Научная статья на тему 'Первый опыт и условия правоприменения норм ВТО и ОЭСР Россией'

Первый опыт и условия правоприменения норм ВТО и ОЭСР Россией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОСТОРОННИЕ ПРАВИЛА / ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ВЗАИМНЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ / ПРЕТЕНЗИОННЫЕ ЗАЯВЛЕНИЯ / ДИСКРИМИНАЦИОННЫЕ МЕРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / КОРПОРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДЕЛОВОЙ КЛИМАТ / ДОСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / РЕЦИПИЕНТНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстоброва Н.А.

Приведены результаты исследования процесса адаптации России к механизму действия принципов ВТО недискриминации и справедливой конкуренции, а также снижения претензионных требований со стороны ОЭСР. Показаны различия в деятельности этих международных организаций. Правоприменение норм ВТО и ОЭСР должно быть использовано Российской Федерацией для обеспечения несырьевого будущего страны, преодоления негативного явления «ресурсного проклятия» национальной модели развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первый опыт и условия правоприменения норм ВТО и ОЭСР Россией»

УДК 332.02(470+571)

Н.А. Толстоброва

ПЕРВЫЙ ОПЫТ И УСЛОВИЯ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ НОРМ ВТО И ОЭСР РОССИЕЙ

Приведены результаты исследования процесса адаптации России к механизму действия принципов ВТО недискриминации и справедливой конкуренции, а также снижения претензионных требований со стороны ОЭСР. Показаны различия в деятельности этих международных организаций. Правоприменение норм ВТО и ОЭСР должно быть использовано Российской Федерацией для обеспечения несырьевого будущего страны, преодоления негативного явления «ресурсного проклятия» национальной модели развития.

Ключевые слова: многосторонние правила, примирительные процедуры, взаимные договоренности, претензионные заявления, дискриминационные меры, экономические санкции, корпоративное законодательство, деловой климат, досудебные процедуры, реципиентная модель.

Состояние мировой экономики вызывает на всех уровнях большие противоречия ввиду неопределенности и невозможности запустить, несмотря на все принимаемые меры вплоть до образования G20, механизм высоких докризисных темпов роста [1, с. 142]. Глобальная экономика до сих пор находится в опасной зоне, и процесс хрупкого ее восстановления из-за бюджетного кризиса в развитых странах [2, с. 3], роста корпоративных долгов делает целесообразным присоединение к исследованиям определения рисков для России.

Принципиально важным стал вопрос о многосторонней торговой системе и реализации норм международных организаций. Положительным является то, что вопрос о торговой политике был одним из ключевых на саммите G20 в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 года. Участники договорились о продлении срока действия обязательств по отказу от протекционистских мер, заявили о своем стремлении повысить транспарентность в торговле, включая действующие региональные соглашения до 2016 года (по данным ВТО, сейчас более 250 таких соглашений) [3].

Оптимальные условия для экономического роста создает свободная торговля, основанием которой являются многосторонние правила, в противоположном направлении действуют протекционистские меры, порождающие барьеры не только для внешнеторговых операций, но и значи-

© Толстоброва Н.А., 2014

Толстоброва Надежда Александровна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», e-mail: ket@pstu.ru.

тельно сдерживающие инвестиционные потоки в глобальном масштабе. Об угрожающем влиянии протекционизма экономическому росту и ослаблении торговли напомнили участники «двадцатки» и отразили это в декларации.

Одним из приоритетов российской внешнеэкономической политики остается вступление в ОЭСР, но публично сегодня не говорят уже о возможных сроках завершения переговоров. Для России членство в ОЭСР будет означать, что мировое сообщество признало российскую законодательную базу соответствующей наилучшим мировым практикам. Полностью завершена работа в 5 комитетах: это здравоохранение, трудовые отношения, налоги, рыболовство и судостроение. Прошедшие консультации показали, что российское законодательство и правоприменение в этих областях соответствуют требованиям ОЭСР.

