Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА МОТИВАЦИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА МОТИВАЦИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОТОТИП / ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ / ВЛИЯНИЕ / МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИИ / УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агамирова Е.В., Колоколова И.В.

Цель исследования - выявить взаимосвязь между уровнем мотивации детей младшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом и восприятием образа педагога. Методика и организация исследования. В период с сентября 2022 года по январь 2023 года в эксперименте приняли участие обучающиеся общеобразовательных школ Москвы и Московской области, 61 ребенок в возрасте от 6 до 11 лет, в том числе часть из которых посещают также школьные физкультурноспортивные секции. Оценка восприятия образа педагога физической культуры осуществлялась через исследование «эмоциональных прототипов». Использовалась модифицированная ассоциативная методика «Метаморфозы» (Н.Я. Семаго). Интерпретация данных проводилась по специально разработанной для цели эксперимента схеме. Классификация «эмоциональных прототипов» включала выделение пяти пар альтернативных признаков: симпатия/антипатия («знак» героя); доверие/недоверие («отношение» героя); личность/власть, сила («авторитет» героя), подражание/потребность в защите, опеке (коммуникативная роль); команда/индивидуал («стиль» героя). Оценка уровня мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом осуществлялась с использованием метода анкетирования/опроса (методика Н.Г. Лускановой). Для оценки активности обучающихся на занятиях проводился опрос педагогов, ведущих у них уроки. Взаимосвязь восприятия образа педагога с мотивацией и активностью обучающихся определялась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов эксперимента позволил выявить высокую связь мотивации с симпатией и доверием к педагогу. Результаты эксперимента также показывают, что симпатия ребёнка зависит от ощущаемого им отношения со стороны учителя. При этом отношение к детям педагога (доверие к педагогу) в несколько большей степени оказывает влияние на активность, нежели мотивация, связанная с другими факторами. Авторитет педагога имеет умеренное значение, при этом авторитет личности имеет большую корреляцию с мотивацией, а авторитет власти - с активностью. Таким образом, эмоциональное восприятие детьми личности педагога оказывает существенное влияние на мотивацию детей к занятиям физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Агамирова Е.В., Колоколова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE PERCEIVED IMAGE OF A PHYSICAL EDUCATION TEACHER ON THE MOTIVATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

The purpose of the study is to reveal the relationship between the level of motivation of children of primary school age for physical culture and sports and the perception of the teacher's image. The methodology and organization of the study. The experiment was attended by students of general education schools in Moscow and the Moscow region, 61 children aged 6 to 11 years, including some of whom also attend school physical education and sports sections. The experiment was conducted from September 2022 to January 2023. Assessment of the perception of the image of a physical education teacher was carried out through the study of the "emotional prototype". A modification of the associative technique "Metamorphosis" (N.Ya. Semago) was used in the work. The interpretation of the data was carried out according to a scheme specially developed for the purpose of the experiment. Five pairs of alternative signs have been allocated to identify the emotional prototypes: sympathy / antipathy ("sign" of the hero); trust/distrust ("attitude" of the hero); personality / power, strength (“authority” of the hero), imitation / need for protection and care (communicative role); team/individual ("style" of the hero). The assessment of the level of children's motivation for physical culture and sports was carried out using the survey method (methodology of N.G. Luskanova). To assess the activity of pupils in the classroom, a survey was conducted of teachers who held classes. To measure the correlation between the perception of the teacher's image and the motivation and activity of schoolchildren, the Spearman's Rho was determined. Research results and conclusions. Analysis of the results of the experiment made it possible to identify a high correlation between motivation and sympathy and trust in the teacher. The results of the experiment also show that the child's sympathy depends on the attitude he feels on the part of the teacher. At the same time, the teacher's attitude towards children (trust in the teacher) has a bigger impact on children’s activity than motivation associated with other factors. The authority of the teacher has a moderate value, while the authority of the individual has a greater correlation with motivation, and the authority of power is more interconnected with activity. Thus, children's emotional perception of the teacher's personality has a significant impact on the motivation of children to engage in physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА МОТИВАЦИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогические науки

