Научная статья на тему 'Психологическая коррекция самочувствия беременных женщин средствами музыки'

Психологическая коррекция самочувствия беременных женщин средствами музыки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
380
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толчинская Е. А.

Музыкальная коррекция оказывает целебное воздействие на самочувствие беременных женщин, вызывая переживание положительных эмоций. Она является эффективным средством психологической помощи в ходе дородовой подготовки и в дальнейшем сказывается на легкости протекания родов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Music as psychological correction the way the pregnant women feel

Musical correction influences a medical effect on pregnant womens condition by giving them positive emotions. Musical correction is an effective remedy of psychological help during a prenatal period that causes a successful childbirth. Musical perception of pregnant women gives a positive effect on the psychological and physical development of children.

Текст научной работы на тему «Психологическая коррекция самочувствия беременных женщин средствами музыки»

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Е.А. Толчинская

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ САМОЧУВСТВИЯ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Исследования психологической коррекции состояния беременных женщин средствами музыки встречаются редко. Публикации по данной теме и наши исследования свидетельствуют о том, что использование музыки в терапевтических и коррекционных методах помощи беременным является мягким и эффективным способом воздействия, позитивно влияющим также и на психофизиологическое развитие детей до и после их рождения.

Суть целительной силы воздействия музыки в том, что звуковые колебания, воспринимаемые органом слуха, преобразуются в электрические импульсы. Они передаются в кору головного мозга; таким образом, звуки - один из источников энергии мозга, а вместе с ним и организма в целом. М.Л. Лазарев указывает на 3 фактора музыкального воздействия на организм беременной женщины: психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд); физиологический (с помощью которого можно тренировать отдельные функции

ппгяггггзмяУ таи(лпятгиг»тготлй Лаи(лпятгаг\ттигг»<» «лчтт^йгттлг»» пя ^гиг^пги ттпгчття я чгттап ичиги/а Я\иг»_

химические их процессы)'. За счет вызываемых ею положительных эмоций и эстетического наслаждения, музыка активизирует защитные силы организма, что помогает ему самому решать свои психологические и физиологические проблемы2. Музыка влияет на биохимические процессы организма: «Музыкальная стимуляция увеличивает выделение эндорфина и лимфоцитов, которые повышают сопротивляемость организма болезням»3.

Целью нашей работы по МК самочувствия беременных женщин является:

Изучение влияния музыки на самочувствие беременных женщин в зависимости от особенностей музыкального восприятия, личностных свойств и психических состояний.

В соответствии с указанной целью используются следующие методы исследования:

1) опросник С. Будасси для определения акцентуаций характера;

2) опросник Айзенка для определения нейротизма, психотизма, экстраверсии - интроверсии;

3) 16-факторный опросник Р. Кеттелла;

4) анкеты-самоотчеты беременных женщин;

5) методика: самочувствие, активность, настроение (САН);

6) цветовой тест М. Люшера;

7) измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), частоты дыхания (ЧД), контрольной паузы дыхания (КП);

8) метод изучения цветомузыкальных ассоциаций (на основе феномена синестезии).

Новизна исследования заключается в следующем:

1) Впервые изучено соответствие образно-эмоционального содержания музыки состоянию и психологическим особенностям беременных женщин;

2) Исследовано восприятие музыки беременными женщинами, а также эффективность музыкальной коррекции их самочувствия, что является новым вкладом в изучение психологии будущих матерей;

© Е.А. Толчинская, 2006

3) Создана методика по проведению сеанса музыкальной коррекции с беременными женщинами;

4) Определены диагностические возможности музыкального восприятия, результатом чего явился проективный музыкально-диагностический тест.

Работа проводилась в течение 8 лет; исследовано самочувствие 233 женщин на базе поликлиники. Изучались различия музыкального восприятия беременных женщин в зависимости от психического состояния и личностных особенностей; выявлялись диагностические возможности музыкального восприятия, вследствие чего создан музыкально-диагностический проективный тест. Нами исследовалось влияние музыкальной коррекции на самочувствие и эмоциональное состояние беременных женщин, а также - на характер протекания родов. Производился сравнительный анализ динамики самочувствия будущих мам и качества родового процесса в экспериментальной и контрольной группах.

Музыкальное восприятие беременных женщин оказывает влияние на психофизиологическое развитие детей до и после рождения. Проведено сравнение результатов этого изучения в экспериментальной и контрольной группах детей 1 -го года жизни (по 35 человек). Контрольную группу беременных составили женщины, посещавшие дневной стационар женской консультации, где им оказывалась медицинская помощь, но их состояние не было гармонизовано музыкальными звучаниями. Их дети и составили контрольную группу.

Содержание сеанса музыкальной коррекции:

1) Диагностика состояния (измерение ЧСС, ЧД, КП, проведение теста Люшера) для оценки состояния до сеанса;

2) Звучат 4 произведения в «живом» фортепианном исполнении. Репертуар - шедевры классического искусства, народные песни и романсы без участия голоса и текста. Основной критерий подбора музыки - ее образно-эмоциональное содержание: от соответствия настроению слушателя в данный момент к оптимизации его состояния и светлому мироощущению в конце сеанса.