Построим алгоритм (рисунок) методики оценки выявленных четырех основных претензий (в нашем случае в схеме они выделены блоками) и условий присоединения России к ОЭСР [4]. Обеспечение социально-экономической устойчивости и политической стабильности рассматриваем как определяющий фактор в реализации принципа экономической безопасности страны, но в то же время руководствуемся целью присоединения - получение права голоса в решении глобальных проблем будущими поколениями. Однако поспешности в принятии решений ради повышения уровня деловой среды, что является приоритетом в деятельности ОЭСР, не следует допускать, необходима расстановка приоритетов, взвешенные объективные действия на всех уровнях.

Будучи полноправным членом ОЭСР, Российская Федерация получит доступ к обширным интеллектуальным ресурсам этой организации, таким как ежегодный страновой анализ ведущих мировых аналитиков и рекомендаций в виде лучших практик в сфере модернизации экономики, развития человеческого потенциала, повышения качества госуправления, инноваций и поддержки инвестиций в «зеленую» экономику, продовольственной безопасности и сохранению природных ресурсов, методов по борьбе с коррупцией и налоговых практик и многих других важнейших аспектов экономики [4, 5]. Однако идеализировать ситуацию не желательно. В таблице приведены результаты исследования выявления рисков, которые встают на пути реализации требований по вышеназванным претензиям.

Рис. Алгоритм методики оценки определения условий правоприменения

норм ОЭСР Россией

Характеристика основных претензий к России со стороны ОЭСР

№ п/п Претензии Формулировка требований и оценка рисков присоединения к ОЭСР

1 Эффективность государственного управления не отвечает требуемым условиям Внедрение методики оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в практику деятельности государственных органов (С(2012)37) может потребовать существенной дополнительной бюджетной нагрузки, не предусмотренной бюджетным правилом и долгосрочной Стратегией социально-экономического развития Российской Федерации, что противоречит национальным интересам и интересам безопасности страны

Накладывает ограничения на российскую государственную политику в сфере управления Интернетом и обеспечения информационной безопасности всего, что связано с этой сетью

Содействие международному развитию (СМР) приведет к увеличению объема финансирования РФ на 97 %, он должен составить не менее 12,6 млрд долл. США в год

2 Плохой деловой климат Принципы корпоративного управления (^2004)61) провозглашают отказ от избыточного вмешательства государства в экономические процессы и требование ускорить процесс приватизации

Реализация принципа по возложению на комитет совета директоров функций внутреннего аудита и замена им ревизионной комиссии сопряжена с риском разрушения системы внутреннего аудита, принципы которой заложены в современном законодательстве о бухгалтерском учете, а также риском дополнительных расходов для компаний, не обязанных иметь совет директоров

Отклонения от типового при определении прибыли постоянных представительств как в рамках двусторонних соглашений, так и национальным законодательством потребовало бы от России серьезных изменений налогового законодательства

Договоренность по государственной поддержке экспортных кредитов (TAD/PG(2011)4 (ДОЭК) приведет к введению платы за предоставление государственных гарантий; к обязательной антикоррупционной, социальной и экологической экспертизе проектов

Требование о расширении прав миноритарных акционеров, но отсутствует механизм защиты от недобросовестного поведения ми-норитариев

Необходимость пересмотра всех изъятий из национального режима, касающихся инвестирования учрежденными предприятиями под иностранным контролем

3 Высокие показатели коррупции Возложение уголовной ответственности юридических лиц потребует масштабного пересмотра российской правовой системы, так как она ориентирована на физических лиц

Недопущение освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием по делам о подкупе иностранных должностных лиц

Закрепление в качестве отдельных составов преступлений «предложения» и «обещания» дачи взятки

Увеличение срока давности при даче взятки иностранным должностным лицам

Окончание таблицы

№ п/п Претензии Формулировка требований и оценка рисков присоединения к ОЭСР

4 Низкая вовлеченность граждан в политический процесс Закон об иностранных неправительственных организациях, требование регистрации как «иностранных агентов» и отчетов о своей деятельности

Поднимаются вопросы по независимости наших судов их компетенции и транспарентности, свободе собраний и митингов, открытости и подотчетности деятельности правительства, формированию институтов лоббирования и т.д.

