Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 257-262
УДК 339
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2013 г. О.Ф. Удалов, В.В. Стороженко
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила в редакцию 08.07.2013
Рассматриваются условия создания инновационной экономики в Российской Федерации. Проводится анализ целей и последствий вступления Российской Федерации в Таможенный союз и ВТО, а также анализ влияния современных интеграционных процессов на развитие инновационной экономики в Российской Федерации.
Ключевые слова: условия создания инновационной экономики, цели вступления в Таможенный союз и ВТО, последствия вступления в ВТО и Таможенный союз.
Условия создания инновационной экономики в Российской Федерации
Переход к инновационной экономике предполагает деятельность государства, направленную на создание на внутреннем рынке условий для разработки и внедрения в производство новых технологий, которые будут окупаться в рамках определенного рынка или всего мира. В современных условиях свободного рынка и технологического отставания от ведущих стран, без активных действий государства экономика Российской Федерации по-прежнему будет базироваться на добыче полезных ископаемых.
Необходимо начать эту работу с определения приоритетных наукоемких отраслей экономики, технологические разработки в которых будут востребованы в ближайшие 10-20 лет. Научно-техническое прогнозирование позволяет определить ключевые направления развития новых технологий: системы искусственного интеллекта, нанотехнологии, биотехнологии в молекулярной биологии и генной инженерии, солнечная энергетика. Нужно продолжать развивать такие направления, как космические технологии, авиационная промышленность, атомная промышленность, производство материалов с заданными свойствами.
Далее следует определить, каких специалистов нужно готовить в вузах. Имея нужных специалистов, можно развивать НИОКР, углублять разделение труда и повышать этим его производительность. Сфера науки и образования в Российской Федерации требует постоянного целевого финансирования. По государственным расходам на НИОКР Российская Фе-
дерация отстает от США в 17 раз, от Европейского Союза в 12 раз, от Китая в 6.4 раза, от Индии в 1.5 раза (по данным РАН).
Нужна новая нормативная база, регламентирующая упрощенный порядок проведения испытаний, согласований и внедрения новых технологий.
Для формирования внутренних источников долгосрочного кредитования государству необходимо создать кредитные организации, предоставляющие инновационным производствам кредиты с низкой процентной ставкой на длительный период.
И наконец, нужно решить, кто будет покупать российские инновационные товары. Вложения в инновационные производства не окупятся, если российские компании будут предлагать свой товар только на российском рынке. На мировом рынке развитые страны осуществляют жесткую политику защиты и поддержки своих производителей в связи с падением потребительского спроса в период кризиса. Верным шагом является расширение внутреннего рынка Российской Федерации с выходом на постсоветское пространство, где российские товары могут быть конкурентоспособны. Кроме того, восстановление хозяйственных связей, сформированных между странами в период СССР, увеличит масштаб деятельности и конкурентные преимущества российских предприятий.
Цели и последствия вступления Российской Федерации в Таможенный союз
В разных частях мира в ответ на глобальный экономический кризис, характеризующийся
падением потребительского спроса, усилились интеграционные процессы. В Латинской Америке ускорилось формирование экономического союза МЕРКОСУР (между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой), Китай создает зону свободной торговли с АСЕАН (в нее входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа и др.), на Северо-Американском континенте создается зона свободной торговли НАФТА (между Канадой, США и Мексикой). Всего же к настоящему времени в ВТО зарегистрировано более 20 региональных экономических объединений.
Данная тенденция позволяет предположить, что через 10-20 лет мировая экономика будет представлять собой экономические зоны - валютные союзы, которые будут мало взаимодействовать между собой, защищая свои внутренние рынки.
В результате интеграционных процессов на постсоветском пространстве в 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу нормативной базы Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном. 1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии был отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза. С 1 января 2012 года в соответствии с «Декларацией о Евразийской экономической интеграции», подписанной главами государств Таможенного союза, произошел переходе к следующему этапу интеграционного процесса -Единому экономическому пространству (ЕЭП), основанному на принципах свободы торговли товарами и услугами, а также свободы передвижения финансового и человеческого капитала. В рамках ЕЭП были подписаны и ратифицированы соглашения о согласованной макроэкономической политике, о единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий, о единых принципах технического регулирования. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза, основанного на принципах единых тарифов и технических регламентов, гармонизации трудового и миграционного законодательства, единой банковской системы и валюты, укрепления внешних границ. Существует также проект создания Евразийского Союза (ЕАС) — конфедеративного союза суверенных государств с единым политическим, экономическим, военным и таможенным пространством на базе союза России, Казахстана и Беларуси. В
целом этапы усиления интеграции на постсоветском пространстве выглядят следующим образом (от наименьшей к наибольшей степени интеграции): с 2012 года - Зона свободной торговли СНГ (ЗСТ) - 8 стран-участников, с 2000 года - Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - 5 стран-участников, с 2011 года -Таможенный союз - 3 страны-участника, с 2012 года - Единое экономическое пространство (ЕЭП) - 3 страны'-участника, к 2015 году -Евразийский экономический союз, после 2015 года - Евразийский Союз.
