Научная статья на тему 'Влияние восприятия музыки на эмоциональное состояние беременных женщин'

Влияние восприятия музыки на эмоциональное состояние беременных женщин Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1341
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕМЕННОСТЬ / ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ / ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / PREGNANCY / PRENATAL PSYCHOLOGY / MUSICAL CORRECTION / PERCEPTION OF MUSIC / A PSYCHO PHYSIOLOGICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Толчинская Елена Ароновна

Статья раскрывает проблему коррекционного влияния восприятия музыки на психологическое состояние беременных женщин. В результате исследования выяснилось, что эффективность музыкальной коррекции зависит от соответствия музыки состоянию беременных женщин и их личностным свойствам. Материалы исследования подтверждают, что особенности музыкального восприятия беременных женщин могут служить музыкально-диагностическим средством. Музыкальная коррекция состояния беременных сказывается на успешности протекания родов, положительно влияет на психофизиологическое развитие детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of musical perception on the state of health and emotions of a pregnant women

The article is devoted to musical correction of pregnant womens state of health. As a result of the research it was found out that efficiency of musical correction depends on conformity of music to a condition of pregnant women and to their personal traits. The materials of the investigation prove that features of pregnant womens musical perception can serve as musical diagnostic means. Musical correction of pregnant womens condition affects the success of delivery; positively influences psychological and physiological development of children.

Текст научной работы на тему «Влияние восприятия музыки на эмоциональное состояние беременных женщин»

Е. А. Толчинская

влияние восприятия музыки на эмоциональное состояние беременных женщин

Исследования влияния музыкального восприятия на самочувствие беременных женщин мало представлены в психологической литературе. Существующие эмпирические факты наблюдения по данной теме, богатый практический опыт редких специалистов (М. Л. Лазарев, 20071; А. Г. Юсфин, 2001, 20032) требуют научного анализа.

Актуальность изучения влияния музыки на состояние беременных велика. Привлечение средств искусства, в частности, музыки в качестве терапевтических и коррекционных методов помощи беременным еще издревле считалось мягким и эффективным способом помощи, позитивно влияющим также и на внутриутробное психическое развитие детей.

В последние годы отмечается все больший интерес психологов к методам арт-терапии в силу ее гуманности, эффективности, малого количества противопоказаний. Известны исследования в области использования музыкальной психотерапии для лечения определенных заболеваний: неврозов3, кардиопатологии4, а также различных других нарушений5. Особая значимость арт-терапии и музыкальной терапии для беременных объясняется следующими обстоятельствами:

1. Ухудшение здоровья людей в России, а также множество негативных социальных факторов осложняют течение беременности и родов. Это вызывает все большую необходимость комплексной психологической помощи беременным женщинам, включающей и целительную силу влияния музыки на самочувствие.

2. В период вынашивания медикаментозные возможности коррекции ограничены.

Эффективность музыкальной коррекции психофизиологического состояния беременных женщин и малая изученность влияния музыки в перинатальный период определяют необходимость научного изучения данной проблемы, дополняя иные существующие отечественные исследования.

Сеансы музыкальной коррекции состояния беременных женщин проводятся нами в течение девяти лет. Исследованы более 300 женщин. Основное внимание в работе уделялось изучению динамики психофизиологического состояния беременных женщин и их личностных свойств, т. к. эти данные играют главную роль в правильном подборе музыки, а также влияют на особенности ее восприятия. Форма проведения занятий с беременными, определенная последовательность событий, выбор образного содержания музыки — все это существенно отражается на эффективности коррекции состояния женщин.

Для изучения психофизиологического состояния женщин в начале и в конце курса занятий была использована методика САН (оценка самочувствия, активности и настроения) и тест М. Люшера.