Отказ от реципиентной модели одностороннего сотрудничества с ОЭСР (заимствование опыта) в пользу двустороннего взаимовыгодного сотрудничества, основанного на реальном обмене опытом успешных реформ в разных областях

Противники процесса присоединения как к ВТО, так и ОЭСР постоянно приводят тезис «Лучше не иметь никакой договоренности, чем иметь плохую», но Россия уже активно участвует в деятельности ОЭСР в качестве наблюдателя в 13 комитетах и нескольких рабочих группах. Это дает ей право высказывать свою позицию по обсуждаемым вопросам, участвовать в выработке решений и рекомендаций. Статус наблюдателя предоставлен России в Комитетах: по обзорам экономического положения и развития; стали; научно-технической политике; образованию; по занятости, труду и социальным вопросам; законам и политике в области конкуренции; рыбоводству; сельскому хозяйству; по политике в области информации, компьютеров и связи; налоговым вопросам; промышленности, а также в Рабочей группе Совета ОЭСР по судостроению и Рабочей группе Комитета по политике в области охраны окружающей среды по гармонизации наблюдения за нормативной деятельностью в биотехнологии.

В 2012 году Россия выполнила два принципиальных условия членства в ОЭСР: присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок и ратифицировала Протокол о присоединении к ВТО.

Следует обратить внимание на существенные отличия ОЭСР от ВТО. Во-первых, в отличие от ВТО, ОЭСР не имеет обязательных инструментов, невыполнение которых приводит к каким-то экономическим санкциям. В ВТО прописан порядок компенсации, порядок урегулирования споров. У ОЭСР такого нет. Вторым отличием от ВТО является то, что охват проблем, которыми занимается ОЭСР, гораздо шире [5, 6, 7].

Несоответствие модели социально-экономического развития России подтверждают снижающиеся инвестиции в человеческий капитал, которые задают неблагоприятную динамику производительности труда, поэтому Президентом РФ сделано заявление о необходимости темпов ее роста в 2 раза.

Процесс интеграции России в мировую экономику происходил при отсутствии необходимых институциональных образований, способных обеспечить реализацию отечественных интересов на международном уровне. Были предприняты меры для управления внешним долгом государства, но при этом бизнесу не было оказано должного внимания, да и соответствующего контроля. Сложилась неблагополучная ситуация. С одной стороны, государство форсировало погашение своих обязательств, упустив возможность и время реализовать крупномасштабные национальные инвестиционные проекты для обеспечения технологического развития страны. С другой стороны, крупный бизнес занялся офшоризацией, при этом гипертрофировала сфера розничной и оптовой торговли, доля которой составила 30 % ВВП. Эффективность управления государственным долгом остается низкой [8, с. 41-42]. В то время как США перекладывают бремя собственного долга на мировое сообщество, повысив 17 октября 2013 года потолок государственного долга до 16 трлн 600 млн долл., чтобы избежать дефолта.

Следует отметить, что кризис породил и ряд положительных моментов, так в 2008 году в рамках Совета по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития России была создана Рабочая группа по выработке мер преодоления барьеров для развития внешнеэкономической деятельности. За прошедшее время состоялось более 50 заседаний. Участие бизнеса в данной группе свободно.

Развивает свою деятельность Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций - ОАО «ЭКСАР», созданное в 2011 году при Внешэкономбанке. На данный момент количество поддержанных экспортных проектов достигло 38, с объемом экспорта в 2011 году - 19 млрд руб. В 2012 году агентством было предоставлено 15 страховых полисов, с объемом поддержанного экспорта 14 млрд руб. Поставки российской продукции и услуг, которые страхует ОАО «ЭКСАР» приходятся в основном на страны Азии, СНГ, Латинской Америки и Европы. По заявлению заместителя министра экономического развития РФ А.Е. Лихачева, в настоящее время на рассмотрении находятся около 100 проектов на сумму более 210 млрд долл. [9].

Предполагается внедрение в России лабораторной практики, создание национального контактного центра для совершенствования законодательства в области корпоративного управления, инвестиций, экологии, борьбы с коррупцией, улучшения делового климата, присоединения к договоренности об экспортном кредитовании.

