Научная статья на тему 'Коррекция эмоционального состояния беременных женщин с помощью дыхательных психотехник'

Коррекция эмоционального состояния беременных женщин с помощью дыхательных психотехник Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1550
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПСИХОТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА К РОДАМ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / BREATHING PSYCHO-TECHNIQUES / PREPARING FOR GIVING BIRTH / PSYCHO-EMOTIONAL STATE / PHYSIOLOGICAL STATE / PARENT-TO-CHILD COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусакова Галина Ивановна

В статье автор рассматривает некоторые результаты исследования влияния дыхательных психотехнологий на психоэмоциональное состояние беременных женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гусакова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the article reveals some results of the investigation regarding the influence of the breathing techniques upon the psycho-emotional pregnant women's state.

Текст научной работы на тему «Коррекция эмоционального состояния беременных женщин с помощью дыхательных психотехник»

УДК 796.4

Гусакова Галина Ивановна

Центр «Свободное Рождение», г. Санкт-Петербург

sozpsi@mail.ru

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН С ПОМОЩЬЮ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПСИХОТЕХНИК

В статье автор рассматривает некоторые результаты исследования влияния дыхательных психотехнологий на психоэмоциональное состояние беременных женщин.

Ключевые слова: дыхательные психотехнологии, подготовка к родам, психоэмоциональное состояние, физиологическое состояние, детско-родительские отношения.

Одним из актуальных вопросов современного общества остается психическая и физическая полноценность будущего поколения. Беременность и роды для женщины являются временем значительных психических и физиологических перемен, которые нередко сопровождаются депрессивными состояниями различной степени выраженности. Анализ литературы и анализ собственной практической деятельности свидетельствуют об актуальности проведения психопрофилактической работы с беременными по подготовке их к родам.

Психоэмоциональное состояние женщины оказывает значительное влияние на течение беременности и роды, на состояние плода [5] и новорожденного, а так же на родительско-детские отношения в дальнейшем [10; 13]. Характер родительско-детских отношений, начиная с вовнут-риутробного периода и продолжаясь после рождения, формирует особенности подсознательного восприятия ребенком объективной действительности. Пренатальный период - это период не только физического развития плода, но и период формирования базовых психических функций и психоэмоциональных систем человека.

В своем исследовании мы рассматриваем психологическую помощь женщине, решение ее внутренних противоречий, как фундамент будущих родов и психологического здоровья будущего ребенка.

Для коррекции нервно-психического статуса у беременных был применен метод энергосенсорных дыхательных технологий. Используемые дыхательные психотехнологии энергосенсорного класса базируются на российских наработках [3; 9] и адаптированы автором для занятий с беременными в воде.

Дыхание это одна из немногих способностей организма, которая может контролироваться осознанно и неосознанно. Правильно организован-

ное дыхание во время беременности помогает расслабиться, успокоиться, а так же предупреждает развитие кислородной недостаточности для малыша, а во время родов позволяет роженице сконцентрироваться, уменьшить болевые ощущения [13], облегчить течение родов, обеспечить адекватное снабжение кислородом ребенка.

Большой акцент при подготовке к родам делался на управление женщиной своего дыхания и управление состоянием через дыхание. Многие элементы такого дыхания женщины используют в родах. Применение дыхательных практик с физической нагрузкой в воде создают условия для формирования сознательного отношения к беременности, появлению у женщины положительной родовой доминанты, обучение беременных правильному поведению в родах, чтобы по возможности предупредить нежелательные осложнения, как для матери, так и для ребенка. Упражнения на расслабление, как в статике, так и в динамике, совершенствуют саморегуляцию состояний женщины. Умение чередовать полное расслабление с качественным напряжением так же важно для родов, как и эффективное дыхание. Мышечная релаксация помогает регулировать нервные процессы противодействия ежедневному стрессу. Расслабление влечет за собой остановку ненужного организму расхода энергии, нейтрализует утомление, снимает нервное напряжение, улучшает самочувствие, способствует исчезновению отрицательных эмоций, в результате формируется и повышается выносливость беременных.

