентности процесса регистрации Россия взяла на себя обязательство ведения государственного реестра Федеральной налоговой службой. В соответствии со статьей 4 ФЗ № 129 в реестре должны содержаться сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и иная соответствующая информация. Данная информация должна быть доступна любому заинтересованному лицу по его запросу на условиях, установленных статьей 6 Закона, предусмотрено также размещение и ежемесячное обновление на веб-сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации (www.nalog.ru) [3, с. 71].

В преддверии подготовки к вступлению в ВТО Российская Федерация присоединилась к международным соглашениям:

• Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1 января 1997 года,

• Найробийской и Стамбульской конвенциям, системе Карнет АТА;

• Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, а также к Совету таможенного сотрудничества.

Вступлению России в ВТО предшествовало начало работы с 1 июля

2011 года Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном, предусматривающего ликвидацию всех таможенных барьеров в торговле между государ-ствами-участниками на объединенной территории [2]. Введен новый единый механизм зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, налогов и сборов.

Таможенный кодекс Таможенного союза также устанавливает право обжалования таможенных решений и отражает правила и нормы ВТО по охране прав интеллектуальной собственности на границе, в отношении таможенной оценки, таможенных сборов, особых экономических зон, транзитной торговли и правил происхождения товаров.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная таможенная служба России, которая осуществляет следующие функции:

• определение государственной политики и правоприменение, в том числе решений Таможенного союза;

• контроль и надзор в сфере таможенных вопросов;

• функция агента валютного контроля;

• борьба с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями.

Таможенная декларация должна быть оформлена на момент предъявления товаров таможенному органу в пункте назначения на таможенной территории РФ, при помещении под одну из таможенных процедур. Исключением является только процедура таможенного транзита - на день завершения данной процедуры (ст. 202), если ввозимые товары не были задекларированы в пункте назначения.

Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрено (ст. 182), что, если были введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров [17]. Специальное упрощенное таможенное оформление предусмотрено для «уполномоченных экономических операторов», т.е. лиц, которые соблюдают следующие требования (статьи 38-41 Таможенного кодекса и статьи 85-96 Федерального закона № 311-ФЗ):

• предоставляют сведения об уплате таможенных пошлин и налогов;

• осуществляют внешнеэкономическую деятельность не менее одного

года;

• не имеют задолженности по уплате таможенных платежей, процентов или пеней, а также не имеют повторяющихся административных правонарушений таможенных правил в течение предыдущего года;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• не должны иметь судимости за экономические преступления главные должностные лица и сотрудники, осуществляющие таможенные операции по упрощенной процедуре;

• используют систему бухгалтерского учета в коммерческих документах по внешнеторговой деятельности, что позволяет сравнивать эту информацию с таможенной;

• осуществляют временное хранение товаров.

С 1 июля 2011 года на внутренних границах государств - членов Таможенного союза снят таможенный, транспортный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль, все согласованные виды контроля перенесены на внешний контур Таможенного союза. С началом функционирования Таможенного союза был ускорен процесс подготовки правовой основы для перехода на более высокий уровень интеграции, а именно - к формированию Единого экономического пространства (ЕЭП).

Создание Таможенного союза расширило рынок сбыта товаров для наших стран, позволило компенсировать снижение спроса на мировых рынках. Однако, как показывает практика, реальные эффекты от интеграции наблюдаются не столько в результате увеличения взаимной торговли товарами, сколько за счет снятия барьеров для движения всех факторов производства и использования взаимных преимуществ по мере углубления интеграции [18].

Целью создания ЕЭП является реализации «четырех свобод»: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории трех стран. Практические механизмы функционирования ЕЭП были запущены с 1 января

2012 года, с введением в действие базового пакета из 17 соглашений, формирующих договорно-правовую базу ЕЭП. Основой функционирования ЕЭП являются согласованные действия в макроэкономике, валютной, конкурентной политике, в сфере естественных монополий, транспорта, технических регламентов, промышленных и сельскохозяйственных субсидий. В частности, в сфере технического регулирования снимаются технические барьеры в торговле между тремя странами. На всей территории ЕЭП будут действовать единые технические регламенты [18].