МВФ вынужден был внести изменения в прогнозы («World Economic Outlook. Update») о глобальном ВВП на 2014 год в сторону снижения темпов прироста мировой экономики до уровня 3,8 % [9].

Рейтинг России после вступления в ВТО Всемирного банка Doing Business повысился, мы вошли в первую сотню, что является показателем

уровня развитости рыночных институтов. Другие рейтинги тоже повысились, так в рейтинге Bloomberg, из шестого десятка РФ переместились в пятый, наконец, по рейтингу Всемирного форума переместились в седьмой десяток.

Одной из основных задач торговой политики любого современного государства в период глобализации является создание максимально благоприятных условий для доступа товаров, услуг и капиталов на внешние рынки. Даже в такой большой стране, как Россия, емкость отечественного рынка и платежеспособный спрос не всегда достаточны для развития масштабного бизнеса [2, 8].

Вместе с тем либерализация условий международной торговли привела к расширению спектра нетарифных ограничений, используемых государствами с целью защиты национальных производителей. Эта тенденция особенно ясно наблюдается в последние два десятилетия, этому способствует и недостаточная определенность применения и возможность многократного или длительного использования нетарифных барьеров в отношении одного и того же товара.

Анализ ситуации с использованием нетарифных барьеров, проведенный ЮНКТАД, показывает, что с 1995 года (года создания ВТО) произошло практически 30%-ное увеличение масштабов использования мер технического регулирования. Озабоченность вызывают также таможенные и административные процедуры ввоза, правила обращения товаров на рынке.

На протяжении последних десяти лет Минэкономразвития России совместно с российскими производителями проводит системную работу в этом направлении. Суть такой работы заключается, во-первых, в четкой идентификации ограничительных мер; во-вторых, анализе их соответствия международным обязательствам перед Российской Федерацией; в-третьих, проведение консультаций с торговыми партнерами в целях устранения ограничений либо либерализации. Присоединение России к ВТО позволяет задействовать для этих целей и уникальный механизм урегулирования споров, предусмотренный соглашениями данной организации [10, с. 108-109].

Можно привести следующее позитивное соотношение: до вступления в ВТО 23 страны применяли в отношении России ограничительные меры, что по оценкам Министерства экономического развития в марте 2010 года составляло почти 2,4 млрд долл. Действовало более 100 ограничительных мер, которые были в основном дискриминационными. По состоянию на 1 сентября 2013 года 17 стран применяли 74 ограничительных меры в отношении российских товаров (среди них 40 антидемпинговых пошлин). Проводится 7 новых расследований, из них 3 антидемпинговых и 4 специальных защитных, а также 10 пересмотров введенных ранее антидемпинговых мер [9].

Примечательным является то, что в середине февраля 2014 года будут проведены первые официальные консультации по иску от 23 декабря 2013 года Рос-

сии к Евросоюзу в рамках Всемирной торговой организации по энергокорректировкам.

Длительное время при проведении антидемпинговых расследований против российских компаний расчет стоимости товаров производился исходя из европейских, а не российских цен на энергоресурсы. Это позволяло ограничить доступ российских товаров с добавленной стоимостью на внешние рынки. Не учитывалось, что Россия, в отличие от европейских стран не только обеспечивает внутренние потребности в энергоресурсах, но и выступает крупнейшим поставщиком этих ресурсов на мировом рынке. Разница в ценах обосновывается самообеспечением.

Россия планирует использовать стандартную процедуру ВТО - консультации, но если не удастся урегулировать разногласия в досудебном порядке, то потребуется созвать панель арбитров [10, с. 110].

Возникает вопрос, почему к данному иску не прибегли сразу после вступления в ВТО в 2012 году, так как ущерб, по различным экспертным оценкам, составляет от 1 до 1,5 млрд долл. Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, Украине, США. Наиболее подвержены антидемпинговым расследованиям традиционные товары российского экспорта: металлургическая продукция и минеральные удобрения.