Вода обладает мощным релаксирующим эффектом и является отличным помощником при работе со страхами и при снятии психологических напряжений. В воде женщина лучше чувствует свое дыхание и поэтому ей легче научиться управлять им. Управление дыханием делает процесс расслабления осознанным, что в дальнейшем, в

повседневной жизни помогает ей закреплять навык управления состоянием через дыхание.

Водные занятия совместно с дыхательными практиками позволяют работать с физическим, с психологическим и с эмоциональным состоянием женщины. У дыхания, помимо физиологической и психологической функции, есть еще и энергетическая (А. С. Захаревич, 2003; В.В. Тонков, 2002). Рассмотрим более подробно функции дыхания.

- Физиологическая. Создается определенная установка на раскрытие естественных возможностей организма. Будущая мама становится ближе к самой себе, к своему естеству. У нее появляется желание вести более активный образ жизни, увеличивается дыхательный и резервный объем легких. Каждая женщина находит свой ритм движения в сочетании с дыханием, что является необходимым элементом подготовки к успешным родам.

- Психологическая. Успокаивается вегетативная нервная система, снимается психический стресс, стимулируется производство эндорфинов, которые повышают границу толерантности к боли, повышается чувствительность и резистентность к стрессу.

За счет дыхательных практик расширяется спектр восприятия женщины, повышая уровень организации психических реакций, улучшается интуиция и сенсорная чувствительность, которая помогает женщине лучше понять и принять своего ребенка и выстроить в дальнейшем более гармоничные материнские отношения.

Акцент при дыхании делается не на внешние эффекты (глубина, ритм, задержки, частота дыхания), а на ощущении тех внутренних энергетических процессов, которые в ней идут: на погруженность состояния, на адекватность поведения, концентрацию сознания. Происходит обучение самонаблюдению, самоконтролю и психической саморегуляции своих состояний в процессе выполнения упражнений в воде по определенной программе. Особое внимание уделяется концентрации внимания женщин на поведение ребенка, т.е. сознанием беременная учится отслеживать одновременно дыхание, движение и ощущения ребенка. Эти приобретенные навыки являются необходимыми на всем протяжении родов для их успешного завершения.

- Энергетическая. С помощью дыхания возможно активизировать энергетические потоки, насыщаться, привлекать тонкие энергоносители

в различные зоны организма [3; 4]. При правильной постановке дыхания можно запустить процесс практически непрерывного набора энергии. «Энергоактивные субстанции с одной стороны, в процессе дыхания поступают через кровь, активизируя работу клеток организма, с другой стороны, с помощью активизированной материи легких образуются новое более активное состояние материальных энергетических носителей. Процесс происходит с выделением большого количества энергии. За счет этого у человека формируется особое состояние энергетичности и жизненности...» [4, с. 94].

Женщина учиться отслеживать процессы, протекающие в ее организме в целом. Дыхание -это лишь связующее звено между сознанием женщины и естественным процессом родов. Происходит обучение занимающихся биосенсор-ному контакту со своими эмоциями и ощущениями физического тела.

Основная цель настоящей работы изучить эффективность воздействия дыхательных психотехнологий на эмоциональную сферу беременных, их нервно-психический статус, физическую работоспособность и функциональные резервы организма.

Организация эксперимента и методы исследования. Совокупная выборка исследованных составил 97 условно здоровых беременных женщин. Выборка случайна (рандромизирована) и репрезентативна по своему составу и включала три группы беременных.

Перед началом эксперимента нами была сформированы контрольная и две экспериментальные группы респондентов, уравненные по возрасту, физиологическому состоянию и особенностям протекания беременности. В каждую из групп входили как здоровые женщины без осложнений протекания беременности, так и те, кто имел различные отклонения в здоровье и протекании беременности.