УДК 372.879.6

ВЛИЯНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА ПЕДАГОГА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА МОТИВАЦИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Екатерина Валерьевна Агамирова, кандидат экономических наук, доцент, Инна Валерьевна Колоколова, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет, Москва

Аннотация

Цель исследования - выявить взаимосвязь между уровнем мотивации детей младшего школьного возраста к занятиям физической культурой и спортом и восприятием образа педагога. Методика и организация исследования. В период с сентября 2022 года по январь 2023 года в эксперименте приняли участие обучающиеся общеобразовательных школ Москвы и Московской области, 61 ребенок в возрасте от 6 до 11 лет, в том числе часть из которых посещают также школьные физкультурно-спортивные секции. Оценка восприятия образа педагога физической культуры осуществлялась через исследование «эмоциональных прототипов». Использовалась модифицированная ассоциативная методика «Метаморфозы» (Н.Я. Семаго). Интерпретация данных проводилась по специально разработанной для цели эксперимента схеме. Классификация «эмоциональных прототипов» включала выделение пяти пар альтернативных признаков: симпатия/антипатия («знак» героя); доверие/недоверие («отношение» героя); личность/власть, сила («авторитет» героя), подражание/потребность в защите, опеке (коммуникативная роль); команда/индивидуал («стиль» героя). Оценка уровня мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом осуществлялась с использованием метода анкетирования/опроса (методика Н.Г. Лускановой). Для оценки активности обучающихся на занятиях проводился опрос педагогов, ведущих у них уроки. Взаимосвязь восприятия образа педагога с мотивацией и активностью обучающихся определялась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты исследования и выводы. Анализ результатов эксперимента позволил выявить высокую связь мотивации с симпатией и доверием к педагогу. Результаты эксперимента также показывают, что симпатия ребёнка зависит от ощущаемого им отношения со стороны учителя. При этом отношение к детям педагога (доверие к педагогу) в несколько большей степени оказывает влияние на активность, нежели мотивация, связанная с другими факторами. Авторитет педагога имеет умеренное значение, при этом авторитет личности имеет большую корреляцию с мотивацией, а авторитет власти - с активностью. Таким образом, эмоциональное восприятие детьми личности педагога оказывает существенное влияние на мотивацию детей к занятиям физической культурой и спортом.

Ключевые слова: эмоциональный прототип, образ учителя, влияние, мотивация, эмоции, уроки физической культуры, дети младшего школьного возраста.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p3-7

INFLUENCE OF THE PERCEIVED IMAGE OF A PHYSICAL EDUCATION TEACHER ON THE MOTIVATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Ekaterina Valerievna Agamirova, the candidate of economic sciences, docent, Kolokolova Inna Valerievna, the candidate of pedagogical sciences, docent, Moscow City University, Moscow

Abstract

The purpose of the study is to reveal the relationship between the level of motivation of children of primary school age for physical culture and sports and the perception of the teacher's image. The methodology and organization of the study. The experiment was attended by students of general education schools in Moscow and the Moscow region, 61 children aged 6 to 11 years, including some of whom also attend school physical education and sports sections. The experiment was conducted from September 2022 to January

2023. Assessment of the perception of the image of a physical education teacher was carried out through the study of the "emotional prototype". A modification of the associative technique "Metamorphosis" (N.Ya. Semago) was used in the work. The interpretation of the data was carried out according to a scheme specially developed for the purpose of the experiment. Five pairs of alternative signs have been allocated to identify the emotional prototypes: sympathy / antipathy ("sign" of the hero); trust/distrust ("attitude" of the hero); personality / power, strength ("authority" of the hero), imitation / need for protection and care (communicative role); team/individual ("style" of the hero). The assessment of the level of children's motivation for physical culture and sports was carried out using the survey method (methodology of N.G. Luskanova). To assess the activity of pupils in the classroom, a survey was conducted of teachers who held classes. To measure the correlation between the perception of the teacher's image and the motivation and activity of schoolchildren, the Spearman's Rho was determined. Research results and conclusions. Analysis of the results of the experiment made it possible to identify a high correlation between motivation and sympathy and trust in the teacher. The results of the experiment also show that the child's sympathy depends on the attitude he feels on the part of the teacher. At the same time, the teacher's attitude towards children (trust in the teacher) has a bigger impact on children's activity than motivation associated with other factors. The authority of the teacher has a moderate value, while the authority of the individual has a greater correlation with motivation, and the authority of power is more interconnected with activity. Thus, children's emotional perception of the teacher's personality has a significant impact on the motivation of children to engage in physical culture and sports.