В «Программе развития конкуренции» [11] в целях создания максимально благоприятных условий для ведения бизнеса было предусмотрено, осуществление специальных мер по снижению административного давления на малый бизнес. Закон о лицензировании сократил число бизнесов, для которых требуется получение лицензии. В период либерализации лицензированию подлежали тысячи видов деятельности, то в 2009 году - всего 80, сейчас в Законе № 294-ФЗ указано всего 49, при этом лицензия нужна там, где требуется подтверждение о наличии квалифицированных сотрудников и необходимого оборудования перед началом бизнеса. Отсутствует необходимость ежегодного продления лицензии (или раз в три года), она носит бессрочный характер, однако в случае нарушения лицензию после проверки могут приостановить или аннулировать. Согласно Закону № 294-ФЗ введен уведомительный порядок начала деятельности и урегулированы правила проведения проверок. Без получения разрешений, просто отправив уведомление по почте, можно начать 31 вид бизнеса, а в дальнейшем предусмотрено распространить эту практику на весь бизнес, который не требует лицензирования [20].

Число проверок тоже было ограничено законом, при этом плановые проверки можно проводить только раз в три года, по утвержденному прокуратурой плану, который дан на сайте ведомств, но предусмотрена возможность проверки по жалобам потребителей и в случае ЧП.

Решается вопрос об организации единой электронной системы сертификатов и справок, чтобы проверяющий мог узнать информацию о документах на товар, например, просто просканировав штрихкод. С октября 2011 го-

да количество бумаг, необходимых предпринимателям, уже сократилось. Закон № 210-ФЗ [10] предписал ведомствам самим запрашивать справки, которые есть в другом органе. Этот закон радикально изменил условия ведения бизнеса: любое обращение предпринимателя в госорган сопровождалось выпиской из ЕГРЮЛ, только одна выписка из Росреестра была необходима бизнесу для получения 83 государственных услуг, которые были платными [20].

Риски, которые несет в себе свободная торговля, остаются достаточно высокими. Чтобы свести их к минимуму, специалисты предлагают консолидировать усилия и развивать межрегиональную кооперацию не в собственном узком пространстве, а в рамках комплексных инвестиционных проектов до 2020 года.

Во всех регионах создаются центры предоставления государственных услуг нового типа, которые оформляются как офисы банков с электронной очередью, благодаря этому у одного специалиста можно будет получить услуги от разных ведомств. Активно разрабатывается идея мэра Москвы С. Собянина о создании специализированных центров одного окна для малого бизнеса, где можно будет не только зарегистрировать фирму, но и получить консультацию, подать уведомление о начале бизнеса, документы на лицензию, узнать о государственных грантах. Следует согласиться с утверждением, что открытие подобных центров будет свидетельством глобальных изменений в отношении государства к своему населению [20].

Комплексная программа должна состоять из соответствующих проектов каждого региона, который оценит имеющийся у него потенциал по степени участия в формировании валового регионального продукта. На первом этапе следует провести градацию предприятий. В первую группу должны войти регионообразующие предприятия, во вторую - подлежащие реформированию, в третью - новые инновационные предприятия. Предпочтения в долгосрочной перспективе следует отдавать кластерам. Такая система стимулирует создавать рядом с крупными предприятиями десятки мелких, а это хороший стимул для развития предпринимательства. Имея на руках подробную карту возможностей предприятий, можно эффективно развивать их горизонтальные связи. Необходимо разработать систему защиты внутреннего рынка от экспансии иностранных поставщиков, создать центры технологических компетенций, помогающих отечественным предприятиям выстраивать политику внутренних взаимоотношений. Нужно активизировать работу отраслевых чиновников и маркетологов в сфере сотрудничества с приграничными регионами.

Президент РФ Владимир Путин настаивает на повышении качества отечественной экономической дипломатии для защиты интересов России во Всемирной торговой организации. Задача российских торговых представи-

тельств - четко отслеживать ситуацию на внешних рынках, сигнализировать о недружественных действиях в отношении отечественных компаний. Минэкономразвития, Минпромторг и МИД должны принимать меры по устранению дискриминационных санкций в отношении российских производителей [2].

Президент обратил внимание на то, что вся информация о работе российской экономики в рамках ВТО должна быть открытой и доступной для бизнеса. В связи с этим он поручил Минэкономразвития организовать выпуск электронного информационно-аналитического бюллетеня по вопросам ВТО и размещать материалы на своем официальном сайте [2]. Подписанный 7 мая 2012 года Президентом указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» позволит, по оценкам экспертов, России подняться в рейтинге Всемирного банка Doing Business с 120-го на 20-е место [20].

