Научная статья на тему 'Перспективы российского автопрома в условиях вступления России в ВТО'

Перспективы российского автопрома в условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
693
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / АВТОПРОМ / РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / WTO / THE AUTOMOBILE INDUSTRY / THE RUSSIAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латыпова К. Д.

Рассмотрены пути экономического развития России, в том числе автомобилепромышленного комплекса в условиях вступления России в ВТО. Предложены меры, которые должны обеспечить повышение конкурентоспособности автомобильных компаний. В статье рассмотрен опыт китайских автомобильных заводов после вступления Китая в ВТО и формы государственной поддержки отечественных предприятий после вступления Росии в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ways of economic development in Russia, including automobile complex in Russia's WTO accession. The measures, which are designed to improve the competitiveness of automotive companies. The article considers the experience of the Chinese automobile manufacturers after China's entry into WTO and the forms of state support for domestic enterprises after joining Russia in the WTO.

Текст научной работы на тему «Перспективы российского автопрома в условиях вступления России в ВТО»

К. Д. Латыпова

ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО АВТОПРОМА В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

Ключевые слова: ВТО, автопром, российская экономика.

Рассмотрены пути экономического развития России, в том числе автомобилепромышленного комплекса в условиях вступления России в ВТО. Предложены меры, которые должны обеспечить повышение конкурентоспособности автомобильных компаний. В статье рассмотрен опыт китайских автомобильных заводов после вступления Китая в ВТО и формы государственной поддержки отечественных предприятий после вступления Росии в ВТО.

Keywords: WTO, the automobile industry, the Russian economy.

The ways of economic development in Russia, including automobile complex in Russia’s WTO accession. The measures, which are designed to improve the competitiveness of automotive companies. The article considers the experience of the Chinese automobile manufacturers after China’s entry into WTO and the forms of state support for domestic enterprises after joining Russia in the WTO.

Состояние российской экономики, в том числе автомобилепромышленного комплекса на сегодняшний день стабильно. Но после вступления в ВТО России, может многое измениться, в том числе и положение отечественного автопрома. Однако, для того, чтобы дать правильную оценку возможной ситуации, необходимо осветить основные положения условий вхождения в ВТО России и меры, которые будут приниматься для эффективной работы отечественных автомобильных предприятий в сложившихся условиях.

Всемирная торговая организация имеет глобальный характер: членами ВТО являются 153 страны мира. Принципы и соглашения ВТО затрагивают товары, услуги, интеллектуальную собственность, разрешение споров и обзор политики стран, входящих непосредственно в эту организацию. Государство, которое претендует на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО, и Россия в этом смысле не исключение.

Россия подала заявку о вступлении в ВТО в 1993г., тогда же была создана рабочая группа по присоединению России в ВТО. Переговоры о возможном вступлении в ВТО России начались в 1995 году, однако лишь к 2000 году они переросли в полномасштабный процесс, охватывающий все аспекты присоединения страны к Всемирной торговой организации [1]. С 1995 по 2011 г. было проведено 31 официальное заседание рабочей группы, целый ряд неофициальных встреч. Основными вопросами в ходе переговоров были господдержка сельского хозяйства,

фитосанитарного и ветеринарного контроля, квот на поставку продовольственной продукции, пошлин на древесину, а также вопрос промышленной сборки автомобилей. Протокол о присоединении России к глобальному торговому клубу был подписан 16 декабря 2011 года в Женеве. Спустя 220 дней с этого момента Россия должна ратифицировать протокол, а также документы, где прописываются правила доступа товаров и услуг на российский рынок. Таким образом, ожидается, что вступление

России в ВТО может произойти в сентябре 2012 года.