Занятия с беременными женщинами музыкальной коррекцией продолжительностью 1,5 ч. в группах от 3 до 10 человек проводились 2 раза в неделю. В начале и в конце каждого из них осуществлялась диагностика самочувствия и состояния по показателям теста

© Е. А. Толчинская, 2009

М. Люшера, частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхания (ЧД), контрольной паузы дыхания (КП — проба с задержкой дыхания на выдохе).

Женщины прослушивали 4-5 произведений-миниатюр (шедевры классического искусства, народные песни и романсы без участия голоса и текста) в «живом» фортепианном исполнении.

Образно-эмоциональное содержание пьес определялось в соответствии с целью занятия: уменьшить беспокойство и тревогу, улучшить настроение и состояние беременных женщин. Поэтому логика последовательности прослушивания произведений состояла в следующем: от первых, грустных и тревожных, что соответствует состоянию большинства пришедших на занятие беременных женщин, к спокойной, умиротворенной музыке последующих пьес, способствующих созданию светлого мироощущения в конце занятия.

При выборе первого произведения учитывались не только его образно-эмоциональное содержание, но и ладовая (мажор-минор) и даже тональная окраска. Так же как и образ музыки, ее лад и тональность должны эмпатически влиять на состояние слушателей. Более точному выбору соответствующей состоянию человека тональности помогают результаты, полученные с помощью цветового теста М. Люшера, т. к. совпадение тональной окраски музыки с предпочитаемым выбором цвета способствует положительной слушательской реакции.

Первые 1-2 прослушиваемые произведения исполняются чаще в миноре, который может быть эмоционально близок большинству членов группы. Минор в начале предпочтителен еще и потому, что грустная музыка в большей степени способствует снижению тревожности, а 54,2 % женщин, посещавших сеансы музыкальной коррекции, характеризуются повышенными нейротизмом и уровнем тревожности. Последние 2-3 произведения — это мажорная музыка, т. к. она наилучшим образом помогает достичь главной цели сеанса: вызвать у слушателя светлое мировосприятие. Таким образом, человек с помощью ладовой и тональной окраски музыки может улучшить свое психологическое состояние.

Вторая часть занятия была посвящена упражнению, развивающему навыки релаксации, которая происходит на фоне звучания медитативной музыки в магнитофонной записи и произнесения коррекционного настроя. Цель настроя (словесное обращение к присутствующим) — коррекция состояния беременных женщин с помощью музыки и содержания произносимых слов, дающих установку на светлое мироощущение, на здоровое вынашивание и естественное родоразрешение. Красота звуков и содержание слов также призваны формировать навыки релаксации, особенно полезные во время беременности и родов. После этих двух этапов производилась диагностика самочувствия: ЧСС, ЧД, КП (для выявления его динамики).

Далее следовала более активная часть занятия: беременные женщины разучивали и пели колыбельные песни, а также песни, исполняемые во время ухода за детьми. При этом использовались элементы методики М. Л. Лазарева, называемой «Сонатал». Эмоционально окрашенное общение матери с ребенком помогает установить тонкий музыкальный и вербальный контакт между ними, способствуя раннему и здоровому развитию психических процессов плода. Светлые задушевные мелодии песен и ласковые слова их текстов умиротворяюще влияют на состояние матери. Такое напевно-вербальное контактирование с ребенком корректирует состояние женщины, снимает напряженность и беспокойство.

Последняя форма работы, которая применялась на занятиях — движение будущих мам под музыку. Им предлагалось покинуть кресла и совершать мягкие, плавные и ритмичные

движения в такт танцевальной музыке (использовалась музыка к балетам П. И. Чайковского, вальсы И. Штрауса, танцевальная музыка Бизе, русская хороводная музыка). Цель движения под музыку — переключение с пассивных форм занятия, обогащающих интеллектуальную и эмоциональную сферу участниц, на активную, удовлетворяющую физиологическую потребность в движении. Танцевальные движения и красивая музыка вызывают ощущение удовольствия, прилив энергии, развивают у детей музыкальность и чувство ритма еще до их рождения.