2-я часть сеанса посвящена упражнению, развивающему навык релаксации, которое проводится на фоне звучания медитативной музыки в магнитофонной записи и произнесения коррекционного настроя;

3) Производится диагностика самочувствия по параметрам, указанным выше для оценки динамики состояния. Во время звучания музыки женщины заполняют анкету-самоотчет, оценивая свое состояние в 5-балльной системе с кратким объяснением смысла поставленных баллов. Женщинам предлагается также указать свои цветовые ощущения, возникающие в результате музыкального восприятия. Сеанс завершается цветовым тестом М. Люшера.

Эффективность МК самочувствия беременных жсшцин зависит от правильности выбора музыки для музыкального восприятия. Основной критерий музыкального подбора: самочувствие и психическое состояние слушателя в момент восприятия музыки. Образно-эмоциональное содержание музыки должно соответствовать состоянию человека. Также важным для эффективности МК является учитывание личностных свойств слушателей, возраста, наличия музыкального слухового опыта и др. Для определения эффективности МК самочувствия беременных женщин и выявления динамики в их состоянии важно знать личностные свойства и особенности самочувствия женщин в начале курса занятий.

Анализ личностных свойств и самочувствия беременных женщин показал, что в выборке преобладают женщины подвижной (65,7 % обследуемых) и чувствительной (31,4%) акцентуации характера. Экстраверты составили 40 %, интроверты - 31,4 %

г

обследуемых. 54,2 % женщин обладают повышенным нейротизмом. Около трети беременных (28,3 %) имели неудовлетворительное самочувствие; низкая активность наблюдалась у большинства (56,6 %), при этом 59,4 % обследуемых отличались хорошим настроением (эти данные относятся к началу курса МК).

В ходе работы изучалась динамика состояния женщин в течение всего курса МК, а также в течение одного занятия. В течение занятия снижение ЧСС наблюдалось у 54,2 % женщин, у них достигалась релаксация. ЧД уменьшалась у 25,5 % обследуемых. У остальных эти показатели неустойчивы. КП (контрольная пауза дыхания - показатель выносливости и энергетики человека, проявляющийся в способности некоторое время обходиться без кислорода) увеличивалась в течение сеанса у 61,2 % женщин. Больше всего неустойчивости определялось в динамике уровня тревожности и энергии в течение сеанса МК. Можно предположить, что это связано с самим состоянием беременности, способствующей колебаниям тревожности и энергии у женщин. Таким образом, положительная динамика больше всего касается изменений КП и ЧСС: т. е. у большинства женщин к концу сеанса возрастает выносливость на фоне достижения релаксации. У меньшинства женщин (17 %) положительно менялся ВК (вегетативный коэффициент - показатель энергии по цветовому тесту М. Люшера) и уровню тревожности (также по цветовому тесту). Очевидно, что факторов, влияющих на изменение уровня тревоги и энергии у беременных женщин множество, и музыкальные вибрации - лишь один из них.

В течение курса МК уменьшение тревожности наблюдалось у 40 % обследуемых, увеличение энергии (ВК) - у 17 %. Отсутствие динамики в уровне тревожности обнаружилось у 32 %, в уровне энергии - у 64 % женщин. В единичных случаях, у женщин с осложненно протекающей беременностью эти показатели ухудшились. Разница в динамике этих показателей у женщин экспериментальной и контрольной группы графически выглядят так:

Сравнение данных обеих групп показывает преимущество экспериментальной группы в снижении тревожности, что положительно сказывается на настроении женщин, на самочувствии плода.

Сформированный на занятиях навык релаксации (с применением музыкального звучания) положительно сказался на поведении женщин экспериментальной группы при родах; его смогли применить больше половины женщин (52,3 %), что показывает в 8 раз лучший результат по сравнению с контрольной группой (6,4 %).

Сравнение данных показывает, что количество детей, развивающихся соответственно возрастной норме и опережающих в развитии в экспериментальной группе выше, чем в контрольной. Отставание в развитии детей экспериментальной группы наблюдалось в 5 раз реже, чем в контрольной группе (2,8 % и 14,2 %). Случаи последствий родовых травм у детей экспериментальной группы встречались реже, чем у детей контрольной группы (25,7 % и 45,7).

Музыкальность детей проявляется в наличии заметной концентрации внимания и появлении улыбки при звуках музыки, особенно, знакомой.

Соответствие состояния и личностных свойств беременных женщин их музыкальным предпочтениям, связь музыкально-цветовых ощущений и состояния беременных женщин привели к предположению о диагностических возможностях музыкального восприятия. Благодаря наблюдениям в этой области было составлено более точное представление о личности и состоянии женщин, что позволило подбирать музыку для сеансов и составлять тексты корректирующих настроев. Диагностические свойства музыкального

восприятия отражены в табл. 1,2 и 3. В левой колонке таблицы помещены указания на положительные и отрицательные реакции музыкального восприятия беременных женщин. В правой колонке указаны соответствующие восприятию музыки психические состояния и личностные свойства беременных женщин.