Минэкономразвития и МИД поручено выработать критерии, которым должны будут соответствовать специалисты, представляющие Россию в ключевых структурах ВТО. Глава государства также подтвердил курс России на интеграцию в мировую экономику [2].

По мере согласованных в рамках ГАТТ-ВТО снижений импортных пошлин традиционные тарифные барьеры во многом утратили свое значение в торговле товарами, тогда как в торговле услугами они вообще не существовали. Соответственно на первый план вышли нетарифные, т.е. все остальные, весьма многочисленные и разнообразные государственные меры, регулирующие или затрагивающие внешнюю торговлю. В последние годы стало очевидным ограничительное влияние на торговлю государственных мероприятий в области здравоохранения, защиты животных и растений, охраны окружающей среды, продовольственной безопасности и т.п.

Особенно часто нежелательный протекционистский эффект приобретают санитарные и фитосанитарные меры, а также введение новых технических и других стандартов. При этом правительства отдельных стран вполне естественно руководствуются своими национальными интересами. Гармонизация норм и стандартов затруднена сохраняющимися различиями в уровнях развития и традициях, вследствие чего один и тот же стандарт может восприниматься как завышенный или как заниженный. Прежде всего предлагается улучшить транспарентность процесса принятия нетарифных мер. В частности, большие надежды возлагаются на базу данных Integrated Trade Intelligence Portal, недавно созданную ВТО [12].

В ежегодном докладе о мировой торговле (World Trade Report) за

2012 год, подготовленном секретариатом ВТО особо отмечено перемещение России с 12-го места в 2010 году на 9-е место в 2011-м в рейтинге крупных стран-экспортеров, но если рассматривать взаимный товарооборот между

странами ЕС как внутреннюю торговлю, то Россия окажется на 6-м месте в мире [8].

Физический объем мирового товарооборота увеличился в 2012 году на 3,7 %, что существенно ниже среднегодовых темпов роста мировой торговли за последние 20 лет, эксперты ВТО прогнозируют дальнейшее замедление темпов роста. Восстановление нормальных темпов развития мировой торговли может наступить только после того, как задолженность государств, бизнеса и потребителей в развитых странах будет снижена до более управляемого уровня. Однако на это, по мнению экспертов, «потребуются годы, в течение которых мир должен будет примириться с более низкими, чем обычно, темпами роста международной торговли» [8].

Первостепенное значение в таких условиях имеет успешное проведение международных переговоров по нетарифным мерам. Россия согласилась связать свои тарифы в среднем на уровне 8-9 % по прошествии периода адаптации. Связанные тарифы России немного выше среднего уровня связанных тарифов других стран, вступающих в ВТО, особенно при сравнении с другими странами, чья экономика относится к переходному типу [2].

Таким образом, долгий процесс переговоров о вступлении России в ВТО позволил разработать более совершенную систему критериев, способных оказать ограничительное влияние на торговлю на внутреннем рынке. Длительное время Россия занимала положение одной из наиболее дискриминируемых в сфере международной торговли стран мира, из-за отсутствия возможности применить примирительные процедуры ВТО, но, как заявляет Президент, сегодня ситуация изменяется к лучшему. На первый план во внешнеторговой деятельности выходит организация контроля за системой допуска зарубежной продукции по нормам ВТО на российский рынок, для обеспечения уровня безопасности импортируемых товаров и защиты интересов отечественных производителей.

Список литературы

1. Власов Н. ВТОшные дела (2. Иные (не аудит) системы допуска продукции, производимой за рубежом, на внутренний рынок России) [Электронный ресурс]. - иИЬ: http://fsvps.ru/fsvps/importExport/wto (дата обращения:

12.12.2012).

2. В Центре международной торговли состоялась пресс-конференция Президента Российской Федерации Владимира Путина (20.12.2012) [Электронный ресурс]. - иИЬ: http://wto.wtcmoscow.ru/calendar/novosti/509 (дата обращения: 22.12.2012)

3. Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации [Электронный ресурс] // WT/ACC/

RUS/70 WT/MIN(11)/2. - 2011. - 1б нояб. - URL: http://economy.gov.ru> Министерство экономического... /wto/doc20120201_0017 (дата обращения: 22.12.2012).