Так же как и в начале сеанса, в конце его происходило тестирование цветовых предпочтений по М. Люшеру.

Изучение характера влияния музыки на состояние беременных позволило сделать следующие заключения:

• Все беременные женщины предпочитают музыку мягкого лирического характера, художественный образ и эмоциональный строй которой — светлые картины природы, грусть, мечтательность.

• Музыка такого характера и образного содержания улучшает психофизиологическое состояние женщин и их настроение, что выражается в снятии напряженности, снижении тревожности, увеличении энергетики.

• Большинство беременных женщин отвергает громкие, диссонантные звучания, печаль и трагизм (особенно при сниженном настроении, плохом самочувствии и при повышенном нейротизме). Очевидно, такая музыка способствует усилению тревожности, ухудшению настроения. Некоторые женщины отмечают двигательную активность плода как отрицательную реакцию на такое звучание. Неприемлемость вибраций низкого художественного качества можно объяснить тем, что у женщин во время беременности повышается чувствительность, с точки зрения звуковой экологии, утончается художественно-музыкальный вкус.

• Драматизм, печальные и тревожные образы в музыке приемлемы для гармоничных, эмоционально устойчивых, отличающихся впечатлительностью и творческим потенциалом женщин и для профессиональных музыкантов.

• Неадекватные реакции как следствие музыкального восприятия (по эмоциональноцветовым ощущениям) встречались у психически травмированных, тревожных женщин, а также у тех, чья беременность протекала с осложнениями.

• Отрицательные реакции восприятия музыки беременными женщинами сходны с подобными реакциями больных неврозами (неприемлемость громкой, диссо-нансной, драматической музыки); положительные же реакции на музыку близки реакциям здоровых людей.

• Музыкальные предпочтения беременных женщин, в основном, зависят от самочувствия и психического состояния в момент восприятия и, в меньшей степени, от личностных особенностей.

Таким образом, исследование особенностей восприятия музыки беременными подтверждает предположение о возможности проведения диагностики с ее использованием.

Динамика самочувствия и состояния женщин в течение курса занятий исследовалась с помощью теста М. Люшера и опросника САН. Динамика самочувствия и состояния в течение каждого отдельного занятия изучалась по ЧСС (частоте сердечных сокращений), ЧД (частоте дыхания), КП (контрольной паузе) и по показателям теста М. Люшера (методика В. И. Тимофеева, Ю. И. Филимоненко6): уровень тревожности (по степени выраженности тревог и компенсаций — ТК) и уровень энергии (вегетативный коэффициент — ВК).

Представленные показатели являются наиболее важными для изучения изменений состояния беременных.

В исследовании участвовали две группы — экспериментальная и контрольная (см. табл. 1). В работе с обеими группами ставилась общая цель — подготовка к успешным родам. Различие заключалось в том, что в экспериментальной группе оказывалась психологическая помощь с использованием музыкальных средств, а в контрольной группе — медикаментозная помощь в условиях 10-дневного пребывания в стационаре.

Таблица 1

Динамика самочувствия женщин в течение курса дородовой подготовки

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

Положительные изменения О трицательные изменения Положительные изменения Отрицательные изменения

ТК (уровень тревог и компенсаций) 40 % Единичные случаи 24,2 % 15,1 %

ВК (вегетативный коэффициент) 17 % Единичные случаи 30,3 % 15,1 %

С (самочувствие) 38,5 % 30,7 % 52,9 % 35,2 %

А (активность) 30,7 % 53,8 % 52,9 % 32,3 %

Сравнение данных, представленных в табл. 1, показывает преимущество экспериментальной группы в положительной динамике важного показателя в состоянии беременных — уровня тревожности к концу занятий. Отрицательная динамика по уровню тревожности и энергии представляет редкие, единичные случаи, в отличие от контрольной группы, где в 15,1 % случаев оказалось характерным ухудшение состояния женщин по этим показателям.