Целью формирования общего рынка является устранение экономических и административных барьеров для внешней торговли и восстановление связей между экономиками постсоветских государств, которые столетиями развивались вместе, как единое экономическое пространство, а в период СССР развивались как единый народнохозяйственный комплекс. Они соединены тысячами кооперационных связей, многие из которых были разорваны таможенными и прочими барьерами, появившимися после распада единой страны.
По данным департамента статистики Евразийской экономической комиссии, прирост произведенного ВВП за период с января по сентябрь 2012 года по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству составил 4.0% по сравнению с периодом с января по сентябрь 2011 года. По расчётам учёных Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15% роста ВВП стран-участниц к 2015 году. Кроме того, полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу.
Следует также отметить, что в соответствии с «Договором о зоне свободной торговли» от 18 октября 2011 года режим свободной торговли Российской Федерации со странами СНГ считается унифицированным. Страны - участники данного договора (Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Армения, Молдавия, Украина) согласовали правила внешней торговли без импортных пошлин и без количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться. Существует также режим свободной торговли между Россией и Сербией на основании «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии о сво-
бодной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией» от 28 августа 2000 года.
Цели и последствия вступления Российской Федерации в ВТО
16 декабря 2011 года на Министерской Конференции ВТО пакет документов о вступлении Российской Федерации в ВТО был одобрен. Федеральный закон «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года» был принят Государственной думой, Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации 21 июля 2012 года. Российская Федерация стала членом ВТО 22 августа 2012 года, через 30 дней после извещения секретариата ВТО о ратификации.
Можно выделить три экономические цели вступления Российской Федерации в ВТО. Первая цель - получение лучших, в сравнении с существующими, и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки, исключая продукцию военной промышленности и углеводороды, что составляет до 95% российского экспорта. То есть, данное преимущество распространяется только на 5% товаров российского экспорта. Кроме того, отстоять недискриминационные условия российские экспортеры смогут только через международный механизм разрешения торговых споров государств - участников ВТО.
Вторая цель - доступ к международному механизму разрешения торговых споров. 15 апреля 1994 года государства - участники ВТО приняли «Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров», в соответствии с которой созданы орган по разрешению споров, апелляционный орган и арбитражная процедура. В случае возникновения конфликтной ситуации Генеральный совет ВТО (в ограниченном составе) заседает в качестве органа по разрешению споров. Основой процесса разрешения спора являются процедура консультаций и процедура добрых услуг, примирения и посредничества, установленные статьей 4 и статьей 5 «Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров». Если процедуры консультаций, добрых услуг и посредничества не увенчались успехом, то в соответствии со статьей 5 «Договорённости о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров» сторона, подавшая жалобу, может просить о создании специальной группы
экспертов. В случае несогласия какой-либо из сторон спора с докладом специальной группы экспертов, сторона может обжаловать этот доклад в постоянно действующий апелляционный орган. По завершении работы данного органа составляется доклад, который принимается органом по разрешению споров. Решения органа по разрешению споров, принятые на основе доклада апелляционного органа, должны признаваться сторонами спора. Государство, не выполнившее указание органа по разрешению споров, должно, если его об этом попросят, начать процедуру консультаций с целью определения взаимоприемлемой компенсации. Данная процедура разрешения торговых споров может длиться более 6 месяцев, и российской компании нужно будет оплачивать транспорт, проживание, услуги переводчика и юриста для использования этого механизма. Кроме того, на данный момент российская система образования не готовит в нужном количестве специалистов, способных оказывать профессиональную поддержку российским компаниям при разрешении торговых споров в ВТО.
Третья цель - участие в выработке правил международной торговли с учётом своих национальных интересов. С учетом того что Российская Федерация имеет только 1 из 158 голосов в ВТО, а западные страны очень часто действуют в интересах своего альянса, нашей стране будет сложно повлиять на процесс выработки правил международной торговли в своих национальных интересах.
Есть еще политические цели вступления в ВТО: улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли и возможность вступления России в ОЭСР (членство в ВТО — обязательное условие для вступления в ОЭСР).