Для принятия какой-либо страны в ВТО требуется выполнение определенных условий - 28 основных соглашений и целый ряд так называемых селективных. Причем основные соглашения ВТО носят иногда противоречивый характер. К примеру, торговый либерализм может сочетаться с

протекционистскими методами в отношении

отдельных отраслей или регионов. Основные

соглашения стран-участниц ВТО - о торговле и

тарифах (GATT), о торговле услугами (GATS), о торговых аспектах прав интеллектуальной

собственности (TRIPS), о субсидиях и

компенсационных мерах (регулирует субсидии промышленности), о сельском хозяйстве. В основе соглашений лежат две следующие ключевые идеи:

• страны имеют право на защиту своих

товаров, но эта защита должна сводиться к тарифной. Исключение из данного правила

возможно лишь в случае плохого сальдо торгового баланса. Тогда страна может ввести количественные ограничения на импорт. Странам, имеющим статус развивающихся, предоставляется больше гибкости в этом вопросе;

• снижение, либо полное снятие тарифов и других барьеров с помощью многосторонних переговоров. Каждая страна соглашается на определенный уровень связывания тарифов (график) и должна его придерживаться. Уровень связывания может отличаться от уровня, оговоренного соглашениями о снижении тарифов.

Раз в четыре года страны-члены ВТО собираются на министерскую конференцию для подведения итогов и принятия новых деклараций. Как правило, каждое новое подписанное международное соглашение оборачивается дополнительными требованиями для желающих соискателей членства в этой организации. И не всегда поощрение конкуренции, прописанное в лозунгах ВТО, приводит к оздоровлению и развитию национальной экономики страны. Оно может, наоборот, подорвать

конкурентоспособность, если экономика страны-

соискателя членства в ВТО к этому не подготовлена.

Политическое решение о присоединении России к ВТО принято в нашей стране на высшем уровне. Назывались даже сроки его реализации - не позднее 2004 года. Но одно дело - заявить о намерениях, и совсем другое - реально осуществить их. Ведь это означает готовность либерализовать еще не вполне рыночные секторы национальной экономики и открыть отечественные рынки для зарубежного капитала.

Интеграция России в мировую систему практически произошла, недавно она официально получила статус страны с рыночной экономикой. Россия на протяжении последних лет, по существу, была донором других экономик, о чем свидетельствуют устойчивый отток капитала из страны и переезд значительного числа

квалифицированных кадров за рубеж.

Вступление России в ВТО может кардинально изменить ситуацию. Только один пример - ущерб российского экспорта от антидемпинговых процедур на наши товары составляет не менее $3-4 миллиардов в год. Предприятия теряют громадные суммы от

ограничения доступа их продукции и услуг на международные рынки.

Объективного и независимого анализа последствий присоединения к ВТО для

предприятий, регионов, для социально-

экономического развития страны в целом пока никто не делал. А определить, где будут наши экономические выигрыши и проигрыши от интеграции в мировую экономику, давно пора.

Точно выяснить, что мы умеем лучше всех, а в каких областях конкуренцию пока не выдерживаем. Надо также учитывать, что Россия в настоящее время не располагает достаточным количеством подготовленных специалистов, готовых отстаивать интересы страны в международном торговоэкономическом сотрудничестве.

Что предстоит решить прежде всего? Как заявляет российская Ассоциация менеджеров, сначала «нужна кардинальная перестройка бизнес-менталитета. Предприятиям необходимо начать быструю подготовку к новым, более открытым условиям ведения бизнеса. Когда рынок откроется, будет уже поздно. Российские менеджеры должны иметь как минимум тот же уровень управленческого профессионализма, что и менеджеры

международных компаний. Новые системы мотиваций и корпоративных культур необходимы для обеспечения устойчивости внутри компаний».

Проще говоря, многие предприятия, отрасли и регионы плохо представляют, как надо работать по международным правилам. И это -серьезный минус быстрого присоединения к ВТО. Хотя есть и плюсы. Они заключаются в более сильных возможностях защиты продукции российского экспорта от недобросовестных ограничений на мировых рынках в первоначальном периоде. А если брать долгосрочную перспективу -в стимулировании повышения

конкурентоспособности наших предприятий на

внутреннем и мировом рынках за счет снижения издержек и повышения производительности труда. Быстрее расширятся рынки сбыта, возрастет привлекательность российской экономики для

иностранных инвестиций и партнеров, легче будет вкладывать российские деньги в зарубежные проекты.