Выявление таких мер и пресечение дискриминационного и необоснованного характера их применения является весьма сложным процессом, зависящим от слаженности совместной работы с бизнесом. По итогам работы Минэкономразвития России в 2012 году прекратили свое действие 16 мер, препятствующих доступу российских товаров на зарубежные рынки, по экспертным оценкам сумма предотвращенного ущерба составила более 1 млрд долл. США. За первое полугодие 2013 года - 5 мер и более 155 млн долл. США соответственно [9].

Непоследовательность действий российской стороны может быть обоснована опережающим действием со стороны других участников внешнеторгового оборота, обладающих более развитым институтом правоприменительных мер, а также стратегически непроработанными действиями в отечественной внешнеторговой политике. Ярким примером является введенный утилизационный сбор на автомобили РФ, который привел к иску со стороны Евросоюза, крупнейшего торгового партнера России.

Несмотря на то, что с 1 января 2014 года вступили в силу поправки в российское законодательство, выровнявшие условия платежа для автомобилей российского и иностранного производства, у ЕС все еще остаются претензии к методике расчета этого сбора. Россия длительное время выступает ответчиком в рамках ВТО по данному иску [11].

Присоединение России к ВТО позволило автоматически устранить ряд ограничений, препятствующих доступу российских товаров на внешние рын-

ки. Такие меры явно не соответствовали правилам данной организации. Речь идет о квотировании импорта российских сталепродуктов на рынок ЕС, квотировании импорта алкогольной продукции в Киргизию, специальной меры в отношении импорта плоского стекла в Турцию.

Российские производители должны согласовать аргументы, которые свидетельствуют о дискриминационности применяемых иностранными государствами ограничительных мер и их несоответствия правилам данной организации. Препятствием на этом пути является практика расчета демпинговой маржи ЕС, имеет место корректировка цены на российские энергоносители (газ) в стоимости окончательного товара. Следовательно, пришло время для переноса данной дискуссии на площадку органа по урегулированию споров ВТО.

Ранее мы представили механизм разрешения спора, который сложился в рамках ВТО, - дипломатические переговоры [10, с.107-109].

Действие страны в рамках структуры ВТО приводит к контролю со стороны секретариата организации. Принятие по итогам процедуры разрешения споров решения вынуждает страну в течение определенного времени что-то устранить, при этом она должна направить всем другим странам нотификацию о том, что таким-то актом рекомендации были исполнены. За этим процессом следит ВТО.

Взаимная договоренность об урегулировании какого-то двустороннего вопроса не требует извещения об этом ВТО. В этом случае просто две страны друг друга уведомляют о принятых мерах, иногда с использованием дипломатических каналов, иногда по электронной почте.

Эффективность данной схемы примирительных процедур подтверждает статистика ВТО - свыше 70 % возникающих споров разрешаются на стадии консультаций и не доходят до арбитража.

Введение утилизационного сбора РФ не позволило своевременно воспользоваться примирительными процедурами в рамках ВТО для устранения большинства необоснованных ограничительных мер к российским экспортерам.

Лояльность и вариативность процедуры ВТО разрешения торговых споров проявляются в том, что они могут начаться, продолжаться и завершиться в любой из стадий процесса урегулирования спора. Обоюдное решение сторон отменяет решение арбитражной комиссии. Данный механизм требует оперативности и настойчивости со стороны участников, наличия правозащитных институтов.

Противоречие состоит в том, что участниками внешнеторгового оборота являются фирмы (предприятия), а разрешение споров происходит между государствами-членами ВТО.

Слабость собственного резерва профессиональных консультантов по торговой политике, не только для ВТО, но и для работы по другим торговым соглашениям, с Таможенным союзом, зоной свободной торговли СНГ, инвест-соглашениями.

Работа по обеспечению благоприятных условий доступа российской продукции будет продолжена по следующим направлениям:

1) профилактика и предотвращение установления необоснованных торговых барьеров на пути конкурентоспособного российского экспорта, включая работу по пересмотру действующих антидемпинговых мер и либерализации иных барьеров в торговле со стороны торговых партнеров Российской Федерации (совместно с производителями);

2) устранение дискриминационного подхода в отношении товаров российского происхождения на зарубежных рынках;

3) совершенствование системы идентификации торговых ограничений и их устранения в рамках партнерства с бизнесом по обеспечению благоприятных условий доступа российских товаров, услуг и инвестиций на зарубежные рынки.