В результате вступление Российской Федерации в ВТО дает негарантированные экономические преимущества для 5% российских экспортеров и возможные политические преимущества для нашей страны как субъекта международной политики. Взамен этого Российская Федерация взяла на себя обязательства постепенно увеличить доступность своего рынка для импортных товаров и услуг для 158 членов ВТО. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, средневзвешенная ставка таможенных пошлин на импорт товаров в Российскую Федерацию (вычисляется путем взвешивания каждой ставки по величине торгового потока и определения средней величины на этой основе) при вступлении страны в ВТО снизится с 10.3% до 7.1% к 2019
году. Отдельно по промышленным товарам средневзвешенная ставка таможенных пошлин на импорт снизится с 9.4% до 6.4%. Будут значительно снижены или отменены ставки таможенных пошлин на импорт компьютерной техники, технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. Пошлины на бытовую электротехнику снизятся с 15% до 8%, пошлины на иностранные лекарства - с 15% до 5%, пошлины на продукцию химической промышленности - с 10% до 5%. На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25% до 15%. Расчеты средневзвешенных ставок таможенных пошлин на импорт проведены на базе усредненной таможенной статистики поставок из дальнего зарубежья в 2008-2010 годах. Переходный период составит от двух до семи лет по разным группам товаров.
В соответствии с «Протоколом о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации», а также «Перечнем уступок и обязательств по товарам» и «Перечнем специфических обязательств», прилагаемых к данному Протоколу, кроме обязательств по товарам и услугам, у Российской Федерации существуют системные обязательства, в том числе по субсидиям, лицензированию импорта, особым экономическим зонам, ценообразованию на энергоносители, санитарным мерам, техре-гулированию и т.д. В части субсидирования экспорта товаров промышленности и сельского хозяйства будет невозможно для Российской Федерации осуществлять прямое субсидирование российских экспортеров, а также предоставлять субсидии, получить которые возможно только при условии использования отечественных товаров.
Следует также отметить, что в соответствии с «Договором о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы», подписанным главами государств Таможенного союза 19 мая 2011 года, при вступлении одной из стран - участниц Таможенного союза в ВТО гармонизация норм и тарифов происходит с опорой на положения Соглашений ВТО. Однако могут возникнуть противоречия в случае достижения разного уровня ставок таможенных пошлин в результате вступления в ВТО по отдельности стран - участниц Таможенного союза. Примером является ситуация со вступлением Республики Казахстан в ВТО. По предварительной информации, уровень ставок таможенных пошлин, который будет установлен в результате вступления Республики Казахстан в ВТО, может быть ниже
достигнутого уровня ставок таможенных пошлин в результате вступления Российской Федерации в ВТО, что будет влиять на изменение Единого таможенного тарифа Таможенного союза в сторону уменьшения и тем самым снижать уровень защиты внутреннего рынка Таможенного союза.
Влияние современных интеграционных процессов на развитие инновационной экономики в Российской Федерации
Снятие экономических и административных барьеров для внешней торговли, происходящее благодаря созданию Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии, а также Единого экономического пространства, будет способствовать восстановлению и развитию кооперационных связей на постсоветском пространстве, особенно важных для производства высокотехнологической продукции. Именно для них создание Таможенного союза и Единого экономического пространства перспективно, оно дает максимальный эффект для машиностроительных и других производств с высокой добавленной стоимостью, конечная продукция которых собирается из комплектующих, создаваемых предприятиями разных государств.
Вступление в Таможенный союз и Единое экономическое пространство означает расширение внутреннего рынка сбыта Российской Федерации, что позволит повысить окупаемость российских инновационных товаров. Кроме того, в рамках данного рынка российские инновационные товары будут иметь равные условия конкуренции, что также будет способствовать развитию новых производств.
Вступление Российской Федерации в ВТО уменьшит уровень государственной защиты внутреннего рынка по причине снижения ставок таможенных пошлин на импорт и закроет возможность государственного субсидирования российских экспортеров. Дешевые импортные товары будут стимулировать не развитие российского инновационного производства, а развитие спекулятивной торговли импортными товарами, так как у российской промышленности на данном этапе нет шансов успешно конкурировать с китайскими производителями из-за наличия у них низких цен на электроэнергию и дешевой рабочей силы. Российские производители также не смогут успешно конкурировать с европейскими компаниями, у которых уровень технического развития выше и долгосрочные кредитные ресурсы доступны с низкой процентной ставкой. Т ак, по условиям поставки
Таблица 1
Факторы, влияющие на развитие инновационной экономики в Российской Федерации
№ п/п Факторы, влияющие на развитие инновационной экономики в РФ Конкурентоспособность на внутреннем рынке Конкурентоспособность на рынке Таможенного союза Конкурентоспособность на рынке ВТО
положительное влияние «+» отрицательное влияние «-»
1 2 3 4 5
1 Низкий уровень государственного финансирования отечественной фундаментальной науки и образования - -
2 Низкая стоимость человеческого капитала в России - -
3 Неэффективный государственный контроль за ценообразованием на российские энергоносители - -
4 Высокая ставка по банковским кредитам на развитие отечественной промышленности - -
5 Недоступность долгосрочных кредитов для отечественных инновационных производств - -
6 Нестабильность национальной валюты - -
1 Сопоставимые макроэкономические показатели стран Таможенного союза +
8 Возможность совместного производства инновационных товаров +
9 Отставание отечественной промышленности в области технологий и управления от западных стран - -
10 Низкий уровень государственного финансирования НИОКР в России - -
11 Уменьшение уровня государственной защиты отечественного внутреннего рынка из-за снижения ставок таможенных пошлин на импорт -
западный производитель поставляет свою продукцию, получая за нее от 10% до 20% оплаты от полной стоимости товара, а на остальную часть суммы дает покупателю рассрочку платежа на 3-5 лет, с процентной ставкой 2-4% годовых.