В табл. 1 особенности восприятия музыки указывают только на личностные свойства слушателей; в табл. 2 - на психическое состояние; в табл. 3 - на личностные свойства и на психическое состояние.

Таблица 1

Зависимость особенностей музыкального восприятия беременных женщин от личностных свойств

Особенности музыкального восприятия беременных женщин Личностные свойства беременных женщин

Положительная реакция на глубину содержания серьезной музыки Интровертность, музыкальность, богатый слуховой опыт

Отрицательная реакция на восприятие глубокого философского содержания в музыке Гипертимность, экстравертность при небогатом слуховом опыте

Приемлемость малопонятной по языку музыки Высокий уровень слуховой культуры, профессиональные музыканты, креативность

Широкий круг музыкальных предпочтений Развитое воображение, творческий потенциал, музыкальность, большой слуховой опыт, гармоничный характер, профессиональные музыканты

Отрицательная реакция на «поверхностную» музыку, очень популярные мелодии Развитое воображение, богатый слуховой опыт, профессиональные музыканты

Абстрактный тип музыкального восприятия Логический тип мышления, высокий уровень слуховой культуры, профессиональные музыканты

Таблица 2 Зависимость особенностей музыкального восприятия беременных женщин от психического состояния

Особенности музыкального восприятия беременных женщин Психическое состояние беременных женщин

Повышенная чувствительность к громкости музыки Невротические реакции, невроз, психологическая травма, повышенная тревожность

Отрицательная реакция на диссонантные, драматические звучания Невроз, высокая тревожность, психотравма

Катарсическая реакция на музыкальное восприятие Напряженность, психологическая травма

Таблица 3

Зависимость особенностей музыкального восприятия беременных женщин от личностных свойств и психического состояния

Особенности музыкального восприятия беременных женщин Личностные свойства и психическое состояние беременных женщин

Положительная реакция на грустные образы в музыке Чувствительность, дистимность, возможно депрессивное состояние

Отрицательная реакция на грустные, печальные образы в музыке Гипертимность, повышенная тревожность, психотравма

Положительная реакция на печальные и драматические звучания Музыкальность, творческая направленность гтлАоллплио ПГ иггй > Г1 ГО Г 1 г/-о 1ТТЧ т •>«1 4/4/(1 1ДЬ«-).1Л 11Л1Ч/ Лл1\ии 1 1Л, зрелость, психофизиологическое благополучие

Положительная реакция на веселую, энергичную музыку Экстравертность, гипертимность, психофизиологическое благополучие

Отрицательная реакция на веселую, энергичную музыку Невроз, депрессивное состояние; тревожные интроверты

Неадекватность эмоционально-цветовых ощущений музыки Повышенная тревожность, напряженность, ПСИлОЛОГпЧССКаЯ ТраЕМа; ГИПСрТКМНОСТЬ, МаЛаЯ музыкальность

Высокая потребность в созвучности музыки своему состоянию Психологическая травма, невроз, чувствительность

На основе полученных результатов исследования можно сделать следующие выводы:

1) Музыкальная коррекция оказывает целебное воздействие на самочувствие беременных женщин, вызывая переживание положительных эмоций. Музыкальная коррекция является эффективным средством психологической помощи в ходе дородовой подготовки, что в дальнейшем сказывается на успешности протекания родового процесса;

2) Выбор музыки для музыкальной коррекции зависит, в основном, от психофизиологического состояния беременных женщин и, в меньшей степени, - от личностных свойств. Музыка должна соответствовать состоянию по образно-эмоциональному содержанию, при ее выборе необходимо учитывать особенности музыкального восприятия будущих мам:

• Все они предпочитают лирическую, мелодичную, негромкую музыку;

■ Большинство отвергают громкие, диссонансные звучания, печаль и трагизм, особенно при сниженном настроении, плохом самочувствии, повышенном нейротизме;

• Драматизм, печальные и тревожные образы в музыке приемлемы для гармоничных, эмоционально-устойчивых, у впечатлительных, с творческим потенциалом женщин, у профессиональных музыкантов;

• Неадекватные реакции в результате музыкального восприятия по эмоционально-цветовым ощущениям встречались у психологически травмированных, у тревожных, с осложненно протекающей беременностью женщин;

• Отрицательные реакции восприятия музыки беременных женщин сходны с подобными реакциями больных неврозами, положительные же реакции на музыку близки реакциям здоровых людей;

3) Особенности музыкального восприятия могут служить музыкально-диагностическим средством, своеобразным проективным тестом для быстрой психологической оценки состояния слушателей;

4) Музыкальное восприятие беременных женщин положительно сказывается на психофизиологическом развитии детей до и после рождения.

1 Лазарев М.Л. Сонатал. Школа дородовой педагогики. М., 1993.

1 Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотералию. М., 2003. С. 167.

3 Кэмпбелп Д. Эффект Моцарта / Пер. с англ. Минск, 1999. С. 89.

[Рецензенты: докт. психол. наук, проф. Л.А. Корыстылева, докт. психол. наук., проф. В.М. Вызова]

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.