Первая (экспериментальная) группа состоит из женщин (п=39), которые посещали занятия ак-варелакс1 (средний возраст М=26,9 лет; стандартное отклонение SD=3,8). На момент проведения эксперимента по данным опроса у женщин данной группы выявлены хронические заболевания (п=17) и различные осложнения протекания беременности: токсикоз второй половины (п=1); угроза прерывания беременности в третьем триместре (п=1); тазовое предлежание плода (п=4).

Вторая (контрольная) группа - женщины (п=39), которые не занимались на занятиях по подготовке к родам (средний возраст М=28,2 лет; стандартное отклонение SD=4,0). По данным анкетирования были выявлены хронические заболевания (п=17), токсикоз второй половины беременности (п=2), патология плаценты (п=1), угроза прерывания беременности в третьем триместре (п=1), тазовое предлежание плода (п=2).

Третья группа - женщины (п=19), которые занимались дыханием в зале (средний возраст М=27,3 лет; стандартное отклонение SD=3,8). Методом анкетирования были выявлены хронические заболевания (п=8), задержка внутриутробного развития ребенка (п=1); тазовое предлежание плода (п=3).

Эксперимент включал три этапа:

Первый этап (срок беременности женщин 2730 недель) был ориентирован на изучение и выявление особенностей респондентов. Для оценки нервно-психического статуса, мы использовали следующие методы: Методика «САН» [6], Методика «Шкала тревожности» (Дж. Тейлор) [11], Шкала реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханин) [1], Методика отмеривания временных интервалов [12], Шкала не-рвно-психического-напряжения (Т.А. Немчин, 1983) [1]. Для выявления текущего психического состояния применялись индивидуальные вопросы анкеты и цветовой тест М. Люшера [8]. Для определения типа переживаний беременности у будущей матери использована Методика «Тест отношений беременной» (И.В. Добряков) [7].

Для оценки физиологических состояний мы проводили измерения давления, сердцебиения, содержания кислорода в тканях и фиксировали естественную задержку выдоха (проба Генчи). Для отслеживания физиологического состояния

беременных женщин первой группы в измерения проводились как до, так и после занятий на всем протяжении эксперимента.

Для коррекции нервно-психического статуса и физиологического состояния у беременных экспериментальных групп был использован метод энергосенсорных дыхательных практик.

Второй этап (срок беременности 38-39 недель) был посвящен оценке нервно-психического и физиологического состояния респондентов, а так же оценке эффективности применения дыхательных психопрактик. Использовались те же тесты и методики, что и на первом этапе эксперимента.

Третий этап (при исполнении ребенку 3,5-4 месяца) был направлен на отслеживание субъективных оценок матери и оценки специалистов успешности прохождения родов и состояния ребенка. Для оценки психического развития ребенка использовали методику «Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет» Е.О. Смирновой [2] и замеры часа бодрствования ребенка (нормой считается 4 часа).

Уровень послеродовой тревожности измерялся с помощью методики «Шкала тревожности» Дж. Тейлор и методики отмеривания временных интервалов. Для оценки детско-родительских отношений использовали опросник «Измерение родительских установок и реакций» Е. Шеффера, Р Белла (PARI) [12].

Полученные в ходе исследования данные обработаны с помощью электронного программного пакета Statistica 6.0.

В данной статье мы рассмотрим эффективность применения дыхательных практик в воде на показатели тревожности матери, успешность родов и состояния ребенка.

По результатам нашего исследования психоэмоциональное состояние беременных женщин

Таблица1

Психоэмоциональное состояние беременных женщин на первом этапе исследования (п=97)

Характеристики психоэмоционального состояния Группа первая (n,=39) Вторая группа (n=39) Третья группа (n.3=19)

Средн. значение SD Средн. значение SD Средн. значение SD

Самочувствие 5,1 0,5 5,2 0,3 5,2 0,4

Активность 4,7 0,5 4,8 0,4 4,8 0,7

Настроение 5,7 0,4 5,7 0,4 5,7 0,5

Тревожность (по Тейлору) 19,9 4,6 19,0 5,5 17,7 5,0

Реактивная тревожность 28,1 6,6 26,9 7,3 27,3 6,8

Личностная тревожность 44,9 6,5 47,5 6,4 42,1 5,7

Таблица2

Психоэмоциональное состояние беременных женщин на втором этапе исследования (п=97)