Влияние различных факторов на развитие инновационной экономики в Российской Федерации показано в Таблице 1.
Таможенная пошлина в Российской Федерации выполняет не только защитную, но и фискальную функцию, так как сумма таможенных платежей составляет до 40% федерального бюджета Российской Федерации. Уменьшение поступлений в бюджет после вступления в ВТО означает, в том числе, уменьшение средств на финансирование программ развития инновационной экономики.
Для разработки новых технологий, внедрения их в серийное производство и обеспечения их окупаемости государству необходимо создать комплексную программу стимулирования
развития науки, образования, поощрения расходов частного сектора на НИОКР, формирования внутренних источников долгосрочного кредитования российских инновационных производств с низкой процентной ставкой. Кроме того, необходимо создать и защищать рынок сбыта для инновационных товаров российского производства.
Список литературы
1. Официальный сайт «Евразийского Экономического Сообщества», 2005-2013. - URL: http://www. evrazes.com (дата обращения: 24.01.2013).
2. Официальный сайт «Евразийской экономической комиссии». - URL: http://www.tsouz.ru (дата обращения: 23.01.2013).
3. Официальный сайт ВТО: Accessions, Russian Federation, 2013. - URL: http://www.wto.org/english/ thewto_e/acc_e/a1_russie_e.htm (дата обращения:
22.01.2013).
4. Официальный сайт ВТО: Legal texts, the WTO agreements, 2013. - URL: http://www.wto.org/english/
^с8_е/^а1_е/Гта1_е.Ь1т (дата обращения:
22.01.2013).
5. Официальный сайт Министерства экономиче-
ского развития Российской Федерации, 2010. - ЦКЪ: http://www.economy.gov.ru (дата обращения:
23.01.2013).
6. Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы (подписан в Минске 19.05.2011) // Компьютерная справочноправовая система по законодательству Российской Федерации «Консультант Плюс», 1997-2013. - ПКЬ: http://base.consul1ant.ru/cons/cgi/on1ine.cgi?req=doc;base= ЬА”^п=116602 (дата обращения: 23.01.2013).
7. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Компьютерная справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации «Консультант
Плюс», 1997-2013. - ПКЬ: http://base.consu1tant.ru/ cons/cgi/on1ine.cgi?req=doc;base=LAW;n=133493;f1d= 134;dst=4294967295;rnd=0.1190706205408093;from=1 23030-0 (дата обращения: 22.01.2013).
8. Договоренность о правилах и процедурах регулирующих разрешение споров (подписана в Марракеше, 15.04.1994) // Компьютерная справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации «Консультант Плюс», 1997-2013. - П^: http://base.consu1tant.ru/cons/cgi/on1ine.cgi?req=doc;bas є=ЮТ;п=23213 (дата обращения: 22.01.2013).
9. Договор о зоне свободной торговли (подписан
в Санкт-Петербурге 18.10.2011) // Компьютерная справочно-правовая система по законодательству Российской Федерации «Консультант Плюс», 19972013. - П^: http://base.consu1tant.ru/cons/cgi/
online.cgi?req=doc;base=LAW;n=121497 (дата обращения: 23.01.2013).
THE INFLUENCE OF MODERN INTEGRATION PROCESSES ON THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ECONOMY IN THE RUSSIAN FEDERATION
O.F. Udalov, V.V. Storozhenko
The authors consider the conditions for creating an innovative economy in Russia and analyze the goals and consequences of Russian Federation's accession to the Customs Union and the WTO. The influence of modern integration processes on the development of Russian innovative economy is also discussed.
Keywords: conditions for creating an innovative economy, goals of accession to the Customs Union and the WTO, consequences of accession to the Customs Union and the WTO.