Присоединение России к ВТО, по логике, упростило доступ российских экспортных товаров на зарубежные рынки. Однако в условиях высокой конкуренции на новых рынках необходима эффективная система государственной финансовой поддержки экспорта.

В последние годы приняты и реализуются программные документы, призванные содействовать развитию внешней торговли. Отмечается рост числа организаций-экспортеров только в 2012 году на 11 % [9].

Со вступлением в ОЭСР в России повысится качество государственных институтов управления, вырастет степень доверия общества к проводимым в стране реформам и в целом к политике государства и действиям власти, улучшится региональный инвестиционный климат.

Длительный переговорный процесс о заключении пакета соглашений между Россией и США, поощряющих взаимную торговлю и инвестиции, был отягощен следующим обстоятельством: принятие позиции американской стороны означало бы необходимость предложить такие же условия примерно 70 странам - торговым партнерам, но это малопродуктивно. В Давосе американским партнерам было предложено заключить соглашение в такой форме, которая, с одной стороны, соответствовала бы нормам ВТО, с другой стороны, не означала бы распространение этой двусторонней практики на третьи страны [7].

Новое базовое соглашение (НБС) между РФ и ЕС призвано зафиксировать долгосрочные приоритеты взаимодействия России и ЕС и способствовать углублению сотрудничества. Особое значение имеет процесс реализации совместной инициативы «Партнерство для модернизации», в рамках которой осуществляется 180 конкретных проектов в сфере энергоэффективности, транспорта, фармацевтики, сельского хозяйства, науки, на общую сумму порядка 15 млрд евро [11].

Следует учитывать, что ЕС является крупнейшим торгово-экономическим партнером России: на его долю приходится около 50 % внешней торгов-

ли РФ. Однако структура экспорта российского не оптимальна, в основном минеральные продукты (83,3 %), металлы и изделия из них (7,3 %), продукция химической промышленности (3,8 %), это не позволяет увеличить добавленную стоимость и сохраняет сырьевую направленность. В то же время импорт - это машины, оборудование и транспортные средства (52,6 %), товары химической промышленности (21,2 %), продовольствие и сельскохозяйственное сырье (10,8 %). Соотношение объема накопленных инвестиций из стран-членов ЕС в российскую экономику - 287 млрд долл., российских инвестиций в ЕС - порядка 80 млрд долл., также способствуют усилению экономической зависимости [4].

Все это является признаком наличия «ресурсного проклятия» отечественной экономики [12], преодоление которого может быть достигнуто за счет изменения в первую очередь грамотной и взвешенной внешнеторговой политики, умения применить международные нормы, прописанные ВТО, в отношении торговых партнеров, последовательное отстаивание принципов РНБ (режима наибольшего благоприятствования) и национального режима.

Завершением процесса станет подписание трех документов: Конвенции, протокола присоединения, в котором будут прописаны особые условия присоединения к отдельным нормативным актам и соглашения о привилегиях и иммунитетах, определяющего условия деятельности чиновников и представительств ОЭСР на территории Российской Федерации [6]. После этого российская сторона ратифицирует эти соглашения, уведомит об этом ОЭСР, и мы станем членами ОЭСР.

Сотрудничество международных экономических организаций друг с другом способствует преодолению отраслевого принципа регулирования мирохозяйственных связей, когда каждый международный институт обеспокоен лишь теми проблемами, которые определены в его учредительном документе.

Россия стала участником большинства отраслевых международных институтов, приняв на себя нормативные условия. Участие в ОЭСР, не обладающей правом введения экономических санкций, позволяет снизить риски ущерба международной репутации России.

Нормы большинства международных организаций далеки от совершенства, но отсутствие каких бы то ни было общепринятых правил как таковых представляет большие угрозы сохранения баланса интересов в нестабильной экономической ситуации. Участие страны в международных институтах дает право вносить предложения по формированию норм.