Характеристики психоэмоци-онального состояния Группа первая (п,=39) Вторая группа (п=39) Третья группа (пз=19)

Средн. значение SD Средн. значение SD Средн. значение SD

Самочувствие 5,8 0,4 5,0 0,4 5,7 0,3

Активность 5,4 0,4 4,5 0,5 5,2 0,3

Настроение 6,3 0,3 5,5 0,5 6,1 0,3

Тревожность (по Тейлору) 11,0 2,0 23,05 4,3 11,5 2,0

Реактивная тревожность 19,8 5,2 19,3 5,6 33,4 5,4

Личностная тревожность 45,8 3,7 47,5 6,4 37,8 6,2

всех трех групп на первом этапе нашего исследования характеризовалось следующим образом (табл. 1).

На основании результатов, представленных в таблице 1, можно утверждать, что беременные, входящие во все три группы, отмечают свое физическое самочувствие как хорошее (т1=5,1, т2=5,2 и т3=5,3), то есть они чувствуют себя отдохнувшими, полными сил, здоровыми, но при этом несколько напряженными и утомляемыми. По параметру «активность» у респондентов всех трех групп наблюдались схожие значения в пределах нормы (т1=4,7, т2=4,8 и т3=4,8), что свидетельствует о средней степени их активности. По параметру «настроение» у женщин всех групп, средние значения несколько превышают нормативные показатели (т1=5,7, т2=5,7 и т3=5,7). На наш взгляд, это свидетельствует о положительном отношении женщин к беременности и их позитивном настрое. При этом хотелось бы отметить, что параметры «самочувствие», «активность» и «настроение», - во всех трех группах выражены равномерно, о чем свидетельствует относительно небольшой разброс данных (SD<0,5).

При изучении уровня тревожности с помощью методики Тейлора нами было выявлено, что у респондентов всех трех групп средний уровень тревожности был с тенденцией к высокой (т1= 19,9, т2=19,0, т3=17,7). При этом необходимо отметить, что во всех трех группах большой разброс значений (SD1=4,6, SD2=5,5, SD3=5,0) показателей. Это свидетельствует о том, что во всех трех группах присутствуют женщины, как с низкими значениями, по тревожности, так и с высокими. Для выявления особенностей психоэмоционального состояния мы также сопоставили между собой уровень реактивной (т1=28,1, т2=26,9, т3=27,3) и личностной (т1=44,9, SD1=6,5; т2=47,5, SD2=6,4;

т3=42,1, SD3=6,8) тревожности у респондентов трех групп. Исходя из данных можно утверждать, что уровень реактивной тревожности у наших респондентов на первом этапе исследования практически не выражен. Т.е. наши респонденты не воспринимали ситуацию беременности, как угрожающую и в момент исследования они не пребывали в состоянии тревоги. Важно заметить, что уровень личностной тревожности у всех выше нормы (приближен к высокому уровню). В данном случае мы можем отнести это к особенностям нашей выборки.

Таким образом, мы можем утверждать, что на первом этапе нашего исследования психоэмоциональное состояние экспериментальной, контрольной и третей группы беременных практически не различалось и характеризовалось хорошим самочувствием, среднем уровнем активности, позитивным настроением и несколько повышенным уровнем тревожности как личностной черты.

По окончании эксперимента было проведено сравнение основных характеристик нервно-психического состояния у различных групп (табл. 2).