Для успешной интеграции России в мировую экономику надо принять новые, более жесткие нормы и правила, которые формируются в рамках транснационального бизнеса и

международных организаций. Защита наших

национальных интересов и повышение конкурентоспособности состоит, прежде всего, не в сохранении барьеров на пути иностранной конкуренции (хотя в определенных формах это неизбежно), а в открытости рынков, повышении прозрачности операций, доступности информации о структуре акционерного капитала компаний, переходе их на международные стандарты финансовой отчетности.

Не вызывает сомнений сама необходимость интеграции России в мировую экономику, при которой, например, невозможно будет долго сохранять искаженную структуру ценообразования, поддерживаемую протекционистской политикой. А как при этом реально защитить отечественных производителей?

Один из путей - ослабление реального обменного курса, при котором импорт становится дороже. Тогда ценовое конкурентное преимущество оказывается на нашей стороне. Многие эксперты финансового рынка склоняются к тому, что это -наиболее логичная политика на ближайшие годы в условиях высоких выплат по внешнему долгу и снижения экспортных цен. Но при всей своей эффективности этот инструмент не дает возможности целенаправленно изменять искаженные пропорции между отраслями, поддерживать именно те предприятия, которые смогут стать «точками роста».

Угрозы для экономики России при вступлении в ВТО таятся в основном в первоначальном периоде. При массовом внедрении на российский рынок международных корпораций с более высоким качеством товаров и низким уровнем издержек российские предприятия могут потерять существенную долю внутреннего рынка. «Низкий уровень производительности труда и низкое качество продукции делают крайне уязвимыми машиностроение, авиационную и автомобильную промышленности, легкую промышленность, сельское хозяйство», - говорят эксперты

Международной организации труда (МОТ). Возможны довольно сильный спад производства и сокращение рабочих мест в этих отраслях.

Данный эффект может затронуть и смежные отрасли, изменив всю структуру производства в России. Увеличится зависимость от импорта, ведь присоединение России к ВТО на диктуемых условиях откроет внутренний рынок не для инвестиций, а для иностранных товаров.

Позитивный эффект от вступления России в ВТО долгосрочен. Повышение

конкурентоспособности российских предприятий может растянуться на годы и дорого обойтись стране - произойдут массовые банкротства промышленных предприятий, снизится уровень реальной заработной платы, а также налоговых поступлений и доходной базы бюджета.

Последствия такой ситуации очевидны.

Условно проблемы присоединения России к ВТО можно разделить на две группы:

• проблемы доступа на международный рынок российских товаров и услуг, определение, в связи с этим, приоритетов развития российской экономики на ближайшее время;

• необходимость изменения действующего законодательства в соответствии с нормами и принципами ВТО.

Самым серьезным экзаменатором действующего законодательства стали не эксперты стран членов ВТО, а отечественные участники внешнеэкономической деятельности и деловые круги, которые не удовлетворены действующими законами, формирующими предпринимательскую среду в России.

При выработке условий членства России в ВТО необходимо, чтобы сиюминутные

коммерческие интересы отдельных стран не стали главным и единственным критерием. Для России нужны полный набор прав, вытекающих из участия в организации, а также временные льготы и периоды для адаптации к отдельным ее обязательствам.

Пока далеко не все отрасли отечественной экономики готовы играть по правилам Всемирной торговой организации, в том числе автомобильные заводы. По данным экспертов МОТ, только 9% российских предприятий чувствуют себя готовыми к конкуренции с зарубежными компаниями. Остальные панически этого боятся, что вполне объяснимо: амортизация основных фондов

предприятий в большинстве отраслей достигает 70%, а денег на техническое перевооружение нет.

Следует сказать, что недооценка негативных факторов вполне может привести к огромному ущербу экономической безопасности России и ее населения, плохо подготовленного экономически и информационно к жестким условиям рыночных отношений.