Keywords: emotional prototype, teacher's image, influence, motivation, emotions, physical education classes, children of primary school age.

ВВЕДЕНИЕ

Активная роль взрослого в процессе усвоения ребёнком общественных ценностей и норм выделялась Л.С. Выготским, Петровским А.В., Амонашвили Ш.А., Галигузовой Л.Н и другими исследователями [1, 2]. Важным аспектом при изучении этой роли является понимание психологического понятия «значение», формы отражения человеком приобретённого опыта как единства общения и обобщения. Педагогическое взаимодействие взрослого и ребенка проявляется в возможности транслирования «значения» - субъектных параметров, которые сознательно или неосознанно, преднамеренно или непреднамеренно, принимаются и преобразуются ребёнком в познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфере и ложатся в основу моделей его поведения. В связи с этим представляет интерес, каким образом распределяется внимание ребёнка к определяющим свойствам и компонентам структуры личности педагога, и в какой мере эти свойства (компоненты структуры личности) оказывают влияние на процессы побуждения его к занятиям физической культурой и спортом.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Эксперимент проводился в период с сентября 2022 года по январь 2023 года. В исследовании принял участие 61 ребёнок в возрасте от 6 до 11 лет, обучающиеся общеобразовательных школ города Москвы и Московской области, в том числе 25% из которых посещают также школьные физкультурно-спортивные секции.

Оценка восприятия образа учителя физической культуры осуществлялась через исследование эмоциональных прототипов.

Эмоциональный прототип рассматривается в рамках исследования как способ восприятия ребёнком внешнего мира, когнитивная схема, в которую включены различные признаки, черты, особенности, ассоциирующиеся с людьми определённого типа.

Для целей исследования использовалась модифицированная ассоциативная методика «Метаморфозы» (Н.Я. Семаго) [3], которая проводилась без дополнительных сти-мульных материалов в устной форме. Методика включает анализ ответов ребёнка на ряд вопросов: «На кого похож твой учитель?» («А почему, почему именно N?»), («Представь, что это действительно N»), «Как ему здесь?» («Как ты думаешь, ему здесь нравится?», «Ученики ему нравятся?»), «Что ему здесь нужно?» («Может быть ему вернуться

обратно?») и другие. Для детей возрастом 6-7 лет применялась отдельная инструкция: «Представь, что мы играем в волшебника. В этой игре волшебник превращает одного из героев известного тебе фильма, а возможно и мультфильма или сказки... в твоего учителя. Как ты думаешь, кто на самом деле твой учитель?». Для удобства анализа ответы были сгруппированы и представлены в виде определённых типов ответов, которые условно можно отнести к 10 категориям (таблица 1).

Таблица 1 - Параметры анализа «эмоциональных прототипов» учителя физической культуры__

Параметр Альтернативные признаки

Выбор 1 Выбор 2

Интерпретация выбора: Благоприятный Неблагоприятный

1. «Знак» героя (оценка отношения ребёнка к названному герою) Симпатия Антипатия

2. «Отношение» героя (как оценивает ребёнок отношение к себе, классу, группе) Доверие Недоверие

Интерпретация выбора: Проактивность Реактивность

3. Авторитет героя (на чём основано влияние героя на ребёнка) Личность Власть, сила

4. Коммуникативная роль (какую роль играет ребёнок в социальном взаимодействии) Подражание Потребность в защите, опеке

Дополнительный параметр:

5. Стиль героя (тип социального взаимодействия) Команда Индивидуал

Ответы ребёнка на вопрос представляют возможность проведения качественной оценки эмоционального восприятия им педагога. Для количественной интерпретации ответов использовалась двоичная балльная система: каждому выбору (альтернативному признаку) присваивался 1 балл при условии соответствия ему характеристик выделенного признака, противоположному признаку присваивалось 0 баллов.