По представленным данным можно утверждать, что в экспериментальной группе отмечено достоверное улучшение трех показателей психоэмоционального состояния, характеризирующих самочувствие (т1=5,8, SD1=0,4; т2=5,0, SD2=0,4 и т3=5,7, SD3=0,3), активность (т1=5,4, SD1=0,4; т2=4,5, SD2=0,5 и т3=5,2, SD3=0,3), настроение (т1=5,4, SD1=0,4; т2=4,5, SD=0,5 и т3=5,2, SD3=0,3). У контрольной группы отмечена некоторая степень ухудшения по показателям «активность», «самочувствие» и «настроение». Следовательно, дыхательные психотехнологии способствуют улучшению психоэмоционального состояния, сохранению позитивного настроя на роды, ощущению себя здоровыми и активными.

У беременных экспериментальной группы так же выявлена более выраженная динамика изменения нервно-психического состояния: снизился уровень реактивной (т1р=28,1, SD1р=6,6; т2р=19,8, SD2р=5,2) и личностной тревожности (т1л=44,9, SD1л=6,5; т2л=45,8, SD2л=3,7), уровень тревожности по Тейлору (т1т=19,9, SD1т=4,6; т2т=11,0, SD2т=2,0). Важно отметить, что у контрольной группы при втором замере уровень личностной (т1л=47,5, SD1л=6,4; т2л=47,5, SD2л=6,4) и реактивной^ (т1р=26,9, SD1р=7,3; т2р=19,3, SD2р=5,6) тревожности заметно увеличился. Это свидетельствует

о том, что женщины контрольной группы в меньшей степени были готовы к родам, испытывали по этому поводу больше опасений и страха. Следовательно, дыхательные психотехнологии так же способствуют снижению уровня реактивной тревожности и корректируют ее как личностную черту.

Достоверно значимые различия после эксперимента получены так же по методике Люшера («СО» - (Н=54,52542 при р=0,0000), «ВК» -(Н =6,884233 при р=0,0320). Показатель суммарного отклонения «СО» отражает меру несоответствия предпочтений испытуемого эталонной последовательности цветовых предпочтений и тем самым - меру отклонения психофизиологического состояния испытуемого от эталонного состояния устойчивости, уравновешенности, резерви-рованности.

Показатель вегетативного коэффициента «ВК» в численном виде фиксирует особенности отношения испытуемой к психологически активным (оранжево-красный, желтый) и психологически пассивным (темно-синий, зеленый) цветам. Выбор цветов в порядке аутогенной нормы обнаруживает активность женщины, не имеющей явлений переутомления и глубоких внутренних конфликтов. Такая женщина уверена в своих силах, готова к преодолению жизненных трудностей и настроена на будущее оптимистично.

Полученные данные позволили отметить, что наиболее выраженные позитивные изменения психоэмоционального состояния отмечены в группе беременных, занимавшихся дыхательными практиками в воде.

Оценка физических показателей (проба Ген-че, показатели давления, сердцебиения, содержание кислорода в тканях) позволила отметить большую физиологическую подготовленность к родам женщин основной группы. Например, получены достоверно значимые различия по показа-

телям содержания кислорода в тканях. В начале эксперимента группы практически не отличались (т1=96,1, SD1=0,9; т2=96,3, SD2=0,6 и т3=95,6, SD3=0,5). Эти показатели находились в пределах нормы. При завершении эксперимента были выявлены отличия по этому показателю (т1=99,23, SD1=0,8; т2=95,6, SD2=0,4 и ^=97,5, SD=0,5). Эти данные показывают нам, что у беременных женщин экспериментальной группы большая насыщенность кислородом тканей, что является профилактикой гипоксии ребенка. Подтверждением этому явились так же результаты анкеты родов. Наличие гипоксии у детей отмечалось у новорожденных тех матерей, которые не участвовали в занятиях (основная группа (п=1), контрольная группа (п=5), третья группа (п=2)).

Нарушения в родовой деятельности: меди-каметозное вмешательство наиболее часто встречалось в группе женщин, не прошедших подготовку к родам (основная группа (п=0), контрольная группа (п= 11), третья группа (п=3)). Применение эпидуральной анестезии (п=2) и непланового кесарева сечения наблюдалась только в контрольной группе (п=2). По данным системы быстрой оценки состояния новорожденного (шкалаАпгар) видно, что более высокие показатели состояния ребенка были в экспериментальной группе (Ме1=16,46, SD1=0,51; Ме2=16,07, SD2=0,66; Ме3=16,11, SD=0,66).