Многие эксперты автомобильной отрасли уверены, что вступление России в ВТО повлечет значительные отрицательные последствия и для отечественного автопрома. Экономическое развитие страны представлено в «Прогнозе социальноэкономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов», подготовленном министерством экономического развития и принятом правительством [2]. По прогнозам минэкономразвития, авторынок России будет оставаться стабильным и находиться в более выигрышным состоянии, чем западные автомобильные рынки, при условии, если РФ в ВТО вступать не будет. Согласно договоренности с США, Россия должна будет снизить пошлин на ввоз

иностранных автомобилей с 25% до 15% в течение семи лет с момента присоединения к ВТО. Это заметно повысит устойчивое положение иностранных компаний на российском рынке. Преимущества иностранных автомобильных компаний будут заключаться в следующим:

• они смогут экспортировать собранную в России продукцию на европейский рынок в полном объеме, так как все собираемые в России автомобили соответствуют высоким экологическим стандартам;

• благодаря снижению таможенных пошлин возрастет доля импорта иностранных автомобилей, однако предсказать точно насколько именно пока невозможно, так как снижение таможенных пошлин будет происходить очень постепенно.

Если же пошлины будут снижаться быстрыми темпами, то это может привести к тому, что в страну начнут поступать недорогие, но качественные автомобили из Турции, Южной Кореи, Китая или Индии. Это может привести к тому, что производство малотоннажных грузовиков или автобусов резко снизиться. Однако в этой ситуации существуют и плюсы. Одним из возможных плюсов может оказаться то, что наши производители будут комплектовать машины более качественным автокомпонентам из той же Турции, Испании, Италии или стран Восточной Европы. Например, коробки передач, сцепления или светотехника, которые из-за более низких ввозных пошлин лишь ненамного увеличат стоимость отечественных автомобилей, но сделают их более привлекательными для потребителей.

Одним из преимуществ может выступать то, что в данный момент переговоров наше правительство может устанавливать любые пошлины. Вступление в ВТО автоматически не отменит их, на это отводится семилетний период за который они должны снизиться до уровня, соответствующего требованиям ВТО. При этом их можно держать на высоком уровне несколько лет, а затем резко снизить. За этот период автопром должен стать конкурентоспособным: это относится как к производству самих автомобилей, так и к производству запчастей и компонентов.

Ярким примером поведения в сфере автопрома может служить политика Китая после вступления в ВТО в 2001 году: пошлины на ввоз иномарок поднялись до 200%, затем понизились до 100%. Сейчас они составляют 25%. Сам китайский автомобильный рынок непосредственно производит не менее 6 млн. автомобилей в год. Этот наглядный пример показывает, что Китай изначально защитил свой рынок от массового завоза подержанных иномарок и одновременно решил государственную задачу - практически с нуля создавалось массовое автопроизводство, причем с помощью высоких заградительных пошлин начали привлекаться к развитию китайского автопрома практически все значимые мировые бренды и одновременно с этим получая все необходимые технологии [3].

То, что отечественным автозаводам необходимо повышать уровень производимых

автомобилей становится очевидным с каждым годом при росте конкуренции с западными производителями. Для того чтобы удержаться на рынке после вступления России в ВТО, российским автозаводам просто необходимо заняться

разработкой новых продуктов и усилением эффективности производства, так как при текущей ситуации с управлением себестоимостью продукта удорожание местных легковых автомобилей

неизбежно, иначе российский автопром может оказаться в такой же ситуации, как и польский автопром, где после вступления Польши в ВТО в начале 90-х большинство автозаводов прекратило свое существование в связи с огромным потоком новых и подержанных иномарок с Запада.

Одной из существенных угроз может явиться то, что вступление в ВТО приведет к перераспределению долей крупнейших автопроизводителей на российском рынке в пользу компаний из Китая и Южной Кореи. Российские автозаводы могут потерять конкурентное преимущество в виде более низких цен. Как отмечают многие эксперты вступление РФ в ВТО повлечет за собой значительное снижение доли автотехники национального производства в общем объеме ее реализации на внутреннем рынке с 65% до 40-45 % (период с 2011 по 2015гг) [4]. Также последующими последствиями могут стать увеличение доли подержанных автомобилей на внутреннем рынке до 14-15% в 2012 году и 25-30% в 2015 году; ожидается снижение доли автомобильной техники, выпускаемой на территории РФ, с 65% в 2011 году до 40-45% в 2015 году.