Примеры ответов детей из экспериментальной группы, выражающих положительные эмоции через прототипы: «похож на Ли Шанга из мультфильма Мулан: он такой же сильный, добрый, дружелюбный и всегда всем помогает», А.И. 7 лет (симпатия); «Флеш -это очень быстрый, самый быстрый, супергерой, он прямо как метеор. Она бегает очень быстро, вот мне бы так!», В.А. 8,5 лет (воодушевление, подражание), «на Человека паука: он может делать кувырок вперёд, делать шпагат, драться . (имитирует жестами движения)», А.П. 6 лет (восторг, подражание). Пример негативного выбора: «он не понимает на нашем языке» М.Ш. 9 лет (ответ на вопрос «Как ему здесь?», определяющий альтернативный признак «недоверие»).

Коммуникативная роль оценивается исходя из той роли, в которой себя ощущает ученик при социальной ассоциативной рефлексии. Ребёнок может подражать прототипу учителя, испытывая желание также находится в этой роли, или находиться в позиции человека, на которого направлено воздействие со стороны названного героя: «на Тадаши Ха-мада из Города героев (прим. старший брат главного героя): он очень заботливый и добрый, он может подсказать, как правильно поступать ... сделать тебя лучше», Ф.М. 9 лет (потребность в защите, опеке).

Оценка уровня мотивации детей к занятиям физической культурой и спортом осуществлялась с использованием метода устного и письменного (для детей 9-11 лет) анкетирования (методики Н.Г. Лускановой). Для оценки активности обучающихся на занятиях проводился опрос педагогов, ведущих у них уроки физической культуры и секционные занятия. Взаимосвязь восприятия образа педагога с мотивацией и активностью обучающихся определялась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Дети из экспериментальной группы через эмоциональные прототипы выражали в основном положительные эмоции и восприятие образа педагога по физической культуре: доверие, симпатию и другие (рисунок).

Симпатия 80-

Потребность в защите

Власть

Личность

Подражание

Недоверие

Индивидуал

Антипатия

Рисунок - Распределение выборов детей по признакам эмоционального прототипа (% опрошенных)

Между всеми выделенными признаками и уровнем мотивации и активности отмечена прямая связь (таблица 2). «Симпатия» и «доверие» оказывают значительное влияние на мотивацию (г-0,6 и г-69 соответственно). Результаты эксперимента также показывают, что симпатия ребёнка зависит от ощущаемого им отношения со стороны учителя (корреляция параметров «симпатия» и «доверие» составляет 0,631). При этом на активность в несколько большей степени оказывает влияние отношение к детям педагога (доверие к педагогу), нежели мотивация, связанная с другими факторами (коэффициент корреляции «мо-

тивация-активность» - 0,596).

Таблица 2 - Взаимосвязи компонентов образа учителя и мотивации обучающихся (определены с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена г; а-0,05, п-60, гкр.-0,25)

Параметры «Симпатия» «Доверие» «Авторитет-Личность» «Авторитет-Власть»

Мотивация 0,603 0,694 0,341 0,055

Активность 0,43 0,638 0,254 0,247

Параметры «Подражание» «Потребность в защите» «Команда» «Индивидуал»

Мотивация 0,451 0,04 0,345 0,0136

Активность 0,392 0,171 0,349 0,086

Также большая корреляция наблюдается между мотивацией и желанием подражать педагогу, которое в свою очередь связано с «симпатией» (r=0,74) и харизмой учителя («авторитет-личность», r=0,71). «Авторитет педагога» имеет умеренное значение, при этом «авторитет личности» (харизма, влияние, уважение) имеет большую корреляцию с мотивацией (r=0,34), а авторитет власти (силы, статуса) - с активностью (r=0,25). Приверженность к командному типу социального взаимодействия также оказывает влияние на мотивацию и активность детей.

ВЫВОДЫ

Эмоциональное восприятие детьми личности педагога оказывает существенное влияние на мотивацию детей к занятиям физической культурой и спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутенко Н.В. Психологический регулятив позитивной социализации детей дошкольного возраста / Н.В. Бутенко, Е.Ю. Никитина, А.Н. Богачев // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2021. - №2. - С. 224-244.