На основании полученных данных мы можем говорить, что применение дыхательных практик в подготовке к родам повышает успешность родов и состояние новорожденного.

Таким образом, применение энергосенсорных дыхательных практик в водной среде совместно с физической нагрузкой оказывает выраженное позитивное влияние на нервно-психологическое и физиологическое состояние беременных женщин, снижает чувство тревоги перед родами и способствуют рождению более здоровых детей, повышает показатели успешности родов.

Примечание

1 Акварелакс - комплекс дыхательных практик в воде, сочетающий пластику движения, владение телом с постоянной регуляцией дыхания и освоением задержек дыхания.

Библиографический список

1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. - СПб.: СОТИС, 2001. - 320 с.

2. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л.Г. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю Мещеряков. - СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 144 с.

3. Захаревич А.С., Тонков В.В. Способ регулирования эмоционально-психического состояния // Патент на изобретение РФ N° 2135223 от 27.08.1999.

4. ЗахаревичА.С. Дыхание, Сознание, Здоровье человека. Опыт теоретического и экспериментального исследования дыхательных психотехнологий. Монография. - СПб.: Изд. БПА, 2003. - 182 с.

5. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: Авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 1998.

6. Обзоров Н.Н Психодиагностика личности. Часть 1 - СПб.: Академия психологии, предпринимательства и менеджмента; «Облик», 1998. -227 с.

7. ОлифировичН.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. -

СПб.: Речь, 2007. - 360 с.

8. ТимофеевВ.И., Филимоненко Ю.И. Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант). - СПб.: ГП «Иматон», 2001.

9. Тонков В.В. Патент на изобретение .№2169524 «Способ выявления скрытых психических реакций человека» от 21.09.99.

10. ФилипповаГ.Г. Психология материнства: Учебное пособие. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 240 с.

11. Шапарь В.Б. Практическая психология: Инструментарий. - Изд. 3-е - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 768 с.

12. Щеховцова Л. Ф. Консультирование в школе: (В помощь школьному психологу). - СПб., 2003. - 112 с.

13. Bosomworth A., Bettany-Saltikov J. 2006. Just take a deep breath. A review to compare the effects of spontaneous versus directed Valsalva pushing in the second stage of labour on maternal and fetal wellbeing. MIDIRS Midwifery Digest 16(2): 157-165.

УДК 378

Богачева Екатерина Александровна

Саратовская государственная академия права kаpitolinа 19@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

В данной статье проанализировано и раскрыто содержание понятия «педагогическая поддержка» как фактор повышения качества жизни студентов. Основное внимание акцентируется на педагогическую деятельность (поддержку) куратора в самостановлении студентов. Предложена система педагогической поддержки, как фактор, способствующий личностному росту и успешности каждого студента, что способствует повышению качества его жизни.

Ключевые слова: педагогическая поддержка, куратор, качество жизни, студент.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В основе поведения человека находится «рефлекс цели» - стремление достигнуть намеченного результата. Для этого нужна постоянная психологическая и педагогическая поддержка.

У истоков обоснования российскими педагогами взаимосвязи воспитания и саморазвития ребенка стоял О.С. Газман, который теоретически и практически, доказал значимость педагогической поддержки и защиты детей. Педагогическая поддержка детей, по О.С. Газману, состоит в совместном с ребенком определении его жизненных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и достичь пози-

тивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Педагогическую поддержку Т. Анохина рассматривает как «систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе, а также помощь в преодолении препятствий самореализации в учебной, коммуникативной, трудовой и творческой деятельности».

В процессе деятельности могут возникнуть трудности, которые студенту сложно преодолеть в одиночку. Тогда требуется помощь взрослого, вступает в силу педагогическая поддержка как необходимый элемент образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.