Отрицательная динамика активности (53,8 % женщин экспериментальной группы) может объясняться тем, что у многих женщин обычно прогрессирование беременности физиологически способствует снижению активности наряду с положительной динамикой самочувствия и настроения.

Преимущество контрольной группы в положительной динамике самочувствия и активности к концу курса может объясняться тем, что медикаментозное воздействие является мощным, но имеет большое количество противопоказаний, влияние же музыки на самочувствие — деликатное и в то же время эффективное, почти не имеющее противопоказаний средство. Возможно, поэтому у большего, по сравнению с самочувствием членов экспериментальной группы, числа женщин из контрольной группы к концу курса ухудшилось самочувствие.

В течение одного музыкально-коррекционного занятия изменения самочувствия женщин экспериментальной группы проявлялись следующим образом: устойчивая положительная динамика самочувствия беременных женщин проявлялась в таких показателях, как частота сердечных сокращений (у 54,2 % обследуемых) и контрольная пауза дыхания (у 61,2 %): т. е. происходило возрастание энергетики в сочетании с релаксацией. В свою очередь, в большинстве случаев рост выносливости (контрольная пауза дыхания) влечет за собой нормализацию уровня энергии, измеряемого вегетативным коэффициентом (по цветовому тесту М. Люшера). Наблюдения показали, что положительные изменения указанных

составляющих самочувствия беременных женщин благотворно влияют на готовность к родам и на исход беременности.

В течение курса занятий с беременными уменьшение тревожности наблюдалось у 40 % обследуемых, увеличение энергетики — у 17 % (данные цветовыбора по М. Люшеру); положительная динамика самочувствия наблюдалась у 38,5 % женщин, активности — у 30,7 % (данные получены с помощью опросника САН). Благоприятный исход беременности наблюдался у большего числа женщин из экспериментальной группы, чем из контрольной.

Известно, что на качество вынашивания и его исход оказывает существенное влияние психическое состояние женщины — «временное состояние сознания и настроения, обусловленного личностными свойствами»7. Музыкальные впечатления влияют на изменение настроения, на эмоциональную сферу человека. Изменение эмоционального состояния беременных, от которого зависит их самочувствие, изучалось как в течение одного занятия, так и в течение курса занятий.

В течение курса занятий исследовалась динамика настроения женщин (данные опросника САН).

Таблица 2

Изменения настроения женщин экспериментальной и контрольной групп к концу курса музыкальной терапии

Изменение Экспериментальная Контрольная

настроения группа группа

Положительная динамика 61,5 % 41,1 %

Отрицательная динамика 23 % 47 %

Представленные данные свидетельствуют о преимуществе экспериментальной группы по показателю «настроение».

Таким образом, по таким важным составляющим психофизиологического состояния как настроение и уровень тревоги (табл. 1) положительные изменения происходили у большего числа женщин в экспериментальной группе, чем в контрольной.

Для изучения психического состояния и его динамики в течение отдельного занятия также использовались сравнение показаний цветовыбора и изучение цветомузыкальных ощущений (на основе феномена синестезии). Об изменениях эмоционального состояния женщин в течение занятия можно было также судить на основании анализа самоотчетов беременных, где они оценивали свое состояние в ответ на восприятие музыки.

Реакции на музыкальное восприятие женщин разнообразны. Это положительные и отвергаемые впечатления, адекватные замыслу автора музыки или не соответствующие ему, а также цветомузыкальные ощущения. Сопоставление «цвета» тональной окраски эмоционально приемлемой музыки предпочитаемым и отвергаемым цветам цветовыбора способствует оценке степени адекватности музыкального восприятия и особенностей эмоционального состояния (см. табл. 3): основные цвета теста Люшера соответствуют мажорным тональностям, дополнительные — минорным.