Экономический потенциал России позволяет отказаться от реципиент-ной модели одностороннего сотрудничества с ОЭСР, приводящего к заимствованию опыта, перейти к двустороннему взаимовыгодному сотрудничеству, основанному на реальном обмене опытом успешных реформ в разных областях. Однако это достижимо только при участии Российской Федерации в ка-

честве члена ОЭСР, в рамках этой организации осуществляется регулирование практически всех важнейших вопросов экономического развития мира, анализируются и прогнозируются тенденции экономического развития отдельных стран, ведется разработка теоретических и практических подходов к решению мировых финансово-экономических проблем, которые впоследствии кодифицируются в международных соглашениях и договорах.

Список литературы

1. Буторина О.В., Баталова Е.В. Модели управления циклическими процессами: исторический ракурс исследования // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2013. - № 19 (46). - С. 141-154.

2. Королев И. Неопределенность мирового экономического развития: риски для России // Мировая экономика и международные отношения. -2013. - № 4. - С. 3-10.

3. Страны «большой двадцатки» договорились продлить до конца 2016 года срок действия обязательств по отказу от протекционистских мер [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wto.ru/ru/news.asp?msg_id=30343 (дата обращения: 29.09.2013).

4. Оценка последствий присоединения России к ОЭСР: риски и возможности [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/economylib4/mer/activity/sections/foreigneconomicactivity/economic_org anization/russiaoecd/doc20130410_19 (дата обращения: 21.11.13).

5. «Дорожная карта» присоединения России к ОЭСР. Документ Совета ОЭСР C(2007)103/FINAL [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy. gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/foreigneconomicactivity/ economic_organization/russiaoecd/roadmap/roadmap (дата обращения: 10.12.2013).

6. Конвенция об учреждении Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy. gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/foreigneconomicactivi-ty/economic_organization/russiaoecd/doc20130627_08 (дата обращения: 12.12.2013).

7. Справка Минэкономразвития РФ по обязательствам России в качестве члена ВТО [Электронный ресурс]. - URL: http://www.wto.ru/ru/content/docu-ments/docs/spravka_mert.doc (дата обращения: 02.12.2012).

8. Толстоброва Н.А., Постников В.П., Каменских М.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2013. - № 20(548). - С. 37-42.

9. Материалы к выступлению заместителя министра экономического развития Российской Федерации А.Е. Лихачева, 9 сентября 2013 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ foreignEconomicActivity/doc20130909_2 (дата обращения: 20.09.2013).

10. Толстоброва Н.А. Влияние ВТО на организацию контроля за системой допуска зарубежной продукции на российский рынок // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2013. - № 18. - С. 105-121.

11. В преддверии саммита Россия - ЕС европейские чиновники упрекают Россию в протекционизме и грозят судами. У Москвы тоже есть претензии к Евросоюзу («Ведомости», 27 января 2014 г.) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.wto.ru/ru/news.asp?msg_id=30739 (дата обращения: 28.01.2014).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Толстоброва Н.А., Кожемякин Л.В. «Ресурсное проклятие» национальной модели экономического развития [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - URL: www.science-education.ru/113-11308 (дата обращения: 18.02.2014).

Получено 30.04.2014

N.A. Tolstobrova

THE FIRST EXPERIENCE AND THE CONDITIONS OF THE WTO AND OECD RULES ENFORCEMENT

IN RUSSIA

The paper presents the results of research into the Russia's adaptation to the WTO's principles of non-discrimination and fair competition, as well as ease of claiming requirements on behalf of OECD. The difference between operations of the two organizations is demonstrated. The WTO and OECD rules enforcement is meant to secure a non-oil and gas future of Russia and to overcome negative effects of the "curse of natural resources" inherent in the national development model.

Keywords: multilateral rules, conciliatory procedures, mutual agreements, claim statements, discrimination measures, economic sanctions, corporate legislation, business climate, pre-judicial procedures, recipient model.

Tolstobrova Nadejda Aleksandrovna - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Dept. of Economics, Perm National Research Polytechnic University, e-mail: ket@pstu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.