Однако членство в ВТО не отменяет протекционистской политики в отношении автопрома со стороны государства. Прежде всего -это защита рынка через налог на импорт автотехники и компонентов на уровне стран БРИК. Одновременно необходимы запрет на импорт машин б/у, и изменение определения понятия новых иномарок - до 1 года вместо действующих 3 лет. Стоимость владения старым автомобилем должна быть настолько велика, чтобы его невыгодно было использовать. Обеспечить это можно, в частности, за счет высоких экологических сборов. Порог для привлечения иностранных инвестиций должен быть достаточно высоким - не менее 32 млн долл., для того чтобы создавать полное производство. А совместные предприятия должны создаваться на паритетных началах - 50 на 50. Для новых производств, прежде всего высокотехнологичных, необходимы налоговые каникулы. Одновременно на постоянной основе должна действовать программа утилизации старых авто. В общем, все известно и с успехом используется в международной практике.

Одним из выходов по увеличению объема продаж отечественных автомобилей может стать появление и закрепление на рынке новых моделей. Так, в конце 2012 года ожидается пополнение моделей автомобилей по так называемой «доступной» цене. К примеру, в конце 2012 года

стартовали продажи ожидаемой модели Lada Granta. Этот автомобиль призван в недалекой перспективе заменить на российских автодорогах устаревшие классические модели. В связи с этим производители устанавливаю цену на этот автомобиль в размере от 229 тысяч рублей. Автозавод также планирует выпустить на рынок еще одну новую модель - Lada Largus - модель в кузове «универсал» на базе румынской Dacia Logan MCV.

Наши компании, естественно, начали

готовиться к новым правилам игры. Для сохранения основных потребителей экспортеры выстраивают вертикально-интегрированные технологические цепочки. Так, Северсталь, производящая продукцию для машиностроительных заводов, открывает собственное машиностроительное производство и скупает крупные пакеты существующих автозаводов (в частности, Заволжского моторного завода). Такую же политику проводит Русал (Сибал) в отношении потребителей-автозаводов

(поглощение ПАЗ и ГАЗ). Идет процесс консолидации финансово-промышленных групп с «центрами прибыли» (экспортер) и «привязанными» к нему потребителями, работающими на внутренний рынок.

Таким образом, снижение государственной поддержки отдельных отраслей может быть частично компенсировано финансовыми потоками из «центра прибыли» в рамках холдинга.

Но если в оценке ситуации на рынке легковых авто мнения экспертов расходятся, то в одном они полностью единодушны - российских производителей грузовиков ждет падение спроса в результате резкого роста импорта недорогих грузовых машин из Китая, а также подержанных авто из других стран. Причина - пошлины на грузовые автомобили будут резко снижены сразу же после вступления России в ВТО. Например, на новые самосвалы массой от 20 тонн пошлина составит 10% вместо нынешних 25%, а через три года опустится до 5%. На подержанные самосвалы возрастом от трех до пяти лет пошлина в размере 30% понизится до 15%, а через три года - до 10%, при этом дополнительная ставка 2,2 евро за 1 куб. см двигателя будет отменена.

В частности, будет сокращен срок действия таможенных льгот, предоставленных в рамках соглашений о промышленной сборке иномарок в России, до 1 июля 2018 года. Для полного выполнения страной обязательств перед иностранными автопроизводителями по этим соглашениям, а срок их действия - до конца 2020 года, было решено выработать меры поддержки за счет бюджета РФ. Минпромторг подготовил меры господдержки участников промсборки после вступления России в ВТО, В России в режиме промсборки работают такие автоконцерны, как Volkswagen, Nissan, Mercedes-Benz, Ford и General Motors и другие. Проблемы, возникающие перед отраслью в связи с присоединением к ВТО, могут быть успешно решены без нарушения правил этого объединения. В целом же членство в организации создаст условия для цивилизованного и