Большинство женщин исследуемой группы (67,7 %) обнаружили в музыкальном восприятии соответствие предпочитаемых цветов теста М. Люшера с «цветом» тональной окраски предпочитаемой музыки. Это проявлялось в качестве оценок состояния женщин после прослушанных произведений, имеющих разные тональности.

Таблица 3

Соответствие музыкальных тональностей цветам спектра

Основные цвета (мажорные тональности) Дополнительные цвета (минорные тональности)

зеленый красный желтый синий Фиоле- товый коричне- вый серый черный

Фа мажор До мажор Соль мажор Си 1» мажор Ми \ мажор Ля |» мажор Ре мажор Ля мажор Ми мажор Си мажор Фа | мажор До | мажор Си минор Фа|минор До |минор Ре минор Ля минор Ми минор Си 1» минор Ми \ минор Ля 1> минор Фа минор До минор Соль минор

Динамика настроения женщин на занятии музыкальной коррекцией также связана с последовательностью следующих друг за другом произведений, которая определена таким образом, чтобы тональности последних соответствовали основным цветам (по М. Люшеру) и желательно желтому цвету, который соотносится со здоровым мироощущением. Этот цвет соответствует в музыке тональностям ре, ля и ми мажор (табл. 3).

Улучшение психологического состояния отмечается в том случае, когда человек начинает предпочитать светлую мажорную окраску последнего произведения, а не отвергать ее, как это часто бывает у тревожных женщин, предпочитающих дополнительные цвета основным. Так происходит решение основной задачи сеанса музыкальной коррекции — сформировать у человека здоровое мировосприятие с помощью тональной окраски и связанного с ней образа музыки. Благодаря образно-эмоциональному содержанию пьес их последовательность отражает переход от грусти, тревоги первых звучаний, отражающих состояние большинства женщин, к спокойной, гармонизующей состояние музыке последующих произведений.

Исследование анкет — самоотчетов женщин — показало, что предпочтения светлых мажорных тональностей заключительных произведений, гармонизующих состояние, встречались у 65,7 % обследуемых.

Подчеркнем, однако, что дело не только в тональной окраске произведения (тем более что она не является устойчивой — тональность может меняться на протяжении одной пьесы несколько раз). На восприятие влияет и содержание музыки с помощью всего комплекса ее выразительных средств (мелодии, гармонии, ритмического рисунка, тональности и др.)

Нередко встречались случаи, когда слушательницы отрицательно оценивали свое состояние, возникающее вследствие музыкального восприятия, при этом их самочувствие имело положительную динамику в течение занятия. Противоречивость таких реакций можно объяснить стремлением организма к саморегуляции (он мудро выбирает полезные для себя вибрации). Это не всегда поддающиеся осознанию реакции. Музыка, воздействуя на подсознательную сферу человека, изменяет его состояние, независимо от его воли и качества понимания музыкального языка. Организм «знает», как отреагировать на воздействие, чтобы включить механизм помощи себе.

Данные об изменениях в эмоциональном состоянии женщин вследствие восприятия музыки, а также соотношение цветовыбора с тональной окраской и образным содержанием воспринимаемой музыки имеют диагностическую ценность. Эти наблюдения раскрывают особенности психологического состояния беременных, а также качество музыкального воздействия на эмоциональную сферу женщин.

Улучшение эмоционального состояния и настроения, вызывая гармоничное мироощущение, повышает качество готовности к родам, о чем свидетельствуют отзывы женщин о занятиях и успешность исхода беременности.

Приведем примеры из практики музыкально-коррекционных занятий с беременными и детьми:

• Наталья Я. Вторая беременность от второго брака. Имеет психотравмирующий опыт предыдущей беременности и родов. Занятия посещала в течение приблизительно 3-х мес. до родов. В начале курса обнаруживалась высокая тревожность вследствие воспоминаний о прошлом опыте. В конце курса тревожность снизилась, появилась уверенность в своих силах, осознание своей ответственности за исход беременности. Роды прошли нормально, без медицинского вмешательства. Состояние новорожденного оценено высоким баллом по шкале Апгар. Психофизиологическое развитие мальчика отличается лучшими, чем у его старшего брата, показателями. Мама полагает, что музыкальная коррекция ее состояния способствовала психологической готовности к успешным родам и благополучному протеканию послеродового периода.