4. Всемирная торговая организация. Краткие сведения [Электронный ресурс]. - URL:http://www.wto.ru/chto.asp?f=spravka&t=б (дата обращения: 12.12.2012).

5. Колчанов Ю.И., Прокин В.В. Стратегические альтернативы модернизации российской экономики // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2011. - № 12 (35). - С. б7-82.

6. Медведков М. ВТО это не волшебная палочка [Электронный ресурс] // РБК daily. - 2012. - 22 авг. - URL: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/wto/doc20120822_02 (дата обращения: 03.12.2012).

7. Медведков М.Ю. Специалистов экстра-класса по вопросам ВТО Россия вырастит через 20 лет [Электронный ресурс] // Агентство экономической информации «Прайм». - 2012. - 13 нояб. - URL

http://www.economy.gov.ru/minec/press/interview/doc20121114_02 (дата обращения: 02.12.2012).

8. Наши дела не так уж плохи [Электронный ресурс] // Независимая газета. - 2012. - 14 авг. - URL http://www.wto.ru/ru/press.asp?msg_id=29113 (дата обращения: 22.12.2012).

9. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуаль-

ных предпринимателей (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) [Электронный ресурс]: Федер. закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от

28.07.2012). - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.12.2012).

10. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: Федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (с изм. и доп.). - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.12.2012).

11. Программа развития конкуренции [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № б91-р [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/competition/ programconcur/#^ (дата обращения: 12.12.2012).

12. Путин требует повысить качество экономической дипломатии для защиты интересов РФ в ВТО [Электронный ресурс] // РИА-Новости. - 2012. -22 нояб. - URL: http://ria.ru/economy (дата обращения: 10.12.2012).

13. Россия стала полноправным членом Всемирной торговой организации [Электронный ресурс] // РБК daily. - 2012. - 22 авг. - URL: http://www.economy.gov.ru/minec/about/structure/deptorg/doc20120822_03 (дата обращения: 02.12.2012).

14. Россия и США с сегодняшнего дня применяют все нормы Всемирной торговой организации (ВТО) во взаимной торговле после отмены по-

правки Джексона-Вэника [Электронный ресурс] // РИА-Новости. - 2012. -24 дек. - URL: http://www.wto.ru/ru/news.asp?msg_id=29764 (дата обращения:

25.12.2012).

15. Смитиенко Б., Имамалиев М. Россия в системе мирохозяйственных связей в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Международная экономика. - 2009. - № 9. - С. 4-10.

16. Справка Минэкономразвития РФ по обязательствам России в качестве члена ВТО [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wto.ru/ru/content/ documents/docs/spravka_mert.doc (дата обращения: 02.12.2012).

17. Таможенный кодекс Таможенного союза (2012 год) [Электронный ресурс]. - URL: http://kodeks.systecs.ru/tk_ts/(flaTa обращения: 02.12.2012).

18. Евразийская экономическая комиссия: формирование наднационального регулирующего органа Таможенного союза и Единого экономического пространства [Электронный ресурс]: тезисы выступления заместителя министра А.Е. Лихачева. - URL: http://www.gosbook.ru/node/58866 (дата обращения: 22.12.2012).

19. Толстоброва Н.А. Внешнеторговая политика России в условиях мирового кризиса // Вестник ПГТУ. Социально-экономические науки. - 2009. - № 3 (21). - 46-59.

20. Херсонцев А.И. Индивидуальный предприниматель не может быть однодневкой [Электронный ресурс] //Forbes. - 2012. - 25 июн. - URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press/interview/doc20120626_03 (дата обращения: 12.12.2012).

Получено 28.01.2013

N.A. Tolstobrova

THE ROLE OF THE WTO IN CONTROLLING THE SYSTEM OF PERMISSIONS FOR IMPORTS TO RUSSIA

The paper discusses the obligations of Russia in connection with its entry into the WTO. A number of advantages in controlling the permissions for the imported goods are revealed. A given system of audit and procedure of claim examination is meant to protect the interests of small and medium-sized Russian producers on the local markets. In future, those enterprises might enter the foreign markets without mediators, given professional protection and support. A mechanism of settlement of disputes is described, and an algorithm of granting access of the foreign suppliers to the Russian market is given.

Keywords: WTO, WTO membership and principles, process transparency, control organization, audit, conciliation procedure, registration, licensing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.