инновационного развития российского автопрома, который со временем станет частью мирового. Говоря о возможных мерах господдержки, не противоречащих нормам и принципам ВТО, следует отметить, что для госнужд следует закупать лишь автотехнику, произведенную в странах ЕЭП -России, Беларуси и Казахстане. Исключением могут стать случаи, когда необходимая техника не выпускается в странах ЕЭП. По его словам, объем выпуска легковых автомобилей в РФ к 2020 году достигнет 3 миллионов штук в год. По данным Росстата, производство легковых автомобилей в РФ в 2011 году составило 1,7 миллиона штук. По объемам продаж автомобилей российский рынок является вторым в Европе после ФРГ и четвертым в мире после КНР, США и Германии. В 2011 году в России было продано 2,798 миллиона автомобилей.

Страны Таможенного союза, куда входят Россия, Казахстан и Белоруссия, договорились о введении утилизационного сбора, который коснется как новых, так и подержанных автомобилей.

Причем отечественным автопроизводителям и тем, кто выпускает иномарки на территории России, достаточно будет предоставить гарантийные

обязательства по последующей утилизации

собственной техники. А те, кто ввозит автомобили из-за рубежа, должны будут заплатить утилизационный сбор. Как отмечают эксперты, таким образом Россия пытается защитить отечественный автопром от импортного «секонд-хэнда», который хлынет в страну после снижения пошлин после вступления в ВТО.

В связи с приближением даты

присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации в последние годы в Республике Татарстан активно проводится работа по адаптации экономики к эффективному функционированию в новых условиях.

В целом, руководители татарстанских предприятий вполне оптимистично оценивают последствия присоединения к ВТО для своих предприятий.

По мнению руководства ОАО «КАМАЗ», присоединение к ВТО не создаст угрозы КАМАЗу и другим производителям грузовых автомобилей, так как уровень таможенных пошлин по этой группе товаров существенно не изменится. Набирающая силу тенденция строительства в РФ автозаводов иностранных компаний приведет к тому, что на территории России будет налажено производство комплектующих с высокими технологиями. В то же

время, ОАО «КАМАЗ» из года в год все активнее выходит на внешние рынки (арабские государства, страны СНГ, Восточной Европы, Африки, Латинской Америки), причем не только продавая готовую продукцию, но и организуя в различных странах совместные сборочные предприятия (Пакистан, Вьетнам, Казахстан).

В целом, по мнению республиканских товаропроизводителей, вступление России в ВТО не окажет значительного негативного воздействия на развитие производства и внешней и внутренней торговли республики. Напротив, членство в ВТО создаст ряд новых возможностей и системных преимуществ для республики и положительным образом скажется на всей системе торговоэкономических отношений Республики Татарстан. Принятие единых общепринятых норм торговли, повышение транспарентности торговой политики и устранение неоправданных ограничений на мировом рынке товаров и услуг могут привести к значительному оживлению внешнеэкономических связей Татарстана и повышению инвестиционной привлекательности. Вместе с тем, усиление иностранной конкуренции на внутреннем рынке остается серьезной угрозой для предприятий республики.

Вступление России в ВТО неизбежно и необходимо признать тот факт, что российской экономике и предприятиям, в том числе, автомобилепромышленным, придется вести свою деятельность в соответствие с экономической и политической ситуацией, в которой будет находиться Россия после вступления и ВТО, и главной задачей отечественных предприятий должно явиться то, чтобы стать

конкурентоспособными, выпускающими

качественную продукцию мирового уровня.

Литература

1. Россия и ВТО // Российская газета.2012 (http://www.rg.ru/sujet/139/)

2. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации.( http://www.economy.gov.ru)

3. Яуцхно А. История развития автопрома в Китае. Чсасть 3 / А.Яцухно //Бизнес и переговоры.2012 (http://bumafan.ru)

4. Аналитическое агенство Автостат. 2012

(http://www.autostat.ru)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Авилова В.В., Дылевская А.И. Проблемы и перспективы вступления РФ в ВТО / В.В. Авилова, А.И. Дылевская. / Вестник Казанского технологического университета.- 2012 - №5.- С.174

© К. Д. Латыпова - соиск. каф. экономики КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.