• Александра Е. Вторая беременность. Первые роды — преждевременные, с медицинским вмешательством. Занятия посещала 2 мес. до родов. Состояние в начале курса характеризовалось повышенной раздражительностью, беспокойством за свое здоровье и здоровье ребенка. К концу курса отмечала гармонизующее влияние музыкальных занятий на свое состояние: стала спокойнее, увереннее, появилось более осознанное отношение к вынашиванию и родам. Ребенок родился в срок. В психофизиологическом развитии опережает брата. В возрасте двух лет начал петь. В настоящее время мальчику 2 г. 9 мес. Он более спокойный, уверенный в себе, терпимый, чем старший ребенок. Опережает в интеллектуальном развитии сверстников. Мама успехи сына объясняет положительным влиянием музыкально-коррекционных занятий в период внутриутробного развития и после рождения.

В обоих случаях у детей в большей степени по сравнению с их старшими братьями (при сходных условиях ухода и воспитания) выражены умение сосредоточиваться, музыкальность, сильная привязанность к мамам, доброжелательное отношение к родным и чужим. Мамы отмечают, что оказанная им психологическая помощь, включающая средства музыки, способствовала готовности к родам, улучшая состояние, а также, позитивно повлияла на психофизиологическое развитие детей.

На основе полученных результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1. Восприятие музыки на музыкально-коррекционных занятиях оказывает целебное воздействие на самочувствие беременных женщин, вызывая переживание положительных эмоций. Музыкальная коррекция является эффективным средством психологической помощи в ходе дородовой подготовки.

2. Выбор музыки для музыкальной коррекции зависит, в основном, от психофизиологического состояния беременных женщин и, в меньшей степени, от личностных свойств. Музыка должна соответствовать состоянию женщины по образно-эмоциональному содержанию, при ее выборе необходимо учитывать особенности музыкального восприятия будущих мам:

• Беременные предпочитают лирическую, мелодичную, негромкую музыку.

• Большинство отвергает громкие, диссонансные звучания, печаль и трагизм, особенно при сниженном настроении, плохом самочувствии, повышенном нейротизме.

• Драматизм, печальные и тревожные образы в музыке приемлемы для гармоничных, эмоционально-устойчивых, впечатлительных, с творческим потенциалом женщин, профессиональных музыкантов.

• Неадекватные реакции в результате музыкального восприятия по эмоциональноцветовым ощущениям отмечаютсяь у психологически травмированных, тревожных, с осложненно протекающей беременностью женщин.

• Отрицательные реакции восприятия музыки беременных женщин сходны с подобными реакциями больных неврозами, положительные же реакции на музыку близки реакциям здоровых людей.

3. Особенности музыкального восприятия могут служить музыкально-диагностическим средством, использоваться в качестве своеобразного проективного теста для быстрой оценки психологического состояния слушателей.

4. Музыкальное восприятие беременных женщин положительно сказывается на психофизиологическом развитии детей до и после рождения.

1 Лазарев М. Л. Малыш. Рождение до рождения. М., 2007. 847 с.

2 Юсфин А. Г. Музыкальное восприятие в перинатальном периоде: проблема начала // Сборник материалов конференции по перинатальной психологии и медицине 25-27 мая 2001 г. СПб., 2001. С. 106-107.

3 Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. М., 1997. 162 с.

4 Евдокимова И. А. Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2007. С. 24.

5 Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998. 358 с.; Элькин В. М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. СПб., 2000. 212 с.

Тимофеев В. И. Филимоненко Ю. И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. СПб., 1999, С. 23.

7 Куликов Л. В. Психология настроения. СПб., 1997. С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.