2. Вьюнова Н. И. Роль взрослых в развитии самооценки и тревожности первоклассников / Н.И. Вьюнова, М.С. Якимова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - № 3 (55). - С. 20-214.

3. Семаго Н.Я. Метаморфозы. Диагностика эмоциональной сферы ребенка / Н.Я. Семаго // Вестник практической психологии образования. - 2004. - №1. - С. 68-75.

REFERENCES

1. Butenko, N.V., Nikitina, E.Yu. and Bogachev, A.N. (2021), "Psychological regulator of positive socialization of preschool children", Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University, No. 2 (162), pp. 224-244.

2. Vyunova, N. . and Yakimova M.S. (2020), "The role of adults in the development of self-estimation and anxiety in first-grade school students", Scientific notes. Electronic scientific journal of Kursk State University, No. 3 (55), pp. 209-214.

3. Semago, N.Ya. (2004), "Diagnosis of the emotional sphere of the child", Bulletin of practical psychology of education, No. 1, pp. 68-75

Контактная информация: KaterinaAgamirova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.04.2023

УДК 796.926

К ВОПРОСУ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ЮНЫХ

ГОРНОЛЫЖНИКОВ

Надежда Дмитриевна Алексеева, старший преподаватель, Николай Алексеевич Зиновьев, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Сергеевич Смирнов, преподаватель, Балтийский государственный технический университет «Военмех» им.

Д.Ф. Устинова» Санкт-Петербург

Аннотация

Введение. Пространственная ориентация является одним из необходимых для горнолыжников видов координационных способностей. Спортсменам необходимо приспосабливаться к различным меняющимся условиям и ситуациям в момент прохождения трассы. Цель исследования: экспериментально обосновать необходимость внедрения в тренировочный процесс горнолыжников 6-7 лет специальных упражнений, направленных на развитие пространственной ориентации. Организация исследования. Для оценки исходного уровня технико-тактической подготовленности горнолыжников 6-7 лет была проведена контрольная тренировка в дисциплине слалом-гигант, состоящая из двух заездов с фиксацией времени прохождения трассы. На протяжении одного месяца проходил педагогический эксперимент. Далее было проведено повторное тестирование всех занимающихся и опрос спортсменов экспериментальной группы. Затем был проведен анализ полученных результатов. Результаты исследования и их обсуждение. Достоверных различий между результатами групп по итогам контрольных тренировок не выявлено (р>0,05). Результаты опроса: более 80% респондентов отметили, что новые упражнения сделали тренировки более интересными. Вывод. Внедрение упражнений, направленных на развитие пространственной ориентации, в тренировочный процесс горнолыжников 6-7 лет: сформировывает необходимые координационные навыки для горнолыжников; способствует повышению эмоционального фона на тренировочных занятиях; не оказывает отрицательного влияния на технико-тактическую подготовку, несмотря на снижение объема выполнения соревновательных упражнений.

Ключевые слова: горнолыжный спорт, спорт, детский спорт, пространственная ориентация, горнолыжник, спортсмен, техническая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.04.p7-10

DEVELOPMENT OF YOUNG ALPINE SKIERS' SPATIAL ORIENTATION

Nadezhda Dmitrievna Alekseeva, the senior teacher, Nikolay Alekseevich Zinoviev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Aleksandr Sergeevich Smirnov, the teacher, Baltic State Technical University "Voenmeh" named after D.F. Ustinov", St. Petersburg

Abstract

Introduction. Spatial orientation is one of the necessary types of coordination abilities for skiers. Athletes need to adapt to various changing conditions and situations at the time of passing the track. The purpose of the study: to experimentally substantiate the need to introduce into the training process of skiers 6-7 years of special exercises aimed at the development of spatial orientation. Organization of research. To assess the initial level of technical and tactical readiness of the 6-7-year-old skiers, a control training was conducted in the giant slalom discipline, consisting of two races with a fixed track time. A pedagogical experiment was held for one month. Further, repeated testing of all those involved and a survey of athletes of the experimental group were conducted. Then the analysis of the obtained results was carried out. The results of the study and their discussion. There were no significant differences between the results of the groups based on the results of control training (p<0.05). Survey results: more than 80% of respondents noted

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.